|
|||
Двойная связка, или выбор без выбораДвойная связка, или выбор без выбора По логике действия этот вид внушения близок к пресуппозиции и даёт иллюзорную возможность выбора там, где его нет. Такое внушение принимается легко, поскольку существует видимость свободного принятия решения. Механизм патологической двойной связки может лежать в основе психологических проблем, когда на сознательном уровне существует формальный выбор, а бессознательное понимает, что это тупик и выбора нет: • Вы предпочитаете погружаться в транс на стуле или перейдёте в кресло? (В транс вы все равно погрузитесь — или на стуле, или на кресле.) • Ты спать пойдёшь сейчас или когда соберёшь игрушки?
Метафора Метафора может применяться как в гипнотическом погружении, так и вне состояния транса. Например, необязательно говорить пациенту, что в жизни человека все может измениться. Контекст изменений можно ввести совсем иным способом — через метафору. Например: «Мы знаем, как растёт дерево: оно было ростком, а потом становилось все больше и больше, выше и выше, и постепенно стало могучим деревом. Однажды налетела гроза и повредила дерево, и сейчас оно стоит и не знает, это смерть или жизнь, потому что жизнь остановилась после грозы. И только когда оно само прикажет себе жить, к нему снова вернётся жизнь...» Формально мы говорим о дереве, но у метафоры есть несколько свойств, которые делают её важным инструментом психотерапии: • подобие проблеме пациента. С деревом бессознательное пациента связывает себя, и все, что говорится о дереве, оно принимает на свой счёт как внушения, как команды к действию; • целостность образа метафоры позволяет ей найти дорогу в недоминантное, абстрактное полушарие мозга, которое считается зоной бессознательного, минуя обработку в сознании. Именно там находятся и проблемы пациента, и ресурсы для её решения; • многозначность метафоры позволяет пациенту найти тот смысл, который ему нужен, даже если терапевт его не вкладывал. Для примера спросите у окружающих вас людей, какие выводы можно сделать из сказки о Золушке. Узнаете много нового.
|
|||
|