|
|||
Основные положения методики эмоционально-стрессовой терапии по А. Р. ДовженкоОсновные положения методики эмоционально-стрессовой терапии по А. Р. Довженко Метод Довженко, которому уже несколько десятков лет, конечно, нельзя считать единственной панацеей от всех бед при алкоголизме. Однако признаемся себе, что ничего более совершенного, способного выдержать конкуренцию с методом стрессопсихотерапии по А. Р. Довженко, за вторую половину XX века медицинская наука не смогла предложить. Поэтому на данный момент мы пользуемся тем, что имеем. Итак, основная цель кодирования — запрет на употребление спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. Хотелось бы заметить, что запрет на употребление спиртных напитков под страхом расстройства здоровья просматривается во всех существующих методиках лечения алкоголизма. Более того, даже беседы врача с пациентами акцентируют их внимание на последствиях употребления алкоголя. Такой запрет достигается не только кодированием, но и применением различных лекарственных средств — тетурама, апо-морфина, а также внутривенным введением препаратов, объединённых названием «Торпедо», и подкожным введением препаратов — эспераль. Действие этих препаратов осуществляется на лекарственном, молекулярном уровне и невозможно точно установить его срок. При кодировании словом воздействие на пациента осуществляется на высшем, психическом уровне, и срок его действия можно определить довольно точно. Психологически «кодом» является информация, которая вводится в память человека, так считает Г. М. Энтин, хотя правильнее было бы говорить о действии «кода» не только на сознание, но и подсознание пациента. Меняются убеждения и внутренние ценности человека, меняется его поведение, активизируется и укрепляется сила воли, происходят определённые изменения на биохимическом уровне. Более подробно все это изучалось и исследовалось в Харьковском НИИ неврологии и психиатрии, где метод Довженко проходил апробацию. Мы хотели бы остановиться на тех принципиально новых положениях, которые использует А. Р. Довженко в своей авторской методике эмоционально-стрессовой терапии по сравнению с уже существующими методиками Бехтерева и Рожнова. 1. В своей методике Довженко отказывается от выработки условного рвотного рефлекса на запах, вкус и слово «водка». В его лечебном сеансе гипноза ни разу не используется внушение «водка — рвота» или «запах водки будет вызывать у вас отвращение». Но зато подробно описываются осложнения и разрушающее воздействие алкоголя на тело и психику человека. 2. Важным моментом методики «кодирования» является запрет на употребление алкоголя на конкретный срок, устанавливаемый самим пациентом. Пациент как бы сам себя «программирует» на определённый срок полного воздержания от употребления алкоголя, но только не меньше года. При этом у пациента остаётся возможность при желании в любой момент освободиться от запрета и действия «кода». Эта условность снятия «кода» даёт возможность пациентам охотнее соглашаться на такое лечение, так как они знают, что при необходимости по их желанию будут «раскодированы». При таком условии у пациента не возникает потребности нарушать режим трезвого образа жизни и желания выпить в период действия «кода». Если у пациента появляется необходимость «снятия кода» или он случайно нарушит трезвый режим в период его действия, врач подходит к решению этой проблемы индивидуально. Такой приём, как зарок «трезвости на срок», использовался с давних времён в религии. Желающие исцелиться от алкоголизма каялись священнику в своём грехе пьянства, после чего давали зарок не прикасаться к спиртному под страхом Божьей кары на строго определённый срок, как правило, на полгода, год, до следующего большого религиозного праздника — Рождества, Пасхи. Давая такой зарок священнику, они целовали крест, подкрепляя своё обещание. Некоторые священники не ограничивались принятием зарока воздержания от алкоголя только от своих верующих, но и читали специальные проповеди о грехе пьянства для всех желающих, приезжавших из дальних мест. После такой проповеди происходило торжественное целование креста и принятие зарока трезвости «на срок». 3. Ключевым моментом в методике Довженко является «наложение самого запрета» на употребление алкогольных напитков на тот срок, который больной выбрал сам. Основная цель лечебного сеанса гипноза с «кодированием» — запрет на употребление любых спиртных напитков. Но если есть запрет, то должно быть и наказание за его нарушение. В данном случае наказание строгое — употребление спиртных напитков в период действия «кода» приводит к расстройству здоровья, вплоть до смертельного исхода. О том, что употребление алкоголя разрушающе действует на здоровье человека и укорачивает его жизнь, знают все, но продолжают спокойно пить, считая, что эта беда обойдёт их стороной. И во время сеанса пациент не услышит ничего совершенно нового, чего бы он не знал о воздействии алкоголя на здоровье человека и его последствиях. Но слово врача, эмоционально окрашенное и несущее позитивный заряд энергии, во время гипнотического сеанса эмоционально-стрессовой терапии приводит в действие внутренние защитные силы организма для излечения. С помощью внушения производится психоперепрограммирование поведения человека, изменяется его убеждение и отношение к алкоголю. Вот почему после лечения гипнозом по методу А. Р. Довженко пациент становится сознательным и убеждённым трезвенником или противником курения. Слово — это неоценимый дар, который дала нам щедрая природа. Велика его убеждающая и лечебная сила, а в состоянии гипноза эффект этот в 100 раз выше! Врач силой своих знаний, используя гипноз, внушение, слово, порой творит чудеса, возвращая человека к нормальной, здоровой и трезвой жизни. Чтобы лучше понять, что такое психическая программа или психический код, введённый в мозг, сознание и подсознание человека и как он действует, обратимся к примерам из жизни или историческим фактам. Правда, никакого отношения ни к алкоголизму, ни к лечению они не имеют. Но эти события хорошо демонстрируют, что такое введённая в подсознание психическая программа или психический код и как он работает.
Первый пример взят нами из научно-популярной литературы. В конце XVIII или начале XIX века английский путешественник посещал острова Полинезии, ныне Гавайские острова в Тихом океане между Америкой и Японией, принадлежащие США и некоторым другим государствам, а в то время самостоятельное королевство с 300000 жителей. «Уголовный кодекс» в этом королевстве заменяли табу, то есть запреты под страхом смерти. Путешественник со своим переводчиком из местных жителей попали на небольшой остров, где состоялся суд над туземцем, нарушившим табу. Ситуация была такая. В узкую извилистую протоку между островами во время прилива и отлива в океане заносило много рыбы. Ловить её разрешалось только удочкой, а на постановку сетей в этой протоке было наложено табу, так как купающихся в протоке быстрым течением могло занести в сеть. Некий туземец нарушил запрет и поставил сеть. В это время в протоке купались дети, один ребёнок запутался в сетях и утонул. Нарушитель табу попался. Путешественник присутствовал на процедуре суда над виновником. Ночью при свете костров и под гром барабанов мужчины племени уселись на землю на берегу океана, образовав большой круг. В центре его расположились вождь, старейшины и шаман. Ввели виновника. Суд был скорым и правым, без долгих разбирательств. Вождь задавал вопросы, виновник отвечал. «Сеть поставил?» — «Поставил». — «Табу нарушил?» — «Нарушил». «Ребёнок утонул, запутавшись в сети?» — «Утонул». — «Смертная казнь!» Когда путешественник спросил у переводчика, как будет осуществлена смертная казнь, тот ответил, что указом королевы в Полинезии на человеческую жизнь наложено табу: убивать человека нельзя — ни топором, ни копьём, ни камень на шею и в океан к акулам. Как же его казнят? Оказалось, очень просто. На середину круга вышел шаман в страшной маске, раскрашенный, увешанный зубастыми челюстями акул. Под гром барабанов он совершил вокруг осуждённого устрашающий танец, потом усадил его на землю, накрыл циновкой и в наступившей тишине несколько раз произнёс заклинание: «Как только край солнца появится над океаном, ты умрёшь!» Больше ничего с осуждённым не делали. Его вывели на берег океана (вероятно, восточный, откуда всходило солнце), племя вдали образовало полукруг, а он остался на прибрежной полосе. Горели костры, гремели барабаны, все сидели молча. Осуждённый ходил вдоль берега, становился на колени, молился, ждал рассвета и смерти. Начало светать. Рассвет на юге быстрый. Осуждённый, стоя на коленях, протянул руки к разгорающейся заре. Появился край солнца, он взмахнул руками, вскрикнул и упал. Путешественник пишет, что он первым подбежал к осуждённому, но тот уже не дышал — он был мёртв. Код сработал. Подошли старейшины и вождь племени, завернули труп осуждённого в пальмовые листья и зарыли недалеко от берега. Путешественник спросил у шамана, много ли людей он отправил на тот свет. Шаман ответил, что немного, указав на холмики, рядом с которыми был только что зарыт казнённый, это шестой в его жизни. А вот его дед и отец — те многих казнили. Теперь, мол, вышло послабление, казнят лишь в крайних случаях, как этого, потому что ребёнок по его вине утонул. «Всех казнили таким образом?» — спросил путешественник. Шаман развёл руками — на жизнь наложено табу, убивать нельзя. А так, значит, пожалуйста. Наконец путешественник задал провокационный вопрос: «А были ли случаи у тебя, у твоего отца или деда, когда заклинание произнесено, солнце взошло, а осуждённый не умер?» Переводчик долго переводил вопрос шаману, тот никак не понимал, о чем его спрашивают, а когда понял, махнул рукой и ушёл. Вот, мол, чудак бледнолицый, всякие глупости спрашивает. Чтобы после заклинания солнце взошло, а осуждённый не умер? Такого быть не может... Теперь обратимся к событиям, которые произошли уже в наши дни.
Второй пример. Путешественник, врач и исследователь Гарри Райт на протяжении нескольких десятилетий самостоятельно или в составе экспедиций посещал труднодоступные селения в джунглях Амазонки и глухие районы Африки. Вот как описывает одну из своих многочисленных встреч с местными колдунами. «В деревне кто-то занимался воровством, и подозрение падало на нескольких человек. Вождь был разъярён. Он вопил и в гневе размахивал руками. Наконец, замолк, повернулся к колдуну и повелительно махнул рукой. «Вор будет найден и умрёт!» — прорычал вождь. Колдун выступил вперёд для проведения обряда испытания ядом. Вождь решил показать себя в лучшем свете и велел принести стулья. Он готовил для белого доктора особое зрелище — испытание ядом. На огонь поставили большой котёл с водой. Когда вода закипела, в неё положили кору дерева мухонголока, чтобы приготовить отвар для «суда». В котёл добавили красноватого порошка. Образовавшаяся густая жидкость ещё кипела, когда в круг вошла цепочка женщин, что-то монотонно напевавших. Глухо и ритмично начали бить барабаны. Некоторые из присутствующих зрителей стали подпрыгивать на месте и что-то кричать друг другу. Атмосфера накалялась, участниками ритуала постепенно овладевало лихорадочное возбуждение. Старый вождь был явно доволен и временами широко улыбался, несмотря на всю серьёзность момента с юридической точки зрения — через несколько часов обвиняемого вполне могла постичь смерть. Колдун приблизился к котлу, зачерпнул из него ковшом густую жидкость и налил в тыквенную посуду, чтобы остудить. Все его движения были медленными и торжественными. Первым дали выпить яд старшему по возрасту подозреваемому. Он пил совершенно спокойно. Затем наступила очередь второго подозреваемого, а потом и третьего. Все они пили отраву без какого-либо принуждения. Быстрее всего яд подействовал на последнего. Неожиданно он застонал, упал лицом вниз и начал корчиться на земле. Толпа плясала вокруг, криками выражая свою радость по поводу такого явного «доказательства» вины. Барабаны били сильнее и сильнее. Женщины что-то ритмично пели. Люди из толпы стали подходить к котлу и пить отравленную жидкость. Скоро после этого у них появлялась рвота. Придя в себя, они снова начинали петь и танцевать. Мы остались в деревне до следующего дня, и к утру, как предсказывал колдун, два вора были мертвы. Самое странное состояло в том, что отравленный напиток пила половина жителей деревни. Но умерли только эти двое — те, на которых указал колдун. Единственное пришедшее мне в голову объяснение кажется невероятным: эти двое умерли потому, что знали, что они умрут». Надо заметить, что в своей практике колдуны используют два основных механизма психотерапии — внушение и исповедь. Примитивный процесс «промывания мозгов» необходим для того, чтобы привести пациента в состояние полного подчинения. Это в сущности есть не что иное, как применение тех же психологических принципов внушения в изменённом состоянии сознания. Колдун, по сути, вторгается в область подсознания человека, где царят страхи и тревоги. А с помощью «магии» в различных её формах он производит нужное ему воздействие на человека. Однако колдун, используя простейшие и порой примитивные приёмы психологического воздействия, всего за несколько минут может достичь результатов, для достижения которых нашим специалистам потребуются месяцы и даже годы. Я думаю, что никто из нас не сомневается в том, что можно заболеть от представления о болезни. Это может случится после чтения о заболевании в медицинской литературе или посещения тяжёлого больного родственника в больнице. Может быть, и в вашей жизни были ситуации, когда вас что-то взволновало, огорчило, расстроило. Поэтому невольно возникает вопрос: если можно заболеть от представления о болезни, то почему не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своими мыслями, чтобы стать сознательным и убеждённым трезвенником? Поэтому в своей методике доктор Довженко вначале создаёт очаг доминанты в зоне отрицательных эмоций, убедительно демонстрируя пациенту, что будущее пьющего человека — это разрушение здоровья и сокращение жизни. Задача врача-психотерапевта — акцентировать внимание пациента на том, что все люди, живущие на этой земле, и пациенты, сидящие в зале на сеансе гипноза, смертны. Вечно ещё никто не жил: ни цари, ни императоры, ни президенты, ни миллионеры. От смерти ещё никто не откупился. Алкоголики же ведут себя так, будто они бессмертны и у них в запасе есть ещё две-три жизни. А затем во время сеанса создаётся второй очаг доминанты в зоне положительных эмоций. Подчёркивая, что его проблема разрешима, врач указывает больному путь к здоровью, счастью и долголетию. 4. Большим позитивным моментом является то, что курс лечения от алкоголизма состоит из одного сеанса гипноза, который длится 1,5 — 2 часа. Эффективность такого лечения не ниже, чем при использовании методик, рекомендующих выработать у пациента эмоционально-отрицательную тошнотно-рвотную реакцию на вкус и запах алкоголя (это 10 — 15 сеансов, а курс лечения длится 1,5 — 2 месяца в условиях стационара). Доктор А. Р. Довженко лечит словом и только словом, без таблеток и уколов. В методике, разработанной врачом-практиком, врачом-мыслителем А. Р. Довженко, органично соединены опыт народного врачевания и высокое мастерство современной психотерапии. В ней можно выделить более 40 механизмов, действующих на весь организм в целом — на личность, сознание и неосознанные процессы, физиологию больного человека. Метод очень эффективен, если при его использовании соблюдаются все рекомендации автора. Всю процедуру лечения условно можно разделить на три этапа: 1) подготовительный, 2) лечебный, 3) непосредственно кодирование.
|
|||
|