Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 20 страница



1 An autobiographical Study Sigmund Freud//The International Psychoanalytical library. N 26. London, 1948. F. 82


лениями нормальной психической жизни, встречающими­ся у каждого здорового человека. Если сны оказались образованными так же, как симптомы, если их объясне­ние требует тех же допущений — вытеснение желаний, замещение и компромиссные образования, выделение сознания и бессознательного в различные психические системы, то ясно, что психоанализ больше не вспомо­гательная наука в области психопатологии; он в боль­шей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понима­ния нормы. Его постулаты и открытия оказались при­годны для перенесения в другую область психических явлений, и перед ними открыт путь далеко за их преде­лы в сферы универсального значения»2. Одним из мето­дов был анализ ошибочных действий повседневной жиз­ни. Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от созна­ния. С их помощью человек выдает свои тайны. Опять намечается связь психоанализа со здоровой психикой. Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них можно выявить существующие, но скры­тые или подавленные импульсы и намерения. Так, ост­роумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматрива­лись как искаженный заместитель вытесненного в бес­сознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Всюду в сновидениях, ошибках повседневной жизни, проявляющихся в нормальной душевной жизни, в невро­тических симптомах больных наблюдается столкновение двух тенденций, конфликт противоположно направлен­ных душевных сил: одной нарушающей и другой нару­шенной тенденции, желания. Сила, которая оказывает сопротивление этой второй тенденции, — цензура. Под ее влиянием происходит вытеснение идеи, с которой свя­зано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и пе­реработка этой тенденции, создание замены невозмож­ного удовлетворения путем искажения, образования бо-

An autobiographical Study... P. 85.


лезненного симптома, навязчивого состояния, сублима­ции (переключения на другие пути — в рамках творче­ской, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензу­ры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смеще­ния (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возни­кает необходимость толкования, которое возможно, по­скольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

Каковы те тенденции, против которых выступает цен­зура? Это вопрос о содержании и сущности бессозна­тельного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что «...по природе своей они безус­ловно достойны осуждения, одинаково неприличны как в этическом, так и в эстетическом и социальном отноше­нии и относятся к разряду таких явлений, о которых не решаются подумать или думают только с отвращени­ем»3. Бессознательное — это место сосредоточения вле­чений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрица­ния, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены прин­ципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психи­ческим процессом. Оно—исходный момент душевной жизни: «...остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных пережива­ний»4. Это истинная психическая реальность. Однако бессознательное «по своей внутренней природе нам столь же неизвестно, как и реальность мира внешнего, и в силу данных сознания является нам столь же несо­вершенным образом, как и внешний мир, в силу данных нам органов чувств»6.

Экономическая точка зрения на деятельность психи­ческого аппарата принимает во внимание количествен-

9 Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. С. 147.

4 Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.
М., 1923.

5 Цит. по: Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрни. М.,
1987. С. 115.


ную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое не­удовольствием, страданием. Под влиянием биологиче­ской тенденции к снижению возбуждения организм стре­мится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями — путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри),. чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испы­тать чувство удовольствия. Таким образом, течение ду­шевных процессов автоматически регулируется принци­пом удовольствия — страдания (принцип удовольствия)* причем страдание соотносится с ростом напряжения,. возбуждения, а удовольствие — с его спадом. Задача ду­шевного аппарата с экономической точки зрения заклю­чается в том, чтобы справиться с действующим в душев­ном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.

В описании структуры душевной жизни как состоя­щей из сознания и двух систем бессознательного — пред-сознательного и собственно бессознательного и цензурой между ними —необходимо внести изменения, если при­менить динамическую точку зрения. Если в описатель­ном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом — только одно: то, что вытеснено и не мо­жет быть сознательным. В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончатель­ном варианте психическая сфера разделялась на три об­разования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Индивидуум пред­ставляется как бессознательное «Оно», которое поверх­ностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения. Понимание Фрейдом влечений менялось. В окончатель­ном варианте психоанализа различаются: сексуальные влечения — подчиняются принципу удовольствия; ин­стинкт самосохранения-влечения «Я»— подчиняется принципу реальности. Те и другие объединяются в груп­пу влечений к жизни (эрос). Другим влечением являет­ся влечение к смерти, к разрушению. «Оно» — это об­ласть бессознательного, играет самую важную роль в структуре личности. «Оно» — движущая сила поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это поверхностный слой душевного аппарата. Называет­ся сознанием. Соизмеряет деятельность «Оно» с принци-


алом реальности. «Сверх-Я» направлено против «Оно», языражает систему требований «Я». Имеет «двойное ли-гцо»: включает систему идеалов (идеальное «Я») и за­преты. Это критическая инстанция, посредник между «Оно» и «Я». В целом совокупность моральных, этиче­ских тенденций Фрейд называет «Сверх-Я», идеалом и -совестью. «Сверх-Я» является представителем мораль­ного ограничения и стремления к совершенству. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функ­цию, которую выполнял родитель и воспитатель в пер­вом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре -личности относится к бессознательному.

Точка зрения взаимных связей этих состояний стала •ясна в процессе исследования источников невротических •состояний. Корни их прослеживались до глубокого дет­ства. В результате вырисовывалась общая линия разви­тия психики человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненным влечениями. Он — чисто органическое су­щество. При удовлетворении они доставляют ему на­слаждение. Эти недифференцированные желания орга­нического удовольствия, наслаждения Фрейд называл •сексуальным влечением, в основе которого лежит энер-тия либидо. Развитие организма происходит под влия­нием влечений и проходит ряд стадий: от аутоэротизма до ранней генитальной стадии (конец 1-го года жизни). Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях: во-первых, происходит подчинение тосподству генитальной зоны и возникновение собствен­но полового влечения; во-вторых, выбор объекта состав­ляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление имеет исключительное значение. Сначала лицо, на которое направлены влечения, ребенок находит среди близких. Маленький мальчик сосредоточивает свои -сексуальные желания на матери, он враждебен отцу. У девочки обратная установка — нежность к отцу и враж­дебность к матери. Фрейд развивает теорию обязатель­ной конфликтной ситуации, связанной с двойственно­стью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Конфликт заканчивается образованием комплек­сов— Эдипа у мальчика и Электры у девочки (до 4— 5 лет). В результате вытеснения этих комплексов обра­зуются внутренние идеалы и запреты — «Сверх-Я», {«Сверх-Я» имеет также теснейшую связь с филогенети­ческим достоянием: в нем — осадок развития человече-


ского рода, табу, сохранившиеся со времен первобытно­го общества и зафиксированные наследственно).

После подавления сексуального влечения наступает латентный период. Он продолжается до пубертатного* возраста. С 13—14 лет начинается фаза дальнейшего' развития сексуального влечения. Это период оконча­тельного выбора объекта. Ребенок берет за образец от­ца и мать и переносит влечение на другой объект. Это — благополучное развитие либидо. Для неблагополучного-развития характерны фиксации (задержки) на опреде­ленной стадии, регрессии (возвращения на пройденную стадию). Эти извращения были названы инфантилизм

мом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается «Я», формируются ин­станции «Сверх-Я» и вытесненного «Оно». Развитая,. правильно сформированная личность представляет со­бой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом. окольные, через сублимацию. Вся человеческая деятель­ность, культура и общество рассматриваются как сред­ство удовлетворения и символического выражения неко­его внутреннего желания, влечения. Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как ди­намическое их столкновение и борьба по типу конфлик­та между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. Сознательное «Я», считавшееся раньше истинным средоточием индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольна плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донося све­дения лишь о том, что пропускает цензура. Сознатель­ное— не суть психики, а лишь такое ее качество, кото^ рое «может присоединяться или не присоединяться к другим ее качествам»6. В то же время задача заключа­ется в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. «Там, где бы­ло Оно, должно быть Я». Механизмы взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах в об­ществе. «...События человеческой истории, взаимодейст­вие между человеком и природой, культурным развити-

Хрестоматия по истории психологии... С. 184.


-ем и отказом от первобытного опыта... — не более чем отражение динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я» которые психоанализ изучает в индивиде, те же самые процессы, повторенные в более широком мас­штабе» 7. Все социальные институты объяснялись как результат развития сугубо внутренних тенденций в са­мом человеке. Причем Фрейд прибегал к неоправданно широким аналогиям. Антагонизм между индивидом и обществом, наблюдаемый им в буржуазной культуре, он считал неотъемлемой частью развития культуры на все времена, поскольку подходил к человеку и трактовке причин возникновения неврозов с натуралистических позиций.

Учение 3. Фрейда с момента его возникновения и до настоящего времени вызывает неослабевающий интерес, но получает при этом неоднозначную оценку, В «Автоби­ографии» Фрейд с уверенностью утверждал: «Уже не может быть сомнений в том, что психоанализ будет про­должать существовать, он доказывает свою способность выступать и развиваться и как отрасль знания, и как терапевтическая методика»8. Интерес к психоанализу объясняется реальностью его центральной проблемы — бессознательного, исследуемой к тому же не в лабора­тории, а в конкретных жизненных ситуациях. Причиной живучести концепции 3. Фрейда является также поддер­жка, которую она встречает в господствующей идеоло­гии. Об этом очень точно писал исследователь творчест­ва 3. Фрейда Карл Э. Шорске: «Фрейд создал такой образ человека, который для либеральных слоев мог олужить чуть ли не утешением, ведь значимость полити­ческой сферы, социального крушения Фрейд снизил до минимума. Поскольку свое собственное политическое прошлое и настоящее низвел он, по сравнению с прио­ритетом и первичностью конфликта между отцом и сы­ном, просто до сопровождающего явления, Фрейд ода­рил своих сотоварищей — либералов такой безысторич­ной теорией человека, которая делала для них сносным сошедший с их орбиты ставший неуправляемым полити­ческий мир»9.

Неоднозначность оценок теории Фрейда проистекает из одностороннего решения, которое получает в ней про-

7 An autobiographical... P. 134.

• Ibid. P. 135.

• Цнт. по; Нири К* Философская мысль.- С. 114—115.


<>лема бессознательного. Как основной требовал ответа «опрос: насколько научно обоснованы психологическая теория бессознательного, утверждения о детской сексу­альности и широкое толкование понятия сексуальности, представления о важности сексуальной жизни и детских переживаний для этиологии неврозов. В качестве одного из критериев выдвигалась терапевтическая эффектив­ность психоанализа. Однако сам по себе факт излечимо­сти еще не подтверждает правильности теоретического толкования бессознательных процессов, поскольку на­ступает в зависимости от ряда причин. Так психоанализ лишается этого критерия истинности своих построений, а других нет. В системе психоанализа допускается боль­шая произвольность в толковании символичного смысла проявлений бессознательного — снов и др., истинность которых невозможно проверить. Вместо строгой дедук­ции используются аналогии, метафоры. Все это противо­речит объективности и научности, обязательным для на­учной теории.

В психоанализе происходит биологизация и натура­лизация психики человека. Сущность человека составля--ет темное Оно. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструк­ции. Именно противоречия, научно не обоснованные ут­верждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда — Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бес­сознательном в психоанализе.

Индивидуальная психология Д. Адлера

После окончания Венского универси­тета А. Адлер (1870—1937) начал свою практику вна­чале в качестве глазного врача, но скоро основным на­правлением его работы становится психиатрия. Встре­тившись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда, в ча-

277!


стности высоко оценил его «Толкование сновидений». Эту книгу он считал величайшим вкладом в понимание природы человека. Она подверглась резким нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии невро­зов. Адлер выступил в печати в защиту Фрейда. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Ад­леру вступить в психоаналитический кружок (1902). Од­нако скоро между ними начались глубокие теоретиче­ские разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других фе­номенов. Конфликт завершился разрывом, отходом от Фрейда (1911) и образованием собственной концепции. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство непол­ноценности и необходимость компенсировать дефект за­нимают центральное место в личности и выступают фак­торами развития каждого человека. Чувство неполно­ценности вызывается как органическими — морфологиче*-скими и функциональными недостатками органов, ано­малиями органов, их функций и др., так и субъективны­ми факторами — ощущением природной слабости, труд­ностей в социальных отношениях и др. Чувство непол­ноценности — нормальное чувство, оно — не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стре­мление к его преодолению в форме стремления к пре­восходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной ак­тивности в определенном направлении. Цель вырабаты­вается индивидуально и задает ту целостную индивиду­альную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Эти важнейшие образования складыва­ются к 4—5 годам. «Стиль жизни» — продукт творчест­ва индивида и отражает его уникальность, неповтори­мость. В психологии Адлера понятие «стиль жизни»1 приравнивается к личности, к «Я». Формирование стиля* жизни во многом зависит от семейной ситуации и в пер­вую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивидуум не может рассматриваться


внеобщества. Человеческое бытие социально, человек не является изолированным существом, действующим независимо от социального окружения, в котором жи­вет. Только посредством социального общения индивид становится частью общества, участником этого великого разделения труда. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Лич­ность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого чело­века проблем и получает в своем развитии отклоняюще­еся от нормы невротическое направление, а также мо­жет развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо ком­пенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразви­тым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве. Во-первых, наличие физических недостатков, восприни­маемых как жизненные препятствия. Однако преодоле­ние этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть опре­деленными приемами, необходимыми для работы (здесь приводятся примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т. п.). Во-вто­рых, неправильное воспитание, продуктом которого яв­ляются изнеженные дети, у которых не возникает чув­ство собственной ценности, и они встречаются с боль­шими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми. В-третьих, неправильное воспитание и как его результат бессердечные дети, у которых в си­лу враждебного отношения к другим людям также за­трудняется процесс кооперации в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство не­полноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутст­вие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы.


Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопреде­ляет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверж­дение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность те­ории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормаль­ного ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей"10. Личность вы­ступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращива­ют свою мощь сами по себе, они стоят как бы за лич­ностью. Подчеркивание Адлером роли общества в раз­витии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника соци­ального направления в развитии психоанализа. Он со­хранил глубокую связь с психоанализом, в частности, принял положение о врожденных бессознательных при­чинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе); сохранил тезис о решающей роли раннего детст­ва для всей последующей жизни человека, не проводил качественных различий между болезнью и нормой и др„

Аналитическая психология /С. Юнга

К- Юнг (1875—1961) после окончания медицинского факультета Базельского университета ра­ботал как психиатр в психиатрической клинике Цюрих­ского университета Burgholz (1900—1909) под руковод­ством Э. Блейлера. В этот период в зимнем семестре 1902—1903 гг. работает в Париже под руководством П. Жане. Здесь экспериментировал со словесными ас­социациями с целью выявления бессознательных ком­плексов, ядро которых составляют эмоционально окра­шенные содержания. Заинтересовался «Толкованием сновидений» Фрейда, начал применять принципы психо­анализа в своей практике, но использовал при этом свой метод контролируемых ассоциаций. Этот метод — одна из модификаций ассоциативного эксперимента. С 1906 г.

10 Советские психологи И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков исследовали тот реальный процесс, который приводит к развитию психических функций и полноценно развитой личности в условиях тяжелых дефектов. См.: Мещеряков Л. И. Слепоглухонемые детн. М, 1974.


начал сотрудничать с Фрейдом. Начавшиеся разногла­сия с Фрейдом касались фрейдовских положений о сек­суальной природе либидо. С 1909 г. покидает клинику Блейлера и занимается частной практикой. В 1912 г. в книге «Психология бессознательного» Юнг выступил с критикой Фрейда. По Юнгу, либидо — это психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет раз­личные формы своего проявления в разные периоды че­ловеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм. В 1914 г. после негативной реакции Фрей­да на отступления Юнга от психоаналитической трак­товки этого и других понятий (Эдипов комплекс) Юнг разрывает связи с психоанализом, признавая тем не ме­нее работы Фрейда лучшими, хотя и верными лишь на­половину («Теория психоанализа»). Юнг совершил пу­тешествия в Алжир, Тунис и большую часть Сахары, еде с немалым интересом изучал неевропейскую культу­ру. Впоследствии он познакомился также с людьми дру­гих примитивных культур — американскими индейцами. Анализ этих культур, материалов фольклора, мифов, религий народов мира Юнг использовал в построении психологической концепции бессознательного.

Собственную психологическую концепцию Юнг наз­вал аналитической психологией. Ее центральное содер­жание составляет учение о бессознательном и о процес­се развития личности. Сохраняя деление психики на со­знательное и бессознательное, Юнг развивает учение о двух системах бессознательного — личном и коллектив­ном бессознательном. Личное бессознательное — это по­верхностный слой психики, включающий все содержа­ния, связанные с индивидуальным опытом: забытые вос­поминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективно­му бессознательному. Коллективное бессознательное — это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Коллективное бессознательное — это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая ют развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, ко-


торое человек получил от животных. Инстинкт и архе­типы выступают регуляторами душевной жизни: ин­стинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обусловливает конкретное формирование со­знательных психических содержаний. Архетипы — это некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бес­сознательного. Основанием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт, ког­да Юнг отмечал некоторое общее содержание в фанта­зиях многих больных и одинаковую последовательность в смене их. Эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов, про­извольно интерпретировались как выражение работы не­которой бессознательной человеческой (и частично жи­вотной) психики по запечатлению бесконечно повторяю­щегося опыта. В такой фантастической форме Юнг вы­ражал идею развития в психологии. Он описал несколь­ко фигур архетипической природы, которые называл: Персона (или Маска), Тень, Анима (Анимус), Мудрый Старец, Самость. Эти фигуры трактовались как симво­лы определенных сторон (тенденций) бессознательной психики. Фигуры коллективного бессознательного высту­пают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архе­типов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель — становление Самостью и пси­хологически означает объединение, уравновешенность» связность сознательного и бессознательного. Этот про­цесс осуществляется естественно, но о том, как он про­текает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего яд­ра» личности, его Самости.

В труде «Психологические типы» (1921) Юнг разли­чает две базисные установки — экстравертированную» направленную на внешний мир, и интровертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики — мышление, чувство, ощущение, интуиция. До­минирование той или иной установки в сочетании с оп-


ределенной психической функцией дает 8 типов индиви­дуальности. Эти взгляды Юнга породили большую ли­тературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

Неофрейдизм

Неофрейдизм — обширное направле­ние в зарубежной психологии, возникшее в 30-х гг., ис­током которого были идеи 3. Фрейда. Его крупными представителями являются К. Хорни, Э. Фромм, Г. Сал-ливен. Его появлению способствовал, по-видимому, но­вый не невротический тип больных, которые жаловались скорее на неудачи, беспокойство, чувство одиночества, разочарования, неприспособленности, чем на специфиче­ски невротические симптомы. Это были прежде всего представители деловых кругов, практиков, специалистов-профессионалов, служащих. Они в первую очередь ис­пытали влияние депрессии 30-х годов, последовавшей за экономическим кризисом 1929 года. Эти трудности отра­зились в судьбе каждого человека. Поэтому для анали­за причин заболевания было недостаточно погрузиться в личные семейные драмы, ограничиться миром «Я» и семьи. В результате учета действия этих факторов и возник неофрейдизм как социально ориентированная форма психоанализа.

К- Хорни (1885—1952) выступила с социологизиро-ванным вариантом фрейдизма, в котором поставила про­блему социальной (в терминологии Хорни, культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Под влиянием опыта врачебной работы при­шла к выводу о том, что «неврозы и сам склад людей © Соединенных Штатах во многом отличаются от того, что я наблюдала в европейских странах, и поняла, что это можно объяснить только разницей цивилизаций»'11. Критическому осмыслению концепции 3. Фрейда способ­ствовало также знакомство с этнографией Б. Малинов­ского, развивавшего принципы социологической школы в этнографической науке и призывавшего к изучению бы­та и культуры любого народа как единого целого, а также с работами Э. Фромма.

В 1937 г. в книге «Невротическая личность нашего времени» выступила с критикой ряда положений учения

Цнт. по: Уэлл Г. Крах психоанализа. М., 1968. С. 95.


Фрейда как недостаточно отражающих значение куль­турных факторов, что не только приводит к неверные обобщениям, но и мешает пониманию реальных сил, оп­ределяющих наши взгляды и действия. Эта критика по­лучила развитие и в других работах Хорни и касалась основных аспектов фрейдовской теории: пансексуализма, Эдипова комплекса, инстинкта смерти, структурного де­ления психики на Оно, Сверх-Я и Я, предопределяющей роли детства и его инфантильно-сексуальных фаз, сек­суальной этиологии неврозов и др. Однако Хорни не от­казывается от наследия Фрейда («я осознаю конструк­тивную ценность основных открытий Фрейда») 12, но ста­вит своей задачей реформировать психоанализ, «чтобы, устраняя сомнительные положения, позволить психоана­лизу развиться в полную меру его возможностей»13. Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Хорни обратила внимание на некоторые типич­ные для современного капиталистического общества ас­пекты, как, например, соревнование в смысле соперниче­ства, конкуренции, которые являются не только движу­щей силой экономики, но пронизывают также личную жизнь. Все человеческие отношения в семье, между род­ными, в школе, в обществе, в любви имеют характер со­перничества. Необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные возможности своего неуспеха и успеха других — с другой, вызывают тяжелые переживания — страх перед возможной неуда­чей, чувства неполноценности, зависти и постоянной тре­вожности. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других.. Она порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство. Отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает усиленную потреб­ность в успокаивающей привязанности, за которой сто­ит потребность в безопасности. Человеком движут бес­сознательные побуждения, главным образом врожден­ные, биологически обусловленные, отчасти же приобре­тенные: стремление к безопасности и к удовлетворению. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому по­ведение индивида определяется бессознательными моти-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.