Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 17 страница



В западноевропейской и американской психологии вопросы индивидуальных различий решаются обычно с


помощью метода тестов. В отечественной науке Б.М. Те­пловым и его школой разработаны другие теоретически обоснованные и опирающиеся на объективную методи­ку пути исследования индивидуально-психологических различий людей.

Кроме педагогики, другой областью прикладных ис­следований во французской психологии в XIX в. была медицина, особенно психиатрия и неврология. В Париже действовал крупнейший невропатолог, один из основопо­ложников изучения неврозов и гипнотизма Ж. Шарко (1825—1895). Его психиатрическая клиника в Сальпет-риере превратилась в мировую школу. Здесь учились 3. Фрейд, П. Жанэ, А. Бинэ. Шарко занимался истерией и гипнозом. Он выделил истерию как заболевание и объ­яснил ее симптомы — параличи, анестезии, припадки — физиологическими причинами. Он подчеркивал значение гипноза как диагностического средства, позволяющего отделить истериков от других типов пациентов. Гипноти­ческое состояние он рассматривал как болезненное со­стояние сознания — помрачения сознания, аналогичные истерическим.

Иные взгляды на истерию и гипноз сложились в пси­хологической школе (г. Нанси). Их развивали И. Берн-гейм и А. Лебель. В отличие от Шарко Бернгейм пони­мал гипноз как состояние, родственное обычному снуг при котором человек обладает способностью находиться под воздействием идеи и реализовать ее, причем все другие воздействия внешнего мира оказываются недо­ступными сознанию. В своих демонстрациях Бернгейм внушал больным галлюцинации, изменения в сосудодви-гательной и секреторной системах, параличи, анестезии, автоматические действия и т. п. Он описал факт внуше­ния на долгий срок. Этот факт и его объяснение за счет предположения о сохранении в сознании какой-либо идеи, но скрытой до дня исполнения произвели неизгла­димое впечатление на Фрейда и явились предпосылкой собственных идей о бессознательном.

Факты амнезии при пробуждении, изменения лично­сти в гипнозе (присвоение чужой личности, чередования личностей, возвращение к прежней личности), наруше­ния психики при душевных заболеваниях представляли большой интерес для психологии и особенно для само­го малоизученного ее раздела — высших психических функций и личности. Особенно большая заслуга в ис-


пользовании материалов патологии принадлежит Т. Ри-бо (1839—1916), основоположнику современной эмпири­ческой психологии во Франции. Рибо разделял позиции ассоцианизма и считал, что теория ассоциаций пред­ставляет собой наиболее разработанный отдел в совре­менной психологии12. Он подчеркивал важность изуче­ния анатомо-физиологических основ психических явле­ний, разделяя принципы физиологической психологии. Психология, по Рибо, должна быть экспериментальной наукой, но эксперимент не сводил к его лабораторной форме и называл патопсихологию естественным экспе­риментом самой природы. Многие труды Рибо посвяще­ны исследованию болезней памяти, личности, чувств и др. Рибо считал, что психология должна быть объектив­ной генетической, изучать конкретные факты психиче­ской жизни в их развитии. Возникновение социальных чувств, памяти, произвольного внимания, творческого воображения, он связывал с общественными условиями существования человека, с его трудовой деятельностью.

Следует отметить также большую организаторскую деятельность Т. Рибо. Он основал первый печатный ор­ган психологов журнал «Философское обозрение» ^(1876), в котором сотрудничали психологи и философы многих стран — Англии, Италии, Германии, Америки, России. В 1889 г. в Париже он организовал I Междуна­родный психологический конгресс с целью укрепления международных связей и сотрудничества психологов разных стран.

Внимание Рибо к фактам патологии, использование их для изучения психической жизни получило свое раз­витие в работах его ученика П. Жанэ (1859—1949). Ос­новным методом психологии он считал клиническое на­блюдение. Научное психологическое исследование мо­жет быть только изучением всех психологических явле­ний исключительно как действий. Психология должна быть объективной в том смысле, что она должна изу­чать непосредственно наблюдаемое — действия, речь субъекта, его манеру говорить и т. п. Любой изучаемый психологом факт должен поясняться с помощью понятия действия: новизна, длительность, прерывность-непрерыв-

" 7\ Рибо написал диссертацию о Д. Гартлн (1872), читал курс о новейших работах по вопросу об ассоциациях в Коллеж де Франс (1901); автор работ по анализу современной немецкой в английской психологии.


ность и т. д. В его изучение П. Жанэ включал количе^ ственный аспект, т. е. мощность или эффективность дей­ствия, а также напряжение. По показателям этих аспек­тов определялась принадлежность к норме или патоло­гии и тяжесть заболевания. Жанэ развивает эволюци­онные идеи об уровнях поведения, каждый из которых отличается различной степенью сложности актов-дей­ствий. Все функции психики, наблюдаемые в филогенезе и онтогенезе, описываются в последовательности их ста­новления 13. Поражением того или иного уровня объяс­няются психические заболевания: так, при неврозе пора­жаются верхние этажи; при идиотии поведение находит­ся на стадии рефлекторных действий.

Исходя из представлений о важности общения, П. Жанэ построил учение о памяти как чисто человече­ском изобретении и о ее социальной природе. Память — это рассказ о некотором событии прошлого, случившем­ся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован. П. Жанэ называет память «преобразованной формой социального поведения отсутствия».

Признаваемая Жанэ социальная обусловленность психики человека получила широкое признание во фран­цузской психологической науке. Учениками П. Жанэ бы­ли А. Пьерон (1881—1964), а также А. Валлон, Ж. Пи­аже— все основатели современной французской генети­ческой психологии.

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. В 80-х гг. XIX в. ими были ор­ганизованы экспериментальные психологические лабора­тории при психологических клиниках (в Казани, а за­тем в Петербурге—В. М. Бехтерев; Москве — С.С.Кор­саков, А. А. Токарский; Харькове—П. И. Ковалевский; Киеве—И. А, Сикорский; Дерпте (теперь Тарту) — Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, вклю­чая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами эксперименталь­но-психологических исследований были время протека­ния психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые; мышечные, температурные, бо­левые), восприятия, двигательные реакции, внимание,

-

*• Генетический подход к интеллектуальным операциям был осуществлен его учеником Ж. Пиаже.


память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различ­ных условий на умственную и мышечную работоспособ­ность и др. Официальная идеалистическая психология не хотела замечать эту работу врачей. Об этом с горе­чью писал В. Ф. Чиж в своем письме в редакцию жур­нала «Вопросы философии и психологии» в 1894 г. Од­нако процесс внедрения эксперимента в психологию не­льзя было остановить. Первым психологом, создав­шим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге (Новороссийский университет, 1896 г.). Ланге внес огромный вклад в развитие эксперименталь­ной психологии. Его исследования в области восприятия и внимания и основанная на них теория этих процес­сов — закон перцепции и теория волевого внимания — привели его к выводу о том, что самонаблюдение не мо­жет уловить стадии этих процессов, не позволяет вскрыть законы изучаемых процессов. Результаты этих исследо­ваний были обобщены в докторской диссертации автора «Психологические исследования», защищенной в 1893 г. в Московском университете. В своем вступительном сло­ве на защите «О значении эксперимента в современной психологии» Н. Н. Ланге развивал как главную мысль о том, что «к изучению психологических проблем необ­ходимо приложить тот точный эксперимент, который дал столь блестящие результаты в области естествознания; и что, сделав это, применив к психологии эксперимент, мы может возвести ее к такому совершенству, обратив ее в столь положительную науку, какой она еще никог­да не была»,4. В развернувшемся на защите диспуте по вопросу о значении эксперимента в психологии пози­цию Ланге разделяли С. С. Корсаков, а также А. А. Токарский. Заострив внимание на слабых сторонах совре­менного эксперимента, первый официальный оппонент Л. М. Лопатин сделал вывод о том, что в настоящее время «эксперименту принадлежит сравнительно скром­ная роль в решении коренных задач психологии»15, так что «в его современном состоянии, применяемый к ре­шению основных психологических проблем о воле и ра­зуме, он все же едва ли может заменить столь часто и несправедливо осуждаемый метод психологической

14 Ланге Н, Н. О значении эксперимента в современной психо-логии//Вопр. философии и психологии. 1894. Кн. (24)4. С. 565.

i6 Отчет о докторском диспуте Н. Н. Ланге//Вопр. философии я психологии. 1894. Кн. (24)4. С. 580.


интроспекции»- Так в обстановке ожесточенных споров постепенно эксперимент входил в психологическую нау­ку в России. В поддержку эксперимента выступил влия­тельный Н. Я.Грот. В докладе «Основания эксперимен­тальной психологии», с которым он выступил в Москов­ском психологическом обществе, Грот выдвинул задачу разработки собственно психологического эксперимента, который должен, в отличие от эксперимента в естествоз­нании, учитывать сознание, самосознание человека. Грот поддержал идею Ланге о необходимости учреждения психологических лабораторий при университетах.

В 1901 г. А. П. Нечаев организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом му­зее военно-учебных заведений. Нечаев подчеркивал зна­чение экспериментальной психологии для выработки це­лесообразных приемов школьного обучения и решения спорных вопросов дидактики и методики. Он развернул экспериментально-психологические исследования основ школьного дела. При психологической лаборатории Не­чаева в 1904 г. были созданы педологические курсы (ди­ректор Н. Е. Румянцев). По его инициативе были орга­низованы (1906 и 1909) Всероссийские съезды по педа­гогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). На съездах обсуждались принципы и методы психологического исследования, проблемы со­отношения теории и эксперимента. Г. И. Челпанов в до­кладе «Задачи современной психологии», с которым он выступил на Втором Всероссийском съезде по педагоги­ческой психологии, предостерегал от «плодящегося ди­летантизма в науке», который угрожает ей всегда в слу­чае отрыва от теории. Однако в условиях начавшегося процесса смыкания психологии с практикой это в дей­ствительности справедливое опасение было воспринято как выступление против эксперимента. Бехтерев назвал Челпанова «ревностным защитником теоретической пси­хологии» и в своем заключительном слове на этом съез­де заявил: «Дайте науке ход, не загоняйте ее в приви­легированные палаты одних университетов, ибо в таком случае она будет далека от практической жизни» 17.

16 Отчет о докторском... С. 588.

17 Бехтерев В. М. Речь перед закрытием съезд а/Д руды Второ­
го Всероссийского съезда по педагогической психологии. Спб- 1910.
С. 379.


А. Ф. Лазурский выступил за расширение области применения эксперимента, распространив его на иссле­дование личности. В этих целях он разработал метод естественного эксперимента. Естественный эксперимент подобен клиническому исследованию и заключается в наблюдении по специальной программе за испытуемым, например школьником, в естественных условиях, во вре­мя учебных занятий, в подвижных играх, чтения и т. п. Наряду с лабораторными приемами он позволяет ис­следовать личность человека, его интересы, характер. «Здесь, как и во всяком другом эксперименте, мы имеем преднамеренное, могущее неоднократно повторяться

вмешательство исследователя в душевную жизнь испы­туемых, причем вмешательство это при помощи опреде­ленных, заранее выработанных приемов и имеет всякий раз определенную цель: исследовать ту или иную зара­нее намеченную группу психологических процессов> '8. Количественный подход к исследованию структуры личности с помощью тестов разработал Г. И. Россолимо '(I860—1928), выдающийся детский невропатолог-кли­ницист. Свой метод экспериментального изучения лично­сти он назвал методом психологических профилей. Он выделил 11 психических процессов (внимание, воля, точ­ность и прочность восприимчивости, зрительная память, память на речь, память на числа, осмысление, комбина­торные способности, сметливость, воображение, наблю­дательность), которые оценивал по 10-балльной шкале. Графически высота каждого профиля выражалась высо­той ординаты: из показателей вычислялась средняя вы­сота психологического профиля. Методика явилась пер­вым профильным изображением результатов измерения интеллектуальных способностей. Профиль имел диагно­стическое значение для определения дефектности лично­сти, т. е. отсталости (значительная,средняя или слабая), а также характера отсталости (снижение памяти, недо­статки высших психических процессов, слабость психи­ческого тонуса).

Крупнейшим событием в истории отечественной эк­спериментальной психологии явилось открытие Психоло­гического института при историко^фивиологическом фа­культете Московского университета (1912), основателем

18 Лазурский А. Ф. Личность и воспитание//Естественный экс­перимент и его применение. Пг., 1918. С. 3.


Рис. 15. Психологический институт им. Л. Г. Щукиной при Московском университете.

Основан в 1912 г.

которого был Г. И. Челпанов. Его проект создавался на основе обобщения опыта подобных учреждений в Гер­мании и США. Задачу эксперимента Челпанов видел в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение, т. е. подчинил его интроспекции. Челпанову принадле­жит заслуга в продуманной организации обучения пси­хологов экспериментальным методам исследования, в основу которого был положен его учебник «Введение в экспериментальную психологию» (1915). По оценке А. Н. Леонтьева, «это было первое и единственное по­собие по психологическому практикуму на русском язы­ке, лучшее среди аналогичных зарубежных изданий»19. Результаты научных исследований института публико­вались20.

Так в борьбе мнений развивалась и крепла органи­зационно-экспериментальная и прикладная психология в России дореволюционного периода. В конце XIX — на­чале XX в. производились психологические исследования прикладного характера также в области психологии труда.

19 Московский университет за 50 лет Советской власти/Под ред.
И. Г. Петровского и др. М., 1967. С. 512.

20 См.: Труды Психологического института. Психологические ис­
следования. Вып. 1—2. М., 1914; ж. «Психологическое обозрение»,
издавался в 1917—1918 гг.


В период от выделения психологии в самостоятель­ную науку до открытого кризиса экспериментальная и прикладная психология во всех странах достигла боль­шого развития. Обнаруживается связь психологии с за­просами общества. Однако в целом психология отстава­ла от запросов практики, а теория развивалась независи­мо от нее.


Раздел шестой

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕРИОДА ОТКРЫТОГО КРИЗИСА

(10-е гг.—середина 30-х гг. XX в.)

Глава I

КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ

Борьба мнений в области теории, но­вые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки *, все более и более обнаруживали несостоятель­ность психологической теории, и прежде всего недоста­точность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продол­жался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание2, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л. С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он «является выра­жением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII — начале XIX века»3.

Позитивное содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической теории, развернувшая­ся как в зарубежной, так и в отечественной науке. В отечественной психологии этот период совпал с победой в нашей стране Великой Октябрьской социалистической революции и характеризовался началом работы по пе­рестройке ее методологических основ на базе марксист-

1 Раздел пятый, главы II н III настоящего издания.

* Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 264—332.

* Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М,
I960. С. 474.


ской философии. В связи с коренным различием путей по преодолению кризиса в зарубежной и советской пси­хологической науке целесообразно рассматривать их от­дельно. Рассмотрим ситуацию кризиса в зарубежной психологии4.

Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом к империализму. Рост мирового господства сопровож­дался качественными изменениями в экономике, полити­ке и идеологии, развитием процесса концентрации капи­тала и господства монополий и финансовой олигархии» агрессивной внешней политикой, направленной на пере­распределение колоний и рынков сбыта путем импери­алистических войн, среди которых первая мировая война явилась первым из величайших социальных потрясений XX в. Обостряется борьба между буржуазией и рабочим классом, роль которого как революционного класса не­уклонно возрастает, в то время как буржуазия превра­щается из прогрессивного класса в консервативный и даже реакционный. Все эти процессы нашли свое отра­жение в буржуазной идеологии и философии. Литерату­ру и искусство затопляют многообразные антиреалисти­ческие течения, полные мистических мотивов, настрое­ния страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних «добро­порядочных» нормах буржуазной морали, проповедь во­люнтаристских взглядов на общество и историю приводи­ли буржуазную интеллегенцию к ложным представлени­ям о человеческой личности, к неверию в духовные цен­ности, выливались в проповедь господства «природногоэ биологического начала в человеке. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная не­совместимость биологической природы человека с мо­ральными требованиями общества. Это приводило к оп­равданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установ­ления нормальных человеческих отношений.

В философии наиболее распространенными течения­ми становятся позитивизм в форме махизма и эмпирио-

4 Buhter К. Die Kriese der Psychologic. Jena, 1927. С маркси­стских позиций анализ кризиса впервые дал Л. С. Выготский, осо­бенно его «Исторический смысл психологического кризиса»//Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М, 1982.


критицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеали­стическая философия жизни, феноменология Э. Гуссер­ля. Продолжалось влияние волюнтаристских идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. По оценке Дж. Бернала, «в результате социальных затруднений в конце XIX века стал воскрешаться антиинтеллектуа­лизм, нашедший свое выражение в философских теори­ях Сореля и Бергсона. Инстинкт и интуиция стали рас­цениваться как нечто более важное, чем разум... Разум отвергается как устаревшее понятие...»5. Эти направле­ния оказали существенное влияние на психологию. Мно­гие психологи последовали за философией Маха. Как отмечает М. Г. Ярошевский, «несмотря на фиктивность махистских решений, их влияние испытало большинство психологических школ капиталистического Запада»6.

Сегодня очевидно, что ни одно из возникших в пери­од открытого кризиса направлений не смогло вывести психологию из этого состояния, потому что не затраги­вало «...методологического основания, на котором раз­вивается психология на Западе: поэтому внутри себя он не имеет разрешения»7. Однако заявленные в этот пе­риод новые подходы, поставленные проблемы, получен­ный эмпирический материал оказали большое и плодот­ворное влияние на последующее развитие психологии, которое продолжается и поныне.

Рассмотрим важнейшие направления периода откры­того кризиса.

Глава II

БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундтаи Э.Титченераина американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психо­логия с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психоло­гию за субъективизм, называя «... сознание с его струк­турными единицами, элементарными ощущениями, чув-

Бернал Дж. Наука и общество. М., 1953. С. 119.

Ярошевский М. Г. История психологии. М, 1976. С. 307.

7 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 480-481.


ственными тонами, вниманием, восприятием, представ­лением одними лишь неопределенными выражениями»1, а также за практическую бесполезность. Предметом би­хевиоризма он провозгласил изучение поведения объек­тивным путем и с целью служить практике. «Бихевио­ризм полагает стать лабораторией общества»2.

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных пред­посылок Дж. Уотсон называл исследования по психоло­гии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на ан­тропоморфизм, а не на психологию как науку о созна­нии»3. Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врож­денные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внеш­ний стимул (5), посредством которой индивид приспо­сабливается. Это совокупность изменений гладкой и по­перечно-полосатой мускулатуры, а также изменения же­лез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно ши­роко: оно включает любую реакцию, в том числе и вы­деление секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анали* за исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате пове­дение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

«Основная задача бихевиоризма заключается в нако­плении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызва­на»4. Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон про-

1 Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М, 1926. С. 3. * Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальпе­рина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 37. » Таы же. С. 35. 4 Там же. С. 36—37.


изводит классификацию всех реакций по двум основа­ниям: являются ли они приобретенными или наследст­венными; внутренними (скрытыми) или внешними (на­ружными), В результате в поведении выделяются реак­ции: наружные или видимые приобретенные (например,. игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мыш­ление, под которым в бихевиоризме разумеется внешня» речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при стра­хе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описы­ваемые чисто объективно в терминах стимулов и реак­ций); внутренние (скрытые) наследственные реакци» желез внутренней секреции, изменения в кровообраще­нии и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вы­званы стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покрас­нение; если стимул приводит к приспособлению организ­ма, то имеем инстинкт — например, хватание»5.

Наблюдение за новорожденным привело к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследствен­ных форм поведения, таких как ползание, лазание, драч­ливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образова­ния. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и лю­дей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста и даже нищего и вора, независимо от их талан­тов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков»6. Поэтому навык и на­учение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заучен­ное действие. Его основу составляют элементарные движе­ния, которые являются врожденными. Новый или вы*

* Уотсон Дж. Психология как... С. 185.

Watson /. В. Behaviorism. N. Y., 1930. Р. 104.


ученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала пре­обладают случайные пробующие движения, много оши­бочных и только некоторые — удачные. Начальная точ­ность низка. Усовершенствование за первые 60 выстре­лов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются пери­оды без усовершенствования — на кривой эти участки «называются «плато». Кривая оканчивается физиологи­ческим пределом, свойственным индивиду. Удачные дви­жения связываются с большими изменениями в организ­ме, так что они лучше обслуживаются и физиологически чи в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. В проти­воречие с установкой на отказ от изучения ненаблюда­емых механизмов поведения Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обу­словливания. Называя все наследственные реакции без­условными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием об­разования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо ре­акции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуж­дения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничи­ваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.

В бихевиоризме процесс образования навыков и на­учения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой не­управляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный7. Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона поло­жила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

7 Существует и другой путь, в основе которого лежит управле­ние процессом образования навыка: выделяется система условий, необходимых для действия, и организуется его выполнение с ори­ентировкой на эти условия.

.242


К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в на­стоящее время бихевиоризм является типичной амери­канской психологией, несмотря на то что, может быть» большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами»8. В то же время для исследователей становилось все яснее, что ис­ключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным9. Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познаватель-ные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или дея­тельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что би-хевиорист интересуется поведением целого человека, ни­как не обеспечивается его механистически атомистичес* кой позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятель­ности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследст­вие механицизма в трактовке поведения человек в би­хевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Ок­ружающие условия так влияют на нас, что в данный мо­мент при данных условиях всякий предмет может вы­звать только строго соответствующий и обусловленный образ действия»10. При этом не учитываются качествен­ные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на жи­вотных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке че­ловека. Человек «...представляет собой животное, отли­чающееся словесным поведением»ll.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.