Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 12 страница



 

г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

 

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [щ].

 

При произнесении звука [щ]:

 

а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;

 

б) зубы сближены;

 

в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;

 

г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

 

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [л].

 

При произнесении звука [л]:

 

а) губы в легкой улыбке, зубы видны;

 

б) зубы сближены;

 

в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;

 

г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук [л] и называется боковым;

 

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [л'].

 

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [л] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

 

Звук [р].

 

При произнесении звука [р]:

 

а) губы находятся в положении следующего гласного;

 

б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;

 

в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

 

г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;

 

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [р'].

 

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.

 

Звук [и].

 

При произнесении звука [и]:

 

а) губы в улыбке;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты, передние зубы обнажены;

 

в) кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Передняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу, задняя часть спинки опущена;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [э].

 

При произнесении звука [э]:

 

а) губы в улыбке;

 

б) зубы сближены, но не смыкаются, передние зубы видны;

 

в) кончик языка касается нижних резцов. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Спинка языка приподнята;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [ы].

 

При произнесении звука [ы]:

 

а) губы не напряжены;

 

б) зубы разомкнуты;

 

в) кончик языка отодвинут от нижних зубов, а вся спинка языка оттянута назад и высоко поднята к передней части мягкого нёба;

 

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенки глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [а].

 

При произнесении звука [а]:

 

а) губы в спокойном положении;

 

б) зубы на расстоянии 1 — 1,5 см;

 

в) широкий распластанный язык лежит спокойно внизу. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [у].

 

При произнесении звука [у]:

 

а) губы трубочкой выдвинуты вперед;

 

б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;

 

в) задняя часть языка высоко поднята к мягкому нёбу;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [о].

 

При произнесении звука [о]:

 

а) губы округлены и немного выдвинуты вперед;

 

б) зубы закрыты округленными губами;

 

в) задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Комплексы упражнений

 

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа — координирована.

 

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

 

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

 

II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.

 

III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.

 

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].

 

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].

 

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

 

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.

 

Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

 

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

 

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.

 

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

 

а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; с) переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

 

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;

 

на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;

 

все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);

 

некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

 

при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

 

выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;

 

инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугор-

 

кам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

 

если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

 

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех — пяти минут.

 

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

 

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

 

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.

 

Артикуляционную гимнастику можно проводить только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:

 

а) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

 

б) показывает его выполнение;

 

в) упражнение выполняют все дети;

 

г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).

 

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день — утром и вечером).

 

Первый комплекс для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата

 

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

 

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

 

3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

 

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

 

5. Язык широкий.

 

6. Язык узкий.

 

7. Чередование широкого и узкого языка.

 

8. Подъем языка за верхние зубы.

 

9. Чередование движений языка вверх и вниз.

 

10. Чередование следующих движений языка (при опушенном кончике): отодвигать его в глубь рта и приближать к передним нижним резцам.

 

Для примера подробно разберем первые два упражнения.

 

«Построить забор»

 

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

 

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, воспитатель про себя произносит звук [и].)

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.

 

2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

 

«Трубочка»

 

Цель. Выработать движение губ вперед.

 

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты.

 

2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложить, ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 — 2 см от губ) и взять ее губами.

 

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель, в зависимости от рекомендаций логопеда, подбирает комплексы для соответствующих групп звуков и проводит их.

 

Второй комплекс (для свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц])

 

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке [ц] сначала смычку, потом щель); движения губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие холодной воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

«Загнать мяч в ворота»

 

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

 

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

 

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 

«Наказать непослушный язык»

 

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.

 

Методические указания

 

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

 

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

 

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно,

 

она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

 

«Сделать язык широким»

 

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

 

Методические указания.

 

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

 

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

 

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

 

«Кто дальше загонит мяч?»

 

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

 

Методические указания.

 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 

2. Нельзя надувать щеки.

 

3. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «Почистим зубы»

 

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 

Методические указания.

 

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

 

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

 

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

Третий комплекс (для шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ])

 

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель);

 

боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

 

«Наказать непослушный язык». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

 

«Сделать язык широким». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

 

«Приклей конфетку»

 

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

 

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.

 

2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см.

 

3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).

 

4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. «Грибок»

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

 

2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.

 

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические

 

указания см. во втором комплексе.

 

«Вкусное варенье»

 

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

 

1392. Язык должен быть широким.

 

3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

 

«Гармошка»

 

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

 

2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до пяти.

 

3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

 

«Фокус»

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

 

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

 

Четвертый комплекс (для звуков [л], [л'])

 

Для произнесения этих звуков необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

 

«Наказать непослушный язык». Описание упражнения и методические указания см. во втором комплексе.

 

«Вкусное варенье». Описание упражнения и методические указания см. в третьем комплексе. «Пароход гудит»

 

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

 

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

 

Методические указания.

 

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

 

«Индюк»

 

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

 

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

 

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 

«Качели»

 

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

 

Методические указания.

 

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

 

«Лошадка»

 

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 

Методические указания.

 

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

 

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

 

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

 

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

 

«Беззвучно пощелкать кончиком языка»

 

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].

 

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

 

Методические указания.

 

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

 

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

 

3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

 

Пятый комплекс (для звуков [р], [р'])

 

Для произнесении звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.