Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 15 страница



Кабинет шефа. Н. в роли (...)

— Ну как? Готово?

— Гм-гмэ-э... Видите ли, Шеф...

— Вижу, что не готово. И не могло быть гото­во. (Секретарше.) Дорогая, оставьте нас,  пожалуй­ста, на минуту. (Приблизившись вплотную к Н. и понизив голос.) Вам пора лечиться. Вы плохо выгля­дите.

— Что, что такое, Шеф?..

— Это документы не по ТОМУ делу.

— Как, Шеф? То есть как, Шеф?..

— Я все выяснил. Оказывается, этот умник еще неделю назад спихнул ТО дело этому дураку, тот дурак— Шту-кинсу, Штукинс — Дрюкинсу, Дрюкинс — Мухинсу, Му­хине— Пукинсу, Пукинс— Хрюкинсу, Хрюкинс— Су-кинсу, ну а Сукинс вы сами знаете, что такое. Отправил все в канцелярию Макнахрена.

— Но тогда извините, Шеф...

— Скажу вам откровенно, я надеялся на вас. Я ОЧЕНЬ на вас надеялся...

— Шеф, но позвольте...

— Благодарю, вы свободны.

Вернувшись домой в роли (...), Н. обратил внимание на отсутствие жены и обеда. Подождал около часа, вошел в роль (...) и уже собрался в ближайший ресторан, как жена, наконец, возникла, причем с первого взгляда было ясно, что она находится в роли (...).

— Ну что... Как дела? — спросил Н., еще не вполне уве­ренный, стоит ли ему входить в роль (...).

— Утром можно иногда и прощаться.

— А вечером иногда можно обедать, — сказал Н., войдя в вышеуказанную роль и готовясь к переходу в (...).

— Приготовил бы хоть раз сам. Ты забыл?.. У нас вече­ром Шмутке с женой. Опять сломалась плита.

— Мастера вызвала?

— Я ждала тебя. -?!

— Я полагала, что в этом доме живет мужчина.

— Какого черта! — завопил Н. в роли (...). — Какого чер­та, я тебя спрашиваю, я должен быть затычкой во всякой дырке?.. Нет, ты мне ответь, какого дьявола, а?! Развод!

Шмутке не пришли. Вечером в кафе Н. наливал себе од­ну рюмку за другой, последовательно входя в роли (не ме­нее четырех). Затем встал и пошел. У порога пошатнулся. Дальнейшие роли играл на четвереньках, пока снова не во­шел в любимейшую роль (...).

Вопросы

1. Знакомы ли вам, хотя бы в общих чертах, описанные события?

2. Какого мнения вы о психологических способностях Н.? Его Супруги? Шефа?

3. Как Шеф относится к Н.?

4. Что можно сказать о взаимоотношениях Н. и Супру­ги?

5. За что Н. борется? На какую роль притязает?

6. Зачем вечером напился?

7. Если бы Н. обратился к вам, как к врачу, за советом по поводу, скажем, неприятных ощущений в области сердца и расстройств сна, а вы бы знали вышеописанную исто­рию, — что бы вы ему посоветовали?

НАСТОЯЩЕЕ ИМЯ

Я был начинающим, еще держался за белый халат и напу­скал на себя апломб. А этот парень, Омега из Омег, непре­рывно себя стьщился, сжимался, сутулился, опускал глаза и краснел. На полторы головы выше меня, атлетического сложения... Ничего этого не было. Передо мной сидел скрюченный инвалид.

Тяжелое заикание.

В глубоком гипнозе сразу заговорил свободно. Увы, чудо переставало действовать еще до того, как он выходил за порог. Аутогенная тренировка?.. Не мог и пальцем поше­велить, не уяснив сперва, как это делать правильно, а все,

что ПРАВИЛЬНО, моментально пробуждало рефлекс Омеги — судорожный зажим.

Ему стало хуже, совсем худо. После одного из сеансов внезапно исчез. Ни слуху ни духу.

Месяцев через восемь является ко мне некий красавец. Взгляд открытый, смеющийся, осанка прямая. «Собира­юсь жениться, доктор. Хочу. пригласить на свадьбу». — «Простите... Алик?» — «Я САША.» — «Саша?.. Ах да, Са­ша... Не совсем понимаю. Я, кажется, ничем вам не по­мог...» — «А вы про это забудьте. Это вы Алику не помогли. А мне показали, что Я САША». — «Как?.. Что?..» — «Ушел из дома. Сменил работу. Поступил на курсы... Начал иг­рать в народном театре. Завел новых друзей. Влюбился». — «НО КАК?..»

— Придушил Алика. Сбежал от тех, КТО ЕГО ЗНАЛ. Чтобы самому... Вот — Я САША. Мне давно хотелось быть САШЕЙ.

Тут я начал кое-что понимать: «Александр» некоторые уменьшают как «Алик», а некоторые как «Саша», «Саня», «Шурик», кому как нравится. Александр— имя простор­ное. Так. Значит, теперь он Саша.

— Саша, а скажите... С новыми сразу...

— Алик заикался. А САША нет. Алик заикался, а САША смеялся. Алик зажимался, а САША выпрямлялся. И... По шее ему. А потом догнал и еще добавил.

— Так вы что же... Совсем порвали с родными?..

— Зачем же. Полгода хватило. Живу опять дома. Со все­ми встречаюсь. Только Я САША. Всех убедил.

..Я сказал: «начал кое-что понимать». Не совсем. В те времена я еще не осознавал, что такое имя.

«Джон Гопкинсон стоит в воротах прекрасно. Как жаль, что он никогда не станет знаменитым из-за своей слиш­ком длинной фамилии»,— помнится, писали об одном английском вратаре. Я не знаю, стал ли Джон Гопкинсон знаменитым, но у меня было немало пациентов с самыми разными болезнями и одним общим признаком: они не любили свои имена или фамилии. Не все из них, правда, отдавали себе в этом отчет.

Одна женщина более двух лет страдала тяжелой после-разводной депрессией, с бессонницей и отвращением к пище. Превратилась почти в скелет. Препараты не дейст­вовали. Клонилось к уходу из жизни — да, собственно, бо­лезнь и была этим уходом, в растянутой форме.

Бывает, что врачебное решение приходит наитием.

Я знал, что после развода она осталась с фамилией быв­шего мужа. По звучанию не лучше и не хуже ее девичьей. Спросил, почему не сменила. «Лишние хлопоты... На эту же фамилию записана дочь... И вообще, не все ли равно...»

Ничего не объясняя, сам плохо соображая, зачем, я по­требовал, чтобы она вернула себе девичью фамилию и хо­тя бы на пару месяцев уехала в Н-ск, к родственнице, где, кстати, была уже год назад и вернулась с ухудшением.

Через два с половиной месяца пришла ко мне с радост­ным блеском в глазах...

Коллеги не поверили, что столь страшная депрессия могла быть излечена такой чепухой, как смена фамилии. «На нее повлияла смена климата и обстановки», — говорил один. «А почему этого не произошло год назад?» — «Му­жик появился, вот и все дела», — авторитетно заявил дру­гой. «Нет, — отвечал я, — пока еще нет». — «Спонтанная ремиссия», — утверждал третий.

Может быть, и так, важен результат. Но это был случай не единственный.

Еще две женщины по моему предложению произвели ту же самую процедуру и обновили себя. Еще один мужчина, поменяв паспорт, покончил с уголовным прошлым и за­одно бросил пить. А студент, разваливавшийся от навяз-чивостей, получил от меня новое имя всего лишь в том же гипнозе. Он даже не вспомнил его, просыпаясь, но навяз­чивости снялись. Здоров, женился, работает.

Не просто, о нет. В жизни есть родственники и знако­мые, есть память, есть документы. Будь моя воля...

Во многих тайных и нетайных обществах существовал издавна ритуал: давать новообращенным другое имя. У некоторых народов имя меняется в начале или по дости­жении зрелости (обряд «инициации») или при вступлении в брак. Среди многих племен бытует отношение к имени как к магической тайне, которую надлежит хранить даже от друзей, и до сих пор в традициях давать новорожденно­му запасное имя, а иногда целое множество. Многоэтаж­ные имена испанцев, возможно, заставляют их чувство­вать себя несколько иначе, чем американцев с их укоро­ченными кличками...

Имя — не просто бирочка для протокола, не вывеска. И не просто символ. Имя — это то, чего ждут от человека и чего он сам ждет от себя. Обобщенная роль.

II.iktu не может быть равнодушным к своему имени. И вы замечали, может быть, что у давних друзей, супругов

или любовников есть склонность называть друг друга не паспортными именами, а хотя бы несколько измененны­ми. Нет, не кличка, подобная школьной либо дворовой, а взаимное соглашение о ДРУГОМ САМОСОЗНАНИИ, о других ролях — и, значит, о другой жизни.

Называть ребенка, хотя бы иногда, другим именем очень просто. (Только не навязывать!) Возможен удиви­тельный результат, когда человек, маленький ли, большой ли, находит себе имя сам и влюбляется в свое НАСТОЯ­ЩЕЕ ИМЯ.

Никакие документы к этому отношения не имеют.

РЕПЕТИЦИЯ РЕПЕТИЦИИ

В. Л.

Я преподаю в техническом вузе. Знаю дело, имею боль­шой производственный стаж. Не могу пожаловаться и на педагогическую бездарность: пока вел занятия с группа­ми, все было прекрасно. Меня ценят и уважают. Недавно получил звание доцента. Уже шестой месяц читаю курс лекций по своей специальности-

«Читаю» — сказано неверно. Не читаю, а мучаюсь и му­чаю слушателей. Бели так будет продолжаться, придется отказаться от должности. Понимаю, в общефилософском, да и в житейском плане это не катастрофа. Но для моего самоуважения, боюсь, это будет ударом слишком серьез­ным. У меня бывали и неудачи, и поражения, но я всегда до сих пор находил способы отыграться, и не за чужой счет. Такая стена, прямо скажем, импотентности передо мной выросла в первый раз в жизни. А я упрям, и сейчас мне уже почти наплевать на свои переживания, а просто безумно хочется решить эту задачку, из принципа, это уже космически интересно.

Прочитав ваше «Искусство быть собой», понимаю вроде бы, что происходит. Конечное парадоксальное состояние. Сверхзначимость, сверхмотивация. Понял свое родство с заикающимися, бессонниками, ипохондриками, с армией импотентов всех видов и рангов. Пользуясь вашими реко­мендациями, сумел даже помочь кое-кому из «родичей». А вот что поделать с собой, ума не приложу. Мне кажется, я никогда не был нервным сверх меры, достаточно решите­лен и уверен в себе, находчив, неплохо соображаю. Могу

веселить компании за столом. Волновался всегда естест­венным, нормальным волнением, которое не подавляло. А здесь...

Начинается с утра, в лекционный день... Нет, еще с вече­ра — хуже засыпаю, видимо уже прогнозирую. Проснув­шись, еще даже не успев вспомнить, кто я, ощущаю под сердцем скользкую дрожащую жабу. Это тревога, напоми­нающая, что сегодня... Давлю жабу, подъем. Бодрая музы­ка, пробежка, зарядка, контрастный душ, самовнушение — все прекрасно, я весел и энергичен, я все могу, жизнь уди­вительна. Только это немножко вранье, потому что труп жабы где-то остался и я знаю, что перед аудиторией он сделает трупом меня, а сам благополучно воскреснет. Я не хочу это знать, но я это знаю.

...Освобождаю дыхание, сбрасываю зажимы. Выхожу к слушателям, как статуя командора. Все прекрасно и уди­вительно: язык не ворочается, в позвоночнике кол, на пле­чах тяжесть египетской пирамиды, а в мозгах — что там в мозгах, уже черт поймет. Дымовая завеса. Забываю поло­вину материала, никакие конспекты не помогают. Читать все по бумажке? Немыслимо, и я еще не (...), чтобы позво­лить себе такое.

Терпеливые мои слушатели минут через пять камене­ют, а где-то на двадцатой двое бедняг с ночной смены уже откровенно приходят ко мне отсыпаться. У нас старательный, хороший народ, в основном производствен­ники. Я и сам кончил этот же институт и, по-моему, пони­маю, что нужно ребятам и к а к нужно. Пару раз даже на­брался наглости, дал советы двум товарищам-пре­подавателям— с благодарностью принято и помогло. А сам, сам... Видели бы вы, как этот покойник отвечает на вопросы.

И мне тоже пытаются помочь — советуют, ободряют, со­чувствуют, терпят. Много раз репетировал в узком кругу. Бессчетно — наедине с собой. Все блестяще: раскован, со­бран, память лучше чем надо, красавец-мужчина. Хоть бы кто один раз дал по морде.

Чего мне не хватает?

Что мне мешает? (.)

Мешаете себе — вы, а не хватает вам — ВАС-Негатив вылез из тьмы и завладел вами на свету аудито­рии. Это одно из ваших затравленных детских «я»...

Бытность птицей

требует репетиций.

Каждый день начинай усильями,

всю-то жизнь маши крыльями

аккуратно,

а не то есть риск превратиться

в кающееся

пресмыкающееся —

неприятно...

Вы, конечно, знаете, что репетируют свои роли и актеры, и военные, и спортсмены, и дипломаты; что и детские иг­ры, и игры животных представляют собой репетиции важ­нейших моментов жизни, хотя ЭТИМ НЕ ОГРАНИЧИ­ВАЮТСЯ. Повторяя множество положений снова и снова, сама жизнь заставляет нас репетировать, так что и плохие актеры приобретают в конце концов виртуозность в пло­хом исполнении своих плохих ролей...

Репетиция должна превосходить свою цель. Когда вы готовитесь к экзамену, вы не только изучаете экзамена­ционную программу, но и приводите себя в готовность отвечать на вопросы, отвечать вообще, имея в виду и неожиданности, недоразумения, возможную неготов­ность...

К чему бы мы ни готовились — к чтению лекции (роль Блестящего Лектора), к экзамену (роль Знающего Студен­та), к выступлению по телевидению (роль Превосходного Комментатора), к драке (роль Грозного Мужчины), к сви­данию (роль Обаятельнейшего Джентльмена), — чрезмер­ная запрограммированность грозит утратой непосредст­венности, превращается в капкан. Нужно оставлять место и для импровизации, это ясно.

А вот что часто не ясно: главная цель любой репети­ции — вживание в Позитив. Иначе сказать: отработка необходимого ролевого самочувствия.

А каким должно быть самочувствие?..

Вот это-то вы и должны уяснить и представить себе заранее.

А на репетиции — ощутить, освоить.

Разрешите теперь предложить вам схему репетиции любой ответственной ситуации, в которой вы намерены хорошо сыграть взятую на себя роль. Мы отработали ее на ролевом тренинге и с удовольствием дарим всем, кто по­нимает, что схема тем и ценна, что ее можно менять... Вот

8 В. Леви, кн. 1                       225

и я сразу же отклоняюсь от своего намерения для одного важного предварительного замечания.

Забыть, чтобы вспомнить. На вопрос, что такое «хорошо играть», прекрасный актер ответил: забыть роль.

«Как это? — спрашивали его. — Забыть слова?» — «Да, — отвечал он, — забыть — но вспомнить — и именно т е самые, ив тот самый миг...»

Отождествиться с Другим собой — подлинно жить — на сцене куда как не просто, а в жизни стократ труднее. Пере­ход в новое бытие не замечается, как не замечается засы­пание. В этот миг уже нет прежнего «я», следящего, как бы ему не перестать быть собой. Если я замечаю, что уже во­шел в роль, то это значит, что я е щ е в нее не вошел...

Избавить от мук раздвоенности может только самозаб­вение.

Итак, репетиция.

Момент первый: сосредоточение и внутренняя за­дача.

Представление главных составляющих ситуации, ваших действий и ролевого самочувствия:

«Большая аудитория, слушатели мало подготовлены, а некоторые и недостаточно дисциплинированы... Я должен прочитать двухчасовую вводную лекцию, открывающую целый цикл. Лекция должна заинтересовать слушателей... Я должен держаться свободно и уверенно, говорить ясно и остроумно... Приподнятость настроения, легкое волнение... Постоянно держать в голове общий план и в то же время быть готовым к импровизации, вовремя пошутить, от­влечься...»

Такое сосредоточение особенно необходимо, когда вы готовитесь к чему-то новому, — в этом случае жалеть вре­мя на него не стоит. Если же дело более или менее при­вычно (отработанный курс), довольно нескольких мгнове­ний беглого воспоминания.

Момент второй: освобождение (релаксация).

Минут 10 (меньше, больше) побыть в состоянии полной мышечной расслабленности, посидеть или полежать в удобной, свободной позе. Можно и подвигаться, пораз­мяться, включить музыку, поболтать— как вам кажется лучше, пробуйте варианты.

Освобождение необходимо, чтобы укрепить в подсозна­нии момент первый и подготовить

момент третий: сосредоточение и ролевое самовну­шение.

По возможности сохраняя достигнутую освобожден-ность, внушайте себе, что вы уже приближаетесь к ва­шей ответственной ситуации; воображайте со всей воз­можной отчетливостью, что это уже происходит — и как происходит... Одновременно внушается и необходи­мое самочувствие.

«...Нахожусь за сценой... раскладываю и просматриваю конспект... Спокоен, собран, сосредоточен...»

Большинству это лучше удается в уединении, в тишине или хотя бы в условной изоляции (отвернуться к стене, подойти к окну). Хороший фон— свободное дыхание, мягкая расслабленность мышц. Но, например, мне, се­кунд пять полежав без особого расслабления (риск ус­нуть), лучше двигаться— делать диковатые движения, приплясывать, выгибаться, так я перехожу в

момент четвертый: продолжение ролевого само­внушения с одновременной тонизацией.

«...Тело и голова легки... Подвижен, пружинист, приятно волнуюсь... Вполне готов! Слух и зрение обостряются, все послушно, готово, все хочет действовать... Побыстрей!..»

А теперь быстро — ПОДЪЕМ! — и —

момент пятый: собственно ролевое действие — ре­петиция, как таковая. НИКАКОЙ РЕПЕТИЦИИ! - Дей­ствуйте — вы в ситуации! Все всерьез! Не выходите из ро­левого самочувствия! Никаких поблажек на «условность», «модельность», «ненастоящесть»!..

«Тяжело в ученье, легко в бою!»

Запомним крепко:

На репетиции - НИКАКОЙ РЕПЕТИЦИИ!

Требования к себе должны быть МАКСИМАЛЬНЫМИ.

Тогда так называемая «ответственная ситуация» станет для вас репетицией.

Но я еще не поведал вам главного.

С чего мы начали, помните? С того, что вы сами мешае­те себе исполнять свою роль.

А обязательно ли тащить с собой самого себя— свой вдоль и поперек вызубренный Негатив?

Совершенно не обязательно, я сказал бы даже, не остро­умно.

Берите с собой и пускайте в дело того себя, которого вы не знаете, — свой недоизученный Позитив.

«Наилучшее в наихудшем». Допустим, вы тот же Лектор, но вы Рассеянный Лектор, вы забыли дома конспект с формулами, а по дороге ужасно испачкали свой

8*                                       227

костюм. О, да вы еще и Невезучий Лектор! — в аудитории кто-то беспрерывно чихает, лает собака, плачет ребенок, у вас безумно чешется спина, началось землетрясение — ничего страшного!.. Продолжайте, вы обязаны дочитать лекцию, даже в случае если придется заменить роль Лек­тора ролью Пожарника.

После таких репетиций многие из обычных условий ва­шей жизнедеятельности могут оказаться приятными нео­жиданностями.

Кстати, а почему бы вам не поимпровизировать пару раз на тему о противопожарной безопасности — если не в ро­ли Пожарника, то в роли, допустим, Бывалой Цирковой Лошади? (Вы многое повидали...)

Почему не прочесть лекцию по своей специальности не в роли Лектора или там Доцента, а в ролях (на выбор):

Инопланетянина, Графа Калиостро, Чарли Чаплина, Мотылька, Психотерапевта?..

Да-да, прямо на глазах у изумленной публики. Бывают же такие сказочные случаи, когда психотерапевты суют нос не в свое дело, инопланетяне оказываются телепатами, мотыльки понимают, как надо жить, Калиостро выходит сухим из воды, а Чарли Чаплин преодолевает сопротивле­ние материалов. Вы, только вы об этом будете знать, а аудитория, не понимаючи, яростно аплодировать...

Что вам мешает освободить свое ролевое пространство от «я» и впустить в него свою же фантазию?..

Ведь вы давно уже убедились, что узкая роль натирает мозоли. (.)

В. Л.

Докладываю: первые аплодисменты. (.)

УКРОЩЕНИЕ ГОЛУБОГО ДОГА

Никогда не забуду случай из моей жизни, когда, казалось, безнадежное положение было спасено ролью Не-Самого-Себя, из которой не успел выйти... В одном из московских вузов я должен был выступить

перед большой аудиторией в роли Лектора-Психотерапев­та. Хотел рассказать кое-что о внушении, о гипнозе, об аутотренинге... Но я был еще малоопытен, рвался в воду, не зная броду, плохо знал уголовный кодекс и именно по этим причинам решился сопроводить лекцию демонстра­цией гипнотического сеанса, то есть выступить и в роли Гипнотизера. Действительно, что за лекция без иллюстра­ции?..

К этому моменту я имел только небольшой опыт гипно­за индивидуального, а о технике массовых сеансов читал в книгах.

Начинают обычно с предложения всем присутствую­щим поднять руки вверх и скрестить пальцы. Далее следу­ет уверенно объявить, что скрещенные пальцы, пока идет счет, допустим, до двадцати, будут сжиматься, все крепче, крепче, крепче, одеревенеют, потом станут железными и сожмутся так сильно, что разжать невозможно... Нужно и самому железно в это поверить, а после счета с ехидным торжеством предложить разжать пальцы и опустить руки... («Пытайтесь!.. Пытайтесь...») Некоторым удастся, а неко­торым — НЕ УДАСТСЯ. Останутся с поднятыми руками. Эти-то и есть самые внушаемые, с ними можно поладить.

Ну что ж, прекрасно, так и сделаем. Дома репетировал: громко считал, придавал голосу деревянное звучание.

Но я совершенно упустил из виду серьезный момент: к сеансу нужно готовить и аудиторию. Объявить, скажем, заранее победной афишей, что известный гипнотизер, те­лепат, экстрасенс, факир, йог, феномен, любимец Тагора, Владиндранат Левикананда будет превращать студентов в королей и богов, а преподавателей в лошадей и змей. Дать объявление по радиосети...

Говоря иначе: подготовить зал к принятию роли Гипно­тизируемого, а себя соответственно ввести в поле ролевых ожиданий в качестве Гипнотизера.

Гипнотизировать я уже как-то мог, а о ролевой психоло­гии не имел понятия. И когда со сцены вдруг объявил, что сейчас буду гипнотизировать, в зале начался шум, недо­верчивый смех. «Бороду сперва отрасти!» — громко крик­нул кто-то с заднего ряда.

Я растерялся и рассердился. «Через несколько минут вы уснете так крепко, как никогда, — пообещал я. — ...Если хо­тите выспаться, прошу тишины».

Часть зала насторожилась— другие продолжали буб­нить, ржать, хихикать и двигать стульями. Кто-то издал до

крайности неприличный звук, его поддержали. Сердце би­лось так, что казалось, его должен слышать тот, с заднего ряда...

...И вот кто-то из чего-то, что было когда-то мной, скри­пучим голосом приказывает всем присутствующим под­нять руки вверх и скрестить пальцы. Все повинуются. Над залом лес поднятых рук. Гробовая тишина.

— Пять... пальцы сжимаются... девять... Сжимаются все сильнее... Вы не можете... Не можете их разнять... Четыр­надцать... Восемнадцать... Пальцы сжались... Как клещи! Никакая сила теперь не разожмет их!.. Двадцать! А ну-ка... Пробуйте разжать пальцы! Пытайтесь, пытайтесь...

...О ужас! Вся аудитория, как один, разжимает пальцы и опускает руки. Все разом!!

Ничего не получилось. Ни одного внушаемого! Провал.

Секунды две или три (мне они показались вечностью) я стоял на сцене почти без сознания. (Как мне по­том сказал один не очень загипнотизированный из первого ряда — стоял с побелевшим лицом и выпученны­ми глазами, из которых струилась гипнотическая энер­гия.)

На лбу холодный пот. Но в чем дело... Почему никто не смеется?.. По-прежнему гробовая тишина. Господи, что же дальше-то?.. Что я натворил?

Вдруг заметил, что в первом ряду сидят двое парней с какими-то остекленевшими глазами. Чуть подальше — девушка, странно покачивающаяся...

И тут меня осенило— болван! Они ничего не поняли!! Они НЕ ЗНАЮТ, как должен проходить сеанс! С пальца­ми не удалось, но они думают, что так и надо! Они уже!.. Да, уже — многие в гипнозе или в чем-то вроде... Продол­жай, несчастный! Не выпускай!!.

Судорожно сглотнув слюну, я опять исчез, а Владиндра-нат нудно досчитал до 50 и к моменту окончания счета усыпил больше половины зала.

Хороша была одна третьекурсница, Английская Короле­ва, ловившая блох совместно с бородатым Голубым До­гом, оставившим в зале свои очки. Проснувшись, симпа­тяга попросил у маэстро прощения. Оказывается, это он гавкнул с заднего ряда насчет бороды. Он клялся, что та­кое с ним случилось впервые.

МЕДИУМ, ИЛИ ПЕРСОНАЖ НАПРОКАТ (Техника подражания)

В. Л.

Может быть, вы меня сумеете вспомнить. Десять лет на­зад на вашем сеансе гипноза я был Китайцем. А мой со­сед-сослуживец, как потом сказали ребята, перевоплотил­ся в Павлина и всем показывал хвост. (Это и сейчас с ним случается.)

Поговорить с вами после сеанса, к сожалению, не уда­лось. Осталось только поверить товарищам, рассказав­шим, что, будучи важным Китайцем, я произносил речь на чистом китайском языке, с сильно сузившимися глаза­ми, а закончил по-русски: «Моя все сказала». Насчет чис­тоты языка сомневаюсь, но чем черт не шутит?.. Я сам кое-что вспомнил потом, но смутно, как сновидение. Вы тогда здорово подняли нам настроение. Однако жизнь по­степенно все замела...

Все вроде бы благополучно: здоров, спортивен, хорошая семья, жизнерадостен, много друзей, увлечений. Работа нравится, коллектив симпатичный, хотя, конечно, не без... Недавно вышел в начальники, придется руководить отде­лом.

Вот и проблема.

Справлюсь ли?..

Первые шаги тревожат. Хотя дело знаю, как свои пять пальцев, многократно премирован и т. д., делаю ошибку за ошибкой. Уверенности никакой. То отвратно заискиваю, то впадаю в каменную категоричность, сухой формализм... Начинаю утрачивать взаимопонимание с людьми, дове­рие, непосредственность, теплоту. А это самое дорогое для меня, и за это меня ценят. (Боюсь, «ценят» придется скоро употреблять в прошедшем времени.)

Поневоле потянуло на самоанализ, к которому по натуре не склонен...

Я человек не бездарный, но заурядный; нетворческая личность. Лишен самобытности. Нет активного воображе­ния. В общении с людьми всегда был (а открыл только что) пассивно-зависим, внутренне женствен, хотя внешне вполне мужествен, могу быть и резким, и даже грозным. Преобладание женского воспитания, наверное, делает нас такими. (Говорю «нас», потому что почти все мужики, ко­торых я знаю, такие же. Но — п о ч т и.)

При всей своей опытности (мне уже 38 лет) я остаюсь

наивным, все еще детски внушаем. Понимаю, это естест­венно и дает немало преимуществ. В сочетании с моей природной жизнерадостностью и небезразличием к лю­дям именно это, похоже, и делало меня до сих пор легким в общении и привлекательным если не для всех, то для многих. Однако это и оставляет меня человеком своей среды, своей стайки, не более. Я не умею оригинально мыслить, не умею ставить задачи.

И поэтому я не лидер. Я не руководитель, хотя в разных жизненных положениях, и в том числе на работе, прихо­дилось бывать им не раз, и часто не без видимого успеха. Могу быть и «душой общества» за столом, и недурным председателем профсобрания, и инструктором по альпи­низму (увлекаюсь давно, вожу группы). Там, где задача поставлена, где путь к цели хотя бы в общих чертах изве­стен, а главное, где есть МОДЕЛИ, — ориентируюсь и уве­рен. Но в неопределенности и при повышенной личной ответственности... Один случай в горах, о котором не хо­чется вспоминать...

Сколько помню себя, фактически всегда был чьим-то эхо — производной, вторичной личностью. Я всегда к это­му бессознательно и стремился. Нас этому и учили: брать пример, следовать образцам, подражать лучшим... Я всег­да незаурядно умел подражать (и вы в этом убедились на сеансе, хоть я сам этого и не хотел). Я, наверное, даже ар­тистичен: в нашей самодеятельности одно время был чем-то вроде звезды. Особенно удавались комические роли.

Теперь я почти уверен, что весь мой внутренний багаж этим и набран: внушением и подражанием. Нахватал, на­воровал, а своего — ничего...

Конкретнее, пора закругляться. Я не мечтаю переделать свою натуру. Мне не хочется отказываться от руководящей должности. Если я умею хорошо подражать, почему бы не подражать с толком?.. Если внушаем, то почему бы не ис­пользовать это для САМОвнушения? Одно с другим свя­зано, вы это нам показали.

Так вот: КАК ПОДРАЖАТЬ?..

Как — чтобы не впасть в обезьянство, а остаться челове­ком и найти все-таки хоть что-то СВОЕ?

Кому — уже, кажется, нашел: Н., один из руководителей объединения. В нем, по-моему, есть все, чего сейчас не хватает мне. Как руководитель, он меня восхищает. Но...

Вот в чем сложность. Этот человек мне НЕ НРАВИТСЯ. Точнее: мне в нем не нравится к о е-ч т о, и это «кое-что»

все отравляет. Хочу взять Н. «напрокат», сыграть его и ус­воить, но не всего, понимаете?.. (Прилагаю некоторые ха­рактеристики.) (.)

()

Зря вы так торопитесь объявлять себя нетворческой

личностью.

Человека можно определить как существо, начинающее с подражания всем и кончающее подражанием самому се­бе. (Но кончать так не обязательно.) В природе все произ-водно, все бесконечно вторично. «Свое», «иное», «другое» — это лишь наше нежелание или неспособность уловить за­ключенное в глубине родство.

Знаете ли, какие болезни можно приобрести подражани­ем?..

Я встречал в практике не только разнообразные неврозы и психозы, но и глубокие телесные изменения, вызванные исключительно неосознанным подражанием. У одной 6-летней девочки, например, развилось сильное искривле­ние позвоночника после полугодового контакта с подруж­кой, у которой это искривление имело туберкулезную природу. У самой девочки никакого туберкулеза не было — подвела чрезмерная подражательность. У другой девочки, 14-летней, развилась картина беременности — тоже в ре­зультате контакта с подружкой, преждевременно повзрос­левшей, и ни в коей мере не за счет контактов иного рода. После внушения живот меньше чем за час принял нор­мальный вид.

А какую болезнь можно ВЫЛЕЧИТЬ подражанием?

Не знаю, любую ли, но знаю, что многие. Исцеление до­стигается подражанием здоровью— подражанием внут­ренним — то есть вживанием в роль Здорового.

Обратившись к опыту попугаев и обезьян, мы придем к выводу, что низшие формы подражания отличают автома­тичность и неразборчивость. Подражаем поначалу без вы­бора, ради самого подражания, и мы с вами: до поры до времени это единственный способ обучения жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.