Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Социальные типы 9 страница



«Приличная обмундировка» за одиннадцать с полтиной сразу вызывает в памяти «костюм на любую мерку» за одиннадцать рублей восемнадцать копеек из лодзинского сукна. Пока не удалось установить, существовало ли лодзинское производство в 60-х годах прошлого века, когда начали публиковать роман Достоевского. Но вот «манишки коленкоровые — великолепнейшие» помогают представить степень бедности той среды, к которой принадлежали Мармеладовы, безуспешно пытающиеся показать себя людьми из общества.

Покрой фрака не позволял скрыть плохо скроенных брюк. Уже в конце XVIII века это вызвало к жизни подтяжки из эластичной ткани, конструкция которых почти не изменилась до сих пор, разве что со временем они стали пристегиваться к брюкам не пуговицами, а металлическими замочками. Необходимо заметить, однако, что подтяжки не носили военные — это считалось уделом штатских. Довольно долго, до середины 20-х годов XIX века, фрачные панталоны застегивались сбоку, так как застежка спереди требовала особого искусства, особенно если фигура заказчика была излишне грузной.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к фраку модой, многие, даже молодые мужчины, прибегали к корсету, а истинные денди носили один и тот же фрак не более трех недель, не давая сукну залосниться.

 

Шлейф

Шлейф — волочащееся по полу заднее полотнище женского платья. Шлейф был известен уже в средневековье и неоднократно появлялся и исчезал в модной одежде вплоть до Первой мировой войны, после которой женское платье для повседневного ношения никогда не опускалось ниже щиколоток. Шлейф мог быть съемным.

В первые годы ХIX века шлейф был моден до 1807 года, хотя с 1805-го стал уменьшаться. С 1808 года дамские платья начали заметно укорачиваться. Сначала были видны только башмаки, а в 1810-м наряды достигали лишь щиколоток. С такими платьями шлейфы уже не носили.

Со временем, к 40-м годам, платья вновь удлиняются, и особенно заднее полотнище юбки. С появлением в 1870 году турнюра шлейф приобретает особое значение и часто достигает очень большого размера даже в повседневной одежде, помогая формировать новый, изогнутый силуэт.

«Идет по бульвару, а сзади пустит шлейф в полтора аршина и пыль метет; каково идти сзади: или беги обгоняй, или отскакивай в сторону, не то и в нос и в рот она вам пять фунтов песку напихает. К тому же это шелк, она его треплет по камню три версты из одной только моды, а муж пятьсот рублей в сенате в год получает: вот где взятки-то сидят» (Ф.М.Достоевский. «Подросток»).

Когда шлейф вернулся в повседневную модную одежду, сформировались вполне определенные правила приличия, которые не позволяли ходить в платье со шлейфами по улице. Это дурно характеризовало женщину. Вот что писали журналисты: «Платья остаются по-прежнему длинны и полны; все те, которые назначены для больших вечеров и для торжественных случаев, образуют заметный трен. Эта мода также хороша и прилична в салонах, как смешна и неуместна в прочих случаях — все в своем месте»[527].

Тем более неприличным считался шлейф к уличному костюму после 1870 года — времени появления турнюра.

Умение пользоваться шлейфом требовало особых навыков. Изяществу при обращении со шлейфом уделялось особое внимание. Марта Вильмот, подробно описавшая нравы общества в начале царствования Александра I, сообщала в письме: «Китти облачила меня в белую атласную юбку, поверх нее надела креповое платье с великолепной турецкой отделкой, о которой она уже имела честь однажды упомянуть. Шлейф платья был закреплен наверху совершенно в ее манере, но вместо ленты через плечо шла такая же, как на платье, отделка с блестящей золотой кистью, которая свисала с плеч до того изящно, что даже князь Барятинский, которому 65 лет, явился на другой день к княгине с комплиментами по этому поводу, причем с самым серьезным видом. Все описываю столь подробно, ибо кисть эта произвела необыкновенную сенсацию, а моя манера поддерживать шлейф обсуждалась по всей Москве и на 5 верст в округе»[528].

Как обязательный элемент парадного придворного платья шлейф существовал постоянно, вплоть до 1917 года.

Упомянутый в «Модном магазине» трен — то же, что и шлейф. Термины «шлейф» и «трен» использовались в модном лексиконе равнозначно — ни одному не отдавалось предпочтения. Так, в 1876 году при описании зимнего костюма было сказано: «Юбка из бледного, водянисто-зеленого крепа на шелковом чехле того же цвета, гарнирована на шлейфе густым широким воланом». А в описании модного летнего туалета в том же журнале сообщалось: «Юбка с треном, сзади без всякой отделки, кроме трех больших бантов из черной бархатной ленты, положенных вдоль очень глубокой средней складки»[529].

В мемуарной литературе встречаются описания тренов, предназначенных для особо торжественных случаев. Фрейлина императрицы А.Ф.Тютчева записала в своем дневнике от 25 октября 1853 года: «Сегодня состоялось крещение великой княжны Марии Александровны. Все было обставлено с величайшей помпой и торжественностью. На императрице был трен, обсыпанный бриллиантами и драгоценными камнями»[530].

В конце XIX — начале XX столетия предпочтение отдавалось термину «трен», часто встречающемуся в художественной литературе и поэтических произведениях того времени. Например, в уже упоминавшемся стихотворении А.Белого «Маскарад» (см. «Серый»).

Так же как и шлейф, трен мог быть съемным и приспосабливался к различным нарядам.

В художественной литературе ХIX века при описании женского костюма нередко упоминается «хвост» как деталь платья. Так, Достоевский пишет о «платье с длиннейшим и смешным хвостом» на Соне Мармеладовой.

Хотя название «хвост» носит явно иронический характер, оно появляется и в мемуарной литературе.

А. О. Смирнова-Россет сообщает в своих записях: «9-го числа я еще жила в Аничкове, меня разбудила девушка со словами: "Скорее, скорее, я приготовила уже голубой хвост с серебром. Императрица благополучно родила сына, и все едут в Зимний на молебен и крестины"»[531].

Смирнова-Россет пользуется тем же определением «хвост», когда описывает подарки, присланные императрицей: «Государыня на Страстной неделе прислала мне желтый, разубранный букетами хвост, вышитый серебром, и юбку, всю вышитую серебром, а Эйлер — голубой дымковый, весь вышитый серебряными цветами, и такую же юбку»[532].

В 70-х годах ХIХ века дамы стали прибегать к «пажу» — резиновому или тканому жгуту с застежкой, который позволял подтягивать шлейф и не давал ему волочиться по тротуару. «Паж» крепился на талии и спускался вниз поверх юбки. На бальных платьях к шлейфу подшивались петли из ткани платья, благодаря которым женщины могли танцевать, подхватив шлейф, ведь съемных шлейфов первого десятилетия ХIХ века уже не носили.

Шлейф стал своеобразным символом моды минувшего столетия, закончившегося в истории костюма лишь перед Первой мировой войной. XX век создал иной облик женщины, для которой длинное платье со шлейфом может быть лишь эпизодом, а не повседневностью.

 

В конце ХIX века жители Петербурга первыми познакомились с исследованиями безымянного французского автора о дамских модах уходящего столетия. Что же влияло на вкусы публики в Париже? Конечно же театр.

«Во всех салонах все разговоры велись главным образом о новых пьесах, о необычайных талантах актеров и актрис, певиц и танцовщиц... Казалось, театр пробудил во всех тщеславие, всем захотелось использовать свои силы на подмостках.

„Каждый салон превратился в сцену — пишет Огюст Вильмо, модный хроникер той эпохи. — Каждая ширма служит кулисой, а каждый тесть заменяет суфлера"»[533].

С некоторыми поправками на российскую действительность XIX века, это утверждение справедливо и для России.

 


[1] «Московский телеграф», 1828, № 22, с. 263.

 

[2] Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891, с. 127.

[3] «Московский телеграф», 1827, № 12, с. 183.

 

[4] «Московский телеграф», 1827, № 19, с. 166.

 

[5] Хороший тон в общественной и семейной жизни. СПб., 1885, с. 175.

 

[6] Названия цветов материй в XVIII веке. — «Северная пчела», 1844, № 196.

 

[7] Стихи на платье греческое, в кое Ее Императорское Величество изволила одеваться в маскараде. СПб., 1771.

[8] Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух. М. 1829, с. 90.

 

[9] Пыляев М. И. Старый Петербург. М 1990, с. 383, 396.

 

[10] Алексеев С. С. Цветоведение для архитекторов. М. — Л., ГОНТИ, 1938; Алексеев С. С. Декоративная живопись. М., Академия архитектуры СССР, 1949.

 

[11] Касьян Касьянов. Наши чудодеи. Летопись чудачеств и эксцентричностей великого рода. СПб., 1875, с. 107 — 108.

 

[12] См.: Жукова М. С. Дача на Петергофской дороге, 1845.

[13] Сопоставление года первой публикации повести Пушкина — 1837-й — и произведения малоизвестной писательницы Жуковой говорит о том, что особый смысл гороховый цвет приобрел только во второй половине ХIX столетия.

[14] «Московский телеграф», 1826, № 5, с. 41; 1820, № 9, с. 58.

 

[15] «Московский Меркурий», 1803,№ 10.

 

[16] «Московский телеграф», 1825, № 22, с. 455; 1826, № 5, с. 42.

 

[17] «Модный магазин», 1863, № 6, с. 76.

 

[18] «Московский телеграф», 1827, № 20, с. 216.

 

[19] «Московский телеграф», 1825, № 11, с. 188.

 

[20] Касьян Касьянов. Наши чудодеи. Летопись чудачеств и эксцентричностей великого рода. СПб., 1875, с. 17.

[21] «Московский телеграф», 1828, № 8, с. 540.

 

[22] «Московский телеграф», 1825, № 15, с. 328.

 

[23] «Московский телеграф», 1827, № 18, с. 119.

 

[24] «Московский телеграф», 1827, № 24, с. 94.

 

[25] «Московский телеграф», 1827, №9, с. 54.

 

[26] «Московский телеграф», 1826, № 7, с. 127.

 

[27] «Московский телеграф», 1828, № 13, с. 125.

 

[28] «Молва», 1831, № 3.

 

[29] «Мода», 1856, № 24, с. 193.

[30] «Московский телеграф», 1827, № 6, с. 103.

 

[31] «Московский телеграф», 1827, № 14, с. 61.

 

[32] «Московский телеграф», 1826, № 13, с. 54.

 

[33] «Модный магазин», 1863, № 8, с. 101.

 

[34] «Московский телеграф», 1825, № 22, с. 455.

 

[35] «Модный магазин», 1863, № 16, с. 198.

 

[36] «Московский телеграф», 1827, № 23, с. 151.

 

[37] «Московский телеграф», 1825, № 23, с. 476.

[38] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 50.

 

[39] «Московский телеграф», 1830, № 8.

 

[40] «Москвитянин», 1829, № 24.

 

[41] «Московский телеграф», 1829, № 7.

 

[42] Севергин В. М. Начертание технологии минерального царства. Т. 1. СПб., 1821 — 1822.

 

[43] «Московский телеграф», 1825, № 22.

[44] «Московский телеграф», 1828, № 5.

 

[45] «Московский телеграф», 1825, № 17.

 

[46] «Молва», 1832, №43, с. 171 — 172.

 

[47] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 65.

 

[48] Вавилов И. Справочно-коммерческий словарь. СПб., 1856, с. 174.

 

[49] Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987, с. 323.

[50] «Дамский журнал», 1826, № 7.

 

[51] Московский университет в воспоминаниях современников. М., 1989, с. 301.

[52] Георгий Иванов. М., 1989, с. 414.

 

[53] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. СПб., 1912 — 1913, с. 122.

 

[54] Прево Г. Искусство одеваться. СПб., 1892, с. 85.

[55] См.: АН СССР — Н.Я. Марру. М. — Л., 1935, с. 398.

 

[56] «Московский телеграф», 1828, № 6, с. 263.

 

[57] «Московский телеграф», 1825, №10, с. 179.

 

[58] «Московский телеграф», 1825, № 14, с. 310.

 

[59] «Московский телеграф», 1828, № 4, с. 600.

[60] «Московский телеграф», 1828, № 5, с. 135.

 

[61] Свербеев Д. Н. Записки. Т. 2. СПб., 1899, с. 293.

 

[62] Статьи по славянской филологии и русской словесности. Т. С1 (101). Сб. ОРЯС АН СССР. М., 1928, с. 104.

[63] Анненский И. Ф. Книга отражений. М., 1979, с. 227.

 

[64] Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987, с. 237.

 

[65] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 433.

[66] Набоков В. В. Николай Гоголь. — «Новый мир», 1987, № 4, с. 205.

 

[67] Мерсье Л.-С. Картины Парижа. Т. 1. М., 1935, с. 338.

 

[68] «Российский Феатр». СПб., 1788, ч. 23, с. 117 — 118.

 

[69] Пыляев М. И. Старое житье. М., 1887, с. 81.

[70] Словарь коммерческий, содержащий познания о товарах всех стран. Ч. 2. М., 1787 — 1792.

 

[71] Шишков А. С. Прибавления к сочинению, называемому Рассуждениями о старом и новом слоге. Ч. 2. М., 1804, с. 430 — 431.

 

[72] «Московский телеграф», 1827, № 3, с. 129.

 

[73] «Московский телеграф», 1827, № 6, с. 103.

 

[74] «Московский телеграф», 1825, № 9, с. 156.

 

[75] «Модный магазин», 1863, № 4, с. 55.

 

[76] «Московский телеграф», 1833, № 10.

 

[77] «Московский телеграф», 1830, № 1.

[78] «Московский телеграф», 1829, № 7, с. 357.

 

[79] «Журнал мануфактуры и промышленности». СПб., 1825, № 8, с. 48.

 

[80] «Московский телеграф», 1825, № 22.

 

[81] «Северная пчела», 1841, № 196.

[82] «Московский телеграф», 1828, № 6, с. 263.

 

[83] «Молва», 1832, № 9, с. 35.

 

[84] «Московский телеграф», 1829, № 8, с. 508.

 

[85] «Модный магазин», 1863, № 2, с. 23.

 

[86] «Московский телеграф», 1826, № 6, с. 80.

[87] «Северная пчела», 1841, № 196.

 

[88] Русские народные песни. Сб. 2. М. — Л., 1936, с. 67.

 

[89] «Молва», 1833, № 178, с. 311.

[90] Никулина Т. Е. Прилагательное «синий» в языке русских волшебных сказок (по сборникам и записям XIX века). — В сб.: История слова в текстах и словарях. Ставрополь, 1988, с. 113 — 120.

[91] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 61.

 

[92] Георгий Иванов, М., 1989, с. 472.

[93] Загоскин С. М. Воспоминания. — В кн.: Загоскин М. Н. Избранное. М., 1988, с 423.

 

[94] Свербеев Д. Н. Записки. Т. 1. СПб., 1899, с. 265.

 

[95] «Мода», 1856, №1, с. 93.

[96] «Молва», 1832, № 98, с. 379.

 

[97] «Молва», 1831, № 49, с. 367.

[98] «Молва», 1832, № 92, с. 378.

 

[99] «Молва», 1833, № 121, с. 483.

 

[100] «Молва», 1832, № 103, с. 410.

 

[101] «Молва», 1833, № 121, с. 483.

 

[102] «Молва», 1833, № 121, с. 483.

[103] «Дамский журнал», 1833, № 17, с. 220.

 

[104] «Молва», 1832, № 95, с. 374.

 

[105] «Литературные листки», 1824, № 6, с. 1 — 2.

 

[106] Yarwood D. The encyclopedia of world costume. New York, 1978, p. 26.

 

[107] «Мода», 1856, № 13, с. 105.

[108] «Парижские моды» (приложение к журналу «Нива»), 1875, № 27, модель 5.

 

[109] «Модный магазин», 1863, № 9, с. 112.

[110] «Молва», 1832, № 5, с. 19.

[111] «Молва», 1832, № 91, с. 363.

 

[112] Кубалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1987, с. 271.

 

[113] «Молва», 1831, № 7, с. 16.

 

[114] «Молва», 1833, №136, с. 544.

 

[115] «Модный магазин», 1863, №3, с. 37.

 

[116] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 145.

 

[117] «Молва», 1832, № 91, с. 364.

 

[118] «Молва», 1832, № 91, с. 363.

 

[119] «Молва», 1832, № 91, с. 364.

 

[120] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 298.

[121] «Московский телеграф», 1825, №3, с. 53.

 

[122] «Молва», 1831, №47, с. 336.

[123] «Молва», 1831, №40, с. 223.

 

[124] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания, с. 113.

 

[125] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 142.

[126] Минаев И. П. Старая Индия. Заметки на Хождение Аф. Никитина. СПб., 1882, с. 26.

[127] «Модный магазин», 1863, № 13, с. 162.

 

[128] «Московский телеграф», 1827, № 16, с. 134.

 

[129] «Молва», 1832, № 95, с. 379.

 

[130] «Молва», 1833, № 9, с. 35.

 

[131] Прево Г. Искусство одеваться. СПб., 1892, с. 83.

[132] «Модный магазин», 1863, № 12, с. 150.

 

[133] «Модный магазин», 1863, № 1,с. 13.

[134] «Модный магазин», 1863, № 1, с. 11.

 

[135] «Северная пчела», 1832, № 70.

 

[136] «Дамский журнал», 1832, № 2, с. 32.

 

[137] «Молва», 1831, № 47, с. 336.

[138] Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987, с. 339.

 

[139] «Мода», 1856, № 13, с. 106 — 107

 

[140] «Мода», 1856, № 16, с. 128.

[141] Дневник Елизаветы Ивановны Поповой. Из московской жизни 40-х годов. М., 1911,с. 220.

 

[142] Письма сестер М. и К. Вильмот из России. М., 1987, с. 220.

[143] Дневник Елизаветы Ивановны Поповой. Из московской жизни 40-х годов. М., 1911,с. 257.

[144] «Молва», 1833, № 118, с. 471 — 472.

[145] Андреев П. Русский товарный словарь. СПб., 1889, с. 187.

[146] Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. М., 1985, с. 71.

 

[147] Углов В. Н. Объяснительный словарь иностранных слов, употребляемых в русском языке. СПб., 1859, с. 86.

 

[148] Булгаков Ф. И. Художественная энциклопедия. Т. 1. СПб., 1886, с. 274.

 

[149] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 147.

[150] Иванов Е. П. Меткое московское слово. Быт и речь старой Москвы. М., 1985, с. 251 — 252.

 

[151] Yarwood D. The encyclopedia of world costume. New York, 1978, p. 192.

 

[152] Углов В. Н. Объяснительный словарь иностранных слов, употребляемых в русском языке. СПб., 1859, с.З.

[153] Вигель Ф. Ф. Записки. Т. 1. М., 1928, с. 179.

[154] Ключевский В. О. Собр. соч. в 8 т., М., 1959. Т. 8, с. 478.

[155] Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни. СПб., 1885, с. 298.

[156] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, какследует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 156.

 

[157] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 155.

[158] Кропоткин П. А Записки революционера. М., 1988, с. 40.

 

[159] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 317.

 

[160] Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1988, с. 67.

[161] Вавилов И. Справочный коммерческий словарь. СПб., 1856, с. 316.

[162] Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990, с. 66.

 

[163] Лотман Ю. М. Роман А С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1983, с. 80.

 

[164] Мильчина В. А. Маскарад в русской культуре XVIII — начала XIX в. — В сб.: Культурологические аспекты теории и истории русской литературы. М., 1978, с. 40.

[165] Каменская М. Ф. Воспоминания. М., 1991, с. 91.

 

[166] Юрьев Ю. М. Записки в 2 т. Т. 2. М., 1963, с. 201.

[167] Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891с. 182 — 183.

[168] Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891с. 139.

 

[169] Телешов Н.Д. Москва прежде. — В сб.: Московская старина. М., 1989, с. 478.

 

[170] Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891с. 139.

 

[171] Кони А. Ф. Купеческая свадьба. — В сб.: Московская старина, с. 146.

 

[172] Хороший тон в общественной и семейной жизни. СПб., 1885, с. 146.

[173] Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1990, с. 64.

 

[174] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 297.

[175] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 108.

 

[176] «Модный магазин», 1863, № 15, с. 185—186.

 

[177] «Модный магазин», 1863, № 11, с. 136.

 

[178] Вигель Ф. Ф. Записки. Т. 1. М., 1928, с. 25.

[179] Страхов Н. И. Переписка Моды, содержащая письма безруких мод. М., 1791, с. 199 — 200.

 

[180] Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М. — Л., 1964; с. 88.

 

[181] «Кабинет Аспазии», кн. 6, 1815, с. 46 — 47.

 

[182] Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обрядах ХIХ — начала XX века. М., 1984, с. 201.

[183] Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. М. — Л., 1928, с. 74.

 

[184] Хороший тон в общественной и семейной жизни. СПб., 1885, с. 194.

 

[185] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 124.

[186] Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы, М., 1990, с. 75.

 

[187] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 95.

 

[188] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 255.

[189] «Новое время», 1898, № 8115 — 8122.

[190] См.: Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983, с. 50.

 

[191] Свербеев Д. Н. Записки. Т. 1. СПб., 1899, с. 335.

[192] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 27.

 

[193] Пыляев М. И. Старое житье. М., 1887, с. 71.

 

[194] Пыляев М. И. Старое житье. М., 1887, с. 71.

 

[195] «Московский телеграф», 1825, № 3, с. 53.

[196] «Аглая», ч. 3, кн. 2, 1808, с. 68 — 69.

[197] Жихарев С. П. Записки современника. Т. 1, Л., 1989, с. 149.

 

[198] «Молва», 1831, № 25, с. 16.

 

[199] «Кабинет Аспазии», кн. 5. 1815, с. 90.

 

[200] «Аглая», ч. 3, кн. 2, 1808, с. 68 — 69.

 

[201] Чернова А. Д. Все краски мира, кроме желтой. М., 1987, с. 20.

[202] «Кабинет Аспазии». кн. 5, 1815,с. 90.

 

[203] Юрьев Ю. М. Записки в 2 т. Т. 1. М., 1963с. 127.

 

[204] Давыдов Н. В. Из прошлого. — В сб.: Московская старина, с. 75.

[205] Панаев И. И. Камелии. — «Современник», 1856, № 3, отд. V, с. 60.

 

[206] «Московский телеграф», 1825, № 5, с. 86.

 

[207] «Московский телеграф», 1829, № 3, с.433.

 

[208] Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни. СПб., 1885, с. 428.

 

[209] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 110.

[210] Верещагин В. А. Памяти прошлого. СПб., 1914, с. 70.

 

[211] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 110 — 113.

[212] Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1983, с. 231.

 

[213] Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух. М. 1829, с. 30.

 

[214] Греч Н. И. Записки о моей жизни. М., 1990, с. 190.

 

[215] Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух. М. 1829, с. 32

 

[216] Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух. М. 1829, с. 86

[217] Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух. М. 1829, с. 90

 

[218] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. СПб., 1912 — 1913, с. 122.

 

[219] См.: Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 65.

[220] Юрьев Ю. М. Записки в 2 т. Т. 1. М., 1963, с. 415 — 416.

 

[221] Юрьев Ю. М. Записки в 2 т. Т. 2. М., 1963, с. 85.

 

[222] «Молва», 1831, №33, с. 112.

[223] «Модный магазин», 1863, № 3, с. 40.

 

[224] Гнедич П. П. Книга жизни. М., 1929, с. 39.

 

[225] Хороший тон. Сборник наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни. М., 1911, с. 184.

 

[226] Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом. СПб., 1891, с. 142.

 

[227] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. СПб., 1912 — 1913, с. 122.

[228] См.: Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988, с. 167.

 

[229] «Московский телеграф», 1825, № 2, с. 35.

 

[230] Пыляев М. И. Старое житье. М., 1887, с. 104.

 

[231] Касьян Касьянов. Наши чудодеи. Летопись чудачеств и эксцентричностей великого рода. СПб., 1875, с. 199.

 

[232] Лотман Ю. М. Роман А С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1983, с. 140.

 

[233] «Молва», 1833, № 105.

[234] Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Т. 3. СПб., 1912 — 1913, с. 122.

[235] Григорович Д. В. Воспоминания. Л., 1928, с. 44.

 

[236] «Молва», 1833, № 78,с. 312.

 

[237] «Московский телеграф», 1826, № 6, с. 79.

[238] Гнедич П. П. Книга жизни. М., 1929, с. 29.

 

[239] «Модный магазин», 1863, № 11, с. 136.

 

[240] «Модный магазин», 1863, № 23, с. 278.

 

[241] «Московский телеграф», 1826, № 2, с. 300.

[242] «Московский телеграф», 1828, № 3, с. 457.

 

[243] «Московский телеграф», 1829, № 2, с. 392.

 

[244] Андроников И. Л. Примечания к собранию сочинений М. Ю.Лермонтова в 4 т. Т. 4. М., 1976, с. 488.

 

[245] Рассказы бабушки, собранные и записанные ее внуком Д. Благово. М., 1989, с. 387.

 

[246] «Молва» 1832, № 21, с. 83.

 

[247] «Модный магазин», 1863, № 9, с. 114.

 

[248] «Модный магазин», 1863, № 11, с. 136.

 

[249] «Московский телеграф», 1828, № 5, с. 36.

 

[250] «Мода», 1856, № 10, с. 84.

 

[251] «Московский телеграф», 1826, № 19, с. 144.

[252] «Московский телеграф», 1826, № 19, с. 143 — 144.

 

[253] «Московский телеграф», 1826, № 19, с. 144.

 

[254] .«Московский телеграф», 1826, № 7, с. 126.

 

[255] «Московский телеграф», 1825, № 3, с. 54.

 

[256] Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. М., 1989, с. 149.

 

[257] «Московский телеграф», 1825, № 3, с. 57.

 

[258] «Северная пчела», 1832, № 70.

[259] «Молва», 1832, № 17, с. 67.

 

[260] «Московский телеграф», 1829, № 6, с. 219.

 

[261] «Мода», 1856, № 20, с. 84.

 

[262] Лотман Ю. М. Роман А С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. М., 1983, с. 158.

[263] Вигель Ф. Ф. Записки. Т. 1. М., 1928, с. 125.

 

[264] Жихарев С. П. Записки современника. Т. 1, Л., 1989, с. 197.

 

[265] «Московский телеграф», 1825, № 2, с. 35.

 

[266] «Московский телеграф», 1828, № 2, с. 301.

 

[267] «Московский телеграф», 1826, № 15, с. 132.

 

[268] «Модный магазин», 1863, № 14, с. 232.

[269] Пыляев М. И. Старое житье. М., 1887, с. 71.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.