Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Леви 14 страница



Вот вы видите, как гонят, шпыняют, кусают, клюют, топчут слабого, как отнимают и те крохи, что он имеет; как оттирают и презирают робкого; какую образцово-по­казательную трепку устраивают изгою, нечаянно загля­нувшему в чужое гнездо.

Природа жестока? Да. Природе слабые не нужны? Неиз­вестно. Зачем бы тогда слабым вообще рождаться, с такой упрямой регулярностью?

Ошибки, бракованные экземпляры?..

В природе ошибок нет.

Даже у рыб, существ жестко консервативных, статус осо­би может непредсказуемо изменяться. Перемена питания, созревание, добавки гормонов — зоологи и животноводы наблюдают, как это меняет и «общественное положение». Заматеревший Омега может стать Альфой; Альфа, сло­мавший крыло или рог, побывавший в зубах у хищника или в капкане, — скатиться в Омеги и... так и остаться им, даже если все у него срастется.

Природные Омеги — не обязательно хилые, дефектные, неприспособленные, не обязательно трусы. Бывает, что они попросту своеобразные. Против белой вороны яростно объединяется вся серая стая: лети прочь и попро­буй выживи!.. Выжить можно — белая ворона не слабее обычной, умнее и красивее. Но как оставить потомство? Вот если б пару себе под стать...

Сильнейшие выигрывают не всегда. Сила, во всяком случае, понятие не одномерное.

Похоже, что новые виды происходили из гонимых, ко­торые не сдавались. Из малых вероятностей возник чело­век.

Предки наши были Омегами природы — беззащитными существами, без клыков, без когтей и без места под солн­цем.

Они взывали друг к другу и к небу. Каждый новорожден­ный кричит этим криком.

РАССУЖДЕНИЕ О МНОГООБРАЗИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

В грешные годы увлечения типологией я делил Омег на абсолютных и относительных. Абсолютный Омега, пред­ставлялось мне, от рождения и всю жизнь, без передыш­ки, — такой, каким я был, не дай бог памяти... В общем, ошибка природы, и лучше бы ему не родиться, такая вот самоотрицательная величина.

Оказалось, однако, что на всякого абсолютного Омегу найдется еще абсолютнее, да и сам он всегда способен к дальнейшему совершенствованию своего ничтожества, может двигаться к пределу недосягаемости — окончатель­ности не достигает, а ничтожество увеличивает, и так без конца, что превосходнейше описал Достоевский. Следова­тельно, умозаключил я, существуют лишь относительные Омеги, а абсолютный есть идеал с обратным знаком, ин­теграл бесконечно малых величин. И это внесло надежду. Количественный показатель, коэффициент омежности (КОМ) стало возможным относить к разным сферам бытия, к зонам и уровням существования — разли­чать, скажем, КОМ физический, социальный, семейный, любовный, умственный и так далее. Человека с большим КОМом видать сразу.

Важней тем не менее характеристики качественные. Их бесконечно много, не перечислить, приведу лишь три. Легко опознаваемые типажи, располагающиеся на лест­нице.... Именно их и можно встретить на лестнице любого жилого помещения, но на разных высотах. Начнем снизу.

Омега Подвальный. На самом деле их очень много в подвалах и во всяческих подземельях, включая катакомбы канализации. Их тянет в укрывища, в лоно матери-земли, их уволакивает туда древний пещерный инстинкт. Подро­стки — да, и не только... Соответственный цвет кожи и вы­ражение глаз. Света не переносят, в темноте могут быть смелы и предприимчивы. Парии, отбросы общества?.. Да, бывает, некоторые не имеют и паспортов; но по большей части эта отверженность — не объективное, а субъективное их состояние, самочувствие, в котором они, скоро ли, дол­го ли, находят комфорт и усладу. Здесь, под плитами шу­мящей цивилизации, можно создать общество себе подо­бных, вернее, антиобщество, со своим порядком, диктату­рой или демократией, как получится; здесь ты накоротке и

с крысами, и с нечистой силой. Наркотики — само собой, что угодно. Отсюда, из их подвалов, идут ходы в Нижнее Заомежье, где человека уже нет...

Не всякий Подвальный Омега, однако, живет в подвале, не всякий даже додумывается, что это возможно. Ведь и не так просто — заиметь свой подвал, не правда ли?.. Под­вал — всего лишь вынос вовне, объективация того мрака, который внутри — там, за душой... Мрака, с которым при­ходится жить. Внутренний подвал этот обычно сразу заме­тен; но они вовремя отводят глаза.

Омега Конурный (Берложный). Этих домоседов полно повсюду. В отличие от Подвального не стремится под зем­лю, принимает все меры, чтобы укрепиться и заброниро­ваться на занимаемом уровне, то бишь исконной жилпло­щади, а при ее отсутствии — хотя бы на съемной. Метафо­рический идеал: конура собачья, из коей, находясь внутри, позволительно рычать даже на хозяина. («Я ведь тебя не вижу и не хочу видеть, и откуда я знаю, что это ты».) Су­перидеал — берлога медвежья.

Основной смысл конурности, конечно же, не в комфор­те, а в сохранении некоего минимального Пространства Психологической Безопасности (ППБ, нотабене, важней­шее из пространств). Конуру можно устроить на службе, пожалуй, даже легче, чем дома. Проверенных товарищей можно туда приглашать, чтобы вместе попить чайку и по­глодать косточку какой-нибудь глобальной проблемы. Модернизированная конура может иметь четыре колеса, мотор и лакированный корпус с багажником, то есть яв­лять вид личного или служебного автомобиля; но это не обязательно, а в условиях дефицита бензина и запчастей скорее накладно.

Опытный, многострадальный Конурный Омега в конце концов просекает, что физически занимаемая конура (да­же берлога) сама по себе не гарантирует ППБ, если не со­здать таковую внутри себя. Когда удается, в глазах появля­ется светлый отблеск колючей проволоки, все в порядке. Среднее Заомежье сравнимо с хорошо оборудованным концлагерем, живущим на полном самообслуживании и хозрасчете, в довольстве и сытости. Нерешенного остается лишь проблема прогулок по чужим территориям. Туда можно заглядывать с предупреждающей табличкой «Не смей меня нюхать», что не всегда помогает'.

Омега Чердачный. Для персонажей третьего типа внут­реннее пространство особо важно. Это мечтатели, чудаки,

аскеты, оригиналы, органически неспособные бороться за места общего пользования. Чердак, пустой или со всякой всячиной и старыми книгами, — идеальное место для их священных уединений; но где найти такой в наше время?.. Разве что у Чухонцева:

..Л. бедный художник избрал слуховое окно, где воздух чердачный и слушать-то нечего вроде, но к небу поближе — и жарко цветет полотно, как дикий подсолнух, повернутый к ясной погоде.

Кратенький наш трактат не охватывает и тысячной доли затронутого. В том же ряду нельзя не упомянуть под конец об Омегах, не располагающихся вовсе нигде, а пребываю­щих, как говорят, в нетях. Омега Странствующий, Омега Бродячий, Омега-Шатун.

Суть дела опять-таки не в наличии физической жилпло­щади и прописки, хотя это и бывает практически немало­важно. Откуда, спрашивается, происходит их беспокойст­во, охота к перемене мест, весьма мучительное свойство?.. Не поиск ли ППБ?.. Но, как сказал поэт, это еще и немно­гих добровольный крест — немногих, но добровольный. И сразу же вспоминается Рыцарь Печального Образа, вели­чайший образчик Омеги Чердачного, преодолевшего свою омежность и поднявшегося на высоты духовные, где инс­тинкт самосохранения и все прочие низменные побужде­ния преображаются до неузнаваемости и диалектически самоуничтожаются.

Верхнее Заомежье — это оно и есть?..

Читатель, я забыл вас попросить вот о чем. Пожалуйста, читайте эту книгу со скоростью света.

Скорость света внутри человека неизмерима, но ощути­ма. Автор имел счастье видеть, как свет входит в глаза че­рез уши, через кожу и пальцы (у слепоглухих) — и как вы­ходит через поступки, мысли и чувства, через те же глаза...

Но он ни разу не наблюдал, чтобы свет входил в кого-нибудь по методу быстрочтения, а выходил по методу бы-строписания. И потому автор просит вас еще кое о чем. А именно: будьте добры...

Светотень

(Жизнь и роль) Сейчас я помогу вам изменить свой характер

...Не могли бы вы потрудиться исполнить скрипичную ме­лодию на рояле?.. У вас под рукой нет рояля? Жаль. Тогда на кастрюле...

ГОСПОДИН ГОСПОДИНА

— Эй, подходи!.. Кто здесь ищет себе хорошего хозяина? Ты, что ли, любезный? Бери! Дорого!

— Аи да раб, шутник. Что ты умеешь делать?

— Повелевать людьми.

— Смотри, не отрезали бы тебе язык.

— Невыгодно, подешевею. А тебе и отрезать нечего.

— Это как понимать?

— Открой рот, поймешь.

— Сколько ты стоишь, умник?

— Цены нет.

Товар небрежно кивнул на своего продавца. Критский рынок кричал на разные голоса, хохотал, ругался. После долгих пречирательств и тщательного осмотра (нет ли дурной язвы, проказы, вшей, размягчения сухожилий) торг, наконец, состоялся. Новый хозяин собрался было от­крыть рот, покупка опередила.

— Ну что ж, повезло тебе. Чтобы я мог с тобой разгова­ривать, скажи, как тебя звать.

— Ксениад.

— А я Диоген, твой наставник. Отныне ты будешь делать все, что я тебе прикажу. Веди меня в свой дом и представь семейству. Можешь не рассказывать, я все знаю. Ты опа­саешься за себя и не доверяешь жене. У тебя дети, а воспи­тывать некому. Ты еще не знаешь, как умирать и как рас­порядиться наследством. Если будешь умницей, расскажу. Ну что смотришь бараном? Веди, исполняй повеление. Или хочешь, чтобы теперь я тебя продал? Веди, веди, я сделаю из тебя человека...

Так Диоген стал господином своего господина.

Гениальный, на все века урок использования простран­ства жизненной роли — принятия судьбы и овладения ею. Урок достоинства.

А в юные годы его унижали и колотили, он был посме­шищем, запредельным Омегой...

Я прошу вас, читатель, еще раз-другой возвернуться к этой античной сценке, дошедшей до нас в виде анекдота и слегка подрисованной авторским воображением. Вот такие

и всевозможнейшие этюды во множестве разработок мы разыгрывали в группах так называемого ролевого тренин­га. Анализировали, вскрывали контексты; ловили ошибки понимания и самочувствия; снова вживались, импрови­зировали.

Зачем?

Чтобы учиться жить.

КАК СОЕДИНИТЬ ПОЛ С ПОТОЛКОМ

«...Не могли бы вы потрудиться исполнить вот эту неслож­ную скрипичную мелодию на рояле? Я имею в виду: скрипка — ваша жена, а рояль — вы.

Вы совсем не играете на рояле? У вас нет слуха? Вы не женаты?..

Хорошо: а вот этот ритм — тук-турук-тук, тук-турук-тук-тук-тук, тук-турук-тук...

Всего лишь на барабане, а?.. Знаете, что за ритм? Нет, не поезд, хотя похоже. Так стучит сердце больного с начина­ющейся мерцательной аритмией. Через этот ритм можно вжиться в его самочувствие и унестись далеко... Страшно?.. Тогда не надо...»

Наивно, глупо, почти безумно пытался преподавать вжи­вание. Нет, не актерам — обычным несчастным людям, которые мучились от неумения это делать, мучились и погибали, им уже и терять было практически нечего. Но не получалось, не получалось!.. Внутреннее сопротивле­ние, страшно упрямое. Нечего терять? Как же нечего! Те­рять нужно «я». А попробуй-ка!.. Инобытие— не равно ли смерти?..

Биясь об эту стенку, я понял, что истинный наблюда­тель наблюдает не глазами. Путь к Другому— дейст­вие, обратное анализу. Синтез, и не чего-нибудь, а собст­венной личности — заново, из того же исходного вещества души...

Тогда и навалилось на меня осознание жуткой, невпро-воротной массы человеческой глухоты. Своей в том числе.

Привычная бытовая присказка: «Поставь себя на его ме­сто...» Что толку? На этом месте будешь т ы, а не ОН, его там не будет.

Нет, вживание — это не «себя на его место», а ЕГО — в свое помещение, именуемое душой. Не в чужую шкуру

влезать со своими внутренностями, а ВПУСКАТЬ в свою и давать жить подробно.

Да невозможно ведь!..

Ну еще бы. Мы и эту мелочь-то не в состоянии задолдо-нить, это вот тупенькое «поставь себя». Нет, не хватает нас и на это. Нам весело, мы пляшем у себя на полу — у себя же?! — и никак, ну просто никак не догадываемся, что наш личный пол есть, с другой стороны, обваливающийся лич­ный потолок нашей нижней соседки, у которой, видите ли, позавчера умер муж, а завтра ей рано вставать. Да какого черта она там стучит вилкой по радиатору?! Вот вредина, а?„ Мы страшно заняты, и нам некогда черкнуть пару строк нашей маме — ну что она там волнуется, ну зачем тосковать, неужели нечем заняться?.. А тому, кому НАМ надо, мы катаем письмище на восемнадцать страниц, ку­риными каракулями — пусть заказывает очки. Мы требу­ем нам ответить, и побыстрее, мы так спешим, что адрес свой превращаем в ребус или, по скромности, забываем — пускай осведомится в Справочнике Дураков. Мы непре­менно хотим влезть в битком набитый автобус, а для этого не выпускаем тех, кто желает выйти, — да что же они так грубо отпихивают, нам же нужно войти, мы опаздываем! А теперь впихнулись — да пройдите же, потеснитесь! За­кройте двери, ну куда лезете? Не видите, что ли, — битком! Поехали!..

РАЗМИНКА, ИЛИ КАК НЕ НАДО ЖИТЬ

«Не понимаю, при чем здесь роли? Какие роли? Жить не­возможно!» С этим идут неудачливые супруги, родители и воспитатели, те, кому не везет на работе, страдающие от одиночества... Если бы они умели осознавать свои трудно­сти хотя бы так примитивно:

как разучиться играть нежелательные жизненные роли?

Как научиться играть желательные? — можно было бы сразу брать быка за рога. Но в том-то и фокус, что ролевые проблемы затемняются ролевым бы­тием. Озлобленный утверждает, что не может нормально жить, потому что его стремятся унизить, лишить прав, ис­пользовать; жена уверена, что ее супруг эгоист, ничтожест­во, подлец, пьяница; мать — что ее ребенок лентяй, негод­ник, больной... И уверенность сплошь и рядом оправдыва­ется.

«Не надо теории, мы запутываемся. Дайте нам практи­ческие рекомендации, и мы вам поверим».

Никогда не поверите... А если поверите, это будет ужас­но. Поверить без осмысления — значит наломать дров и потом веру потерять.

В. Л.

Нас пятеро друзей (двое семейных, двое разведенных, одна незамужняя). После ваших книг поняли чрезвычай­ную практическую необходимость РТ, ролевого тренинга. По «Искусству быть Другим» пытаемся заниматься. Но мало что получается, толчемся на месте. У нас разные личные проблемы, разные характеры, всех объединяет только неумение общаться и неумение жить.

Какие-то скованные... Видимо, нужен непосредственный руководитель, учитель. Но где его найти? Были бы очень признательны, если бы вы поделились личным опытом. (Пять подписей.)

РТ всегда начинается и никогда не кончается. Не требуй­те от него обязательного разрешения ваших проблем. А чтобы повысить такую вероятность, поверьте, что РТ дра­гоценен САМ ПО СЕБЕ.

Вы спрашиваете: где, когда, сколько, как организовать занятия и т. д. Ответ: везде, всегда, сколько угодно и как угодно. РТ- это ЛЮБОЙ МОМЕНТ ЖИЗНИ, ЛЮБОЕ ДЕЛО. Вы не спрашиваете, где, когда, сколько смеяться, где преподают смех, как организовать смех? Иногда про­сто смеетесь, правда? И ребенок просто играет, пока игру не начинают организовывать. (Впрочем, и организован­ная игра иногда удается.)

Ищете учителя, а их ведь полно вокруг. Первый учи­тель — вы сами. Вы разные. Вы и сами от себя отличаетесь в иные моменты больше, чем от других, — мало ли этого?

Учитесь ли у детей?

Посмотрите, как играют дошкольники. Так ли уж давно и вы были детьми? Почему бы вам на какие-нибудь пол­часа или хоть на пару минут не стать ... (подставьте любой персонаж, любое животное, явление природы, предмет, понятие, слово) и не ПОЖИТЬ в этом, не ПОБЫТЬ этим — с той же наивной верой?

Вы не знаете, зачем это нужно, чем это вам поможет? А знать и не обязательно, знание может вам помешать.

Вас сковывает ваша взрослость?..

Так с этого и начните — со сбрасывания с себя ложной взрослости. Прямо сейчас, например, вот сию секунду — не могли бы вы впятером дружно залезть под стол? А по­болтать ногами?.. Ну как, легче?.. А если еще раз — вообра­зив себя ... (подставьте любой персонаж, любое животное). А болтать ногами НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО! И под стол лезть — не обязательно. МОЖНО И ПО-ДРУГОМУ!!

Для себя я никогда специально не занимался РТ, но с некоторой поры осознал, что я в нем живу.

Ребенком любил подражать кому и чему попало, изобра­жать все подряд, вживаться в разные жизни, существую­щие и несуществующие, — обычная детская жизнь, не бо­лее. Потом постепенно все это потускнело, замерло, как и у вас. Начались проблемы... Я уже стал врачом, осваивал гипноз, но все еще не понимал, что живу под гипнозом у себя самого.

Пациенты очень мне помогли, а больше всех— дети. Оказалось, что и тот ребенок еще живой, только замерз и уснул. Разбудил, отогрел, как мог... (.)

...Уже не веду группы. Но стоит прикрыть глаза и пригла­сить в память кого-нибудь из своих— словно на видео­ленте, начинают прокручиваться жизни в жизнях, миры в мирах...

Вот папки с дневниками наших занятий, магнитоплен-ки, остатки реквизита— костюмы, маски, куклы, всякая всячина, объявления...

Одна из игровых афиш с пояснением.

Ангажемент! Ангажемент! ТЕАТР ЖИЗНЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

предлагает Сыновьям, Дочерям, Супругам, Родителям,

Здоровым, Больным,

Подчиненным, Руководителям,

Продавцам, Покупателям,

Пассажирам, Водителям,

Всем, кто желает повысить качество общения

и

эффективность жизни, —

роль Миссионера

в спектакле:

«И н т е г р у м» Вознаграждения:

уверенность не в себе,

привлекательность не во всех отношениях,

творческое самовыражение —

смотря как понимать.

Конспект роли. Вы один из миссионеров Интегрума — Духовного Космоса, посланный на Конфликтную Планету в облике одного из туземцев. Интегрумдавно работает с этой планетой. Ваша миссия — в своем облике и на своем месте вносить в жизнь планеты гармонию, ра­зум, радость. А для этого — возвышать туземцев в глазах друг друга, помогать им видеть свое истинное достоинст­во, учить взаимопониманию и любви и тем изживать кон­фликтность, грозящую разрушить планету. Дальнейшая цель— духовное развитие до той степени, когда станет возможным осознанное соединение с Интегрумом, со­творчество с ним.

Чтобы выполнить миссию, вам приходится постигать туземную жизнь своей судьбой — с ее радостями и страда­ниями, трудностями и болезнями, пороками, заблуждени­ями, ограниченностью... Все, все— собственной кожей и внутренностями, жизнью и смертью. Только так вы може­те что-то понять, что-то сделать, о чем-то сообщить, и вся судьба ваша есть поиск, эксперимент, а значит — самопо­жертвование.

Кроме своей миссии, вы ничем от туземцев не отличае­тесь, ваши трудности и страдания могут иметь лишь иную осмысленность. Интегрум держит с вами связь постоянно. Но вы сами не всегда эту связь осознаете — ваше сознание далеко от совершенства, и это необходимо, иначе вы бы оказались на планете в исключительном положении и не смогли быть туземцем. В какие-то моменты, однако, чув­ство связи поддерживается, и вы можете догадываться, что кто-то или что-то вас направляет. Орган связи с Интегру­мом — ваша совесть. Она больше вашего сознания и силь­нее вас.

В неких пределах Интегрум предоставляет вам свободу выбора, собственных решений и экспериментов. Вы може­те объявить бунт, попытаться заглушить совесть, это, мо­жет, вам даже удастся. Вы можете встретиться со своими собратьями по миссии и узнать их или только догадаться об их существовании — где-то, когда-то... Это даст вам со-

знание неодиночества, поддержит уверенность в смысле жизни. Но даже если и этого не произойдет, вы можете продолжать работать. Чувство связи может сохраняться и в полном одиночестве.

Чем решительнее вы будете выполнять мис­сию, тем больше новых миссионеров появится из ту­земцев и тем больше шансов на спасение и счастье пла­неты...

...Еще кадр — подгруппа «Разминка». Дружно помятой стайкой вылезли из давки за барахлом. У-ф-ф... Молодцы! Оттерли нахалов, все выдержали и отказались от покупок в пользу хвостовиков. Нас приняли за взвод сумасшед­ших. От таких слышали!..

Идем по улице.

Час «пик» — пора вживаться в автобус, по Станиславско­му, методом физических действий, иначе никак. «Ну что толкаешь, твое через мое, что толкаешь?» — «Я не толкаю. Я трамбую». — «Трамбуешь?» — «Ага... трамбую». — «Я те ща п... помогу! Молотком вобью!»

Никита, он же Александр Македонский, сегодня выиг­рал пять сражений: три по очкам (пенсне в виду не име­ется), одно юмором и одно как-нибудь. (Психологиче­ский нокаут в словарь спортивной терминологии не включен.) Светик, она же великая актриса Рашель, обаяла глазным методом трех мушкетеров непреклонного возра­ста и направила на путь самоусовершенствования. Ваш покорный слуга — Женечка, любезнейший из Омег, в лю­бой точке земного шара вызывает на себя огонь, дым, ядо­витые газы и гриппозные вирусы. Все учат, как надо жить, а он в благодарность учит, как не надо, дает примеры. Се­годня задание скромное: добиться, чтобы наступили сразу на обе ноги и пожурили за это («Ну что стал, как колода, дай пройти»), а если не выйдет, ничего не поделаешь, при­дется наступить самому. Все это разминка, ролевая раз­минка.

Никита старательно таращит глаза и развинчивает шею. (Кого из детей окрикивают: «Перестань горбиться, ну сколько раз говорить!» — тот, с гарантией, будет горбатым, не внешне, так внутренне,— закрепившаяся семейная роль Омеги...)

Светик потеряла свою Рашель. В глазах опять напряжен­ность — нет-нет, ничего не выйдет, улыбочки не помогут... Да не думай же совсем о своем взгляде, ведь пока была ма-

ленысой, все было хорошо? Ну, стеснялась, подумаешь. А сейчас, чтобы не напрягаться, нужна ДРУГАЯ ЗАИНТЕ­РЕСОВАННОСТЬ. Представь сейчас, что ты Рашель Ни­колаевна, детский врач, а перед тобою дитя, которое боит­ся показать горлышко, — да-да, вот этот усатый, самодо­вольный... Видишь, как он внушает себе, что страшно му­жествен и неотразим? Кажется, его недавно кем-то назна­чили. А знаешь каким он был мальчиком? Плохо засыпал, боялся темноты и злого волшебника. Лет до семи у него все еще не просыхали штанишки. А каким будет старич­ком?.. Пошли, нам сходить...

ДУША ЗА СКОБКАМИ

Который уже век спорят, из чего складывается актерское дарование.

Эпохи меняют требования. Когда-то для актера необхо­димы были особая внешность, красивый и сильный голос, выразительная мимика, умение «подавать»... Теперь это не действует или просто смешно. Прежде всего естествен­ность, говорят режиссеры. Ищут типажи, но, пожалуй, са­мый дефицитный из них — обыкновенность.

Кредо Станиславского: актер должен жить на сцене, а не играть. Не изображать, а переживать и верить пережи­ванию — тогда будет и полнота воздействия.

Есть, однако, и противоположный подход, проходя­щий сквозь всю историю искусства. В советском театре ее исповедовал творческий оппонент Станиславско­го, Мейерхольд. Никакой естественности, считал он, на сцене не может и не должно быть, такая естест­венность — ложь в квадрате. В искусстве все искусственно, на то оно и искусство. В языке театра всегда есть услов­ность и какие-то правила игры, принимаемые и актером, и зрителем. То же самое всегда есть и в жизни. Сцениче­ская искусственность не противоречит подлинности, прав­де жизни, а, напротив, выявляет ее, если принимается от­крыто. Актер должен быть властителем, а не переживате-лем роли.

Искусственная естественность или естественная искус­ственность?..

Составил для себя сравнительную табличку.

РОЛИ СЦЕНИЧЕСКИЕ

1) Исполняются для зрите­лей. «Для себя» — вторично. Могут выбираться. Если предлагаются, то можно от­казаться, но на сцене выйти из  роли уже нельзя, это скандал.

2) Четко определены и от­граничены друг от друга. Наименования заключают в себе все содержание (Гам--лет).

3) Один   человек — одна роль. Исключение — «театр одного актера», где роли ме­няются, как и в жизни. Внутри роли, как и в жизни, множественность (Анна Ка­ренина — светская дама, же­на, мать, любовница...). 4) Текст задан. Импровиза­ция допускается лишь как исключение. (Если не счи­тать особых жанров типа хэппенинга, приближаю­щих сцену к жизни.)

5) Встречные роли партне­ров известны наперед, нео­жиданности сведены к ми­нимуму. Даже разыгрывая сцену убийства, актеры все­ми силами поддерживают друг друга.

РОЛИ ЖИЗНЕННЫЕ

1) Исполняются и для «зри­телей» и для себя. В разных случаях — в разных соотно­шениях, но «для себя» пер­вично. В основном не выби­раются, даются судьбой, об­стоятельствами, навязыва­ются и внушаются. Зато из любой можно выйти в дру­гую, хотя это тоже не обхо­дится без скандалов. 2) Совмещаются и перехо­дят друг в друга. Наимено­вания (Отец, Супруг, Уче-iv ник, Милиционер...) никог­да не исчерпывают содержа­ния. Для выражения сущно­сти некоторых ролей нет подходящих слов. 3) Один человек — много ролей. В каждой отдельной роли душа дробится и огра­ничивается, но стремится разорвать рамки и обрести цельность.

4) Задан только контекст — общий смысл ролевых дей­ствий и их ожидаемые ре­зультаты. В пределах кон­текста— бесконечные имп­ровизации. Жесткая задан-ность только в отдельных ситуациях, приближающих жизнь к театру. 5) Встречные роли полны неожиданностей. «Партне­ры» могут и поддерживать, и убивать.

6)Игровая условность все­ми принимается и осозна­ется, но во время игры за­бывается, что и создает ощущение реальности про­исходящего. Подумаем еще, поколдуем РОЛЬ ряд «ролевидность» вид, форма обличье личина изображение

6) Условность осознается редко. Когда это происходит (например, на процедуре за­ключения брака), может со­здаваться ощущение фаль­ши или отстраненности от событий, а иногда и от себя самого, над таким сопоставлением. БЫТНОСТЬ ряд «ролебытность» бытие, бытность облик лицо самочувствие

 
       

Совсем простенькое пояснение из биографии. Надев бе­лый халат, я сразу же принял ролевидность врача, но в ро­лебытность вхожу еще до сих пор, с переменным успехом. Писательский мой билет, количество вышедших книг, да­же ежедневные судороги за столом — все это ролевид­ность, не более. А ролебытность — не знаю... Пробилась ли она в эту строчку — неведомо.

Есть еще и трудности языка. Подводные ямы значений и толкований.

Есть слова, заключающие в себе целые ряды смыслов.

Столкнувшись с невосприимчивостью некоторых чита­телей ко всем смыслам слова «роль», кроме балаганного, я засомневался: действительно, привкус игры... Вот кстати: игра. Сколько смыслов? Игра музыкальная. Игра спор­тивная. Игра красок. Игра на нервах. Игра с огнем. Играть дурачка... Этот человек сыграл (огромную, ничтож!гую, спасительную, ужасную...) РОЛЬ в моей жизни.

Частичные синонимы:

роль-значение (для кого-то, для чего-то)

роль-функция (должность, обязанность, миссия).

Казалось бы, обычное, проходное слово. И все-таки мне и самому давно кажется, что для ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТ­НОШЕНИЙ чего-то в нем недостает.

Без ролей не прожить и не умереть. Но в отношениях с полнотой человеческого все наши роли соединяют­ся и... исчезают. Душа их выносит за скобки.

ДЕНЬ «ОМЕГА»

Упражнение для ролевого анализа и вживания в представление о жизненной роли

Прочитайте нижеследующий рассказ раза два, не обращая сперва особого внимания на часто встречающееся слово «роль».

Представьте себе как можно ярче описанные события, а еще лучше, разыграйте их в липах с кем-нибудь, в край­нем случае в одиночку- Буквальность не обязательна, имп­ровизируйте.

Затем прочтите снова и всюду, где встречается «роль», дайте ей название, определение в любых словах (Настоя­щий Мужчина, Обиженный Крокодил, Очаровательный Собеседник и т. д. и т. п.).

Ответьте на вопросы.

Придумайте вариации.

«Как всегда, мистер Н. начал утро с зарядки и последую­щего аутотренинга, для чего вошел в роль („). Зарядка удалась, однако не успел Н. расслабиться в своей люби­мейшей роли Трупа, как зазвонил телефон. Для снятия трубки пришлось ожить, то есть войти в роль („).

— Гм?Алло!

— Будьте любезны, мистера Н.

— Слушаю. (Он сразу узнал Его голос, моментально за­гнавший его в роль (—).)

— Где документы такие-то по делу такому-то?

— Э_ Извините, Шеф_

— Почему нет документов? Почему вы еще не в офисе?

— Извините, Шеф, до-документы должен был подгото­вить Кукинс Я полагал, что рабочий день начинается...

— Рабочий день начинается, когда его начинаю я.

— Выезжаю, .Шеф.

Такое с Шефом бывает примерно раз в месяц. Момен­тально войдя в роль (_) и по этой причине не до конца за­стегнувшись и не исполнив роли (_), с недожеванным ку­ском во рту, Н. выскочил, завел мотор, который не завел­ся, еще раз завел мотор, еще раз не завелся.. В офис попал только через час, по дороге исполнив роли (не менее трех). Перед Шефом был уже в роли (_) и хуже того. Раза три за последний месяц Шеф в его присутствии многозначи­тельно намекал, что штат сотрудников фирмы требует пе­ресмотра.

Кукинс уже стоял в кабинете, красный как рак, и мет­нул на Н. напряженный взгляд. Как всегда, опередил.

— Извините, Шеф... Пробка...

— Пробки иногда возникают и в голове у некоторых со­трудников... Кукинс, прошу вас передать это дело Н. Бла­годарю, вы свободны, фирма рассмотрит... Н., это сверх­срочно. Прошу закончить к концу дня. Благодарю, вы сво­бодны.

К концу дня документы готовы не были. Было совер­шенно ясно, что Кукинс, не желая входить в роль (...) или просто желая сделать очередную пакость, важнейшую часть данных изъял.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.