Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Баннер 21



Баннер 21

В научной и учебной литературе используются также понятия стиля и фирменного стиля.

Стиль – явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы. Стиль зачастую соотносят лишь с его формальными проявлениями, что очевидно связано со способностью стиля к саморазвитию, некоторой его автономностью – содержание может изменяться, а внешние признаки стиля какое-то время сохраняются.

Применительно к дизайну газеты понятие «стиль» надо рассматривать на нескольких уровнях – как совокупность особенностей «лица» конкретного издания; как специфическое оформление периодическое издания на определенном этапе его развития; как совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы оформления.

Сегодня мы являемся свидетелями множественности стилистических решений, хотя правильнее будет сказать – стилистических вариаций на одну «тему». Ведь стремление к стилевому единству – также в ряду закономерностей развития нашей оформительской культуры. Композиционно-графическое моделирование стало тем частным методом, пользуясь которым дизайнеры стремятся к типологической завершенности изданий. Еще математик Курт Гедель утверждал, что нельзя до конца формализовать ни одну реальную систему, даже если она поддается самому мощному инструменту формализации – математике (да и сама математика – система разомкнутая). Это положение, несомненно, приложимо к газетной форме.

Метод в оформлении газеты – система законов, принципов, правил и система приемов дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле, который нельзя механически сводить к набору оформительских приемов. Утверждение стиля всегда связано со стандартизацией внешних форм, распространением их в виде унифицированных шаблонов, но это не примитивная унификация. Поиск новых приемов – вот гарант его развития (значит, стиль – процесс?). Вспомним и слова Флобера, что стиль – единственное средство преодоления серой обыденности.

Дизайнеры-практики, прежде чем сверстать полосу на компьютере, создают стиль, предполагающий выбор гарнитуры шрифта, кегля, начертания, выключки, отбивок и др. Такой стиль, созданный для всего издания и сохраненный в памяти компьютера, приобретает качества фирменного стиля, поскольку включает в себя систему оригинальных приемов.

Большинство приемов являются типовыми, описанными в учебной литературе. Какие-то приемы совершенствуются, развиваются – так способы практических действий перерастают в метод познания. Метод и реконструируется в стиле с помощью приемов. Разумно изучать, собирать (коллекционировать) приемы, рождая по аналогии фирменные дизайнерские приемы. В настоящее время беда некоторых ответственных секретарей местных газет состоит в том, что, освоив принципы композиционно-графического моделирования, грамотно верстая полосы, они используют бедную графическую палитру. В памятках по оформлению наименее разработанным остается раздел «особенности оформления отдельных публикаций». При централизованном же выпуске газет он становится важнейшим, поскольку в распечатках даются только цифровые обозначения компоновки материалов (текстовых, заголовочных, иллюстрационных). Причем приемы поддаются классификации – среди них можно выделить структурные, структурно-графические, постоянные, временные и т.п. При этом важно, чтобы прием органично вписался в стиль дизайна данной газеты, в ее композиционно-графическую модель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.