|
|||
СТИВЕН ЛАБЕРЖ 7 страницаИНИЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ
В предыдущей главе мы говорили о стратегии осознанных сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрст- вования в мир сна, например, намерения осознать состояние сна, привычки проверять свое состояние или привычки распо- знавать признаки сна. Эта стратегия должна помочь человеку добиться осознанности во сне. В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно иных способов, основывающихся на идее сознательного вхож- дения в сон. Суть их заключается в удержании осознанности при переходе из состояния бодрствования в сон. Они позволя- ют входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни было провалов в сознании. Засыпая, вы можете сосредоточи- ваться на гипнагогических образах, на мысленных представле- ниях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в теле, на своем <я> и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то почувствуете, что тело уснуло, а вы, то есть ваше сознание, остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в полном сознании. Эти две различные стратегии достижения осознанности приводят к двум различным типам осознанных сновидений. Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, из- вестны как осознанные сновидения, инициируемые из состо- яния бодрствования (ОСИСБ'), в отличие от осознанных сно-
видений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда люди засыпают бессознательно1. Эти два типа сновидений раз- личаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровож- даются кратким пробуждением (иногда всего на одну-две се- кунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего возникает ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС это не так. Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще про- исходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ чаще всего слу- чаются в поздние утренние или полуденные часы. Это хорошо видно из моих записей. Из сорока трех осознанных сновиде- ний, имевших место во время первого БДГ-периода, только одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после полудня они имели место в тринадцати случаях из тридцати двух (41%)2. Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; в лабораторном исследовании, состоявшем из семидесяти шес- ти осознанных сновидений, семьдесят два процента оказались ОСИСС, а двадцать восемь - ОСИСБ3. Интересно, что доля ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше, чем в домашних условиях. В моем случае ОСИСБ составляют от пяти до десяти про- центов осознанных сновидений, имевших место в домашних условиях, в то время как среди моих первых пятнадцати осо- знанных снов в лаборатории их было целых сорок процентов4. Я вижу две причины такой разницы: все ночи, проведен- ные в лаборатории сна, я сохранял высокий уровень осознан- ности в моменты пробуждения и, кроме того, старался по- меньше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записы- вающей аппаратуры. Таким образом, при выходе из БДГ-сна в лаборатории у меня было больше шансов осознанно вернуть- ся в него, чем дома, где у меня не было потребности ни в повышенном внимании к себе, ни к окружающей обстановке, ни в сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть вы- соко эффективной. Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные уси- лия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в
сон, отдача от них столь же значительна5. При определенной настойчивости с их помощью можно развить способность вхо- дить в осознанное сновидение практически в любое время.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ
Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, бу- дете видеть относительно простые образы, вспышки света, гео- метрические узоры и тому подобное. Но постепенно появятся более сложные формы: лица, люди и в конце концов, целые сцены6. Следующий пример <состояния полусна>, как его назы- вал русский философ П. Д. Успенский, дает живое представле- ние о том, на что похожи гипнагогические видения:
Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, ко- торые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слы- шу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны, минареты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном по- ложении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золо- тым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря, ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза7.
Состояния полусна Успенского явились, результатом при- вычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно легче утром после пробуждения,
чем вечером, перед сном, и что <без-определенных усилий такие состояния вообще не возникают8. Д-р Натан Раппорт, американский психиатр, выработал ме- тод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу Успенского: <Находясь в постели перед сном, экспериментатор каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым втор- жением его навязчивого внимания>9. Эта привычка переносится и в сон, приводя к результатам, подобным следующим:
Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызну- ли от изумительной хрустальной люстры. Множество ори- гинально выполненных статуэток на камине напротив даль- ней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к себе внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных нарядах викторианской эпохи любезничали друге другом. Какое-то время я. бессознательно наблюдал эти сцены, пока наконец не понял, что это не реальность, а игра моего ума. Мгновенно картина стала сказочно красивой. С величайшей осторожностью мой полупроснуешийся ум стал ее рассмат- ривать: я знал, что это замечательное видение можно раз- рушить грубым вторжением. <Действительно ли эта воображаемая картина неподвиж- на?> - подумал я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно провальсаровала по комнате. Затем она вернулась к остальным дамам и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепитель- ной улыбкой на милом личике. В целом цветовая гамма картины была скромной, несмотря на калейдоскопические блики на по- верхности люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое вни- мание перешло на то единственное, что меня интересует в сно- видениях, - на краски: изысканные, но в то же время живые, как бы светящиеся изнутри10.
ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
/. Полностью расслабьтесь. Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле- чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные
зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла- нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста- точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на- растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию (стр. 52). Пусть все утихнет, станет медленнее, расслабленнее, пока ваш ум не сделается спокойным, как море в безветренную погоду.
2. Наблюдайте за видениями. Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые посте- пенно будут появляться перед вашим мысленным взором. Смот- рите, как они появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, каковы они есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы бу- дете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и в конце концов объединятся в связный сюжет.
3. Войдите в сновидение. Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, по- звольте себе быть <пассивно втянутым> в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблю- дать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил вашего внимания. Не забывайте, что теперь вы спите!
Комментарий Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить в сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утончен- ной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с ко- торой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи, <не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению>11. Здесь требуется пассивное желание, сходное с тем. что описано в предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи, <вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попы- таться пассивно дать перенести себя туда>12. Тартанг Тулку дает похожий совет: <Осторожно наблюдая за своим умом, мягко вве- дите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка>13 Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир может показаться настолько реалистичным, что легко потерять
осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ Натана Раппорта. На такой случай Толи рекомендует иметь на- мерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг утратите осознанность вы можете ее восстановить, вспом- нив, что должны что-то сделать.
ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских тра- дициях, предусматривает беспристрастную визуализацию сим- вола одновременно с концентрацией на гипнагогических обра- зах. Символичность этих образов может помочь сохранить не- прерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут представлены три варианта этой техники: два - из древних тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий - предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.
Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых уп- ражнениях образы визуализируются в области гортани. Пси- хофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонко- материальные <центры сознания>, именуемые чакрами. Их семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позво-. ночника до макушки. Считается, что горловая чакра, регули- рует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором мы находимся - бодрствование, сон или сновидение, - зави- сит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель меж- ду функциями, приписываемыми горловой чакре древневос- точными психологами, и установленной современными запад- ными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, ут- верждения таких тонких наблюдателей, как йоги, только из-за того, что они не укладываются в русло современной научной методологии - системы стандартов, которой не существова- ло, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду дальнейших научных исследований идей древнего Востока. Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в данной главе, включают специальный метод глубокого дыха-
ния, именуемый <горшкообразным дыханием>, по той причи- не, что нижняя часть живота при его выполнении надувается наподобие горшка. В следующем упражнении описана техни- ка <горшкообразного дыхания>.
ТЕХНИКА <ГОРШКООБРАЗНОГО ДЫХАНИЯ>
/. Устройтесь поудобнее. Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, пред- лагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной позе сидя, поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа-на твердой поверхности. Расстегните одежду на шее и на поясе. Закройте глаза. Руки сложите на животе, так, чтобы большие пальцы находились у основания грудной клетки, а средние со- единились на пупке.
2. Наблюдайте за своим дыханием. Сделайте глубокий, медленный вдох, а за ним такой же выдох. После этого дышите почти как обычно, только немного глубже и медленнее, следя за серединой живота. Обратите внимание на руки - вы увидите, что на диафрагму и мышцы живота ложится большая нагрузка по втягиванию и выталкиванию воздуха из легких. Прочувствуйте движения своего живота и обратите вни- мание, как работают различные группы мышц, когда вы ритми- чески наполняете и опорожняете легкие. Сконцентрируйтесь на точке, где начинается вдох - на границе между грудью и живо- том, - наполняя легкие снизу вверх. Короче говоря, наблюдай- те за своими ощущениями во время дыхания.
3. Дышите глубоко и медленно. Позвольте дыханию войти в спокойный, но естественный ритм. Не делайте усилий, но следите за тем, чтобы диафрагма и со- лнечное сплетение своим движением способствовали образова- нию <горшкообразного> округления живота на вдохе. Представ- ляйте, как вы вдыхаете живительную энергию в форме света, который на выдохе выходит сквозь поры вашего тела. Почувст вуйте, как этот <свет> протекает через легкие в артерии и капил- ляры, питая каждую клетку.
(Заимствовано из Хана)
ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ: ТЕХНИКА БЕЛОЙ ТОЧКИ /. Перед сном А. Примите твердое решите осознать состояние сна. Б. Визуализируйте в гортани (точка 2 на стр. 53) красную, ярко светящуюся букву <А> (см. комментарий ниже). В. Сосредоточьтесь на излучении <А>. Вообразите, будто оно освещает все вещи в этом мире, показывая, что в действи- тельности они нереальны и являются субстанцией сна.
2. На рассвете А. Выполните семь раз упражнение по <горшкообразному дыха- нию>. Б. Одиннадцать раз повторите свое намерение осознать природу состояния сна. В. Сосредоточьтесь на точке цвета белой кости, расположенной между бровями (точка 1 на стр. 53). Г. Продолжайте удерживать свое внимание на точке, пока не почувствуете, что спите.
Комментарий Согласно йоге, каждая чакра имеет свой звук, или <коренной слог>, связанный с ней. Коренной слог для горловой чакры - это <А>, рассматриваемое как символическое воплощение Твор- ческого Звука, энергия которого пробуждает мир к бытию (через понятия или еще какнм.-то образом). Это представление имеет определенную аналогию с Евангелием от Иоанна, где сказано: <Вначале было слово...>. Если вам не удается осознать состояние сна с помощью техники белой точки, <йога состояния сна> советует попробовать тех- нику черной точки, приводимую ниже.
(Заимствовано из Эванс-Вентца17)
ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ: ТЕХНИКА ЧЕРНОЙ ТОЧКИ /. Перед сном А. Сосредоточьтесь на белой точке между бровями (точка 1 в схеме стр. 53). 2. На. Рассвете А. Двадцать один раз выполните упражнение по <горшкообраз-
ному дыханию>. Б. Двадцать один раз повторите свое намерение осознать состо- яние сна. В. После этого сосредоточьтесь на черной точке размером с про- тивозачаточную пилюлю, расположенной в основании воспро- изводящего органа (точка 33 в схеме на стр. 53) Г. Удерживайте свое внимание, пока не почувствуете, что спите. (Заимствовано из Эванс-Венгпца18)
ЧТО ТАКОЕ ЛОТОС СНОВИДЕНИЯ
Третья техника визуализации предложена Тартангом Тулку, живущим и работающим в настоящее время в Соединенных Штатах. Он первым ввел меня в тибетскую йогу сна в 1970 году. Как и предыдущие два, этот метод использует визуали- зацию в горловой чакре, в данном случае, - пламени в цветке лотоса. Пламя, как объясняет Тулку, символизирует сознание - то, которое воспринимает события как в бодрствующем со- стоянии, так и во сне19. Поэтому оно представляет собой по- тенциальную возможность непрерывности сознания в процес- се возникновения сна, чего мы и стараемся достичь. В буддийской иконографии лотос является символом ду- ховного раскрытия. Лотос пробивается сквозь тьму болотного ила и толщу воды и, распускаясь над ее поверхностью, тянет свои лепестки к чистому свету. Достигшие духовного совер- шенства так же преодолевают границы обыденности: их кор- ни - в темных глубинах материальности, но <головы> (пони- мание) подняты к свету20. Выполняя следующее упражнение, помните о символическом смысле данной визуализации.
ТЕХНИКА ЛОТОСА И ПЛАМЕНИ
/. Полностью расслабьтесь. Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле- чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-
нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста- точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на- растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию (стр. 52).
2. Визуализируйте пламя в лотосе. Как только почувствуете себя полностью расслабленным, пред- ставьте в области гортани (точка 1 на стр. 53) прекрасный цве- ток лотоса с мягкими, немного свернувшимися нежно-розовыми лепестками. В центре лотоса представьте красновато-оранжевое пламя, более яркое по краям, чем в середине. Постарайтесь уви- деть его как можно отчетливее. Мягко сосредоточьтесь на вер- хушке пламени и продолжайте визуализацию, сколько можете.
3. Наблюдайте за своими видениями. Наблюдайте, как взаимодействуют с образом пламени в лотосе другие образы, возникающие в вашем уме. Не пытайтесь обду- мывать, интерпретировать или проявлять интерес к какому-либо из них при любых обстоятельствах продолжайте визуализацию. 4. Слейтесь с воображаемым образом и со сновидением. Созерцайте пламя в лотосе, пока не почувствуете, что этот образ и ваше сознание слились воедино. Если это случится, значит, вы уже не сознательно фокусируете внимание на изображении, а просто видите его. Постепенно, по мере практики, вылочувст- вуете, что спите. Комментарий Если вы не обладаете даром вызывать у себя яркие, живые обра- зы, то осуществить вышеупомянутую визуализацию сколько-ни- будь отчетливо может быть трудно. В этом случае перед отра- боткой данной техники вам следует попрактиковать два вспомо- гательных упражнения, приведенных в Приложении. Первое - сосредоточение на свете - заключается в концентрации на есте- ственном пламени свечи. Оно повысит вашу способность сосре- дотачиваться и заложит в вашу зрительную память яркий образ пламени как основу для визуализации. Второе - тренировка в визуализации - поможет выработать способность вызывать яр- кие детальные образы, После этих двух упражнений вам будет легче освоить технику лотоса и пламени. (Заимствовано из Тулку21)
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ВООБРАЖАЕМЫХ ОБЪЕКТАХ
Для сосредоточения при вхождении в сон можно использо- вать любой познавательный процесс, требующий минималь- ных, но сознательных усилий. Вы уже знаете, что засыпает только ваше тело, в то время как ум, участвующий в процессе познания, переносится в сон. Таким образом, главное, что требуется, - это чтобы вы лежали расслабленно, но бдитель- но и чтобы ваш ум выполнял какое-нибудь повторяющееся задание. В это время ваше восприятие окружающего мира будет постепенно ослабевать и исчезнет в момент, когда вы заснете. Пока вы выполняете задание, ваш ум бодрствует. Десять лет назад в соответствии с этим принципом я разрабо- тал, как часть своей диссертации, следующую технику ОСИСБ22.
ТЕХНИКА СЧЕТА ПРО СЕБЯ
/. Полностью расслабьтесь. Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле- чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла- нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста- точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на- растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию (стр. 52).
2. Засыпая, считайте про себя. Постепенно засыпая, считайте про себя: <один, я сплю, два, я сплю> и т.д., постоянно следя за собой. Дойдя до ста, можете начать сначала.
3. Осознайте, что вы спите: Продолжая этот процесс, в какой-то момент вы заметите, что сказали себе: <Я сплю>, и при этом на самом деле спите!
Комментарий Фраза <Я сплю> напоминает вам о том, что вы собрались сде- лать, хотя особой необходимости в ней нет. Можно просто со-
средоточиться на счете, и этого, скорее всего, будет достаточно, чтобы понять, что возникающие у вас видения относятся ко сну. С этой техникой можно быстро добиться успеха, если у вас есть партнер, наблюдающий за вами в ходе ее выполнения. Его задача состоит в том, чтобы будить вас, как только вы уснули, и спра- шивать, до какого числа вы досчитали и что вы видели во сне. Задача вашего партнера может показаться трудной, но на самом деле сказать, когда человек заснул, довольно легко. Существует несколько видимых признаков тому: при слабом свете можно заметить движения глаз под сомкнутыми веками. Таким же на- дежным признаком вхождения в сон являются слабые движения илн подергивания мышц. лица, рук, ног и других частей тела. Третий признак - это неровное дыхание. Во время выполнения упражнения ваш партнер время от време- ни будет будить вас и спрашивать, докуда вы досчитали и что видели. Первый раз вы, скорее всего, дойдете примерно до <пять- десят, я сплю...>, после чего уснете и забудете про счет. Запаси- тесь терпением и продолжайте упражнение. После нескольких десятков пробуждений в течение нескольких часов обратная связь начнет работать. Рано или поздно вы скажете себе: <Сто, я сплю>, и увидите, что это действительно так!
(Заимствовано из Лабержа23)
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЯХ, ИЛИ СВОЕМ <Я>
Если, засыпая, вы будете сосредоточивать внимание на своем теле, то заметите, что при определенных условиях возникают ощущения, будто оно куда-то смещается, начинает как-то за- гадочно вибрировать или же полностью парализуется. Все эти необычные Телесные ощущения связаны с процессом возник- новения сна, в частности БДГ-сна. Во время БДГ-сна, если вы помните из второй главы, все скелетные мышцы практически парализуются, кроме тех, что ответственны за движение глаз и дыхание. БДГ-сон является физиологическим состоянием, при котором в общую работу вовлекаются несколько различных специфических систем мозга. Например, мышечный паралич, блокировка сенсорного вос-
приятия и активизация коры мозга производятся независимы- ми нейронными системами. Когда эти три системы работают вместе, ваш мозг находится в состоянии БДГ-сна, и вы, веро- ятно, видите сны. Иногда эти системы включаются или выключаются неодно- временно. Например, вы частично можете пробудиться из БДГ- сна раньше, чем отключится парализующая система. Тогда ваше тело останется парализованным, даже если в других отношениях вы проснулись. Сонный паралич, как называется это состояние, может возникнуть как при засыпании (редко), так и при пробуждении (чаще). Если не знать, с чем это свя- зано, то первый опыт сонного паралича может напугать. Обычно люди предпринимают упорные, но бесплодные попытки поше- велиться или полностью проснуться. В действительности та- кая паническая реакция дает совершенно противоположный результат: она стимулирует лимбические (эмоциональные) отделы мозга и тем самым продлевает БДГ-состояние. Факты же показывают, что сонный паралич не опасен. Иногда, когда это случается, вы чувствуете как бы удушье или чье-то зловещее присутствие. Но это не что иное, как интерпретация вашим полусонным мозгом этого непривычно- го состояния: должно быть, случилось что-то ужасное! Сре- дневековые истории о нападениях инкубов (злых духов, овла- девающих, как считалось, спящими женщинами и вступаю- щих с ними в интимную связь), скорее всего, явились резуль- татом фантастически переосмысленного опыта сонного пара- лича. Помните, что если вы почувствовали сонный паралич, первым делом надо расслабиться. Скажите себе, что такое состояние, как сейчас, у вас бывает по нескольку часов каж- дую ночь во время БДГ-сна. Оно не принесет вам никакого вреда и пройдет через несколько минут. Сонный паралич не только не страшен, это состояние, ко- торого надо уметь добиваться. Испытывать его - значит на- ходиться на пороге БДГ-сна. Отсюда один шаг до сна и один шаг до бодрствования. Просто шагните вперед - и вы в мире осознанных сновидений. В следующих упражнениях мы пред- лагаем несколько способов сделать этот шаг.
ТЕХНИКА ДВУХ ТЕЛ
/. Полностью расслабьтесь. Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо. шею, пле- чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла- нам.
2. Сосредоточьтесь на своем теле. Теперь сфокусируйте внимание на своем физическом теле. Пере- водите внимание с одной его части на другую по схеме 61-точеч- ной релаксации (стр. 52), раз за разом проходя по всем точкам. При этом отмечайте про себя, что чувствует ваше тело в каждой из точек. Обращайте внимание на необычные ощущения, вибра- ции и т.п. Это предвестники сонного паралича. Рано или поздно вы испытаете подобные ощущения, которые быстро перейдут в
|
|||
|