Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 11 страница



 

предупреждение и устранение нарушений речи у детей.

Обследование речи детей

 

Общие принципы обследования речи детей. Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, логопед и воспитатель знакомятся с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

 

Планируя обследование, логопед и воспитатель должны четко представлять, что им при этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопро-изношения, словаря и фразовой речи.

 

Успех работы по воспитанию правильного произношения у ослабленных и отстающих в развитии детей в значительной степени зависит от строгого выполнения режима, предписанного врачом.

 

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка.

 

Воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (слишком быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Логопед проводит индивидуальное обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка. Обследование проводится с использованием специального материала, который должен быть в каждой

 

группе.

 

Материал для обследования. Материал подбирают и оформляют логопед и воспитатель. Для обследования звукопроизношения

 

надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Для удобства пользования и хранения их вкладывают в конверты. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова-названия, так как в разных положениях звук произносится несколько по-разному. Картинки должны быть доступны детям по содержанию и красочны.

 

С их помощью проверяется произнесение следующих групп звуков:

 

1-я группа — звонкие согласные:

 

[в] — валенки, вата, ванна, волк, сова, павлин; [в'] — веник, вилка, ветка, конверт, ковер;

 

[б] — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, барабан, кабан;

 

[б'] — белка, билет, берет, береза, лебедь;

 

[д] — дом, дым, дыня, дудочка, удочка;

 

[д'] — дятел, диван, один, деньги, будильник;

 

[г] — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета;

 

[г'] — гиря, гитара, сапоги, ноги.

 

2-я группа — глухие согласные:

 

[ф] — флаг, факел, кофта, лифт, шарф;

 

[ф'] — фильм, фикус, кофе, кофейник, морковь;

 

[п] — пакет, палка, портфель, капуста, тапочки, дуб, суп;

 

[п'] — пирамидка, пила, капюшон, копейка, выпь;

 

[т] — тарелка, танк, туфли, стакан, матрас, кот, рот;

 

[т'] — теленок, телефон, котелок, котенок, лошадь;

 

[к] — конь, кот, кофта, конфета, колесо, клоун, юбка, кубики, лейка, веник, паук, танк, клубок, колобок;

 

[к'] — кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки;

 

[х] — хорек, хата, халат, охотник, выхухоль, горох, порох;

 

[х'] — хирург, химик, парикмахер.

 

3-я группа — свистящие согласные:

 

[с] — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, пылесос;

 

[с'] — селедка, семья, листья, письмо, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси;

 

[з] — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, ваза, коза, роза, береза;

 

[з'] — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел;

 

[ц] — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

 

4-я группа — шипящие согласные:

 

[ш] — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш;

 

[ж] — жук, жаба, желуди, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи;

 

[ч] — мяч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха;

 

[щ] — щенок, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, часовщик, уборщица, плющ, лещ.

 

5-я группа — сонорные согласные:

 

[л] — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, дятел, футбол;

 

[л'] — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, туфли, бинокль;

 

[р] — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор;

 

(р'] — ремень, редиска, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири.

 

6-я группа — звук 0] в конце и начале слога:

 

[]'] — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай;

 

[]'а] — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея;

 

[)'э] — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, платье;

 

[]'о] — ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье;

 

[]'у] — юбка, юла, юрта;

 

[]'и] — ульи, муравьи.

 

На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) педагог подбирает не менее трех картинок, чтобы услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок — 10x10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

 

При подборе материала нужно помнить, что по законам русской фонетики звонкие согласные звуки в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: [з] как [с] (арбуз, березка), [ж] как [ш] (нож, ложка), [в] как [ф] (морковь, лавка), [б] как [п] (столб, коробка), [д] как [т] (дед, лодка), [г] как [к] (луг, когти). Поэтому при обследовании произнесения звонких звуков не следует брать картинки, в названии которых эти звуки оглушаются. Надо подбирать слова-картинки такие, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (нолей, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы, брызги).

 

Проведение обследования. При обследовании звукопроизношения логопед и воспитатель отмечают не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, отмечается, что звук произнесен нечетко. Если ребенок, называя картинки на заданный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагают произнести звук по подражанию: «Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук [з] правильно — это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменяет звук другим или произносит искаженно, значит, этого звука у него еще нет. Следовательно, надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

 

При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.

 

В процессе обследования нельзя повторять неправильно произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но и способствует закреплению неправильного произношения.

 

Оформление результатов обследования. Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. При обследовании педагог отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус); такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем в тетради записывается состояние звукопроизношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»); б) замена звука («колова», «лыба»); в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно); г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

 

Логопед записывает в тетради и другие особенности речи ребенка, например: «Крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь» и т. п. Совместно проведенное обследование позволяет логопеду и воспитателю четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка.

 

Выводы по результатам обследования. После подведения итогов обследования, в конце сентября или начале октября, логопед и вос-

 

питатель проводят родительское собрание, целью которого является ознакомление родителей с состоянием речи их детей и объяснение важности работы по исправлению неправильного звукопроизношения: ошибки в устной речи могут отразиться на письме при обучении грамоте. На родительском собрании подчеркивается важность помощи родителей по воспитанию правильного произношения.

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

 

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно.

 

Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка (с которой начинается передняя часть спинки языка) и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

 

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с], [з], [с'] [з'], [ц], [т'], [д'], [н']), подниматься за верхние зубы (при звуках [т], [д], [н]), прижиматься к альвеолам (при звуках [л], [л']), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуках [р], [р']). Передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам и образует с ними щель (при звуках [с], [з], [с'], [з']), поднимается к нёбу вместе с кончиком языка и образует щель с твердым нёбом (при звуках [ш], [ж], [щ]).

 

В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:

 

опущен за нижние зубы — «Почистим зубы»,

 

поднят вверх к альвеолам — «Маляр», «Грибок», «Гармошка».

 

После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое -«Качели».

 

Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке [и] и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки

 

123языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

 

Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках [к], [г], [к'], [г']) или же образовывать щель с нёбом (при звуках [х], [х']). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки».

 

Боковые края языка могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуках [л], [л']); могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при всех остальных согласных звуках).

 

При произнесении некоторых звуков язык может быть: а) широким, распластанным; для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»; б) узким; сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

 

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у]), могут округляться (при звуке [о]), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках [и], [с], [з], [ц], [л] и др.), могут слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш], [ж]). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п], [п'], [б], [б'], [м], [м']), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф], [ф'], [в], [в']). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Губы круглые, как бублик», «Спрячем зубы».

 

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, при этом меняется объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков — упражнение «Кормление птенцов».

 

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки [м], [м'], [н], [н']. Все остальные звуки — ротовые. Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять при открытом рте на листок, подвешенный на ниточке).

 

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение, поэтому воспитатель должен знать артикуляцию каждого звука.

 

Описание правильной артикуляции звуков русского языка

 

Звук [м].

 

При произнесении звука [м]:

 

а) губы сомкнуты без напряжения;

 

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

 

в) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдыхаемая струя воздуха проходит через нос и получается носовой резонанс;

 

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [п].

 

При произнесении звука [п]:

 

а) вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха;

 

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за ним гласного;

 

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

 

г) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [б].

 

При произнесении звука [б]:

 

а) губы спокойно сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

 

б) расстояние между резцами и положение языка зависят от следующего за [б] гласного;

 

в) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, так что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

г) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [ф].

 

При произнесении звука [ф]:

 

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

 

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

 

в) положение языка зависит от следующего гласного звука;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что проход в носовую полость закрыт; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [в].

 

При произнесении звука [в]:

 

а) нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята;

 

б) верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

 

в) язык принимает положение следующего гласного звука;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [н].

 

При произнесении звука [н]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;

 

б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;

 

в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается. При произнесении мягкого звука [н'] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам; весь язык более напряжен;

 

г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [т].

 

При произнесении звука [т]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

 

в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [т'] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [д].

 

При произнесении звука [д]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

 

в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При произнесении мягкого звука [д'] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [к].

 

При произнесении звука [к]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [к] гласного;

 

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [к] гласного;

 

в) при произнесении [к] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [к]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [к'] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, а спинка языка — твердого нёба;

 

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [г].

 

При произнесении звука [г]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [г] гласного;

 

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [г] гласного;

 

в) при произнесении [г] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [г]) кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом. При произнесении мягкого звука [г'] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка касается твердого нёба;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки; таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [х].

 

При произнесении звука [х]:

 

а) губы находятся в положении следующего за [х] гласного;

 

б) расстояние между резцами зависит от следующего за [х] гласного;

 

в) при произнесении звука [х] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [х]) кончик языка опущен и слегка отодвинут от нижних резцов, задняя часть спинки языка, сближаясь с мягким нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя

 

воздуха.

 

При произнесении мягкого звука [х'] кончик языка опущен и касается основания нижних резцов, спинка языка продвигается вперед и, сближаясь с твердым нёбом, оставляет щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

 

г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет

 

через рот;

 

д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [с].

 

При произнесении звука [с]:

 

а) губы в улыбке, зубы видны;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

 

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

 

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

 

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

 

е) посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

 

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через

 

рот;

 

з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [с'].

 

Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу. Звук [з]. При произнесении звука [з]:

 

а) губы в улыбке, зубы видны;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

 

в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;

 

г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;

 

д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;

 

е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;

 

ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [з'].

 

Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з'] такое же, как и при произнесении [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.

 

Звук [ц].

 

При произнесении звука [ц]:

 

а) губы в улыбке, зубы видны;

 

б) зубы сближены, но не сомкнуты;

 

в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;

 

г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;

 

д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

 

е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук Щ.

 

Звук []] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.

 

Артикуляция звука 0] почти такая же, как и [и]. Но Ц] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.

 

При произнесении []]:

 

а) губы приближены к зубам;

 

б) зубы сближены;

 

в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;

 

г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

 

д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 

Звук [ш].

 

При произнесении звука [ш]:

 

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

 

б) зубы сближены;

 

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

 

г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

 

д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

Звук [ж].

 

При произнесении звука [ж]:

 

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

 

б) зубы сближены;

 

в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;

 

г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;

 

д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;

 

е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос. Звук [ч].

 

При произнесении звука [ч]:

 

а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

 

б) зубы не смыкаются;

 

в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.