|
|||
июля - 5 сентября 2 страница
22 декабря
Сегодня опять нас «долбили»: у руководства возникла «новая» идея сузить рамки деятельности нашего Отдела, ограничив их исключительно сферой деятельности РГАСПИ. Наш Отдел за 10 лет выпустил столько фундаментальных публикаций, монографий и статей, чего не удавалось сделать за все время существования архива. Надо принять решение и найти выход: перебазироваться в инновационную структуру и там продолжать реализовывать научную программу, которая сложилась более 20 лет назад. Думаю, что эта программа рациональна и ее динамическая реализация позволяет продвигать отечественную историческую науку.
27 декабря
Сегодня отмечали 90-летие РГАСПИ. Показали интересный документальный фильм, концерт силами профкомовской самодеятельности, затем сели за стол. В архиве хранится огромное число уникальных источников по досоветской и особенно советской истории, западноевропейской социал-демократии, фото— и киноматериалы, фонозаписи речей лидеров компартии. Судя по фильму, хранение и обработка источников осуществляется по старинке, они до сих пор не доступны общественности. Когда все это произойдет, сказать весьма трудно. Зарубежные исследователи в последнее десятилетие активно разрабатывают документы и материалы РГАСПИ; кое-какие документы опубликованы за рубежом, причем раньше, чем в России. В 1990-е гг. документами архива интересовались многие зарубежные исследователи, ибо они прекрасно понимали, что здесь хранится уникальная информация. Первый раз архив я посетил во время написания кандидатской диссертации. В те далекие времена требовался специальный допуск через Первый отдел института, где я учился. Меня интересовали материалы фонда журнала «Освобождение» и П. Б. Струве. Некоторые материалы мне все же дали, я из них делал выписки в специальной тетради, которая сразу же сдавалась дежурному по читальному залу. После завершения работы в архиве тетрадь в руки не давалась, а пересылалась в Первый отдел по месту работы. Получив тетрадь в институте, я был поражен: часть выписок была вырезана ножницами. Жаль, что я эту тетрадь не сохранил. Сейчас было бы интересно полистать ее. Характерно, что когда я перешел работать в ИМЛ (это был уже период горбачевской перестройки), то и тогда в архиве существовало немало разного рода ограничений. Так, например, для работы с материалами по делу Малиновского меня, уже заведующего сектором ИМЛ, посадили в специальную комнату, доступ в которую был ограничен. Во время работы над «Очерками истории КПСС» доступ к документам авторскому коллективу был значительно расширен, хотя многие, особенно те, кто работал над советскими разделами, постоянно выказывали недовольство ограниченным доступом к источникам. В 1990-е гг. ситуация кардинально изменилась и многие источники стали доступны исследователям, хотя и сейчас продолжает существовать масса засекреченных документов и материалов, которые хранятся в специальном архиве Президента РФ. Со временем они понемногу рассекречиваются, однако до сих пор не известен их объем и состав. Закон о праве граждан на информацию существует, но воспользоваться этим правом можно избирательно. Я уже описывал курьезные случаи с некоторыми секретными папками Политбюро (пакт Молотова — Риббентропа, Катынь). Если знать исторические факты советской истории, то вполне естественно предположить, что по ним есть соответствующие партийные решения. Скрывать от общественности подобного рода документы нецелесообразно. Так произошел конфуз с документами по пакту и Катыни, когда Горбачев пытался делать вид, что таких материалов не найдено. Парадокс заключался в том, что немецкой стороной такие документы были давно обнаружены, а у нас они «пропали». Правда, через некоторое время их «обнаружили», но кто их лицемерно скрывал, прослыли обманщиками. Долгое время мировую общественность «водили за нос» и по Катыни. Продолжает сохраняться много неясностей по Гулагу, международному коммунистическому и рабочему движению и т. д. Так, например, недавно я узнал, что до сих пор засекреченными являются документы, связанные с хрущевской денежной реформой. Партия, которая, как она заявляла на каждом перекрестке, все делала во имя народа и для его блага, вдруг почему-то скрывает от общественности свои благодеяния. В чем дело? К настоящему времени даже для исторически неграмотных людей стало ясно: КПСС, действительно, было что скрывать от собственного народа. В декабре занимался рецензированием проектов в РГНФ, провели заседание комиссии по историческим наукам (региональные проекты). Прошла презентация «Библиотеки» в МГУ, которую проводил деканат исторического факультета (2.12). Выступили Карпов, Опенкин, Сорокин и я. Состоялся интересный разговор в кабинете у Карпова. Вновь читал рукопись докторской диссертации Антоненко. 2010 г. вновь стал для ИОМа урожайным, вышло в свет две энциклопедии: «Российский либерализм середины XVIII — начала XX века» и «Русский консерватизм середины XVIII — начала XX века». Программа по подготовке энциклопедий по истории общественной мысли идет к завершению, нужно сделать еще одно усилие — «Радикализм».
3 января
Наступил и уже набрал темп Новый год. Начался он с трагедии в Сургуте. Чудо, что большая часть пассажиров уцелели. На следующий день во льдах застряло три наших судна. Масса селений и поселков без электричества. Перед Новым годом Путин погнал чиновников восстанавливать подачу электроэнергии в дома россиян. По телевизору все новогодние дни гонят чернуху. Короче, пока изменений нет и не предвидится. Все это заставляет мысленно обратиться к моей любимой теме о триаде: Личность, Общество, Власть. К сожалению, за тысячу лет в российской истории ничего не изменилось, и эти понятия надо перечислять в обратной последовательности. Власть на Руси и в России всегда держала под своей пятой и отдельного человека, и общество в целом, не давая им подняться с колен. Человек, находящийся под пятой власти, так и не стал личностью, а обезличенное общество пребывало в аморфном состоянии. В такой ситуации вообще не имеет смысла говорить об успехе модернизации, которая, как и ее предшественницы, закончится тем же. Меня не покидает ощущение: должно произойти такое, что просто взорвет атмосферу застоя, ибо пребывать вечно в состоянии неопределенности невозможно. В прошлом году уже проявились, как я их называю, «знаки беды» — засуха, беспредельная преступность (станица Кущевская) и коррупция, инфляция, рост розничных цен и цен на коммунальные услуги и т. д. Не успел наступить Новый год, как цены вновь рванули вверх. Настроение у большинства явно не праздничное. Тем более что с Нового года выросли цены на любимый национальный напиток — водку. Власть уже испробовала все возможные меры для обирания собственных граждан, которым ничего не остается, как обирать себе подобных. Вполне понятно, что сразу же вырастут цены на все бытовые, медицинские и прочие услуги. И это продолжается на протяжении всей моей жизни. Самое страшное это состояние безысходности: вроде бы человек и жив, но у него отнята возможность для самореализации. Получается, что человек всю свою жизнь вынужден вести борьбу за выживание. На деле это означает постоянное воспроизводство такого состояния, а не предпосылок и условий для саморазвития и самосовершенствования. Массу времени и сил человек тратит впустую, ничего не накапливая, а только воспроизводя лишь минимум для выживания. Времени и сил на производство Иного — творческого и нового — у него не остается. От состояния индивидуума зависит и состояние общества в целом, которое, конечно, в какой-то мере компенсирует некоторые потери индивидуума, но полностью это сделать не может. Существует непреложный закон: качество общества зависит от качества отдельного его члена. Если индивидуум не имеет условий для самореализации, заложенных в нем потенциальных возможностей, то от этого проигрывает общество в целом. Если власть выражает и защищает интересы меньшинства, а не большинства, то эта власть препятствует раскрытию потенциальных творческих возможностей этого большинства. В итоге общественный прогресс замедляется и деформируется. Историческая задача власти состоит в том, чтобы создать для общества максимум возможностей для его саморазвития. Если же власть с этой задачей не справляется, то она превращается в тормоз для общественного развития. К сожалению, исторический опыт показывает, что власть этого не осознает, создавая каждый раз трагические коллизии, чреватые колоссальными потерями для всех элементов триады. Исторический опыт России неоднократно подтверждал эту истину. Несмотря на смену исторических эпох, форм власти, ее сущность состояла в удушении общественной и личной инициативы. По российским бескрайним просторам гулял бюрократ, пытаясь для своего удобства регламентировать жизнь людей. Власть всегда максимально делала все для своего удобства и благополучия. В свою очередь, чтобы спрятаться от удушающей силы власти, общество и индивидуум проявляли максимум изобретательности. Триада никогда не была единой. Интересы каждого ее элемента оказывались диаметрально противоположными. Такого рода триада была не только не функциональна, но и исторически бесперспективна. В западноевропейских странах удалось более или менее гармонизировать взаимодействие между элементами триады, сделать их толерантными. В России этого, к сожалению, не произошло. Власть задавила два других элемента триады, которые так и не раскрыли свои творческие потенции, остановившись в саморазвитии и самовыражении. Все это и стало тормозом для динамичного исторического развития. В общем потоке исторического развития такой симбиоз неравноправных элементов, видимо, имеет право на существование в качестве некоторой аномалии, которая полезна для изучения, но не для комфортного существования. С этой точки зрения Чаадаев был, безусловно, прав, когда говорил о поучительности для человечества российской истории в ее исключительно отрицательном смысле. Поучительность отрицательного исторического опыта вещь такая же бесспорная, как и опыта позитивного. Правда, Чаадаев пытался найти в прошлом и современном ему негативизме нечто положительное для будущего исторического развития России. Но историческое будущее показало всю тщетность надежд московского философа. С момента публикации первого философического письма Чаадаева уже прошло немало времени, но суть затронутых им проблем осталась прежней: индивидуум не стал личностью, общество не стало современным, а власть по-прежнему не дает им развиваться. Все это приходится наблюдать и в начале XXI в. Парадокс истории состоит в том, что в России соотношение между элементами триады продолжает оставаться неизменным. Индивидуум так и не стал личностью, а Общество так и не стало гражданским. Одна Власть по-прежнему пытается взять на себя решение всех проблем, не допуская к этому другие элементы триады. Естественно, что динамического развития в ближайшей исторической перспективе не ожидается. Главное состоит в том, что власть ничего не хочет менять, ибо ее вполне все устраивает.
5 января
Дни Нового года стремительно побежали вперед. Страна в новогодней эйфории. Для отдохновения большинства бюрократы придумали десятидневные каникулы и разъехались из страны кто куда. Здесь им не интересно. Большинство же не знает, куда себя деть, и от этого еще больше шалеет. Вдуматься только: каждый и страна в целом теряют две недели, но никому не жаль этого времени. Я же попытаюсь возвратиться к «своим баранам». Конечно, историкам ничего не остается, как фиксировать уже прошедшие события с большим или меньшим проникновением в их суть. Если исходить из Предопределения, то такая фиксация — единственное, что возможно сделать. Однако, как я думаю, человеческая история все же имеет экспериментальный характер. Конечный пункт ее, разумеется, предопределен, но пути к нему различны, что вполне отражает свободную волю человека. Последнему, разумеется, недоступен смысл конечного пункта собственной истории, но пути к нему человек определяет сам и, следовательно, несет полную ответственность за свой выбор. Перекладывать вину за этот выбор ему не на кого. За выбор каждого поколения платят последующие поколения. Так, выбор древних славян — призвать чужаков править ими — был дорого оплачен последующими поколениями. Можно, конечно, все списать на ситуацию, на соотношение сил и проч., и проч., но от конкретного факта, который, может быть, стал исторической развилкой, уже никогда не уйти. Разумеется, этот факт можно различно интерпретировать, но его суть неизменна: самим славянам не удалось внутренними силами разрешить возникшую(ие) проблему(ы). С этого момента их историю определяли другие, а они вынуждены были подчиняться. По сути, это была уже не собственная, славянская, а варяжская история. Варяжская элита сдала страну монголам, и почти триста лет длилась монгольская история. Контуры иной истории стали обрисовываться с конца XV в. Ее творцами сначала стали московские князья с большой долей монгольской крови, а затем — цари и императоры с еще большей долей немецкой крови. Российская история напоминала многослойный пирог: своя история была у большинства, своя — у меньшинства, своя — у властной элиты. Ее вектор определяла властная элита, которая в конечном счете завела страну в политический и социальный тупик, выходом из которого стала революция. Новая коммунистическая элита за сравнительно короткий исторический срок привела страну к распаду. Не уверен, что подобное не повторится и впредь. Получается, что власть и большинство в российской истории всегда были чужды друг другу. От этого и происходили все беды: власть насиловала общество, а вместе они «трамбовали» индивида. Отсюда неразвитость личностного и общественного начал. Разумеется, существовали отдельные примеры личной и общественной инициативы, но это всего лишь примеры. В своих основах личность и общество в российской истории были «затоптаны» властью, которая жестоко выкорчевывала все разумные инициативы индивидуума и общества. В результате — потеря исторического времени, которая невосполнима для общего хода человеческой истории. Есть страны, которые берегут свое историческое время и поэтому развиваются в динамичном темпе. И, наоборот, существуют страны, впустую растрачивающие свое время, они плетутся в хвосте истории. К сожалению, Русь-Россия столько растратила времени, что на протяжении своей истории вынуждена бежать вдогонку за ушедшим веком, а может быть, и веками. Догонять всегда трудно. Квасные патриоты усматривали в отсталости некий особый путь, что было самообманом. Характерно, что и сейчас находится немало людей, готовых поверить в эту иллюзию, которая является величайшим заблуждением, мешающим понять ход и смысл российской истории. Разумеется, это не означает, что отсталость не может быть преодолена ни при каких обстоятельствах. Важно лишь понять первопричину этой отсталости и начать ее преодолевать. И чем быстрее такое осознание придет, тем больше шансов преодолеть отсталость и выйти на путь динамичного развития. Мне кажется, что больше смысла в поисках единства человеческого исторического процесса, чем в рассмотрении неких особых путей исторического развития. Особый путь представляется продуктивным в рамках идеи всеединства человеческого исторического процесса. В этих рамках общности могут конкурировать, вести поиск варианта развития, который является оптимальным, максимально способствующим раскрытию потенциальных творческих возможностей человека. Это один из основных критериев, который может и должен быть взят за основу при определении оптимального пути развития той или иной общности. Высочайшим смыслом исторического процесса как раз и является создание предпосылок и условий для гармонического развития личности. «Почвенники» и консерваторы не приемлют этой центральной идеи либерализма, предпочитая рассуждать о величии империи, власти и ее мессианской роли, рассматривая при этом личность и общество в качестве вспомогательных элементов. История обретает свой смысл только тогда, когда освобождает человека от всех пут, делает его подлинно свободным и осознающим свою ответственность перед потомством.
6 января
Мы живем в III тысячелетии от рождения Христа, свершившего мировоззренческий переворот. Но в мире существуют и иные религии, не говоря о множестве религиозных течений. В мире продолжается борьба за человеческие души. В истории человечества религии играли и продолжают играть огромную роль, ибо человеку, на каком бы континенте он не находился, требуется обращение к высшим силам. Человек до сих пор пытается разгадать великую тайну своего происхождения. Религии и есть мировоззренчески оформленные ответы на этот вопрос. Видимо, таков удел разумных существ, стремящихся постичь начало собственных начал. В первой книге воспоминаний я уже излагал свои представления на этот счет. Сейчас же хочу обратить внимание на то, что основные религии, не говоря о множестве менее значительных религиозных течений, создают ту конкурентную среду, которая является одним из определяющих факторов развития материального мира вообще. Конкурентная среда в области духовной жизни не менее (если не более) важна, чем в материальной сфере. Она позволяет глубже и полнее представлять суть вещей и взаимосвязи между ними, все глубже проникать в начала мироздания. Достаточно сказать насколько раздвинулись границы познания в области изучения пространства и времени. Пространство — ареал настоящего и будущего бытования человека; время — степень его совершенствования. Понимание этого беспредельно раздвигает горизонты возможностей для расселения человека в Космосе и беспредельного совершенствования во времени. Планета Земля — стартовая площадка для проникновения человека в Космос и начало его пространственного и временного освоения. Неслучайно с Космосом человек связывает свое происхождение. Иначе и не может быть, ибо планета Земля — часть Космоса. Поэтому речь может идти о дальнейшем познании Космоса как целого. Важно понять, что Творец создал именно Целое, которое лишь пространственно и временно разделено на составляющие части. Исходная задача человеческого Разума понять это целое. Так и с человеческой историей. Она есть целое, разделенное в пространстве и времени. Отсюда понимание истории может быть как понимание единого целого, ибо ее началом является Человек. Самопознание и познание Человека и есть первооснова познания человеческой истории. После Эдема человеческая история греховна, ее конечная цель — очищение от первородного греха. Религия и представляет собой некий путь очищения человека от этого греха. Речь идет не об избавлении от греха, а о его преодолении самим человеком. Религия — руководство на пути к этому самоосвобождению. К сожалению, соблазны материального мира страшно велики и устойчивы, и лишь редким индивидуумам удается вырваться из общемирского потока, затягивающего в свой водоворот большинство. Когда наступит просветление Разума сказать трудно, надо ждать, ибо иного пути просто нет. Ждать созревания духовного плода. Духовный плод — накопление Добра в человеческих душах. Это, разумеется, не означает, что все мирское — грех, но оно есть его основание. Человеческий род продолжает нести на себе ношу первородного греха, между Добром и Злом «перегородочка» весьма тонкая. Человечество, как на качелях, раскачивается между этими двумя исходными точками. Продолжительность такого состояния зависит от Человека, до сих пор не сделавшего окончательного выбора.
7 января
Более двух тысяч лет прошло с рождения Христа — спасителя человеческих душ, в которых на протяжении многих веков копилось Зло. Христос дал человеку надежду, указав путь спасения на ниве Добра. С детских лет в моем сознании отложились два величайших события — Рождение и Воскресение Христа. Человечество жило и до Христа, оно творило свою историю, которая, по сути, была расплатой за первородный грех. И этот грех не таял, а накапливался. Его тяжесть становилась все непереносимей. Требовалась надежда на избавление человека от него. Христос и стал лучом этой надежды. Своей жизнью и смертью, своим воскресением и учением он и тогда и сейчас заставляет учащенно биться человеческие сердца, сохраняя веру в возможность победы Добра над Злом. Путь освобождения от ветхого человека оказался трудным и продолжительным, хотя по космическим меркам две тысячи лет — это всего лишь мгновение. У каждого путь к Христу свой. И освобождение от Зла не может быть одномоментным и всеобщим. Каждому надо терпеливо освобождаться он греховности и верить в то, что это возможно.
Сегодня были у Ушениных. Собрались все родственники (старые и малые). Подарил свою книгу с просьбой отозваться по ее прочтении. Когда обозреваешь мир уже после рождения Христа, все же видишь качественные изменения в человеческой истории. Это зарождение новой истории внутри прежней, упирающейся и цепляющейся за прежние дохристианские традиции, не желающей уходить в небытие. До сих пор продолжается наложение и переплетение качественно различных человеческих историй, прошлое цепляется и не желает сдавать своих позиций; тем не менее, новые ростки пробиваются. Я имею в виду человеческое сознание, в котором причудливо переплетено и старое, и новое, идет борьба между ними. Очеловечение человека — долгий исторический процесс! Но в этом-то и суть этого процесса. В мире много соблазнов, а человек слаб. Власть над другими — самый сильный греховный соблазн. Если посмотреть с этой точки зрения на исторический процесс, то становиться очевидным, как слаб человек перед искушением власти над подобными себе. Это демонстрирует вся человеческая история. Сколько так будет продолжаться, сказать трудно. Важно понять другое — это тупиковый и бесперспективный путь. Мировая литература демонстрировала это неоднократно, но, к сожалению, пока безрезультатно. Какие-то минорные мысли приходят в светлый день рождения Христа. Отгоняю их, но...
8 января
Скоро праздникам конец, а кто выжил — молодец! Страна профукивает свое историческое время. Занимался подготовкой доклада для РГНФ. С этим фондом сотрудничаю с момента его основания. До сих пор вспоминаю первое заседание, на котором обсуждался вопрос о стратегии фонда. Мое предложение, что фонд должен стать «мозговым центром» гуманитарных наук, было отметено всеми присутствующими, считающими, что в условиях демократии всякое планирование исторических исследований не только не нужно, но и вредно, ибо будет тормозить исследовательский энтузиазм. В моем предложении речь шла, разумеется, не о возрождении прежнего идеологического и политического контроля, какой в былые времена осуществлял Отдел науки ЦК КПСС, а об элементарном здравом смысле. «Мозговой центр» фонда должен был взять на себя роль организатора крупномасштабных научных исследований в области гуманитарных наук. Такой подход требовал не просто выделения грантов, а именно планирования развития гуманитарных наук, которые получали дополнительную подпитку со стороны государства. К сожалению, старые методы управления наукой восторжествовали, а ведь они уже давно доказали свою несостоятельность. Тем не менее за время своего существования фонд много сделал для развития гуманитарных наук, поддерживая инновационные научные исследования. Его работа была бы более эффективна, если бы он объявлял ежегодные конкурсы по специально разработанной программе перспективного развития науки. А сейчас приходится рассматривать множество пустых проектов, чтобы выбрать те, которые содержат хоть какую-то новизну. Однако фонду удалось профинансировать немало крупных научных проектов, которые вошли в золотой фонд отечественной науки. Их было бы гораздо больше, если бы фонд взял на себя роль «мозгового центра» планирования развития гуманитарных наук. Работа в фонде позволила мне на протяжении многих лет держать руку на пульсе отечественных исторических дисциплин. Во-первых, наши исследователи довольно быстро научились писать заявки. Разумеется, это не означает, что уровень исполнения проектов равен уровню заявок. В этом наш человек проявляет себя сполна. Он обещает в заявке «свернуть горы», предлагает изощренную методику, залихватские названия. Однако знакомство с отчетами выявляет иную картину. Вместе с тем в этой традиционной «росписи» можно обнаружить и «золотые яйца». Наиболее продвинутые отчеты публикуются в «Вестнике РГНФ», который выходит четыре раза в год. Журнал получил широкую известность и признание в области гуманитарных наук. Мой критический настрой объясняется лишь одним: работа фонда могла быть еще эффективнее, если бы он с момента возникновения взял на себя роль организатора научных гуманитарных исследований в России. Это он вполне мог делать, ибо во главе фонда многие годы находился один из выдающихся отечественных науковедов Е. В. Семенов, которому пришлось вести изнурительную борьбу с чиновниками. По сути же пишу о той же проблеме — человеческой истории, которая проявляет себя и в большом, и в малом. В науке идет не меньшая борьба за власть, чем в политике. Парадокс состоит в том, что настоящие ученые не заметны, ибо занимаются делом. На поверхности идет борьба за власть бездарностей, ибо они себя в науке никак проявить не могут. Недавно была история с петербургским ученым Перельманом, отказавшимся от престижной премии за решение задачи. Перельман делает скромно свое дело и его не волнуют какие-то награды и премии.
9 января
Птицы продолжают гибнуть. Видимо, у этой трагедии две причины: либо сбой в их навигационной карте, либо отравление какими-то химикатами. Птиц жаль. Каникулы продолжаются, народ сколько мог уже выпил, элита еще не нагулялась. Хотелось бы узнать, кто был автором этой идеи массового загула? В Подмосковье никак не могут наладить энергоснабжение, ряд населенных пунктов продолжает пребывать без света. Я что-то подобного не припомню. По всей видимости, Чубайс «талантливо» организовал процесс энергоснабжения. Удивительный руководитель! На каком бы посту он не появлялся, пиши — пропало. Показательно, что практически весь набор Ельцина оказался ни к чему не способным. Достаточно вспомнить Станкевича. Помню его юным научным сотрудником, единственный талант которого заключался в шарканье ножкой и гибком позвоночнике. Однако сумел забраться на пьедестал памятника Дзержинскому и произнести зажигательную речь против тоталитаризма; вскоре попался на чем-то криминальном и сбежал в Польшу, вдруг оказавшись поляком. Или взять юного губернатора Нижнего Новгорода — Немцова, пригретого Ельциным, в то время искавшего себе преемника. Сейчас Немцов рьяный оппозиционер, не раз арестовывался властями. Или еще один — Касьянов, бывший ельцинский премьер-министр, а сегодня — оппозиционер. Чудеса!
Позвонил Могилевский и сказал, что заседание комитета по празднованию 150-летия со дня рождения Столыпина предполагается провести 24 января. Петр Аркадьевич — человек честный и порядочный, с трагической судьбой. Не знаю, чьи грехи он искупал, но с детских лет страдал болезнью руки. Чудом избежал многих покушений, но был смертельно ранен в театре, умер, похоронен в Киевской Лавре. После февральской революции памятник ему был разрушен, а затем коммунисты уничтожили его могилу. Судьба распорядилась так, что Столыпин не продолжил себя в детях. Делал и сделал он для России много, но долгое время его деяния были не поняты и не осмыслены. По прошествии века в некоторых мозгах (правда, лишь некоторых) возникло кое-какое понимание смысла деятельности Столыпина. Поживем — увидим. Пока отрадно то, что в России впервые будет отмечаться его юбилей. Насколько я помню, такого ни для одного из премьер— министров России еще не делали. Может быть, зародится хорошая традиция? Со своей стороны для увековечивания имени Столыпина я кое-что все же сделал. Вечером посмотрел фильм о гибели Помпеи, весьма любопытно. К сожалению, у нас мало подобных познавательных фильмов. Смотрю фильм об английских Тюдорах: во всех проявлениях показана двойственность человеческой природы. Так и в истории, где светлые и темные страницы тесно переплетены, скажу больше, слиты в единое целое.
10 января
Треть первого месяца Нового года позади. Время и астрономическое, и историческое бежит стремительно. Но куда? Не хочется думать, что оно канет в Лету. Если это так, то жаль. Характерная черта человека смотреть на бескрайнее небо, особенно когда оно звездное. И эти мириады звезд действуют завораживающе. Видимо, человек прибыл на Землю из космических далей, либо же был направлен сюда Творцом. Не является ли планета Земля экспериментальной площадкой, предоставленной Человеку для реализации своего исторического цикла. Каждое новое поколение лишь продолжает начатое предшествующим поколением. Судя по событиям, зафиксированным в Библии, человеческая история началась с драмы. Если сценарий написан заранее, то это одно. Но если сценарий меняется в процессе истории, то это совсем иное. В первом случае начало и финал автору драмы ясны. Во втором возможны коррективы по ходу исторического действия. Предпочтительно второе, ибо оно логически вытекает из свободы разума и свободы воли. А если и это лежит в первооснове? В масштабе космического времени земной эксперимент — лишь мгновение, напоминающий опыты Ресовского. Или же человеческая драматическая история — это собственная история человеческого рода. К сожалению, знания самого человека о Космосе, да и собственной истории, весьма ограничены. Я уже не говорю о разной интерпретации того, что уже известно. Сократ был прав, когда заявлял: я знаю то, что ничего не знаю. Это действительно так. Человек о себе не знает. Он, несомненно, хочет и даже жаждет узнать, но...
|
|||
|