Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 19 страница



3 Kohter W. Gestalt Psychology today//American Psychologist.
1959. V. 14. N 12. P. 727—734.

4 Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальпе­
рина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 84.


В. Кёлер одновременно с получение!* психологического образо­вания изучал физику у Макса Планка; Вертгеймер вспоминал о своих длительных беседах с Эйнштейном в 1916 г. Поэтому стано­вятся понятными слова Вертгеймера о том, что «гештальтпсихоло-гия появилась не вдруг, она конвергировала, подтянула к себе ма­териал из всех наук, а также от различных философских точек зрения для решения принципиального вопроса>5, касающегося под­хода к пониманию психологических проблем.

Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наив­ной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вто­ричны и выделяются по своему функциональному значе­нию в этом целом. Коффка писал, что одной из основ­ных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первона­чально восприятие дает целостную картину. Аналитиче­ской интроспекции был противопоставлен другой фено­менологический метод, направленный на непосредствен­ное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого нача­ла гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикци­ей, созданной в психологических сочинениях и лабора­ториях». Тезис об изначальной целостности, структурной организованности процесса восприятия выражен Верт-геймером: «Есть сложные образования, в которых свой­ства целого не могут быть выведены из свойств отдель­ных частей и их соединений, но где, напротив, то, что происходит с какой-нибудь частью сложного целого, оп­ределяется внутренними законами структуры всего це­лого. Структурная психология (гештальтпеихология) есть именно это»6. В отличие от интроспективной психо­логии от испытуемых требовалось описать предмет вос­приятия не таким, каким они его знают, но таким, ка­ким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.

5 Хрестоматия по истории... С. 87.

6 Там же. С. 86.


Эксперименты, которые ставили эти психологи, проб­сты и действительно выявляли первоначальную целост­ность. Начаты они были на восприятии. Например,.

предъявлялись точки:........ и т. п. (опыты Вертгеймера)..

Испытуемый объединял их в группы из двух точек, раз­деленных интервалом. В другом опыте предъявлялись линии:|| 111| и т. п. (опыты Кёлера). Испытуемый видел

не отдельные линии, но группы из двух линий, разде­ленных интервалами. Эти опыты показали, что в качест­ве первичного в восприятии выступает целое. Было ус­тановлено, что элементы зрительного поля объединяют­ся в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элемен­тов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, сим­метричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. В зрительном поле при восприятии действуют связываю­щие и сдерживающие перцептивные силы. Связывающие силы направлены на связывание элементов друг с дру­гом, имеют центральное значение. Их функция — инте­грирование. Именно связывающие силы объясняют за­кономерности возникновения структур при восприятии. Другие, так называемые сдерживающие, силы направле­ны на дезинтегрирование поля.

Перцептивная работа может иметь много форм: за­мыкание неполных фигур, искажения (иллюзии) и др. Были сформулированы некоторые положения, которые получили название законов восприятия в гештальттео-рии. Важнейший из них закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон. 05 этом различии убедительно говорят так называемые дей­ственные изображения. Фигура замкнута, оформлена, обладает живостью, яркостью, ближе нам в пространст­ве, хорошо локализована в пространстве, занимает гла­венствующее положение в поле. Фон имеет свою функ­цию, он служит тем общим уровнем, на котором высту­пает фигура. Он аморфен, кажется расположенным за фигурой, плохо локализуется в пространстве. В другом законе — прегнантности — выражается тенденция пер­цептивной организации к внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфи­гураций к «хорошей» фигуре, к упрощению восприятия. Например (см. рис. 16), если испытуемому предъявля-



 


Рис. 16. А воспринимается как одна          Рис. 17

фигура, разделенная внутренней лини­ей; Б — как две независимые фи­гуры,    соединенные боковыми сто­ронами

ются две фигуры, то обычно первая воспринимается как одна фигура, разделенная линией. Во втором слу­чае испытуемый видит две независимые фигуры, сое­диненные боковыми сторонами. Согласно Коффке «...причина ясна: в первом случае общая структура лучше, чем каждая из двух ее частей, тогда как во втором случае имеет место обратное»7. Еще один закон восприятия — закон дополнения до целого («амплифи­кации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы •стремимся видеть ее как целое. Например (см. рис. 17), точечная фигура воспринимается как треугольник. Эта феноменология объяснялась с помощью принципа изо­морфизма.

Структуры являются непосредственным отражением в сознании физиологических процессов в мозгу, возника­ющих в результате внешних воздействий, которые в ви­де афферентных импульсов достигают кортикальных по­лей. При этом физиологические закономерности объяс­нялись физическими законами электромагнитного поля.

Например, разделение поля восприятия на фигуру и фон объясняется как результат образования в мозгу двух по-разному заряженных электрических полей, меж­ду которыми возникает электродвижущая сила. Эти про­цессы изоморфны явлению восприятия фигуры на опре­деленном фоне. Гештальтпсихология занимает паралле-

7 Хрестоматия по ощущению и восприятию/Под ред. Ю. Б. Гип-«тенрейтер и М. Б. Михалевской. М, 1975. С. 288.


«*



листические позиции в понимании соотношения психик» и мозга, причем работа мозга объясняется физикали-стски.

Факты, полученные в гештальтпсихологии при изу­чении восприятия, обогащают представление о восприя­тии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки-фигур, которые использовались во время войны.

В гештальтпсихологии экспериментально исследова­лось также мышление (Кёлер, Вертгеймер, Дункер,. Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, на­чинают объединяться в некоторую структуру, соответст­вующую проблемной ситуации. С чисто описательной» точки зрения для этой формы поведения характерно ис­пользование предметов в соответствии с их отношени­ем друг к другу и в реорганизации поля. Структуриро­вание поля в соответствии с проблемой происходит вне­запно в результате усмотрения (инсайт) при условии,. если все элементы, необходимые для решения, находят­ся в поле восприятия животного. Вертгеймер распрост­раняет этот принцип на решение задач человеком. Он приходит к выводу: «Мышление заключается в усмотре­нии, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях, которые соответствуют этим1 требованиям и определяются ими, и тем самым в изме­нении ситуации в направлении улучшения ее структу­ры» 8. Условием переструктурирования ситуации, по» Вертгеймеру, является умение отказаться от привычных, сложившихся в прошлом опыте и закрепленных упраж­нениями шаблонов, схем, оказывающихся неадекватны­ми ситуации задачи. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно в результате озарения — ин-сайта. Подчеркивается, что, хотя мышление есть единый процесс, в его динамике можно выделить этапы, после­довательные фазы.

Первая фаза — постановка задачи на основе условий; «перво* достижение заключается именно в осознании того, что здесь есть-проблема. Видение, правильная постановка проблемы часто гораз­до важнее решения поставленной задачи*9. Вторая фаза — груп­пировка, реорганизация, структурирование и другие операции ш

_     -   __                 -                 —

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.( 1987. С. 270.

• Там же. С. 277.


связи с поставленной задачей. Третий этап или фаза — обнаруже­ние структуры путем инсайта. Четвертый — нахождение путей реализации в соответствии с этой структурой.

В исследованиях Дункера экспериментально изучал­ся факт использования при решении задачи элементов ситуации в новом функциональном значении, способ­ность отойти от привычного понимания вещей, сложив­шегося в жизненном опыте, ибо «...в реальном мышле­нии изменение функционального значения какого-нибудь элемента суждения в процессе мышления имеет перво­степенное значение»10. В своих исследованиях мышле­ния Вертгеймер критикует два традиционных подхода — ассоциативную теорию и традиционную логику. В связи с критикой ассоциативной концепции анализируется роль прошлого опыта в мышлении. Вертгеймеру прихо­дилось специально разъяснять свою позицию по этому вопросу, так как «...все еще встречаются психологи, ко* торые, совершенно не понимая гештальттеорию, счита­ют, что она недооценивает роль прошлого опыта»и. «Главный вопрос не в том, действительно ли прошлый опыт играет роль, а в том, какой именно опыт — слепые связи или структурное понимание с последующим ос­мысленным переносом, а также в том, как мы исполь­зуем прошлый опыт: посредством внешнего воспроизве­дения или на основе структурных требований, его функ­ционального соответствия данной ситуации. Ссылка на прошлый опыт, таким образом, не решает проблемы, та же самая проблема возникает в отношении прошлого опыта» ,2. Однако, несмотря на эти разъяснения, упрек гештальтпсихологии в недооценке опыта — справедли­вый упрек, и в целом «...гештальтпсихология отличается ярко выраженным антигенетизмом, антиисторизмом» 13.

Важную область гештальтпсихологии составили ис­следования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Ле­вин исходил из того, что основанием человеческой ак­тивности в любых ее формах, будь то поступок, мышле­ние, память, является намерение — потребность.

*• Вертгеймер М. Продуктивное... С. 296.

» Тамже. С. 96.

« Тамже. С. 100.

18 Теплов Б. М. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1985.

%-*• 243.


Потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставит­ся или самим субъектом, или исходит от кого-то друго--го, например от экспериментатора. Чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психоло­гии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями, Левин называет их квази­потребностями. Они образуются в актуальной ситуации е связи с принятыми намерениями, целями и направля­ют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разряд­ка потребности осуществляется в определенной ситуа­ции. Эта ситуация называлась Левином психологиче­ским полем. Левин использовал топологические понятия (топология — раздел геометрии, изучающий преобразо­вания пространства) для создания учения о психологи­ческом поле. Эта тенденция к формализации получила особенное развитие в американский период деятельно­сти К- Левина. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъек­та. Именно потребность обусловливает то, что один пред­мет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представ­ляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к этой потребности. Факт единства личности и среды выражен К- Левином в поня­тии «жизненное пространство». Его структура и динами­ка выражаются в понятиях взаимозависимости, силово­го поля, равновесия, мощности. Жизненное пространство обладает свойствами — уровнем реальности, временной перспективой. Введением понятия временной перспекти­вы Левин подчеркивал включенность в понятие жизнен­ного пространства также ожиданий, представлений о бу­дущем (идеальный план) и прошлом, но в связи с тем, как они представлены в настоящем. В связи с квазипо­требностями К. Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследова­ния ввели в психологию комплекс важнейших понятий,


характеризующих поведение, связанных с достижением* целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притяза­ний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и не­которые др.

К различным сторонам и проявлениям личности, та­ким, как волевое, и противоположное ему — полевое — поведение (в связи с этим проблема произвольности),. аффекты, структура личности, К- Левин применяет структурно-динамический подход, анализируя их в по­нятиях психологического поля.

К. Левин обогатил психологию рядом новых методов^ и методик. Это—опыты на прерванное действие (М. Ов-сянкина), опыты на запоминание незавершенных и за­вершенных действий (Б. В. Зейгарник), опыты на заме­щение (К. Лисснер и А. Малер), опыты на выявление-уровня притязаний (Ф. Хоппе), опыты на пресыщение* (А. Карстен) и др. В американский период К- Левин* отходит от интрапсихологических проблем и обращается-к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типов (де­мократическое, авторитарное), проблеме групповой ат­мосферы, группового стандарта. Позднее К. Левин воз­главил Центр групповой динамики. Здесь разрабатыва­лись проблемы, связанные с промышленной практикой: производительность труда в группе, коммуникация, со­циальная перцепция, взаимоотношения между группами, членство в группе, подготовка групповых лидеров и-улучшение группового функционирования. Материал ис­следований К. Левина, особенно методики, в многочис­ленных модификациях используются и в настоящее вре­мя, в том числе в советской психологии. В то же время подчеркивается, что в подходе К. Левина к личности-недостаточно раскрывается роль интеллекта и сознания. В заключение остановимся на общей оценке геш-тальтпсихологии. Гештальтпсихология пыталась раз­вить атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Вы­готский оценивал как «великое незыблемое завоевание теоретической мысли»и. В этом сущность и историче-

" Выготский Л. С Собр. соч. .. Т. I. С. 281.


ский смысл гештальттеории. Существенно отметить так­же, что основатель общей теории систем Л. фон Берта-ланфи считал, что в работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Кёлер предвосхи­тил отдельные положения общей теории систем. Этим оценивался важный вклад гештальтпсихологии в мето­дологию научного исследования. Методики эксперимен­тального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения бога­тая феноменология составляют важный итог деятельно­сти гештальтпсихологов. «Наиболее ценный эффект структурной психологии — это сделанные ею описа­ния»15,—писал Л. С. Выготский. Этой школой сделан важный шаг по преодолению интеллектуализма, свой­ственного всей традиционной психологии. Однако в тео­ретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универ­сальный, т. е. распространенный на всю общую психоло­гию, и на детскую, и на патопсихологию. В этой универ­сальности обнаружилась недостаточная объяснительная сила структурного принципа. Так, в применении к про­блемам психического развития попытка охватить еди­ным принципом инстинктивные и интеллектуальные про­цессы не позволяет увидеть принципиальную разницу между ними, а также разницу между животными и че­ловеком, приводит к натуралистической теории психиче­ского развития ребенка, «сознательно сливает животное н человеческое, игнорирует историческую природу раз­вития человеческого сознания...»16 и в конечном счете не объясняет психическое развитие. В более общем смысле: «Понятие структуры одинаково распространяет­ся на все формы поведения и психики. Снова в свете или, вернее, в сумерках структуры все кошки серы: вся разница в том, что один вечный закон природы — закон ассоциации — сменился другим, столь же вечным зако­ном природы — законом структуры...»17.

Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важ­ный психологический факт—факт гештальта — продол­жает привлекать исследователей. Его теоретическое ос-

. 15 Выготский Л. С. Собр. соч. .„ Т. 1. С. 402. «• Там же. С. 268.

17 Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М-1960. С. 27.


мысление с помощью принципа изоморфизма справедли* во расценивается как откровенный физикализм и не мо­жет претендовать на объяснение. С позиций, отражаю­щих достижение современной психологии в области эк­спериментальных исследований и теории, намечается но* вый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая «авторитетность и притяга­тельность этого направления»18, был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них зако* номерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический меха­низм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта (автор опирается на современные исследования восприя­тия в зарубежной науке, а также усматривает связь вы­двинутого им тезиса с учением о фазности восприятия Н. Н. Ланге, отдельными высказываниями И. М. Сече­нова). Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному фор­мированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умствен­ных действий и понятий 19.

Глава IV

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Эта психология выдвинула идею о не­зависимости психики от сознания и пыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии — психоанализ 3. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и ана­литической психологии К. Юнга. Эта психология отлича­ется от эмпирической психологии сознания представле­ниями о форме существования психического: психика

18 Митькин А. А. Законы гештальта и фазность восприятия//
Психол. ж. 1983. № 6. С. 30.

19 См.: Шабельников В, К, Формирование быстрой мысли. Ал­
ма-Ата, 1982; Подольский А. И. Становление познавательного дей­
ствия: научная абстракция и реальность. М., 1987 и др.


существует вне и независимо от сознания, и именно бес­сознательная психика, являющаяся глубиной психики, составляет ее предмет и общую проблему. Сознание то­же ею не отрицается: оно — свойство, присущее психике лишь в отдельные моменты. Перед глубинной психоло-тией стоит и проблема личности, ибо содержание бессо­знательного играет решающую роль в выяснении ценно--сти личности.

Психоанализ 3. Фрейда (1856—1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социаль­ного развития Австрии конца прошлого — начала ны­нешнего столетия. Такие особенности социально-психо­логической атмосферы Австрии того времени, как кру­шение патриархальных принципов в столкновении с бур­жуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализ­ма, расцвет национализма и на его почве распростране­ние антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)* Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррацио­нальности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появ­ляется широкий интерес к бессознательному — не только в специальной, научной литературе, но и в художествен­ной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его по­нимание человека, согласно которому под напором ин­стинктов сексуальности и в силу бессознательности пси­хических процессов признавалось, что «Я» — «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис бур­жуазной личности, типичное самоощущение индивида в "буржуазном обществе, в том числе той его части, с ко­торой имел дело Фрейд как практикующий врач. Одна­ко сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную — естествен­ную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из ме­дицинской практики лечения больных с функциональны­ми нарушениями психики. 3. Фрейд после оконча­ния медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лон­доне в 1939 г.

"266


Занимаясь неврозами, главным образом истерией* 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских невро­логов Ж- Шарко и И. Бернгейма. Использование по­следним гипнотического внушения с терапевтическими: целями» факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали та­кому пониманию этиологии неврозов, их лечения, кото­рое составило ядро будущей концепции. Оно было изло­жено в книге «Исследование истерии» (1895), напи­санной совместно с известным венским врачом И. Брей-ером (1842—1925), с которым Фрейд в то время со­трудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период своди­лась к пониманию невротических болезней как патоло­гического функционирования «ущемленных аффектов»,. сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие era переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в станов­лении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гип­ноза как средства проникновения к ущемленным и за­бытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бес­сильным, встречал «сопротивление», которое не мог пре­одолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в тол­ковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций^ малых и больших психопатологических симптомов (про­явлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувст­вительности, двигательных расстройств, оговорок, забы­ваний и т. п. Исследование и интерпретацию этого раз­нообразного материала Фрейд назвал психоанализом— новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько-десятилетий. За эти годы его концепция бессознательно­го претерпела существенные изменения. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три перио­да. Первый период (1897—1905), когда психоанализ в^ основном оставался методом лечения неврозов с отдель­ными попытками общих заключений о характере душев­ной жизни. Основные произведения этого периода; «Тол-

267f


кование сновидений» (1900), «Психопатология обыден­ной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бес­сознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуаль­ности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналити­ческого метода лечения). Особенное значение имеет ра­бота «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное с цензурой между ними. В этот период психо­анализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), жела­ющих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде (1906—1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и эконо­мической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912)—работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художе­ственного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельно­сти» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во мно­гих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла чи­тал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909). Значи­тельным событием в развитии психоанализа в этот пе­риод был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К- Юнга (1912), Лучшим и наибо­лее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд при­соединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916—1917 гг. В 3-м, по­следнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское


завершение. Под влиянием событий первой мировой вой-»ы изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности . представляется теперь в виде учения о трех инстанци- ■' ях — «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понима­ние культуры и разных сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антро­пологию, социальную психологию, проблемы цивилиза­ции— «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоана­лиз становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной •философии.

Система психоанализа

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и экономической. топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное. Сознательное (Bw) имеет свойство пережива­ния. Предсознательное (Vbw)—это скрытое (латент­ное) бессознательное, потенциально сознательное: мо­жет проникнуть в сознание, т. е. имеет способность сознания. Бессознательное (Ubw) — это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представи­тель вытесненной бессознательной психики. Источником предположений о бессознательной психике явились сле­дующие теоретические соображения. Исходя из безус­ловного детерминизма и исключая правомерность фи­зиологических объяснений в психологии, 3. Фрейд рас­сматривал факты, не поддающиеся сознательному кон­тролю и не привлекавшие внимания раньше в психоло­гии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое со­знательное— из психического бессознательного: объек­тивные проявления — сновидения, ошибочные поступки, -описки, забывчивость, имеющие место в нормальной ду­шевной жизни, а также в невротических симптомах у ^больных людей, открываются сознанию, а их причины —


нет. Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анали­за объективных проявлений бессознательного составля­ют методы Фрейда. Основным из них является метод анализа свободно всплывающих ассоциаций. Пациент удобно располагался на софе, Фрейд—сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зре­ния пациента. Ему предлагалось отдаться ходу свобод­ных ассоциаций, т. е. говорить все, что приходит ему в голову, прекратив всякое сознательное управление хо­дом мыслей, не давать возможности для критики, кото­рая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их не­достаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей является предварительным условием всякого аналитического лечения. Получаемый таким образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанали­за»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытеснен­ная мысль, которую ищем, маскируется своим замести­телем. Тесно связан с этим метод толкования сновиде­ний. Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый* смысл. Он пред­ставляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас. Выража­ется в символике сновидений. «Я назвал «работой сно­видений» процесс, который совместно с цензурой пере­водит скрытые мысли в явное содержание сновидения и который включает такие процессы, как сгущение и смешение. В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определен­ной символикой, которая... вполне типична. Отсюда не­обходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового человека. Сновидения создаются также как невротические симптомы: ...они являются компро­миссом между требованиями подавленных импульсов (вытесненных влечений) и сопротивлением цензурирую-щей силы»1. Фрейд придавал чрезвычайную важность толкованию сновидений. «Прежде психоанализ был свя­зан только с патологическими явлениями... но когда он перешел к сновидениям, здесь он уже имел дело с я в-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.