|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 страницаСтр 1 из 62Следующая ⇒
Савин А.Ю., Антоненко В.И. - Основы Ноокосмологии
г. Москва 2013 год
Содержание: Книга 1 Предисловие Введение Глава 1. Мировоззренческие основы анализа духовного челове- ческого потенциала Разума Вселенной 1.1. Предпосылки формирования научной картины мира, отражающей объект познания - Природу в органической взаимосвязи с субъектом познания - человеком. 1.2. Анализ проблемы взаимосвязи Мира и человека с позиций, сформированных в русском космизме. 1.3. Ноокосмологический подход к человеку как к космической сущности, важнейшему аспекту развивающейся материи. Глава 2. Разум Вселенной как объект философско-ноокосмоло- гического анализа стр. 50 2.1. Вненаучные представления о Демиурге, Творце Мироздания, Создателе человека. 2.2. Постановка проблемы Сверхразума в современной науке. 2.3. Решение проблемы интеллекта во Вселенной - центральная задача Ноокосмологии, связанная с раскрытием сущностных сил человека, его возможностей и резервов. Глава 3. Механизмы и тенденции развития духовного потенциала человечества, превращения его в фактор творческого разума Вселенной стр. 72 3.1. Методологическое значение категории «духовность» в раскрытии сущности человека. 3.2. Доминирующая роль Разума Вселенной в развитии духовности человека. 3.3. Учение о ноосфере, концепция Сверхинтеллекта в научной картине мира. 3.4. Книга 2 стр. 107 Введение 2.1. Анализ современных воззрений, концепций, гипотез и эзотерических знаний в области философии, естествознания по проблемам науки, человека и решения основного вопроса философии. 2.2. Философия как наука о человеке. 2.2.1. Человек как носитель особых способов взаимодействия во Вселенной. 2.2.2. Человек и Вселенная в символах религиозно-философских мистерий. 2.2.3. Постановка проблемы человека в истории философии. 2.2.4. Некоторые подходы к определению места и роли человека во Вселенной в классической и неклассической философии. 2.2.5. Проблема человека в современной философии. 2.2.6. Основной вопрос философии. 2.2.6.1. Возникновение и развитие основного вопроса философии. 2.2.6.2. Основной вопрос философии в современных условиях. 2.2.7. Влияние философии на жизнь людей, их культуру, нравственность, духовность. 2.2.8. Философия как инструмент воздействия на сознание человека. 2.2.9. Основные противоречия в философии, науке, естествознании, возникшие в наше время в соответствии с накопленными эмпирическими данными. 2.2.10. Подавление философской мысли технократическим прагматизмом. 2.3. Противоречие между духовным и технологическим состоянием общества. Книга 3стр. 206 Введение 3.1. Обоснование истоков зарождения и развития новой философии - философии космических форм сознания (космического сознания, братства, взаимосвязи, единства). 3.1.1. Роль русского космизма в формировании новой философии. 3.1.2. Смыкание современных физических воззрений в новой философии. 3.1.3. Основные положения новой философии о мироздании, иерархиях, взаимодействиях и взаимосвязи космических структур и цивилизаций. 3.1.3.1. Необходимость новой философии. 3.1.3.2. Содержание новой философии. 3.2. Роль и место человека в системе мироздания с точки зрения новых философских концепций и достижений современного естествознания. 3.2.1. Человек как космическая сущность. 3.2.2. Миссия человека на земле. 3.2.3. Истинный путь развития человека, его сознания и возможностей. 3.2.4. Взаимосвязь человека с природой, средой обитания и Космосом. 3.2.4.1. Смысл невещественных связей человека. 3.2.4.2. Научное обоснование природы тонких связей. 3.2.5. Мораль, нравственность и этика - основные категории в воспитании человека, оценке его деятельности. 3.2.6. Роль и место веры в развитии человека, цивилизации. 3.2.7. Скоротечность жизни человека в нынешнем физическом воплощении. Неизбежность физической смерти. Бессмертие души. Заключение Приложение - 1. А.Ю. Савин «Очерки по русскому космизму»... стр. 382 Приложение - 2. Г.В. Макуха «Мировоззрение космического всеединства» стр. 467 Приложение - 3. Уэйн Дайер «Десять секретов успеха и душевного покоя»стр. 676 Приложение - 4. Учебно-тематический план курса «Ноокосмоло- гия. Основы развития интуитивных способностей человека». стр. 732
Книга 1.“Духовный человеческий потенциал Разума Вселенной (философско-ноокосмологический анализ)” ПРЕДИСЛОВИЕ В Книге 1 рассматривается концепция Духовного Мира, управляющего материальными процессами, происходящими в Космосе, проводятся раскрытие и анализ механизмов совершенствования человека путем осмысления им своего внутреннего, духовного единства с тонкими структурами мироздания. В исследованиях используется система сведений о Высшем Разуме, накопленных человечеством в различных пластах культуры.
Х Х Х Только на первый взгляд Высший Разум не может быть объектом научного исследования. В науке иногда не воспринимаются и куда более банальные вещи. Галилей, например, называл теорию движения планет Кеплера “оккультной фантазией”, Резерфорд не верил в возможность практического использования ядерной энергии, а Эдисон не допускал возможности применения переменного тока в технике. И, тем не менее, все это стало уже реальностью. Проводимые в области Ноокосмологии исследования создают предпосылки ощущения реальности Высшего Разума, навеки запечатленного под разными именами (Бог, Дао, Будда, Иисус Христос, Аллах и т.п.) в исторической памяти человечества. В культурном потенциале цивилизации есть свод законов и правил духовного характера, следование которым и соблюдение которых может помочь в радикальном изменении мышления и мировоззрения. Речь идет о знаниях нашей взаимосвязи с миром и создавшим нас и природу Творцом - Высшим Разумом. В передаваемых им через основателей мировых религий, пророков, гениальных представителей искусства, философии и науки сведениях содержится информация о том, что человек не есть лишь физическое тело, сознание и подсознание. Все, что известно сегодня о человеке, есть лишь небольшая часть бесконечной целостной системы, венчаемой Разумом Вселенной. Духовное и интеллектуальное совершенствование человека, расширение им понимания себя и окружающего мира должно с неизбежностью включать в свое содержание те знания, которые получены путем вхождения в информационное поле (каналы информации) Вселенной и сопряжены с раскрытием способностей людей к сверхчувственному восприятию космической информации, накопление ими трансперсонального опыта. С научных позиций такие способности только начинают осознаваться. Поэтому сегодня так важно показать, что вход в эту область знаний без предвзятости и научного чванства может дать человечеству неоценимые опыт и знания, способствующие развитию нашей цивилизации в направлении её расцвета по самым высоким меркам космических законов и морали. Выделение вненаучных знаний показывает, что в обширном поле накопленной человечеством информации имеется особая область сведений о духовности и Высшем Разуме. За изменчивыми динамичными напластованиями сведений о природе и человеке, позволившими создать современную техногенную цивилизацию, лежит уходящий в бесконечность пласт единого знания. Поистине тесны врата и узок путь, чтобы через сокрытую в Ригведах, Бхагават-гите, Дао де цзин, И-цзин, Упанишадах, Коране, Библии и других источниках информацию войти в область внеземного знания о Высшем Разуме, осуществить двусторонний контакт с разумной средой Космоса, постепенно раскрыть свои сущностные силы, реализовать резервы внутренней энергетики и возможности психики. Немногие следуют этим путем, но это единственный путь, ведущий в жизнь, позволяющий овладевать методами выхода за пределы формирующего нас пространства, превращать духовный потенциал человечества в активный фактор Разума Вселенной. Синтез научного и вненаучного путей познания позволяет изучить опыт постижения Разума Вселенной посредством анализа вненаучных и научных представлений о разумной энергетике мира; предложить вариант разработки теоретико-методологических основ анализа духовного потенциала человечества как элемента Разума Вселенной; выдвинуть концепцию преемственности мировой космической мысли, русского космизма и ноокос- мологии, рассматривающих эволюцию человеческой души в единстве с развитием Вселенной; обосновать идею человека как космической сущности, дать авторское видение механизмов и тенденций развития духовного потенциала человечества, специфики духовного развития российской цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ Развитие человечества на нынешнем этапе его истории протекает под определяющим влиянием научного знания, в котором нет места представлению о Высшем Разуме. Многие современные ученые, как и в свое время французский астроном Лаплас, не считают реальным факт существования Бога (Высшего Разума), мира духовных сущностей и их антиподов. Но, помимо научного знания, существует огромная сфера вненаучных представлений, центральным из которых является представление о Боге, апостолах, святых, ангелах, архангелах и т.д. Откуда оно возникло в сознании человека, если нет соответствующей ему реальности? Если оно вредно и бесполезно, как утверждают атеисты, то почему на протяжении тысячелетий прагматичное человечество не искоренит его из своей памяти? Существующие научные методы исследования и прогнозирования позволяют воспроизводить внешнюю видимую сторону мироздания и человека и ничего не говорят о внутренней их стороне - душе человека и духовном мире Вселенной. Поэтому ответить с их помощью на поставленные вопросы не представляется возможным. Следовательно, поиск необходимо вести за пределами научного знания в той области информационного пространства человечества, где формируются духовные, нравственные и целевые ориентиры, складывается необычный ракурс видения того, что с позиций эксперимента и расчета не существует, но в языковых структурах и культурах всех народов мира занимает центральное место как объективно существующее, живое и одухотворенное, сотворившее мир и человека, придавшее им смысл и направление развития. До нашего времени дошли мифы, легенды и сказания, основными персонажами которых выступают боги, полубоги, духи, эпические герои. Космос и природные силы одушевляются, очеловечиваются, сводятся в единую образную картину мира, где все слитно, не расчленено, увязано в целостном миропонимании. Уже в четвертом тысячелетии до нашей эры человек осознавал особую роль Космоса и то, что составляет его духовное содержание. Мертвое и пустое небо рассматривалось как основной источник жизни, как место обитания высших разумных сил. Четче осознаются свойства тонкой разумной энергии. В буддизме, например, она изображается в виде исходящего из головы Будды языка пламени. Улавливая и фиксируя с помощью особых методик психическую энергию, человек может приобрести способности к волевому творению вещей и существ, к переходу из физического тела в психическое и, наоборот, к перевоплощению, к нейтрализации внешних воздействий, к телепатии, к дальновидению, ясновидению и т.п. Следует отметить, что сегодня такие свойства психической энергии как наличие ауры, биополя, феномены телекинеза, телепатии и другие явления уже стали предметом исследования во многих странах мира. Может быть, это приведет к такому же удивительному и неожиданному скачку в развитии человеческого сознания, какой произошел в античные времена, когда одновременно в Китае, Индии, Греции и Персии возникла философия, начался процесс формирования абстрактно-логического мышления, возникли процессы формирования мировых религий, которые впоследствии пришли на смену язычеству. Несмотря на то, что Бог по-прежнему выступал объектом поклонения, а не осмысления, он все в большей мере осознавался как Высший Разум, вступающий с человеком в непосредственный контакт. В результате чего появилась специфическая форма знания - вера человека в высшую разумную силу, которая в итоге предстала в форме слова, имени, непроявленной силы (Брахмана, Ягве, Аллаха) и проявленных существ в виде человека (Будда, Иисус Христос). В вере не столько человек постигает Высший Разум, сколько Он сам открывается человеку путем передачи специфического знания (откровений). Оно возбуждает мысль, активизирует работу мозга, программирует основной вектор самосовершенствования человека. Расшифровка знаний Священных Писаний убеждает в том, что идея Бога (Высшего Разума) является системообразующей. Через нее человек познает самого себя, открывает свои возможности, осознает себя не только частью природы, элементом общества, но и частицей, компонентом континуума. И если сегодня мы говорим о духовном потенциале, то только потому, что душа есть особая животворящая энергия, полученная человеком от Бога. Без нее никакого контакта с внеземным разумом не было бы, как и не было бы самого человека. Постигая самого себя, человек поэтому обречен постоянно обращаться к проблеме соотношения своего духовного потенциала и разума Вселенной. В античном мире он осознавал себя путем сопоставления микрокосма и макрокосма, в средние века рассматривал себя в качестве производного, сотворенного Богом существа. Последующие эпохи Космос и Бог неизменно выступали мерилом человеческого потенциала, являлись основным ориентиром развития у людей тех высших качеств, которые обеспечивают общественный прогресс, переход от низшего этапа развития к высшему. Нынешний период развития человеческой цивилизации требует комплексного концептуального взгляда на фундаментальные и глобальные проблемы, связанные с состоянием и развитием духовного потенциала людей, так как его реализация выражается в формировании новой планетарной системы отношений, в позитивных сдвигах геополитического характера, в осознании угроз и опасностей, нависших над человечеством, в напряженном поиске путей выхода из общего кризиса, охватившего всю сферу духовного, морали и нравственности, экономику, экологию, политику и культуру. Зависимость дальнейшего существования человечества от разрешения противоречий в энергетической, демографической, экологической и т.п. сферах свидетельствует о недостаточности интеллектуального развития, о недопустимости недооценки духовности, о необходимости определения не только локального, но и всеобщего смысла существования человечества. Развитие человеческой цивилизации подошло к такому рубежу, с которого осознание космического предназначения должно вестись не только в теоретическом плане, но и предприниматься решительные и смелые практические меры, направленные на обеспечение выживания человечества, выполнение им предназначения, определенного Творцом. Все это объективно предполагает формирование адекватной методологии анализа духовного потенциала человечества в новых исторических условиях, исследования его места и роли в определяемом Разумом Вселенной глобальном эволюционном процессе. Конкретными обстоятельствами актуальности философско-ноокосмо- логического анализа духовного человеческого потенциала Разума Вселенной выступают: Во-первых, потребность в новых методологических подходах исследования развития человеческой цивилизации в ее органической взаимосвязи с природой, определения духовных оснований смысла существования человечества во Вселенной. Нынешний этап развития человечества характеризуется небывало быстрым накоплением знаний об окружающем мире, радикальным пересмотром концептуальных взглядов и представлений на проблемы внутреннего мира человека, попыткой человека тотальную взаимосвязь противоположных полюсов и начал мироздания свести в единую целостную систему. В создаваемой наукой картине мира происходит сдвиг в сторону человека, укрепляется его положение не только в качестве наблюдателя космических процессов, но и как активного их участника. Новые взгляды на положение человека во Вселенной предполагают анализ духовного потенциала человечества в его соотношении с первоначалом, определяющим творческий характер развития мира. Во-вторых, импульсы назревших перемен коренятся в мировоззренческой гуманистической парадигме, которая должна прийти на смену упрощенным взглядам на человека, его место в природе и обществе. Представления о человеке как винтике государственной политической машины, о человеке - господине природы не соответствует нынешнему уровню развития цивилизации, тормозит ее выход на более высокий уровень. Образовавшийся в людях духовный вакуум обусловил ожесточенную борьбу различных взглядов и идей, в условиях которой формируется новая мировоззренческая картина современного мира. В умах значительной части людей царят безнравственность и бездуховность, стремление к материальному обогащению за счет ограбления других и собственного духовного обнищания. Через средства массовой информации вторгается установка на насилие, жестокость, цинизм, пренебрежение национальными правами и обычаями, возбуждение первобытных инстинктов, агрессивность и невежество. Обострение комплекса противоречий в различных сферах жизнедеятельности нашего общества требует поиска глубинных причин кризиса. В связи с тем, что все мысли, поступки и действия людей обусловлены их опытом, знаниями, ценностями, мировоззренческими установками и т.п. компонентами внутреннего духовного мира имеется объективная потребность в исследовании духовного потенциала человечества. В-третьих, возникший в духовном бытии граждан нашей страны новый иррациональный компонент, выраженный в необъяснимых феноменах, неслучайно сопутствовал процессу реформ. После десятилетий существования идеологических запретов на иррациональные аспекты человеческого бытия своеобразный бум, ажиотаж, болезненный интерес к недоступным для современного развития науки вопросам вполне можно объяснить простым человеческим любопытством. Жгучий интерес людей к проблемам неопознанных летающих объектов, аномальных зон Земли, необычных проявлений человеческого организма и психики, взаимосвязи с иными формами жизни и разума и т.д. несомненно, подогревался определенными социальными силами и искусственно. Вместе с тем история существования человеческой цивилизации убедительно свидетельствует о постоянном столкновении людей с необычным. Мифы, вероучения, эзотерические представления, суеверия, видимо, имеют под собой некую объективную основу. Углубление науки в окружающую реальность, формирование целостной синтетической модели бытия уже в наши дни требует нового подхода к проблемам человеческой жизни, учета того, что во внешнем мире существуют признаки, характерные для внутреннего мира человека. Спонтанность, свобода и творчества не является исключительной монополией сознания человека. Развитие квантовой механики, квантовой хромодинамики, синергетики, информатики и других областей научного познания настоятельно требуют включения человека в систему знаний о природе. Аналогичные процессы намечаются и по мере развития наук о человеке. Научная картина человека с неизбежностью будет включать в себя всю систему знаний о Вселенной. Реальные предпосылки для этого создаются широкомасштабным исследованием человека, наметившимся в конце ХХ столетия. Одним из плодотворных многообещающих направлений изучения человека является ноокосмология, рассматривающая человека в контексте его вселенских связей, резервов и возможностей организма и психики. Определенный вклад в развитие ноокосмологических представлений о человеке может внести решение проблем, связанных с духовным потенциалом человечества. В-четвертых, рассредоточенные в различных отраслях науки знания о разуме достаточно полно выражены в философии, это обстоятельство делает оправданным философский анализ того ускользающего от мыслителей загадочного состояния сознания, посредством которого оно осваивает окружающий мир и самое себя. История развития знаний о разуме всегда была противоречивой и драматичной. С одной стороны разум рассматривался в качестве автономной, ограниченной способности, с помощью которой человек духовно и практически осваивает и преобразует окружающий мир и восходит по ступеням собственного развития, с другой стороны разум человека представлялся аспектом бесконечного вечного космического сознания, составляющего сущность Вселенной. Коренящиеся в глубине веков представления о разуме вселенной сохранились в мифах, легендах, вероучениях и в большинстве своем не приняты официальной наукой, но и убедительно не отвергнуты. Современная модель разума базируется на подходах, сформировавшихся в ХХ веке в лоне теории отражения. Результаты наблюдения процесса воспроизводства в сознании объектов и предметов окружающего мира позволяют происхождение и сущность разума объяснять на основе этой теории. В тоже время есть много фактов, не вкладывающихся в рамки теории отражения. Они выступают питательной средой возникновения альтернативных гипотез разума. Обилие гипотез разума и их относительная бездоказательность говорят о том, что сегодня не существует общепринятой системы представления на феномен, составляющий сущность человека. Исследование духовного потенциала человечества может способствовать выработке исходных принципов формирования целостного образа личности. В-пятых, грозящая самому существованию человечества ситуация на нашей планете делает необходимым процесс осмысления места и роли человека во Вселенной. Если человечеству суждено погибнуть, то его функционирование в качестве динамично развивающейся мыслящей системы бессмысленно. Но пока человечество живет и развивается, вопрос о его предназначении в этом мире является актуальным. Правильный ответ на этот вопрос позволит определить магистральную линию развития мышления, поведения и деятельности, сориентировать их на достижение максимального соответствия человека глобальному эволюционному процессу. Общая тенденция развития человечества должна, в конечном итоге, с тотального противостояния людей между собой и природой перейти на путь согласованного совершенствования. Достижению этой цели будет способствовать рассмотрение духовного потенциала человечества в самом широком смысле, то есть как элемента более обширной системы - Разума Вселенной. Научное осмысление этой проблемы затрудняется недостаточностью соответствующих познавательных средств. Традиционно используемые понятийные формы, как правило, направлены на изучение четко зафиксированных предметов, процессов и явлений, в то время как все, что относится к области духовного “ускользает” от взора ученого. Вместе с тем значение духовного, внутреннего мира настолько возросло, что появилась потребность в его постоянном и целенаправленном изучении. При этом необходимо не только расчленять его на составные элементы, но и сопоставлять с более обширной системой. Для человеческой плоти предельно широкой системой является физический мир. А что является такой системой для человеческой души, сознания, разума? Неужели они ни во что не входят? Как представляется, для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к особого рода обобщающим понятиям, используемым человечеством на протяжении всей его истории. К ним, в частности, относятся категории “Высший Разум» (в религиозном сознании обозначенная термином “Бог”), “дух”, “душа” и т.п. Частое обращение исследователей сегодня к понятиям “дух”, “душа”, “Бог” является откликом на глобальные изменения, обусловленные трансформацией человеческого бытия и сознания. В основе потребности познания духовного лежит страсть к постижению самого себя, прежде всего того идеального мира, который составляет сущность нашей личности. Построенный в нашей голове идеальный мир не имеет четко выраженного физического эквивалента, но мы не сомневаемся в его существовании, так как всегда физически переживаем то, что ощущаем. А ощущаем мы не только свою телесную причастность ко Вселенной, но и свое родство со вселенским сознанием. Высший Разум - это не мифологема, не аллегория, а духовная реальность, отраженная в историческом опыте человечества. Благодаря этому опыту существует духовность человека, его нравственное ядро. С этих позиций оправданным представляется сопоставление духовного потенциала человечества с превосходящей его духовной основой Вселенной. Решение этой проблемы сопряжено с исследованием возможностей организма и резервов человеческой психики и наталкивается на такую область внутреннего мира человека, которая представляет собой значительно большую загадку, чем таинственные сами по себе сознание, самосознание, бессознательное, психика, а также раскрывающие их понятия: ум, разум, интеллект, внимание, память, воображение, ощущение, интуиция, восприятие, представление и т.д. Это область сверхсознания. Следовательно, налицо крупная проблема. С одной стороны, знание о том, что во внутреннем мире человека есть нечто такое, что можно назвать сверхсознанием. С другой стороны, незнание, что оно собой представляет, какова его природа, механизмы проявления и т.д. С решением этой проблемы, возможно, в будущем будет сделано такое же открытие, как было сделано в свое время: в античную эпоху - установление сознания; в средние века - фиксирование самосознания; в XX веке - обнаружение области бессознательного. Состояние наших представлений об области сверхсознания примерно такое же, как в физике представление о физическом вакууме. Ученые сегодня знают, что существует фундаментальный уровень материи, играющий исключительно большую роль в жизни не только микромира, но и крупномасштабной Вселенной. Но что собой представляет физический вакуум пока неизвестно, за исключением общих весьма туманных характеристик в виде таких, как: особое состояние материи, бесчастная форма материи, поле с нулевой энергией и т.п. Аналогично обстоит дело и со сверхсознанием.
ГЛАВА I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗУМА ВСЕЛЕННОЙ. 1.1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ОТРАЖАЮЩЕЙ ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ - ПРИРОДЫ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ С СУБЪЕКТОМ ПОЗНАНИЯ - ЧЕЛОВЕКОМ Понятие “научная картина мира” появилось в трудах видных философов и естествоиспытателей на рубеже XIX и XX веков. В нем зафиксировано стремление создать с помощью достоверного знания целостную модель окружающей нас действительности. По мнению М. Планка научная картина мира созидается с целью дать как можно более точную и полную картину природы. (См.: Планк М. Единство физической картины мира. М., 1996. С.24,48). Соответственно с помощью общественных наук формируется модель исторически функционирующих форм совместной деятельности людей, а в системе знаний о человеке воспроизводятся связанные с происхождением, сущностью, местом и ролью людей во Вселенной вопросы. Если представить пирамиду, основанием которой является естествознание с покоящемся на нем знании об обществе и с вершиной знаниями о человеке, то обнаруживается, что знания человека о самом себе ограничиваются ничтожно малой точкой в общем объеме накопленной человечеством информации. Более того, между образом мира, сложившемся в естествознании, и в сфере гуманитарного знания образовалась постоянно углубляющаяся и расширяющаяся пропасть, разделяющая физическое и духовное. Но природа, общество и человек существуют не автономно, не разрозненно. Они представляют собой целостную систему и в качестве таковой должны быть выражены единой универсальной модели бытия. В связи с интенсивным развитием конкретных областей знаний, целенаправленным объединением разных дисциплин и появлением междисциплинарных комплексных направлений научного поиска особую актуальность приобретает проблема, сформулированная в заглавии данного параграфа. Анализ развития научного знания показывает, что предварительные условия ее постановки и решения возникли еще в странах Древнего Востока. Целостный образ бытия начал складываться в культуре античной Греции, из которой произросла наша европейская цивилизация. Древние эллины не отделяли себя от богов и космоса. Они жили единой с ними жизнью. В цельном и ясном миропонимании греков родились ростки рационального гуманизма, благоприятной почвой для которых была христианская культура. Основной завет христианства “возлюби ближнего своего как самого себя” стал основой выхода человечества на новый более высокий виток духовного и интеллектуального развития. Тем не менее, идея единства, согласно которой Бог, Космос и человек представляют собой одно целое, начинает постепенно размываться. Причиной разрушения идеи единства было дробление в эпоху Возрождения слитного потока знаний на множество ответвлений. В процесс познания начало вовлекаться больше конкретных предметов и явлений, исследование которых осуществлялось с помощью научного метода. Связанная с именами Коперника, Галилея и Ньютона научная революция стремительно вторглась в единый и цельный мир, изъяла из него человека, вытеснила на периферию Бога, создала условия для проявления неведомого доселе могущества человека над вещами и процессами. Казалось бы, разум должен торжествовать. Но почему же выдающиеся умы со времен Кеплера, Галилея, Ньютона и Бэкона не покидало сожаление об утраченном единстве знания? Формирование однородной, редукционистской, дегуманизированной научной картины мира, исключающей из своего содержания человека, делало процесс познания плоским, односторонним, поверхностным, упускающим самое главное, то, благодаря чему и возможно изучение окружающей реальности, а именно, исследование самого интеллекта, установление его истинного положения во Вселенной. В гносеологическом плане разум занимает исходное положение во Вселенной. Без него миру не в чем было бы отражаться. И ни о какой его модели не было бы речи. И тот факт, что разум оказался из нее изъятым свидетельствовал о том, что между жесткими причинно-следственными связями Космоса и духовным миром человека с его иррациональностью, свободой выбора и непредсказуемым полетом мысли существует глубокое противоречие.
|
|||
|