![]()
|
|||||||
Присоединение по репрезентативным системамПрисоединение по репрезентативным системам Люди бывают разные, однако условно их можно подразделить на большие группы по способу восприятия окружающего мира, воспроизведению запомненного или конструированию. Существует пять органов чувств или пять систем восприятия (их ещё называют репрезентативными системами), через которые человек познает окружающий мир: • зрение или визуальная система, • слух или аудиальная система, • кинестетическая система, которая включает в себя совокупность различных рецепторов, расположенных по всему телу, • осмическая (густаторная) система, рецепторы которой находятся на языке и отвечают за восприятие вкуса, • обонятельная или ольфакторная система, отвечающая за определение запаха. Очень часто осмическую и ольфакторную систему для простоты объединяют с кинестетической системой. Итак, будем говорить, что каждый человек воспринимает мир через визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы. В этих системах воспоминания и жизненный опыт кодируются в головном мозге человека. Одни предпочитает запоминать и затем воспроизводить информацию в виде образов, другие — в форме звуков, третьи пользуются ощущениями. Большинство людей предпочитают воспринимать мир через зрение и использовать для мыслительных процессов образы. В таком случае можно говорить о том, что для данного человека ведущей репрезентативной системой является визуальная, то есть его мыслительная информация может быть репрезентирована (представлена) в визуальных образах. Такого человека называют визуалом. Если у человека ведущая система аудиальная, а таких людей очень немного, примерно 2—3%, то он называется аудиалом. Часто люди с ведущей аудиальной системой становятся музыкантами или каким-то иным образом связывают свою жизнь со звуком. Если к вам приходит человек и говорит, что он композитор, то скорее всего перед вами аудиал. В ряде случаев аудиальная система развивается компенсаторно, при патологии органа зрения. У некоторых людей лучше развита кинестетическая система, кто то предпочитает распознавать мир через ощущения, прикосновения и помнит его не ярким и красивым, а мягким и пушистым. Это кинестетики. Каким образом можно определить, какой системой человек преимущественно пользуется? Для этого существует несколько способов. Необходимо послушать человека, поговорить с ним, понаблюдать за ним. Самый известный способ определения ведущей репрезентативной системы — по движениям глаз: Для правшей Когда перед вами визуал, вы увидите, что, обращаясь к собственным мыслям или отвечая на ваши вопросы, он будет поднимать глаза наверх. Считается, что если человек поднимает глаза наверх и вправо, значит, он обращается к своим визуальным фантазиям, конструирует что-либо; а если поднимает глаза и при этом направляет их влево, то речь идёт чаще всего о визуальном воспоминании. Эта схема, учитывающая правую и левую стороны, справедлива для правшей. У левшей зоны воспоминания и конструкции могут поменяться местами, причём это будет правильно и для аудиалов, и для кинестетиков. Однако важно то, что глаза находятся в «верхнем этаже» поля зрения. Некоторые визуалы будут смотреть прямо перед собой, расфокусируя взгляд. Это означает, что человек где-то в пространстве создаёт невидимый для нас (да и для себя самого экран), на котором возникают образы. В ряде случаев экран может быть спроецирован даже на пол. Характерной чертой является фиксация взгляда в какой-то точке, рассматривание невидимых картин.
Поскольку речь идёт о целой системе репрезентации себя, своих мыслей, можно выделить и другие черты, характерные для визуала. Обычно он одевается так, чтобы его было заметно. Либо это одежда, соответствующая строгим классическим канонам, либо, наоборот, что-то пёстрое, невообразимое — то, что привлекает внимание окружающих. При этом он может много жестикулировать. Жесты визуала чаще всего острые, угловатые, быстрые, подчёркивающие его речь. При разговоре визуал старается смотреть на собеседника или над ним. Как правило, заметно, что тонус его мышц повышен, тело находится в готовности к движению. Дыхание обычно быстрое, иногда поверхностное. В речи он употребляет много слов, которые и характеризуют визуальную систему. Он будет говорить: «Я вижу... яркий, светлый, цветной». Он будет описывать образы и их изменения как некий фильм, который он видит. Как правило, это достаточно подтянутый, бодрый человек. Кинестетик, в противоположность визуалу, обычно говорит медленно, с большими промежутками между фразами, как бы соотнося сказанные слова со своими ощущениями. При обращении к внутреннему миру глаза, как правило, опускаются вниз и вправо для правшей и вниз и влево — для левшей. Возможно, это помогает кинестетику найти доступ к своим чувствам и ощущениям. В его речи встречаются слова, которые характеризуют кинестетическую систему: «мягкий», «тяжёлый» или «лёгкий», «чувствительный» и т. п. Мышцы тела у него обычно расслаблены. Достаточно часто кинестетик предпочитает мягкую, удобную одежду, которая может не так эффектно выглядеть, однако доставляет ему приятные ощущения. Говорит он медленно, дыхание глубокое, достаточно ритмичное. Жестикуляция скупая: жестов либо нет вообще, либо они очень небольшие по амплитуде, плавные, медленные. Очень часто в разговоре о своём восприятии мира, о своих воспоминаниях у него проявляется вегетативно-сосудистая реакция, то есть появляется румянец или капельки пота. Это характерно для кинестетиков. Если приводить пример персонажа, который иллюстрировал бы кинестетический тип, прежде всего, следует назвать Деда Мороза — с румяным лицом, округлыми формами, в тёплой, уютной одежде. Аудиал по внешним проявлениям, пожалуй, ближе к визуалу, чем к кинестетику. Однако у него есть свои особенности, и прежде всего голос. Голос у аудиала очень хорошо модулирован, потому что он является основным способом презентации себя окружающему миру. Аудиал может говорить то тихо, то громко, то выше, то ниже, как бы наслаждаясь способностями своего голоса. Когда будете говорить вы, он может повернуться к вам ухом. Это не знак неуважения, а способ лучше воспринимать вас. Для вашего общения с аудиалом будет иметь значение то, насколько красиво вы умеете говорить. Жестов, как правило, бывает немного. Порой аудиал совершает круговой жест около уха, подчёркивая, что он вас слышит. Дыхание у аудиала может быть разным, это зависит от того, насколько ему сейчас нужно говорить. Для того чтобы красиво, хорошо сказать, нужно хорошо вдохнуть, и аудиал пользуется дыханием как проводником своей аудиальной системы, своей речи. Несмотря на то, что мы говорим о ведущих репрезентативных системах, следует уточнить, что у каждого человека в той или иной степени развиты все три системы, и в зависимости от потребности он может переключаться в каждую из них. Безусловно, ведущей остаётся система излюбленная. Когда пациент приходит к нам в своих переживаниях, преимущественно функционирует как раз его ведущая система, а остальные подавлены. И тогда одним из способов терапии может стать разблокирование угнетённых систем.
|
|||||||
|