Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема V. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.



Тема V. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

1. Характерные черты эпохи, их отражение в культуре философской мысли. Антропологический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

2. Неоплатонизм Возрождения.

3. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

4. Социальные теории. Церковная реформа Реформации. Идеология централизованного государства. Теория естественного права. Предшественники утопического социализма.

Вопрос I. Характерные черты эпохи, их отражение в культуре философской мысли. Антропологический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

       Философия эпохи Возрождения – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его огромный физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер, а также возрождение интереса к античному культурному и философскому наследству. Эта философия выступает особой ступенью идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Колыбелью Возрождения являлась Италия: почти весь первый период своего развития Ренессанс был «итальянским явлением», и лишь во втором периоде, в XV – XVI вв. он приобретает европейский масштаб. Но влияние этой бурной эпохи на умы людей сказалось на всем ходе мировой истории и развитии культуры человечества. В этот период христианская религия постепенно перестает быть абсолютно монолитной силой и утрачивает свое социально-политическое и идейно-мировоззренческое доминирование.

       Предпосылки возникновения философии Возрождения обусловлены общим кризисом феодализма, церкви и ее схоластической философии, как выражение перехода к новому общественно-политическому строю – буржуазному. Эпоха Возрождения – это время зарождения рыночных отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий и глубоких мировоззренческих и политических потрясений (Реформация и Контрреформация).

       Этот переход детерминирован такими факторами, как

¨ совершенствование орудий труда и производственных отношений;

¨ развитие ремесел и торговли;

¨ научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, книгопечатания, станков, доменных печей и т.д.);

¨ усиление городов и их независимости от феодалов и церкви;

¨ укрепление централизации европейских государств, усиление светской власти, появление первых парламентов;

¨ распад корпоративно-цеховых связей, что вело к усилению индивидуального начала;

¨ повышение уровня образованности в Европе и возрастание запросов на умственный труд, становление светской интеллигенции;

¨ великие географические открытия (Колумба, Магеллана, Васко да Гаммы и т.д.).

       Становление идей эпохи происходило на фоне кризиса феодализма, с одной стороны, и глубокого интереса к культуре и философии античности, с другой стороны. Мировоззрение людей Возрождения равнялось на античный культ знания о космосе и человеке, на античные ценности и культурные стандарты. Отсюда и название эпохи – Возрождение. Главным содержанием данной эпохи в мировоззренческом плане стал переход от теоцентрического понимания мира к антропоцентрическому. Но не только

       Специфика общественного сознания и философии Возрождения:

1) возрождение интереса к культуре и философии античности, однако при сохранении монопольного господства христианского мировоззрения. В эту эпоху происходит синтез античных и христианских норм, ценностей и подходов, получивший в науке обозначение – «паганизация»;

2) антисакральный и антиклерикальный характер нового мировоззрения. В эпоху Возрождения мировоззрение еще не стало полностью светским или даже антирелигиозным, атеистическим, но сформировалась весьма критическое отношение к профессиональным священникам и в целом к католической церкви как паразитическому социальному институту и реакционной политической организации. Только-только начиналась секуляризация общественного сознания и культуры;

3) антидогматизм и релятивизм – резко критичное отношение к любым догмам и авторитетам, открытость новым подходам и идеям Þ определенная эклектичность воззрений, недостаточная системность и строгость, наличие внутренних противоречий. Тем не менее в эту эпоху началось постепенное освобождение общественного сознания от средневековых догм и догматического способа мышления;

4) новая трактовка бога и мира, их соотношения – пантеизм. Пантеизм – это отождествление бога и природы, растворение бога в тварном мире, фактическое обожествление природы и человека. При этом пантеизм не просто формально отождествлял все эти понятия, существенно менялось и их содержание. Бог Ренессанса – это уже не бог ортодоксального христианства и схоластического богословия. Он лишается свободы, и уже не творит мир из «ничего», а сливается с законом естественной необходимости. Соответственно, природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное первоначало вещей. В данном случае обожествленное – т.е. наделенное всеми необходимыми силами;

5) изменение восприятия пространства и времени. В средние века пространство было небольшим, замкнутым и иерархически организованным. Великие географические открытия и бурные события Реформации разомкнули это замкнутое пространство. Соответственно, и время в условиях средневековья было однообразно монотонным и строго циклическим. Время поглощалось вечностью. А в новых условиях время стало восприниматься все более дифференцированно и изотропно, приобретая все большую ценность.

6) антропоцентризм. Человек – центральное звено всей цепи космического бытия. В центре культуры Ренессанса, всего мировоззрения людей той эпохи был поставлен человек, с его творческими способностями, активностью, разумом и земным счастьем. Причем человек воспринимался исключительно в земном своем предназначении, вне бога. Эпоха Возрождения раскрывала перед человеком целый спектр возможностей для самопостижения и самореализации, для свободного творческого самосовершенствования. Не бог творит человека, а человек творит сам себя, руководствуясь знаниями, своими собственными этическими и эстетическими принципами. Однако человек при этом воспринимался не в контексте природы или общества, а в божественном контексте. Иначе говоря, в эпоху Ренессанса на смену средневековому самоуничижению человека пришло его фактическое обожествление: человек становится вровень с богом;

7) акцент на личность человека и на самоценность отличия человека. Если раньше, в античности и в средние века для любого человека главным была его социальная, профессионально-корпоративная метафизическая общность с другими людьми. И полностью обрести и осознать себя человек мог лишь в рамках определенной группы, коллектива. Соответственно, люди воспринимали себя в социально-иерархизированном аспекте. Теперь же, в эпоху Возрождения упор делается на индивидуальное, оригинальное, неподражаемое личностное начало. Больше всего в человеке стало ценится самобытное, уникальное, т.е. личностное. При этом практически неважно, чем именно человек выделяется – положительными или отрицательными качествами, добродетелями или злодействами. Главное – быть личностью, быть самим собой.

8) аналогия как основной способ обоснования любого теоретического рассуждения. Для человека эпохи Возрождения все в мире познается в сравнении, по сходствам и различиям [1]. Но, с другой стороны, такой способ мышления и понимания закономерно порождал интуитивно-художественную целостность и недостаточную концептуально-логическую оформленность рассуждений, очевидную рациональную незавершенность мысли [2];

9) нарастающая тенденция к скептицизму, которая достигает максимума у М. Монтеня.

 

В философии эпохи Возрождения можно выделить три направления и одновременно периода (т.е. здесь хронологический и содержательный критерий типологии совпадают):

1. гуманистический (антропоцентрический) период, противопоставивший средневековому теоцентризму интерес к человеку – в его отношении с миром, но не с богом (середина XIV – середина XV вв.);

2. неоплатоническийпериод (середина XV – до первой трети XVI в.), связанный с постановкой широких онтологических проблем в рамках формирующегося нового мировоззрения: Николай Кузанский;

3. натурфилософскийпериод (вторая половина XVI – начало XVII в.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.