|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ. 3 страница
Результат
Причины Эффект
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Прошлое Настоящее Будущее -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Время наступления Время, когда наступит симптомов эффект
это модель СПРРЭ для изменений. Модель СПРРЭ определяет первичные компоненты, необходимые, чтобы эффективно организовать информацию о любой ЦЕЛИ для изменения. Эти элементы представляют собой. То минимальное количество информации, которое нужно собрать, чтобы добиться изменений: 1. СИМПТОМЫ – как правило, наиболее заметные и осознанные аспекты проблемы и опыта. 2. ПРИЧИНЫ – более глубокие элементы, ответственные за формирование и обретение этих симптомов, они чаще всего подсознательны. 3. РЕЗУЛЬТАТ – действительная цель или желаемое состояние, которое займёт место симптомов. 4. РЕСУРСЫ – более глубоко лежащие элементы, ответственные за формирование и достижение цели и результата. 5. ЭФФЕКТ – это результат или отклик на достижение какого-либо конкретного результата. ПСИХОТЕХНИКИ – это мета-структуры для использования конкретных, позитивных, нужных ресурсов.
Причины Симптомы Техники Результат Эффект Проблемное Имеющееся Ресурсные Желаемое Результат состояние состояние жизненные состояние отклик проявления
Таким образом, цель, средства, ресурсы, условия и результат оказываются тесно увязанными. Такая модель, отражающая эти причинно-следственные взаимосвязи – называется СПРРЭ В ходе решения проблемы, пациент, как и входе поиска решения мыслительных задач, отмечает, что основополагающими из них являются ЦЕЛЬ и РЕЗУЛЬТАТ. Именно ЦЕЛЬЮ определяется поведение человека. специфика тех или иных средств достижения, поскольку их применение направлено на достижение РЕЗУЛЬТАТА. Фактически, ЦЕЛЬ – есть РЕЗУЛЬТАТ, но и сама деятельность по достижению осознанного результата управляется сознательно выработанной в ходе психотерапии ЦЕЛЬЮ-ОБРАЗОМ, желательно визуальным, т.е. картинка. ЦЕЛЬ предписывает изменения определённых характеристик исходной ситуации и такое изменение действительно достигается в случае решения задачи. Тогда цель и результат оказываются тождественными, ибо последний в соответствие с данной точкой зрения, прежде всего, выражается в этих изменениях. Интересно, что в научных наследиях И. П. Павлова был интригующий факт, он обратился к цели поведения. «Рефлекс цели», так называлась его работа в 1926 г. По мнению Анохина причина ухода от этой темы лежала в том, что в то время не было должной аппаратуры, а решать проблему с помощью слюны, не представлялось возможным. Решение проблем Решение проблем является одной из самых распространённых ситуаций, требующих участие психотерапевта. Решение проблем можно охарактеризовать как сложный КОГНИТИВНЫЙ НАВЫК, который обеспечивается интерактивными (сложнейшими поведенческими) и лингвинистическими умениями. Проблемы можно разделить по ТИПАМ и ВИДАМ, когда задействованы разные в своей основе проблемные пространства. Проблемы бывают: повторяющиеся, организационные, «текущие» и «девственные». Обычно решение подобного рода задач совмещают с психотехнологией «Перелопатить детство». Повторяющиеся проблемы возникают в ходе выполнения стандартных процедур, расщитанных на достижение специфических результатов. Например, качество, продуктивность, эффективность. Повторяющиеся проблемы мы можем разделить на проблемы общего подхода и индивидуального, т.е. специфического подхода к решению задач. Эффективное решение «повторяющихся проблем» требует тщательного анализа с целью установить причину проблемы, которая позволит исправить или «отрегулировать» ситуацию. Применительно к данному типу проблемы психотерапевт нуждается в способности «СМОТРЕТЬ", «СЛУШАТЬ», «ГОВОРИТЬ», «ПОНИМАТЬ» проблемное пространство и определять конкретных людей, вещей, меры, ресурсы, ограничения и т.д., необходимые для выяснения источника проблемы и воплощение эффективного решения. Девственными проблемами называются те. которые не имеют претендентов и прецендентов в опыте и репертуаре психотерапевта и пациента с высокой степенью неопределённости в отношении как методов, так и результатов. Девственными проблемами обычно заканчиваются или предшествуют изменения в окружении или системе. Для успешного решения такого типа проблемы психотерапевту необходимо рассмотреть достаточное количество перспектив и преодолеть неопределённость, добившись понимания сути проблемы. В девственных проблемах многие аспекты проблемного пространства не определены или непостоянны, поскольку либо проблема является новой, либо мы имеем дело со значительным изменением какого-либо аспета крупной системы – рынок, социальный строй. Политическая обстановка, перестройка, оранжевая революция и т.д. Девственным проблемам свойственен более высокий уровень неопределённости, поэтому они требуют большего количества интеракций, общения и общего понимания пространства проблемы. Повторяющиеся проблемы обычно обладают меньшей сложностью и подразумевают меньший объём изменений и регулировок. Обычно для решения повторяющихся проблем необходимы анализ элементов проблемы и делегирование специфических акцентов. Девственные проблемы, как правило, требуют создания команды, синтеза и анализа информации относительно акцентов и элементов проблемы, генерирование новых перспектив и множественных описаний пространства проблемы. Поскольку работа с девственными проблемами сопряжена с неопределённостью, то цели и обоснования вращаются вокруг достижения понимания и согласия относительно формулировок проблем, определения результатов и обмена мнениями и знаниями. Текущие проблемы имеют большую тенденцию к линейности и структурованности. работа с ними больше связана с разделением, выделением, проработкой и интеграцией, потому что они по своей природе системы и сиюминутны. Решение текущих проблем Решение девственных проблем
Циклы решения проблем Процесс определения «проблемного пространства и решения» включает в себя общий цикл сбора информации и применения её на практике: который открывает и отражает два центральных критерия эффективности работы психотерапевта и пациента в решении проблем. наиболее удачные решения должны наиболее полно охватывать элементы системы, поддерживающие существование проблемы. Таким образом, эффективное решение проблемы должно обеспечивать равновесие между доскональностью и релевантностью.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА по ПСИХОТЕРАПИИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Природа вмонтировала в нас механизм саморегуляции, который в основном основан на системе «обратной связи». Механизм творчества, принятия решения и реализации действует по схеме наведения «баллистических ракет». Закладываются координаты цели и того места, откуда стартует ракета. Система наведения основана на обратной связи». С помощью «обратной связи» постоянно идёт сравнение между тем, что ЕСТЬ и тем, что должно БЫТЬ – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, оценивается, обрабатывается и подаётся на систему реализации и управления. По такой же схеме работает и психика человека. Сигнал «ошибки» с отрицательным знаком означает, что организм реализации должен произвести перегруппировку, коррекцию, т.е. изменить ориентацию. Таким образом мы различаем негативную и позитивную информацию. Любая негативная информация в «разумных пределах» обычно для человека является средством предупреждения, чтобы он задумался о происходящем. В случае же СТРЕССА, когда появляется излишек негативной информации, в механизмах «принятия решения» и «механизмах реализации» может возникнуть «тормозная реакция» возникает ПРОБЛЕМА (короткое замыкание, вылетают пробки), если проблему не решать. То возникает внешний или внутренний КОНФЛИКТ, который поддерживается чрезмерным эмоциональным напряжением. Человек подобно «торпеде» идёт «кругами»! Таким образом, чрезмерная негативная информация, перенапряжение – включает сильнейшую негативную, отрицательную обратную связь и тем самым «блокирует» механизмы принятия решения и реализации. Поэтому волнения, озабоченность, тревога, депрессия, страхи – ломают привычный и правильный автоматический механизм «обратной связи». Конечно, биологическая обратная связь в человеческой психике устроена значительно сложнее, чем это в ракетах и торпедах. У человека, например, осуществляется два одномоментных и одновременных процесса. Один – избегание не желательного. Другой – достижение желаемого.В случае верного решения и правильного действия по достижению заданной ЦЕЛИ, человек испытывает УДОВОЛЬСТВИЕ, он удовлетворён – это можно назвать «положительным подкреплением», т.е. специфическим позитивным подкреплением. Если человек НАГРАДИЛ себя и купил себе шоколадку, то такое ПОДКРЕПЛЕНИЕ будет называться неспецифическим подкреплением. Положительная и позитивная информация, в разумных пределах, служит сигналом – «Так держать!», ваш курс верный, правильный. В случае же чрезмерной позитивной и положительной информации, в механизме реализации также как и в случае негативной информации, возникает «застойный очаг возбуждения», который будет тормозить все остальные «доминанты», человека «заклинивает» на данном способе и он начинает повторять один и тот же способ реагирования и действовать, раз за разом повторяя этот «удачный» способ поведения, даже если он уже не приносит удовлетворения потребности в данной ситуации, а ведь нужно делать что-то иное. Чрезмерное увлечение успешным вариантом действия может оказать «медвежью услугу», если изменится контекст, а человек не изменит своё поведение.\ Неудача, «ошибка», результат с негативным действием, тем более повторяющейся, снижает уровень ПРИТЯЗАНИЯ и побуждает человека помимо его ВОЛИ, к выбору более лёгких путей, планов, целей и задач; человек «мельчает». Неудача, результат с негативными последствиями, при условии слабой МОТИВАЦИИ, приводит человека к выбору лёгких путей и мелких целей, которые гарантируют успех. Так, начинает мельчать человек, сам того не замечая. Достижение же УДАЧИ, достижение результата с позитивными последствиями, вырабатывает, вырабатывает УСТАНОВКУ на достижение ЦЕЛИ, повышает МОТИВАЦИЮ, укрепляет ВОЛЮ человека. Вот почему так важно, чтобы на сеансах психотерапии, пациент ВСЕГДА добивался, пусть маленьких, но ПОБЕД, пусть он находит с помощью маятника спрятанные предметы, успешно осваивает экстрасенсорику и т.д. и т.п. В случае неудачи, но при имеющейся очень сильной МОТИВАЦИИ на исполнение задуманного, также (как и в случае успеха) может выработаться устойчивая бессознательная фиксированная установка на избегание «ошибок» и «неудач». Хотя в НЛП нет понятия ОШИБА, а есть понятие отрицательная обратная связь. Установка на избегание неудач рассматривается психологией как специфический человеческий МОТИВ личностной деятельности.
Творческий механизм достижения успеха Природа вмонтировала в людей механизм творчества, который функционирует, даже если мы об этом не знаем, всюду и всегда, даже во сне и более эффективно, чем при бодрствовании. То, что мы называем личностью – есть внешнее свидетельство уникальной творческой индивидуальности или свободное и полное выражение, нашего внутреннего, истинного «Я». Механизм реализации задуманного, действует по схеме наведения «баллистических ракет», закладывается цель, координаты. Сама же система наведения и достижения цели, основана на «обратной связи», пока не получен результат. С помощью механизма «обратной связи» идёт постоянное сравнение между тем, что есть и тем, что нужно – в результате вырабатывается сигнал «ошибки», который усиливается, прорабатывается и подаётся в механизм реализации для уточнения курса. По такой же приблизительно схеме работает и психика человека. Негативная информация, т.е. отрицательная обратная связь обычно для человека является средством предостережения, сигналом опасности. Сигнал ошибки – это знак, что надо делать что-то иначе! Но, картина резко меняется, если негативная информация поступает в избыточном количестве или внутренний сервомеханизм слишком чувствителен; тогда вместо коррекции курса, происходит реакция её полного торможения. Излишняя негативная информация, напряжение, фрустрация и торможение реакций идут рука об руку. Это бывает при «заклинивании» на каких-то проблемах, чрезмерном эмоциональном реагировании на что-либо, а также избыточный сознательный конт роль, т.к. в чрезмерных количествах это мешает принимать решения, делать выбор и вовсе тормозится всякое движение к цели, о позитивном и положительном результате можно только мечтать… Наш внутренний механизм достижения желаемого, т.е. бессознательный, автоматический сервомеханизм, всегда действует в режиме биоавтомата, в соответствии с выявляющимися обстоятельствами и заложенными в него данными. Чрезмерные напряжения, чрезмерная мотивация и эмоциональность, излишняя озабоченность результатами – включает сильнейшую отрицательную обратную связь, повышается сознательный самоконтроль и тем самым «блокируется» наш сервомеханизм ждостижения цели. Такое явление мы наблюдаем при заикании, неврозе ожидания неудачи и т.д. правильные ответы и решения приходят лишь потом, когда мы успокаиваемся, и напряжение спадает, а далее дело за внутренним механизмом саморегуляции. Тревоги, волнения, страхи, депрессия, стрессы – ломают правильную и автоматическую работу сервомеханизма саморегуляции и приводят к разного рода нарушениям – неврозам, психосоматическим заболеваниям, психозам и т.д. Сознанию трудно справляться с информационным потоком, в нём обычно проходят процессы воображения и целеполагания, накапливается информация, оцениваются сведения, формируются взгляды и суждения. Однако, сознание само по себе не в состоянии реализовать принятые решения. Как информационный центр, сознание плохо выполняет конкретную работу (у него иные функции), его дело ставить и очерчивать, решать, а вот приводить в исполнение принятые решения и разрешения проблем и задач практически, реализуя планы – дело подсознания и бессознательного… Выполняет принятые сознанием решения – подсознание, которое обладает опытом, навыками, стратегиями и тактиками и ведает автоматическим механизмом достижения, т.е. творческим механизмом достижения конкретных результатов. Подсознательный автоматический механизм реализации не любит, когда в его работу вмешивается и контролирует сознание, тогда он просто перестаёт работать, останавливается, почему? Поэтому, чтобы добиться желаемого, нужно не давить на свою волю, а, наоборот, сознательно поставив цель, расслабиться, успокоиться, предоставив подсознанию достигнуть её экологически чистыми и эффективными методами, при этом, не влезая в механизм подсознательного исполнения. Заботиться, нервничать, переживать – тогда, когда мы намечаем цель, ищем ресурсы, нейтрализуем ограничения – может быть и оправдано. Но, коль уж цель выбрана и принято решение, то мы должны успокоиться и дать механизму достижения реализовать цель, чтобы получить результат. Если мы сознательно начнём беспокоиться, влазить сознательно в процессы дочтижения и реализации цели. то механизм достижения просто будет бастовать. Так, излишняя и чрезмерная предупредительность, чрезмерная маниакальность, чувство ждолга, ощущение стыда, угрызения совести, повышенная забота – хороши при принятии решения. Но совершенно не уместны, когда включается реализация задуманного. Когда выбор сделан. Принято решение и человек расслабился и отбросил сознательную ответственность, полностью полагаясь на подсознание, то больше шансов того, что результат будет получен; верующие сказали бы: «на всё воля бога, полагайся на него!», - таким образом, мы растормаживаем творческие интеллектуальные, практически автоматические и бессознательные механизмы интуитивного опыта, позволяя им действовать свободно и непринуждённо и тогда они служат нам вдвойне. За исполнением результата хорошо заботиться мать-природа, главное, чтобы пациент расслабился. Успокоился и дал возможность своему автоматическому подсознательному сервомеханизму достичь того, что «проработано» и заложено сознанием в подсознание для реализации в виде визуального (образа) представления. Механизм творческого бессознательного и автоматического достижения результата реализует желаемое. Только после этого мы можем дать сознательную оценку достигнутого результата, чтобы наметить новую цель, предоставив подсознанию её достигнуть. Бесчисленные исследования доказывают, начиная с йоги и кончая \нлп и психоанализом, свидетельствуют, что в особо сложных случаях, УСПЕХ, как правило. Достигается через «капитуляцию и пассивность», а не активность в стадии реализации цели. активность нужна, но на стадии выработки решения и при необходимости физических действий. Таким образом, через расслабление, а не напряжение. Мы достигаем уели. Сознательно, многократно отрабатывая «образ достижения», себя желательного «Я», мы отбрасываем всё, ослабляем мышечный зажим и предоставляем позаботиться о судьбе принятого решения бессознательным механизмам. Все мы люди, а не только композиторы, поэты и певцы – обладаем механизмом достижения успеха, и он всегда будет действовать активно, участвуя в реализации решении й наших проблем. Учёные доказывают, что, то именуемое «талантом» является не что иным, как умение пользоваться «естественным процессом- подсознательным механизмом достижения». Творческая интуитивная деятельность в противоположность сознательно-волевой, всегда самопроизвольна, всегда естественна. Даже самый искусный пианист не сможет сыграть простейшую композицию, если во время игры, каждый раз будет напрягаться. Станиславский ставил эксперимент, заставляя студентов поднимать за одну ножку рояль и декламировать какой-либо монолог, а затем тоже самое, но без рояля, понятно что получилось? Если некоторые люди слишком застенчивы и робки в обществе, то причина часто бывает в том, что они слишком озабочены, чрезмерно контролируют себя, чрезмерно стараются что-либо делать или не делать, тщательно и сознательно контролируют каждое движение и слово, обдумывают каждую фразу; т.е. не доверяют своему внутреннему подсознательному автомату. Когда же такие люди «отпускают тормоза» и перестают стараться, тревожиться и постоянно контролировать своё поведение; то они начинают жить и вести себя творчески, спонтанно – словом, быть самими собой, настоящими.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|