Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Оглавление 7 страница



 

Произвольные сопутствующие движения возникают наряду с произвольными и вызываются тем, что заикающийся, стремясь побороть возникающие судороги речевого аппарата, сознательно прибегает к различным приемам: покашливает, переступает с ноги на ногу, трясет руками, крутит головой, трогает ухо, дергает пуговицу и т. п.

 

Иногда трудно различить произвольные сопутствующие движения и непроизвольные, так как один вид часто переходит в другой. Заметив однажды, что сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность, что подобные приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило, эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще больше затрудняют речь.

 

При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э-э», «вот это», «это», «вот» и т. п. Такое явление называется эмбо-лофразией, а сами слова — эмболами.

 

Эмболы нередко употребляются заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Использование эмболов, как правило, не осознается заикающимися.

 

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь тех звуков или слов, которые, по мнению заикающегося, особенно трудны для произнесения. Это явление называется логофобией или страхом речи. Под воздействием страха заикающийся не может произнести эти звуки и слова или особенно сильно запинается на них.

 

Страх речи (логофобия) приводит к тому, что заикающиеся начинают заменять при произнесении отдельные трудные для них звуки и слова другими. При этом смысл высказывания часто искажается, что не всегда осознается заикающимися.

 

Для заикающихся детей характерно двигательное беспокойство, проявляющееся в постоянных и беспорядочных движениях, например в приседании, подпрыгивании, подергивании тела или конечностей. Это беспокойство может проявляться и во сне: вздрагивание, сбрасывание одеяла, постоянное изменение позы.

 

Один из внешних признаков заикания -расстройство дыхания. Неречевое дыхание у заикающихся, как правило, поверхностное, ритм неустойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение же речевого дыхания у них настолько резко выражено, что некоторые исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

 

Появление судорожных запинок часто связано с фонетическими характеристиками звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами, относятся глухие и звонкие смычные согласные, особенно [п], [т], [к]. Судороги часто появляются на сочетаниях этих звуков с другими согласными. Судорожные запинки чаще встречаются при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

 

На появление запинок влияет и ритмическая структура слов. Запинки чаще возникают на предударных и ударных слогах и практически не появляются на заударных слогах. Наиболее часто запинки возникают на первом слоге слова или фразы.

 

Все описанные симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Обычно без специального логопедического воздействия заикание усиливается. Однако у одного и того же ребенка степень тяжести заикания весьма изменчива, поскольку большую роль играют обстоятельства, в которых протекает речь. Например, наедине с собой, с игрушками, с мнимым собеседником он говорит без запинок, но присутствие других людей оказывает на его речь воздействие. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойно, может не вызвать затруднений, но беседа с малознакомыми людьми или с теми, кого ребенок боится или стесняется, сразу же вызывает усиление заикания.

 

Состояние речи тесно связано также с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, заикание обычно усиливается во время болезни, при переутомлении, при возбуждении от подвижных игр. Наблюдаются также колебания в проявлении заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием.

Направления логопедической работы

 

Устранение заикания у детей требует комплексного подхода, поскольку данное речевое нарушение связано с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

 

Комплексный подход к преодолению заикания предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.

 

Основная цель реабилитационной работы — выработка устойчивой, плавной речи, свободной от заикания. Назовем ее основные направления:

 

1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной логопедической работы.

 

2. Логопедические занятия по развитию самостоятельной речи без заикания, которые осуществляются на протяжении длительного, регулярного, систематического курса занятий.

 

3. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может и будет говорить красиво и правильно, без заикания; фиксируют его внимание на успехах в речи, в присутствии детей, воспитателей, родителей.

 

4. Логопедическая ритмика. Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей. Такие упражнения и игры способствуют развитию общей и речевой моторики, воспитывают чувство ритма.

 

5. Физические упражнения для развития координации и ритмизации движений, умения управлять собой, снимающие общую скованность, напряжение.

 

6. Работа воспитателя (по указаниям логопеда). Воздействие на личность заикающегося ребенка, формирование его взаимоотношений с окружающими, развитие его эмоционально-волевой сферы. Осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы. Педагоги, воспитатели должны воспитывать у детей уверенность в себе, сознание своей полноценности, желание избавиться от речевого дефекта. Большое значение для успешного преодоления заикания имеет также речь окружающих (персонала детского сада и родных ребенка). Дети должны слышать только негромкую, спокойную, внятную, неторопливую речь, чтобы у них был хороший пример для подражания.

 

7. Работа с родителями. Обязательное проведение бесед об отношении к детям дома; оно должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Успехи детей должны поощряться. Необходимо соблюдать общий и речевой режимы (по рекомендации логопеда), рационально питаться, обязательны дневной сон, продолжительные прогулки на свежем воздухе, закаливание.

 

73Возраст заикающихся определяет подбор дидактического материала и формы работы. Психофизические особенности дошкольников, школьников, подростков и взрослых требуют от логопеда в одном случае ориентации на «Программу воспитания и обучения в детском саду» и игровую деятельность; в другом — на школьную программу и учебную деятельность, в третьем — на разные виды трудовой деятельности.

 

Устранение заикания на ранних этапах возникновения

 

В начальной стадии этот дефект обычно имеет легкую форму. Чем больше времени проходит с начала заикания, тем более вероятно, что оно приобретет форму тяжелого, стойкого дефекта и повлечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка возможности нормального общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу, и чем раньше начнется работа с ребенком, тем больше можно рассчитывать на успех.

 

Комплектование логопедических групп проводится с учетом возраста заикающихся. Каждый возраст требует использования индивидуальных методик логопедической работы, кроме того, изменяется интенсивность применения отдельных компонентов лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания. Так, в работе с дошкольниками основное место отводится речевым занятиям в игровой форме, воспитательным мероприятиям, медицинским — в меньшей степени. В работе с подростками и взрослыми большую роль играют медицинские средства, психотерапия, в том числе ее суггестивные методы (лечение внушением), меньшую — педагогические.

Комплексные методики реабилитации заикания у дошкольников

 

В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Все они подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить свободной от заикания речью.

 

Для успешного преодоления заикания прежде всего необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности.

 

Одна из первых комплексных систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в отечественной логопедии создана Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау. Эта система не потеряла своей актуальности до настоящего времени.

 

Авторами впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, которые состоят в следующем:

 

проведение медико-психолого-педагогического обследования до начала работы;

 

коррекционное воздействие направляется не только на развитие навыка плавной речи, в поле зрения находится состояние всего организма ребенка, а также личность заикающегося в целом;

 

логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;

 

развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

 

Реабилитация должна проводиться в коллективе, в условиях учреждений типа дневного стационара или специального детского сада.

 

Охранительный речевой резким вводится в самом начале коррекционной работы. Это оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает режим ограничения речи: речевое общение с родителями, воспитателями, другими детьми должно быть ограничено. В этом периоде используются простейшие виды речи: сопряженная и отраженная. Особое внимание уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.

 

Данная система работы включает следующие разделы:

 

развитие общей и мелкой моторики на логоритмических занятиях, в ручном труде и изобразительной деятельности;

 

исправление звукопроизношения;

 

развитие речи детей (ее грамматической и лексической стороны).

 

Основные положения этой системы широко используются до настоящего времени. Н. А. Власова предлагает последовательно использовать 7 различных видов речи, которые соответствуют основным этапам коррекционной работы: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), нормальная речь (беседы, просьбы).

 

Е. Ф. Рау выделяет 3 этапа в системе коррекционной работы с заикающимися дошкольниками: совместная и отраженная речь (стихи, заученные фразы), устное описание картинок по вопросам, закрепление приобретенных навыков.

 

В 1958 г. Р.Е.Левина выдвинула идею развития коммуникативной функции речи (функции общения) у заикающихся детей. Р. Е. Левиной и ее последователями была разработана целостная система воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова, С. А. Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова).

 

Н. А. Чевелева разработала систему коррекционной работы с заикающимися детьми в процессе ручной деятельности. Данная методика позволяет воспитать у детей на протяжении 8-9 месяцев самостоятельную речь, лишенную запинок, начиная с самой легкой, доступной ситуационной речи (понятной только в данной ситуации) и кончая контекстной речью (законченным в смысло-

 

75вом отношении отрывком устной речи). Овладение ситуационной речью оказывается возможным для заикающегося ребенка потому, что все называемые предметы или их действия он видит и назначение их, их смысл ему известны. В случае затруднений наглядная ситуация позволяет ребенку заменить сложное слово местоимением (то, тот, это) или просто жестом, указывающим на предмет.

 

Постепенно уменьшая наглядную опору, можно усложнять задачу, развивать способность пользоваться контекстной речью, вовсе лишенной наглядной опоры.

 

Последовательность развития самостоятельной связной речи такова. На первых занятиях дети отвечают на вопросы логопеда простыми, короткими фразами, называя игрушки; форму различных предметов, их величину, цвет, разнообразные действия с предметами («Это яблоко», «Оно зеленое», «Я вырезаю», «Я рисую»).

 

Затем по-прежнему в условиях наглядности дети отвечают уже простыми распространенными предложениями («Я взял свой кружочек», «Я катаю шарик из пластилина»). Постепенно предложения становятся все более развернутыми, дети отвечают сложными предложениями («Это треугольник, потому что у него три угла»).

 

Дети овладевают умением говорить без заикания, отвечая на самые сложные вопросы логопеда, задавая вопросы товарищам и строя самостоятельный рассказ. Кроме того, постоянные упражнения в плавной речи закрепляют у них рефлекс на нормальную, здоровую речь.

 

Такое систематическое и последовательное развитие связной речи включает 5 периодов:

 

1) пропедевтический (вводный), который предполагает привитие навыков организованного поведения, следование режиму ограничения речи;

 

2) развитие навыка сопровождающей речи, т. е. речи детей по поводу совершаемых ими в данный момент действий (речи со зрительной опорой);

 

3) развитие навыка завершающей речи, представляющей собой описание уже выполненной работы или ее части (в условиях ограниченной наглядности);

 

4) развитие навыка предваряющей речи, представляющей собой рассказ о том, что дети намерены делать (речи без наглядной опоры);

 

5) закрепление навыков связной речи — рассказы детей о всем процессе изготовления поделки.

 

В данной коррекционной системе используется принцип последовательного усложнения речевых упражнений в ходе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения в детском саду». На основе данной методики и «Программы воспитания и обучения в детском саду» С. А. Миронова

 

составила специальную программу «Обучение и воспитание заикающихся дошкольников».

 

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях. В данной коррекционной системе автор выделяет 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

 

Рассмотрим эти периоды.

 

Подготовительный период (7-8 занятий) предполагает:

 

щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения);

 

оздоровительные мероприятия;

 

развитие моторики;

 

расширение словарного запаса;

 

использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги (осуществление индивидуального подхода).

 

Кроме того, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно также включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели и т.д.)), упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

 

Тренировки проводятся с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

 

Тренировочный период (20 — 22 занятия) включает:

 

развитие активного внимания, памяти и других психических функций;

 

дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи;

 

включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

 

Осуществляется постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Используются подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносится в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно используется помощь родителей.

 

Закрепительный период (6-9 занятий) включает:

 

закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности;

 

использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

 

Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.

 

Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3-4 месяца (32-36 занятий). Как уже говорилось, большое значение придается работе с родителями.

 

Речевые упражнения предлагаются с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости и ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

 

В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбираются для каждого ребенка отдельно.

 

Данная система предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися. Это позволяет детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей. Родители посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Систематичность и последовательность логопедических занятий

 

В рамках комплексного метода реабилитации заикания у дошкольников существуют разные системы коррекционной работы. Но практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному. Рассмотрим применение данного принципа при овладении плавной, свободной от заикания речью, с учетом различных факторов, которые оказывают влияние на речь ребенка.

 

Одним из факторов, влияющих на речь заикающегося, является степень ее самостоятельности.

 

Последовательность вырабатывания свободной, самостоятельной речи у заикающихся:

 

сопряженно-отраженная речь;

 

ответно-вопросная форма речи;

 

пересказ, рассказ;

 

спонтанная речь.

 

Частота и сила речевых судорог зависят от того, говорит ли он сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью.

 

При сопряженной речи заикающийся произносит фразы вместе с логопедом. Даже в случае очень тяжелой степени заикания человек сопряженно говорит свободно, поскольку фактически копируется чужая фраза (ее конструкция, манера произнесения). Степень самостоятельности при этом минимальная.

 

При отраженной речи заикающийся повторяет фразы вслед за логопедом. Здесь он также использует чужую конструкцию фра-

 

зы, ее темп, интонацию, манеру произнесения. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся форма речи.

 

Ответы на вопросы - следующая, более сложная форма речи для заикающихся. Задаются сначала простые, затем развернутые вопросы. В отличие от отраженной речи здесь появляются элементы самостоятельной речи. Ответ на вопрос, построенный в форме простого предложения, позволяет заикающимся использовать ту же конструкцию и почти все слова вопроса с добавлением 1-2 слов. Сложнее заикающемуся давать развернутые ответы.

 

Пересказ представляет собой не одну, а по крайней мере несколько связанных между собой фраз. Речевой материал отбирается в соответствии с возрастом ребенка. Обычно используются знакомые сказки, короткие рассказы.

 

Рассказ предполагает самостоятельное изложение материала по теме, по картинке, по впечатлениям от экскурсии, прогулки.

 

Спонтанная речь - самопроизвольная, самостоятельная речь, представляющая самую большую трудность для заикающихся. Она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

 

Еще один фактор, оказывающий влияние на речь заикающегося, -различная степень ее подготовленности. С учетом принципа от простого к сложному, речевые упражнения строятся в следующей последовательности: заученный текст; отрепетированный вслух текст; мысленно продуманный текст; незнакомый текст, экспромт.

 

На проявление или исчезновение речевых судорог у заикающегося оказывает влияние различная сложность речевой структуры. Обычно легко произносятся отдельные звуки, особенно гласные, труднее — слоги, еще труднее — слова.

 

В процессе говорения заикающиеся могут испытывать трудности:

 

в начале изложения (трудно начать говорить),

 

в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы),

 

в начале простой фразы,

 

при произнесении некоторых звуков (чаще согласных).

 

На речь заикающегося оказывает влияние громкость произнесения слова или фразы. Для обучения ребенка громкой речи необходимо последовательно использовать следующие речевые упражнения: беззвучная артикуляция, шепотная речь, тихая речь, громкая речь, обычный голос.

 

При пении, ритмичной стихотворной речи, разговоре нараспев речевые судороги или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются.

 

Плавность и ритмичность вырабатываются в следующей последовательности: пение, пение с движениями, ритмизованная речь

 

(стихи, проза) в сопровождении движений, ритмизованная речь (стихи, проза) без движений, опора на гласные звуки, разнометрич-ная речь.

 

На усиление речевых судорог влияет эмоциональное состояние заикающегося в момент говорения. Тренировка правильной речи проводится в разных эмоциональных состояниях: в привычной, в малознакомой, незнакомой обстановке. Также необходимо учитывать микросоциальное окружение. Если ребенок находится в одиночестве, он, как правило, говорит без заикания; при общении с близкими и друзьями качество его речи меняется незначительно; при речевом общении с воспитателями, незнакомыми людьми ребенок может испытывать затруднения, соответственно усиливаются речевые судороги.

 

Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, независимо от используемой методики, должна представлять собой завершенную, целостную по задачам и содержанию систему. Она осуществляется систематически, регулярно и по плану и разделяется на периоды подготовительный, тренировочный, закрепительный:

 

подготовительный период включает создание щадящего режима, подготовку ребенка к занятиям, показ образцов правильной речи;

 

тренировочный период включает воспитание навыков свободной речи, воспитание правильного поведения в разных формах речи;

 

закрепительный период включает автоматизацию приобретенных навыков речи и поведения (реализуется в спонтанной речи), использование разнообразных ситуаций и видов речевой деятельности (творческие игры).

Логопедические занятия с заикающимися дошкольниками и их связь с программами воспитания и обучения в детском саду

 

Н. А. Чевелева указывает в своих работах, что для развития у детей связной самостоятельной свободной от заикания речи необходимо создать обстановку, которая вначале обеспечит максимальную наглядность (как опору для речи), а затем позволит постепенно уменьшать наглядную опору и подводить дошкольников к использованию самостоятельной развернутой конкретной речи. Для решения этой задачи используются основные разделы программы для массового детского сада («Развитие речи» и «Ознакомление с окружающим», «Развитие элементарных математических представлений», «Изобразительная деятельность» и др.).

 

Например, программа по изобразительной деятельности может использоваться на логопедических занятиях с первых этапов без каких-либо изменений в порядке прохождения тем.

 

При освоении программы по развитию элементарных математических представлений рекомендуется использовать лишь те разделы, где можно применять демонстрационный и раздаточный материал (знакомство с количеством и счетом, с плоскими и объемными геометрическими формами, с делением целого на части, порядковым счетом, представлением о том, что количество предметов не зависит от их расположения, формы, цвета и расстояния между ними). Остальные разделы программы следует проходить на более поздних этапах. Но и тогда необходимо учитывать возможность использования на занятиях наглядного материала.

 

При прохождении программы по развитию речи и ознакомлению с окружающим логопед и воспитатель учат детей приемам рассматривания предметов и объектов и приемам их сравнения, предлагая для этого картины и серии картин, дети участвуют в экскурсиях, наблюдают природу.

 

Коррекционное воздействие должно быть направлено не только на развитие навыка плавности речи, но и на личностные качества заикающегося, на развитие его отношений с окружающими, стабилизацию состояния его нервной системы. Для этого можно использовать многие режимные моменты: подготовку к занятиям, сборы на прогулку, дежурство по группе, переодевание к музыкальным занятиям, приготовление к обеду (завтраку, ужину) и т.п. Одежда, пособия для занятий, посуда, игрушки могут служить наглядным материалом в беседе с детьми. При этом логопед и воспитатель должны опираться на основной принцип дидактики и вырабатывать навык плавной речи, постепенно усложнять задачи, повышать степень самостоятельности речи.

Профилактика заикания у детей

 

Выдающийся психиатр профессор В.А.Гиляровский (1853-1935) придавал особое значение профилактическому направлению в логопедии. Его интересовал ранний период детского развития, так как он считал, что именно в это время возникают предпосылки такого нарушения, как заикание. Вопросы профилактики и предупреждения возникновения заикания у детей в период развития речи получили дальнейшую разработку.

 

В современной практической логопедии существует несколько направлений профилактической работы:

 

предупреждение возникновения заикания у детей,

 

предупреждение дальнейшего развития только что возникшего заикания,

 

предупреждение рецидивов (повторного проявления заикания после кажущегося выздоровления).

 

Для предупреждения появления заикания необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих ребенка. Одной из важнейших профилактических мер является правильная организация быта и воспитания детей в домашних условиях.

 

С самого раннего возраста в развитии речи ребенка на первый план выступает активное подражание речи взрослых. Подражание, способствуя развитию речи, в то же время представляет и известную опасность.

 

Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка.

 

Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка, свидетельствующая о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы, может привести к заиканию. Нервную систему ребенка следует щадить. Необходимо оберегать малыша от психических и физических травм, сильных эмоциональных воздействий (как положительных, так и отрицательных). Это отнюдь не означает, что нужно полностью исключить посещения театра, цирка, кино. Такого рода удовольствия можно доставлять ребенку, но делать это нужно очень осторожно, заранее знакомиться с содержанием спектакля или фильма, помня о возрастных возможностях ребенка, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

 

Длительные травмирующие ситуации в семье, неблагоприятная обстановка, скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, чрезмерно строгие наказания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание. Логопед и воспитатель тактично должны объяснить родителям необходимость создания доброжелательных внутрисемейных взаимоотношений.

 

Одной из причин заикания может быть подражание речи взрослых или ровесников, страдающих заиканием. Поэтому следует ограничивать контакты ребенка с заикающимися. Делать это необходимо в корректной форме.

 

Нельзя перегружать речь ребенка труднопроизносимыми словами в период формирования речи, предлагать заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме, стремясь к преждевременному развитию. В младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение вследствие слабости нервно-мышечного аппарата. Словарный запас беден, грамматический строй недостаточно сформирован. Полезно детям давать учить или просто читать стихи с понятным содержанием, доступным речевому развитию ребенка.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.