Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цели и задачи дисциплины «Техника и технология СМИ». Категориальный аппарат



 

В.В. Тулупов

Баннер 1

ТЕМА ЛЕКЦИИ:

Цели и задачи дисциплины «Техника и технология СМИ». Категориальный аппарат

Задачи лекционного курса:

знакомство с размерными характеристиками периодический изданий, их постоянными элементами, современными методами и приемами оформления газеты и журнала;

рассмотрение процесса формообразования газеты/журнала на всех этапах – от редакционного (допечатного) до типографского.

 

Основные понятия и термины дизайна периодических изданий (категориальный аппарат)

Баннер 7

Ключевые понятия

· Содержание

· Форма

· Формообразование периодического издания

· Художественно-техническое оформление

· Дизайн

· «Лицо» периодического издания

· Композиция

· Графика

· Верстка

· Модель

· Композиционно-графическая модель

· Стиль

· Фирменный стиль

Баннер 8

Содержание газеты (журнала)для дизайнера представляет собой набор текстовых и иллюстрационных материалов различной тематики, проблематики и жанров. Для оформителя важны также такие параметры, как актуальность, оперативность, направленность (позитивная или критическая), авторство (редакционный, агентский и др.), география и объем материалов. Ориентируясь на постоянные, пульсирующие и одноразовые рубрики, применяя традиционные формы подачи (подборка, авторская колонка и др.), дизайнер создает макеты в рамках утвержденной композиционно-графической модели издания.

Форма газеты – совместное произведение оформителей и типографов, в котором целесообразно выявлены содержание газеты и его внутренняя организация при помощи размерно-пространственных и графических элементов и полиграфического исполнения (формообразование – процесс создания формы, подразделяющийся на предпечатный, печатный и послепечатный этапы).

Нет сколько-то неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство.

Читатели выписывают, покупают периодику из-за новостей и комментариев. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидная, качественная газета выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете. Подача материалов, приемы здесь – более спокойные: ведь не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения (вообще считается, что хороша именно такая форма, которая как бы и не замечается).

Но форма обладает относительной самостоятельностью, она иногда может быть даже более активной, подвижной. Одну и ту же страницу с одними и теми же по своему содержанию материалами можно оформить в нескольких вариантах; одна и та же форма может с одинаковым успехом служить в газете воплощению, раскрытию разного содержания (см. ниже о композиционно-графической модели). Форма способна еще до ознакомления читателя с газетными материалами произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности газетной формы (только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности). Продуманная форма может положительно влиять на содержание (структура текста, логичность и др.).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.