Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





апреля - 1 мая. 7 страница



 

2 - 5 марта

 

Приняв новый Устав, РГНФ изменил правила игры на прошедшем конкурсе. Суть изменений: теперь все проекты идут по литеру «исследовательские». Ранее была дифференциация: исследовательские, публикаторские, научные мероприятия, экспедиции. По новым правилам все переходят в разряд «исследовательские». При этом если публикаторские проекты не проходили по разряду исследовательских, то их поддерживать не будут. Это интересное новшество. Второе новшество: если ранее окончательное решение о финансировании проектов принимал Совет фонда, то теперь Совет становится промежуточным звеном, а итоговые решения принимает Бюро фонда. Если состоявшийся конкурс проходил по старым уставным правилам, то вводить в действие новый Устав следовало с 2012 г. и уже по нему проводить новый конкурс.

Видимо, этих изменений требует Министерство финансов и Счетная палата, которая уже не раз делала замечания по поводу публикаторских проектов, которые, по их государственному мнению, должны финансироваться самими издательствами. Так и хочется сказать: голубчики, это же научные издания, которые не дают никакой прибыли издательствам. Начался новый виток преодоления «ям и канав».

Сегодня полтора часа шла запись моего выступления, которая должна стать комментариями к двухсерийному документальному фильму о Столыпине. Сценарий фильма находится в зачаточном состоянии; предстоит много снимать в разных местах (Середниково, Колноберже, Ковно, Гродно, Саратов, Петербург, Киев). От прежних интерьеров остались рожки да ножки, а Колноберже вообще превращается в руины. Несмотря на то, что на Оргкомитете по празднованию 150-летия со дня рождения Столыпина об этом говорилось, я сам задавал этот вопрос Путину, воз, как мне кажется, и ныне там. Работать в этом направлении некому.

Вчера, наконец, закончилась избирательная кампания, Путин одержал убедительную победу — 63,60 %. Вчера допоздна смотрел послевыборные баталии по первому каналу. Зюганов заявил, что выборы считает нелегитимными и будет бороться за справедливость. Что-то его не было видно и слышно в 1996 г., когда он действительно выиграл выборы у Ельцина. Хамелеон. Тогда боялся непредсказуемого Ельцина, а сейчас, хотя и занял второе место (18,19 %), осмелел. Потерпели поражение Миронов (3,85 %) и Жириновкий (6,22 %). На третье место вышел Прохоров (7,92 %). Живущие за границей проголосовали за Прохорова. Это интересно.

Очень показательны выборы в Москве, где Путин получил всего 47 %голосов избирателей, а Прохоров — 22 %. Собянин, видимо, сделать ничего не смог. Вспоминаю Ленина, который при раскладке голосов на выборах в Думу обращал внимание на столицы. И он был прав. Столицы определяют тенденции в смене настроений электората. Этот сигнал гораздо более серьезный, чем митинги на Болотной. Тем не менее это результат общественной активности после думских выборов 4 декабря 2011 г. Властям есть о чем серьезно поразмышлять. На следующих думских и президентских выборах положение в стране коренным образом изменится. Все этот лишний раз подтверждает слова Ключевского о том, что история жестоко проучивает тех, кто ее не учит. Казалось, что хватит уже наступать на одни и те же грабли. Ан, нет! Грабельки всегда лежат у нас под ногами, искать их не нужно.

 

6 марта

 

Продолжаю заниматься «Тактическим центром» и главой в коллективную монографию под редакцией Журавлева.

Вчера смотрел по телевизору материалы о демонстрациях — pro (на Манежной) и contra (на Пушкинской). Зюгановцы собрали всего около 300 человек, самого лидера не было. Лимоновцы устроили несанкционированную демонстрацию (около 50 человек арестовали, включая и самого Эдуарда, он, по всей видимости, был очень доволен). На Пушкинской площади собралось около 14 тысяч человек. Сторонники С. Удальцова хотели остаться на площади и поставить там палатки. Активистов (Удальцова, Навального, Чирикову и др.) арестовали. Видимо, они тоже довольны: на улице похолодало, и в палатках они могли замерзнуть. В Европе усилилась критика путинского режима, и громче звучат голоса не согласных с тем, что выборы легитимны. В апреле ПАСЕ проведет дискуссию по этому вопросу. Все это свидетельствует о том, что антироссийские силы активизируются, а наиболее радикальные уже стали «гнусить» о сирийском варианте. В России тоже есть своя пятая колонна (Каспаров, Касьянов, Немцов и проч.), которая призывает к вмешательству Запада во внутренние дела России. Как все это знакомо из российской истории. Остро ощущаю, что рано или поздно дело добром не кончится, ибо есть немало тех (в том числе и у нас) для кого Россия — кость в горле. В этих условиях нужна воля и еще раз воля, которой должен обладать общенациональный лидер. Я категорический противник жестких мер, но такое время уже близко, если уже не настало. Исторический опыт «смут» и «распадов» страны свидетельствуют, что необходимы законные решительные меры против тех, кто готов пожертвовать своей родиной во имя личных корыстных интересов.

Сегодня договорился о сумме затрат по изданию книги памяти Рудя. Статьи стали интенсивно поступать, правда, кое-кого приходится подстегивать. Российский человек не пунктуален, в срок редко кто выполняет свои обещания. Сегодня поздравил с 8 марта Татьяну Рудь, она в больнице, давление. Родственники статью о Саше подготовили. Итак, намечается два раздела — «Воспоминания» и «Статьи». Придумал название сборника «Историк и педагог», Волобуев одобрил. Будет писать статью о работе над учебниками.

Осталось получить 9 статей, остальные прислали. Мне их надо прочитать и отредактировать.

 

7 марта

 

Весенний месяц, но за окном мороз до 17 градусов, зима свои права пока сдавать не хочет. После выборов прошло три дня, но американцы Путина еще не поздравили с избранием на пост президента, молчит и Израиль. Даже не скрывают своих антипатий. Запад хочет «додолбить» Сирию и Иран, а Россия и Китай явно мешают им это сделать. Не случайно также, что собственная пятая колонна хочет использовать давно уже опробированный сценарий бессрочных демонстраций и палаточных городков в Москве и других городах. Каспаров с Касьяновым вообще призывают Запад к вмешательству во внутренние дела. Можно лишь удивляться долготерпению наших властей.

Вчера говорил с Захаровым насчет статьи в сборник памяти Рудя, обещал прислать к середине месяца. Звонил Дурновцеву, а Волобуев обещал позвонить Реснянскому.

Сегодня решил, несмотря на предпраздничный день, сходить в РГАСПИ, куда со Старой площади должны поступить информация о нашем Центре и его планах. Собираются ввести хронометраж по всем видам работ, приравнивая тем самым науку к видам заводской деятельности. Что-то подобное хотели ввести в начале социалистического эксперимента, когда собирались стереть все классовые различия, когда мечтали о совмещении слесарных работ со стихосложением. Все же российская история не укладывается в границы Разума, представляя собой нагромождение противоречий иррационального свойства. То же наблюдается и сейчас; нет сосредоточенности и упорства в достижении цели. Достаточно вспомнить о поисках общенациональной идеи, которая, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы Человек, наконец, приступил к исполнению своего творческого предназначения, строгому исполнению Заповедей и научился слышать другого. Если этого не будет, то никакие нанотехнологии нам не помогут, правда, и они проблематичны.

 

8 марта

 

Вчера и сегодня дни поздравлений, дозвонился не до всех. Благо, что все живы и здоровы.

Вчера встречался с Арининым, он предлагает семинар по проблемам модернизации и реформ на всем протяжении российской истории. Моя идея об изучении реформ получает распространение. Разумеется, что такой методологический семинар полезен. Александр Николаевич интересно рассказал, что творилось на Пушкинской площади вечером 5 марта. Все же надо было оккупировавших фонтан оставить там на бессрочное пребывание, как они и хотели.

В РГАСПИ Репников показал нормирование работы сотрудников: сколько и на что надо тратить часов. Идея идиотская, к науке не имеющая ни малейшего отношения. Надо же иметь такие дубовые мозги, я даже догадываюсь, чьи они. Разумеется, ничего писать не буду.

Оля Исхакова рассказала о состоянии дел с преподаванием истории в МАДИ. Все это откровенно попахивает дебилизмом. История относится к наукам, изучения которой формирует личность, а отсюда закладываются основы гражданского общества и правового государства. Человек, который не знает историю своей страны и историю других стран — манкурт. Так же обстоит дело и с другими гуманитарными дисциплинами. В школе главным образом натаскивают на сдачу ЕГЭ по тем предметам, которые выбрал ученик. Остальные предметы — в полном загоне. Мечтаю узнать, чья голова, (или, может быть, противоположное место) все это придумала. Думаю, что, современных специалистов, в отличие от подготовленных в советскую эпоху, на Западе на работу брать не будут. Массовый отъезд специалистов из поставгустовской России 1991 г. стал возможным благодаря их высокой подготовке и востребованности как классных специалистов. А кому нужны будут манкурты? Переход на болонскую систему образования — преступление перед нацией.

Продолжаю заниматься «Тактическим центром», замаячила перспектива его завершения.

 

9 марта

 

Сегодня утром внес окончательную правку в предисловие к «Тактическому центру». Надежда несколько дней назад завершила комментирование документов и материалов, это огромная работа. Сделала, как всегда, классно. Молодец!

Снова смотрел текст нашей совместной главы, почему-то от него компьютер «глючит». Проблема в том, что либералы начала XX в. отличаются от наших современных либералов — космополитов, которые не понимают, что, во-первых, Русь и Россия всегда были полинациональными объединениями, что обусловливало наличие национального вопроса, во-вторых, они вообще не понимают проблемы патриотизма. Как-то один из современных либеральных мудрецов изрек фразу: «Патриотизм — это прибежище для негодяев». Либералы начала XX в. совершенно иначе понимали эти проблемы. Их осмысление в конкретных российских условиях было весьма актуально. Во-первых, власть нередко пыталась разыгрывать карту великодержавного национализма. Во-вторых, интеллигенция различных национальностей так же пыталась использовать идею национализма в своих интересах. Либералам приходилось учитывать эту реальность. Все это усугублялось отсутствием в России правового государства и гражданского общества как факторов, способствующих решению всего комплекса вопросов, включая национальный и конфессиональный. Цель либералов — сохранить единство полина— циональной и поликонфессиональной страны, сформировать единую гражданскую нацию. Либералы начала XX в. были патриотами, были готовы отдать свои жизни для ее защиты. Первая мировая война это убедительно доказала. В связи с этим не могу не вспомнить обсуждение моего доклада в 1990-е гг. в Центре консервативной политики на Никитской, на котором присутствовали представители современного либерализма (Гайдар, Яковлев, Улюкаев, Шилов-Коведяев, Боровой, Старовойтова и многие другие). Доклад был посвящен либералам начала XX в. Обсуждение выявило принципиальные различия между моими оценками и оценками выступающих по широкому спектру проблем (ролевые функции государства, отношение к собственности, к национальным и внешнеполитическим проблемам и т. д). Отсюда проистекало и разное понимание перспектив развития современной России. В большом зале сидели не реалисты, а утописты-теоретики, которые в целом высказывали верные мысли о свободе личности и ее правах, о правовом государстве и гражданском обществе, о частной собственности, но полностью игнорировали конкретную российскую реальность. Печально было слышать речи о позитивности развала империи, расчленение ее на ряд небольших государств, о методах приватизации, о сокращение социальных функций государства и вообще о «минимизации» его функций и проч. Эти утописты буквально «вперили» свой взор на Запад, который они считали оптимальной моделью для будущего развития России. Обсуждение было многочасовым (с перерывом на кофе), и, в конечном счете, бесполезным, ибо участники диспута заранее были убеждены в своей правоте. Во время перерыва состоялась наша последняя беседа с Яковлевым, но не о предмете дискуссии, мы вспомнили работу над «Очерками истории КПСС». Мои попытки обсудить с Александром Николаевичем вопрос о перспективах научной разработки проблем российского либерализма энтузиазма у него не вызвали, его более увлекала предстоящая поездка в какую-то экзотическую страну, где он еще не был. Это был мой последний доклад в Центре консервативной политики.

Как и в начале XX в., российская интеллигенция в конце этого века и в начале XXI в. оказалась неспособной к компромиссу и выработке единого подхода к решению проблем вывода страны их системного кризиса. Для нее личные амбиции оказались гораздо актуальнее, чем судьбы России. В результате проиграли все. Казалось, что этот опыт следовало бы усвоить. Но, не тут-то было. «Раздрай» среди современной интеллигенции чреват бедами, правда, еще более масштабными, чем это было сто лет назад. Так и хочется сказать: опомнитесь!!!

 

10 марта

 

Продолжу вчерашние рассуждения. На протяжении всей российской истории политические элиты и, следовательно, «их мозги» — группы интеллигенции — так и не могли найти общего языка в оценке прошлого, настоящего и тем более будущего страны. При этом «печкой», от которой следовало «плясать», в споре была не Россия, а теоретические представления о путях развития. Увязнув по уши в спорах о путях развития, забывали о конкретной стране с ее историческими особенностями в самом широком понимании этого слова. В связи с этим не принималось в расчет та или иная стадия ее развития, технологическое и культурное состояние, социальные, национальные и конфессиональные проблемы. «Педалирование» то одного, то другого, отсутствие общего видения вело лишь к обострению этих споров. Кстати, это продолжается и по сей день. Разумеется, с такими подходами правового государства и гражданского общества не построишь. Более того, зачастую в этих спорах вообще пропадает Человек. Я не говорю о Личности, ибо до этой стадии мы еще так и не доросли. А это отправная точка любой дискуссии, некий архимедов рычаг. Надо признать, что на протяжении всей истории Руси — России — СССР — России проблема Личности так и не стала центральной, ибо был Человек, но не было Личности. Вот основная первопричина, почему у нас отсутствует гражданское общество и правовое государство. Вот почему у нас есть национальности, но нет нации как единого политического и культурного тела. Вот почему интеллигенция разделена на виды и подвиды, она так и не стала «мозгом» нации, ибо ее нет. Это и есть та реальность, которую следует понять и отсюда уже исходить, делая проекции в прошлое и будущее. Если нет единства в подходе, то не будет и искомого результата. Выработка единства в подходе — это наука компромисса с учетом реальностей.

Получилось так, что в России не могли дать реальную оценку настоящего и не имели единого плана будущего. Все это заменялось интеллигентскими мессианскими мифологемами типа «Москва — Третий Рим», «социализм», «коммунизм». Мифотворчество продолжается и по сей день. Пора, наконец, встать на реалистическую почву и созидать. А началом начал должно стать полное освобождение Человека и становление Личности. Будут в России Личности, остальное — вопросы технологического порядка. Россия имеет все необходимые природные ресурсы для того, чтобы быть великой державой. Это потенциальная возможность. Но в реальности (образование — пресловутое ЕГЭ, состояние науки, культуры, воспитания и проч. и проч.) эта потенция вообще никогда не станет данностью. Вместо Человека, уже не говорю Личности, будут манкурты, управляемые дистанционно и извне.

 

11 - 12 марта

 

Два дня читал «Низкие истины» А. Кончаловского. Книга вышла уже давно, в 2006 г. Не читал по одной причине: автор мне не симпатичен. Но недавно видел его передачу по телевизору и кое-какие мысли, высказанные им, меня заинтересовали (о творчестве, смерти, о современной России). Налицо была трансформация от Кончаловского — самоуверенного сноба к Кончаловскому, размышляющему о проблемах Бытия. Книга была под рукой, прочитал, написана интересно, много фактов и верных жизненных наблюдений. Но много осталось и от прежнего Кончаловского, с генами поделать ничего нельзя. Но кое-какие внутренние сдвиги произошли (раздельчики «Россия и религия», «Эпоха самозванства», «Страх Божий или страх кесарев», «Печальные размышления»). Это хорошо. Значит, человек созрел к размышлениям, хочет очиститься перед переходом в иные миры.

Надежда дала мне прочитать воспоминания Ларисы Кадочниковой о Глазунове, чтобы я сравнил свои впечатления о нем с повествованием его бывшей пассии. Читая текст, вспоминал о наших двух встречах во время подготовки к 140-летию со дня рождения П. А. Столыпина в 2002 г. Более того, я не раз слышал его выступления по телевизору в Фонде культуры Михалкова. Встречи были связаны с тем, что П. А. Пожигайло, председатель Фонда Столыпина, заказал Илье Сергеевичу портрет Петра Аркадьевича. Глазунов — человек, безусловно, талантливый и самодостаточный, жил и при разных режимах, по-разному к ним приспосабливаясь, что нашло отражение в его творчестве. Если бы состоялась одна встреча, то впечатление, видимо, было бы о нем не полное, а по двум можно было анализировать. Во время первой встречи мы провели несколько часов за беседой, он рассказывал много интересного о происхождении, детстве, творческом пути, о своих мировоззренческих представлениях. Рассказчик он интересный и вполне может заворожить любого. Эрудирован. Но факты подбирает те, которые ему симпатичны, остальные отбрасывает и слышать о них не хочет, хотя, безусловно, о них осведомлен. Считает себя религиозным человеком и подлинным монархистом, не любит коммунистов, революции. Монолог может длиться часами, другие точки зрения ему просто не интересны. Когда во время второй встречи он снова стал рассказывать о том же, я понял, что истории о жизни и творчестве у него отработаны, его оценки и самооценки неизменны, иное мировидение ему просто не интересно. Это настораживает. А когда в Фонде культуры и по телевизору, уже по десятому кругу, я услышал от Глазунова то же самое, то окончательно понял, что он остался в прошлом, у него нет будущего. Глазунов — реликт, ушедшая в прошлое эпоха. На глазуновском портрете Столыпин монументален, но творчества я в нем не вижу, не вижу внутренней силы и присущей Столыпину одухотворенности. Получился парадокс: Столыпин — творческая личность — изображен художником, утратившим творческий потенциал. Получился портрет не общенационального лидера — строителя Великой России, а царедворца в интерьерах Зимнего дворца.

Стас прислал снимки внуков во время их отдыха в Глебове. Ваня веселенький, а Федя грустненький. В сложном мире им придется жить. Глобализация стирает индивидуальность, а она создает структуру и суть Личности. Хотелось, чтобы оба стали Личностями.

 

13 - 15 марта

 

Читаю статьи для сборника памяти Рудя, восемь еще не прислали. Написал общее введение к сборнику и подготовил титульные страницы. В целом получается неплохо. 25 человек изъявили желание участвовать в подготовке сборника.

Вчера на работе произошло два пикантных случая. У самого входа в РГАСПИ встретил В. П. Козлова, который был на заседании Росархива. Рассказал ему, как ликвидировали наш публикаторский отдел, который был создан по его инициативе в 2001 г. В условиях, когда ликвидировали РНИСиНП и, по сути, мы все, за исключением социологов, остались без работы, Владимир Петрович, которого я знаю многие годы, с Института истории СССР АН СССР, пошел нам навстречу и принял оперативно верное решение, ибо понимал смысл и значение публикаторской работы. 10 лет отдел существовал, сделал немало для исторической науки и вдруг стал не нужен в условиях перехода Росархива на казенные рельсы. Он посочувствовал и побежал на лекцию в РГГУ. Во время разговора из дверей архива показался министр культуры Авдеев в сопровождении Артизова и Сорокина. Получилось так, что с Артизовым поднимались в одном лифте, и он сказал, что ему доложили о моей позиции, высказанной на дирекции. Я ответил, что в этом и состояла моя задача, ибо не сомневался в доносе. Он посоветовал не обижаться, сказал, что выход будет найден. Я ему ответил, что эту ситуацию создали не мы, а Росархив и он прекрасно об этом знает. На этом наш разговор окончился и Артизов отправился на заседание. Смех и грех, ведь Андрей Николаевич не глупый человек, понимающий, что в ближайшее время архивы будут сворачивать публикаторскую работу, учитывая новую позицию РФФИ и РГНФ.

Относительно публикаций, то у Росархива просто нет средств, чтобы вести эту работу. Хотел поговорить с Сорокиным, но он был целый день в запарке, принимал какие-то делегации и был на заседании.

Приезжали Федор Гайда и Толя Уткин: первый консультировался насчет словника и распределения статей по энциклопедии «Первая мировая война», второй привез статью в сборник Рудя. Подарил им энциклопедию «П. А. Столыпин». В МГУ свои заморочки. Не можем мы в России жить спокойно и работать планомерно.

Вечером звонил Костя, у него, как я понял, постепенно налаживается с работой. Он рассказал, что аппарат Думы возглавил Андрей Петров, который ушел с поста ученого секретаря историко-филологического Отделения РАН. Думаю, что он принял правильное решение. Надо будут с ним поговорить. Костя сказал, что в Думе размещена выставка к 150-летию со дня рождения Столыпина. Скоро предполагается презентация публикации речей Столыпина в Государственной думе.

Сегодня в 15 часов у меня телевидение в Фонде Столыпина, где давно не был. Давно размышляю о том, что мне следует завершать работу в этом фонде.

 

16 - 19 марта

 

15 марта приехал в фонд пораньше, чтобы переговорить с сотрудниками, посмотреть, как формируется программа апрельской конференции. Состав докладчиков, особенно на пленарном заседании, меня подзадорил. К 15 часам телевизионщики не приехали, застряли в «пробке», сказали, что едут от Фрунзенской, где на Пироговской в здании ГА РФ брали интервью у З. И. Перегудовой. Прибыли только к 16 часам и я почти до 18 часов «солировал», слушали внимательно, посмотрим, что в итоге получилось. Вечером был на встрече-ужине у Журавлева, было тепло и уютно. Когда пришел домой, внуков укладывали спать, Федя сказал, что у него болит горло, стало ясно, что наш грандиозный план «похода» на следующий день будет сорван. Так и получилось, очередная детсадовская «социализация» закончилась очередной болезнью. Бедные мои внуки!

Все же решился прочитать письма родных и близких, которые у меня хранятся в архиве. Письма мамы, отца и брата, уже ушедших в иной мир, несколько лет читать не мог, хотя и начинал, комок подкатывал к горлу, я откладывал чтение. Но на этот раз решился и занимался этим делом несколько дней. Как и в процессе написания первых воспоминаний, перед моими глазами вновь прошла жизнь, встречи и разговоры. В трудные годы мы жили, страдания людские безмерны. Иными словами, на несколько дней «ушел» в прошлое. Как же времена (прошлое, настоящее, будущее) связаны и переплетены друг с другом, между ними нет «швов», они единое целое. Так обстоит и с человеческой историей вообще, ибо ее стержнем является Человек, Человек, длящийся во времени и пространстве, как и весь Космос. Человек — не просто земное, но и космическое существо, микроскопическая частичка Тварной Вселенной. Историки изучают деяния Человека, мало зная о самом Человеке. А он, Человек, — великая космическая тайна.

Буду перечитывать свой дневник.

Звонили Касаров и Татьяна Рудь, обещали прислать статьи в сборник памяти Саши. Статью написал и Волобуев. Дело идет к завершению.

Вчера говорил с Димой Павловым, он оптимист, работает над тремя проектами, молодец! Во вторник в ИРИ РАН — презентация дневников М. В. Нечкиной, получил приглашение от Е. Л. Рудницкой. На презентацию своих книг пригласили Ненароков и Кантор. Все это интересно, но хватит ли меня на все мероприятия.

 

20 - 22 марта

 

В понедельник позвонила Рудницкая, она заболела, и презентация дневника Нечкиной откладывается. Продолжаю читать статьи в сборник памяти Рудя. Дело движется к завершению. Читаю свой дневник.

В среду был в РГАСПИ, беседовали с Сорокиным о делах, напоминающих нам период после августовских событий 1991 г. Образование и науку, видимо, решили окончательно добить. Опять надо обратиться к нашему прошлому опыту, следовать девизу: «Настоящие герои всегда идут в обход». Посмотрим, что получиться на сей раз. Состоялся Научный совет. Андрей очень толково представил новый проект сайта РГАСПИ. Он впечатляет, это действительно прорыв и не только в архивном, но и научном плане. Приезжали Ира Жданова и Аня Стародубова, я их давно не видел. Масса творческих планов. Подарил им энциклопедию «П. А. Столыпин».

 

21 - 24 марта

 

Несколько дней перечитывал свой дневник, хочу его подготовить к изданию (титул, именной указатель). Размышляю над этим.

Продолжаю читать статьи для сборника памяти Рудя, дело идет к завершению. Посмотрел «поединок» между Удальцовым и Жириновским. Наши горе-политики неисправимы: полное отсутствие новых идей, но зато много амбиций. Соловьев, привыкший к дебатам с Жириновским, решил пригласить представителей нового поколения политиков. А как же они похожи друг на друга. Комментируя, как бы между прочим бросил интересную фразу о том, что евреи появились на территории России во II в., а славяне лишь в VI в. Это не проговор по Фрейду, а продуманная позиция. Ах, ты наш соловей, пташечка звонкоголосая. Пора бы всю эту ветхозаветную этническую неприязнь уже давно отправить в корзину истории. Секундант Жириновского Лисичкин начал ратовать за постановку вопроса о русском Холокосте. Это новый виток интеллигентского бреда, провоцирующего на обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Это просто какой-то кошмар.

Сегодня просмотрел двухтомник «Понятия о России», который мне подарила Жданова. Книга интересная, с одной стороны, тем, что к ее написанию удалось привлечь много молодых авторов, а с другой — отражением определенной тенденции ухода в периферийную проблематику. Важность такого рода проблем, связанных с изучением понятий, бесспорна. На Западе этими сюжетами занимаются уже давно и в целом плодотворно. В этом плане отечественное обществознание отстает, хотя в последние годы появилось несколько интересных исследований. В частности, интересная книга Д. В. Тимофеева, который 21 марта защитил докторскую диссертацию. Что обществоведам нужно знать историю генезиса и эволюцию понятий об этом спора нет. Вместе с тем это исследовательское направление все же носит вспомогательный характер и ни в коем случае не снимает с повестки дня разработку глобальных исторических проблем. А их у нас непочатый край.

 

25 - 26 марта

 

Вчера читал статьи для сборника памяти А. С. Рудя, виден финиш. Сборник, как мне кажется, получается.

Вчера опять Собчак-младшая «обсуждала» проблему «трагической» судьбы «девочек», которые непотребно вели себя в Храме Христа Спасителя. Большинство оправдывало этот мерзопакостный поступок, настаивало на том, что их следует освободить из-под стражи, ибо их действия — это самовыражение. Лишь представители церкви и национально-патриотического движения считали, что этих, т.н. девочек следует наказать за оскорбление чувств православных. Представляю, что с этими «девочками» было бы в той части Иерусалима, где живут хасиды, если бы это «самовыражение» произошло в синагоге.

Оппозиционеры грозят по весне снова выйти на улицу, разбить палатки и там жить. По морозцу, видимо, не решаются, бояться простудиться. А если говорить серьезно, то в современном мире с каждым днем становится все более неспокойно. Достаточно вспомнить о последних событиях в Тулузе. Идея о мультикультурности уже давно дает «сбои» и «трещит по швам», ибо ее пропагандисты совершенно превратно понимают проблему свободы, которая не есть вседозволенность, а прежде всего — личная ответственность. В России свобода во все времена понималась именно как вседозволенность, но не как личная ответственность. Результаты такого понимания налицо.

Звонили с телевидения, у них произошел какой-то технический сбой при записи (плохой звук), предложил им эти «куски» вырезать. Сегодня отправил Шмуэлю Галаю книгу в Тель-Авив.

Весна начинает вступать в свои права, хотя на улице еще довольно прохладно, дует северный ветер.

Звонил Костя, он находится в ожидании решения «сверху». Это «сверху» длится уже несколько месяцев. Не перестаю поражаться нашей бюрократии, которая затягивает решение любых вопросов. Так большие дела не делаются.

 

27 марта

 

Вчера целый день занимался редактированием сборника памяти Рудя и чтением предисловия и археографического введения к «Тактическому центру». Каждое новое чтение сопровождается внесением разного рода правок, вставок, уточняются формулировки. Процесс редактирования бесконечен и с возрастом требует все больше и больше времени.

Несмотря на завершение первого квартала дела в стране находятся без движения. Во-первых, вся страна в ожидании «смены караула» и «пересадки» чиновников. Во-вторых, нет движения финансовых потоков. Такова российская реальность, умом не постижимая. На самом «верху» готовятся «дорожные карты» (это новомодный термин пришел в обиход из дипломатических сфер), по которым, по всей видимости, будет определен самый короткий путь к «цели». В свою очередь оппозиция ждет благоприятной погоды, чтобы из уютных особняков и квартир переселится в палаточные городки на московских улицах. Так что скоро будем свидетелями московского «майдана». Вчера Караулов с Полтораниным муссировали тему решения Сталиным и Западом еврейского вопроса. Следовали прямые намеки на связь этого вопроса со смертью Сталина в марте 1953 г. Обещают тему продолжить следующий раз. Все это старо как мир, но во всем этом есть свой подтекст. Национальные и конфессиональные проблемы для России всегда были болезненными. Это гремучая смесь, которую надо всегда держать под контролем. Если задуматься над общественно-политическим дискурсом последних десятилетий, то в центре него всегда были национальные и конфессиональные проблемы. Обсуждение этих проблем ни к чему хорошему, как показывает мировой опыт, привести не может. Все без исключения «подзуживатели» должны понести наказание за разжигание национальной и конфессиональной розни. Путь излечения один — он указан Иисусом Христом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.