Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТИВЕН ЛАБЕРЖ 7 страница



ИНИЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ

БОДРСТВОВАНИЯ

 

В предыдущей главе мы говорили о стратегии осознанных

сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрст-

вования в мир сна, например, намерения осознать состояние

сна, привычки проверять свое состояние или привычки распо-

знавать признаки сна. Эта стратегия должна помочь человеку

добиться осознанности во сне.

В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно

иных способов, основывающихся на идее сознательного вхож-

дения в сон. Суть их заключается в удержании осознанности

при переходе из состояния бодрствования в сон. Они позволя-

ют входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни

было провалов в сознании. Засыпая, вы можете сосредоточи-

ваться на гипнагогических образах, на мысленных представле-

ниях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в

теле, на своем <я> и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно

активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то

почувствуете, что тело уснуло, а вы, то есть ваше сознание,

остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в

полном сознании.

Эти две различные стратегии достижения осознанности

приводят к двум различным типам осознанных сновидений.

Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, из-

вестны как осознанные сновидения, инициируемые из состо-

яния бодрствования (ОСИСБ'), в отличие от осознанных сно-

 

видений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда

люди засыпают бессознательно1. Эти два типа сновидений раз-

личаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровож-

даются кратким пробуждением (иногда всего на одну-две се-

кунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего

возникает ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС

это не так.

Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще про-

исходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру

тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ чаще всего слу-

чаются в поздние утренние или полуденные часы. Это хорошо

видно из моих записей. Из сорока трех осознанных сновиде-

ний, имевших место во время первого БДГ-периода, только

одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после полудня они

имели место в тринадцати случаях из тридцати двух (41%)2.

Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; в

лабораторном исследовании, состоявшем из семидесяти шес-

ти осознанных сновидений, семьдесят два процента оказались

ОСИСС, а двадцать восемь - ОСИСБ3. Интересно, что доля

ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше,

чем в домашних условиях.

В моем случае ОСИСБ составляют от пяти до десяти про-

центов осознанных сновидений, имевших место в домашних

условиях, в то время как среди моих первых пятнадцати осо-

знанных снов в лаборатории их было целых сорок процентов4.

Я вижу две причины такой разницы: все ночи, проведен-

ные в лаборатории сна, я сохранял высокий уровень осознан-

ности в моменты пробуждения и, кроме того, старался по-

меньше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записы-

вающей аппаратуры. Таким образом, при выходе из БДГ-сна в

лаборатории у меня было больше шансов осознанно вернуть-

ся в него, чем дома, где у меня не было потребности ни в

повышенном внимании к себе, ни к окружающей обстановке,

ни в сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при

соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть вы-

соко эффективной.

Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные уси-

лия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в

 

сон, отдача от них столь же значительна5. При определенной

настойчивости с их помощью можно развить способность вхо-

дить в осознанное сновидение практически в любое время.

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА

ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ

 

Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в

сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это

время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, бу-

дете видеть относительно простые образы, вспышки света, гео-

метрические узоры и тому подобное. Но постепенно появятся

более сложные формы: лица, люди и в конце концов, целые

сцены6. Следующий пример <состояния полусна>, как его назы-

вал русский философ П. Д. Успенский, дает живое представле-

ние о том, на что похожи гипнагогические видения:

 

Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые

точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно

погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, ко-

торые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слы-

шу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая

сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем

марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю

из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они

шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой

Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны, минареты

Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают

маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные

шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь

от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном по-

ложении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золо-

тым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря,

ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно

нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза7.

 

Состояния полусна Успенского явились, результатом при-

вычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон

и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает,

что делать это значительно легче утром после пробуждения,

 

чем вечером, перед сном, и что <без-определенных усилий

такие состояния вообще не возникают8.

Д-р Натан Раппорт, американский психиатр, выработал ме-

тод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу

Успенского: <Находясь в постели перед сном, экспериментатор

каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает

их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым втор-

жением его навязчивого внимания>9. Эта привычка переносится

и в сон, приводя к результатам, подобным следующим:

 

Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызну-

ли от изумительной хрустальной люстры. Множество ори-

гинально выполненных статуэток на камине напротив даль-

ней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к

себе внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая

группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных

нарядах викторианской эпохи любезничали друге другом.

Какое-то время я. бессознательно наблюдал эти сцены, пока

наконец не понял, что это не реальность, а игра моего ума.

Мгновенно картина стала сказочно красивой. С величайшей

осторожностью мой полупроснуешийся ум стал ее рассмат-

ривать: я знал, что это замечательное видение можно раз-

рушить грубым вторжением.

<Действительно ли эта воображаемая картина неподвиж-

на?> - подумал я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно

провальсаровала по комнате. Затем она вернулась к остальным

дамам и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепитель-

ной улыбкой на милом личике. В целом цветовая гамма картины

была скромной, несмотря на калейдоскопические блики на по-

верхности люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона

богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое вни-

мание перешло на то единственное, что меня интересует в сно-

видениях, - на краски: изысканные, но в то же время живые,

как бы светящиеся изнутри10.

 

ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

 

/. Полностью расслабьтесь.

Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле-

чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные

 

зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие

от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-

нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста-

точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на-

растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию

(стр. 52). Пусть все утихнет, станет медленнее, расслабленнее,

пока ваш ум не сделается спокойным, как море в безветренную

погоду.

 

2. Наблюдайте за видениями.

Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые посте-

пенно будут появляться перед вашим мысленным взором. Смот-

рите, как они появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за

ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем

уме такими, каковы они есть. Не пытайтесь их остановить, а

просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы бу-

дете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно

они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и

в конце концов объединятся в связный сюжет.

 

3. Войдите в сновидение.

Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, по-

звольте себе быть <пассивно втянутым> в мир сна. Не делайте

для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблю-

дать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет

вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил

вашего внимания. Не забывайте, что теперь вы спите!

 

Комментарий

Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить в

сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утончен-

ной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с ко-

торой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль

Толи, <не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет,

поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению>11. Здесь

требуется пассивное желание, сходное с тем. что описано в

предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи,

<вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попы-

таться пассивно дать перенести себя туда>12. Тартанг Тулку дает

похожий совет: <Осторожно наблюдая за своим умом, мягко вве-

дите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка>13

Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир

может показаться настолько реалистичным, что легко потерять

 

осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ

Натана Раппорта. На такой случай Толи рекомендует иметь на-

мерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы

вдруг утратите осознанность вы можете ее восстановить, вспом-

нив, что должны что-то сделать.

 

 

ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ

 

Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских тра-

дициях, предусматривает беспристрастную визуализацию сим-

вола одновременно с концентрацией на гипнагогических обра-

зах. Символичность этих образов может помочь сохранить не-

прерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут

представлены три варианта этой техники: два - из древних

тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий -

предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.

 

Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых уп-

ражнениях образы визуализируются в области гортани. Пси-

хофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонко-

материальные <центры сознания>, именуемые чакрами. Их

семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позво-.

ночника до макушки. Считается, что горловая чакра, регули-

рует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором

мы находимся - бодрствование, сон или сновидение, - зави-

сит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель меж-

ду функциями, приписываемыми горловой чакре древневос-

точными психологами, и установленной современными запад-

ными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и

бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, ут-

верждения таких тонких наблюдателей, как йоги, только из-за

того, что они не укладываются в русло современной научной

методологии - системы стандартов, которой не существова-

ло, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду

дальнейших научных исследований идей древнего Востока.

Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение

непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в

данной главе, включают специальный метод глубокого дыха-

 

ния, именуемый <горшкообразным дыханием>, по той причи-

не, что нижняя часть живота при его выполнении надувается

наподобие горшка. В следующем упражнении описана техни-

ка <горшкообразного дыхания>.

 

 

ТЕХНИКА <ГОРШКООБРАЗНОГО ДЫХАНИЯ>

 

/. Устройтесь поудобнее.

Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, пред-

лагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной позе сидя,

поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое

время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа-на

твердой поверхности. Расстегните одежду на шее и на поясе.

Закройте глаза. Руки сложите на животе, так, чтобы большие

пальцы находились у основания грудной клетки, а средние со-

единились на пупке.

 

2. Наблюдайте за своим дыханием.

Сделайте глубокий, медленный вдох, а за ним такой же выдох.

После этого дышите почти как обычно, только немного глубже и

медленнее, следя за серединой живота. Обратите внимание на

руки - вы увидите, что на диафрагму и мышцы живота ложится

большая нагрузка по втягиванию и выталкиванию воздуха из

легких. Прочувствуйте движения своего живота и обратите вни-

мание, как работают различные группы мышц, когда вы ритми-

чески наполняете и опорожняете легкие. Сконцентрируйтесь на

точке, где начинается вдох - на границе между грудью и живо-

том, - наполняя легкие снизу вверх. Короче говоря, наблюдай-

те за своими ощущениями во время дыхания.

 

3. Дышите глубоко и медленно.

Позвольте дыханию войти в спокойный, но естественный ритм.

Не делайте усилий, но следите за тем, чтобы диафрагма и со-

лнечное сплетение своим движением способствовали образова-

нию <горшкообразного> округления живота на вдохе. Представ-

ляйте, как вы вдыхаете живительную энергию в форме света,

который на выдохе выходит сквозь поры вашего тела. Почувст

вуйте, как этот <свет> протекает через легкие в артерии и капил-

ляры, питая каждую клетку.

 

(Заимствовано из Хана)

 

ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ:

ТЕХНИКА БЕЛОЙ ТОЧКИ

/. Перед сном

А. Примите твердое решите осознать состояние сна.

Б. Визуализируйте в гортани (точка 2 на стр. 53) красную, ярко

       светящуюся букву <А> (см. комментарий ниже).

В. Сосредоточьтесь на излучении <А>. Вообразите, будто оно

       освещает все вещи в этом мире, показывая, что в действи-

тельности они нереальны и являются субстанцией сна.

 

2. На рассвете

А. Выполните семь раз упражнение по <горшкообразному дыха-

нию>.

Б. Одиннадцать раз повторите свое намерение осознать природу

       состояния сна.

В. Сосредоточьтесь на точке цвета белой кости, расположенной

       между бровями (точка 1 на стр. 53).

Г. Продолжайте удерживать свое внимание на точке, пока не

       почувствуете, что спите.

 

Комментарий

Согласно йоге, каждая чакра имеет свой звук, или <коренной

слог>, связанный с ней. Коренной слог для горловой чакры -

это <А>, рассматриваемое как символическое воплощение Твор-

ческого Звука, энергия которого пробуждает мир к бытию (через

понятия или еще какнм.-то образом). Это представление имеет

определенную аналогию с Евангелием от Иоанна, где сказано:

<Вначале было слово...>.

Если вам не удается осознать состояние сна с помощью техники

белой точки, <йога состояния сна> советует попробовать тех-

нику черной точки, приводимую ниже.

 

(Заимствовано из Эванс-Вентца17)

 

ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ:

ТЕХНИКА ЧЕРНОЙ ТОЧКИ

/. Перед сном

А. Сосредоточьтесь на белой точке между бровями (точка 1 в

       схеме стр. 53).

2. На. Рассвете

А. Двадцать один раз выполните упражнение по <горшкообраз-

 

ному дыханию>.

Б. Двадцать один раз повторите свое намерение осознать состо-

яние сна.

В. После этого сосредоточьтесь на черной точке размером с про-

тивозачаточную пилюлю, расположенной в основании воспро-

изводящего органа (точка 33 в схеме на стр. 53)

Г. Удерживайте свое внимание, пока не почувствуете, что спите.

(Заимствовано из Эванс-Венгпца18)

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЛОТОС СНОВИДЕНИЯ

 

Третья техника визуализации предложена Тартангом Тулку,

живущим и работающим в настоящее время в Соединенных

Штатах. Он первым ввел меня в тибетскую йогу сна в 1970

году. Как и предыдущие два, этот метод использует визуали-

зацию в горловой чакре, в данном случае, - пламени в цветке

лотоса.

Пламя, как объясняет Тулку, символизирует сознание -

то, которое воспринимает события как в бодрствующем со-

стоянии, так и во сне19. Поэтому оно представляет собой по-

тенциальную возможность непрерывности сознания в процес-

се возникновения сна, чего мы и стараемся достичь.

В буддийской иконографии лотос является символом ду-

ховного раскрытия. Лотос пробивается сквозь тьму болотного

ила и толщу воды и, распускаясь над ее поверхностью, тянет

свои лепестки к чистому свету. Достигшие духовного совер-

шенства так же преодолевают границы обыденности: их кор-

ни - в темных глубинах материальности, но <головы> (пони-

мание) подняты к свету20. Выполняя следующее упражнение,

помните о символическом смысле данной визуализации.

 

 

ТЕХНИКА ЛОТОСА И ПЛАМЕНИ

 

/. Полностью расслабьтесь.

Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле-

чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные

зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие

от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-

 

нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста-

точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на-

растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию

(стр. 52).

 

2. Визуализируйте пламя в лотосе.

Как только почувствуете себя полностью расслабленным, пред-

ставьте в области гортани (точка 1 на стр. 53) прекрасный цве-

ток лотоса с мягкими, немного свернувшимися нежно-розовыми

лепестками. В центре лотоса представьте красновато-оранжевое

пламя, более яркое по краям, чем в середине. Постарайтесь уви-

деть его как можно отчетливее. Мягко сосредоточьтесь на вер-

хушке пламени и продолжайте визуализацию, сколько можете.

 

3. Наблюдайте за своими видениями.

Наблюдайте, как взаимодействуют с образом пламени в лотосе

другие образы, возникающие в вашем уме. Не пытайтесь обду-

мывать, интерпретировать или проявлять интерес к какому-либо

из них при любых обстоятельствах продолжайте визуализацию.

4. Слейтесь с воображаемым образом и со сновидением.

Созерцайте пламя в лотосе, пока не почувствуете, что этот образ

и ваше сознание слились воедино. Если это случится, значит, вы

уже не сознательно фокусируете внимание на изображении, а

просто видите его. Постепенно, по мере практики, вылочувст-

вуете, что спите.

Комментарий

Если вы не обладаете даром вызывать у себя яркие, живые обра-

зы, то осуществить вышеупомянутую визуализацию сколько-ни-

будь отчетливо может быть трудно. В этом случае перед отра-

боткой данной техники вам следует попрактиковать два вспомо-

гательных упражнения, приведенных в Приложении. Первое -

сосредоточение на свете - заключается в концентрации на есте-

ственном пламени свечи. Оно повысит вашу способность сосре-

дотачиваться и заложит в вашу зрительную память яркий образ

пламени как основу для визуализации. Второе - тренировка в

визуализации - поможет выработать способность вызывать яр-

кие детальные образы, После этих двух упражнений вам будет

легче освоить технику лотоса и пламени.

(Заимствовано из Тулку21)

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ

ВООБРАЖАЕМЫХ ОБЪЕКТАХ

 

Для сосредоточения при вхождении в сон можно использо-

вать любой познавательный процесс, требующий минималь-

ных, но сознательных усилий. Вы уже знаете, что засыпает

только ваше тело, в то время как ум, участвующий в процессе

познания, переносится в сон. Таким образом, главное, что

требуется, - это чтобы вы лежали расслабленно, но бдитель-

но и чтобы ваш ум выполнял какое-нибудь повторяющееся

задание. В это время ваше восприятие окружающего мира

будет постепенно ослабевать и исчезнет в момент, когда вы

заснете. Пока вы выполняете задание, ваш ум бодрствует.

Десять лет назад в соответствии с этим принципом я разрабо-

тал, как часть своей диссертации, следующую технику

ОСИСБ22.

 

 

ТЕХНИКА СЧЕТА ПРО СЕБЯ

 

/. Полностью расслабьтесь.

Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле-

чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные

зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие

от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-

нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста-

точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на-

растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию

(стр. 52).

 

2. Засыпая, считайте про себя.

Постепенно засыпая, считайте про себя: <один, я сплю, два, я

сплю> и т.д., постоянно следя за собой. Дойдя до ста, можете

начать сначала.

 

3. Осознайте, что вы спите:

Продолжая этот процесс, в какой-то момент вы заметите, что

сказали себе: <Я сплю>, и при этом на самом деле спите!

 

Комментарий

Фраза <Я сплю> напоминает вам о том, что вы собрались сде-

лать, хотя особой необходимости в ней нет. Можно просто со-

 

средоточиться на счете, и этого, скорее всего, будет достаточно,

чтобы понять, что возникающие у вас видения относятся ко сну.

С этой техникой можно быстро добиться успеха, если у вас есть

партнер, наблюдающий за вами в ходе ее выполнения. Его задача

состоит в том, чтобы будить вас, как только вы уснули, и спра-

шивать, до какого числа вы досчитали и что вы видели во сне.

Задача вашего партнера может показаться трудной, но на самом

деле сказать, когда человек заснул, довольно легко. Существует

несколько видимых признаков тому: при слабом свете можно

заметить движения глаз под сомкнутыми веками. Таким же на-

дежным признаком вхождения в сон являются слабые движения

илн подергивания мышц. лица, рук, ног и других частей тела.

Третий признак - это неровное дыхание.

Во время выполнения упражнения ваш партнер время от време-

ни будет будить вас и спрашивать, докуда вы досчитали и что

видели. Первый раз вы, скорее всего, дойдете примерно до <пять-

десят, я сплю...>, после чего уснете и забудете про счет. Запаси-

тесь терпением и продолжайте упражнение. После нескольких

десятков пробуждений в течение нескольких часов обратная связь

начнет работать. Рано или поздно вы скажете себе: <Сто, я сплю>,

и увидите, что это действительно так!

 

(Заимствовано из Лабержа23)

 

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ТЕЛЕСНЫХ

ОЩУЩЕНИЯХ, ИЛИ СВОЕМ <Я>

 

Если, засыпая, вы будете сосредоточивать внимание на своем

теле, то заметите, что при определенных условиях возникают

ощущения, будто оно куда-то смещается, начинает как-то за-

гадочно вибрировать или же полностью парализуется. Все эти

необычные Телесные ощущения связаны с процессом возник-

новения сна, в частности БДГ-сна.

Во время БДГ-сна, если вы помните из второй главы, все

скелетные мышцы практически парализуются, кроме тех, что

ответственны за движение глаз и дыхание. БДГ-сон является

физиологическим состоянием, при котором в общую работу

вовлекаются несколько различных специфических систем мозга.

Например, мышечный паралич, блокировка сенсорного вос-

 

 

приятия и активизация коры мозга производятся независимы-

ми нейронными системами. Когда эти три системы работают

вместе, ваш мозг находится в состоянии БДГ-сна, и вы, веро-

ятно, видите сны.

Иногда эти системы включаются или выключаются неодно-

временно. Например, вы частично можете пробудиться из БДГ-

сна раньше, чем отключится парализующая система. Тогда

ваше тело останется парализованным, даже если в других

отношениях вы проснулись. Сонный паралич, как называется

это состояние, может возникнуть как при засыпании (редко),

так и при пробуждении (чаще). Если не знать, с чем это свя-

зано, то первый опыт сонного паралича может напугать. Обычно

люди предпринимают упорные, но бесплодные попытки поше-

велиться или полностью проснуться. В действительности та-

кая паническая реакция дает совершенно противоположный

результат: она стимулирует лимбические (эмоциональные)

отделы мозга и тем самым продлевает БДГ-состояние.

Факты же показывают, что сонный паралич не опасен.

Иногда, когда это случается, вы чувствуете как бы удушье

или чье-то зловещее присутствие. Но это не что иное, как

интерпретация вашим полусонным мозгом этого непривычно-

го состояния: должно быть, случилось что-то ужасное! Сре-

дневековые истории о нападениях инкубов (злых духов, овла-

девающих, как считалось, спящими женщинами и вступаю-

щих с ними в интимную связь), скорее всего, явились резуль-

татом фантастически переосмысленного опыта сонного пара-

лича. Помните, что если вы почувствовали сонный паралич,

первым делом надо расслабиться. Скажите себе, что такое

состояние, как сейчас, у вас бывает по нескольку часов каж-

дую ночь во время БДГ-сна. Оно не принесет вам никакого

вреда и пройдет через несколько минут.

Сонный паралич не только не страшен, это состояние, ко-

торого надо уметь добиваться. Испытывать его - значит на-

ходиться на пороге БДГ-сна. Отсюда один шаг до сна и один

шаг до бодрствования. Просто шагните вперед - и вы в мире

осознанных сновидений. В следующих упражнениях мы пред-

лагаем несколько способов сделать этот шаг.

 

 

ТЕХНИКА ДВУХ ТЕЛ

 

/. Полностью расслабьтесь.

Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо. шею, пле-

чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные

зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие

от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-

нам.

 

2. Сосредоточьтесь на своем теле.

Теперь сфокусируйте внимание на своем физическом теле. Пере-

водите внимание с одной его части на другую по схеме 61-точеч-

ной релаксации (стр. 52), раз за разом проходя по всем точкам.

При этом отмечайте про себя, что чувствует ваше тело в каждой

из точек. Обращайте внимание на необычные ощущения, вибра-

ции и т.п. Это предвестники сонного паралича. Рано или поздно

вы испытаете подобные ощущения, которые быстро перейдут в



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.