Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 14 страница



 

Описание. Предложить ребенку длительно произнести звук [л], напоминающий гудок парохода. Обратить его внимание на то, что кончик языка прижат к нёбу и не двигается.

 

«Угадай, что это?»

 

Цель. Научить ребенка различать звуки [л-р] при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.

 

Описание. Поочередно, не спеша произносить звуки [л-р]. Ребенок соответственно должен показывать то на картинку, изображающую пароход (если слышит звук [л]), то на картинку, изображающую самолет (если слышит звук [р]). Потом ему показывают то картинку с пароходом, то картинку с самолетом, а он соответственно называет тот или иной звук.

 

«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»

 

Цель. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки [л-р] в слогах.

 

Описание. Предложить ребенку повторять за взрослым попарно слоги, соблюдая определенную последовательность: [ла-ра], [ло-ро], [лу-ру], [лы-ры]. При повторении упражнений взрослый меняет расположение слогов: [ра-ла], [ла-ра] и т.д. Произносить звукосочетания надо громко. При повторении упражнений взрослый прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15-20 см ото рта), чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху.

 

«Если звук угадал, верно слово ты назвал»

 

Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и слово.

 

Описание. Предложить ребенку повторить за взрослым 2 слова, в которых с заменой дифференцируемых звуков [л] и [р] меняется смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов объяснить их значение и указать, в каком слове звук [л], а в каком — звук [р]: юла — Юра, малина — Марина, булки — бурки, лак -рак и др.

 

«На картинку посмотри, ее верно назови»

 

Цель. Научить ребенка не смешивать звуки [л] и \р], когда они встречаются в одном и том же слове.

 

Описание. Ребенок должен правильно повторять за взрослым слова. Еще лучше, если взрослый подберет картинки с такими предметами, в названии которых звуки [л] и \р] встречаются одновременно. Ребенок должен правильно их называть: журнал, рыболов, проволока, крыло и др.

 

«Кто лучше придумает?»

 

Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки [л] и [р] во фразах.

 

Описание. По картинкам, использованным в предыдущем упражнении или с заданным словом, если картинки нет, ребенок должен составить предложения и правильно сказать их. Можно ввести в упражнение элемент игры, предложив соревнование: «Чье предложение интереснее?» Сначала предложение составляет взрослый, а затем ребенок.

 

Выучите с ребенком стихотворения и считалки:

 

Варежки у Вари Пропали на бульваре. Воротилась Варя Вечером с бульвара. И нашла в кармане Варежки Варвара.

 

Шел баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто ее возьмет, Тот и вон пойдет!

 

Начинается считалка: На березу сели галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.

 

Заяц бегал по болоту, Он искал себе работу, Он работу не нашел, Сам заплакал да пошел.

 

У пней, погляди-ка, Растет земляника. За каждой корягой По тысяче ягод: Которые — спелы, Которые — белы, Которые — сладки, Которые — кислы.

 

Крыльев нет,

 

Но это птица

 

Полетит

 

И — прилунится.

 

(Ракета)

 

Комплекс заданий для дифференциации звонких и глухих звуков (на примере [т-д])

 

«Поехали в вагончике»

 

Цель. Проверить произнесение звука [т] и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука [т] голос не участвует.

 

Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук [т], напоминающий звук, который издают колеса поезда: т-т-т.... Обратить его внимание на то, что когда мы произносим звук [т], голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребе-

 

нок убедился в этом, приложить тыльную сторону его руки спереди к шее. Следить, чтобы ребенок произносил звук [т] тихо и без добавления гласных, так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых складок.

 

«Барабанщики»

 

Цель. Проверить произнесение звука [д] и одновременно обратить внимание ребенка на то, что в образовании звука [д] участвует голос.

 

Описание. Предложить ребенку несколько раз не спеша произнести звук [д] (как бьют в барабан). Обратить его внимание на то, что, когда мы произносим звук [д], голос «поет» и стенки домика дрожат. Чтобы ребенок убедился в этом, можно приложить тыльную сторону его руки спереди к шее.

 

«Угадай, что это?»

 

Цель. Научить ребенка различать звуки [т] и [д] при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.

 

Описание. Поочередно произносить звуки [т] и [д]: ребенок соответственно должен показывать или на картинку, на которой изображен вагон (если слышит звук [т]), или на картинку, на которой изображен барабан (если слышит звук [д]). Потом ребенку показывают то на картинку с вагоном, то на картинку с барабаном, а он соответственно называет или звук [т], или звук [д], контролируя свое произношение тыльной стороной руки, приложенной к шее.

 

«Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори»

 

Цель. Научить ребенка различать и правильно произносить звуки [т] и [д] в слогах.

 

Описание. Предложить ребенку произносить за взрослым попарно слоги, соблюдая данную последовательность: [та-да], [то-до], [ту-ду], [ты-ды]. При повторении упражнения взрослый должен менять последовательность слогов: [да-та], [то-до], [ду-ту], [ты-ды] и т. д. При этом он прикрывает листком бумаги свой рот (держа бумагу на расстоянии 15-20 см ото рта), чтобы ребенок не видел его артикуляции, а повторял по слуху. Произносить звукосочетания надо громко, четко.

 

«Если звук угадал, верно слово ты назвал»

 

Цель. Показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл слова.

 

Описание. Предложить ребенку повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков [т] и [д] меняется смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов объяснить их значение и указать, в каком слове звук [т], а в каком -звук [д]: туш — душ, точка — дочка, Том — дом, катушка — кадушка, уточка — удочка, трава — дрова и др.

 

«На картинку посмотри, ее верно назови»

 

Цель. Научить ребенка различать звуки [т] и [д], когда они встречаются в одном слове.

 

Описание. Ребенок должен повторять за взрослым слова, в которых одновременно встречаются звуки [т] и [д]: доктор, следопыт и др. (Еще лучше, если взрослый подберет предметные картинки с такими названиями.)

 

«Кто лучше придумает?»

 

Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки [т] и [д] во фразах.

 

Описание. По картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребенок должен составить предложения и правильно сказать их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок придумывает с этим словом предложение. Можно внести в упражнение элементы игры, предложив соревнование: «Чье предложение интереснее?» Сначала предложение составляет взрослый, а затем предлагает это сделать ребенку.

 

Выучите с ребенком потешку:

 

Тада, та-да, та-да! У нас течет вода. Ты-ды, ты-ды, ты-ды! Стоит Даша у воды. Ту-ду, ту-ду, ту-ду! Быстро к Даше я иду.

 

Дифференциация последующих пар звуков отрабатывается в том же порядке.

 

Работа воспитателя и логопеда

 

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизно-шения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи.

 

Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

 

Логопед исправляет нарушения Воспитатель под руководством речи логопеда активно участвует в

 

коррекционной работе

 

Подготовительный этап

 

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

 

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

 

Этап появления звука

 

Логопед ставит звуки, вырабаВоспитатель закрепляет произ-

 

тывая артикуляцию нужного несение поставленного логопе-

 

звука, при этом используются дом звука, фиксируя внимание

 

специальные приемы и отработаребенка на его звучании и ар-

 

нные на предыдущем этапе двитикуляции, используя картин-

 

жения органов артикуляционки-символы и звукоподража-

 

ного аппарата. ния.

 

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

 

Логопед автоматизирует звук, поВоспитатель по заданию лого-следовательно вводя его в речь: педа с отдельными детьми за-слог, слово, предложение, потешкрепляет поставленный лого-ки, стихотворение, рассказы. педом звук, подбирая соответ-

 

ствующий программный материал.

 

Таким образом, логопед и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели — воспитать у ребенка правильное произнесение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Занятия воспитателя по формированию произношения

 

Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.

 

Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планам работы логопеда. При ее планировании следует исходить из времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.

 

Работу подгруппами проводят с детьми со сходной структурой дефекта. Состав подгруппы (не более 4 детей) в процессе коррек-ционного обучения может меняться, в связи с появлением у детей различных трудностей. Одним трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим — уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. В эти подгруппы включаются и те дети, которые отсутствовали на фронтальном занятии. Работая с подгруппами, воспитатель ликвидирует разницу в умениях и навыках детей, а дети получают возможность осваивать последующий программный материал на

 

фронтальных занятиях со всей группой. Подгрупповая работа проводится не реже 3 раз в неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед уходом домой).

 

Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звуко-произношению, предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному воспитателем совместно с логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом. К индивидуальным занятиям, в случае необходимости, привлекаются дети, много пропустившие по болезни. С такими детьми индивидуально отрабатывают материал, пройденный со всей группой. Дети, с которыми проводят индивидуальные занятия, не освобождаются от участия во фронтальной работе по звукопроизношению.

 

ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

 

Задание 1.

 

1.1. Сколько групп звуков выделяются по работе голосовых складок? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

1.2. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в пункте 1.1.

 

губно-губные переднеязычные дрожащие

 

ротовые смычно-щелевые смычно-проходные

 

гласные согласные среднеязычные

 

смычно-взрывные сонорные мягкие

 

твердые заднеязычные звонкие

 

глухие носовые щелевые

 

губно-зубные

 

1.3. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 1.2.

 

губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

мягкие абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн'опп'рр' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

Задание 2.

 

2.1. Сколько групп звуков выделяются по степени напряжения средней части спинки языка? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

2.2. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 2.1.

 

губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные,

 

заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.

 

2.3. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 2.2.

 

губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п

 

п'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н

 

н'опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р

 

р'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'

 

опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'

 

рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-проходные абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'н н'опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о

 

пп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

 

щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

Задание 3.

 

3.1. Сколько групп звуков выделяются по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

3.2. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 3.1.

 

губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.

 

3.3. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 3.2.

 

губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н

 

н'опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н'

 

опп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п'

 

рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о

 

пп'рр'сс'тт'уфф'хх'цчшщъыьэюя

 

163носовые абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн'опп'р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

дрожащие абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'нн'опп' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

Задание 4.

 

4.1. Сколько групп звуков выделяются по месту образования? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

4.2. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 4.1.

 

губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.

 

4.3. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 4.2.

 

губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-взрывные абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

смычно-проходные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у фф'хх'цчшщъыьэюя

 

губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

Задание 5.

 

5.1. Сколько групп звуков выделяются по работе мягкого нёба? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)

 

1. 2. 3. 4. 5. 6.

 

5.2. Выберите и подчеркните названия групп звуков, соответствующих количеству, указанному вами в п. 5.1.

 

губно-губные, ротовые, гласные, смычно-взрывные, твердые, глухие, переднеязычные, смычно-щелевые, согласные, сонорные, заднеязычные, носовые, дрожащие, смычно-проходные, среднеязычные, мягкие, звонкие, щелевые, губно-зубные.

 

5.2. Выберите и обведите буквы, обозначающие звуки, которые относятся к каждой группе, отмеченной вами в пункте 5.2.

 

губно-губные а б б' в в' г г'д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т' у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

ротовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

гласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-взрывные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

твердые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

глухие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

переднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

согласные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

сонорные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

заднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

носовые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

дрожащие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

смычно-проходные абб'вв'гг'дд'еёжзз'ийкк'лл'мм'н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

среднеязычные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

мягкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

звонкие а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

щелевые а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

 

губно-зубные а б б' в в' г г' д д' е ё ж з з' и й к к' л л' м м' н н' о п п' р р' с с' т т'у ф ф' х х' ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

 

Задание 6.

 

6.1. Сколько групп звуков выделяются по способу образования? (Обведите цифру, соответствующую количеству групп звуков.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.