Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.И.Василенко 6 страница



ДУХОВНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ - аскетический труд подвижника с целью подъема на высоты духовной жизни (в "соседство Бога" - А.Пушкин), где сердце и разум человека открываются Высшему и обретают нужный для его постижения духовный опыт. К духовному восхождению призывали мистики и религиозные философы древности, *святоотеческая мысль (свв. Августин, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий), *схоласты и мн. др. вплоть до ХХ в. Во внебиблейском мире духовное восхождение осуществлялось индивидуально, без помощи благодати. В *платонизме оно завершается развоплощением и переходом к бестелесной жизни души ("философия - путь к смерти" - "Федон", 64а). Для Филона Александрийского восхождение к Богу означает конец философии и переход к высшему ведению Бога, встречу с Ним. Августин писал, что на пути восхождения к Богу-Отцу человека ведет Внутренний Учитель - сам Христос. Бонавентура писал, что духовное восхождение означает, что нужно преобразить благодатью основные способности души и сердцем возвыситься над собой: "Подняться же над собой мы можем лишь благодаря поднимающей нас высшей силе". В восточной традиции христианства цель духовного восхождения - теозис или обожение, согласно св. Афанасию Великому: "Бог стал человеком, чтобы человек обожился". Примечательно, сам Иисус "никуда не поднимался. Он, наоборот, спускался к людям" (о. А.Мень).

ДУША (греч. psyche, лат. anima) - в религиозной философии жизненный принцип индивидуального существования, нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является *самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. Самоопределяясь изнутри, душа способна превозмогать детерминирующие влияния извне от природного и социального миров и становиться источником совершенствования внешнего мира, его очеловечивания. Некоторые считают душу индивидуализацией общечеловеческого родового начала - души всего человечества. Душа человека отличается от его *духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа задает конституцию внутренней жизни человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир. Но сама по себе она сверхкосмична: "Весь земной шар не может быть в большей беде, чем одна душа" (Л.Витгенштейн).

ДУША И ДУХ (ЧЕЛОВЕКА) - Если *душа больше связана с индивидуальностью человека, то *дух - с его *личностью; дух - источник жизни души. Нет возможности определить точную границу между душой и духом, поэтому говорят об их взаимопроникновении, которое теоретически невыразимо. "Дух и *трансцендентен, и *имманентен душе, и притом не в смысле простой суммированной совместности этих двух отношений, а в смысле их внутреннего сущностного единства, в силу которого мы можем также сказать, что оба эти определения, в сущности, не выражают адекватно существа отношения, т.е. что дух ни трансцендентен, ни имманентен душе, а стоит к ней в каком-то третьем, уже несказанном отношении" (С.Франк).

ДХАРМА (санскр. закон, основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда. В жизни согласно с дхармой человек являет праведность, благочестие и нравственность; в познании дхарма предстает как истина.


Е:

ЕДИНОЕ- у Парменида и в *неоплатонизме высший первоисток *бытия, *абсолют, ничем не определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем *эманации. В *неоплатонизме Единое - божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое - это не Единый Бог библейской веры.

ЕДИНОСУЩИЕ (греч. homoousion, лат. consubstantialitas) - единственный термин философского происхождения в церковном Символе веры, означающий неразличимость по природе Лиц Св.Троицы. Иначе говоря, бытие Отца продолжается в Сыне и в Св. Духе без какого-либо умаления, т.е. божественное достоинство трех Лиц одно и то же.

ЕРЕСЬ (греч. hairesis - предпочтение или выбор) - в первоначальном смысле это ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви; в строгом смысле слова "ересью, т.е. учением, противоречащим основам христианства, является доктрина, обсужденная и отвергнутая одним из Вселенских Соборов" (о. А.Мень). Встречаются у философов иные критерии. Напр., у Вл.Соловьева еретичны учения, отвергающие веру, что во Христе нераздельно и неслиянно соединились совершенный Бог и совершенный человек (*халкидонский догмат). О. С.Булгаков называл ересями односторонности мысли, порождаемые стремлением объяснить многообразие *сущего рационально исходя из одного принципа: "Философская характеристика ереси в истории христианского богословия состоит именно в том, что сложное, многомотивное, антиномическое для разума учение упрощается, приспособляется к постижению разума, рационализируется и тем самым извращается. Все основные ереси представляют собой подобный рационализм в применении к догматам. Рационализм, как такое злоупотребление разумом, имеет источником гордость разума, понимаемую не в смысле личной горделивости отдельных философов-ересиологов, но в объективном смысле - незнания им своей собственной природы, границ и состояния". Св. Симеон Новый Богослов (Х в.) называл еретиками тех, которые "говорят, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобными Св. Отцам... те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, т.к. эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания".

ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ - свойственная *природе человека жажда установить единство с Тем, Кто не имеет нашей ограниченности и слабости, и с Кем реальность обретает полноту. Это также поиск осмысленности жизни, нравственного совершенства, личного спасения, принятости окружающими людьми в своих лучших сторонах, стремления быть соучастником чего-то высокого и чистого, войти в сообщество с высшими запросами, где можно быть как дома, иметь предмет почитания и преданности и пр. Оценки естественной религиозности различны. 1) Человек сам создает себе образ Бога как проекцию желаемого на высшее - в виде сильного и совершенного существа для воображаемого восполнения своей недостаточности. 2) В ней бывают высокие порывы, но есть и непрестанное круговращение вокруг забот о своей личной участи: "Религия, коротко говоря, является одной из обширнейших глав истории человеческого эгоизма" (У.Джемс). Она не требует духовного подвига и не имеет серьезного противоядия *язычеству. 3) Она легко может быть использована безответственными лидерами ради целей, далеких от замыслов Божиих. К.Барт связал с ней искушение национал-социализма: образ Гитлера принимался как источник особого, нового откровения свыше. Аналогично и культ личности Сталина в Сов. Союзе. Слова Великого инквизитора Христу "Уйди, Ты нам мешаешь" выражают его решимость и умение эксплуатировать в свою пользу естественную религиозность народа. 4) Р.Бультман противопоставил естественной религиозности радикальное требование абсолютного послушания Богу: "Воля Бога претендует на всего человека". Д. Бонхёффер призывал христиан не доверять своим естественным религиозным стремлениям: если ограничиваться только ими, тогда Бог нужен лишь когда силы человека на исходе, а христианская весть означает, что Бог, действуя в средоточии жизни, предлагает нам отложить свои желания и войти в Его борьбу за осуществление Высшей правды. 5) Вопреки всей этой критике *томизм настаивает, что природе человека присущи религиозно подлинные стремления к истине, совершенству и к Богу, поэтому препятствовать их осуществлению означает "препятствовать доброте Бога". Естественная религиозность несет в себе признаки падшести человеческой природы, поэтому аскетическая работа души, трезвость разума и просвещающее воздействие Евангелия безусловно необходимы.

ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ - 1) В *томизме - главная часть метафизики, где рассматриваются пути, ведущие разум к Богу, и те высшие истины, для достижения которых разуму не обязательно иметь Откровение (лат. revelabilia, в отличие от revelata - истин богооткровенных). Если глубоко размышлять о мире, то, настаивают томисты, можно открыть Бога. 2) У У.Пэйли (XVIII в.): область знаний и интеллектуальных разработок под знаком идеи, что разум может приближаться к пониманию Бога не через Св. Писание и не через *мистицизм, а своими собственными средствами. Последние несут на себе определенную печать Его мудрости и зависят от Творца как своего основания и источника. Предмет рассмотрения здесь - *естественный закон, *душа человека, проявления творческих сил Божиих в мире, аргументы в пользу Его бытия (напр., *аргумент от дизайна) и пр. 3) Реформация пыталась лишить естественную теологию права на существование, ссылаясь на то, что падшему человеческому разуму не дано постигать Бога. В ХХ веке этот аргумент уже не считается убедительным, но были взамен предъявлены претензии, что естественная теология устремилась к единовластию и превратилась в основное мерило всякой теологии. Это, однако, несправедливо в отношении к *томистскому пониманию: естественная теология центральна только в метафизике, а не в теологии, осмысливающей Откровение.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ - в *томизме: сущее создано Богом, все тварные существа некоторым образом косвенно проявляют свою соотнесенность с Творцом, мироздание своей красотой, порядком и разумным устроением свидетельствует о Его благости, заботе и мудрости, поэтому весь тварный мир может осмысливаться как естественное откровение Бога.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН (лат. lex naturalis) - в *томизме: отражение вечного божественного закона (lex aeterna) в мышлении и деятельности человека как разумного существа. Естественный закон понимается также как источник нравственных норм, его суть: делать добро и избегать зла. "Естественность" его связывается с верой в то, что воле человека свойственно стремиться к благу и что эту изначальную предрасположенность к добру человек сам осознает в глубинах своей души и следует ей. У ап. Павла: люди, не ведающие откровения Божия, нередко ведут себя достойно - "по природе законное делают", ибо "дело закона у них написано в сердцах" (Рим.2.14-15). Согласно Фоме Аквинскому, жить согласно природе означает для человека стремиться к Богу как своей цели, поэтому "все, что противоречит естественной склонности, есть грех, противоречит закону природы". К примеру, грехом признается малодушие, отказ от самореализации в ее подлинном значении. Аргументация, опирающаяся на естественный закон, важна в нравственной теологии и социальной доктрине Католической Церкви.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ - характерное для западноевропейской культуры представление о том, что у всех людей, независимо от их культуры, религии, исторической эпохи и национальной принадлежности, имеется одна и та же разумная способность, свойственная *природе человека. Нередко (напр., у древних аскетов Востока, в *Лютеранстве и др.) естественный разум оценивали отрицательно как падший разум, чуждый святыням и склонный (в горделивой одержимости) все разделять и перестраивать по своим искусственным схемам с целью господства над миром. В таких оценках рискованно заходить слишком далеко. В *схоластике и более поздней религиозной мысли принималось, что грехопадение не погубило разум человека: он у всех одинаков, но по-разному используется. Более того, в *томизме знание Бога признается первой целью естественного разума и создаваемой им *метафизики. Святоотеческая мудрость в целом, как впрочем и Бонавентура на Западе, отрицали, что естественный разум без содействия благодати способен привести человека к высшей цели его жизни и постичь ее подлинный смысл. Полнота знания и видение Бога в земной жизни человека недостижимы в земной жизни также и с точки зрения томизма. Ценность достижений нехристианской мысли не отрицалась как патристикой, так и томизмом.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАЗУМ И БЛАГОДАТЬ - Иоанн Дунс Скот (XIII в.) писал, что *естественный разум падшего человека, не исцеленный *благодатью, не достаточен для спасения и, кроме того, его познавательные возможности несовершенны. Они ослаблены тем, что высшие истины он постигает не непосредственно, а через понятия и категории, в которых истина выражается неполно. Бонавентура писал, что подлинная разумность достигается, когда духовные основы мышления восстановлены любовью к Богу, в чистоте душевной жизни и поступков и содействием благодати. Христианские мыслители Востока настаивают, что обращение человека ко Христу если не сразу, то со временем влияет на само качество человеческого мышления - оно становится "благой мыслью", исполненной *любовью и *верой. Такой разум проходит через *метанойю, исполняется духом любви, соединяется с *сердцем человека и начинает мыслить согласно добротолюбию. Естественный разум "должен умереть в крещальной воде слез, дабы вновь ожить в недрах любящего разумения Христова" (О.Клеман).

ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА (лат. lumen naturale) - у Фомы Аквинского способность нашего *активного интеллекта (высшей способности разума) проливать *свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы *умопостигаемыми. Если чувственное восприятие открывает нам внешние качества и облик вещей, а пассивный интеллект (аналитический нетворческий ум) приводит их в порядок, то интеллект активный вскрывает их суть, "схватывает" содержащееся в них общее содержание, чтобы сделать затем возможным определение общего понятия - *универсалии. Активный интеллект, способный высветить суть вещей, не нуждается для познания во *врожденных идеях. Согласно Фоме, в уме нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве, но это слова не *эмпириста, а *реалиста. "Естественный свет" не является *иллюминацией в смысле Августина - последняя благодатна, т.е. сам Бог просвещает разум человека.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК - гуманистическое представление о человеке, согласно которому *природа человека изначально добра и она - одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны и пр. Ф.Ницше в XIX в. выступил против этого и потребовал, чтобы все "человеческое, слишком человеческое" было преодолено, а *экзистенциализм ХХ в. заявил, что у человека есть существование (*экзистенция), но не сущность. Это означало отказ от представления о естественном человеке. Его полемически отвергали и многие христианские мыслители, начиная с Августина, основываясь на том, что невозможно по-настоящему понять человека, оставив без внимания Богочеловека - Иисуса Христа. Образ человека, взятого в своем "естестве", занижен, лишен духовности, ограничен перспективами мира сего, игнорирует "падшесть". Ап. Павел называл естественного человека "плотским", "душевным" или "душою живою" (1 Кор.1.13-15; 15.45 и др.) и противопоставлял его человеку духовному (2.14). Это не означает, однако, что ап. Павел признавал ложным и злым все естественное в человеке, - у язычников, заметил он, совесть и разум свидетельствуют, что "дело Закона у них написано в сердцах" (Рим.2.15). Человеческое не следует приравнивать к ошибочному, а естественное - к тому, в чем Бог отсутствует, но сама идея "естественного человека" - результат обмирщения христианской антропологии. Последняя призывает к большему, чем исцеление естества человека от ран греха: в глубинах "ветхого" естественного человека должен родиться в духе новый человек как центр реинтеграции заслуживающих спасения сил человеческого естества.


 

Ж:

ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ (фр. elan vital) - 1) у А.Бергсона: импульс *жизни, направленный на преодоление косности среды и обновление жизни в биосфере, обществе, культуре и религии. Признается движущим фактором эволюционного процесса, ведущего мир к высшим, более совершенным и сложным формам. Рано или поздно этот порыв исчерпывает себя и кончается замыканием на себя. Бергсон писал о жизненном порыве как творческом начале обновления мира, силе, пробивающей все нагромождения косных статичных форм жизни в культуре, экономике, политике, религии, чтобы породить обновленные формы, с которыми жизнь вскоре вновь вступит в борьбу. 2) Согласно Э.Мунье, жизненный порыв - "это страсть жить любой ценой, даже ценой попрания тех ценностей, которые придают ему смысл"; призвание человека быть личностью возвышает его над "жизненным порывом". (См. также: ДИНАМИКА И СТАТИКА В РЕЛИГИИ) .

ЖИЗНЬ - в общепринятом смысле нечто общее в растениях, животных и людях, активное начало, проявляющееся в обширном многообразии функций. В жизни привлекательны постоянное самообновление, свежесть, красота, кипение энергий, потаенность. Для нее характерны стремление к подъему, бурное движение вперед, изменчивость, дифференциация, способность создавать свои относительно устойчивые формы и разрушать их ради дальнейшего движения. Жажда жизни присуща любому живому существу, постоянно ведущему борьбу за существование перед лицом смерти. По М.Хайдеггеру, любое из них несет в себе семя смерти, и, в частности, человеческое бытие - это "бытие-к-смерти", в котором вопреки смерти может открыться и утвердиться смысл жизни. Быть живым - значит постоянно рисковать (Ф.Ницше: "Живи опасно"). В безрелигиозной философии жизнь понимается как самоценность - что-то не священное. Это не согласуется с интуицией *тайны жизни. Иудейско-христианская традиция признала дар жизни священным, но поставила его рангом ниже "вечной жизни", ради которой человеку предложено отвергнуть себя и войти в "жизнь с Богом", по принципу "отдай кровь и обретешь дух". Будда, напротив, отрицательно относился к дару жизни и считал жажду жизни источником страданий (см.: БУДДИЗМ). В *неоплатонизме жизнь земная эманирует из Жизни сверхкосмической - созерцающего себя божественного Ума, "бурлящей умности, смыслового моря жизни" (А.Лосев). Философия жизни (XIX - XX вв.) выступила против *рационализма, *идеализма, *позитивизма и *материализма и настаивала на невозможности до конца понять феномен жизни разумом, на открытости жизни к "сверх-жизни". А.Бергсон писал о *жизненном порыве как творческом начале обновления мира. Но жизнь со всей страстностью ее динамики ограничена конечным и не выходит к вечному. "Вечная жизнь достигается не умерщвлением и уничтожением страстной напряженности жизни, а ее духовным преображением" (Н.Бердяев).

ЖИЗНЬ И ДУХ - Важнейшее в жизни - ее способность "подниматься к чему-то большему, чем она сама", "возвышаться к духовности" - это "ее подлинное существо, взятое в ее непосредственности" (Г.Зиммель). Жизнь духа в свою очередь - это постоянная обращенность к Богу. Жизнь устремляется к духу для обретения от него плодотворной истины и постоянно бросает ему вызовы, на которые он должен давать каждый раз новый ответ. Взаимоотношения жизни и *духа трудны и противоречивы - жизни нужен дух для обретения смысла, меры и формы, но она не может уложиться ни в какую меру и форму. "Жизнь стремится высказаться религиозно не на языке с данным словарем и разработанным синтаксисом, а непосредственно" (Г.Зиммель). Но формы высказывания ей нужны для свободы и осмысленности самовыражения. Поэтому дух должен быть творчески результативным, способным предлагать новые и новые формы в ответ на вызовы жизни. Если борьба жизни против косных и чуждых форм превращается в борьбу против самого принципа формы, это создает наихудшие условия для культуры и духовной жизни. Духовная ситуация нашего времени такова, что под сомнение ставятся все виды религиозных традиций. Дух не может позволять себе окостеневать, ограничиваться сохранением законченных форм высокого стиля и защитой обретенных истин без их творческого развития. Выход - в трансцендентной ориентации жизни и духа, восхождение к небесам: "Цель всякого жизненного стремления есть полнота жизни вечной, неумирающей: именно эта полнота, к которой стремится всякая жизнь, есть предмет религиозного искания, его terminus a quo [конечный пункт]" (Е.Трубецкой). "Живой Бог - это тот Бог, что при встрече заставляет нас верить в нашу собственную жизнь" (К.Барт).


З:

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ - Закон Моисеев дан свыше как основа личной и общественной жизни древнего Израиля. Его трагедия, по ап. Павлу, в том, что он запрещает греховные поступки, но греха не искореняет, бессилен его победить: обещает оправдание, но дает осуждение, ищет мира, но рождает гнев, обещает славу, а дает бесчестие. В человеке есть "дух противоречия", который, согласно Б.Вышеславцеву, "прямо провоцируется запретом и велением Закона". Благодать дана для восполнения Закона. Но большая часть христиан в своей каждодневной жизни остается на уровне Закона и их благочестие бессильно. Выход - в "сублимации души", в ее поднятии на уровень благодати, одним из результатов которого таков: человек Закона не может любить грешников, но тот, кто в благодати, может. "Христианская этика как этика благодати не есть этика отрешения, а есть этика сублимации", а сублимация есть "восстановление первоначально-божественной и к Богу устремленной формы. И весь хаос подсознательного мира нуждается в такой форме" (Б.Вышеславцев).

ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ - обязанность граждан повиноваться по совести законной политической власти, если она действует в рамках правопорядка, нравственно допустимым образом и ради *общего блага. Законопослушание распространяется, согласно католической социальной доктрине, и на несовершенные законы, которые могли бы быть лучше, но тем не менее и в своем существующем виде сохраняют связь с общим благом и установлены честно. Несправедливая же власть или власть, установленная незаконно, повиновения не заслуживает, а издаваемые ею предписания и законы не обязательны для выполнения, за исключением тех случаев, когда они сохраняют связь с *общим благом.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ - нередко рассматриваются как законы, данные твари Творцом. *Метафизика томизма говорит о неоправданности такого отождествления. В силу *автономности твари ей предоставлено идти своими путями, поэтому мы вправе говорить лишь о том, что вселенная непосредственно зависит от Бога в своих основаниях, а опосредованно - в ее историческом развитии, в котором закономерный порядок мира мог претерпевать изменения по мере удаления от начального состояния мира, как только он был сотворен. Тем самым, нынешние законы физики и биологии - не совсем то, что дано было твари ее Творцом с самого начала.

ЗАПАД И ВОСТОК - одна из основных проблем русской религиозной философии, начиная с П.Чаадаева. Их различия одни авторы истолковывали как непреодолимую противоречивость, а другие - как взаимную дополнительность. Православный Восток - созерцательный, аскетичный, озабоченный больше чистотой вероучения, чем осуществлением нравственной правды, социально пассивный, политически конформистский, традиционалистский и т.д. Христианский Запад, напротив, - социально активен, динамичен, склонен к инновациям, формирует духовно зрелую ответственную личность и озабочен нравственной стороной религиозной жизни, ее влиянием на образование и воспитание, на социально-политические и экономические дела. Писали, что Восток сохранил общинность и чувство *соборности, тогда как Запад пошел по пути индивидуализма, законности и правопорядка. Н.Бердяев искал корни этой проблемы в различии типов святости на Востоке и на Западе, считая, что западный подвижник, томимый духовной жаждой, сам активно устремляется к Богу по пути *духовного восхождения и достигает результатов, важных прежде всего для развития христианской культуры, а восточный - открывает себя воздействию благодати свыше, которая собирает и преображает его душу, так что он становится прекрасным творением Божиим, а не творцом новых форм культурного и социального бытия. Вл.Соловьев, однако, считал, что и Восток, и Запад - неполны и нуждаются в духовном обновлении и восполнении согласно *богочеловеческому идеалу, ибо ни одна из христианских традиций не смогла по-настоящему осуществить жизнь по Евангелию.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - 1) способ понимать вещи без философского обоснования своих идей и представлений; в основном складывается на основе практического повседневного опыта, соединенного с вниманием к реальным фактам, со способностью независимо от распространенных предрассудков и личных прихотей понимать их значение, а также с нравственной ответственностью. Стать философом, однако, не означает потерять здравый смысл. Последний не является *глупостью - мышлением, ослепленным страстями и предрассудками. Не следует оценивать здравый смысл отрицательно, т.к. практическая деятельность, нравственные обязательства, труд и телесность нужны человеческому *духу для чувства реальности, ясности, внутренней устойчивости и равновесия. 2) Существует "нигилизм от здравого смысла" (о. Г.Флоровский), который ссылается на невзыскательность и бесхитростность т.н. "веры народа", ограничивается бытовым морализаторством и отрицает культуру, философию, жертвенную любовь и христианский подвиг. Характерен для творчества Л.Толстого. Такой "здравый смысл" внутренне фальшив и подозрителен к высшему в человеке и лучшему в Церкви. 3) Любовь к *истине побуждает выходить за рамки здравого смысла, ибо для восприятия высшей Премудрости необходимо изменение ума. Мышление т.н. *естественного человека предрасположено считать, что Высшее слишком далеко отстоит от нас и нашего мира, чтобы была реальной связь с ним. Оно отводит от Бога и предрасполагает к контактам со сравнительно близкими духами стихий, т.е. в конечном счете к *язычеству. "Естественный" здравый смысл нуждается в очищении и духовном обновлении. 4) Ап. Павел писал о словах Иисуса Христа как о "здравых" (1 Тим.6.3) и призывал христиан свидетельствовать веру как "здравое учение" (Тит.2.1 и сл.), являя безупречность в семейно-бытовом плане, в труде, во взаимоотношениях между собой и с внешними, чтобы не давать противникам поводов говорить худо о христианстве.

ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ - Духовное призвание человека вовсе не означает, что земное должно быть отвергнуто во имя небесного. Существует немало доктрин, начиная с *платонизма, в которых земное трактуется как нечистое, оскверненное материальностью. Это - искушение *спиритуализма, которое в христианстве отвергнуто во имя беспристрастной любви к земному, но любви вторичной по отношению к Богу и ближнему. "Чистое земное не противостоит небесному, но гармонически согласуется с ним. Нечистота же для христианского сознания является не в материальном естестве как таковом, а в нарушении истинного соотношения между небесным и земным, духовным и материальным, во внутренней, сердечной жизни человека. "Нечистота" есть всегда выход, выпадение из воли Божией, устанавливающей истинную гармонию жизни мира. "Нечистота" есть "нарушение заповеди", "непослушание" - сопротивление Богу, Его замыслу о мире и о человеке" (Иоанн, Архиеп. Сан-Францисский). Короче, не земное следует считать нечистым, а нечист тот, чей центр жизни вне Бога.

ЗЛО - в этике: противоположность добру, отвержение добра свободной волей человека, своевольное упорство в этом; в христианстве: источник зла - *грех как противление благому Богу, *гордыня, стремление стать на место Бога и господствовать над миром. В древней философии зло интерпретировали как не имеющее собственной основы бытия и паразитирующее на добре (*не-сущее, не имеющее сущности). Боэций понимал зло как результат духовного банкротства, неудачи человека в попытке пойти по пути добра. У рационалистов зло - результат несовершенства мира, духовной и интеллектуальной незрелости людей. *Томизм настаивает, что зло не имеет своего реального царства, природы и источника; Бог сотворил иерархию тварных существ разной степени совершенства, и чем совершеннее эти существа, тем они свободнее, а значит имеют больше возможностей творить зло и добро; Бог позволяет им пройти разные пути и стадии несовершенства, чтобы придти к новому небу и новой земле; поэтому Бога можно считать причиной возникающего при этом зла в мире, но причиной per accidens (лат. косвенно), а не per se (лат. по сущности); Бог дает существовать тем, кто ограничен и несовершен, потому что существовать в несовершенной форме, согласно томизму, лучше, чем не существовать вовсе. При этом "нет личности, злой до дна" (С.Свежавски). Все эти интерпретации не исчерпывают проблемы зла как решения воли действовать против добра и святости и не объясняют тайны допущения Богом того, чтобы тварные существа могут действовать по своей злой воле и уводить развитие мира от путей Высшего замысла. Не раскрывая тайны зла, христианство свидетельствует, что зло не имеет ни первого, ни последнего слова как в мире, так и в душе человека, и призывает побеждать зло добром. Воплощение Христово - прямое вторжение Бога на территорию, контролируемую злом, чтобы спасти человека, освободить его от соучастия в делах зла и вернуть в сферу Божией любви. "Сколь бы ни было зло радикальным, оно не может быть столь же древним, как добро" (П.Рикёр). "Зло всегда несет в себе зародыш саморазложения" (Д.Бонхёффер). "Крест - единственный ответ и ответ безмолвный на том долгом процессе о зле, что затеян современным атеизмом против Бога" (О.Клеман).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.