Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.И.Василенко 4 страница



ВСЕЕДИНСТВО - "единство всего, принимается в двух главных смыслах: отрицательном или отвлеченном и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том, что общее всему существующему, причем, по различию философских точек зрения, это общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма самораскрывающаяся логическая идея и т.д. Во втором положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как отношение всеобъемлющего духовно-органического целого к живым членам и элементам, в нем находящимся. Эта мысль также принимает определенные видоизменения в различных метафизических системах" (Вл.Соловьев). Основная трудность метафизики Всеединства - место в ней Высшего. Если оно включается в общую картину реальности, то становится ее частью и тогда утрачивает значение онтологическая пропасть между тварью и Творцом. Ослабляется и роль Воплощения и Искупления в мировой драме спасения. Нередки чрезмерные приближения к *пантеизму (Николай Кузанский, XV в.) или принятие его (Б.Спиноза, XVII в.). Положительные стороны: понимание *космоса в его внутренних измерениях; решительное утверждение того, что культура, политика, социальная и экономическая жизнь должны укорениться в духовно-нравственных основах жизни; синтетичность мышления, объединяющего знания религиозные, философские, научные, эстетические и др. (*цельное знание), чтобы преодолеть расколотость современной культуры. Еще один соблазн: "Во всеединстве нет никакой экзистенциальности. С всеединством не может быть встречи, не может быть диалога и диалогической борьбы. Бог как всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу" (Н.Бердяев). Л.Карсавин, вопреки Бердяеву, писал, что Всеединство созидается в духе жертвенной любви через принятие крестной смерти Христа, через личную жертвенную смерть, на которую каждый свободно идет ради новой жизни.

ВСЕВЕДЕНИЕ - обычно трактуется как знание Богом в вечности всего происходящего в мире во всех деталях в прошлом, настоящем и в будущем. Ч.Хартшорн и А.Уайтхед увидели предпосылку такого понимания в разделении временного бытия твари и вечного бытия Бога. Не удовлетворяясь этим, они приняли, что время может стать аспектом существования Бога, и тогда Бог знает будущее не всецело, а только в виде предвидимых Им возможностей и согласно Его замыслам и воле. Такое воззрение вступает в противоречие с традиционной христианской верой, что в тварной жизни нет ничего сокрытого от Бога. Некоторые авторы, напр., А.Пикок, допускают, что Бог сам может накладывать ограничения на свое всеведение.

ВСЕМОГУЩЕСТВО - один из *атрибутов Бога, означает, что Бог способен осуществить в мире все, что Он хочет Сам, что согласно с Его волей в действиях тварных существ и что соответствует избираемым Им самим путям и средствам. В истории мысли постоянно ставился вопрос, есть ли пределы всемогуществу Божию? Традиционные ответы: 1) Бог не может отрицать Себя. 2) Бог не может того, что противоречит Его природе, мудрости и любви. У древних Отцов Бог может все, кроме того, чтобы принудить человека любить. Некоторые схоласты писали, что Бог не может того, чего не хочет, не может совершать недолжное, и Его истинное всемогущество - неизвращенность Его силы упрямством. 3) Бог не может повелеть никакой твари стать совершенной, Он ожидает, что тварь внутренне найдет путь, ведущих ее к совершенству, что будет означать ее движение к Богу. Менее ясны ответы на вопросы, может ли Бог извлекать добро из зла, может ли Бог сотворить полностью совершенное существо и может ли Бог сделать бывшее небывшим? Споры идут в первых веков христианства и вплоть до ХХ в. Нарастание зла в истории побуждает многих не удовлетворяться повторением традиционных ответов. 4) Согласно С.Франку, в ХХ в. Его всемогущество приоткрывается нам не как внешне подавляющая сила, а как внутреннее могущество Святыни над нашей волей, как Его (и только Его) способность превратить злое сердце человека в доброе. Это - неудержимая притягательная сила, влекущая к себе сердце уверовавшего человека, ставшего на путь святости, правды и добра, и через сердце такого до конца уверовавшего человека эта сила изливается в мир. 5) Бог сам ограничил свое всемогущество в отношении к тварному миру: "Есть определенные области, над которыми Бог пожелал не иметь власти: примером является дарованная человеку свобода воли" (А.Пикок). 6) В *томизме признание *простоты Бога ведет к заключению, что Его всемогущество вне всяких сомнений. Аналогично и у Р.Гуардини: "Боге не противостоит равная сила".

"ВЫЗОВ И ОТВЕТ" (англ. challenge) - у А.Дж.Тойнби: цивилизации и культуры формируются и развиваются благодаря серии успешных положительных ответов творческого меньшинства на проблемы, вызванные изменением природных условий и производственных возможностей, научно-техническими новшествами, социально-политическими сдвигами, а также изменением нравственного и религиозного состояния общества. Если творческое меньшинство не дает адекватного ответа, оно теряет инициативу жизни и уходит (или выбрасывается) со сцены и вместе с ним вырождается и гибнет та культура или духовная традиция, которую элита прежде смогла сформировать. Согласно Тойнби, никакая элита не сможет всегда давать адекватные ответы на вызовы, но достаточно разумная элита может и должна найти силы продлить свое время жизни. Западную цивилизацию, считал он, уже невозможно сохранить, но она способна передать свои достижения грядущей мировой цивилизации. Ей уже нельзя быть безрелигиозной из-за творческого бесплодия материализма и атеизма, но исторические религиозные традиции Тойнби отклонял, настаивая на "религиозной контрреволюции" как радикальном отходе и от *нигилизма западной цивилизации, и от христианской традиции в пользу восточной духовности с ориентацией на *космос. Христианские мыслители оценивали такой итог его мысли как шаг назад в сторону *язычества.

ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА - у И.Ильина: потеря главного его содержания - общения человека с Богом, утрата святыни. Его виды: суеверия; психоз страха; опошление и мертвящий эгоизм; подозрительность или "мраковидение" - "потребность видеть зло в людях и принимать его за существенное"; скука - "томление души от отсутствия жизненно главного"; аутизм - установка на центральность своего интереса в религиозной жизни; эротизм и др. виды страстности; интеллектуализация и др. Спасает от вырождения очищение души и самоотдача Богу в духе любви и служения.

ВЫСШЕЕ БЛАГО (лат. summum bonum) - в *платонизме: первоисточник всякого блага, символизируемый Солнцем горнего мира, изливающим лучи блага на все существующее. В этике: высшая цель наших усилий, то ради чего мы существуем и без чего невозможна полнота человеческой жизни. "Благо по своей природе стремится к распространению" (Плотин) - по природе, значит по необходимости. Творец мира в христианской мысли тоже нередко именуется Высшим благом (или Первоблагом), но Он творит совершенно свободно, мудростью и любовью, в чем выражается Его *совершенство.


Г:

ГАРМОНИЯ МИРА (лат. harmonia mundi) - высшая красота и музыкальная мелодичность духовного средоточия мира. Происхождение темы - от пифагорейского духовного опыта, от слышания неземного звучания душой, прошедшей очищение и духовную проработку. Экологисты ХХ в. нередко говорят о "гармонии природы" в приниженном смысле - просто как о совершенстве системной согласованности в биосфере. Духовно более чуткие авторы предпочитают говорить о гармоничности высшего замысла о мире, а не самого мира как он есть: факт мирового зла вынуждает признать нравственную недолжность существующей формы упорядоченности мира. "Никакая мировая гармония, никакой мировой порядок не может примирить с несправедливым страданием хотя бы одного существа, со слезинкой замученного ребенка. Билет на вход в мировую гармонию должен быть возвращен" (Н.Бердяев).

ГЕНИЙ (лат. genius - дух-защитник) - 1) в *язычестве то же, что и *даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник определенных мест или же дух, добрый или злой, способный влиять на чью-то судьбу; 2) характер нации или эпохи; 3) синоним таланта; 4) человек, ясно осознающий свое глубочайшее внутреннее родство с вечными и универсальными первоосновами бытия и способный творчески успешно выразить открывшуюся ему сверхчеловеческую правду. "Гений - существо с наиболее ярко выраженной и сильной индивидуальностью в смысле неповторимой оригинальности личности - есть вместе с тем существо наиболее многообъемлющее, творчество которого имеет объективное значение и потому встречает наиболее широкое понимание и отклик в человечестве" (С.Франк).

ГЕНОТЕИЗМ (от греч. hen - единый и theos - бог) - термин введен в XIX в. М.Мюллером и означает *политеизм, имеющий вид единобожия, так что бог, которому в данный момент воздается поклонение, воспринимается как единственный и имеющий в себе черты от ряда других богов. С генотеизмом нередко ассоциируют также веру в то, что есть одновременно и единый трансцендентный Бог, и множество других богов, интерпретируемых как порожденных единым Первоначалом. Поклонение при этом предпочтительно воздается "вторичным" богам. Генотеизм есть в *неоплатонизме, в *индуизме и др. учениях.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneia - разъяснять) - совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов, имеющих духовную глубину, - поэтических, прозаических, религиозно-мистических. В применении в Св. Писанию это экзегетика, дающая принципы его истолкования - экзегезы или экзегезиса. Более широко герменевтика трактуется как общий теоретический подход к интерпретации духовной сути самых разных проявлений культуры и истории, необязательно выраженных в виде письменных памятников. Известны попытки истолковать герменевтику как общий метод всей философии в целом. (См. также: ТЕКСТ).

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ - Августин писал, что для веры в Бога и Его откровение нужно минимально понимать и знать, во что же именно мы веруем, но невозможно подлинное знание о Боге, если веры нет. Иначе говоря, вера зависит от понимания, а понимание - от веры. В герменевтический круг мы попадаем при погружении в священные тексты, когда стремимся понять их глубинный смысл. Та же ситуация возникает при исследовании художественных текстов с духовной глубиной, авторы которых не обращались к религиозным вопросам. В герменевтический круг нужно входить, не разрывая его. Этому содействует то предпонимание, которое формируется у нас благодаря культуре и развитию личности.

ГЕРМЕТИЗМ - учение легендарного египетского священника Гермеса Трисмегиста ("Трижды Величайшего"), выраженное в виде т.н. "герметического корпуса" - собрания гностических, магических, язычески-платонических и подобных им текстов, датируемых I - III вв. по Р.Х. Интерес к герметизму возродился и широко распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса, затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции.

ГИЛЕМОРФИЗМ (греч. hyle - материал и morphe - форма) неразрывность формы и материи в вещах.

ГИЛОЗОИЗМ (греч. hyle - материал и zoe - жизнь) - миропонимание, согласно которому в глубинах любого вещества таится *жизнь. Встречается во многих религиозно-философских концепциях в качестве сопутствующего их основным идеям. Религиозно окрашенный гилозоизм видит божественное начало в глубинах жизни во Вселенной.

ГЛУПОСТЬ - самодовольное непонимание, соединяемое с отказом быть внутренне самостоятельным в мышлении и поступках, сопротивление *истине, нередко опасное для других. Христианские мыслители отмечают присутствие *греха в глупости. "Ничто так не делает людей глупыми, как злоба" (св. Иоанн Златоуст). Неправильная реакция личности на жизненные обстоятельства, напр., в условиях диктатуры беспринципной политической или религиозной власти, может стать причиной широкого распространения глупости: "Власть одних нуждается в глупости других..., глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его. ...Преодолеть глупость можно не актом поучения, а актом освобождения" (Д.Бонхёффер).

ГНОЗИС (или ГНОСИС - по греч. "знание") - в древнегреческой философии глубинное знание или познание разумом космоса, человека и божественного мира. Условия гнозиса - *катарсис (очищением чувств), *добродетель и главенство *разума в *душе человека. Мотив гнозиса - любовь к истине (*эрос), а цель - истинное знание *Единого, блага, красоты, *космоса, *человека и его места во всецелой реальности. Философскому гнозису свойственно у одних мыслителей смирение перед *истиной, у других - желание ею владеть наравне с "богами", но и те, и другие предпочитали веру знанию: "я не верю, потому что знаю". За пределами философии термин "гнозис" понимался по-другому. В *гностицизме он стал оккультно-магическим и *теургическим знанием тайн мироздания, человека и запредельных реальностей с целью раскрытия "высших" (с точки зрения гностиков) способностей его духа для овладения скрытыми силами в себе и вне себя, преодоления земных ограничений и самоутверждения в запредельном мире. Раннее христианство увидело в таком гнозисе богоборческую гордыню и гибельное для души знание "глубин сатанинских" и противопоставило этому идеал "истинного гнозиса" - благодатного ведения преображающего воздействия сил Духа на человеческую душу, присутствия и действия Бога в мироздании, в истории, культуре, а также в Церкви и в душе человека. Попытки выработать христианский гнозис как альтернативу нецерковному гностицизму были предприняты еще Климентом Александрийским и Оригеном (III в.), а затем вновь повторялись вплоть до ХХ века. Но те, кто чувствовал в душе призвание идти по пути христианского гнозиса, оказывались в сложных отношениях со своим ближайшим церковным окружением, а нередко и с иерархией, и в результате мы имеем внутрицерковную ситуацию, в которой так и не найдено адекватное отношение к таким людям.

ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) - область философии, в которой исследуются природа, предпосылки, источники, границы, условия познания и определяются критерии его истинности. В религиозно-философском плане гносеология дает средства критики *агностицизма, *скептицизма и *атеизма. Она убедительно раскрывает, что такие позиции неоправданно ограничивают области духовного опыта человека и пренебрегают его высшими познавательными способностями - *интуицией, волей к истине, любовью, *чувством Высшего и др. Гносеология важна также и для критики различных идеологий, суеверий и мифов, возникающих в религиях на почве местных преданий и особенностей культуры и уклоняющихся от ответственности перед истиной.

ГНОСТИЦИЗМ- "совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение первых двух веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От сродных явлений религиозно-философского синкретизма, каковы неоплатонизм, герметизм, гностицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкою этих данных и отрицательным отношением к историческим корням христианства в еврейской религии" (Вл.Соловьев). Гностики отрицали подлинность Воплощения и объявляли Иисуса Христа высшим посвященным, который принес на землю особое тайное знание. Гностицизм нападал на церковное христианство, породил ряд ересей и был отвергнут древней Церковью. Н.Бердяев симпатизировал гностикам как "аристократическому духовному типу", но признавал, что Церковь имела глубокие основания бороться: если бы они восторжествовали, то христианство никогда бы не победило в истории, а "превратилось бы в аристократическую секту". Их неправота - в духовной гордыне, они не захотели жертвенно служить одухотворению тех, кого считали ниже себя. От *демонолатрии они так и не освободились.

ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) (греч. hybris) - 1) в античной мысли: дерзостный выход за пределы, определяемые *судьбой; 2) в библейской традиции: безумное притязание на равенство Богу, источник всякого зла. Чаще, однако, гордость выражается не в открытом бунте против Бога, а в неприятии трудных жизненных ситуаций, приходящих от Бога, в отказе брать на себя крест служения Богу и ближнему. 3) В православной аскетике: самоутверждение самости, противопоставление себя Богу и миру, корень всякого греха, главный враг человека на пути к Богу, прельщающий ложным чувством силы и свободы, но в действительности обессиливающий и губительный для человека. Лишь в подлинном *смирении духа возможна победа над гордостью, с содействия благодати. 4) Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле - как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом. Православная аскетика относится к таким рассуждениям с недоверием, как и к словам: "Настоящая гордость не имеет ничего общего с гордыней, являющейся ее извращением, и вполне согласуется со смирением. Так, напр., Дева Мария, восклицая: "Величит душа моя Господа" - сознает свое величие, которым она обязана одному только Богу, и провозглашает, что отныне ее ублажат все роды (Лк.1.46-50)" (М.Жуан-Альбер и К.Леон-Дюфур). Здесь - один из важных пунктов расхождения духовности Востока и Запада, связанного с разным пониманием *природы человека.

ГОСПОДСТВО (БОГА) - в ХХ в. переосмыcливается под углом зрения того, что в истории христианства оно нередко интерпретировалось в духе отношения "господин-раб", тогда как библейский Бог - спасающий, а не порабощающий. (См.: ВСЕМОГУЩЕСТВО).

ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ - в западноевропейской культуре понимается как право человека использовать все природное по своему усмотрению, без нравственной ответственности за низшую тварь. В этом смысле оно ничем не отличается от покорения природы. В Св. Писании (Быт.1.26-28) есть другая по смыслу заповедь о господстве, дарованном человеку как духовно центральному в мире существу, призванному взять на себя ответственность перед Богом за природу, не наносить ей вреда, хранить и совершенствовать, действуя свято. Грехопадение, прервав отношения любви и доверия к Богу, привело к неизбывному конфликту с природой. В условиях падшего мира господство превратилось в борьбу с ней и нравственно уже не безупречно. Воплощение Христово и Его искупительная жертва - начало примирения человека с Богом и, следовательно, с природой, которая вновь готова принять человека в качестве высшего существа, вернувшегося к единству с Богом через Христа. (См. также: ЧЕЛОВЕК).

ГОСУДАРСТВО- в христианской мысли человеческое установление, происхождение которого оценивалось двояко: 1) Это естественное образование, требуемое природой человека как существа социального (Фома Аквинский считал целью государства *общее благо). 2) Это следствие греха человека: в Эдеме государства не было, но падшая природа человека предрасположена ко злу, поэтому для ее обуздания нужна сила государственной власти (Августин и Иоанн Златоуст). Общность этих двух подходов - ограниченная лояльность в отношении к светским властям - по совести и "ради Господа" (2 Петр.2.13). Это означает, что гражданское повиновение христианина государственной власти оправдано там, где она, опираясь на закон, противодействует злу, но послушание ограничено лишь областью ее полномочий и не распространяется на отношения с Богом и на право жить согласно вере. Государство - двойственно по сути, оно призвано служить добру, но делает это силой - средством, которое легко становится источником большого зла. Сравн. в русской мысли: государство существует не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а чтобы она не становилась адом на земле. (См. также: ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ; ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ; ДЕМОКРАТИЯ; МОНАРХИЯ).

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ - их отношения христианская мысль понимает согласно принципу "кесарево - кесарю, а Божие - Богу" (Лк.20.25). Различны интерпретации этого принципа в разное время и в разных традициях. В доконстантиновскую эпоху противостояние и борьба Церкви и государства означали, согласно Иоанну Златоусту, что власть императора кончается у порога Церкви. В Средние века на христианском Западе и Востоке искали мирного сосуществования Церкви и государства в разных вариантах *теократии. Православный Восток предложил "симфонию" Церкви и Государства - их согласия, сотрудничества и единомыслия в вопросах веры и политики: "Церковь не может существовать без Империи, а Империя - без Церкви" (Ф.Руло); император политически возглавляет верующий народ и защищает его от внешних и внутренних врагов, а Патриарх является его моральным и духовным наставником. Католический Запад настаивал на разделении церковной и государственной властей, с приматом духовной власти над светской, но и с согласием духовной власти на известную автономию светской власти в области своей компетенции ("два меча"). Риск Востока - абсолютизация социальной роли государства и идолопоклонство перед империей, риск Запада - *секуляризация общества. Лютеранство согласилось с тем, чтобы протестантские Церкви подчинились национальным государствам. Кальвинизм настаивал на свободе христианских общин от опеки государства. Секуляризация означала вытеснение Церкви из основных областей общественной жизни и превращение религии в частное дело и тем самым взаимное отдаление Церкви и государства. ХХ в. примечателен появлением агрессивных форм государственного антихристианства, аналогичных империи Древнего Рима. Это усилило интерес к древнецерковному пониманию отношений Церкви и государства, согласно которому возможны лишь недолгие перемирия в истории их нескончаемой борьбы; она завершится победой Царства Божия, грядущего, чтобы низложить все земные власти и силы. Е.Трубецкой: "Все государства в мире огню блюдомы на день суда".

ГРАЖДАНИН - человек, рассматриваемый как субъект независимого *государства или нации, обладающий определенными правами и обязанностями. Христиан, имеющих обетование гражданства на небесах, светские власти чаще всего признают плохими гражданами земных государств. Августин, напротив, именно христиан считал лучшими гражданами в силу того, что вера - источник настоящей *добродетели. С точки зрения *персонализма быть гражданином - значит оставаться частичным человеком, чья духовная жизнь нуждается в восполнении.

ГРАЖДАНСКАЯ РЕЛИГИЯ - в американской мысли, начиная с Р.Белла: принятая обществом и государством система религиозных представлений, верований, символов, ценностей, святынь, нравственных принципов и ритуальных норм, связанных с национальной историей и пониманием нацией своей роли в мире. Гражданская религия придает единство обществу и позволяет конфликтующим группам и сообществам находить общий язык для нахождения компромиссных решений. Гражданская религия обосновывает существующую власть в обществе и в то же время дает принципы для ее критики. Четко выраженной церковности эта вера не имеет. Убийство А.Линкольна рассматривается здесь как жертва во спасение американской нации. Сторонники гражданской религии считают, что она возвышает дух нации, делает осмысленной жизнь гетерогенного общества. Критики осуждают ее за идолопоклонство перед нацией, за идеализацию национальной истории, доходящую до ее фальсификации, за низведение достоинства Бога до роли покровителя нации.

ГРЕХ (греч. amartia - ошибка, промах) - 1) Поступок вопреки воле, заповедям и замыслам Божиим, а также мысли и слова, ведущие к таким поступкам. 2) Состояние человеческой души как следствие греховного выбора и действия, выражающееся в неправильной ориентации человеческой воли, ослаблении и угасании высших нравственных и познавательных способностей, а также в дисгармонии души, в страстях, в озабоченности самоутверждением; другие следствия греха - разлад в основах социальной жизни и в отношениях с природой. 3) Грех - в стремлении человека быть самодостаточным, в закрытости к Высшему, в выпадении из *благодати, в отрицании благости и любви Божией, в нежелании возлагать на Бога основную жизненную надежду. Грех может прельщать (т.н. "сладость греха"), но по существу он лишен *радости и *надежды. Грех ведет к *глупости. Следствие греха - смерть. 4) В Св. Писании происхождение греха связывается со срыванием плодов с "древа познания" - с решением *Адама разорвать отношения любви и доверия к Богу и независимо от Него овладевать миром - "быть как боги". Грех - отказ от призвания человека, уход с пути святости, в конечном итоге - "нехватка подлинной человечности" (Каллист, еп. Диокликийский). ё5) Психология косвенно подтверждает учение о грехе, напр., фрейдизм в терминах мирской культуры описывает греховную блудную страсть libido. 6) Важна правильность реакции на грех - не в духе самобичевания, подавленности, страха, нетерпимости или ненависти к себе или другому грешнику. Гуманистическая психология настаивает на трезвости понимания, любви к грешнику при осуждении самого греха и на активном желании стать лучше, стать полноценными людьми: "осознание греха означает признание сил человека, а не его бессилия" (Э.Фромм). Сравн.: "Грех может быть и старше грехов, но невинность - еще старше" (П.Рикёр). 7) Христианство настаивает, что *спасение от греха не является делом чисто человеческим, оно невозможно без определенных духовных усилий, решимости воли и содействия *благодати: в конечном счете освобождает Христос.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanitas - человечность) - 1) придание главного значения идеалам и ценностям *человека; убеждение в благости (предрасположенности к *добру) человеческой *природы, признание ее одной и той же, какой бы культурой, эпохой, нацией или религией ни был сформирован человек, доверие к ней, оценка ее как не нуждающейся в религиозном *спасении; гуманизм защищает достоинство человека, его естественные права в социальной жизни и призывает к творческой самореализации. 2) Безрелигиозный гуманизм настаивает на способности разума человека разрешать свои проблемы без обращения к Высшему, тогда как религиозный гуманизм сохраняет верность Высшему, стремясь соединить одухотворяющее воздействие веры на внутренний мир человека с облагораживающим влиянием образования, воспитания и культуры. Гуманизм Фомы Аквинского "прославил величие души в ее разумном устремлении к подлинной чести" (Э.Жильсон). Гуманизм Ренессанса (Пико делла Мирандола и др.) был еще религиозным - человек мыслился в мире центральным связующим звеном между небом и землей. XVIII в. - время атеизации гуманизма, сменившейся его обновлением через повторный возврат к античному наследию в Германии. В отличие от атеистического, христианский гуманизм не забывает о любви к Богу во имя любви к человеку, но акцентирует внимание на том, что все лучшее в нас и в нашей жизни происходит от единого Бога как источника всякого блага.

ГУМАНИЗМ В XIX - ХХ ВВ. - Старый светский гуманизм теоретически был похоронен К.Марксом, Ф.Ницше и З.Фрейдом. Маркс писал о ложных формах сознания, заполонивших сознание человека как социально деформированного существа и о вредности т.н. "абстрактного гуманизма". Ницше - о духовном убожестве и никчемности морали европейского культурного человека и звал к преодолению всего "человеческого, слишком человеческого" в "сверхчеловеке". Фрейд показал, сколь сильно порабощена психика обычных людей блудной страстью. В России несостоятельность традиционного гуманизма показал Ф.Достоевский, но, в отличие от выше названных, видел в глубине души любого павшего человека духовное сокровище от Бога, которое должно быть спасено. После Достоевского гуманисту нужно становиться христианином: "Гуманизм слишком низко думал о человеке, считая его исключительно природным существом"; "Бог человечен, человек же бесчеловечен" (Н.Бердяев). Не следует перечеркивать гуманизм, потому что в ХХ в. многие, включая даже некоторых христиан, стали защищать в общественной жизни и в политике бестиализм: "Христианство как религия богочеловеческая, безмерно выше гуманизма, но гуманизм все же выше бестиализма" (Н.Бердяев). *Богочеловеческий идеал Соловьева на Востоке и христианский *персонализм на Западе - ответы верующей философской мысли на банкротство постренессансного гуманизма. "Человек - вот путь Церкви, путь Ее жизни, Ее повседневной деятельности, Ее посланничества и Ее работы" (Папа Иоанн-Павел II, "Искупитель человека", 14) и этим подтверждено, что лучшее в гуманизме сохраняется и спасается лишь христианской духовностью.

ГУМАНИЗМ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ - христианский гуманизм Ж.Маритена, защищавшего идею, что человека (существо сотворенное) не следует ни отрицать во имя Бога, ни утверждать вопреки Богу, но он должен быть "восстановлен в Боге": "Сотворенное существо должно быть подлинно уважаемо, поскольку оно связано с Богом и в силу того, что берет все у него; таков этот гуманизм - теоцентрический, имеющий с человеком одни и те же корни, интегральный гуманизм, гуманизм Воплощения". Без "креста сердца", без искупительных страданий в этом мире, принимаемых душой человека, такой гуманизм не осуществим. *Антропоцентризм здесь исключается, а основные усилия направляются на создание условий, при которых благодать божественной любви может низойти свыше на человека и внутренне его преобразить для участия в исполнении замыслов Божиих о мире.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.