|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ 16 страницаСледует особо подчеркнуть, что значительное внимание работе Особкомучет уделял Совет Обороны, возглавлявшийся В. И. Лениным, о чем свидетельствуют многие факты. Остановимся лишь на некоторых из них. Совет Обороны 2 августа 1919 г. обязал Управление по командному составу Всероглавштаба направить на фронт «взятых на учет комиссией т. Эйдука офицеров из военных учреждений г. Москвы, относительно которых не поступало протестов от соответствующих учреждений, предоставив для этого пятидневный [159] срок. Доклад т. Склянского о фактической отправке на фронт вышеуказанных офицеров назначить в Совете Обороны через неделю»{157}. Так как руководство Реввоенсовета Республики не было готово доложить этот вопрос ни через неделю (9 августа), ни на заседании Совета Обороны 13 августа, о чем свидетельствует выписка из протокола № 61, в постановлении Совета Обороны от 15 августа 1919 г. по вопросу «о фактической отправке на фронт офицеров из военных учреждений, взятых на учет т. Эйдуком», было сказано: «Назначить дополнительный доклад т. Склянского с итоговыми данными на следующее заседание»{158}. Заслушав на заседании 22 августа 1919 г. доклад Э. М. Склянского «о фактической отправке на фронт офицеров, взятых на учет т. Эйдуком, и цифровые данные»{159}, Совет Обороны обратил внимание Особкомучет «на крайнюю медлительность отправки в действующую армию бывших офицеров, предназначенных к выделению из центральных военных управлений»{160}. Кроме того, Совет Обороны постановил обратить внимание медицинской комиссии при Особкомучет на то, что она работает «крайне медленно», и поэтому следует «вменить ей в обязанность заседать каждый день, работать по 10 часов в день и не устраивать никаких заторов для выделения в Действующую армию бывших офицеров, подлежащих этому выделению на основании постановления комиссии Эйдука»{161}. Совет Обороны и в дальнейшем продолжал торопить Реввоенсовет Республики с докладом о положении дел с укомплектованием Действующей армии командным составом из бывших офицеров. Так, в повестке дня его заседания 27 августа 1919 г. было записано: «Об отправке на фронт бывших офицеров (Склянский)»{162}. В связи с этим Управление делами Реввоенсовета Республики по указанию Э. М. Склянского направило отношение председателю Особкомучет с просьбой предоставить дополнительные материалы по затронутому в повестке дня заседания Совета Обороны вопросу «не позднее 6-ти часов дня 27-го сего августа»{163}. Так как к указанному сроку эти дополнительные материалы Э. М. Склянскому предоставлены не были, его сообщение «Об отправке на фронт бывших офицеров» было заслушано в заседании Совета Обороны 29 августа 1919 г. Однако это сообщение не удовлетворило Совет Обороны, и он вынес постановление «затребовать от Склянского и Эйдука точные сведения из губерний и центра о фактическом количестве взятых (т. е. направленных в Действующую армию.— А. К.) офицеров»{164}. Во исполнение указанных выше постановлений Совета Обороны А. В. Эйдук отдал приказ № 4 от 25 августа, в котором предложил «всем учреждениям, подавшим анкетные листы на служащих у них бывших офицеров, немедленно произвести фактическую проверку», все ли из тех, кто был предназначен к «изъятию из учреждений, подвергались медицинскому освидетельствованию» и явились в Особкомучет. В случае обнаружения неисполнения этого распоряжения «принять все меры, чтобы такие [160] лица не позже 3 сентября» явились уже с медицинскими свидетельствами в Особкомучет{165}. Однако многие бывшие офицеры, которые были признаны Особкомучет «подлежащими выделению для нужд Красной Армии», в установленный срок не явились; не .последовало также в Особкомучет уведомления с мест их работы о выполнении этими лицами «всех предписанных указанным приказом (№ 4— А. К.) требований». В связи с этим Особкомучет предложила в 3-дневный срок «по получении этого извещения» прислать с нарочным донесение в письменной форме, «где находятся указанные в списке лица, чем вызвано неисполнение ими приказа № 4 и кто является ответственным за то, что в учреждении не была произведена фактическая проверка», как этого требовал приказ (занимаемая должность, имя, отчество, фамилия, адрес){166}. 19 февраля 1920 г. А. В. Эйдук направил в Совет Обороны докладную записку об итогах деятельности Особкомучет. В ней говорилось, что перед созданной постановлением Совета Обороны от 2 июля 1919 г. при Реввоенсовете Республики Особкомучет с ее местными органами в виде губернских отделов были поставлены две задачи: изъять из всех без исключения учреждений, расположенных на территории РСФСР, бывших офицеров, которые до того времени почему-либо не состояли на действительной военной службе в частях войск, учреждениях и заведениях военного ведомства; распространить это положение и «на военные учреждения, в коих также пересмотреть состав служащих и всех, кого можно, выделить для фронтовых нужд». В настоящее время возложенные на Особкомучет задачи «надлежит считать ею выполненными», ибо в учреждениях не оставалось бывших офицеров, которые «уклонились от регистрации», «не отправлены в Действующую армию» после выделения их губернскими отделами и признания медицинской комиссией годными к строевой или нестроевой службе на фронте и «не имеют надлежащих удостоверений об отсрочке или соответствующих медицинских свидетельств, освобождающих их от службы»{167}. Постановлением Совета Обороны от 23 февраля 1920 г. «ввиду выполнения Особой комиссией при Реввоенсовете Республики по учету бывших офицеров возложенных на нее работ» было предложено закончить ликвидацию всех ее дел к 1 марта 1920 г., передав все делопроизводство в Управление по командному составу Всероглавштаба, а из ее губернских отделов — в соответствующие губернские военные комиссариаты{168}. Завершая рассмотрение деятельности Особой комиссии по учету бывших офицеров под председательством А. В. Эйдука и ее губернских отделов можно сделать вывод, что они проделали значительную работу по изъятию из гражданских и военных учреждений бывших офицеров и обеспечению командным составом Действующей Красной Армии, хотя для выполнения этой задачи потребовалось значительно больше времени, чем предполагалось вначале. [161] * * * {1} История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1968. Т. 3, кн. 2. С. 274—277; История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т. 7. С. 491—496. История гражданской войны в СССР. М., 1959. Т. 4. С. 7—49; Кузьмин Н. Ф. В. И. Ленин во главе обороны Советской страны. М., 1958. С. 143—148; Найда С. Ф. О некоторых вопросах истории гражданской войны в СССР. М., 1958. С. 168—174; Цветаев Н. Н. Военные вопросы в решениях VIII съезда РКП (б). М., 1960; Данилевский А. Ф. В. И. Ленин и вопросы военного строительства на VIII съезде РКП (б). М., 1964; Кляцкин С. М. На защите Октября. М., 1965. С. 346—363; Кораблев Ю. И. Ленин и защита завоеваний Великого Октября. 2-е изд. М., 1979. С, 419—470; и др. {2} Директивы Главного командования Красной Армии (1917—1920): Сб. документов. М., 1969. С. 153—169. {3} Там же. С. 167. {4} Кораблев Ю. И. Указ. соч. С. 423. {5} Там же. {6} Свердлов Я. М. Избр. произведения. М., 1960. Т. 3. С. 174-175. {7} Красноармеец. 1919. 13 марта. {8} Правда. 1919. 4 марта. {9} Там же. 14 марта. {10} Звезда красноармейца. 1919. 28 февр. {11} Правда. 1919. 7 марта. {12} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 14. {13} Там же. Т. 38. С. 137, 138. {14} Там же. С. 139. {15} Восьмой съезд РКП (б), Март 1919 г.: Протоколы. М., 1959. С. 379. {16} Там же. С. 421. {17} Цветаев Н. Н. Указ. соч. С. 36. {18} Восьмой съезд РКП (б). С. 144. {19} Там же. С. 146. {20} Там же. С. 147. {21} Там же. С. 147—148. {22} История гражданской войны в СССР. Т. 4. С. 43. При этом партийные ячейки в армии должны были всеми мерами поддерживать и укреплять доверие к комиссару, как руководителю политическому, и командиру, как руководителю военному. {23} Гусев С. А. Гражданская война и Красная Армия: Сб. статей. М., 1958. С. 44. {24} Кораблев Ю. И. Указ. соч. С. 432. {25} Данилевский А. Ф. Указ. соч. С. 68. {26} Там же. {27} Там же. {28} История гражданской войны в СССР. Т. 4. С. 44. {29} Данилевский А. Ф. Указ. соч. С. 71. {30} История гражданской войны в СССР. Т. 4. С. 44. {31} Данилевский А. Ф. Указ. соч. С. 71, 76. {32} Там же. С. 71—72. {33} Там же. С. 76. {34} Ленинский сб. Т. 37. С. 136, 137. {35} Там же. С. 139. {36} Там же. С. 135. {37} Там же. С. 138-139. {38} Там же. {39} Там же. {40} Восьмой съезд РКП (б). С. 418—419. {41} Там же. С. 421. {42} ВКП(б) и военное дело в резолюциях съездов и конференций ВКП(б). 2-е изд. М., 1928. С. 232. {43} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 480. {44} Там же. С. 56. {45} Из истории гражданской войны в СССР: Сб. документов и материалов. М., 1961. Т. 2. С. 794. {46} Известия ВЦИК. 1919. 27 апр. {47} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 79. Л. 60. {48} Там же. Д. 119. Л. 2. {49} Там же. Д. 285. Л. 27. {50} Там же. Ф. 4. Оп. 10. Д. 265, Л. 214. {51} Подсчет произведен по архивным материалам. Там же. Д. 244, 245, 247—249, 250, 251, 254, 256, 261, 282, 264, 265, 267, 270—279, 282, 284. 290. {52} Там же. Д. 284. Л. 3. {53} Там же. Д. 256. Л. 90, 91. {54} Там же. Д. 275. Л. 5. Предписание бывшему полковнику Г. А. Пушкину № 80 от 13 июня 1919 г. (Там же. Д. 283. Л. 12). {55} Там же. {56} Там же. Д. 256. Л. 86. {57} Там же. Д. 292. Л. 1—7 об., 9,9 об., 12, 12 об. {58} Там же. Д. 513. Л. 1. {59} Проект был составлен во испол-[162] нение записки председателя Реввоенсовета Республики № 1933 от 11 июня 1919 г. (Там же. Д. 518. Л. 1). {60} Там же. Л. 7. {61} Там же. Л. 7 об. {62} Там же. Л. 1 об., 22 об. {63} Там же. Л. 8. {64} Там же. Л. 22. Деятельность губернских комиссий не распространялась на войсковые части, управления, учреждения и заведения, входившие в состав Действующей армии. {65} Там же. {66} Там же. Л. 22 об. {67} Декреты Советской власти. М., 1971. Т. 5. С. 326. {68} Там же. С. 324—326. В состав комиссии, кроме председателя, входили представители Реввоенсовета Республики, ВСНХ, Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и Всероссийского Центрального Совета профессиональных союзов. {69} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 3. Л. 68 об. В случае несогласия Реввоенсовета Республики с постановлением Особой Центральной комиссии последнее направлялось на окончательное решение в Совет Обороны. {70} Там же. Л. 54. {71} Декреты Советской власти. Т. 5. С. 327—330. {72} В должности Эйдук был утвержден 11 июля 1919 г. (ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 2. Д. 520. Л. 14 об.); членами комиссии были офицеры военного времени М. Е. Бобров, А. М. Давыдов, Д. Т. Райков, военный чиновник В. М. Яськевич. На заседаниях комиссии присутствовали также представители Особого отдела ВЧК Шайкевич (на пяти заседаниях) и Орлов (на двенадцати) (Там же. Д. 524. Л. 850). {73} Там же. Д. 519. Л. 7. {74} Там же. Л. 7, 7 об. {75} Там же. Л. 10. Приказ, изданный на основании приказов Реввоенсовета Республики № 651 от 5 апреля 1919 г. и № 1008 от 17 июня 1919 г., касался только бывших офицеров, разжалованных в солдаты в 1917 г. постановлениями комитетов частей и учреждений и ничего не говорил о бывших офицерах, разжалованных в солдаты до Февральской революции. {76} Там же. {77} Там же. Д. 518. Л. 27. {78} Там же. Д. 520. Л. 14 об. {79} Там же. Д. 519. Л. 12, 13. {80} Там же. Л. 15. {81} Там же. Л. 14. {82} Там же. Д. 521. Л. 710, 711. {83} Железные дороги, водный транспорт, учреждения, связанные со снабжением страны топливом, углем, лесом, торфом, нефтью {84} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 520. Л. 50. {85} Там же. {86} Там же. Д. 142. {87} Там же. Д. 520. Л. 50, 50 об. {88} Там же. Л. 115. {89} Там же. Д. 59. Л. 16. {90} Там же. Д. 520. Л. 96. Подобное положение, узаконившее право руководителей учреждений задерживать взятых на учет бывших офицеров, вынудило Особкомучет уточнить его следующим образом: если ходатайство об отсрочке бывшим офицерам «как незаменимым работникам возбуждено в течение пяти дней со времени взятия их на учет и они действительно незаменимы, то могут оставаться на своих местах до выяснения результата ходатайства» (Там же. Л. 288). {91} Декреты Советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 317—321; М., 1973. {92} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 523. Л. 263, 264. {93} Там же. Д. 527. Л. 528. {94} Там же. Д. 520. Л. 270. {95} Там же. Л. 290. {96} Там же. Д. 325. Л. 331. Что касается незарегистрированных бывших офицеров, состоявших в иностранном подданстве, то их надлежало «передавать в распоряжение местных ЧК» (Там же. Д. 520. Л. 266). {97} Там же. Д. 525. Л. 337. {98} Там же. Л. 759. {99} Там же. Л. 757, 758. {100} Там же. Д. 523. Л. 874. {101} Там же. Д. 520. Л. 282, 283. {102} Там же. Д. 527. Л. 324. {103} Там же. Д. 520. Л. 112, 134, 144, 145, 153—154 об., 168—170, 251—255, 279—281. {104} В том числе 7 — из Всероглавштаба, 8 — из Всевобуча, 6 — из Главного артиллерийского управления (Там же. Л. 134 об.). [163] {105} Там же. Л. 55, 55 об. {106} Там же. Л. 56. {107} Там же. Л. 56 об. {108} Там же. Л. 54 об. {109} Имеются в виду окружные комиссии по учету бывших офицеров, созданные приказом Реввоенсовета Республики № 1177 от 6 июля 1919 г., о чем будет сказано ниже. {110} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 520. Л. 57, 57 об. {111} Там же. Л. 21—24. {112} Там же. Л. 226. {113} Там же. Ф. 11. Оп. 5. Д. 441. Л. 54, 54 об. {114} Там же. Ф. 4. Оп. 10. Д. 520. Л. 164, 165, 165 об. Небезынтересно отметить, что только за время с 28 июля по 8 августа 1919 г. в губерниях было принято на учет 4085 бывших офицеров, из них 1966 — предназначено к выезду в резерв камандного состава военных округов (Там же. Л. 124). {115} Там же. Л. 232. {116} Там же. Л. 228. {117} Там же. Л. 223, 228, 232, 236. {118} Там же. Л. 223. {119} Там же. Л. 226. {120} Там же. Л. 234. {121} Там же. Л. 240. {122} Там же. Л. 223. {123} Там же. Л. 152, 152 об. {124} Там же. Л. 20. Приказом Реввоенсовета Республики № 1346 от 25 августа 1919 г. приказ № 1177 от 6 июля 1919 г. был отменен. {125} Там же. Д. 527. Л. 703 об. {126} Там же. Д. 522. Л. 660. {127} В списке значилось 46 бывших офицеров (в том числе три генерала, два полковника, подполковник и пять капитанов), из них были признаны годными к строевой службе 4, к нестроевой — 18, негодными к службе — 13 (Там же). {128} Там же. {129} Там же. Д. 526. Л. 424. {130} Там же. Д. 512. Л. 18. {131} Декреты Советской власти. Т. 4. С. 225—227. {132} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 527. Л. 348. {133} Там же. {134} Там же. Л. 348, 348 об. Среди других родов войск самый низкий процент бывших офицеров, служивших в Красной Армии, приходился на кавалерию, в которой и служила специалисты по «ремонтированию», т. е. обеспечению армии конским составом. {135} Там же. Л. 347. {136} Там же. Л. 705, 705 об. {137} Речь идет о попытке снять с должности главного инженера Ковровского пулеметного завода бывшего генерал-майора В. Г. Федорова, изобретателя автоматического стрелкового оружия, которое изготавливалось на этом заводе под его личным наблюдением (впоследствии В. Г. Федоров был генерал-лейтенантом Советской Армии) (Там же. Л. 705 об.). {138} Там же. Л. 703—704. {139} Там же. Д. 256. Л. 123. {140} Там же. Д. 520. Л. 105—134: Д. 3. Л. 101—151. Временное руководство было утверждено заместителем председателя Реввоенсовета Республики Э. М. Склянским и объявлено в приказе Реввоенсовета Республики № 1947 от 20 ноября 1919 г. {141} Там же. Д. 520. Л. 106 об. Временное руководство включало также обязанности лиц и учреждений в деле ведения учета, обязанности уездного, губернского и военно-окружного военных комиссариатов и Управления по командному составу Всероглавштаба. {142} Там же. Д. 519. Л. 24. Отчет касался бывших офицеров, «состоящих на службе в гражданских советских учреждениях и нигде не служащих» и «служащих в военных учреждениях», и бывших военных чиновников, чиновников военного времени и бывших военных писарей, состоящих на службе в гражданских советских учреждениях. {143} Там же. Д. 527. Л. 568. {144} Там же. Д. 524. Л. 1044-1057. {145} Там же. Л. 1044. {146} Там же. Д. 527. Л. 721. {147} Там же. {148} Там же. Л. 519. Л. 25. В виде особого исключения для Народного комиссариата путей сообщения и его местных учреждений выполнение этого приказа следовало закончить к 15 января 1920 г. {149} Там же. Д. 527. Л. 721. {150} Там же. Д. 519. Л. 57. {151} Согласно декрету Совнаркома «Об оплате труда служащим советских учреждений РСФСР» (Декреты [164] Советской власти. М., 1964. Т. 3. С. 414—418). {152} «Инструкция к обязательному постановлению о введении трех продовольственных категорий в Москве», опубликованная в «Бюллетене продовольственного отдела» 1 декабря 1919 г. {153} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 524. Л. 23. {154} № 12502 и 12536 от 17 июля (на 14 и 23 человека), № 12611 от 19 июля (на 18 человек), № 15138 от 31 июля (на 14 человек), № 15264 от 4 августа (на 8 человек), № 1559 от 7 августа 1919 г. (на 8 человек) и т. д. (Там же. Д. 520. Л. 58—60, 122, 123, 186). {155} Там же. Д. 287. Л. 98. {156} Там же. Д. 527. Л. 712. {157} Там же. Д. 520. Л. 114. {158} Там же. Л. 196. {159} Там же. Л. 256. {160} Там же. Д. 287. Л. 97. {161} Там же. Д. 520. Л. 256. {162} Там же. Л. 265 об. {163} Там же. Л. 265. {164} Там же. Д. 527. Л. 497 об. {165} Там же. Д. 294. Л. 88. Явиться в Особую комиссию по учету бывших офицеров для регистрации были обязаны «все бывшие офицеры, как служащие в учреждениях, так и нигде не служащие, даже в случае получения свидетельства о полной непригодности к военной службе». {166} Там же. Д. 523. Л. 876. {167} Там же. Д. 527. Л. 712, 712 об. {168} Там же. Л. 713. [165]
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Военные специалисты в Красной Армии
ЧИСЛЕННОСТЬ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В 1918-1920 гг. Из второй и третьей глав монографии видно, что пополнение Красной Армии командным составом за счет бывших генералов и офицеров проходило сначала по добровольному принципу, а с октября 1918 г. — по мобилизации на основе декретов Совнаркома, постановлений Совета Рабоче-Крестьянской Обороны, приказов Реввоенсовета Республики. Какова же была численность военных специалистов в Красной Армии в 1918, 1919 и к ноябрю 1920 г., т. е. к концу гражданской войны, когда были ликвидированы основные фронты? Трудность ответа на этот вопрос состоит в том, что в одних работах приводится общая численность военных специалистов, включая, кроме бывших офицеров, также и бывших чиновников военного ведомства, в других же учитываются только кадровые офицеры без офицеров военного времени (прапорщиков). К недостаткам этих работ следует отнести также отсутствие обоснования приводимых в них количественных данных. Между тем вопрос о численности военных специалистов в Красной Армии в период гражданской войны, их удельном весе среди всего командного состава имеет чрезвычайно важное значение и тесно связан с такими узловыми проблемами, как отношение русского офицерства к Октябрьской революции и Советской власти, соотношение численности военных специалистов в Красной Армии и офицерства в белогвардейских армиях и т. д. Сделаем попытку определить численность военных специалистов в Красной Армии к концу гражданской войны. Она слагалась из трех основных источников: бывших генералов и офицеров старой армии, вступивших в Красную Армию добровольно (в том числе тех, кто начал сотрудничать с Советской властью сразу после Октябрьской революции); бывших генералов и офицеров, призванных в Красную Армию по мобилизации, в том числе находившихся на территории, освобожденной от белогвардейцев и не принимавших участия в гражданской войне; бывших генералов и офицеров русской армии, служивших в белогвардейских, а также в других антисоветских воинских формированиях (в том числе произведенных в них в первый офицерский чин), [166] взятых в плен и затем привлеченных к службе в Красной Армии или перешедших добровольно на ее сторону в ходе гражданской войны. В отношении числа бывших генералов и офицеров, вступивших на службу Советской власти добровольно (с января 1918 г.— в Красную Армию), в советской исторической литературе, насколько нам известно, значительных расхождений не имеется. Так, в «Истории гражданской войны в СССР» говорится, что «в период добровольного комплектования в Красную Армию пришло 8 тыс. б. офицеров»{1}. В связи с этим представляется несколько завышенной цифра, приведенная в работе В. В. Бритова: «К 14 июня 1918 г. (т. е. до начала первой мобилизации бывших генералов и офицеров.— А. К.) только в воинских частях и военных учреждениях Москвы насчитывалось более 9000 бывших офицеров»{2}. В советской исторической литературе и архивных материалах нередко можно встретить утверждение, что в Красную Армию вступили добровольно столько бывших генералов и офицеров, что ими на должностях командного и административно-хозяйственного состава можно было укомплектовать 20 дивизий. Считая, что в пехотной дивизии старой армии было примерно 400 офицеров (с учетом офицеров, входивших в состав артиллерийской бригады, саперного батальона и т. д.), получим указанную выше цифру — 8 тыс. офицеров. Правда, Н. И. Подвойский в январе 1921 г. в беседе с начальником штаба главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики Ф. В. Костяевым указывал, что вступивших добровольно в Красную Армию бывших генералов и офицеров хватило бы для укомплектования не 20, а 9—10 дивизий{3}. Но, по нашему мнению, Н. И. Подвойский в отличие от В. В. Бритова занижает интересующее нас число. Не вызывает сомнений, что «прилив» в Красную Армию бывших генералов и офицеров в феврале—марте 1918 г. в связи с интервенцией войск Четверного союза сменился после заключения Брестского мира определенным «отливом» из Красной Армии (некоторые бывшие офицеры были уволены, так как в это время Красная Армия насчитывала в своих рядах всего немногим более 150 тыс. человек; некоторые ушли сами, разуверившись в том, что они могут принести какую-либо пользу в армии с выборным началом, партизанскими порядками и т. д.). Однако подобный «отлив», коснувшийся преимущественно бывших генералов и штаб-офицеров, не был столь значительным, как это считал Н. И. Подвойский. По сведениям Мобилизационного управления Всероглавштаба, в период с 29 июля, когда декретом Совнаркома был объявлен первый (частичный) призыв бывших генералов и офицеров, по 15 ноября 1918 г. по шести военным округам Европейской части РСФСР было принято в Красную Армию 20 488 бывших генералов и офицеров, а к концу 1918 г.— 22 295{4}. Движение призванного командного состава старой армии в первые шесть месяцев 1919 г. представлено в табл. 9. [167] ТАБЛИЦА 9. ЧИСЛЕННОСТЬ КОМАНДНОГО СОСТАВА СТАРОЙ АРМИИ, ПРИЗВАННОГО С 15 ЯНВАРЯ ПО 15 ИЮЛЯ 1919 Г.*
* Составлено по: ЦГВИА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 449. Л. 3, 4, 28, 29. Данные по Приволжскому ВО показывают, что в результате мятежа Чехословацкого корпуса на занятой им территории осталось до 2,5 тыс. бывших офицеров. В отношении же общей численности бывших генералов и офицеров, призванных в Красную Армию по мобилизации, существует авторитетное суждение Н. А. Ефимова, в историографии не оспаривавшееся: «В результате всех призывов с 12-го июня (по инициативе командующего 1-й армией М. Н. Тухачевского частный призыв бывших офицеров начался уже 12 июня 1918 г., т. е. за полтора месяца до декрета Совнаркома.— А. К.) по 15-е августа 1920 года было взято в ряды РККА: б. офицеров — 48 409 ...»{5}. Указанная цифра прочно утвердилась в советской исторической литературе. Однако в некоторых работах ее ошибочно принимают за общую численность военных специалистов в Красной Армии к концу гражданской войны. Так, в частности, в статье «Военные специалисты» в энциклопедии «Гражданская война и. военная интервенция в СССР» сказано: «До конца гражданской войны всего было призвано 48,5 тыс. офицеров и генералов»{6}. Между тем известно, что с нападением буржуазно-помещичьей Польши на Советскую Россию численность Красной Армии по сравнению с весной 1920 г. возросла на 1 млн человек, что, в свою очередь, потребовало значительного увеличения командного и административно-хозяйственного состава, прежде всего в Действующей армии. Однако вопрос, за счет каких категорий командного состава был восполнен его недостаток, остается до сих пор открытым. Имеются лишь небольшая статья Г. Ю. Гаазе, на которой мы остановимся ниже, и высказывания по этому вопросу в ряде работ. Так, С. М. Кляцкин писал, что после разгрома колчаковских и деникинских армий «в Красную Армию было принято (кроме солдат.— А. К.) и много бывших офицеров, понявших бесполезность борьбы против Советской власти и перешедших на сторону Красной Армии»{7}. К сожалению, он, во-[168]первых, говорит лишь о белых офицерах, перешедших на сторону Красной Армии, и не упоминает о взятых ею в плен в ходе гражданской войны, а во-вторых (и это главное), не указывает их численность. Разгром Красной Армией в конце 1919 — начале 1920 г. основных сил контрреволюции в Сибири и на юге России позволил В. И. Ленину заявить на IX съезде РКП (б) в марте 1920 г., что «решающую победу на решающих фронтах гражданской войны мы одержали»{8}. В связи с этим ЦК РКП (б) и Советское правительство принимали все меры, чтобы завоеванную мирную передышку использовать для восстановления промышленности, сельского хозяйства, транспорта, заготовки топлива, сырья и т. д. Под знаком поворота к решению этих задач прошла работа VII Всероссийского съезда Советов (5—9 декабря 1919 г.), IX съезда РКП (б) (29 марта — 5 апреля 1920 г.) и 3-го Всероссийского съезда профсоюзов (6—13 апреля 1920 г.), на котором было принято постановление «обратиться ко всем рабочим и трудящимся Советской России с призывом взяться дружно и энергично за борьбу с хозяйственной разрухой»{9}. В начале апреля 1920 г. Совет Обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны, что также отвечало вставшим перед страной новым задачам. К чрезвычайным мерам, принятым ЦК РКП (б) и Советским правительством в специфических условиях весны 1920 г., когда Советская Республика приступила к восстановлению народного хозяйства в условиях возможности военного нападения на Страну Советов, относится создание трудовых армий — воинских формирований Красной Армии для использования на хозяйственном фронте. О масштабах подобного использования военнослужащих может дать представление следующая цифра: с 15 апреля по 1 июля 1920 г. в народное хозяйство было привлечено до 2,5 млн. красноармейцев, т. е. более половины всего личного состава Красной Армии{10}. 25 апреля 1920 г. войска буржуазно-помещичьей Польши при активной поддержке и помощи со стороны Антанты перешли в наступление на Украине. Снова на первый план выдвинулись задачи обороны республики. «Раз дело дошло до войны,— говорил В. И. Ленин,— то все должно быть подчинено интересам войны...»{11} 30 апреля 1920 г. было опубликовано обращение ВЦИК и Совнаркома «Ко всем рабочим, крестьянам и честным гражданам», 23 мая ЦК РКП (б) обнародовал тезисы «Польский фронт и наши задачи». 2 июня 1920 г. был принят декрет Совнаркома по поводу бывших офицеров, еще оставшихся в лагере белых. Стержневым вопросом этого декрета было использование патриотических настроений бывшего офицерства в связи со стремлением буржуазно-помещичьей Польши отторгнуть земли Советской Украины и Белоруссии. В декрете указывалось, что «все те бывшие офицеры, которые в той или другой форме окажут содействие скорейшей лик-[169]видации остающихся еще в Крыму, на Кавказе и в Сибири белогвардейских отрядов и тем облегчат и ускорят победу рабоче-крестьянской России над шляхетской Польшей, будут освобождены от ответственности за те деяния, которые они совершили в составе белогвардейских армий»{12}.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|