Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При­сое­ди­не­ние по ре­пре­зен­та­тив­ным сис­те­мам



При­сое­ди­не­ние по ре­пре­зен­та­тив­ным сис­те­мам

Лю­ди бы­ва­ют раз­ные, од­на­ко ус­лов­но их мож­но под­раз­де­­лить на боль­шие груп­пы по спо­со­бу вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, вос­про­из­ве­де­нию за­пом­нен­но­го или кон­ст­руи­ро­ва­нию.

Су­ще­ст­ву­ет пять ор­га­нов чувств или пять сис­тем вос­при­ятия (их ещё на­зы­ва­ют ре­пре­зен­та­тив­ны­ми сис­те­ма­ми), че­рез ко­то­­рые че­ло­век по­зна­ет ок­ру­жаю­щий мир:

•    зре­ние или ви­зу­аль­ная сис­те­ма,

• слух или ау­ди­аль­ная сис­те­ма,

• ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя со­во­куп­­ность раз­лич­ных ре­цеп­то­ров, рас­по­ло­жен­ных по все­му те­лу,

• ос­ми­че­ская (гус­та­тор­ная) сис­те­ма, ре­цеп­то­ры ко­то­рой на­­х­одя­тся на язы­ке и от­ве­ча­ют за вос­при­ятие вку­са,

• обо­ня­тель­ная или оль­фак­тор­ная сис­те­ма, от­ве­чаю­щая за оп­ре­де­ле­ние за­па­ха.

Очень час­то ос­ми­че­скую и оль­фак­тор­ную сис­те­му для про­­ст­оты объ­е­ди­ня­ют с ки­не­сте­ти­че­ской сис­те­мой.

Итак, бу­дем го­во­рить, что ка­ж­дый че­ло­век вос­при­ни­ма­ет мир че­рез ви­зу­аль­ную, ау­ди­аль­ную и ки­не­сте­ти­че­скую ре­пре­­зе­нт­ати­вные сис­те­мы. В этих сис­те­мах вос­по­ми­на­ния и жиз­­не­нный опыт ко­ди­ру­ют­ся в го­лов­ном моз­ге че­ло­ве­ка. Од­ни пред­по­чи­та­ет за­по­ми­нать и за­тем вос­про­из­во­дить ин­фор­ма­цию в ви­де об­ра­зов, дру­гие — в фор­ме зву­ков, тре­тьи поль­зу­ют­ся ощу­ще­ния­ми.

Боль­шин­ст­во лю­дей пред­по­чи­та­ют вос­при­ни­мать мир че­рез зре­ние и ис­поль­зо­вать для мыс­ли­тель­ных про­цес­сов об­ра­­зы. В та­ком слу­чае мож­но го­во­рить о том, что для дан­но­го че­­л­ов­ека ве­ду­щей ре­пре­зен­та­тив­ной сис­те­мой яв­ля­ет­ся ви­зу­аль­­ная, то есть его мыс­ли­тель­ная ин­фор­ма­ция мо­жет быть ре­пре­­зе­нт­ир­ов­ана (пред­став­ле­на) в ви­зу­аль­ных об­раз­ах. Та­ко­го че­ло­ве­ка на­зы­ва­ют ви­зуа­лом. Ес­ли у че­ло­ве­ка ве­ду­щая сис­те­ма ау­ди­аль­ная, а та­ких лю­дей очень не­мно­го, при­мер­но 2—3%, то он на­зы­ва­ет­ся ау­диа­лом. Час­то лю­ди с ве­ду­щей ау­ди­аль­ной си­­ст­емой ста­но­вят­ся му­зы­кан­та­ми или ка­ким-то иным об­ра­зом свя­зы­ва­ют свою жизнь со зву­ком. Ес­ли к вам при­хо­дит че­ло­­век и го­во­рит, что он ком­по­зи­тор, то ско­рее все­го пе­ред ва­ми ау­ди­ал. В ря­де слу­ча­ев ау­ди­аль­ная сис­те­ма раз­ви­ва­ет­ся ком­пен­­с­ато­рно, при па­то­ло­гии ор­га­на зре­ния. У не­ко­то­рых лю­дей луч­ше раз­ви­та ки­не­сте­ти­че­ская сис­те­ма, кто то пред­по­чи­та­ет рас­­п­озн­авать мир че­рез ощу­ще­ния, при­кос­но­ве­ния и пом­нит его не яр­ким и кра­си­вым, а мяг­ким и пу­ши­стым. Это ки­не­сте­ти­ки.

Ка­ким об­ра­зом мож­но оп­ре­де­лить, ка­кой сис­те­мой че­ло­­век пре­иму­ще­ст­вен­но поль­зу­ет­ся? Для это­го су­ще­ст­ву­ет не­­скол­ько спо­со­бов. Не­об­хо­ди­мо по­слу­шать че­ло­ве­ка, по­го­во­­рить с ним, по­на­блю­дать за ним.

Са­мый из­вест­ный спо­соб оп­ре­де­ле­ния ве­ду­щей ре­пре­зен­­т­ати­вной сис­те­мы — по дви­же­ни­ям глаз:

Для прав­шей

Ко­гда пе­ред ва­ми ви­зу­ал, вы уви­ди­те, что, об­ра­ща­ясь к соб­­с­тве­нным мыс­лям или от­ве­чая на ва­ши во­про­сы, он бу­дет под­­н­имать гла­за на­верх. Счи­та­ет­ся, что ес­ли че­ло­век под­ни­ма­ет гла­за на­верх и впра­во, зна­чит, он об­ра­ща­ет­ся к сво­им ви­зу­аль­­ным фан­та­зи­ям, кон­ст­руи­ру­ет что-ли­бо; а ес­ли под­ни­ма­ет гла­за и при этом на­прав­ля­ет их вле­во, то речь идёт ча­ще все­го о ви­зу­аль­ном вос­по­ми­на­нии. Эта схе­ма, учи­ты­ваю­щая пра­вую и ле­вую сто­ро­ны, спра­вед­ли­ва для прав­шей. У лев­шей зо­ны вос­­п­ом­ин­ания и кон­ст­рук­ции мо­гут по­ме­нять­ся мес­та­ми, причём это бу­дет пра­виль­но и для ау­диа­лов, и для ки­не­сте­ти­ков. Од­на­­ко важ­но то, что гла­за на­хо­дят­ся в «верх­нем эта­же» по­ля зре­ния. Не­ко­то­рые ви­зуа­лы бу­дут смот­реть пря­мо пе­ред со­бой, рас­фо­ку­си­руя взгляд. Это оз­на­ча­ет, что че­ло­век где-то в про­­стра­нс­тве создаёт не­ви­ди­мый для нас (да и для се­бя са­мо­го экран), на ко­то­ром воз­ни­ка­ют об­ра­зы. В ря­де слу­ча­ев эк­ран мо­жет быть спрое­ци­ро­ван да­же на пол. Ха­рак­тер­ной чер­той яв­ля­­е­тся фик­са­ция взгля­да в ка­кой-то точ­ке, рас­смат­ри­ва­ние не­ви­­д­имых кар­тин.

 

По­сколь­ку речь идёт о це­лой сис­те­ме ре­пре­зен­та­ции се­бя, сво­их мыс­лей, мож­но вы­де­лить и дру­гие чер­ты, ха­рак­тер­ные для ви­зуа­ла. Обыч­но он оде­ва­ет­ся так, что­бы его бы­ло за­мет­но. Ли­бо это оде­ж­да, со­от­вет­ст­вую­щая стро­гим клас­си­че­ским ка­­н­онам, ли­бо, на­обо­рот, что-то пёстрое, не­во­об­ра­зи­мое — то, что при­вле­ка­ет вни­ма­ние ок­ру­жаю­щих. При этом он мо­жет мно­го жес­ти­ку­ли­ро­вать. Жес­ты ви­зуа­ла ча­ще все­го ост­рые, уг­ло­ва­тые, бы­ст­рые, подчёркивающие его речь. При раз­го­во­ре ви­зу­ал ста­­р­ае­тся смот­реть на со­бе­сед­ни­ка или над ним. Как пра­ви­ло, за­­ме­тно, что то­нус его мышц по­вы­шен, те­ло на­хо­дит­ся в го­тов­­н­ости к дви­же­нию. Ды­ха­ние обыч­но бы­строе, ино­гда по­верх­­н­ос­тное. В ре­чи он упот­реб­ля­ет мно­го слов, ко­то­рые и ха­рак­те­­р­из­уют ви­зу­аль­ную сис­те­му. Он бу­дет го­во­рить: «Я ви­жу... яр­кий, свет­лый, цвет­ной». Он бу­дет опи­сы­вать об­ра­зы и их из­­м­ен­ения как не­кий фильм, ко­то­рый он ви­дит. Как пра­ви­ло, это дос­та­точ­но под­тя­ну­тый, бод­рый че­ло­век.

Ки­не­сте­тик, в про­ти­во­по­лож­ность ви­зуа­лу, обыч­но го­во­рит мед­лен­но, с боль­ши­ми про­ме­жут­ка­ми ме­ж­ду фра­за­ми, как бы со­от­но­ся ска­зан­ные сло­ва со свои­ми ощу­ще­ния­ми. При об­ра­­щ­ении к внут­рен­не­му ми­ру гла­за, как пра­ви­ло, опус­ка­ют­ся вниз и впра­во для прав­шей и вниз и вле­во — для лев­шей. Воз­мож­но, это по­мо­га­ет ки­не­сте­ти­ку най­ти дос­туп к сво­им чув­ст­вам и ощу­ще­ни­ям. В его ре­чи встре­ча­ют­ся сло­ва, ко­то­рые ха­рак­те­­р­из­уют ки­не­сте­ти­че­скую сис­те­му: «мяг­кий», «тяжёлый» или «лёг­кий», «чув­ст­ви­тель­ный» и т. п. Мыш­цы те­ла у не­го обыч­но рас­слаб­ле­ны. Дос­та­точ­но час­то ки­не­сте­тик пред­по­чи­та­ет мяг­кую, удоб­ную оде­ж­ду, ко­то­рая мо­жет не так эф­фект­но вы­гля­­деть, од­на­ко дос­тав­ля­ет ему при­ят­ные ощу­ще­ния. Го­во­рит он мед­лен­но, ды­ха­ние глу­бо­кое, дос­та­точ­но рит­мич­ное. Жес­ти­ку­­л­яция ску­пая: жес­тов ли­бо нет во­об­ще, ли­бо они очень не­боль­­шие по ам­пли­ту­де, плав­ные, мед­лен­ные. Очень час­то в раз­го­­в­оре о своём вос­при­ятии ми­ра, о сво­их вос­по­ми­на­ни­ях у не­го про­яв­ля­ет­ся ве­ге­та­тив­но-со­су­ди­стая ре­ак­ция, то есть по­яв­ляет­ся ру­мя­нец или ка­пель­ки по­та. Это ха­рак­тер­но для ки­не­стети­ков. Ес­ли при­во­дить при­мер пер­со­на­жа, ко­то­рый ил­лю­ст­ри­­р­овал бы ки­не­сте­ти­че­ский тип, пре­ж­де все­го, сле­ду­ет на­звать Де­да Мо­ро­за — с ру­мя­ным ли­цом, ок­руг­лы­ми фор­ма­ми, в тёплой, уют­ной оде­ж­де.

Ау­ди­ал по внеш­ним про­яв­ле­ни­ям, по­жа­луй, бли­же к ви­зуалу, чем к ки­не­сте­ти­ку. Од­на­ко у не­го есть свои осо­бен­но­сти, и пре­ж­де все­го го­лос. Го­лос у ау­диа­ла очень хо­ро­шо мо­ду­ли­ро­­ван, по­то­му что он яв­ля­ет­ся ос­нов­ным спо­со­бом пре­зен­та­ции се­бя ок­ру­жаю­ще­му ми­ру. Ау­ди­ал мо­жет го­во­рить то ти­хо, то гром­ко, то вы­ше, то ни­же, как бы на­сла­ж­да­ясь спо­соб­но­стя­ми сво­его го­ло­са. Ко­гда бу­де­те го­во­рить вы, он мо­жет по­вер­нуть­­ся к вам ухом. Это не знак не­ува­же­ния, а спо­соб луч­ше вос­при­­н­имать вас. Для ва­ше­го об­ще­ния с ау­диа­лом бу­дет иметь зна­че­­ние то, на­сколь­ко кра­си­во вы умее­те го­во­рить. Жес­тов, как пра­ви­ло, бы­ва­ет не­мно­го. По­рой ау­ди­ал со­вер­ша­ет кру­го­вой жест око­ло уха, подчёркивая, что он вас слы­шит. Ды­ха­ние у ау­диа­ла мо­жет быть раз­ным, это за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко ему сей­час нуж­но го­во­рить. Для то­го что­бы кра­си­во, хо­ро­шо ска­зать, нуж­но хо­ро­шо вдох­нуть, и ау­ди­ал поль­зу­ет­ся ды­ха­ни­ем как про­вод­ни­ком сво­ей ау­ди­аль­ной сис­те­мы, сво­ей ре­чи.

Не­смот­ря на то, что мы го­во­рим о ве­ду­щих ре­пре­зен­та­тив­­ных сис­те­мах, сле­ду­ет уточ­нить, что у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка в той или иной сте­пе­ни раз­ви­ты все три сис­те­мы, и в за­ви­си­мо­сти от по­треб­но­сти он мо­жет пе­ре­клю­чать­ся в ка­ж­дую из них. Без­ус­­ло­вно, ве­ду­щей остаётся сис­те­ма из­люб­лен­ная. Ко­гда па­ци­ент при­хо­дит к нам в сво­их пе­ре­жи­ва­ни­ях, пре­иму­ще­ст­вен­но фун­­кци­он­ир­ует как раз его ве­ду­щая сис­те­ма, а ос­таль­ные по­дав­ле­­ны. И то­гда од­ним из спо­со­бов те­ра­пии мо­жет стать раз­бло­ки­­р­ов­ание угнетённых сис­тем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.