Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 16 страница



Но вот мы взрослеем, и наши подражания все более оп­ределяются конкретными целями, все более избиратель­ны. Вы хотите заняться садоводством, но вы в этом деле новичок и, естественно, сперва подражаете тому, кто имеет опыт. Потом... Все тут ясно, казалось бы. Но как часто и цели взрослых выбираются неосознанным подражанием!..

В свое время я поставил себе целью находить в каждом

нечто, достойное подражания. Был период, когда я от это­го чуть не погиб; но спасла цель другая, соединяющая — и оказалось, что я сказочно обогатился. Подражать творчески — значит знать ЗАЧЕМ.

Теперь техника. Пять основных этапов.

1. Сверка цели с моделью.

«Со своими сотрудниками я хочу быть уверенным без позерства, оптимистичным без фальши, непринужден­ным без фамильярности; хочу иметь смелость мыслить самостоятельно и принимать решения со взвешенным ри­ском; уметь и вникать, и советоваться, и принимать кри­тику, и повелевать, сочетать требовательность и сердеч­ность. Н. обладает всем, кроме последнего. Его замаскиро­ванное высокомерие, манипуляторство и цинизм я заим­ствовать не хотел бы...»

2. Созерцание и анализ.

«Очевидно, Н. настоящий лидер. Уверенность и делови­тость, в сочетании со всегдашней готовностью к шутке, де­лают его всюду центром, лидером неформальным, "даже среди начальников, высших по рангу. Чем напряженнее положение, тем больше в нем спокойствия и сдержанного азарта: видно, что ему нравится борьба, это Мужчина. По­хоже даже, что оптимизм его связан с тайным безразли­чием к жизни: это, кажется, и делает его и непостижимо привлекательным, и опасным...

По всей видимости, не заботится о производимом впе­чатлении; но у него всегда есть точное представление о том, чего от него ожидают, чего хотят люди, на что наде­ются и чего боятся, — весь внимание к другим, привычное состояние. Наблюдателен рефлекторно: о людях, с которы­ми имеет даже мимолетные контакты, помнит все до ме­лочей. Ему доставляет удовольствие быть в курсе чужих дел и интересов, и людям приятно... В этом и заключен об­ман, наживка: фактически Н. никому не сочувствует, каж­дого ловит на личный интерес и так или иначе использует, вполне хладнокровно. Быстрота и четкость его мышления, вероятно, связаны с тем, что он умеет освобождать свой ум от лишнего... Отсюда и свобода ассоциаций, и ориги­нальность решений.

Никогда не повышает голоса и, при всем юморе, никог­да не смеется, а лишь слегка улыбается. В интонациях всегда есть какая-то острота, делающая каждое слово зна-

чительным; кроме того, иногда неожиданно меняет темп речи и тем заставляет собеседника следовать за собой, как бы гипнотизирует... Вроде и не приказывает, но ведет себя так, будто заранее знает, что все добровольно ему подчи­нятся, будто иначе и быть не может. Смотрит в глаза с та­ким выражением, словно собеседник уже давно с ним со­гласен. Характерен и значителен легкий жест правой ру­ки...»

(Поправьте, если мое воображение в чем-то ушло не в ту степь. У меня тоже одно время была прокатная модель — почти двойник вашего Н. И я тоже им восхищался и не любил его.)

3. Обобщение. Выделение своего. «...Итак, я беру у Н. ВНУТРЕННЕ:

свободу от «самого себя»; беззаботность относительно впечатления о своей персоне; азарт борьбы; непринужден­ную осторожность; зоркое внимание к людям.

ВНЕШНЕ:

интонационный рисунок речи— некоторые компонен­ты; частично — тембр;

взгляд, если удастся...

Я буду также искать свой собственный ключевой жест, аналогичный характерному жесту Н. Возможно, для меня таким жестом может быть легкое приподнимание головы, свойственное мне в моменты, когда я чувствую себя неза­висимо...»

4. Вселение. Усвоение.

В состоянии мышечного и умственного освобождения, лучше утром, едва проснувшись, и вечером, хорошо рас­слабившись, перед засыпанием, ежедневно, в течение как минимум трех месяцев, сосредотачивайтесь на свойствах модели, которые вы решили заимствовать. Можно пред­ставлять их в виде образов, конкретных воспоминаний, лаконичных словесных формул, того и другого вместе... Суть, в любых вариациях, сводится к утверждению — убеждению — вере:

МОЕ!

Я!

— вере, не подлежащей более никакой проверке. Смело и безоглядно: теперь ЭТО — ВЫ.

5. Претворение.

...Остается лишь дать ЭТОМУ место в вашей работе и жизни. Точнее: позволить найти место.

Твердо веруйте: лучшее из того, чему можно подражать, мы уже имеем в себе. Любая модель лишь помогает нам это открыть.

(..А Китайца я не забыл. Мне даже кажется, грешным делом, что это он произвел ваш превосходный самоанализ и подсказал написать.) (.)

В. Л.

Прошло полтора года. Все в порядке, спасибо. Модель уже не нужна и, кстати, уволена. (.)

СИЛЬНЫЕ РОЛИ ДЛЯ СЛАБОЙ ПАМЯТИ

Всю жизнь изумляет память актеров. Как им удается так быстро и безошибочно выучивать свои роли, держать в го­лове все мизансцены и длинные монологи, малейшие же­сты, тончайшие интонации?..

Еще более удивился, когда обнаружил, что память у них, за редкими исключениями, совершенно обычная, если не хуже. Не помню случая, чтобы кто-нибудь из них не забыл данного мне обещания.

Один, далеко не склеротик, пролечившийся у меня ме­сяцев пять, не усвоил моего наименования, так я и остался для него Валентином Людвиговичем вместо Владимира Львовича. Извинялся, и опять за свое. Я уж и сам начал сомневаться: а вдруг он прав?..

Разгадку дала ролевая психология.

Актеру, если это Актер, почти не приходится тратить усилий на запоминание роли.

Роль запоминается сама собой — вживанием.

По мере отождествления актера с персонажем текст роли становится просто-напросто его бытием — им самим.

Вот в чем причина плохой памяти множества учеников и студентов, деловых и неделовых людей, превосходных жен и плохих мужей; вот почему выпадают из памяти кус­ки жизни и целые жизни, не говоря уже о каких-то датах и именах; вот почему мы так слабо помним свои обещания, а чужие, если они даны НАМ, — получше...

Не умеем (или не хотим) связывать свою память с со­бой. Иными словами, живем не в нужных для памятова­ния ролях. А в каких-то других.

Даже люди с болезненно ослабленной памятью, глубо­кие склеротики и умственно недоразвитые, прекрасно по-

мнят то, что имеет для них жизненное значение. Бывают, конечно, и парадоксальные случаи, в клинике все возмож­но. Но в жизни забыть себя — то есть свою роль — очень и очень трудно. И очень легко, поразительно легко, если это заставляет делать ДРУГАЯ РОЛЬ. (Как, например, в упомянутом случае с Китайцем. Гипнотический сомнам­булизм— всего лишь зримая модель того, что незримо происходит с нами на каждом шагу.)

Отсюда и выход в практику.

Если мы желаем хорошо запоминать и хорошо вспоми­нать — что угодно, будь это куча дел, адреса, лица, фами­лии, телефоны, куча анекдотов, учебный материал, мы должны — либо:

связать это с тем, что для нас ЗНАЧИМО, то есть с УЖЕ ИСПОЛНЯЕМОЙ жизненной ролью, притом ПРИВЛЕ­КАТЕЛЬНОЙ (об этой тонкости дальше),

либо: вжиться в новую роль, которая включит в се­бя то, что мы хотим помнить.

Почему Икс отличается такой превосходной памятью на анекдоты, Игрек прекрасно запоминает песни, а Зет, как пулемет, шпарит на восемнадцати языках и уже почти ов­ладел девятнадцатым?

Потому что они к этому способны? Да. А почему спо­собны?

Вот почему: Икс однажды рассказал анекдот, а слуша­тель засмеялся; Икс рассказал другой, третий — и освоил­ся в амплуа Рассказчика Анекдотов, очень себе в этой роли нравится; Игрек спел одну песню, другую — кому-то по­нравилось, может быть только ему самому, — и вот он Бард-Песнопевец и верит в свою миссию самозабвенно. Зет выбрал амплуа Полиглота, потому что это его любовь— языки. Не работа, а любовь, вот в чем дело, а любовь— это работа... Над запоминанием, как тако­вым, никто из удачников памяти не потеет; если и при­ходится, то ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, а не исключительно. Подсознание САМО схватывает и выдает все, что нуж­но ролям. Человек помнящий безвопросно верит своей памяти.

Вот теперь о тонкости.

-Я ТЕ ДАМ!..

Я ТЕ ПОКАЖУ!

ТЫ У МЕНЯ ЗАПОМНИШЬ!!

(Варианты неисчислимы.)

Кнут, как давно известно, припоминается чаще и живее,

чем пряник. А желудок, как подтверждает наш старый приятель Омега, добра не помнит.

Ото всего, запоминаемого в этой бытности, чему мы да­ем обобщенное название «ад», — мы бежим, мы защища­емся.

Вниманию родителей, педагогов и воспитателей! — крайне важно! Никто, никогда и нигде еще не усваивал ничего хорошего в роли Плохого Ученика!..

А какие роли хорошие?

Это уже конкретно.

Если вы, например, начинаете изучать новый язык, то моя любимая секретная роль Маленького Ребенка вам, на­деюсь, поможет. Поверьте, что вы ребенок, еще совсем не умеющий говорить и начинающий говорить именно на данном языке, — право же, это будет недалеко от истины. Вы схватываете язык более всего путем оголтелого подра­жания. Но не просто попугайничаете — нет, вы все время хотите что-то понять и выразить, вы вообще не понимае­те, что существует что-то там непонятное или невырази­мое. Вы делаете множество глупых, ужасных, смешных ошибок, это вам позволено, это даже необходимо. Убежде­ны, крайне наивно, что говорите не хуже, чем ваши взрос­лые учителя. Все время забавляетесь, играете с языком, живете в нем, хулиганите, и вам это жутко нравится!

Чувствуете, какое отличие от привычной роли Ученика, Изучающего Язык?.. Понимаете, почему глупый малень­кий ребенок, играючи, усваивает огромный массив языка за какие-то два-три года и становится не только его потре­бителем, но и творцом, а Умный Дисциплинированный Ученик на всю жизнь остается неучем?..

СВОЙ ЖАНР, ИЛИ КАК ВАЖНО БЫТЬ НЕСЕРЬЕЗНЫМ

На очереди женские письма. Совсем разные, как и ответы; но на глубине — связи, для ума пристального очевидные.

Начнем с кажущегося самым пустяшным, из тех, кото­рые могут вызвать реплику «мне бы ваши заботы» или «с жиру бесится», но...

В. Л.

Я, как мне кажется, из сильных и умеющих добиваться своего. Но есть в моем характере черта, которая меня бес-

покоит и с которой я сама поделать ничего не могу. Здесь я какая-то утопающая, и за какую соломинку схватиться, не представляю.

Я не умею быть веселой. Каждый праздник для меня не­счастье. Я слишком серьезна. Мой начальник недавно ска­зал: «Тебе нельзя ходить в компании. Ты сидишь с угрю­мым лицом и портишь всем настроение. Не умеешь быть веселой, как все, — не ходи».

А я хочу быть с коллективом не только на работе. На ра­боте меня уважают, я — ударник труда, всем нравится, как я оформляю стенгазету. Всю жизнь отлично училась — школа, училище, университет— и продолжаю самообра­зование. Много читаю. Всегда считала, что главное — зна­ния, чем больше человек знает, тем с ним интереснее.

А оказалось, что есть и другие стороны жизни. Иногда нужно просто повеселиться — и вот это-то у меня не выхо­дит. Все смеются, рассказывают веселые истории из жиз­ни, анекдоты— и прекрасно себя чувствуют. А мне не смешно. Дежурную улыбку только и могу из себя выда­вить.

Не подумайте, что я совсем не понимаю юмора. Смотрю кинокомедии, читаю юмористические рассказы — весело смеюсь. А в обществе не могу! Что-то давит...

Не скажу, что я нервная или застенчивая. На экзаменах спокойна и уверенна. На работе прочесть доклад по техуче-бе — пожалуйста. Выступить на собрании, когда речь идет о деле, могу, и неплохо.

Когда же люди собираются просто приятно провести время и о делах решено не говорить, я сразу оказываюсь на последних ролях. На меня перестают обращать внима­ние. Им весело в течение 2—3 часов, а мое веселье длится несколько минут, а потом и улыбнуться-то не могу. Слу­шаю, интересно; но сама ничего сказать такого, чтобы все смеялись, не могу. Поэтому сижу и молчу. Кажется, могла бы рассказать много интересного, но ребятам это не нуж­но, устают от серьезности, просто посмеяться хотят... А мне не смешно!

Обычно я не пью. Попыталась раз-другой — думала, мо­жет быть, развеселюсь. Ничего подобного! — кроме тош­ноты и головокружения... Утром встаю, ставлю веселую музыку, делаю зарядку — все отлично, иду на работу, на­строение деловое. Если же вечером меня куда-то пригла­сили, начинаю волноваться... Как не стать обузой, не ис­портить настроение?..

Попыталась внушить себе: «Людям со мной приятно. Мне весело, все отлично...» Получается — при кратковре­менном общении. Но если вдруг день рождения или праз­дник и надо несколько часов поддерживать веселье...

Через пять минут мне уже надоедает изображать весе­лость — изображать, потому что в сердце ее нет.

Как устранить эту однобокость?

Сестра у меня очень веселая, а я не умею. К друзьям об­ращаюсь: «Научите быть веселой!» Смеются: «Этому не учат. Это ты сама должна».

А - КАК??

Если сможете мне помочь, тогда и я, если буду встречать подобных мне людей, обязательно буду им помогать. (.)

Сразу же вас обрадую: утопающих, подобных вам, очень и очень много (сам из бывших), а значит, впереди — вагон ответственнейшей работы по бросанию им соломинок.

Все будет чудесно, если поверите:

ВАША СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА РЕШАЕТСЯ НЕ­СЕРЬЕЗНЫМ К НЕЙ ОТНОШЕНИЕМ.

Понимаю, ЧТО это для вас значит. Согласен и с вашим самодиагнозом «однобокость». Как раз по этой причине вы кое-что в себе недослышите.

Вот некоторые мотивы:

в общении НЕОБХОДИМО поддерживать оживление и веселье...

НАДО смеяться, понимать юмор...

НЕЛЬЗЯ портить настроение...

Я ДОЛЖНА быть интересной, приятной, веселой... НАДО!!! ДОЛЖНА!!!

Вот, вот что давит.

Не надо и не должны.

Очень хорошо помню себя точно в такой же фазе. Идешь ТУДА или — еще ужаснее! — приглашаешь СЮДА (о, от­ветственность Пригласителя — дрожат стены и падают люстры, о, невымытая посуда, о, башмак под подуш­кой) — идешь, значит, туда или сюда (ты уже сам у себя хуже гостя) — вибрируешь, как будильник, заранее вздрю­ченный Категорической Необходимостью, Колоссальной Ответственностью, Величайшим Значением, Катастрофи­ческой Безнадежностью... Что же и остается после эдакого самосожжения, как не скорбеть следующие два-три часа над своим обугленным трупом. Последние душевные си-

ленки уходят в судорожные искорки, потом черви самоуг­рызения догладывают остальное, и никакой археолог не раскопает в окончательной кучке то первое, роковое и странное убеждение, что ты не дурак...

Расшифровываем однобокость: застряли в роли Дис­циплинированного Ученика, мечтающего о роли товари­ща Лучшевсех. Временно соглашаясь на роль гражданина Нехужевсех, попадаем в роль гражданина Хуженекуда.

Позвольте предложить для начала маленькое заклина­ние (вместо аутотренинга):

я должна?.. Должна, должна

понимать, что НЕ ДОЛЖНА,

Так какого жерожна (с начала и до отпада).

Если формула сложна, то еще одна нужна:

очень рада, очень рада,

что веселой быть НЕ НАДО.

Зачем мы жадничаем и зачем завистливы?.. Зачем жаж­дем быть непременно отличниками и за столом?.. Зачем не оставляем себе права выступать кое в каких жанрах, не на первых ролях или даже ни на каких?.. Не всем быть со­листами, кто-то должен стоять и в хоре? Кто-то петь, а кто-то и слушать? И почему бы нам не радоваться чисто­сердечно, если кто-то рядышком хорошо смеется, а мы хорошо слушаем и хорошо моем посуду?

Если не согласны, то остается принимать свою невесе­лость как справедливую плату.

А если согласны, то появляются шансы недурно высту­пать в своем жанре — и, кстати, его найти. (.)

...Нет, в самом деле, не такие уж пустяки эти несчастные праздники, если за ними — беспраздничность целой жиз­ни. Сравним, кстати, это письмо с письмом «Два нуля», от заслуженной Омеги. Здесь вроде бы омежности не ощуща­ется — «я, как мне кажется, из сильных и умеющих доби­ваться» — однако... Вот что получается из такой силы в другом раскладе.

В. Л.

Даже это письмо у меня не выходит...

Не знаю, что сыграло решающую роль. Но знаю итоги своего характера; я не могу добиться ни уважения, ни люб­ви, ни даже товарищества со стороны тех, к кому стрем­люсь. Вместо понимания и общения получаю только от-

чужденность, в лучшем случае. Это было бы совсем не так безнадежно 15 лет назад. Но на пороге четвертого десятка... Я ничего не знаю, хотя прочла много книг... Не умею ориентироваться практически ни в чем, вся соткана из не­мыслимых противоречий. Эту тяжесть я ношу с собой со школьных лет... Вокруг меня одни конфликты: дома, где, кажется, нет к ним причин, на работе, со знакомыми. Дружба не удается. Тем более плачевно обстоят дела в лич­ном плане... Замечала не раз, что могу понравиться и даже произвести приятное впечатление на первые 10—20 ми­нут знакомства. Но с окончанием разговоров о погоде и им подобных я удивительно точно во всем попадаю не в такт, хотя предпосылок к коммуникабельности как будто немало-Около 10 лет работаю в школе. Сколько оборванных на­строений, сколько преступлений из самых «благих наме­рений», знаете, жутко вспомнить!.. В своей бескомпасно-сти я прихожу к извращенным понятиям о такте, к ненуж­ным компромиссам, которые ломают, а не исправляют. «Исправляю» негодное на ненужное...

Неожиданное увлечение психологией дало свои плоды. Впервые я начала разбираться в том, какие черты меня со­ставляют. Но как изменить этот набор, утрамбованный го­дами, со спутниками-конфликтами?

Каждый год оказывает на меня все более разрушающее влияние. Трещит, ломается то, что еще вчера служило опорой. Обесценивается то, что раньше было дорого... Вза­мен — давящая пустота. Самоанализ в моем случае — все­го лишь «разум на лестнице», когда поздно что-либо исп­равить.

Ролевой тренинг — есть ли надежда? Я не мечтаю о пе­ревоплощении в гармоничную обаятельную личность. Но помогите мне, пожалуйста, не делать несчастными людей вокруг меня, учеников моих — я ведь не желаю это-го! (.)

Вы очень многого уже достигли, поверьте.

А вот главное, чего пока не хватает: веры в то, что вы — хороший человек.

Простой веры в СВОЕ право на жизнь и любовь — такою как есть.

Догадываюсь, что мешает. «Тяжесть... которую... ношу с собой со школьных лет...»

Знаете, до чего я дозрел недавно? До необходимости са­мопрощения.

Нюанс: не «извинять», а прощать. Понимаете, какова разница?

Извинить — значит из-бавить от вины, не считать ви­новным. Простить — значит принять с виной.

Это вот к чему. Жить приходится без надежды стать со­вершенством. На идеал ориентироваться не по степени приближения, а наподобие железных опилок в магнитном поле — по силовым линиям.

Вы имеете право благодарить себя за ошибки, какими бы страшными они ни бьши. Будет легче и нести свою тя­жесть, и понимать каждого с его ношей.

И дальше будут конфликты. И невпопадность наша при нас останется. И агрессивность, и напроломность, и стремление к власти, и инфантилизм, и десятки мелочей, весьма веских. И не избежать — кому-то наступить неча­янно на ногу, а кому-то на душу.

Ролевой тренинг?.. Да, но что вы скажете, если я заявлю: некоторым из обиженных вами ПОЛЕЗНО было побыть несчастными, и вы им помогли?..

Не знаю, как вы, а я задним числом немало признателен тем, кто меня обижал, хотя вряд ли они надеялись на та­кую запоздалую благодарность. (.)

Этой женщине удалось помочь — безо всякого тренинга, без рецептуры, одним письмом (я его здесь сократил раза в два). Сейчас она замужем, родила девочку.

КОЧКА, О КОТОРУЮ СПОТЫКАЮТСЯ (Из подборки «Конфликтность»)

В. Л.

Пожалуйста, уделите мне несколько минут.

Мне 44 года. Мое положение ужасно — меня никто не в состоянии вынести. Невероятная раздражительность, по­том муки раскаяния, но поправить уже ничего нельзя. Из мухи я делаю слона, и этот слон растаптывает все, чем я дорожу.

Сам я, очевидно, не справлюсь. Будьте добры, пореко­мендуйте врача в пределах Н-ска. Если такого у нас нет, посоветуйте, как быть. (.)

«А кто уже узнал, что в нем есть гнев, тому легче...» (Из

Гоголя.)

Ни с одним врачом из Н-ска я не знаком, а идти наугад вы не расположены. Письмо ваше лаконично, и мне тоже приходится отвечать вам почти наугад, как себе.

Сначала вопросы.

Назовем раздражительного человека в себе Врагом. (Он же Негатив.) Спросим Врага:

Когда ты появился? (В раннем детстве, в юности, после травмы, после любви, во время болезни, поближе к кли­максу...)

Что тебе нужно, чего хочешь, к чему стремишься? (Ут­вердить себя, отомстить, защитить уязвимое место, устра­нить головную боль или приступ язвы, перевоспитать ближнего, изменить мироздание...)

Что ты любишь, что тебе нравится, что возбуждает аппе­тит? (Дурная погода, алкоголь, голодный желудок, сквер­ная пища, попытка бросить курить, духота, малоподвиж­ность, недосыпание, воздержание, половые эксцессы, суе­та, спешка, шум, ожидание, неспособность ближних изме­нить себя, неспособность прекратить опыты по измене­нию нас.) Этот список, наверное, окажется самым длин­ным. Не забудьте еще спросить, какое время суток ему угоднее.

Что тебе не нравится, досточтимый Враг, что заставляет прятаться, что угрожает твоей персоне? Что утомляет, что усыпляет? (Свежий воздух, физические нагрузки, спор­тивные единоборства, юмор, аутотренинг, хорошая музы­ка, хорошая книга, понимание близких без претензий на понимание с их стороны, широта взглядов, воспоминание о том, что жизнь коротка...)

Когда ответы будут получены, хотя бы вчерне, Враг, польщенный вниманием, потребует дальнейших забот: «Раз уж мною интересуешься, так будь добр, извини за беспокойство... По списочку...» И поскольку он есть, как сказано, наш Негатив, то придется и заботу о нем про­явить негативную — не знаю, как лучше выразиться. Вы поняли. Сие не означает, что Враг поспешит оставить вас в покое, на то он и Враг, чтобы делать нашу жизнь содержа­тельной.

Враг, однако, не столь замечательная персона, чтобы по­свящать отношениям с ним весь предстоящий отрезок жизненного пути. Слона, во всяком случае, из него сози­дать не стоит.

По опыту многих, Враг впадает в депрессию, вплоть до сомнений в собственном существовании, когда работает наш Позитив, исполняющий жизненную сверхзадачу. До­пустим, вы назначаете себя, без широковещательных объ­явлений, психологическим опекуном или Тайным Докто­ром своего окружения, да, идете на такую вот дерзость, бу­дучи сами неизлечимым. В этом случае вы имеете иногда право погневаться, покричать, даже обязаны — но это бу­дет уже другой гнев, другой крик, это почувствуете и вы сами, и окружающие.

Не знаю вашей конкретной жизни, на этом останов­люсь. (.)

В. Л.

Хочу рассказать вам, единственно казуса ради, как в раз­гар сочувственного чтения вашей последней книги, в об­щем соответствующей выводам моего тяжкого опыта, я, врач, женщина, безусловно не лишенная неврастении, но много лет держащая себя в вожжах, —

была спровоцирована на беспрецедентный, примитив­ный, оглушительный скандал, да как вопила! Истины, ни­кому не нужные, — отцу, пенсионеру, смысл жизни кото­рого свелся под старость к экономии электроэнергии!.. Я ему: почему ты нас травишь из-за копеечной лампочки? А он мне: почитай, что «Вечерка» пишет! Мачеха рыдает — и понеслось...

Как на ребенка наорала, нет, хуже, старики болезненнее детей...

Короче. Пишу вам, чтобы:

у самой через писание отболело (болит ужасно) и

чтобы вы знали, какая возможна поразительная обрат­ная (во всех смыслах) связь. Обратная ожидаемой.

Привыкши к своей нравственной грамотности, я под­крепила ее вашим — печатным — словом, взялась судить. Страшненький получился эксперимент... Но, разумеется, mea culpa. («Моя вина» — лат.).

Успехов вам в вашем авгиевом труде — простите, нехо­рошо, неправильно сказала, Авгий в данном случае я. (.)

()

Спасибо, коллега, вы не оговорились. Работаем в упомя­нутой конюшне, все так, и не токмо вычищаем. Подкла-дываем осноЁательно, на правах заслуженного скандали­ста смею уверить... Нет-нет, мы не Гераклы...

Кем вы были в эти минуты, знаете?.. Девочкой, лет три­надцати.

А я одно время держал перед носом бумажку КРИТИКА -трехходовка:

1) помолчать,

2) подумать,

3) похвалить. Помогало. Затем добавил ОТВЕТ НА КРИТИКУ -трехходовка:

1) поблагодарить, не раздумывая,

2) еще раз поблагодарить, не давая опомниться,

3) подумать.

Потом эти бумажки ветром сдуло куда-то. Искал, ис­кал — нету, да и забыл — не до того. А когда письмо ваше получил, вспомнил: было у меня что-то симпатичное, где же искать?.. И вдруг вижу — на месте они, перед тем же но­сом. Бывает...

Я все думаю знаете о чем?.. Вот почему все-таки за всю историю споров человечества по поводу убеждений ни од- . на из сторон НИКОГДА, ну никогдашеньки не признала себя побежденной. А ведь клали же на лопатки при всем честном народе и так, и эдак, и встряхивая!.. Все равно:

— В вашем вычислении есть ошибка.

— Сам дурак.

Я имею в виду, как вы понимаете, не те аргументы, кото­рыми принудили к отречению Галилея («А все-таки она вертится!») — а логические доводы строгой истины или хотя бы такого уступчивого добрячка, как наш старый зна­комец дядюшка Здравый Смысл.

...Однажды приснился мне странный сон, будто с меня слезла кожа. Вся-вся, насовсем. Остался без кожи, стою и не знаю, поступать как. А кожа слезшая повалялась не­множко, потом поднялась, расправилась и, не обращая на меня внимания, пошла по своим делам. Представляете?

Я потом догадался, откуда сон, это неважно. Я хотел ска­зать, что заставить человека отказаться от своего убежде­ния — все равно что заставить добровольно снять с себя кожу. Кожа, как мы знаем с вами, обычно слезает сама. От ожога.

...Очень люблю сатиру, врачующий жанр. Но почему, от­куда же эта трагическая бесполезность — как раз для тех, кого по идее и нужно лечить в первую голову?.. Какой Чи-

чиков, какой Иудушка Головлев, какой лилипутский ко­роль хоть на волос перестал быть собой, читая произведе­ние, где о нем — черным по белому?.. Кто стал хорошим после хорошего фельетона?

Вот писатель выводит некоего Дурака-Подлеца— и представляет читателю: полюбуйтесь, милейший, взгля­ните-ка в зеркало. Читатель благодарит, читатель ликует: «Ха-ха! ЭТО ОН!» — «Кто?» — «Сосед, кто же!.. Зять, кто же! Начальник!..» — «Да нет, — поправляет писатель, — это вы, почтеннейший». — «Кто-ооо?!»

В сатире можно узнать кого угодно, но не себя, а если се­бя, то тем хуже для себя, то есть для сатирика. На количе­ство и качество Дураков-Подлецов в мире сатира влияния не оказывает, а служит энциклопедией неизлечимых, — ну и, разумеется, бальзамом для души, что немало. Может быть, с прогрессом психологии она обретет еще какую-ни­будь функцию, а пока только так.

Признать человека достойным критики — значит искать его высоко. На вершинах пока безлюдно. (.)

Проблема Неспособного Ближнего.

Ребенок. Старик. Больной, психопат. Примитив, носи­тель предрассудка. Функционер, сомнамбул мнимой ре­альности...

Все это не просто «не поддающиеся воздействию», но энергично воздействующие, вторгающиеся, навязываю­щие тебе роли в своих сценариях. Да и куда деться? Ты плоть от плоти их, с ними живешь. Ты с ними работаешь. Ты их любишь. Ты их не любишь. И вот ты, мнящий себя способным...

Как, в какое мгновение успевает врубиться лающий Не­гатив?

В тот самый миг, когда ты увидел этот Негатив в ближ­нем. В миг, когда отождествил себя с ближним — но толь­ко одной, этой вот лающей стороной. Ты с ним момен­тально сравнялся— вошел в этот сценарий, принял эту роль — ну так и получай ее. Ты бессмысленный авто­мат. Ты неспособнее всех, вместе взятых.

...Еще одна моя корреспондентка — математик-програм­мист 36 лет, ее сыну 14. Шесть страниц исписаны мелким почерком. Приходится вычленять.

«.J8.JL, я устала быть кочкой, о которую все спотыка­ются».

Лейтмотивная фраза, выскочившая где-то в середке.

«..Я не умею себя вести. Как поступать в каждом конк­ретном случае? Как и где научиться?»

Ого, прямо скажем... А программы на что?

«..Я не умею заставить нахалов или раздражительных людей вести себя прилично. Могу тоже поднять скандал, иногда даже заставить замолчать, но таким образом отно­шений не наладишь. Как вести себя, чтобы у человека и мысли не могло возникнуть о грубости?»

Ну как себя вести? Наверное, хорошо. Очень хорошо, от­лично себя вести?.. Пробовал. Почему-то мысль о грубо­сти возникает. Пробовал и плохо себя вести, все равно воз­никает. Пробовал даже никак не вести — все равно.

«...Плохо переношу плохое отношение к себе?

Что это — изнеженность?»

Ну конечно. Это избалованность. Не надо привыкать к хорошему отношению. Почему, собственно, к нам обяза­ны относиться хорошо, а не плохо? А мы сами разве такое обязательство подписывали? Одно дело прилично вести себя, то есть показывать отношение, а другое — относить­ся, ведь правда?

«..Л не понимаю, за что некоторые из людей активно не любят других. Почему иногда начинается травля, в кото­рую вовлекаются многие, с каким-то ожесточением, а дру­гие молчат или сочувствуют где-то за углом. Как не позво­лить так с собой обращаться? С чего начать?»

Может быть, с непозволения себе так обращаться с дру­гими?..

«...Вполне возможно, что я не объективна в своей само­оценке. Не умею видеть себя со стороны: Резка в суждени­ях, занудлива в разговорах. Стараюсь держать себя со все­ми на равных, а это не всем нравится.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.