Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 15 страница



Функциональная психология как одна из новых точек зрения оказалась полезной для новых развивающихся отраслей психологической науки — педагогической, про­мышленной и др. Однако она не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать пси­хику с ее функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функ­ция» страдало неопределенностью и многозначностью: одни авторы понимали под функцией психические акты {видения, слышания и т. п.), другие использовали это понятие в значении, которое сложилось в физиологии, как функция функции, например, дыхание понимается как выполняющее функцию снабжения организма кис­лородом и др.

Антитеза функционализм — структурализм как глав­ное содержание теоретической борьбы в зарубежной психологии сознания конца XIX—начала XXв. высвети­ла односторонность каждого из этих подходов. Структу­рализм строил свои исследования, абстрагируясь от ро­ли сознания в поведении, а психология акта и функци­онализм недооценивали содержательную сторону созна­ния. Этот спор поучителен и для современной психоло­гии. Как показали новейшие исследования в области субъективной семантики (Е. Ю. Артемьева, А. Г. Шме­лев и др.), психологический анализ содержания созна­ния открывает новые и большие возможности для пони­мания субъективного внутреннего мира человека. Зада­ча заключается поэтому не в том, чтобы исключить со­держание сознания из сферы психологического изуче­ния, а сделать его по-настоящему содержательным.

Рассмотрение теоретических концепций, сложивших­ся в психологии к началу XX в., подтверждает справед­ливость оценки, которую дал Н. Н. Ланге, сравнивший положение психологии, раздробленной на ряд направле­ний, с Приамом, сидящим на развалинах Трои14. Пси­хология вступила в период открытого кризиса.

В дореволюционной России официальной психологи­ей была психология идеалистическая: она преподава­лась с университетских кафедр, в ее руках былглавный

14 Ланге Я. Я. Психология! С. 42,


печатный орган — журнал «Вопросы философии и пси­хологии», ее представители возглавляли Психологиче­ское общество. Идеалистическая психология не была од­нородной. В ней различаются 2 варианта: умозритель­но-философская и эмпирическая. Умозрительно-фило­софскую линию представили университетские психоло­ги — неокантианец А. И. Введенский (1856—1925),. Л. М. Лопатин (1855—1920), интуитивист Н. О. Лос-ский (1870—1965), С Л. Франк (1877—1950). В своем* главном труде «Психологи» без всякой метафизики» (1914)  профессор  Петербургского  университета А. И. Введенский провозгласил отказ от обсуждения в психологии каких-либо философских — метафизиче­ских — вопросов: психология изучает душевные явле­ния безоценочным образом как факты внутренней при­роды в отличие от этики, эстетики, педагогики, логики и др. Ее задачей является исследовать состав каждого душевного явления, каким образом из элементарных явлений оно складывается, как изменяется в зависимо­сти от изменения элементов, как влияют друг на другая разные душевные явления (память — на мышление, мы­шление—на волю и т. п.). Так, во имя сохранения пси­хологией своей специфичности провозглашался отказ or изучения психического в его связях с внешним миром. Этот идеалистический подход получил особенно яркое выражение в так называемом «законе отсутствия объек­тивных признаков одушевления»15: психическое не име­ет никаких внешних материально выраженных призна­ков, поскольку они могут быть и без психического со­провождения. Отсюда следовал вывод об интроспекции-как единственном методе изучения в психологии. Во­прос о пределах одушевления объявлялся неразреши­мым: неопровержимо как допущение об одушевленно­сти, например, растений, т. е. всеобщей одушевленности», так и противоположное ему, т. е. отрицание душевной' жизни. Вне эмпирического познания объявлялся вопрос о существовании чужого одушевления. Это «недоказу­емое мнение», допустить которое, однако, заставляет на­личие нравственного чувства, невозможное у бездушного предмета. Так, вопреки провозглашенному принципу из­бегать метафизики, с ее помощью Введенский выбирает-

13 Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления. Спб., 1892.

20Г


«ся из тенет неизбежного солипсизма. Закон Введенско­го возбудил дискуссию и критику. Так, Н. Я. Грот на­звал этот закон мнимым, считая, что «одушевленность других существ теоретический объективно доказуема»16. В связи с кризисом философствующей психологии даль­нейшая судьба в развитии психологии в Петербургском университете была связана с укреплением естественно­научного направления, развиваемого на кафедре физио­логии (Н. Е. Введенский, ученик Сеченова, А. А. Ухтом­ский), на кафедре зоологии (В. Н. Шимкевич), где воз­ник первый в России центр сравнительной психологии (В. А. Вагнер). В Москве Л. М. Лопатин в курсе пси­хологии, читаемом в университете17, проводил линию на различие психических и физических явлений, сделал вы­вод об «имманентной нематериальной субстанции ду­шевной жизни как неизбежном выводе». Весь материал, касающийся отдельных психических процессов (позна­вательные процессы — ощущения, память, закон ассо­циаций, а также бессознательное), рассматривался «по данным внутреннего опыта». В критике материализма Лопатин, как и Введенский, имеет в виду вульгарный материализм.

Эмпирическую линию в идеалистической психологии отличали приверженность к эмпиризму Локка и англий­скому ассоцианизму, внимание к методам эмпирическо­го исследования, в частности положительное отношение ;к эксперименту. В Петербургском университете ее пред­ставлял М. И. Владиславлев, автор двух трудов по пси­хологии: «Современные направления в науке о душе» (1866) и «Психология» (в 2-х т., 1881). Он выступил против материализма и физиологических методов иссле­дования, считая их бесплодными для психологии. Впер­вые в отечественной науке он дал большой исторический обзор развития психологических знаний начиная от ан­тичности («Психология»). Его учениками были выдаю­щиеся психологи Н. Н. Ланге, Н. Я. Грот. В Московском университете М. М. Троицкий (1835—1899) выступил сторонником английского эмпиризма. В двухтомном тру­де «Немецкая психология в текущем столетии» (1867)

Возражения Н. Я. Грота//Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 19. Приложение. С. 2.

17 Лопатин Л. Af. Лекции по психологии, читаемые на истори­ко-философском факультете Московского университета. М., 1909.


Рис. 10. Н. Я. Грот (1852— 1899). Основатель первого в России специального журнала по вопросам философии и пси­хологии «Вопросы философии и психологии» (1889)

он дал критику немецкой идеалистической психологии за ее отрыв от эмпирии и пропагандировал в России английскую линию на эмпиризм, в духе которого выпол­нена его другая работа «Наука о духе» (1882). Троицкий. явился основателем Московского психологического об­щества (1885). К его учреждению он привлек профес­соров всех факультетов университета, в том числе мате­матиков (Н. В. Бугаев), психиатров (А. Я. Кожевни­ков) и др. Целью общества он провозгласил «соединить-разрозненные труды психологического характера в це­лях более широкой и плодотворной разработки психоло­гии в ее составе, приложениях и истории и для распро­странения в России»18. На заседаниях общества обсуж­дались не только психологические, но и философские* вопросы (о свободе воли, о духе и материи, о времени и др.). Оно получило огромную популярность, его от­дельные заседания приобретали характер общественных: событий, как, например, доклад Л. Н. Толстого «О смыс­ле жизни». Создание общества явилось свидетельством' растущего авторитета психологии в России.

Преемник Троицкого Н. Я. Грот (1852—1899) руко­водил русской идеалистической психологией в 80—

18 Краткий исторический очерк деятельности Московского Пси­хологического общества за 25 лет Н. Виноградова//Вопр. филосо­фии и психологии. 1910. Кн. 3. С. 252.

20S


90-х гг. Основал и был редактором до 1899 г. журнала «Вопросы философии и психологии», который хорошо отражает состояние русской идеалистической психоло­гии. Его основной труд «Психология чувствований в ее истории и главных основах» (1880)—капитальное ис­следование проблемы чувств. Здесь Грот высказывает ряд соображений общепсихологического характера. В соответствии с эволюционной точкой зрения Г. Спенсе­ра он рассматривает психическую жизнь как один из аидов взаимодействия организма со средой. Заслужива­ет внимания его теория психического оборота. В каж­дом психическом акте он выделяет 4 фазы, вместе они •составляют оборот, который является регулятором взаи­модействий организма со средой. В состав оборота вхо­дят: внешние впечатления на организм, переработка их во внутреннее (сюда, в частности, относятся чувствова­ния), вызванное этим внутренним впечатлением внут­реннее движение, затем внешнее движение организма навстречу предмету. Грот сам подчеркнул новизну сво­его подхода: ввел в число основных психологических по­нятий понятие «деятельность»19. Эти идеи Грота со­звучны материалистической психологии Сеченова, на влияние которого он сам указывал. В дальнейшей своей деятельности Грот отходит от этого направления своих исследований, занимается проблемами логики, свободы воли и др., к которым подходит с позиций идеализма.

Большое место в идеалистической психологии при­надлежит Г. И. Челпанову (1862—1936). Его главная заслуга — в создании Психологического института, пе­дагогической деятельности по подготовке психологиче­ских кадров и популяризации психологии. В своем глав­ном теоретическом труде «Мозг и душа. Критика мате­риализма и очерк современных учений о душе» (1-е изд.— 1909 г.) Челпанов выступает с критикой матери­ализма, который в психологии понимался как сведение психического к физиологическому. В трактовке психики •стоял на идеалистических позициях, психофизиологиче­ского параллелизма, т. е. признавал автономность пси­хического и его соответствие физиологическим процес­сам.

19 Грот Я. Я. Психология чувствований в ее истории н главных «©еновах. Спб., 1880. С. 4.


Рис. 11. Профессор Москов­ского университета, основа­тель Психологического инсти­тута Г. И. Чел панов (1862— 1936) и ученик Челпанова, впоследствии профессор Мос­ковского университета Г. Г. Шпет (1879—1940)

Заметную роль в отечественной психологии сыграл ученик Челпанова Г. Г. Шпет (1879—1940). Его науч­ная и педагогическая деятельность принадлежит раз­ным областям: кроме психологии, он действовал в об­ласти философии, логики, искусствоведения, литерату­ры. Шпет был вице-президентом Академии художествен­ных наук (ГАХН). Вместе с Челпановым он участвовал в разработке проекта Психологического института. Из психологического исследования Шпета наиболее изуче­ны его идеи в области этнической психологии.

Материалистическая линия в психологии дореволю­ционной России развивалась в русле естественнонаучно­го материализма и, являясь продолжением идей Сечено­ва, была направлена на объективность психологических исследований. Выдающимися представителями этого на­правления были В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге. Большую роль в нем сыграли также исследования И. П. Павлова. Н. Н. Ланге (1858—1921) отстаивал биологический подход и выступал против эпифеноменализма в его раз­личных вариантах. «Психика не является эпифеноме­ном, но представляет собой реальный факт». Экспери­ментальные исследования восприятия привели его к тео-


Рис. 12. R. Н. Лаяге (1858— 1921). Один из основополож­ников экспериментальной пси­хологии в России. В 1896 г. основал психологическую ла­бораторию в Новороссийском университете  (Одесса)

*

рии восприятия как фазового процесса. Восприятие не происходит моментально во всей полноте, в нем выде­ляются 4 ступени, из смены которых Ланге вывел закон перцепции: чувственный образ формируется постепен­но — от целостного впечатления к подробному различе­нию его свойств. Эти ступени обусловлены всем ходом биологического развития. Был сделан вывод о предмет­ности восприятия у человека. Экспериментальные иссле­дования внимания привели его к двигательной теории внимания: внимание — это двигательная реакция орга­низма, которая улучшает условия восприятия. Прерыви­стость мускульных движений объясняет колебания вни­мания. Внимание имеет три формы: рефлекторную, ин­стинктивную, волевую. Волевая форма внимания явля­ется продуктом опыта, а не какой-то самостоятельной силы духа, типа апперцепции Вундта. Исследования Ланге вносили объективные методы в науку и экспери­ментально обосновывали материалистический взгляд на психику.

В направлении объективности в психологии развива­лась деятельность В. М. Бехтерева (1857—1927), выда­ющегося клинициста, психиатра, невропатолога и психо­лога. Бехтерев пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Ме­дико-хирургической академии в Петербурге и загранич-


Рис. 13. В. М. Бехтерев (1857— 3927), Невропатолог, психиатр, психолог. Основатель первой в России лаборатории эксперимен­тальной психологии (Казань, 1885) и ряда других научных уч­реждений: «Психоневрологичес­кого института» (1908, Петер­бург) , «Экспериментально-клини­ческого института по изучению алкоголизма» (1912, Петербург), «Института по изучению мозга и психической деятельности» (1918,

Петроград)

мой командировки в клиниках Германии, Австрии и •Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он устроил первую психофизическую лабораторию для на­учных изысканий в области анатомии, физиологии и эк­спериментальной психологии. После возвращения в Пе­тербург развернул широкую исследовательскую и орга­низаторскую работу по неврологии, в которую включал учение о нервной системе, а также о нарушениях духов­ной сферы в связи с нарушениями мозга. В 90-х гг. он организовал в Петербурге ряд лабораторий в целях исследования нервнобольных, в том числе эксперимен­тально-психологическую. Объективную психологию и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин «психоневрология». В 1908 г. он создал Психо­неврологический институт, в числе профессоров которо­го были П. Ф. Лесгафт, М. М. Ковалевский, Н. Я. Вве­денский, В. Я. Комаров, Е. В. Тарле, социолог Е. В. де Роберти. После революции он организовал ряд психо­неврологических учреждений, самым крупным из них яв­ляется Институт по изучению мозга и психической дея­тельности (1918).

Центральная идея Бехтерева — объединение различ­ных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатоло-тии, физиологии я психологии. В психологии Бехтеров в первый период сво.ей деятельности использовал объ-


ективные приемы экспериментальных исследований Вун-дта. Во втором периоде, в начале XX в., он создает объ­ективную психологию, в которой на основе объективных исследований человека предлагает новую систему поня­тий психологии и новую терминологию. Психическую де­ятельность он рассматривает как рефлекторную, а раз­личные стороны и формы этой деятельности — как раз­личные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточе­ния, мыслительная деятельность — символические ре­флексы и т. п. В 1907—1912 гг. выходит «Объективная психология». Она переводится на немецкий, француз­ский, английский языки и становится важной вехой в истории психологии XX столетия, что отмечали зарубеж­ные исследователи (Флюгель, Уотсон, Боринг и др.). В третьем советском периоде Бехтерев создает общие ос­новы рефлексологии. На основе экспериментальных ра­бот по изучению сочетательных, т. е. вырабатываемых у индивида прижизненно, двигательных рефлексов у жи­вотных и человека, совокупность которых назвал соот­носительной деятельностью, Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объек­том изучения как воплощение строго объективного под­хода к психической деятельности. Это понятие он стре­мился распространить на все отрасли психологии, в том числе на детскую. В 20-х гг. его ученик Н. М. Щелова-нов создает специальное учреждение — Отдел развития Института по изучению мозга. Здесь воспитывались и одновременно изучались дети от рождения до 3 лет. Свой метод Щелованов назвал сравнительно-онтогене­тическим: это тщательное систематическое прослежива­ние процесса развития с целью выявления того нового, что возникает с первых часов появления на свет. На ос­нове этого исследования Н. Л. Фигуриным и М. П. Де­нисовой были описаны этапы развития ребенка на пер­вом году жизни (1929). Была создана и система воспи­тания от рождения до 3 лет. Собранные по этому мето­ду материалы позволили осуществить ряд работ, посвя­щенных развитию отдельных сторон поведения: сна и бодрствования (Н. Л. Фигурин), ранних форм условно-рефлекторной деятельности (Н. И. Касаткин), пред­метных действий' (Р. Я. Лехтман-Абрамович), речи (Г. М. Лямина), движений (М. Ю. Кистяковская) и др. Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную, рефлексологию». Ее


задачей было изучение способов и проявления коллек­тивных рефлексов, образующих в своей совокупности* коллективную деятельность, в сравнении с индивидуаль­ными рефлексами или индивидуальной деятельностью.. Здесь же Бехтерев пытался установить всеобщие зако­ны, которым подчинен мир неорганический, органиче­ский и социальный. Законы тяготения, инерции, относи­тельности и др. он распространял на понимание психи­ки и общественных явлений.

Бехтерев — материалист и эволюционист, но он не владел диалектическим методом и отклонился в сторо­ну механицизма и энергетизма. Состоявшаяся в 1929 г. рефлексологическая дискуссия отметила положительную-роль В. М. Бехтерева в развитии объективного подхода в психологии. Однако исключение из исследования пси­хики и сознания привело к биологизации и крайне ме­ханистической трактовке человека и поведения, и после дискуссии рефлексология прекратила существование.

Наследницей В. М. Бехтерева явилась Ленинград­ская психологическая школа. В. Н. Мясищев, А. В. Яр­моленко, Б. Г. Ананьев, составившие ее ядро, были пря­мыми учениками Бехтерева.

И. П. Павлов (1849—1936) не создал собственной психологической концепции, но влияние, которое он ока­зал на развитие психологии, как мировой, так и отече­ственной, несомненно велико и плодотворно.

Впервые обращение физиолога Павлова к психиче­ским явлениям произошло в связи с его работой по изу­чению деятельности пищеварительных желез20. Выяви­лось, что работа пищеварительных желез может быть обусловлена не только чисто физиологическими момен­тами (раздражением полости рта), но и видом пищи*ее запахом, т. е. фактами психического порядка. Секре­цию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал* «психической секрецией», но истолковал ее в физиоло­гических понятиях. Объяснение этих фактов и положила начало учению об условных рефлексах. «Влияние этих объектов... в существенном тоже самое,что и в физиоло­гических опытах, когда они соприкасаются с полостыа рта. Перед нами... лишь дальнейшее приспособление... наш опыт в физиологической форме дает эсегда один дг

-

20 За эту работу И. П. Павлов в 1904 г. был удостоен Нобе- левской премии.


tot же результат... безусловный рефлекс; основная же характеристика психического опыта — его непостоянст­во... все дело только в большем числе условий, влияю­щих на результат психического опыта сравнительно с физиологическим. Это... условный рефлекс»21. Вся даль­нейшая работа И. П. Павлова была направлена на изу­чение условнорефлекторных связей: условий их образо­вания, развития, угасания. Подчеркивался биологиче­ский смысл условных рефлексов: они служат для урав­новешивания организма с внешней средой. Условные раздражители имеют сигнальное значение: они — сигна­лы внешних возбудителей безусловных рефлексов. В опытах Павлова выступила необходимость подкрепления и ориентировочного рефлекса для образования новой •связи. Понимание Павловым условий образования ус-уловного рефлекса отличается от механистической трак­товки механизмов обусловливания в бихевиоризме Уот-'сона и концепциях необихевиоризма.

Характеризуя особенности высшей нервной деятель­ности человека, Павлов наметил учение о второй сиг­нальной системе как о прибавке к механизмам высшей ^нервной деятельности. %. .Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его про­стейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. пси­хических явлений у животных и сознания у человека. Павлов признавал реальность субъективного мира и психологию как науку, изучающую его. «Жизненные яв­ления, называемые психическими, хотя бы и наблюда­емые объективно у животных, все же отличаются — пусть лишь по степени сложности — от чисто физиоло­гических явлений»22. Он внимательно следил за дости­жениями как отечественной, так и мировой психологии (см., например, знаменитые «Павловские среды»). В 1916—1919 гг. Павлов посещал психиатрические клини­ки, изучая психические заболевания в связи с данными •физиологии мозга. В письме Челпанову по случаю офи­циального открытия Психологического института в Мо­скве 5 апреля (24 марта) 1914 г. он писал: «После слав-:иых побед науки над мертным миром, пришел черёд

21 Павлов И. Л. Поли. собр. трудов: В 5 т. Т. III. M.; Л., 1949.

•С 29—30.

** Там же. С. 37. .


разработки и живого мира,,а в нем и венца земной при­роды — деятельности мозга. Задача на этом последнее пункте так невыразимо велика и сложна, что требуются? все ресурсы мысли... Вот почему я, исключающий в сво­ей лабораторной работе над мозгом малейшее упомина­ние о субъективных состояниях, от души приветствую» Ваш психологический институт»23. Но Павлов был убеж­ден, что субъективная психология как наука об явлени­ях сознания не дает их познания. Говоря о необходимо­сти слития физиологии и психологии, он имел в виду использование физиологических данных для понимание-субъективного мира. «Мне кажется, что для психологов; наши исследования должны иметь очень большое значе­ние, так как они должны впоследствии составить основ­ной фундамент психологического знания»24.

Освоение наследия Павлова в советской психологию прошло сложный путь и связано с вопросами предмета-психологии и ее самостоятельности как науки. Эти во­просы обсуждались особенно интенсивно в ходе дискус­сий 50-х—60-х гг.25 Б. М. Теплов творчески использовал" учение Павлова о типах высшей нервной деятельности1 для разработки психофизиологии индивидуальных раз­личий.

Естественнонаучная материалистическая психологиж явилась важной предпосылкой становления, а затем ю составной частью советской психологии.

Глава 111

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЕЕ ПРИКЛАДНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Выделение психологии в самостоятель­ную науку сопровождалось интенсивным развитием эк­спериментальных исследований. Во всех странах созда­ются психологические лаборатории и институты экспери-

23 Вопр. психологии. 1955. № 3. С 100.

2< Павлов И. /7. Поли. ... Т. III. С. 89.

25 См. кн.: Научная сессия, посвященная проблемам физиоло­гического учения академика И. П. Павлова. М.,. 1950; Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет//Изв, АПН! РСФСР. Вып. 45. М, 1953; Философские вопросы физиологии выс­шей нервной деятельности и пснхологии/Под ред. П. Н. Федосеева н др. М., 1963.

21В


^ментальных и прикладных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его осно­воположник Вундт, уже в 80-е гг. происходит его рас­пространение на исследование высших психических •функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850— 1909) своей работой о памяти (1885), к которой примы­кают труды Г. Э. Мюллера (1850—1934) и сотрудников. ■Психологи Вюрцбургской школы в первом десятилетии XX в. начали экспериментальное изучение мышления и фоли. Экспериментальные исследования смыкаются с ме­дицинской, педагогической, промышленной и др. практи-жой, возникают прикладные области психологии.

Широкое развитие эксперимента в психологии проис­ходило по образцу и под влиянием естествознания.

При этом человек рассматривался объективистски, -только как индивид, испытывающий воздействия со сто­роны предметов материального мира. Положение о есте­ствознании как единственном образце научности встре­тило критику со стороны ряда исследователей (напри­мер, Ф. Брентано, В. Дильтея и др.). Возникают дискус­сии о месте и назначении эксперимента, в ходе которых «у психологии обнаружились два лика: один, обращен­ный к физиологии и естествознанию, другой — к наукам о духе, к истории, к социологии»1. Так в процессе и на основе развернувшихся широким фронтом эксперимен­тальных исследований происходит раскол психологии на естественнонаучную, в основе материалистическую, и ис­торическую, понимающую, направленную идеалисти­чески.

В разных странах развитие экспериментальных ис­следований происходило своеобразно. Это объясняется как сложившимися исторически традициями, так, и это главным образом, в силу специфики социальной ситуа­ции в каждой стране и запросов общественной прак­тики.

В Германии эксперимент получил распространение *на изучение сложных психических процессов и произош­ло развитие таких прикладных областей, как медицин­ская и педагогическая психология. Г- Эббингауз в рабо­те о памяти (1885) впервые вышел за пределы физиоло­гического эксперимента вундтовского типа и сформули­ровал законы памяти на основе собственно психологи-

1 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 385.


веского эксперимента. Память он понимал как механи­ческий процесс образования следов, и для ответа на во­прос о том, как образуются новые следы, должен был решить методическую задачу: найти материал, абсолют­но не знакомый испытуемому, не имеющий никаких свя­зей с его прошлым опытом. Таким материалом Эббинга­уз выбрал бессмысленные слоги. Он разработал мето­дику их составления и приемы подачи материалов, стро­го учитывающие условия эксперимента и позволяющие однозначно оценивать результаты. Эббингауз ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения. Метод заучивания состоит в том, что ис­пытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до пра­вильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторе­ний. Метод сбережения отвечал на вопрос о том, право­мерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании: после того как наступило полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание дает некоторую экономию во времени. По­лученные результаты свидетельствовали о том, что за­ученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним те­ряется,

Эббингаузом были установлены следующие факты. Выявлен объем непосредственного запоминания — выра­жается количеством единиц материала, которые человек может воспроизвести после однократного предъявления. Этот объем равен 6—8 бессмысленным слогам. Этот факт имел определенное значение для исследований различных нарушений памяти.

Оказалось, что уже при незначительном увеличении материала количество повторений, которое требуется для его запоминания, возрастает во много раз. Из этого следовало, что увеличение нагрузки на память приво­дит к снижению работоспособности. Было установлено, что то время, которое требуется для заучивания мате­риалов, целесообразно распределять на несколько сро­ков, разделенных интервалами. Например, если матери­ал требует 30 повторений, целесообразно повторять его в течение 3 дней по 10 раз, чем 30 раз в один день. Эта закономерность в эксперименте, выполненном в лабора­тории Г. Мюллера А. Йостом (1897), получила название



Рис, 14. Г. Эббингауз (1850

1909)


«закона йоста», в соответствии с которым более стара» ассоциация больше укрепляется повторением и лучше актуализируется, чем только что образовавшаяся.

Эббингауз установил, что после того, как материал выучен полностью, необходимо возвращаться к нему,. чтобы он не был забыт: необходимо не только заучива­ние, но и переучивание. Показано» что забывание — та­кой же закономерный процесс, как и запоминание,—и происходит следующим образом: сразу после запомина­ния забывание идет быстро, затем процесс замедляется и .через определенное время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забы­вания». Было показано, что этот закон действует не только для бессмысленных слогов, но и для осмыслен­ной памяти. Для ответа на вопрос о том, что является решающим для памяти — элементы или связи между ними, предъявлялись ряды с постоянным набором эле­ментов, но отличавшихся их порядком. Был обнаружен факт ослабления связей в середине ряда («фактор-края»). Экспериментально исследовалось значение при-


яадлежности к целому, или вопрос о единицах памяти. Хотя Эббингауз работал главным образом с бессмыс­ленными слогами, он использовал также и осмысленные тексты. Выступило различие между запоминанием ос­мысленного и бессмысленного материала. Было уста­новлено, что для запоминания имеет значение не коли­чество элементов, а число самостоятельных единиц. Это противоречило пониманию памяти как механической способности и подводило к представлению о ней как ос­мысленной деятельности. Был обнаружен факт упраж:* няемости памяти: тренировка в запоминании одного ма­териала приводила к улучшению запоминания материа­ла другого рода. Выводы, полученные Эббингаузом, име­ли прикладное значение, прежде всего, для педагогики.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.