Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Политическая философия.



Политическая философия.

В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между богом, церковью и человеком, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярком представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Это был современник Л. да Винчи, друг Микеланджело, один из наиболее трезвых умов Ренессанса, который практически полностью освободился от религиозных иллюзий средневековья. Это был человек действия, говоривший: «сначала жить, потом философствовать».

Макиавелли создает новое понимание государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. Макиавелли исходил из эгоистической сущности человека, а общественную жизнь вслед за Л. Валлой и античными авторами трактовал атомистическо-индивидуалистически. Человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, а на первом месте стоит стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в «Государе»: «люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Государство возникает как институт противодействия человеческому эгоизму, способный его обуздать. Макиавелли впервые вводит и сам термин «государство», по-итальянски «stati». Характерно, что в его концепции государства не было места для церкви и религии. Макиавелли впервые предложил четко разделить политику и религию, церковь от государства. В его понимании политика является автономной стороной человеческой деятельности, воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости (фортуны). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Хотя Макиавелли и признавал необходимость религии как механизма управления народными массами, способа утешения, но резко выступал против католической церкви, которая, по его мнению, уже изжила себя.

Изучая историческую и политическую практику, Н. Макиавелли пытается выявить мотивы политической деятельности людей. Оказалось, что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым близко подходит к пониманию роли материальных и социальных интересов в развитии общества. Вместе с тем, определяя политику как продукт свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера, он в сущности выводит политику главным образом из психологии.

Концепция фортуны. Фактически под фортуной он понимал объективную закономерность общественного развития. Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается определить соотношение между необходимостью и свободной волей человека. В его трактовке «фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим» [7]. Поэтому Макиавелли подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет virtu – доблестью. Полная реализация доблести – дело практически неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые зачастую губительны. При этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если данный человек считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии «доблесть» отразились те социальные и моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко.

Политическая теория Н. Макиавелли имела в то время актуальное значение, она должна была стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от приходящего в упадок папства и объединил бы раздробленную страну. Тот, кто встал на путь «судьбы и доблести», должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими схемами, правовыми предписаниями, моральными нормами, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться строго проанализированными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом здесь служил Чезаре Борджиа). В «Государе» Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который сочетает в себе качества льва и лисицы. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Правитель как успешный общественный деятель должен руководствоваться «моралью силы» этого мира, но не моралью религиозной. Лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивидов. Вот мораль, отражающая, по Макиавелли, реальность жизни. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по отношению к реальности общества соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестко.

Макиавелли считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что «глас народа – глас Божий», что государь должен быть гибким. И если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. По его мнению, насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика. Однако республиканская форма правления не всегда возможна и целесообразна, если в народе не развиты гражданские добродетели. По существу Макиавелли впервые предложил идею политического прагматизма.

«Мораль силы» Макиавелли часто определяется как образец циничности аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства». Сегодня макиавеллизм понимается и осуждается как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчиненной никаким моральным критериям, как деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.