Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гуманизм Возрождения.



Гуманизм Возрождения.

Гуманизм [3] в целом означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни человека, а также уважение к человеку, к его мнению, поступкам и личности. Гуманизм начинается тогда, когда человек задумывается о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего существования. Гуманизм также предполагает осознание самоценности человека. Все эти размышления имеют конкретные исторические и социальные предпосылки и направленность, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социальные интересы, диалектично сопряженные с общечеловеческими ценностями.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение, которое сформировалось в период Возрождения исодержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Центром гуманизма была Италия. Деятельность и значение гуманистов надо рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: в связи с исследовательской деятельностью по изучению и публикации старых текстов, с одной стороны, и по развитию мировоззрения, философского мышления, с другой стороны. Поэтому ренессансный гуманизм можно квалифицировать как литературный, филологический.

Характерные черты гуманизма Возрождения:

ü антицерковная и антисхоластическая направленность;

ü стремление уменьшить всемогущество бога и доказать самоценность человека;

ü антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, разума, величия и возможностей;

ü выдвижение новой проблемы – проблемы человека как единства души и тела, при этом происходит реабилитация телесного начала в человеке;

ü сближение человека не с природой, а с понятием бога Þ обожествление человека;

ü принцип доброты человеческой природы и принцип равенства всех людей [4] Þ

ü восхваление активной деятельности человека;

ü определение человека через его личные заслуги, через его активную деятельность Þ акцентированное внимание к индивидуальности, к личности;

ü жизнеутверждающий характер и оптимизм;

ü воспевание человека заметно отставало от его изучения, магия и алхимия еще не уступили место науке в понимании человека.

По своему жанру и форме выражения гуманистическая философия Возрождения сливалась с литературой, излагалась, как правило, иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.

ДантеАлигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» [5]. В своих произведениях Данте, с одной стороны, резюмирует христианское мировоззрение средневековья (характерно иерархическое восприятие мира, типичное для средневековья), а с другой стороны, выражает начавшийся кризис этого мировоззрения. Данте

¨ воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского вероучения;

¨ восхваляет и возвышает человека;

¨ отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания;

¨ признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

¨ верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек сам ответственен за свое благо и судьбу, решающим условием здесь являются его личное качества, но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение. Известно, что Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера Брабансткого. Все это порождает у него идею о том, что задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего теоретического, воплощение их в практической деятельности.

Характерна антицерковная позиция Данте. Церковь должна заниматься лишь вопросами «вечности», а земные дела являются уделом самих людей. Люди стремятся к земному счастью, всеобщему и прочному миру. Здесь мы видим контуры ренессансной идеи двойственной истины. И хотя мировоззрение Данте содержит еще много наивных представлений и схоластических аргументов, но она сильна своей стержневой идеей: все человеческое должно быть подчинено человеческому разуму.

Общепризнанный родоначальник ренессансного гуманистического движения в Италии Франческо Петрарка (1304 – 0374), прозванный «отцом гуманизма». Он автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» и других трудов. Он известен как неутомимый собиратель подлинных латинских текстов и пропагандистом античной культуры. Причем он был одним из первых сторонников исторического подхода к античной культуре. Он уже гораздо более решительно, чем Данте, противостоит схоластической традиции и разрабатывает ряд новых идей:

¨ человеческая жизнь дается только один раз и является уникальной;

¨ человек должен жить не для бога, а для самого себя;

¨ человеческая личность должна быть свободна – как физически, так и духовно;

¨ человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

¨ человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, он имеет для этого достаточный потенциал;

¨ загробной жизни, скорее всего, не существует, а бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

¨ человек не должен приносить себя в жертву богу, а должен свободно наслаждаться жизнью и любить;

¨ внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Петрарку интересовали прежде всего внутренние, этические проблемы человека, что является уже признаком индивидуализма эпохи Возрождения. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Христианство он принимает, но только в его несхоластической интерпретации. Петрарка резко отвергает культ авторитета, но не отвергает Аристотеля. Он лишь высмеивает «глупых аристотеликов», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Подчеркивая собственное незнание, Петрарка выражал принцип независимости своего мышления от схоластической университетской учености. Для него подлинное знание – это совокупный опыт человечества, а значит, необходимо сближать между собой античное языческое наследство и христианское учение. Такой синтез позволит лучше понять истинную суть человека.

Формированию гуманистических традиций в итальянской культуре способствовал также флорентиец Джованни Боккаччо (1313 – 1375). В своем знаменитом «Декамероне» он высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию, жизненное полнокровие новых городских слоев. В его творчестве отразились типичные черты мировоззрения Ренессанса: земной характер; телесная чувственность; практический утилитаризм и индивидуализм, которые он выражал живым и сочным языком, понятным простому народу.

Выдающийся гуманист XV в. Лоренцо Валла (1407 – 1457) стал пропагандистом учения античного философа Эпикура, особо ненавистного христианским ортодоксам. Вслед за Эпикуром реальный смысл земного существования Л. Валла видит в наслаждении: в красоте природы, в музыке, вкусной пище и вине, духовном счастье, получаемом с помощью науки, поэзии и искусства. Как видим, наслаждение он понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Его философский подход скорее всего можно назвать натуралистичным. Поэтому он был настроен резко против христианского аскетизма и смирения. В целом же Валла был уже осознанным сторонником гуманизма. Он

¨ беспощадно ниспровергал церковные авторитеты;

¨ критиковал схоластику за искусственность, надуманность и невнимание к насущным проблемам человека;

¨ в центр мироздания ставил человека;

¨ верил в неограниченные возможности человека и в его разум;

¨ призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира к лучшему;

¨ был сторонником равенства мужчины и женщины;

¨ был убежденным сторонником теории двойственной истины;

¨ разрабатывал и применял на практике метод сравнительного анализа, причем впервые – к тексту Нового завета;

¨ аргументировано выступал против светской власти римских пап, при этом сумел доказать подложный характер «Дара Константина», который долгие века служил юридической основой светской власти папства.

На переломе XV – XVI вв. гуманистическое движение захватило и другие страны Европы: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии. В гуманизме этих стран гораздо большую роль играют логика, методология и философия государства и права, в противоположность литературному итальянскому гуманизму. Главными представителями заальпийского гуманизма являлись Эразм Роттердамский и М. Монтень.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 – 1536) голландский философ, филолог и богослов. Наиболее известное его произведение – «Похвала глупости», в которой он обобщил весь свой жизненный опыт, в сатирической форме выразил отвращение к средневековью, к фальшивой морали католической церкви. Он требовал возврата к подлинной христианской морали. Избавившись от догматизма и схоластической псевдоучености, христианство должно стать этикой. Аскетизм, отказ от земной жизни аморальны, смысл жизни состоит в использовании жизненных благ. Философия должна сойти с небес на землю и заняться основными вопросами естественной жизни человека.

Французский гуманист Мишель де Монтень (1533 – 1592) свои рассуждения о человеке и его достоинстве излагал в форме эссе. По сути он и основал этот жанр. Монтень возрождает в новых условиях скептицизм, но это был не скептицизм пессимиста, а скептицизм в духе любви к жизни. Такой скепсис помогал избежать фанатизма и самоуверенности. Это скорее метод достижения истины при опоре на собственный разум, без слепого подчинения авторитетам. Осознание своего ограниченного и несовершенного познания является предпосылкой следующей ступени познания. При этом Монтень трактует познание как процесс.

Этика Монтеня носит натуралистический характер. В противовес христианской добродетели аскетизма и смирения он выдвигает гуманистический идеал яркой, жизнерадостной, любвеобильной и умеренной добродетели, но в то же время достаточно мужественной, честной и непримиримой к злобе, страху и унижениям. Именно такая добродетель соответствует природе, что является высшим критерием. Монтень отстаивает идею независимости и самостоятельности человеческой личности. К богу он относится явно скептически: бог непознаваем, а потому не имеет никакого отношения к делам земным и человеческим. Он считает бога неким неличным принципом. Прогрессивны его воззрения на религиозную терпимость: ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной.

Гуманизм Монтеня также имеет натуралистический характер: человек является частью природы, и потому в своей жизни должен руководствоваться тем, чему его учит природа-мать. Философия должна выступать в роли наставницы, вести к правильной, естественной и разумной жизни.

 

Вопрос II. Неоплатонизм Возрождения.

Гуманизм Ренессанса в Италии в значительной степени ориентировался на Платона. Платонизм стал философской основой антисхоластической борьбы гуманистов эпохи Возрождения. Учение Платона в эту эпоху стало символизировать прогресс и синтез всей философии прошлого, включая античную и христианскую философию, в единое целое. Отличительные особенности неоплатонизма Возрождения:

ü противопоставление чрезмерно систематизированной и окостеневшей схоластической философии и новой философской системы, основанной на идеях Платона и античных традициях;

ü новая картина мира, в которой уменьшилась роль бога и возросло значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

ü хотя божественная природа человека и не отрицалась, но в то же время он трактовался как самостоятельный микрокосм;

ü переосмысление ряда постулатов прежней схоластической философии и ориентация на синтез всех философских направлений и подходов.

Первым традицию платонизма возродил поздний византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360 – 1425), который из уважения к Платону принял имя Плетон. Он хотел преодолеть традиционное догматичное христианство при помощи античного языческого политеизма. В его понимании мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо существует вечно. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. При этом примечательно, что Плетон здесь даже не ссылается не неоплатоническую идею эманации. Для объяснения перехода от бога к миру он прибегает к помощи языческого греческого пантеона богов. Зевс является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, а с помощью особой субстанции природы, имеющий также божественный характер. Такое признание бесконечности бога и природы было первым подступом к позднейшему пантеизму.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом и состоит его божественность. Призвание человека – быть средним звеном, соединяющем эту гармонию.

Наибольшего расцвета итальянский платонизм достиг во флорентийской платоновской Академии, которую возглавлял Марсилио Фичино (1433 – 1499). Именно он перевел на латинский язык все диалоги Платона и труды ведущих античных неоплатоников. В своих работах Фичино выступил против томизма и схоластической догматики. Философия у него уже не служанка теологии, а ее «сестра». Философия как «ученая религия» должна совершенствовать теологию. Бога и мир он понимает в духе пантеизма, но этот пантеизм отличается мистицизмом: бог – первопричина иерархически построенного мира, это – исходная точка, содержащая в себе весь мир, поэтому в мире бог постоянно проявляется через динамические силы. Фичино также выдвинул идею о том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения – проявления общей универсальной религии. Он обосновывает эту идею тем, что идея бога является врожденной, что все в мире происходит от единого совершенного бытия, от бога, поэтому бог один, и религия тоже должна существовать только одна. Примечательно, что Фичино вводит представление о генезисе и развитии религии. Такой подход также был направлен против схоластической догматики.

Фичино акцентирует внимание на душе – ближайшей к телесному миру бестелесной ипостаси. Именно душа обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и телам движение. В результате перенося акцент своей онтологии с бога на мировую душу, Фичино тем самым привлекает главное внимание к миру, который объединяется и воодушевляется душой. Красота, любовь и наслаждение мыслятся в системе Фичино как космические принципы. Человек же – центральное звено космоса, ибо мировая душа – это в сущности его собственная, но только абсолютизированная душа. Прославляя мощь человека, Фичино считает его способным к господству над миром природы. Гуманистическая ориентация здесь проявляется в том, что Фичино в духе Платона ставит перед человеком задачу совершенствования с тем, чтобы приблизиться к наивысшему сущему, к богу.

Другой виднейший представитель флорентийских неоплатоников – Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494). Он попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения на базе платонизма и создал довольно эклектическое произведение «900 тезисов», которое он собирался защищать в диспуте против философов всей Европы. Но тезисы были объявлены Римским папой еретическими. Основные положения Мирандолы:

¨ необходимо возвысить человека и в то же время отделить его от окружающего мира с тем, чтобы признать его отдельной реальностью – четвертым миром космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским;

¨ признать за человеком полную свободу выбора;

¨ пантеизм: бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует;

¨ природный мир возник не из ничего, а из хаоса, неупорядоченность которого интегрирует бог Þ здесь бог понимается как завершающая сущность мира;

¨ мир прекрасен в своей сложной гармоничности и исконной противоречивости. Противоречивость же в том, что, с одной стороны, мир находится вне бога, а с другой стороны, его становление божественно;

¨ впервые попытался проанализировать магию с рациональной точки зрения, выделяя: «черная магия» есть проявление злых, демонических сил, которые стремятся сделать человека своим рабом, а «белая магия» – это постижение природных тайн Þ ее правильнее называть «естественной магией»;

¨ рациональное переосмысление астрологии: судьбу человека определяет не сверхъестественная сила совокупности звезд, а его собственная свободная активность;

¨ гуманистическая трактовка человека: человек – это особый микрокосм, который нельзя отождествить ни с одним из трех «горизонтальных миров» неоплатонической структуры, ибо он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность и жизнь собственной волей.

В работе «Речь о достоинстве человека» Мирандола формулирует принцип антропоцентрического гуманизма: человек есть свободный творец, способный оценить все величие бога. Свое достоинство он реализует, пройдя три ступени познания, ведущие к истинному благу:

1) этика – она усмиряет страсти, учит распознавать добро и зло, идти по пути добра;

2) натурфилософия – она открывает человеку тайны природы;

3) теология – она дает глубокое познание тайн мироздания.

Оценивая теологию как вершину человеческого знания, Мирандола вместе с тем подчеркивает, что истина теологии способна открыться лишь разуму, подготовленному философией. «Без философии нет человека, – восклицает он, – философия – необходимая потребность всех людей, а не только избранных, она дает простор для творческой самореализации и позволяет зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений».

Особое место в развитии неоплатонизма Возрождения принадлежит германскому философу и богослову XV в. Николаю Кузанскому (1401 – 1464). Он был одним из первопроходцев нового мышления эпохи Возрождения, соединяя культуру средневековья и энергично наступавшую культуру гуманизма. Как служитель католической церкви он подчинялся конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. В онтологии он придерживался пантеизма. Он сближал бога как бесконечное существо с конечным миром, трактуя его при этом как актуальную бесконечность, которая проявляется в мире – потенциальной бесконечности. Кузанец впервые вводит в философию принцип «развертывания». Отсюда он выводил:

Ø онтология:

¨ не существует разницы между богом и его творением, иначе говоря, мир един, а бог и окружающий мир – одно и то же;

¨ «единое» (бог) и «бесконечное» (мир, его творение) относятся между собой как минимум и максимум, поскольку бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; Þ

¨ закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя Þ сущность и существование неразрывны, и бытие едино;

¨ едины идея и материя;

¨ реально существует, поглощая все остальное, актуальная бесконечность;

¨ Вселенная бесконечна, не имеет начала и конца, не имеет центра;

¨ Земля не является центром Вселенной (это явный отход от традиционной геоцентрической картины мира); более того, как видим, Кузанец

¨ фактически не признает принцип креационизма, заменяя его неоплатоническим принципом эманации для объяснения появления бога в мире и его свертывания обратно;

¨ Вселенная – это чувственно изменчивый бог, абсолютный и завершенный, но при этом мир, все сущее заключено в боге, а не бог – в окружающем мире;

¨ бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически: вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом;

¨ в своей космологии Кузанец приходит к идее релятивности движения;

¨ проблема универсалий решается в духе умеренного реализма: общее существует объективно, но только в самих вещах

Ø теория познания:

¨ бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

¨ невозможно достичь абсолютного полного знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не к истинному знанию («ученое незнание» – термин Н. Кузанского);

¨ основой познания выступает противоположность обыденного, конечного, постоянно преодолеваемого знания и знания абсолютного, которое возможно только символически (на основе математических символов) Þ в результате познание мира разворачивается на фоне принципиальной непознаваемости бога. Таким образом, Кузанец, видит в познании: а) процесс; б) динамику и диалектику; в) иначе трактует принцип двойственности истины;

¨ исходя из своей идеи о совпадении противоположностей, Кузанец впервые выдвинул серьезные возражения против закона противоречия Аристотеля;

¨ человек вполне способен познавать природу, и такое познание осуществляется с помощью чувств, воображения, рассудка и разума;

¨ чувственное познание – это начальная стадия познания, она упорядочивается разумом, при этом большое значение Кузанец придавал математике;

¨ если рассудок связан с чувственным познанием, то разум от этого свободен. Разум – это высшая теоретическая способность, которая направлена на выявление, осмысление и преодоление противоположностей. На пути к истине разум соединяет противоположности;

¨ рационализм проявляется в превознесении математики и, особенно, логики: «логика – это искусство, в котором развертывается сила рассудка»;

Ø антропология:

¨ человек трактуется как микрокосм, представляющий собой подобие макрокосма;

¨ человек соединяет в себе как земное, так и божественное, человек – это наиболее значительное божественное творение Þ в силу своей обожествленности человек есть внеиерархическое существо. Но вся эта «божественная полнота совершенства» свойственная человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. В отдельном человеке божественность ограничена, полностью она раскрывается только во Христе;

¨ человек – это также бог, но не в абсолютном смысле. Он выступает ограничением божественного принципа, подобно тому как космос является ограниченным максимумом; но

¨ человек является не только частью целого, но и новым целым, индивидуальностью.

Таким образом, Н. Кузанский, хоть он и был мыслителем (объективно) идеалистического направления и богословом (кардиналом католической церкви), очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира и подготовил почву для более поздних натурфилософских учений Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.