|
|||
План пересказа.. Виталий Валентинович Бианки «Отлёт».План пересказа. 1. Стрижи. 2. Скворцы. 3. Гуси и утки. 4. Кукушки.
— Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Педагог читает рассказ эмоционально, выразительно. Виталий Валентинович Бианки «Отлёт». Перелётным птицам настаёт время отправляться в далёкое путешествие. Некоторые из наших птиц улетают удивительно рано. Взять хоть стрижа. Лето ещё. Тепло. В воздухе много мух, комаров. Ни холод, ни голод будто не гонит от нас быстрокрылых стрижей. Но стрижи уж собрались в стаи, каждое утро куда-то далеко улетают от своих гнёзд, только на ночь возвращаются домой. И вдруг совсем исчезли. Теперь их не увидишь до будущего лета. Ещё прошёл месяц. Уж облетают листья с деревьев. Сиротливо чернеет на ободранной берёзе мокрая от дождей скворечница. Давно не видно её весёлых жильцов: тоже, верно, улетели. Вдруг — что такое? — из скворечницы высунулся жёлтый нос, блеснул тёмный глазок. Да это скворчиха! И скворец рядом на ветке — тихонько, будто про себя поёт. Прилетели проститься с родным домиком. И в ту же ночь отправились со своей стаей за тёплые моря. Ночью лучше лететь: меньше опасностей в пути. А видят птицы при яркой осенней луне хорошо. Всю ночь слышен свист крыльев в вышине: кряканье, неторопливое гоготанье. Это — пролётные утки и гуси. Гуси старые и молодые, только этим летом родившиеся, летят вместе. И можно думать, что старики показывают дорогу молодым. А как же кукушки? Взрослые кукушки улетели уже в конце лета. А кукушата только ещё учатся жить самостоятельно. А дорога далёкая, очень далёкая. Кукушата самостоятельно отправляются в путь — к своим зимовкам в Африке. В стаи они не собираются, летят поодиночке.
— Дети, я приглашаю на сцену декламаторов. Первый декламатор начинает рассказ: он расскажет о стрижах. Второй декламатор продолжает, рассказывает о скворцах. Третий о гусях и утках. Четвёртый о кукушках. Вы согласны? (ответы детей). — Зрители внимательно слушайте декламаторов, оцените их выступление. Только не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, чтобы декламаторам не было обидно. Например, «Мне показалось, что…», «Может быть, я не прав, но…». Педагог приглашает желающих четырёх детей. Дети договариваются, кто какую часть рассказа пересказывает. Педагог контролирует, чтобы первый ребёнок назвал автора и название рассказа, дети последовательно и логично пересказывали, используя авторские выражения. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог в корректной форме высказывают свои впечатления. В роли декламаторов выступают другие дети. — Восхитительно! Спасибо, дети! Дети, интересные рассказы запоминайте, друг другу наизусть читайте.
|
|||
|