Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ 14 страница



Поскольку деятельность учрежденной Особкомучет была тесно увязана с порядком отсрочек от призыва в армию, в этот же день, 2 июля 1919 г., было принято постановление Совета Оборо­ны об образовании также при Реввоенсовете Республики «Особой центральной комиссии по отсрочкам призыва в Красную Армию» (далее: Особая Центральная комиссия) с задачей решать все во­просы, связанные с «предоставлением отсрочек призыва в Крас­ную Армию как отдельных лиц, так и целых групп рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций государст­венно-общественного характера»{68}. Постановления комиссии яв­лялись окончательными и могли быть отменены лишь постанов­лениями Совета Обороны{69}. Одновременно Совет Обороны поста­новил: во-первых, поручить Склянскому и Особой Центральной комиссии разработать в двухдневный срок положение о правах и обязанностях комиссии по отсрочкам, а во-вторых, не рассматри­вать ни один вопрос об отсрочках по мобилизации «без предвари-[138]тельного рассмотрения его в Центральной комиссии по отсрочкам»{70}.

В соответствии с указаниями Совета Обороны в Реввоенсове­те Республики было разработано «Положение об Особой комиссии по учету бывших офицеров». В этом документе говорилось, что целью комиссии «является полное использование всего командно­го состава старой армии», находящегося в пределах РСФСР, «для нужд Рабоче-Крестьянской Красной Армии как на фронте, так и в тылу». Для выполнения этой задачи комиссия с помощью своих губернских отделов производит учет всех бывших офице­ров, используя «в полной мере учетные данные центральных и местных органов (окружных, губернских)» Наркомвоена и произ­водит «откомандирование соответствующих категорий быв. офи­церов из различных учреждений в Красную Армию». В обязанно­сти комиссии входили руководство деятельностью ее губернских отделов, рассмотрение и представление на утверждение Реввоен­совета Республики «нарядов с примерным распределением по­ступивших в распоряжение комиссии лиц командного состава по армиям, внутренним округам и отдельным управлениям», нако­нец, «сношения с Центральной комиссией по отсрочкам». Отко­мандированию в Красную Армию подлежали все бывшие офице­ры, проживающие в пределах РСФСР и «не имеющие удостове­рений от Центральной комиссии по отсрочкам об оставлении их в занимаемой должности». Медицинское освидетельствование бывших офицеров должно было проводиться: в Москве — меди­цинской комиссией при Особом отделе ВЧК, а в губерниях — медицинскими комиссиями, образуемыми специально для этой цели при губернских отделах Особкомучет. К положению прила­гался анкетный лист, в котором было 19 вопросов{71}. Председате­лем Особкомучет по представлению Реввоенсовета Республики был назначен председатель Центральной комиссии по делам плен­ных и беженцев, член Коллегии НКВД А. В. Эйдук, членами ко­миссии — А. И. Цимблер, бывший полковник Н. А. Мучник, К. Ф. Святогор, А. А. Благовещенский, бывший генерал П. С. Ба­луев и др.{72} Одновременно губернским отделам Особкомучет была направлена инструкция с подробным изложением обязанно­стей губернских отделов по сбору сведений о всех бывших офицерах старой армии, находящихся на территории губернии (см. прил. 3).

3 июля 1919 г. А. В. Эйдук направил телеграмму «Всем пред­седателям губисполкома», которые являлись одновременно и председателями губернских отделов по учету бывших офицеров (в копии — «губернским военкомам»), об образовании во ис­полнение постановления Совета Обороны от 2 июля Особой комиссии при Реввоенсовете Республики по учету бывших офи­церов и ее губернских отделов и задачах, которые на них воз­лагаются{73}, а 4 июля издал приказы № 1 и 2.

В приказе №. 1. говорилось, что Особкомучет и ее губернские отделы были созданы «с целью изъять из всех без исключения [139] учреждений, расположенных на территории РСФСР, бывших офи­церов, до сего времени не состоящих еще на действительной военной службе в частях войск, учреждениях и заведениях ведом­ства Наркомвоен». Что же касается учета бывших офицеров в Москве, то эта работа будет выполняться «самой Особой комис­сией», для чего предписывалось всем учреждениям, расположен­ным в Москве в течение сорока восьми часов доставить в Управление по командному составу Всероглавштаба на имя председателя Особкомучет анкетные листы (по прилагаемой форме) на всех бывших офицеров, служивших в этих учрежде­ниях; анкетные листы должны были быть «лично заполнены быв­шими офицерами». Одновременно все бывшие офицеры, не со­стоящие на службе и не достигшие к 1 июля возраста: бывшие генералы — 60-летнего, штаб-офицеры — 55-летнего и обер-офи­церы — 50-летнего, были обязаны в течение указанного срока составить такие же анкетные листы и лично доставить их в Управление по командному составу Всероглавштаба. Эти листы должны были быть рассмотрены Особкомучет в присутствии по­литического и технического представителей от заинтересованного ведомства с предоставлением им права совещательного голоса. Все лица, признанные пригодными для службы в Красной Армии на строевых или административных должностях, подлежали не­медленному зачислению в резерв чинов при штабе Московского военного округа для последующего затем назначения в Действу­ющую армию{74}.

Приказ № касался бывших офицеров старой армии, «кои, как разжалованные или переименованные в 1917 г. в солдаты, до сего времен еще не зарегистрированы по своим бывшим офицерским чинам», а также бывших офицеров, которые при возвращении и плена по окончании мировой войны «при про­хождении через распределительные пункты для военнопленных регистрировались солдатами и в настоящее время, находясь на территории республики, уклоняются от регистрации и призыва в армию наравне с их сверстниками по возрасту бывшими офице­рами, ожидая приказа по мобилизации всех граждан их воз­раста». Приказ предписывал бывшим офицерам, разжалованным или переименованным в солдаты в 1917 г. и еще не зарегистри­рованным по своим бывшим офицерским чинам, «немедленно зарегистрироваться для использования... по назначениям на команд­ные должности в Красной Армии. Что же касается бывших офи­церов, возвратившихся из плена, то они должны были «в течение восьми дней» со дня опубликования приказа «зарегистрироваться по своим бывшим офицерским чинам в Москве в Особом отделе ВЧК» (а в провинции — в местных военных комиссариатах), заполнив анкетные листы и кандидатские карточки и «сдав полу­ченные на распределительных пунктах документы, выданные им по категории солдат». К бывшим офицерам, относившимся к ка­тегории военнопленных и не зарегистрировавшимся в указанный срок, должны были быть «применены высшие меры наказания по [140] революционным законам военного времени за злостное дезертирство»{75}

В телеграмме А. В. Эйдука от 10 июля 1919 г. всем предсе­дателям губернских исполкомов обращалось особое внимание на «интенсивность работы» и личную ответственность «за практиче­ские результаты». Что же касается особой инструкции для меди­цинских комиссий при губернских отделах, то в телеграмме ре­комендовалось руководствоваться в их работе «революционным сознанием, нуждами фронта и приказом Реввоенсовета Республи­ки и Наркомздрава номер 913 от 27 марта 1919 года лит. А и Б»{76}.

Согласно положению об Особкомучет среди губернских отде­лов должен был быть создан и Петроградский губернский отдел по учету бывших офицеров. Однако, «придавая особо важное значение производству такой же самостоятельной работы по г. Петрограду (какую Особкомучет должна была провести в Москве.— А. К.)», Эйдук обязал председателя Петроградского Совета «сделать срочные распоряжения о формировании отдельной для Петрограда комиссии по учету бывших офицеров» в составе председателя и четырех членов: от окружного комиссариата по военным делам, губернской комиссий по борьбе с дезертирством, Особого отдела губернской чрезвычайной комиссии и Народного комиссариата государственного контроля{77}. В целях наиболее полного учета всех бывших офицеров, проживающих в Петрогра­де, указанной комиссии было предложено провести новую их ре­гистрацию подобно тому, как это было организовано по Москве на основании приказа председателя Особкомучет № 1.

11 июля 1919 г. состоялось постановление Совета Обороны об утверждении проекта положения об Особкомучет, инструкции губернским отделам этой комиссии и решение «об изъятии из мо­сковских учреждений 2000 офицеров», причем Особкомучет над­лежало в недельный срок собрать сведения «о числе офицеров, которые без ущерба для военного дела могут быть переведены в действующую армию»{78}.

В соответствии с этим постановлением А. В. Эйдук издал при­каз № 3 от 14 июля 1919 г. о поставленной Особкомучет задаче «собрать сведения о числе бывших офицеров, служивших в воен­ных учреждениях (не в составе Действующей армии), которые мо­гут быть переведены в Действующую армию без ущерба для военного дела по занимаемым ими ныне должностям». Для этого надлежало всем расположенным в Москве штабам, управлениям, учреждениям и заведениям ведомства Наркомвоена, а также шта­бам и частям войск вспомогательного назначения «в срочном по­рядке» (в течение сорока восьми часов со времени опубликования приказа) представить «именные списки на служащих у них быв­ших офицеров» с краткими данными об их службе в старой ар­мии, ныне занимаемой должности и степени «незаменимости». Что же касается учреждений, не расположенных в Москве, то подоб­ные именные списки они должны были представить в соответст-[141]вующие губернские отделы Особкомучет. Последние должны были «в кратчайший срок» рассмотреть эти списки и о результа­тах срочно телеграфировать в Особкомучет, указав, «сколько в каждом учреждении находится бывших офицеров и сколько из них может быть выделено на фронт». Одновременно копии списков с мотивированной против каждого лица отметкой надлежало в срочном порядке выслать в Особкомучет{79}.

Важно отметить, что в отличие от приказа председателя Особ­комучет № 1, которым предусматривался учет только бывших офицеров, состоявших на службе в учреждениях и организациях гражданских ведомств, согласно приказу № 3 подлежали учету и те бывшие офицеры, которые служили в штабах, управлениях и заведениях Наркомвоена (не в составе Действующей армии), а также в штабах и частях войск вспомогательного назначения. Поэтому в дополнение к приказу № 3 циркулярной телеграммой председателям губернских отделов по учету бывших офицеров было разъяснено, что на основании этого приказа следовало «произвести лишь учет бывших офицеров, служащих в военном ведомстве». Фактическое же выделение бывших офицеров, при­знаваемых губернскими отделами «необходимыми для фронта», не осуществлять впредь до особых распоряжений, «за исключени­ем тех лиц, которые занимают должности, явно несоответствую­щие их прежнему служебному стажу»{80}. Что касается всех быв­ших офицеров, служащих в «невоенных советских учреждениях и еще не состоящих на действительной военной службе» и при­знанных губернским отделом «подлежащими выделению на фронт», то их следовало незамедлительно передавать губернским военкоматам. Направление их на фронт должно было произво­диться распоряжением штаба округа на основании срочных наря­дов, присылаемых Управлением по командному составу Всероглавштаба. Признанных же пригодными к службе лишь в обста­новке мирного времени следовало оставлять на прежних должно­стях, впредь до предоставления им соответствующих назначений (до этого они должны были находиться в полном распоряжении губернского и окружного военных комиссариатов){81}.

На основании инструкции губернским отделам, приказов пред­седателя Особкомучет № 1—3 и других распоряжений губерн­ские отделы приступили к своей работе, которая начиналась с издания приказа по отделу. Примером такого приказа может слу­жить приказ Петроградского губернского отдела{82}, в котором, в частности, говорилось, что всем расположенным в уездах губер­нии учреждениям, неподведомственным Наркомвоену, «в течение 3-х дней с момента получения на месте сего приказа» необходи­мо доставить в учетный отдел своего уездного комиссариата по военным делам «анкетные листы на всех без исключения б. офи­церов, служащих в этих учреждениях». Отдельные списки следовало составлять на тех бывших офицеров, 1) которые находи­лись на службе и при мобилизациях (в декабре 1918 и марте 1919 г.) были зачислены в резерв окружного строевого управле-[142]ния, но еще не получили назначения; 2) состояли на службе в различных учреждениях и уже были оставлены в них как «незаменимые» работники; 3) о ком было возбуждено ходатайство перед Особой центральной комиссией по отсрочкам об оставлении на месте прежней службы в учреждении с указанием, когда это ходатайство возбуждено; 4) которые были освобождены вовсе от военной службы с указанием времени и номера изданного об этом удостоверения. Организации, имевшие военный характер, но подведомственные Наркомвоену и НКВД, а также «милитаризованные учреждения»{83} также должны были представить списки и анкетные листы на состоявших у них на службе офицеров. Все проживающие в уездах Петроградской губернии бывшие офицеры (как признанные годными к военной службе, так и уволенные вовсе от нее), еще не состоявшие нигде на службе и родившиеся: бывшие генералы в 1858 г. и моложе, бывшие штаб-офицеры в 1863 г. и моложе, бывшие обер-офицеры в 1868 г. и моложе обязаны были в течение трех дней составить такие же анкетные листы и вместе с выпиской от домового ко­митета бедноты или удостоверениями волостных комиссариатов о месте жительства представить их в учетные отделы уездных ко­миссариатов по военным делам по месту своего жительства и получить удостоверение об их сдаче. Учетные отделы уездных комиссариатов в 3-дневный срок со дня получения приказа на ме­сте должны были все представленные им списки, анкетные листы, удостоверения о месте жительства и т. д. препроводить с нароч­ным в Петроградский отдел Особкомучет. Бывшие офицеры, признанные пригодными для службы в Красной Армии на строевых или административных должностях, должны были быть немедленно переданы в резерв окружного строевого управления.

Одним из основных принципов в работе Особкомучет и ее гу­бернских отделов было стремление не только изъять из совет­ских учреждений возможно большее число бывших офицеров, допуская оставление на занимаемых должностях лишь действи­тельно незаменимых специалистов, и отправить их на строевые и нестроевые должности в Действующую армию, но и направлять в нее в качественном отношении только таких, «которые принесут пользу армии, а не будут лишь ненужным балластом»{84}. В са­мом деле, Управление по командному составу Всероглавштаба получало многочисленные письма с фронта с жалобами на при­сылку «в последнее время мало или совершенно непригодных для службы бывших офицеров», что явилось в значительной сте­пени результатом «особой срочности условий работы» действо­вавшей ранее Особой временной комиссии под председательством Глезарова. Поэтому Особкомучет «сочла необходимым пропустить через медицинскую комиссию всех лиц (предназначенных к за­числению в Действующую армию.— А. К.) и затем при рассмот­рении анкетных листов входить в оценку прежнего служебного стажа (каждого.— А. К.) бывшего офицера»{85}, стремясь при этом оставлять на занимаемой должности только тех бывших [143] офицеров, которые не представляли никакой ценности для воен­ного ведомства (особенно при наличии ходатайств об отсрочке от соответствующих учреждений). Так, один из архивных до­кументов содержит пояснение Особкомучет по поводу оставления на работе двух таких бывших офицеров: «...Дианов оставлен как 37-летний прапорщик, заведующий лишь военно-санитарным по­ездом, а Брандт — 41 года прапорщик был капельмейстером и начальником полкового санитарного отряда — оба и по возрасту особенно по цензу никакой ценности для армии не представляют»{86}.

В результате рассмотрения вопроса о том или ином бывшем офицере имели место случаи, когда бывших офицеров, оставленных Особкомучет на занимаемых ими должностях вследствие малой пригодности для службы в Действующей армии, да и вообще в военном ведомстве, Особая Центральная комиссия призна­вала подлежащими призыву, и тогда они в силу статей 17 и 18 Положения об Особкомучет должны были быть откомандирова­ны на строевые или нестроевые должности в Красную Армию. При той тщательности, с которой Особкомучет рассматривала сведения о каждом бывшем офицере и оценивала его пригод­ность для службы в армии, такие случаи могли возникать лишь в отношении действительно бесполезных для Красной Армии лиц (как, например, прапорщики ополчения, проходившие службу только на нестроевых должностях). Поэтому Особкомучет 25 июля 1919 г. обратилась с ходатайством в Совет Обороны с просьбой предоставить ей право в указанных выше случаях и при наличии ходатайства об отсрочке соответствующих учреждений временно оставлять таких бывших офицеров в своих учреждени­ях, беря их на учет Управления по командному составу Всеро­главштаба{87}. Однако Совет Обороны не удовлетворил это хода­тайство, ибо оно ущемляло интересы созданной им Особой цент­ральной комиссии по отсрочкам{88}.

Следует отметить, что значительные трудности в работе Особ­комучет возникали в связи с принятой системой отсрочек от при­зыва. Так, с выходом постановления Совета Обороны от 2 июля 1919 г. данные ранее отсрочки бывшим офицерам всех без исклю­чения гражданских учреждений теряли свою силу. Для «безус­ловно незаменимых работников» эти учреждения должны были вновь возбуждать мотивированные ходатайства перед Особой центральной комиссией{89}. При этом бывшие офицеры, в отноше­нии которых подобные ходатайства возбуждались, имели право «оставаться на своих местах впредь до выяснения результатов ходатайства»{90}. Однако, несмотря на указанное постановление Совета Обороны по отсрочкам, в стране продолжало существовать множество декретов, приказов, распоряжений, согласно которым от призыва освободилось значительное число бывших офицеров (в частности, декреты Совнаркома от 25 января 1919 г. и 3 апре­ля 1920 г. в отношении бывших офицеров, состоявших на дейст­вительной службе по сельскому хозяйству и служивших в мили-[144]ции и т. д.{91}). Отсрочками от призыва пользовались также бывшие офицеры, задействованные на строительстве срочных объектов (например, на установке Московской мощной радиостанции, создаваемой для обеспечения надежной и постоянной связи центра Республики с западными государствами и окраинами страны Эти лица считались «мобилизованными на месте и потому не подлежащими призыву (независимо от их возраста) до тех пор, пока радиостанция не будет закончена»{92}.

Между тем недостаток командного состава в Действующей армии был настолько значительным, что потребовались изменения принятой системы отсрочек от призыва, причем многие из них были проведены по инициативе Особкомучет. Так, приказом Реввоенсовета Республики № 651 от 5 апреля 1919 г. бывшие офицеры — беженцы с временно оккупированных территорий Республики (в том числе те, срок отправления которых в места временного проживания был неизвестен) призыву на военную службу не подлежали. Однако ввиду «особо острой нужды на фронте в лицах командного состава» и «переживаемых ныне исторических событий» председатель Особкомучет обратился в Мобилизационное управление Всероглавштаба с докладной запиской, в которой писал, что на территории Советской России не может быть «граждан из бывших офицеров, не привлеченных к общегосударственной повинности», и предлагал провести в «экстренном порядке… вопрос об отмене привилегий для бывших офицеров-беженцев», установленных приказом Реввоенсовета Республики, тем более что этот приказ появился около семи месяцев назад, «когда дело защиты Рабоче-Крестьянской России было не так напряженно, как в настоящее время»{93}. В результате изменений в системе отсро­чек стали подлежать учету на общих основаниях бывшие офице­ры, служившие в милиции. Незаменимые для работы в милиции могли получить отсрочку, однако «все годные для фронта» должны были быть направлены в Действующую армию{94}. Стали подлежать учету и медицинскому переосвидетельствованию на об­щих основаниях бывшие офицеры, состоявшие на учете в Главбюро по учету и распределению технических сил{95}, возвратив­шиеся из плена и т. д., причем в зависимости от результатов переосвидетельствования они могли быть «освобождены или вновь взяты на военную службу»{96}.

Таким образом, взятые на учет бывшие офицеры, работавшие в гражданских организациях и управлениях, учреждениях и заве­дениях военного ведомства, признанные по возрасту, состоянию здоровья и служебному стажу в старой армии ценным командным составом, подлежали откомандированию на строевые и нестрое­вые должности в Действующей Красной Армии и не могли быть «оставляемы на занимаемых должностях»{97}.

Однако многие взятые на учет бывшие офицеры, хотя и вы­нужденные силой обстоятельств служить Советской власти, использовали все легальные и нелегальные средства для уклоне­ния от службы в Действующей армии (переходили на сторону [145] белогвардейцев, сменяли места жительства, по которым проводи­лась регистрация, проживали подпольно и т. д.). За подобные деяния виновные, а также члены их семей, родственники и т. д. несли наказание по законам военного времени. Поэтому не каж­дый мог решиться на такие явно враждебные по отношению Со­ветской власти шаги, предпочитая уклоняться от службы в Действующей армии легальными средствами: отсрочками от призыва под маркой «незаменимых работников», попытками не попасть в число годных к строевой и нестроевой службе по состоянию здо­ровья на медицинских комиссиях и т. д.

Несмотря на категорические указания оставлять в тыловых учреждениях военного ведомства, а тем более в гражданских ор­ганизациях только действительно незаменимых работников, мно­гие руководители подобных учреждений и организаций в стрем­лении не терять хороших сотрудников или просто оказывать со­действие в уклонении того или иного бывшего офицера от служ­бы в Действующей армии все же продолжали возбуждать необос­нованные ходатайства об отсрочке призыва тех, кто по возрасту, состоянию здоровья и опыту службы в старой армии был обязан находиться на фронте. Так, в частности, Калужский губернский продовольственный комиссар Александров направил телеграмму на имя председателя Совета Обороны с жалобой на то, что из продовольственного комитета «изымаются» бывшие офицеры Зудилин, Лещенков, Любов, Митин, Новиков и Сапожников, ко­торые занимают «ответственные посты», связанные с «реализа­цией урожая и реорганизацией губернского и районных продовольственных комитетов». Призыв этих лиц в армию, говорилось в телеграмме, «безусловно гибельно» отразится на реализации урожая, что «еще более ухудшит и без того критическое положение губернии в продовольственном отношении»; заменить же этих сотрудников другими «не представляется никакой возможно­сти»{98}. Телеграмма была послана на предварительное рассмотрение во Всероглавштаб, который признал мотивы ходатайства не­убедительными, ибо «если стать на путь удовлетворения таких ходатайств, то придется отказаться вообще от намеченного изъятия из гражданских учреждений бывших офицеров»; в ре­зультате ходатайство было отклонено{99}. О том, насколько были необоснованны ходатайства об оставлении бывших офицеров как «незаменимых работников» на месте прежней службы, говорит следующий факт: из 94 бывших офицеров, обратившихся с жало­бой в Особую центральную комиссию, как показала проверка, 55 человек могли нести службу в Действующей армии, из них 48 — на строевых должностях{100}.

Вторым после «незаменимости» легальным каналом для укло­нения от направления в Действующую армию, как отмечалось выше, были медицинские комиссии, созданные при Особом отделе ВЧК (так как это название «отпугивало» направляемых на ко­миссию бывших офицеров, то с сентября 1919 г. она стала имено­ваться медицинской комиссией при Особкомучет) и при губерн-[146]

ТАБЛИЦА 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ОТДЕЛА ОСОБКОМУЧЕТ СО 2 ИЮЛЯ ПО 2 СЕНТЯБРЯ 1919 Г. *

Всего взято на учет (без г. Москвы)

Признаны годными к службе

Признаны негодными к службе

Направлено на испытание в госпиталь

Предоставлена отсрочка по состоянию здоровья на 1-2 месяца

Оставлены на местах прежней службы как незаменимые работники

Не явились на медицинское освидетельствование по разным причинам

строевой нестроевой

* Составлено по: ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 527. Л. 324.

ских отделах Особкомучет. Конечно, у многих обследуемых быв­ших офицеров здоровье оставляло желать лучшего как в физи­ческом (возраст, ранения, контузии, пребывание в плену и т. д.), так и в моральном отношении (Февральская революция, изме­нения в армии при Временном правительстве, слом старой армии, уравнение в правах с солдатами, увольнение без выслуженной пенсии, невозможность трудоустройства и т. д. наложили свой от­печаток). Но и медицинские комиссии нередко допускали ошиб­ки, в результате чего бывшие офицеры получали отсрочки от призыва по состоянию здоровья. Поэтому ввиду выяснившегося «исключительно большого процента бывших офицеров, признан­ных негодными медицинской комиссией Московского губернского отдела» Особкомучет отдала ей распоряжение направить на новое переосвидетельствование не менее 25 человек из числа таких лиц в медицинскую комиссию при Особкомучет, в результате чего выяснилось, что большинство их оказались годными к строевой и нестроевой службе в Действующей армии. После этого меди­цинская комиссия получила указание «произвести переосвиде­тельствование всех бывших офицеров», признанных Московским губернским отделом «негодными вовсе к службе, за исключением явных калек»{101} (см. табл. 7).

Все бывшие офицеры, предназначенные на строевые и не­строевые должности (на которых состоялось постановление Мо­сковского губернского отдела), были переданы в распоряжение губвоенкома и вызваны для отправки в Действующую армию по нарядам Управления по командному составу Всероглавштаба. Не явившиеся на переосвидетельствование в медицинскую комис­сию также были переданы в распоряжение губвоенкома с предоставлением им срока явки на комиссию и подачи анкетных данных до 3 сентября 1919 г. Что касается бывших офицеров, служивших в управлениях и заведениях военного ведомства, то и они были направлены на переосвидетельствование в медицинскую комиссию, после чего в зависимости от состояния здоровья подле­жали выделению по постановлению губвоенкома{102}. [147]

ТАБЛИЦА 8. ЧИСЛЕННОСТЬ БЫВШИХ ОФИЦЕРОВ, НАПРАВЛЕННЫХ В ДЕЙСТВУЮЩУЮ КРАСНУЮ АРМИЮ СОГЛАСНО СПИСКУ №9*

Управления, учреждения, заведения, из которых были выделены бывшие офицеры Число выделенных бывших офицеров
Высшая военная инспекция
Управление делами Реввоенсовета Республики 7 (в том числе один полков-ник)                                        
Политическое управление Реввоенсовета Республики 15 (в том числе два генерала и полковник)
Отдел военной цензуры Реввоенсовета Республики
Центральное управление военных сообщений 39 (в том числе три генерала и три полковника)
Московское управление военных сообщений 19 (в том числе генерал и полковник)
Управление военных комендантов Казанской, Курской и Северной железных дорог
Московское комендантское управление 29 (в том числе генерал и два полковника)
Контора и редакция газеты «Известия Народного  комиссариата по военным делам»
Управление Продовольственной армии Наркомпрода
Управление 1-го Московского продовольственного полка 2 (в том числе полковник)
Окружные организационно-инструкторские
Высшие организационные курсы Всевобуча
Военно-окружные отделы Всевобуча Московского и Северного округов путей сообщения, Московско-Курской окружной железной дороги
Семь; военно-дорожных отделов Всевобуча
В с е г о

* Составлено по: ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 520. Л. 252—255.

Значительная работа по учету, выделению из управлений, уч­реждений и заведений Москвы для назначения на строевые и нестроевые должности в Действующей армии была проведена в Особкомучет. Так, с 4 по 23 августа 1919 г. по десяти спискам было направлено из Москвы в Действующую армию 746 бывших офицеров{103}. Некоторое представление об этой работе дает табл. 8

О том, что выделение бывших офицеров в Действующую ар­мию из управлений, учреждений и заведений военного ведомства было проведено достаточно тщательно, свидетельствует незначи­тельное число протестов, направленных в Особую центральную комиссию по отсрочкам: из 746 бывших офицеров протесты за­явили только 24 человека{104}. [148]

По вопросу обеспечения Красной Армии опытным командным составом Особкомучет действовала в контакте с Управлением по командному составу Всероглавштаба, в распоряжение которого направлялись бывшие офицеры, подлежавшие назначению на строевые и нестроевые должности в Действующей армии. Тем не менее имели место случаи, когда направленные в Действующую армию бывшие офицеры распределялись нерационально. Так, например, из 28 бывших офицеров — сотрудников 5-го Полевого военного строительства 23 были строевыми офицерами, но некото­рые из них занимали должности делопроизводителей, конторщи­ков, телефонистов и т. д.{105} Аналогичное положение имело место и в других учреждениях военного строительства, где, например, бывший командир 3-й стрелковой артиллерийской бригады, быв­ший генерал Н. А. Фок, занимал должность заведующего канце­лярией, бывший командир бригады 135-й пехотной дивизии, быв­ший полковник Б. Л. Антошевич,— делопроизводителя, а бывший старший офицер батареи 110-й артиллерийской бригады, бывший штабс-капитан В. Стариков,— табельщика{106}.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.