Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ 12 страница



{138} Там же. Д. 1620. Л. 27-32.

{139} Там же. Д. 1639. Л. 5-7.

{140} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 1. Д. 186/II. Л. 2. [117]

{141} ЦГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1625. Л. 1. 

{142} Там же.

{143} Приказ Наркомвоена № 401 от 25 мая 1918 г.

{144} ЦГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 477. Л. 1. 

{145} Там же.

{146} Там же. Д. 1625. Л. 3—5. 

{147} Во второй докладной записке были перечислены предметы, ко­торые преподаются в академии (Там же. Л. 173—173 об.). 

{148} Там же. Л. 172—173. 

{149} ЦГАСА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 197 л. Л. 4. Телеграмма была адресована в Наркомвоен, в копии — председа­телю ВЦИК Я. М. Свердлову.

{150} Там же. Л. 7—9.

{151} ЦГВИА. Ф. 544. Оп. 1. Д. 1644. Л. 19, 20.

{152} Там же. Д. 1624. Л. 293, 316. 

{153} Там же. Д. 1628. Л. 4—34.

{154} Там же. Д. 1642. Л. 29-33.

{155} Там же. Д. 1509. Л. 201.  

{156} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 115. Л. 238.

{157} Академия Генерального штаба. М., 1976. С. 17. 

{158} Там же. С. 21.

{159} Кораблев Ю. И. Указ. соч. С. 253.

{160} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 1. Л. 79, 80.

{161} Там же. Л. 80.

{162} Там же. Ф. 10. Оп. 2. Д. 356. Л. 2, 3. Из беседы Н. И. Подвой­ского с Н. В. Соллогубом и Э. Г. Томпсоном 14 августа 1918 г.

{163} Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 215. Л. 86, 86 об.

{164} ЦГАОР СССР. Ф. 130. Оп. 2. Д. 537. Л. 21.

{165} Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 133.

{166} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 41. Л. 4. 

{167} Там же. Д. 88. Л. 160.

{168} В ЦГАСА (Ф. 11. Оп. 6. Д. 22) хранится перечень докладов, ис­ходивших из этого управления, за время с 20 мая по 20 июня 1918 г.

{169} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 34. Л. 41—46 об.

{170} Там же. Л. 41.

{171} Там же. Л. 46 об.

{172} Там же. Ф. 11. Оп. 6. Д. 22. Л. 119.

{173} Там же.

{174} Там же. Л. 120.

{175} Там же. Все необходимые о себе сведения, предусмотренные формой кандидатской карточки, при­ложенной к приказу Наркомвое­на № 468 от 18 июня 1918 г., эти лица сообщали непосредст­венно в управление.

{176} Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 34. Л. 41, 41 об.

{177} Декреты Советской власти. Т. 2. С. 428—429; 438—440.

{178} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 34. Л. 41. В рассматриваемом доку­менте было также сказано, что если бы Совнаркомом «была приз­нана необходимость призвать бывших офицеров для всех 30-ти ныне формируемых пехотных дивизий» (для чего требовалось 34920 бывших офицеров, воен­ных чиновников и врачей, не счи­тая необходимого 10% резерва), то мобилизацию бывшего офицер­ского состава на указанных выше основаниях необходимо произво­дить уже «по всей России, в зависимости от чего понадобится соответственное изменение пред­ставленного при сем проекта дек­рета» (Там же. Л. 46).

{179} Там же. Л. 41 об.

{180} Там же. Ф. 10. Оп. 2. Д. 47. Л. 1.

{181} Там же. Ф. 33988. Оп. 2. Д. 34. Л. 46.

{182} Там же. Л. 46 об.

{183} Там же.

{184} Там же. Л. 40 об.

{185} Там же.

{186} Там же. Л. 40 об., 41.

{187} Там же. Л. 40, 40 об.

{188} Там же. Л. 47—47 об.

{189} Там же. Л. 47.

{190} Там же. Л. 47 об.

{191} Там же.

{192} Там же.

{193} Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 60. Л. 231, 232. «Временные правила» были объявлены в приказе Всероглавштаба № 63 от 24 декабря 1918 г.

{194} Декреты Советской власти. Т. 2. С. 554.

{195} Там же. С. 543. После V съезда Советов в газетах перестали пе­чатать фамилии бывших генера­лов и офицеров, изъявивших же­лание поступить добровольно на службу в Красную Армию (ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 5. Д. 122. Л. 125).

{196} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 41. Л. 179—182. В этом же деле (Л. 104—107) имеется первый вариант этого [118] доклада, написанный еще в Му­роме 1 июня 1918 г. В приводи­мом втором варианте по сравне­нию с первым несколько смягче­ны формулировки.

{197} Там же. Л. 179 об.

{198} Там же. Л. 102 об.

{199} Там же. Л. 181.

{200} Там же.

{201} Там же. Л. 181, 182.

{202} Там же. Л. 104.

{203} Там же. Л. 180 об.

{204} Там же.

{205} Там же. Л. 179 об. 180.

{206} Там же. Л. 180.

{207} Там же. Л. 181 об.

{208} Петровский Д. А. Военная школа в годы революции. М., 1924. С. 261.

{209} Восьмой съезд РКП (б), март 1919 г.: Протоколы. М., 1959. С. 418.

{210} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 70—74.

{211} Согласно приказу командующего войсками Московского военного округа Н. И. Муралова в связи «с объявлением военного поло­жения в Москве» 31 мая 1918 г. было постановлено, что все быв­шие офицеры обязаны зарегист­рироваться в районных военных комиссариатах (ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 34. Л. 40). О том, как проходила эта регистрация, из­вестно из воспоминаний Муралова и беседы Н. И. Подвойского с Н. В. Соллогубом 14 августа 1918 г. В манеже бывшего Алексеевского военного училища (ны­не Красноказарменная ул., 2) бы­ло собрано свыше 17 тыс. быв­ших офицеров, от прапорщиков до полных генералов. «Мы орга­низовали дело (учета собравших­ся офицеров.— А. К.) плохо...» — писал Муралов (Спутник полит­работника. 1926. № 7(37). С. 32). Часть офицеров была заперта в манеже, часть расположилась во дворе. Никто из них не позабо­тился о том, чтобы принести с со­бой какую-либо пищу, но на обед их не выпустили; не привезли на ночь даже соломы. «При таком наплыве людей,— пишет Мура­лов,— трудно было произвести отбор и тщательный учет... Рабо­ты поневоле затянулись. От ску­ченности и неприспособленности помещений появились сначала обычные болезни, а потом и эпидемии». Как выразился Соллогуб, «при таких условиях привлекать офицеров (на службу в Красную Армию.— А. К.) будет нелегко» (ЦГАСА. Ф. 10. Оп. 2. Д. 356. Л. 2).

{212} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 71.

{213} Там же.

{214} Там же.

{215} Там же. Л. 71 об.

{216} Там же. Д. 88. Л. 81.

{217} Там же.

{218} Там же. Ф. 10. Оп. 2. Д. 356. Л. 16.

{219} В работах советских историков и юристов, занимающихся социальной политикой Советского го­сударства, этот вопрос, насколько нам известно, почти не затрагивается. Исключение составляет работа В. П. Портнова и М. М. Славина «Правовые основы строительства Красной Армии, 1918—1920 гг.» (М. 1985).

{220} НАИИ. Ф. 4. Д. 3. Л. 38.

{221} ЦГВИА. Ф. 409. № 153-069.

{222} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435. Л. 20, 20 об.

{223} Там же. Л. 20 об.

{224} Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 73. Л. 177-181.

{225} Там же. На письме имеется резолюция Э. М. Склянского: «Проектируемые Вами меры уже проведены в жизнь приказами Нар. Ком. по В. Д. (Выписывайте. – А. Л.) „Армия и Флот", где печатаются приказы».

{226} Там же. Л. 87.

{227} Там же. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435. Л. 11.

{228} Там же.

{229} Там же. Л. 31, 31 об.

{230} Там же. Л. 31. Это было сделай и на основании решения комиссара социального обеспечении г. Москвы.

{231} Там же. Л. 33.

{232} Там же. Л. 33, 33 об.

{233} Там же. Л. 33 об.

{234} Декреты Советской власти. Т. I. С. 212, 213.

{235} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435, Л. 31 об.

{236} Там же. Л. 36.

{237} Декреты Советской власти. М., 1964. Т. 3. С. 180—182, 404—405.

{238} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435. Л. 44, 44 об.

{239} Там же. Л. 44. [119]

{240} Там же. Л. 44, 44 об.

{241} Декреты Советской власти. Т. 3. С. 481.

{242} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435. Л. 52.

{243} Там же.

{244} Там же. Л. 24 об.. 58, 58 об.

{245} Декреты Советской власти. М., 1971. Т. 5. С. 115-116.

{246} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д 435. Л. 65.

{247} ЦГВИА. Ф. 400. Оп. 286/1608. 9-е отделение. 2-й стол. 1918; Оп. 310. Д. 126.

{248} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 6. Д. 435. Л. 71 об.

{249} Там же. Л. 61, 61 об.

{250} Декреты Советской власти. Т. 5. С. 118—122.

{251} Там же. С. 241—242; М., 1973. Т. 6. С. 112—113.

{252} Портнов В. П., Славин М. М. Указ. соч. С. 242.

{253} ЦГАСА. Ф. 33987. Оп. 1. Д. 366, Л. 278 об.

{254} Там же.

{255} Декреты Советской власти. Т. 6. С. 148-149.

{256} Портнов В. П., Славин М. М. Указ. соч. С. 242.

{257} ЦГАСА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 41. Л. 185, 186.

{258} Декреты Советской власти. Т. 3. С. 111—113.

{259} С. М. Кляцкин (Указ. соч. С. 204) в своей работе не указал, что призыв бывших офицеров прово­дился в Москве и Петрограде, а именно в этих городах в то вре­мя находилось свыше 50 тыс. бывших офицеров.

{260} Декреты Советской власти. Т. 2. С. 428—429.

{261} ЦГАСА. Сб. приказов Наркомвоена за 1918 г.

{262} Декреты Советской власти. Т. 2. С. 153—155.

{263} ЦГАСА. Сб. приказов Наркомвоена за 1918 г.

{264} Декреты Советской власти. Т. 3. С. 69—76.

{265} Там же. С. 75.

{266} ЦГАСА. Ф. 4. Оп. 10. Д. 3. Л. 75, 76.

{267} Там же. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 9. Л. 38, 38 об.

{268} Верховский А. И. На трудном пе­ревале. М., 1959. С. 4.

{269} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 9. Л. 60—62.

{270} Декреты Советской власти. Т. 3. С. 268.

{271} Из истории гражданской войны в СССР: Сб. документов. М., 1960. Т. 1. С. 152, 153.

{272} Кляцкин С. М. Указ. соч. С. 236.

{273} См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 99.

{274} ЦГАСА. Ф. 11. Оп. 5. Д. 442. Л. 19.

{275} Первый вариант проекта декрета был написан в августе 1918 г. (ЦГАСА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 233. Л. 106, 107); в этом же деле (Л. 84, 85) имеется второй вариант про­екта, о чем свидетельствует над­пись бывшего Генштаба генерала Н. В. Пневского: «Вариант № 2 Всеросс. Гл. Штаба»; там же (Л. 82, 83) находится и третий вариант проекта.

{276} Декреты Советской власти. Т. 3. С. 383.

{277} Там же. М., 1968. Т. 4. С. 161—162.

{278} Устав о воинской повинности / Сост. Я. Ливин и Г. Ганский. СПб., 1913. С. 361—380. Приложе­ние к ст. 25. Список должностей государственной службы, испол­нение коих освобождает офицер­ских и нижних чинов от призыва из запаса в армию и в действую­щие команды флота и от службы в государственном ополчении.

{279} Декреты Советской власти. Т. 4. С. 54—56.

{280} Комиссия была создана приказом Реввоенсовета Республики № 446 от 24 декабря 1918 г.

{281} Декреты Советской власти. Т. 5. С. 63—65.

{282} Там же. С. 74.

{283} ЦГАСА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 9. Л. 12об.

{284} Там же. Ф. 4. Оп. 10. Д. 3. Л. 25.

{285} Там же.

{286} Там же. Л. 42.

[120]

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Деятельность Коммунистической партии и Советского правительства по усилению командного состава Действующей Красной Армии военными специалистами

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО КУРСА ПО ОТНОШЕНИЮ К ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ НА VIII СЪЕЗДЕ РКП (б)

В советской историографии достаточно широко представлены работы, посвященные как VIII съезду РКП (б), так и важнейшем) вопросу повестки дня — военному положению и военной политике{1}. Однако победа ленинского курса на съезде в отношении военных специалистов имела настолько важное значение для со здания 3-миллионной регулярной Красной Армии, что представляется необходимым еще раз остановиться на этом вопросе, имеющем прямое отношение к теме монографии.

К началу 1919 г. были достигнуты значительные успехи в укреплении Красной Армии и превращении ее в регулярную. Это позволило одержать над войсками белогвардейцев и интервентов ряд крупных побед, упрочивших военно-политическое положение Республики Советов и расширивших ее материально-техническую базу. Однако в военном строительстве все еще имелись серьезные недостатки, которые были изложены главнокомандующим всеми Вооруженными Силами Республики И. И. Вацетисом и письменном докладе В. И. Ленину от 23—25 февраля 1919 г.{2} В докладе, в частности, отмечалось, что одними из «наиболее крупных недочетов как частей на фронтах, так и во внутренних округах» являются «неподготовленность и некомплект командно­го состава... некомплект штабов и управлений... фронтов, армии и дивизий» (в специалистах Генерального штаба, инженерах артиллеристах, техниках разного рода некомплект составлял от 40 до 80%){3}.

Указанные недостатки и трудности усугублялись серьезными разногласиями по ряду вопросов военной политики, и прежде всего по вопросам создания регулярной армии с военными специалистами. Эти разногласия усилились с конца 1918 г., после опубликования утвержденных Совнаркомом положений о командующих фронтами и армиями, в которых определялись взаимоотношения командующих с реввоенсоветами и впервые проводился принцип единоначалия в оперативно-стратегических вопро-[121]сах{4}. Ряд членов реввоенсоветов фронтов и армий (3-й и 5-й ар­мий Восточного фронта и особенно Южного фронта), а также военных комиссаров, игнорируя профессиональные знания, слу­жебный и боевой опыт военных специалистов, считал принцип невмешательства военно-политических работников в руководство военными операциями не только неприемлемым, но даже «ги­бельным» для дела революции и судьбы Советского государства настаивал на сохранении коллегиальной формы управления войсками{5}.

В период, предшествовавший VIII съезду партии, ЦК РКП (б) была проделана большая работа по выработке единой линии в области военной политики партии. Так, 25 февраля 1919 г. в «Правде» были опубликованы тезисы ЦК РКП (б) по военному вопросу. В дни подготовки к съезду на страницах центральных и местных газет широко обсуждались проект новой Программы партии, вопросы укрепления Красной Армии и т. д.

При обсуждении военной политики на партийных конферен­циях и собраниях, проходивших в первой половине марта, в боль­шинстве резолюций подчеркивалось, что создание могущественной, построенной на классовых основаниях и комплектуемой по моби­лизации регулярной Красной Армии остается одной из главных задач Советского правительства. При этом значительное внима­ние уделялось одному из самых важных вопросов военной поли­тики партии — отношению к военным специалистам. Как отмечал в докладе о порядке дня VIII съезда РКП (б) Я. М. Свердлов на общем собрании коммунистов Рогожского района г. Москвы 20 февраля 1919 г., существуют «две точки зрения: использовать военных специалистов и военных техников, созданных в капита-листическом хозяйстве; отбросить специалистов и ограничиться в военном деле только услугами вполне сочувствующих нам лиц. ЦК партии стоит на первой точке зрения»{6}. Результаты обсуждения этого вопроса показали, что большинство партийных организаций поддерживало линию ЦК партии. Так, например, в резолюции партийной конференции 9-й армии Южного фронта, про­водившей 4—6 марта 1919 г., говорилось, что «история привлечения к управлению и участию в боевых операциях армии Российской Республики военных специалистов показала, что позиция центрального Советского правительства в этом вопросе оказалась правильной и что в общем и целом военные специалисты сказались на высоте и оказали немалую услугу в деле устроения и организации армии»{7}. Вместе с тем во многих партийных ор­ганизациях высказывались требования усиления контроля за деятельностью военспецов. Так, в постановлении Нижегородской губернской партийной конференции подчеркивалось, что, после того как была построена армия «по всем правилам военного ис­кусства, пользуясь руками бывших офицеров, которые волей или неволей выполняют дело пролетариата», необходимо во избежа­ние измены с их стороны осуществлять строгий контроль за их деятельностью со стороны военных комиссаров{8}. А в резолюции [122] партийной конференции 6-й армии отмечалось, что наряду с усилением контроля над военными специалистами, которые нужны для создания сильной армии, отношение к ним должно быть «внимательное и бережное»{9}.

Но в резолюциях некоторых партийных конференций, а также в партийных организациях некоторых армий высказывались мнения и против использования военных специалистов в Красной Армии. Так, например, в резолюции партийной конференции частей 7-й армии, представлявшей более 1800 коммунистов, по вопросу о военных специалистах было сказано: «Исходя из общих принципов строительства классовой Красной Армии... конференция считает, что в настоящий момент, когда организации армии завершается, необходимо постепенно замещать все командные должности красными офицерами и комиссарами, прошедшими достаточный практический стаж»{10}. Против привлечения военных специалистов на командные должности высказалась также Уфимская губернская партийная конференция, в резолюции которой содержались требования вмешательства партийных организаций в оперативную деятельность командного состава{11}.

VIII съезд РКП (б) проходил с 18 по 23 марта 1919 г. в обстановке усиления империалистической интервенции и обострения гражданской войны. В. И. Ленин говорил, что военный вопрос стал главным, коренным вопросом революции{12}.

В Отчетном докладе ЦК РКП (б) VIII съезду, с которым выступил В. И. Ленин, а также в других его выступлениях на съезде важное место заняли вопросы военной политики как составной части общей политики партии, что нашло широкое отражение в Программе РКП (б), в тезисах ЦК по военному вопросу и резолюции по военному вопросу. В докладе было показано значение правильного решения военного вопроса для создания боеспособной Красной Армии с централизованным управлением и твердой воинской дисциплиной, с широким использованием военных специалистов под строгим контролем военных комиссаров. В докладе подчеркивалось, что военное строительство осуществляется под руководством ЦК РКП (б) и Советского правительства, раскрывались трудности, с которыми пришлось столкнуться при создании Красной Армии, ибо этот вопрос «был совершенно но­вый, он совершенно не ставился даже теоретически... Мы должны были сплошь и рядом идти ощупью... Мы брались за дело, за которое никто в мире и в такой широте еще не брался... А за­дача стояла ясно. Без вооруженной защиты социалистической республики мы существовать не могли»{13}. Поэтому «господствующий класс, пролетариат, если только он хочет и будет господ­ствовать, должен доказать это и своей военной организацией»{14}.

VIII съезд РКП(б) принял новую Программу партии, принципиальные вопросы которой были разработаны В. И. Лениным. Военная политика партии была определена и сформулирована съездом в двух документах: в программных требованиях по вопросам военной политики, отраженных в новой Программе, и в [123] развернутой резолюции съезда по военному вопросу, которая явилась развитием и дополнением сжатых программных форму­лировок.

В разделе Программы РКП (б), посвященной военной области, указывалось, в частности, что одной из важнейших задач в деле создания Красной Армии является «подготовка наиболее способных и энергичных и преданных делу социализма солдат к командным должностям». Вместе с тем обращалось внимание на «самое широкое использование и применение оперативного и технического опыта последней мировой войны» и в связи с этим необходимость широкого привлечения «к делу организации армии и ее оперативного руководства военных специалистов, прошедших школу старой армии». Необходимым условием такого привлече­ния считалось «сосредоточение общего политического руководства армией и всестороннего контроля над командным составом в ру­ках рабочего класса»{15}.

Как видим, в программных требованиях по военному вопросу не содержалось указания на то, что основной формой осуществ­ления контроля над командным составом должен являться конт­роль через институт военных комиссаров. Между тем в разверну­той резолюции съезда по военному вопросу было сказано, что необходимо, «продолжая привлечение военных специалистов на командные и административные должности и подбирая надежные элементы, установить над ними неослабный, осуществляемый через комиссаров, централизованный партийно-политический контроль, устраняя тех, кто окажется политически и технически непригодным». Здесь же говорилось о необходимости организо­вать «систему аттестаций командного состава, возложив на ко­миссаров периодическое составление таких аттестаций»{16}.

Таким образом, сопоставляя постановку вопроса о формах контроля над командным составом в Программе партии (через рабочий класс) и в развернутой резолюции съезда по военному вопросу (через институт военных комиссаров), можно сказать, что сосредоточение руководства армией и тем самым контроля над ее командным составом в руках рабочего класса является непреложным принципом строительства вооруженных сил в про­летарском государстве на весь период его существования, но формы этого руководства и контроля на разных этапах не долж­ны и не могут оставаться неизменными. Организацию контроля над командным составом через институт военных комиссаров партия рассматривала тогда только как одну из временных форм всей системы руководства командным составом. Поэтому в Про­грамме партии, где речь шла о более длительном периоде време­ни, эта временная форма контроля не указывалась. Однако суть в обоих документах была одна: «социалистическое государство не может бесконтрольно вверять свою новую армию военным специалистам, бывшим генералам и офицерам старой армии»{17}.

В докладе ЦК РКП (б) о военном положении и военной поли­тике партии был подведен итог более чем года строительства [124] Красной Армии. В докладе указывалось, что, поскольку вопрос о защите Советской Республики является главным, задача съезда состоит в том, чтобы, изучив всесторонне и трезво положение в Красной Армии к началу 1919 г. и опыт ее военного строитель­ства, «утвердить в качестве незыблемых те положения, которые оправдали себя, которые должны быть развиты»{18}. К одному из таких положений относилось подтверждение настоятельной необходимости обеспечить в кратчайший срок решительный переход к регулярной Красной Армии с широким использованием военных специалистов, в том числе и на командных должностях, при условии контроля за их деятельностью военных комиссаров. В докладе также отмечалось, что, хотя вокруг вопроса о военных специалистах возникло «чрезвычайно много горячих прений... этот вопрос в сущности разрешен теоретически и практически» (в Красной Армии находятся «уже не единицы, и не десятки, и не сотни, а десятки тысяч военных специалистов»), а также проверено на опыте: «где военные специалисты были привлечены, где была проведена реорганизация партизанской армии в армию регулярную», там были достигнуты «устойчивость фронта, военный успех», и, наоборот, где военные специалисты не нашли себе применения, «там мы пришли к полному разложению и исчезновению самих армий». Таким образом, «практически во всей армии мы пришли к использованию военных специалистов», практика также показала, что если и были случаи измены и предательства с их стороны, то, с другой стороны, «сплошь и рядом военные специалисты самоотверженно умирали на своих постах»{19}. В докладе подчеркивалось, что выборность командного состава существовала «в разложившейся старой армии, откуда она и перешла в партизанскую армию... Мы были за выборность, когда мы восстановляли солдат против верхов, которые служили царскому, помещичьему и буржуазному режиму», потому что «требованием смещения командного состава мы выносили вотум недоверия той системе, которая была в старой армии». Теперь же, при режиме пролетарской диктатуры, сменять тот командный состав, который ею назначен, значило бы выносить вотум недоверия этой власти. Практически вопрос уже потерял свою остроту: «Мы пришли к режиму, когда в армии командный состав назначается»{20}.

В вопросе о военных специалистах, говорилось далее в докладе, мы имеем не чисто военную, «а общую принципиальную проблему». Когда был поставлен вопрос о привлечении на фабрики инженеров и бывших капиталистических организаторов, из рядов фракции «левых коммунистов» началась жесточайшая «сверх­коммунистическая» критика, которая утверждала, что возвраще­ние инженера на фабрику означает возвращение командных постов в промышленности капиталу. Полная аналогия этой критики теперь переносится в область военного строительства, как будто возвращение в армию бывших офицеров означает восстановление бывшего офицерского корпуса и старой армии. Но сторонники [125] этой точки зрения забывают, что «рядом с командиром стоит комиссар, представитель Советской власти», что армия, «в кото­рой есть десятки тысяч военных специалистов, на практике по­казала, что она есть армия пролетарской революции. Рабочий класс сумел использовать военных специалистов не для воскре­шения старой армии, но для создания новой, Красной Армии»{21}.

Значительное внимание в докладе было уделено подготовке командного состава из рабочих и трудящихся крестьян — на кур­сах красных командиров и в военных академиях, усилению партийно-политической работы в Красной Армии; предлагалось также ограничить вмешательство партийных армейских ячеек «в деле военного руководства»{22}, а военных комиссаров — в опера­тивно-стратегические вопросы, являющиеся компетенцией ко­мандного состава, при сохранении контроля за его деятельностью.

Важно отметить, что еще в период подготовки съезда часть делегатов от Красной Армии, не согласных с линией ЦК РКП (б) в вопросах военной политики, и в особенности военного строительства, а также недовольных работой возглавляемого Троцким Реввоенсовета Республики, Всероссийского бюро воен­ных комиссаров во главе с Юреневым и т. д., выработала особую платформу, выставив на съезде содокладчика по военному вопро­су — члена Реввоенсовета 5-й армии бывшего «левого коммуни­ста» В. М. Смирнова. Эта группа делегатов съезда получила название «военной оппозиции». По своему составу она была не­однородной: ядро ее составляли бывшие «левые коммунисты», расходившиеся с ЦК РКП (б), В. И. Лениным по коренным во­просам марксистской теории и практики; в нее входили военные работники партии, о которых член реввоенсовета Восточного фрон­та С. И. Гусев в феврале 1919 г. писал, что «даже старым, видевшим виды» партийным работникам нелегко было «перело­мить» себя и осознать переход от добровольчества к принудитель­ной воинской повинности, от партизанских отрядов к регулярной армии, от выборного начала к назначению командного состава, «от преследования старого офицерства к его привлечению в ряды Красной Армии»{23}. Общим же для всех сторонников платформы «военной оппозиции» было стремление к сохранению в Красной Армии элементов партизанщины (отрядной системы, выборности командного состава и т. д.), крайне подозрительное отношение к военным специалистам и игнорирование их опыта и знаний.

В тезисах «военной оппозиции» и в содокладе Смирнова «О военной политике» главное место занимал вопрос об исполь­зовании военных специалистов{24}, по которому у «военной оппози­ции» якобы никаких разногласий с линией ЦК РКП (б), или, как выразился Смирнов, «с господствующими течениями в нашей воен­ной политике», не было. Действительно, в тезисах оппозиции от­мечалось, что «отсутствие у пролетариата собственного техниче­ски подготовленного командного состава делает совершенно неизбежным использование военных специалистов из среды [126] бывшего офицерства»{25}. Но это относилось лишь к бывшим офицерам и генералам, которые были преподавателями в военно-учебных заведениях, занимали различные административно-хозяйственные должности и т. д. В то же время содокладчик говорил о невозможности предоставления военным специалистам командных постов, а участие в решении оперативно-стратегических вопросов предлагал ограничить лишь совещательными функциями. Используя случаи измены некоторых военных специалистов, он бездоказательно утверждал, что они все тяготеют не к Советской власти, а к белогвардейцам и что в Красной Армии служит лишь худшая часть российского офицерства, а его луч­шие представители ушли к белым.

В тезисах «военной оппозиции» указывалось также, что ис­пользование военных специалистов будто бы способствует «бюрократизированию военного аппарата и обрастанию его па­разитическими чиновничьими элементами и учреждениями», по­этому бывшие офицеры не могут быть составным элементом Крас­ной Армии и их следует использовать лишь как консультантов{26}. Игнорируя ленинский принцип учета неоднородности социально-классового состава буржуазных специалистов, и в част­ности значительной прослойки мелкобуржуазной интеллигенции в офицерском корпусе к концу 1917 г., оппозиционеры представля­ли его сплошь контрреволюционным. Взятый же партией курс на широкое привлечение в Красную Армию бывших офицеров и ге­нералов они рассматривали как уклонение «в значительной сте­пени... в сторону механического восстановления форм старой армии, в том числе и тех, которые в свое время обусловливались не потребностями военной техники, а классовыми отношениями дореволюционного порядка»{27}.

Таким образом, точка зрения «военной оппозиции», несмотря на попытки замаскировать ее различными туманными формули­ровками и оговорками, по существу, сводилась к продолжению борьбы против линии В. И. Ленина и ЦК РКП (б) на широкое использование опыта и знаний военных специалистов для соз­дания массовой регулярной Красной Армии.

В связи с большим количеством записавшихся для выступле­ния в прениях по военному вопросу, съезд принял решение перенести их на заседания военной секции, в работе которой приняли участие 85 делегатов; заседания секции проходили 20 марта (одно) и 21 марта (два). В ходе развернувшихся пре­ний представители «военной оппозиции» выступили против курса ЦК РКП (б) и Советского правительства на широкое привлечение бывших генералов и офицеров, так как это якобы вело к восста­новлению в Красной Армии «самодержавно-крепостнических по­рядков»{28}, к которым представители оппозиции относили введе­ние в Красной Армии твердой воинской дисциплины и воинских уставов, предусматривавших, в частности, взаимные приветствия (приложение руки к головному убору) подчиненного и началь­ника. [127]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.