Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопрос III. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.



Вопрос III. Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание.

Во второй половине XVI в. на смену гуманизму приходит философия природы. Натурфилософия – типичное выражение философии Ренессанса. Она опиралась на античное философское и культурное наследие, на неортодоксальные традиции средневекового философского мышления (учение Аверроэса и неоплатонизм), на новые гуманистические ценности и установки. В эпоху Возрождения человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможность своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире. Идея самоценности и достоинства человека составляла духовную основу натурфилософии этого периода. Натурфилософия Ренессанса:

ü обосновывала материалистический взгляд на мир;

ü стремилась отделить философию от теологии;

ü формировала научное мировоззрение, свободное от теологии и способное адекватно воспринимать и объяснять мир;

ü пантеизм философской мысли с акцентированными чертами натурализма;

ü разработала новую картину мира, которой бог, природа и космос едины, а Земля уже не является центром Вселенной;

ü идея тождества микрокосма и макрокосма

ü обосновывала принципиальную познаваемость мира благодаря чувственному познанию и разуму, а не благодаря божественному откровению;

ü преобладание качественной интерпретации природы (это роднит с античностью);

ü в методологическом плане выдвигала на первый план опыт и эксперимент, но реально преобладала онтологическая интуиция.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – это весьма одаренный и разносторонне творческий автор, «титан Возрождения», пионер современного естествознания. Трудно даже перечислить его изобретения и проекты: идея танка, автоматической самопрялки, парашюта, шлюзов и т.п.

Он первым подчеркнул, что «мудрость есть дочь опыта». При этом он стремился к максимально конкретному пониманию опыта и по возможности к точному уяснению его роли в деле постижения истины. Для него опыт – отец всякой достоверности. Но опыт есть лишь минимальное условие истинности. Он провозгласил однозначность истины. Но такая предельно конкретная истина не может быть достижима на путях пассивного наблюдения и восприятия, а посредством активного, целенаправленного опыта или эксперимента. Но опыт не в силах объяснить причины Þ необходима теория для осмысления опыта: «Наука – полководец, и практика – солдаты». Из всех наук Леонардо больше всего ценил математику, ибо только она способна придать результатам эксперимента подлинную достоверность и искомую однозначность, благодаря чему становится возможным практическое применение найденной истины.

Кроме того, Леонардо выдвинул ряд других идей:

ü методологическая идея сочетания аналитического и синтетического методов исследования;

ü идея объективности достоверной истины, не зависящей от характера ее объекта;

ü онтологическая идея вечного правила или непререкаемого закона природы, под которым понималась естественная необходимость в реальной действительности;

ü выделял два вида познания: наука и искусство. Если наука изучает количественные стороны вещественного мира, то искусство познает качественность, в которой и заключена подлинная красота природы.

Бернардино Телезио (1509 – 1583) основатель итальянской философии природы. Он исключил познание бога из познания природы: бог является лишь творцом мира, а в последующем он уже не вмешивается в процессы природы (деизм) Þ задачей философии является не познание бога, а исследование реальной природы. Телезио отвергает не только теологию, но и внешние авторитеты. И наука, и философия должны опираться на непосредственные восприятия, опыт и собственный разум.

Сильная материалистическая тенденция в онтологии Телезио. Все вещи телесны, материальны, материальный принцип является их вечной и неизменной сущностью. Однако сам этот принцип пассивен и лишен всякой активности и движения. Движение и изменение вызываются борьбой двух противоположных активных принципов: тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне своей материальной основы, вне материи не могут. Понятие «собственные принципы» природы имеет тенденцию к стихийной диалектике и материализму: источник движения в самой природе.

В учении Телезио просматривается важная новая идея о материальном единстве мира. Эта же идея проявляется и в его космологии: все небесные тела, как и Земля, материальны, а все различия между ними обусловлены большей или меньшей мерой присутствия активных принципов. Но все же по своей сути эта космология носит еще докоперниковский характер: в отличие от «холодной» Земли Солнце и небесные тела подвижны.

На основе своей натурфилософии Телезио выстраивает своеобразную антропологию. Тепло (активный принцип) – это основа жизненного принципа или духа («спиритус»). «Пневма» есть тонкая, теплая и подвижная материя, которая находится в живом организме и определяет движение и все жизненные функции: чувствительность, восприятие, познание. Она умирает вместе с телом. Из учения о жизненном духе Телезио выводил единство всех живых существ. Человек же отличается более тонкой и теплой пневмой. Дух неразрывно связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная человеческая душа многообразно связана с духом природы.

Сенсуалистская теория познания Телезио: восприятие является источником и важнейшим средством познания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие возникает после принятия внешнего мира духом Þ всякая наука должна исходить из непосредственного опыта.

Этика. Нравственность возникает из естественного стремления человека к самосохранению. На этой основе формируются все критерии человеческих добродетелей и пороков, все человеческие чувства, настроения и эмоции. Этика Телезио индивидуалистична, она предполагает человеческое общежитие и солидарность лишь для защиты индивида от грозящих ему опасностей, обусловленных стихией природы или насилием других людей.

Кроме природного материального духа существует и нематериальная душа. Она бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее наличие Телезио обосновывает способностью человека к совершенствованию своего сознания и нравственности. Данная уступка теологии общим метафизическим характером философии Телезио. Он не видит качественных различий материального мира, не способен объяснить специфику сознания и социальную природу человека.

Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мира:

ü Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

ü Солнце является центром по отношению к Земле (гелиоцентризм), Земля вращается вокруг Солнца и одновременно – вокруг собственной оси;

ü все космические тела движутся по собственным траекториям;

ü космос бесконечен;

ü процессы, происходящие в космосе, объяснимы природными причинами и лишены «священного смысла».

Сам Коперник воспринимал свою астрономическую концепцию как философскую, ибо а) она основана на размышлениях, а не на расчетах и экспериментах; б) опирается на идеи античных пифагорейцев. Тем не менее эта концепция послужила важнейшим импульсом для рождения детерминистско-механистического мировоззрения Нового времени.

Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника, сделал из них радикальные философские выводы, опираясь при этом на учения Н. Кузанского и Б. Телезио. Его пантеизм – самый радикальный и последовательный во всей итальянской натурфилософии эпохи Возрождения, имел явную тенденцию к переходу в материализм и атеизм:

ü Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

ü Вселенная состоит из галактик, т.е. скоплений звезд;

ü звезды – это небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

ü число миров во Вселенной бесконечно;

ü все небесные тела – планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладает свойством движения;

ü не существует бога, отдельного от Вселенной Þ пантеизм. Вселенная и бог – одно целое;

ü Вселенная приобретает полную самостоятельность и независимость от бога, а вещи становятся полноценной реальностью; Þ

ü Реабилитация материи: материя – это божественное бытие в вещах, что означает:

ü материя – это начало, которое не имеет внешней причины, и все производит из самой себя;

ü тесное объединение материи и формы, отрицание самостоятельности формы;

ü гилозоизм: убеждение в одушевленности мира и всех его вещей, а душа – формирующая причина, внутренняя сила самой вещи;

ü множество миров не только одушевлены, но и заселены;

ü жесткое разделение веры и разума: вера – для наставления грубых народов, а разум и философские доказательства – для мудрецов;

ü сомнение по поводу многих католических догматов: о непорочном зачатии и др.;

Андреас Везалий (1514 – 1564) совершил революцию в философии и медицине. Он материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Он же доказательно и аргументировано опроверг взгляды, более 1000 лет господствовавшие в медицине со времен Галена (II в. н.э.). Если Гален описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования на животных, то Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах. Он издал знаменитую книгу «О строении человеческого тела», которая гораздо больше соответствовала реальности, чем описания Галена.

Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм или Парацельс (1493 – 1541) – родоначальник немецкой натурфилософии (писал на немецком языке), врач и ученый, уникальная личность [6]. Он на первый план выдвигал медицину, которая опиралась на философию, астрологию, алхимию и теологию. Исходным мотивом послужила глубокая неудовлетворенность Парацельса состоянием медицины, ориентированной исключительно на древние и средневековые авторитеты. По его мнению, подлинного врача создают как большая и добросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы. Они вполне могут быть открыты человеку, который проводит свои дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в боге и в природе.

Помимо традиционных стихий древней физики (земля, вода, воздух и огонь) Парацельс выделил три универсальных начала:

ü ртуть – соответствует духу,

ü соль – телу,

ü сера – душе.

Нарушение нормального соотношения этих начал в человеческом организме приводит его к различным заболеваниям. Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму естественным образом приводил Парацельса к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Опираясь на такого рода рассуждения по аналогии Парацельс ввел в медицину целый ряд новых эффективных медикаментов на минеральной основе.

Его интерес к алхимии дополнялся интересом к магии. В сущности, сама медицина представлялась ему натуральной магией. Одним из следствий его идеи о тождестве микро- и макрокосма стало гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы. В каждой ее частице прибывает некий архей (начальник), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы. Такой подход особенно эффективен при лечении заболеваний. Все искусство врачевания зависело от освоения этого способа. На практике это означало, что, воздействуя на одну вещь, мы можем повлиять на другие вещи. Данное положение имело важное значение для понимания однородности вещей.

Парацельс как выдающийся врач-практик и мыслитель во многом способствовал развитию медицины. Он первым подчеркнул неразделимость хирургии и терапии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.