Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Драконы и линормы.



Драконы и линормы.

 

Тысячелетиями лежит дракон на золотых сокровищах. Крылья его покоятся на королевских коронах, драгоцен­ных камнях и сундуках, набитых блестящими кольцами. Зорки его огненные глаза, а пасть изрыгает пламя и дым. Лишь изредка выползает чудовище из своей пещеры, с шумом летит над морем, оставляя за собой дым и ис­кры, как падающая звезда. У людей подгибаются колени от страха: только бы укрыться где-нибудь поскорее. Немногие смельчаки отваживаются проникнуть в его пе­щеру, чтобы отвоевать сияющий клад. И никто не воз­вращается назад. Меч скользит из ножен... но его уже встречают скрюченные когти. Тлетворное дыхание дра­кона разъедает щит и приносит смерть. И вот выбеленные веками черепа героев становятся убежищем для змей и мышей.

Лишь время побеждает страшного дракона. Сон его раз от разу становится всё длиннее и длиннее. Сменяет­ся не одно поколение людское, и вдруг появляется в не­бе дракон и снова предвещает войны, чуму и всяческие беды, вселяя ужас в сердца.

В наши времена дурные предвестия дремлют. Дракон стал преданием. Он спит тяжёлым смертным сном. Зия­ют его пустые глазницы, крылья бездвижны.

Т. Киттельсен

Т. Киттельсен. Дракон, охраняющий сокровища. 1892

 

У многих народов дракон стал олицетворением злых сил — разве что в восточных преданиях бывает по-другому.

 

Некоторые утверждают, что предания о драконах возникли в Китае, но на самом деле хтонические змееподобные существа из-под земли и из глубин морских встречаются в фольклоре всех народов. В поисках рацио­нального объяснения этому возникло предположение, что источником всех легенд стали скелеты динозавров: находя скелеты древних животных, наши предки пытались представить себе их облик — так появились исто­рии о драконах.

В Китае драконы считались божественными животными, наделёнными не­обычайной мудростью. Они к тому же были символом императорской власти. В аптеках Китая долгое время продавали лекарства, в состав ко­торых входил истолчённый драконий зуб. Многие из этих зубов принадле­жали динозаврам, и возраст их был сто пятьдесят миллионов лет! По другой версии, легенды о драконах привозили путешественники, уви­девшие питонов или варанов в Индии и Индонезии.

Интересно, что в Норвегии появление легенд об огнедышащих крылатых чудовищах тоже связывают с природным феноменом. В июле 1240 года король Хокон Хоконсен видел комету — огромную звезду с длинным хво­стом. В 1564 году один священник заметил в небе что-то, напоминающее «горящий сноп соломы». В Эстердале рассказывали, что «дракон выгля­дит как сноп искр и можно увидеть его перелетающим от горы до горы». А в другом районе Норвегии в светлые лунные ночи можно было наблю­дать маленькие огоньки, летавшие с огромной скоростью по воздуху. Скорее всего, это были метеориты, кометы и падающие звёзды. Между прочим, в Солёре, что в Хедмарке, кометы до сих пор продолжают назы­вать «драконами».

 

Находим мы описания драконов, жутких существ, врагов всего живого, и в древнескандинавских мифах. В «Старшей Эдде» говорится о чёрном драконе Страны Мёртвых — Нидхёгге, который терзает трупы умерших. И страшный Рагнарёк, конец мира, знаме­нует появление чёрного дракона:

 

Вот прилетает
чёрный дракон,
сверкающий змей
с Тёмных Вершин;
Нидхёгг несёт,
над полем летя,
под крыльями трупы —
пора ей исчезнуть.

 

В «Младшей Эдде» рассказывается о драконе Фафнире. Однажды на прогулке бог Локи убил выдру, которая оказалась че­ловеком. Чтобы откупиться от отца погибшего юноши, богам при­шлось отдать очень много золота, в том числе и волшебное кольцо, преумножавшее богатства. Добыли его силой в стране чёрных аль-вов, поэтому на кольце лежало проклятье: любой, завладевший кольцом и золотом, поплатится своей жизнью. Так и случилось. Сы­новья убили отца, чтобы завладеть богатством, а потом перессори­лись между собой: Регин бежал, а Фафнир превратился в дракона и стал хранителем сокровищ.

Регин встретил славного воина Сигурда и уговорил его убить дракона. Когда же убийство свершилось, Регин напился кро­ви своего брата и лёг спать, велев Сигурду изжарить сердце драко­на. Случайно конунг обмакнул палец в кровь дракона и попробо­вал её. Тогда случилось чудо — Сигурд начал понимать язык птиц.

Он услышал разговор двух синиц, обсуждавших зловещие планы Регина, который решил отомстить победителю дракона за смерть брата. Сигурд убил коварного союзника и забрал всё золото себе. Но проклятые сокровища принесли ещё много несчастий своим владельцам.

 

Упоминания о волшебном кладе и герое, добывающем его, встречаются у разных народов: в «Старшей Эдде» это Сигурд, в датской традиции во­ин носит имя Сивард. Но истоки всех преданий мы находим в древнегерманском эпосе. Главный герой «Песни о Нибелунгах» Зигфрид завоёвы­вает несметные сокровища Нибелунгов, но золото, к несчастью, прино­сит только горе и смерть.

 

С приходом христианства образ дракона становится од­ним из обличий сатаны. Битва рыцаря с драконом — это борьба до­бра со злом, Бога с дьяволом. В Апокалипсисе огромного красно­го дракона с семью головами и десятью рогами побеждает воинст­во ангелов во главе с архангелом Михаилом.

Самым известным змееборцем можно назвать святого Георгия, предания о котором распространились по всему свету. Римский воин Георгий в 303 году претерпел мученическую смерть за то, что был христианином. Легенда рассказывает, что он изба­вил от дракона город в Ливии. В Норвегию предание пришло в позднее Средневековье и очень быстро распространилось. Суще­ствует множество баллад о кровожадном драконе, который хотел поживиться мясом христиан и напиться крови невинных девушек. Однако смелый рыцарь спасает королевскую дочь, которой выпал жребий отправиться на съедение змею, и отказывается от награды, потому что он слуга Господа.

 

Миф о борьбе бога или героя со змееподобным чудовищем существует практически во всех культурах. Можно вспомнить хотя бы борьбу Тора с Мировым Змеем или русские сказки про Змея Горыныча. В русской тра­диции легенда о борьбе с драконом известна как «Чудо Георгия о змие». Сам же Георгий-победоносец стал покровителем Москвы, его изображе­ние находится на гербе города.

 

Деревянная голова дракона на носу корабля — излюбленное викингами украшение. Чудовище должно было вселять ужас в сердца врагов. Однако по возвращении домой голову снимали, потому что дракон мог напугать ландветтер — покровителей род­ной земли (см. статью «Скрытый народец»).

По старинной норвежской пословице, «нет на свете та­кого змеёныша, который не хотел бы стать драконом». Рассказыва­ют, что драконы происходят от обыкновенных змей. Когда змея со­всем состарится, говорят одни, у неё вырастают крылья и она взле­тает драконом. Другие сказания описывают более сложный способ. Если змея убьёт петуха, говорят они, то у неё вырастут кры­лья, если после этого она нападёт на лошадь, то у неё появится гри­ва, а после того как змея убьёт человека, наградой ей станет коль­цо вокруг шеи, и она сможет считать себя полноценным драконом. А некоторые сказания повествуют о змеиной битве, которая так ужасна, что люди редко осмеливаются смотреть на неё. Когда семь или девять змей сражаются между собой и одна начинает проигры­вать, то остальные окружают её и жалят, и она обращается в ка­мень. После этого выживших неодолимо тянет к воде. Первая из них, что сумеет напиться, возвращается к окаменевшей змее, куса­ет её и, превратившись в крылатого дракона, улетает.

Обычно драконы селятся в горах, но их жилище всегда располагается неподалёку от моря или озера. Они выбирают пе­щеру поглубже и дремлют там в глубине, охраняя сокровища. И только по ночам людям иногда случается увидеть дракона, ле­тающего от горы к горе.

 

Сверканье драконьего клада манило многих искателей приключений, но заполучить драконьи сокровища — задача поис­тине не из лёгких. И совсем уж немыслимо справиться с ней без вол­шебных снадобий и тайных знаний. Необходимо три раза обойти вокруг горы дракона, непрестанно повторяя заклинание, поминая имя Всевышнего, Девы Марии и взывая к ангелам. Даже если смель­чаку повезёт и он отыщет пещеру с сокровищами в отсутствие дра­кона, с собой непременно надо иметь серебро, мускус и немного воды из подземного источника. Воду нужно вылить на клад — толь­ко тогда можно прикасаться к сокровищам.

 

Появление дракона может предвещать пожар, смерть или войну. Как ни странно, норвежские драконы обычно мало интересуются похищением красавиц. Только в Мёре рассказыва­ют о летучем змее, который воровал девушек и уносил их к себе в пещеру.

Т. Киттельсен. Пробуждение дракона. 1903

 

Священник Фэйе, собиравший истории о драконах, по­вествует о победе над чудовищем. Как-то раз, перед" самым венча­нием, молодая невеста захотела полюбоваться собой в свадебном наряде. Но зеркала в церкви не было, а наряд был так красив, что решила она посмотреться хотя бы в воду озера, что было в не­скольких шагах. С тех пор девушку никто больше не видел. И как ни искали её — найти не смогли.

А потом неподалёку от этих мест видели дракона. Пыта­лись его убить, стреляли в него — бесполезно: дракон был неуязвим. И тогда священник из той самой церкви отлил две пули из фамиль­ного серебра, взял с собой слугу и отправился на озеро подстере­гать злого змея, который не заставил себя долго ждать. Заго­ворённые пули смогли пробить броню чудовища, хоть и не сразу. Когда мёртвый дракон упал в воды озера и пошёл ко дну, священник и его слуга поднялись в горы и нашли его пещеру. Там хранились не­сметные сокровища, а на груде серебра лежала и свадебная коро­на несчастной невесты.

Олаус Магнус рассказывает об убийстве дракона в Кон­стантинополе, где Харальд Суровый, вождь варягов, и его слуга сражались с чудовищем в подземной тюрьме. Сначала слуга уда­рил страшилище молотом и свалил его с ног, а Харальд добил его кинжалом.

На севере Норвегии, на побережье Офотена, лежит ог­ромный камень, прозванный Серебряным. О нём говорят, что в старину он был жертвенником. Под камнем есть глубокая нора — обитель дракона. Тело у него змеиное, а голова и руки — челове­чьи. Этот дракон может предсказать мореходам судьбу, и поэтому ему приносили подношения и перед отплытием, и после возвраще­ния с добычей.

В некоторых частях страны рассказывают о следах дракона. В горах находили отпечатки ног с пальцами размером в два раза больше человеческих. Но самих драконов давно уже не видели.

Однако царём всех змей в Норвегии считается не дра­кон, а линорм. Он во многом похож на дракона, но о его внешно­сти нет однозначных сведений. Известно только, что линорм во много раз больше обыкновенной змеи и иногда крылат. Он может ничем не отличаться обликом от гигантского змея, но порой описы­вают линормов, у которых есть две передние лапы (у драконов же может быть как четыре, так и две лапы), острый рог и густая грива на голове, а также длинный хвост, увенчанный ядовитым шипом. Глаза линорма похожи на огромные тарелки, длинный раздвоен­ный язык свисает из пасти. В Валдресе говорят, что линорм белый и на шее у него красная полоса, а в других областях Норвегии — что у него на спине зигзагообразный узор. В Эстедале рассказыва­ют, что своим именем линормы обязаны своим любимым деревь­ям — липам, возле которых им так нравится селиться (норвежское слово linde переводится как «липа»), но на самом же деле это древ­нее название, сохранившееся и в немецком языке, состоит из двух частей, каждая из которых в переводе означает «змей».

 

Целых две коммуны в Норвегии выбрали линорма в качестве символа на гербе.

В Стьёрдале символ заимствован с поздравительного письма от 1344 года. На старой печати округа нахо­дилось изображение святой Маргариты, стоящей на поверженном линорме. Она была девушкой из бога­той семьи из Антиохии в Сирии, претерпела мучени­ческую смерть около 300 года, но помимо этого сла­вилась тем, что победила дьявола в обличье линорма. Главная церковь округа была посвящена этой святой, поэтому она стала покровительницей города.

А округ Скиптведт выбрал линорма из-за предания, которое связано с чудовищем, долго жившим в окру­ге и мучившим народ. Каждое утро он прилетал и об­вивался вокруг шпиля церкви, а ночами улетал. У змея была грива, как у лошади, змеиное тело и кры­лья. Никто не мог войти в церковь, пока линорм был там, но в конце концов его убили отравленной стре­лой. Линорм упал в озерцо к востоку от церкви, и с тех пор вода в нём потемнела, стала непригодной для питья. Озерцо так и называют — Драконья дыра.

 

Считается, что линорм достаточно умён. Он хищник, по­стоянно мучимый голодом, и питается мясом лошадей и овец, кото­рых заглатывает целиком.

Как и дракон, линорм охраняет сокровища. В одном мес­течке линорм охранял клад, равный налогам, собранным со всей страны за семь лет. Змей был настолько большой, что обвивал всю гору. Если кому-нибудь случалось проходить мимо, то его встречал изрыгаемый линормом огонь и ужасающий грохот. В другой час­ти Норвегии говорили о кладе, которого хватило бы на то, чтобы кормить всю страну в течение тридцати лет. Но он так и лежал, не принося никому добра, ибо никто не мог подступиться к богатству, которое охраняли линорм и волшебный лев.

 

Как видим, норвежские драконы и линормы только и делают, что охраня­ют несметные сокровища. В русской традиции змеи ведут себя немного по-другому. Вы, конечно, сразу вспомните о Змее Горыныче и Никите Ко­жемяке. Змей в наших сказках и преданиях обращается в человека, имен­но поэтому он не только губит народ, но часто похищает царевен и бе­рёт их себе в жёны. Иногда, принимая облик прекрасного молодца, змей подговаривает влюбившихся в него девушек убить брата или мужа. Но не всегда змеи обладают дурным характером.

На Урале, например, существует множество преданий о Великом Поло­зе и его дочерях Змеёвках. Полоз был хозяином всех богатств в горах и под землёй. Огромный змей иногда принимал вид человека — доброго старичка, а дочери — прекрасных девушек. Полоз мог указать старате­лям, в каком месте искать золото, а мог и «отвести» золотую жилу, если человек был нечестен, жаден и не относился бережно к владениям Горно­го хозяина.

Много удивительных рассказов сохранилось на Урале и про Голубую змейку, и про Медной горы Хозяйку. Змейка оборачивалась девушкой и могла как накликать беду, так и щедро одарить. Хозяйка Медной горы, необыкновенно красивая женщина, одетая в зелёное, как бы малахито­вое, платье, принимала вид ящерки с человеческим лицом (не правда ли, напоминает дракона с побережья Офотена?). Хозяйки подземных сокро­вищ очень справедливы: сначала они испытывали человека, а потом мог­ли щедро одарить или страшно наказать.

 

Раз есть в норвежских преданиях чудовища, то всегда на­ходится и герой, способный их одолеть. Существует поверие, при­писывающее саамам дар изгонять всякую нечисть.

 

Одна деревня очень страдала от змей. И вот как-то раз странствующий саам согласился за плату избавить на­селение от такой напасти, разузнав хорошенько заранее, что в ок­руге не встречали белого змея. Ведь от простых гадов он знал сред­ство, а победить могучего царя змей простому человеку было не под силу. Юноша потребовал собрать со всей деревни одежду, всю её надел на себя, а затем отправился в лес и разложил огром­ный костёр. Потом он достал флейту и начал играть. Вскоре со всех сторон к нему потянулись змеи, они ползли прямо в костёр. От ка­ждого сгоревшего змея поднималась жуткая вонь. Так продолжа­лось довольно долго. Саам, конечно, испугался такого количества гадов, но оставался у костра, продолжая играть на флейте. Внезап­но со стороны горы раздался грохот — это из своей пещеры вылез сам гигантский царь змей. Он сверкал глазами и со страшной ско­ростью несся на отважного человека, желая сразу же проглотить его. Юноша начал прыгать туда и обратно через костёр, не пре­кращая играть на флейте. Линорм следовал за ним и постепенно сгорел. Поднялась ужасная вонь. С линормом было покончено, а саам спасся, хотя получил много ожогов. С тех пор в округе никто не страдал от змей.

 

Но есть и другая история.

 

Один юноша, прознав, что в соседнем селении страдают от змей, вызвался помочь. Нашёл в горах полянку, разло­жил там огромный костёр. Но прежде чем зажечь его, ещё раз спро­сил, водятся ли в округе линормы. Юношу заверили, что ни разу не только не видели, но и не слышали об этом. Тогда смельчак зажёг костёр, а сам залез на высокое дерево и стал призывать змей. Пе­ред этим он сказал: «Если первыми появятся большие змеи, тогда всё будет хорошо, если же сперва приползут маленькие, то наста­нет мне конец». И вот появилось несметное количество змей: снача­ла малюсенькие, потом всё больше и больше. Все они попадали в огонь и погибали. Но вот в горе раздался ужасный шум, юноша за­кричал от страха. Огромный змей кинулся на дерево, но достал только до нижних ветвей. Следом за ним появился другой, ещё боль­ше и страшнее. И он попытался достать юношу, но не смог — храб­рец залез на самую верхушку. Тогда появился третий, самый боль­шой и страшный. Он вытянулся во всю свою длину, достал до самой верхушки дерева, схватил юношу и увлёк его за собой в огонь.

С этой поры в округе змеи не появлялись. Но самое уди­вительное, что на той полянке на горе Летьенберг больше не растёт трава, и даже снег не ложится там зимой.

 

С древних времён сохранилось поверье — если съесть белого змея, или линорма, или дракона, то обретёшь сверхъесте­ственную силу: станешь очень мудрым и сможешь видеть прошлое и настоящее. О неудачных попытках добиться этих даров рассказы­вают множество историй: некий искатель тайных знаний с великими трудностями ловит белого змея с красно-жёлтой полосой вокруг шеи, варит его и собирается съесть. Но тут что-нибудь заставляет выйти его на улицу, а в кухню заходит маленький ребёнок и пробу­ет приготовленное блюдо. Дитя радостно бежит к взрослым и рассказывает, к примеру, что корова скоро родит рыжего телёнка. А по волшебному закону дар получает только первый попробовав­ший змея, так что можно себе представить «радость» неудачливого охотника за мудростью.

Про человека разумного и сведущего в Норвегии до сих пор говорят, что «он белого змея съел».

Давно уже рыцари в сияющих доспехах не собираются на битву с драконом, чтобы освободить прекрасную принцессу, и мудрые линормы не предсказывают судьбу морякам, но тёмными беззвёздными ночами нет-нет да и промелькнёт в воздухе непонят­ный огонёк, пропадёт овца на сетере или найдут в горах странные следы. А то какой-нибудь малыш удивит вдруг всех недетским умом и проницательностью, и задумаются соседи: взаправду ли исчезли со света все белые змеи, драконы и линормы.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.