Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос IV. Социальные теории. Церковная реформа Реформации. Идеология централизованного государства. Теория естественного права. Предшественники утопического социализма.



Вопрос IV. Социальные теории. Церковная реформа Реформации. Идеология централизованного государства. Теория естественного права. Предшественники утопического социализма.

Поворот Ренессанса к человеку и его культуре, освободившейся от диктата теологии, был особенно заметен в области социальных и политических теорий. Новые трактовки общества, государства и права исходили совершенно из других предпосылок, чем в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они теперь стали основываться на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Социальная философия Возрождения развивалась по трем основным направлениям:

ü философия Реформации;

ü политическая философия;

ü философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию церкви, установление более справедливых отношений между богом, церковью и верующими. Она опиралась на новое, ренессансное понимание человека и мира, в социальном плане – на развивавшееся «третье сословие», а в политическом – на недовольство политической элиты многих европейских стран диктатом римского папства и католической церкви. В Реформации отчетливо выявились два основных течения: бюргерско-евангелическое и народно-плебейское. Они различались по социальным целям и мотивам, по степени радикальности, но одинаково опирались на Священное Писание, на христианское учение. Лидерами и идеологами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли и Ж. Кальвин.

Мартин Лютер (1483 – 1546) – основоположник Реформации. Лютер выражал интересы немецких бюргеров, недовольных политикой католической церкви. При этом Лютер опирался на традиции немецкого мистического пантеизма. 31 октября 1517 г. на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что и положило начало открытой борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера:

ü общение между богом и верующим должно происходить напрямую;

ü между богом и верующими не должно быть посредника, берущего мзду, не должно быть католической церкви (единственная опора человека – Священное писание);

ü необходимо упрощение обрядов (из семи таинств осталось только два);

ü церковь должна стать демократичной, а обряды – понятными людям;

ü необходимо уменьшить влияние католического духовенства и римского папы на политику государств;

ü авторитет государственных институтов и светской власти должен быть восстановлен;

ü дело служения богу – не профессия, которую монополизировало духовенство, а функция всей жизни верующих христиан;

ü необходимо освободить образование и культуру от засилья католических догм;

ü необходимо запретить индульгенции;

ü индивид беспомощен перед богом. Единственная возможность спасения – в непосредственной вере человека в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелие Þ название его учения – евангелическое.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи, особо акцентируя возможность активного включения христианина в земные дела. Согласно Кальвину:

ü ключевой идеей протестантизма является идея предопределения: людям изначально предопределено богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

ü все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

ü выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

ü профессия – это не только способ зарабатывания денег, но и место служения богу;

ü добросовестное отношение к своему делу – путь к спасению;

ü успех в работе – признак богоизбранности;

ü вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Ж. Кальвин не разработал собственное религиозно-философское учение и систематизировал идеи М. Лютера, но воплотил протестантизм на практике. Он возглавил реформационное движение в Женеве, сумел добиться признания реформированной в духе своего учения церкви в качестве официальной, попутно упразднив в Женеве католическую церковь и власть Римского папы. Более того, он сумел подчинить кальвинистской церкви светскую власть. На этой основе он провел ряд реформ как внутри собственной церкви, так и в г. Женева: били запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений. Был установлен строгий пасторский надзор за населением с целью воспитания граждан в духе аскетизма, пуританства, добросовестного отношения к работе. Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узко-германского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 – 1525).Он был священником и первоначально примкнул к М. Лютеру, став его рьяным сторонником. Однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, он разошелся со своим учителем. Опираясь на некоторые положения учения Лютера, он выдвинул собственные идеи:

ü необходимо реформировать не только церковь, но и общество в целом;

ü цель изменения общества – достижение всеобщей справедливости, «Божьего царства» на земле;

ü главная причина всех зол – неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

ü частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим, прежде всего – имущество, новый способ организации производства;

ü жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно богу;

ü власть и собственность должны принадлежать простому народу: «ремесленникам и пахарям».

В 1524 – 1525 гг. Т. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим масштабам и целям Крестьянскую войну в Германии. Эта война окончилась поражением, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием социально-политической и вооруженной борьбы за реформу церкви и против католицизма в XVI в. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде европейских государств и религиозное размежевание в Европе, а также торжество протестантизма в Северной и Центральной Европе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.