Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Санкт-Петербург 7 страница



Естественно, в итоге он потерял заработок, а его мать и дядя тем временем думали: «Что случилось? Где он? Может, люди перестали платить ему?» Полные дурных предчувствий, они стали расспрашивать благодетелей, платили ли они Речунгпе за его труды. Все говорили, что он получил все причитающееся. И только тогда они поняли, где он может находиться, равно как и то, что все дары отданы Миларепе. Любыми способами они пытались помешать такому ходу событий, но все усилия были тщетны. Юноша по-прежнему оставался с Миларепой и продолжал учиться Дхарме. И совсем недолго пришлось ждать, как в нем взросли Опыт и Постижение медитации. Благодаря овладению искусством Йоги тепла он научился довольствоваться куском простой материи из хлопка вместо одежды, и его стали называть Речунгпа[217].

Между тем все это очень злило мать и дядю Речунгпы. Они отправили ему котелок с наложенным на него проклятием[218]. В результате Речунгпа заболел проказой[219]. Надеясь на исцеление, он затворился в своей пещере и стал медитировать. Однажды его посетили пять индийских йогов, и Речунгпа предложил им немного жареного ячменя, присланного матерью и дядей. Во время еды индийцы восклицали:

– Какая ужасная болезнь! Какая ужасная болезнь!

Они поняли, что Речунгпа заразился проказой.

– Есть ли какое-нибудь средство от нее? – спросил тогда Речунгпа.

Один из йогов ответил: «Воистину ты – бедняга, достойный сожаления, – ответил один из йогов, – и я тебе сочувствую. Мой Гуру Уала Цандра, возможно, способен тебе помочь. Но он не собирается в Тибет, так что тебе придется отправиться в Индию.

Речунгпа испросил у Джецюна разрешения идти. Миларепа дал согласие и спел в подарок на прощание такую песню:

Я умоляю моего Гуру, к которому

питаю великую благодарность.

Я умоляю тебя взять под защиту и благословить

моего сына, Речунгпу!

Сын, ты должен отречься от мира

и упорно работать в Дхарме.

К Гуру, Йидаму[220] и Трем Драгоценностям

Обращайся открытым сердцем, а не просто словами.

Храни это в уме, путешествуя по Индии.

Принимая пищу стойкости в Самадхи

И нося одежды А Тунг[221],

Верхом на коне волшебного ума-праны[222]

Вот как, сын мой, ты должен путешествовать по Индии.

Ты должен всегда держать незапятнанный ум чистым,

Ты должен всегда помнить о светлом, как серебро, зеркале

Тантрического предписания

И соблюдать его без раздражения.

Храни это в уме, сын мой, когда будешь

путешествовать по Индии.

Если тебя будут преследовать и схватят бандиты,

Вспомни о никчемности Восьми мирских потребностей[223].

Не расточай свои силы и заслуги.

Путешествуй по Индии со спокойным и веселым умом.

Сын мой, с моими искренними пожеланиями

и благословением,

Пусть ты избавишься от своего недуга и будешь жить долго.

 

Затем Миларепа вернулся к своей медитации. Речунгпа же замазал глиной вход в пещеру и отправился с йогами в Индию. Придя туда, он встретил Ламу Уала Цаидру, который согласился дать ему полное поучение Гневного Держателя Удара Молнии с Орлиными Крыльями[224]. Помедитировав на него в течение некоторого времени, Речунгпа выздоровел.

По возвращении в Тибет он пришел в Долину Счастья и справился о местонахождении Джецюна, в ответ его собеседник сказал следующее:

– Недавно я слышал, что есть такой йогин Мила, однако в последнее время до меня не доходило никаких известий о нем.

Услышав это, Речунгпа встревожился. Он подумал: «Неужели мой Гуру умер?» – и с глубокой грустью пошел к Шелковой пещере. Он увидел, что глиняная стена, которой он перегородил вход, по-прежнему оставалась нетронутой. С мыслью об Учителе, умершем внутри пещеры, Речунгпа разломал стену и ринулся внутрь, но при виде Миларепы, прямо сидящего в медитации, почувствовал облегчение и высшую степень счастья. Он спросил Джецюна о его здоровье и благополучии.

В ответ Миларепа, выйдя из медитации, запел:

 

Я склоняюсь к ногам Марпы, Милосердного!

Я счастлив, потому что оставил своих родных.

Потому что оставил привязанность к своей стране –

я счастлив.

Я безразличен к этому месту – и я счастлив.

Потому что не ношу надменно одеяние священника –

я счастлив.

Потому что не стремлюсь к дому и семье – я счастлив.

Мне не нужно ни то, ни это – и вот я счастлив.

Потому что обладаю великим богатством, Дхармой, –

я счастлив.

Потому что не забочусь о собственности – я счастлив.

Потому что ничего не боюсь потерять – я счастлив.

Так как никогда не страшусь измождения – я счастлив.

Поскольку полностью осознал суть ума – я счастлив.

Мне не нужно заставлять себя угождать своим

благодетелям – я счастлив.

Поскольку не испытываю утомления и усталости –

я счастлив.

Так как мне не нужно ни к чему готовиться – я счастлив.

Так как все, что я делаю, созвучно Дхарме – я счастлив.

Поскольку не желаю движения – я счастлив.

Так как мысль о смерти не приносит мне страха –

я счастлив.

Бандиты, воры и грабители никогда не пристают ко мне –

Так что я просто все время счастлив!

Поскольку добился наилучших условий для практики

Дхармы – я счастлив,

Поскольку прекратил совершать злые дела и оставил

все вредное – я счастлив.

Поскольку следую Путем заслуг – я счастлив.

Поскольку отстал от ненависти и злонамеренности –

я счастлив.

Поскольку утратил всякую гордость и зависть –

я счастлив.

Поскольку понимаю ошибочность Восьми мирских ветров[225]

я счастлив.

Поскольку погружен в покой и уравновешенность –

я счастлив.

Поскольку использую ум, чтобы наблюдать за умом –

я счастлив.

Без надежды или страха, всегда я счастлив.

В Сфере не цепляющейся освещенности – я счастлив.

Не проводящая различий мудрость Дхармадхату –

сама по себе счастье.

Поскольку утвердился в самой природе постоянства,

я счастлив.

Поскольку позволяю Шести группам сознания течь

И возвращаться свободно к своей изначальной природе –

я счастлив.

Все пять лучезарных ворот восприятия –

Делают меня счастливым.

Остановить ум, который приходит и уходит, – счастье.

О! Как же я рад и счастлив!

Это песня веселья, которую я пою, –

Это песня благодарности моему Учителю

и Трем Драгоценностям.

Я не хочу другого счастья!

Благословением Будд и Учителей,

Дарители обеспечивают меня едой и одеждой.

Свободен от плохих дел, я буду полон радости

в момент смерти.

Со всеми хорошими делами и качествами,

я счастлив и теперь, пока живой.

Наслаждаясь Йогой, я поистине в высшей степени счастлив.

А ты, Речунгпа? Исполнилось твое желание?

 

– Я опять здоров, – сказал Речунгпа Миларепе. – Я получил, чего желал. Отныне я хотел бы пребывать в уединении и оставаться рядом с тобой. Пожалуйста, будь так добр, и дальше дари мне внутренние поучения.

Миларепа дал Речунгпе некоторые новые наставления и остался с ним в Шелковой Пещере. Посредством непрерывной практики медитации Речунгпа обрел совершенные Опыт и Постижение.

 

Это рассказ о том, как Миларепа встретил своего «сына сердца» в Пещере Жао.


Глава одиннадцатая

Добрый совет о редкой возможности практики Дхармы

 

 

Поклон всем Учителям!

 

И

з Жао Джецюн пошел в Пещеру Света в Рунпу и оставался там некоторое время. Однажды несколько молодых людей из его родных краев пришли навестить его.

Они сказали:

– Когда-то давно ты, чтобы отомстить, сокрушил всех своих врагов, теперь же столь истово практикуешь Дхарму. Это поистине чудесно и необыкновенно! Когда мы рядом с тобой, в нас возникает стремление посвятить себя религии, но когда мы возвращаемся домой, нас снова захватывает круговорот мирских дел. Как справиться с этим?

– Если человек действительно решился избавиться от страданий Самсары, – ответил Миларепа, – таких, как рождение, старость, болезнь, смерть и так далее, в его уме всегда будет мир, и уже не нужно будет прилагать никаких усилий. В противном случае ему надо помнить, что страдания в будущей жизни могут оказаться гораздо продолжительнее страданий в этой, а их груз может быть еще тяжелее. Вот почему чрезвычайно важно готовиться к следующей жизни. Пожалуйста, послушайте песню об этом:

 

Мы, живые существа, скитальцы вселенной,

Плывем в бурлящем потоке четырех страданий[226].

В сравнении с этим намного ужасней

Бесконечные будущие жизни в Самсаре.

Почему бы тогда не приготовить лодку

для "пересечения" потока?

Проблема наших будущих жизней –

гораздо более устрашающая

И заслуживает гораздо большего внимания,

Чем кошмарные демоны, духи и Яма.

Так почему же не приготовить себе проводника?

Даже черные страсти: стяжание,

ненависть и нерассудительность –

Не так страшны, как состояние неизвестности

нашего будущего,

Так почему бы не приготовить для себя противоядие?

Велико царство Трех сфер Самсары,

Но бесконечная дорога рождений и смертей еще больше,

Так почему бы не позаботиться о припасах?

Лучше бы вам практиковать Дхарму,

Если вы не можете дать себе никаких гарантий.

 

– Твой добрый совет очень полезен, – сказали молодые люди. – Мы придем к тебе и будем с тобой практиковать Дхарму. Однако, поскольку не имеет смысла истязать себя крайним аскетизмом, мы просим тебя, во имя сохранения средств твоих друзей и учеников: оставь себе крошечную долю имущества в подарок на память. А еще нам не совсем понятно, что ты имел в виду в своей песне. Пожалуйста, проясни это.

В ответ Миларепа запел:

 

Опора на опытного Учителя –

проводник в Самсаре и Нирване.

Бескорыстная благотворительность

обеспечит путешествие.

Как восходящая луна сияет ярко в темноте,

Реальный опыт медитации просветляет ум.

Такую компанию следует брать в проводники.

Отдать накопленное богатство Дхарме –

Подготовка лодки для потока Самсары.

Придерживаясь взгляда, свободного

от сектантского фанатизма,

Можно медитировать без отвлечения.

Если действия согласуются с буддийским учением,

То обеты чисты и Гуру доволен.

Наградой станет умереть без сожаления.

Родня, покровители и ученики

Ничего не значат для меня, йогина, –

Только вы, мирские создания, нуждаетесь в них.

Слава, знатность и почет

Ничего не значат для меня, йогина.

Ловцы восьми желаний нуждаются в них.

Собственность, известность и жизнь в обществе

Ничего не значат для меня, йогина.

Искатели славы не могут без них.

Опрятность, мытье и чистая посуда

Ничего не значат для меня, йогина.

Не нужны они мне совсем,

Это нужно вам, молодым людям.

Эти двенадцать вещей меня не касаются

Я хорошо знаю, что не каждому по плечу

Практиковать все эти вещи.

Но все же вы, молодые люди, собравшиеся здесь,

Не забывайте "хвастливые речи" этого старика!

Если вы хотите счастья в жизни,

Практикуйте тогда Дхарму.

Отвергайте постороннее и оставайтесь в уединении,

Любите отшельничество строгое,

Стремитесь к состоянию Будды, и ваша сила возрастет.

Вы покорите тогда Четырех демонов.

 

Среди юношей был один очень одаренный – самый смышленый, старательный и полный сострадания. Он сказал Миларепе:

– Мой Гуру, единственной причиной, по которой мы и не думали заботиться о наших судьбах в будущих жизнях, является наша привязанность к делам этой жизни. Пожалуйста, прими нас как своих слуг. Мы отречемся от этой жизни и посвятим себя подготовке к будущим. Исходя из моих слов, пожалуйста, прояви доброту, дай нам дальнейшие наставления.

– Человеческое тело, свободное и благоприятное, драгоценно как бриллиант чистой воды, – отвечал Миларепа, – и иметь возможность практиковать Дхарму – такая же редкость. Кроме того, среди сотни буддистов найти одного стоящего практика сложно! Принимая во внимание всю сложность встречи с настоящим Учителем и другими необходимыми благоприятными условиями для практики буддизма, вы должны считать себя счастливчиками, так как сейчас у вас все эти условия сошлись. Так не упускайте их и практикуйте Дхарму.

Потом Миларепа запел:

 

Освободиться от Восьми несвобод[227] тяжело,

Так же, как и получить человеческое существование,

свободное и благоприятное.

Осознать печали Самсары и искать Нирвану трудно!

Среди сотни искателей Бодхи тяжело найти

Хотя бы одного, кто мог бы обрести чистые

и благоприятные условия!

Отречься от прелестей этой жизни тяжело,

Так же, как и извлечь всю пользу из драгоценности

подобного человеческого тела.

Ничтожен шанс встретить сострадательного Гуру,

Который знает традиционные и целесообразные[228]

внутренние поучения.

Искренний и преданный ученик,

Обладающий способностью практиковать Дхарму, –

самая большая редкость.

Найти храм без страха и суеты очень трудно.

Найти близкого спутника, чьи видение,

Практика и школа согласуются с твоими, – редкость.

Обрести тело без боли и недугов,

Способное вынести трудную практику, тяжело!

Даже когда все эти условия выполнены,

Все же остается трудность

сосредоточения на медитации!

Это – девять трудных условий.

Какими бы невыполнимыми и жесткими они ни являлись,

Решимостью и практикой можно их заполучить.

 

После такого наставления молодой человек не мог не зародить в себе очень сильного доверия к Джецюну. Он посвятил себя служению Миларепе, а тот давал ему Посвящения и учил его Дхарме. Впоследствии этот юноша стал совершенным йогином и достиг Освобождения. Его знали как очень близкого ученика – «сокровенного сына» – Миларепы. Имя его – Цапу Репа.

Это рассказ о том, как Цапу Репа встретил Миларепу в Пещере Великого Света.


Глава двенадцатая

Как пастух искал ум

 

 

Поклон всем Учителям!

 

О

днажды Джецюн Миларепа вышел из Пещеры Великого Света и спустился в Счастливую Деревню Манг Юл за пищей и подаянием. Увидев множество людей в центре деревни, он сказал им:

– Дорогие благодетели, этим утром дайте мне, пожалуйста, немного еды.

Собравшиеся спросили:

– Не ты ли тот самый йогин, который недавно пребывал в Рагме, и о котором мы все так наслышаны?

– Да, это я, – отвечал он.

Все ощутили прилив большого уважения к нему и огласили село криками: «О, наш гость – удивительный йогин!»

В этой деревне жили муж и жена, у которых не было детей. Приглашая Миларепу к себе домой, они принялись расточать похвалы ему, а потом спросили:

– Дорогой Лама, где твой дом и родные?

– Я – бедный нищий, который отринул свою родню, – ответил Миларепа, – а она, со своей стороны, тоже от меня отказалась.

– В таком случае мы хотели бы принять тебя в нашу семью! – Воскликнули супруги. – У нас хорошая земля – мы выделим тебе часть, и ты сможешь жениться на понравившейся женщине и снова заведешь родню.

– Ни в чем подобном я не нуждаюсь, – отвечал Миларепа, – и скажу вам почему:

 

Дом и земля приятны только поначалу.

Они – как терка, стачивающая тело, речь и ум!

Пахать и вскапывать может быть так трудно!

Ведь если семена, что ты засеял, не прорастут,

то ты работал зря!

В конце концов наш край становится страной ничтожных

нищих – заброшенной и беззащитной

Обителью голодных духов и неприкаянных призраков!

Когда я думаю об этом складе греховных дел,

Тоска снедает сердце.

И в этой тюрьме непостоянства я не останусь,

Я не хочу входить в вашу семью!

 

– Не говори так, пожалуйста! – сказали супруги. – Мы найдем для тебя красивую девушку из знатной семьи, она придется тебе по вкусу и станет достойной невестой. Пожалуйста, прими это во внимание.

Миларепа запел:

 

Сначала женщина – ангел небесный:

Чем больше смотришь на нее,

тем больше хочется смотреть.

В среднем возрасте она становится демоном

с глазами трупа.

Вы говорите ей слово – она вам криком возвращает два,

Она треплет вас за волосы и тычет вас под коленку,

Вы ударяете ее своей палкой – она запускает в вас черпаком.

К концу жизни она превращается в старую корову без зубов.

Ее злые глаза горят дьявольским огнем,

Пронзающим ваше сердце!

Я держусь в стороне от женщин

во избежание ссор и неурядиц.

На вашу юную невесту у меня нет аппетита.

– Дорогой Лама, верно, что в преклонные годы и ближе к смерти теряется способность наслаждаться жизнью и быть таким же приятным, как в юности, – сказал муж. – Но если у меня не будет сына, это будет большим разочарованием и невыносимым горем для меня. А ты? Неужели ты совсем не хочешь, чтобы у тебя был сын?

Миларепа запел в ответ:

 

В юности, сын – принц небесный:

Вы его любите так, что трудно не выдать страсть.

В средние годы он становится подобен

безжалостному просителю,

Которому вы отдаете все, а он хочет еще больше.

И вот уже выставлены из дома дорогие родичи –

В дом вплывает любимая очаровательная пава.

Отец зовет его, а он – нет, не ответит.

Мать восклицает, а он – нет, не слышит.

Тогда за дело принимаются соседи,

распространяя клевету и сплетни.

Вот как я знаю, что ребенок чаще всего

превращается во врага.

Держа это в уме, я отвергаю путы Самсары.

На сыновей и племянников у меня нет аппетита.

 

Жена с мужем согласились с ним:

– То, что ты сказал, поистине верно. Сын иногда становится врагом собственному отцу. Может быть, лучше было бы родить дочь? Как ты думаешь?

В ответ Миларепа запел:

 

В юности дочь – улыбающийся ангел небесный:

Она привлекательней и драгоценней самоцветов.

Взрослой она не годится ни на что.

Она открыто уносит вещи из-под носа у отца,

Она потихоньку таскает их за спиной у матери.

Если родители не превозносят ее

И не потворствуют ее прихотям,

Им придется терпеть ее колкости и норов.

В конце концов ее лицо краснеет и в руках появляется сабля.

Лучшее, что она может, –

прислуживать и отдавать себя другим,

Худшее, чего от нее можно ждать, – проблем и трагедий.

Женщина – это венный нарушитель спокойствия.

Держа это в уме, лучше избегать непоправимых несчастий,

На женщин, один из главных источников страданий,

у меня нет аппетита.

 

– Можно не нуждаться в сыне или дочери, – сказали тогда супруги, – но без родственников – как можно жить счастливо и спокойно? Разве ты не согласен?

Миларепа вновь запел:

 

Вначале, когда человек привечает свою родню,

Он счастлив и радостен.

С воодушевлением он им помогает,

развлекает их и беседует с ними.

Позже они делятся мясом и вином.

Он что-нибудь предлагает им, они предлагают в ответ.

Но в конце концов они – причина гнева, желчности

и пробуждения инстинкта стяжательства.

Они – неиссякаемый источник неудач и сожалений.

Держа это в уме, я отвергаю приятных

и общительных друзей.

На родню и соседей у меня нет аппетита.

 

– В самом деле, тебе, возможно, не нужна родня, – не унимались супруги. – Что ж, в таком случае, может, ты хочешь, чтобы у тебя была собственность, за которой ты мог бы присматривать? У нас большое хозяйство, и мы готовы поделиться.

– Солнце и луна никогда не останавливаются, чтобы освещать одно какое-нибудь маленькое место, – отвечал Миларепа, – так и я – отдаю себя на благо всех живых существ. Поэтому, я не могу стать членом вашей семьи. Оттого, что просто увидели меня, вы будете получать пользу в этой и будущих жизнях. А еще я хотел бы, чтобы мы могли встретиться в Чистой Стране Оргьен.

И Миларепа снова запел:

 

Богатство прежде всего ведет к самодовольству,

Делая других людей враждебными.

Как бы много у тебя ни было чего-то,

никогда не почувствуешь, что этого хватит,

Пока не попадешь в силки к демону скупости,

И тогда уже трудно расходовать богатство на благодеяния.

Богатство провоцирует врагов и возбуждает духов.

Вот он трудится в поте лица, чтобы скопить побольше

того, что растратят другие,

В конце концов он повисает между жизнью и смертью.

Собирать богатство и деньги – наживать врагов.

Поэтому я отвергаю иллюзии Самсары.

Стать жертвой коварных дьяволов –

у меня нет аппетита.

 

Эти песни пробудили в супругах непоколебимое доверие к Миларепе, и они отказались от всего, чем владели, в пользу Дхармы. Они начали практиковать учение Джецюна и навек освободились от падения в три низших мира. После смерти они вступили на Путь Бодхи и шаг за шагом приближались к Состоянию Будды.

Потом Джецюн вернулся в Пещеру Бодхи у Рагмы. Его прежние дарители служили ему и приносили подношения, и он оставался там, в хорошем настроении.

Однажды к нему пришли два юных пастуха. Младший спросил:

– Дорогой Лама, есть ли у тебя товарищ?

– Да, есть, – ответил Миларепа.

– Кто он?

– Его зовут «Друг Бодхи-Сердце».

– Где он сейчас?

– В Доме Сознания Вселенского Семени[229],

– Что ты имеешь в виду?

– Мое собственное тело.

– Лама, мы лучше пойдем, раз ты не можешь нам объяснить, – сказал тогда старший.

Но младший спросил:

– Значит ли это, что это сознание есть ум сам по себе, а физическое тело – дом ума?

– Да, это верно.

– Мы знаем, что, хоть дом обычно принадлежит только кому-то одному, – продолжал юноша, – многие могут пойти туда, и поэтому в доме всегда находятся несколько человек, которые живут там. А как же в теле – только один ум, или их много? Если много, как они тогда уживаются друг с другом?

– Хорошо. Что касается числа умов в теле, то ты бы лучше сам проверил это.

– Я постараюсь, Почитаемый.

На этом ребята простились и пошли домой. На следующее утро младший из них пришел опять и сказал Миларепе:

– Дорогой Лама, вчера вечером я пытался выяснить, что такое мой ум и как он работает. Я наблюдал за ним внимательно и обнаружил, что у меня есть только один ум. Если даже кто-то захочет, он не сможет убить этот ум. Как бы сильно человек ни хотел расстаться с ним, ум не уйдет. Если попытаться поймать его – то не схватить, и, сжимая, не удержать его. Если захочешь, чтобы он остался на одном месте, он не остановится, а если отпустишь – не уйдет. Хочешь собрать его – он неуловим. Пытаешься увидеть его – он не виден. Пытаешься понять его, но его нельзя познать. Если думаешь, что это нечто реально существующее и отбрасываешь, он не покинет тебя. Если думаешь, что он не существует, ты чувствуешь, как он продолжает свой бег. Ум есть нечто светящееся, осознающее, недремлющее, и вместе с тем непостижимое. Одним словом, трудно сказать, что такое ум на самом деле. Пожалуйста, будь так добр, объясни мне значение ума.

Ответом Миларепы была песня:

 

Слушай меня, дорогой пастух, защитник овец!

Внимая речи о вкусе сахара,

Нельзя испробовать сладость,

Хотя умом можно понять,

Что такое сладость.

Ум не способен здесь к непосредственному опыту,

Только язык может знать это.

Точно так же невозможно увидеть полностью

природу ума,

Хотя можно уловить ее мимолетно,

Когда на нее будет указано другими[230].

Если не хвататься за это мимолетное видение

И продолжать поиски природы своего ума,

То в конце видишь ее полностью.

Дорогой пастух, таким способом ты

и должен наблюдать за своим умом.

 

– В таком случае, дай мне, пожалуйста, указание-наставление[231], и сегодня вечером я вгляжусь в ум, – сказал тогда юноша. – Завтра я приду опять и расскажу тебе о результате.

– Очень хорошо, – ответил на это Миларепа. – Когда придешь домой, постарайся найти цвет ума. Он белый, красный или какой-то еще? Какова его форма? Продолговатый он, круглый или какой-то еще? А также попытайся определить, в какой части твоего тела он обитает.

На следующее утро, когда взошло солнце, пастух выгнал овец и пошел к Миларепе. Тот спросил:

– Пытался ли ты вчера вечером определить, на что похож ум?

– Да, пытался, – ответил мальчик.

– Ну и как?

– Итак, он – прозрачный, светящийся, подвижный, непредсказуемый и его невозможно схватить; у него нет ни цвета, ни формы. Когда он объединяется с глазами, он – видит, когда с ушами – слышит, когда с носом – чувствует запах, когда с языком – чувствует вкус и говорит, а когда с ногами, он – ходит. Если тело возбуждено, то взволнован и ум. Обычно ум направляет тело: когда оно в хорошей форме, ум может распоряжаться им через волю, но когда тело становится старым и его разбивает дряхлость или паралич, ум не станет тащить его за собой, а выбросит, не задумываясь, как выбрасывают камень после самоочищения (особенности гигиены у тибетцев – прим, русского переводчика). Ум – большой реалист и легко приспосабливается. С другой стороны, тело не остается спокойным или послушным и часто приносит уму неприятности. Оно – причина страдания и боли, которые доводят ум до потери самоконтроля. Ночью, когда человек спит, ум – уходит; да, он и впрямь очень старателен и трудолюбив, он всегда чем-то занят. Я осознаю, что все мои страдания вызваны им.

На что Джецюн спел:

 

Слушай меня, юный пастух.

Тело находится между сознательным

и бессознательным состоянием,

Тогда как ум – решающий фактор, точка пересечения!

Тот, кто терпит страдания в низших мирах, –

пленник Самсары,

А ум может освободить тебя от Самсары.

Ты и в самом деле хочешь достичь другого берега?

Тебе действительно нужен

Город Благоденствия и Свободы?

Если ты хочешь идти, милое дитя,

Я могу показать тебе путь и дать наставления.

 

– Конечно, дорогой Лама, – ответил пастух, – я принял решение пуститься на его поиски.

– Как твое имя? – спросил тогда Миларепа.

– Сангдже Джхап.

– Сколько тебе лет?

– Шестнадцать.

После этого Джецюн дал ему «Поучение о принятии Прибежища[232]», коротко объяснив его преимущества и важность. Потом сказал:

– Когда вернешься домой сегодня вечером, не переставай повторять слова Прибежища. Вместе с тем старайся понять, что принимает Прибежище – ум или тело. Сообщи мне завтра о результате.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.