|
|||
СТИВЕН ЛАБЕРЖ 5 страницамы спим и что если он это поймет, мы сможем переместиться куда угодно и делать все, что захотим. Однако он не хотел Леня слушать и продолжал утверждать, что это происходит наяву, а, мне надо меньше читать Карлоса Кастанеду и больше Евангелие. (Л. К., Колумбус, Сев. Каролина )
Мораль: не слушайте никого, проверяйте только свое соб- ственное состояние! Более надежный тест, используемый многими осознанно сновидящими, - попытка взлететь. Для этого надо подпрыг- нуть в воздух и попытаться там задержаться. Если вам удаст- ся продержаться в воздухе хотя бы несколько секунд, можете быть уверены: вы спите. Лично для меня наилучшим тестом является следующий. Надо попытаться прочесть какой-нибудь текст, затем отвлечь- ся и повторить попытку, чтобы проверить, не изменился ли он. В моих осознанных сновидениях написанное всякий раз как-нибудь менялось: например, слова становились бессмыс- ленными, буквы превращались в иероглифы или что-нибудь в этом роде. С равным успехом можно дважды посмотреть на дис- плей электронных часов, если вы их носите: во сне они никогда не будут вести себя правильно. Обычно они вооб- ще не показывают ничего осмысленного (хотя, совершенно не исключено, что они покажут точное время сновиде- ния). К сожалению, данный тест работает только с элек- тронными часами, но не работает с механическими часами, которые иногда показывают во сне время вполне правдопо- добно. Как-то раз, решив произвести во сне проверку со- стояния, я посмотрел на свои часы - они превратились в совершенно реалистичные механические. Однако, я вспом- нил, что на моих электронных часах нет фирменного знака,
в то врем я как на этих был нарисован Микки Маус, - так я сделал вывод, что сплю. Будьте внимательны с этим тестом: может случиться так, что будучи не в состоянии определить время, вы станете при- думывать какое-нибудь абсурдное объяснение этому, что-ни- будь вроде того, что <сели батарейки> или <слишком темно, чтобы разглядеть цифры>. Вообще, чтобы отличить сновидение от бодрствования, необходимо помнить, что хотя сны и могут производить такое же впечатление реальности, как и мир бодрствования, они гораздо более изменчивы. В большинстве случаев все, что от вас требуется, так это критически осмотреться; и если это сон, то вы обязательно заметите необычные перемены. Проверка состояния - способ определить истинное поло- жение вещей в том случае, если вы подозреваете, что спите. По мере накопления опыта, вы будете тратить бес меньше и меньше времени на выявление признаков сна; вместо этого, ваши подозрения будут превращаться в осознание факта, что вы спите. Вы поймете, что возникшая у вас потребность проверить реальность окружающего уже сама по себе являет- ся достаточным доказательством того, что вы спите: в бодрствующем состоянии у вас не возникает подобных вопро- сов.
ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ
Техники создания определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в сновидение используются тибетскими буддистами уже более тысячи лет для достиже- ния осознанности. Говорят, что они происходят из учений афганского мастера по имени Лавапа и перенесены в Тибет в VIII веке Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма4. Тибетские учения передавались из поколения в поколение вплоть до того времени, когда на Западе появилась <Йога состояния сна> - манускрипт, составленный в XVI столе- тии и переведенный на европейские языки в 1935 году, где описаны несколько техник <постижения природы состояния сна> (то есть осознанных сновидений)5. Большинство этих тех-
ник тесным образом связаны с навыками созерцания. Они включают, например, сложные визуализации санскритских букв в многолепестковых лотосах одновременно с концентрацией и выполнением специальных дыхательных упражнений. Возмож- но, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мас- терства в онейронавтике, мы сможем научиться большему у наших тибетских предшественников. А пока читателю предла- гается лишь суть тибетских техник.
ТЕХНИКА <СИЛЫ НАМЕРЕНИЯ>
Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая как <постижение с помощью силы намере- ния>. Она заключается в <решимости поддерживать непрерыв- ный поток сознания> как в состоянии бодрствования, так н во время сна. В нее входит дневная и ночная практики.
1. Дневная практика. В течение дня <в любых условиях> непрерывно думайте о том, что <все окружающее суть элементы сна> (то есть что ваши ощу- щения - плод вашего воображения), и намеревайтесь понять их истинную природу.
2. Ночная практика. Вечером, перед сном, примите <твердое решение> постичь состо- яние сна, то есть понять, что это не реальность, а сон. (Дополни- тельное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Если у вас нет гуру, но вы верующий, то помоли- тесь как обычно. Можете также использовать символ, который у вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если же у вас нет гуру и вы не верующий, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое).
Комментарий Поскольку людям обычно снится то, с чем они имели дело не так давно, то велика вероятность, что, проводя достаточно времени с мыслью, что все вокруг есть элементы сна, вы в конце концов столкнетесь с этой же мыслью и во сне.
(Заимствовано из Эвонс-Венца6)
ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛУЧАЯ
Двадцать лет назад мне довелось посетить семинар по тибет- скому буддизму в Эсаленском институте в Биг-Суре (Кали- форния), который проводил Тартанг Тулку. Ринпоче (<драго- ценный алмаз>), как называли учителя, был вынужден в то время покинуть Тибет, оккупированный китайцами. В Штаты он прибыл из Индии и очень плохо говорил по-английски. Его и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась сме- хом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но то, что я получил, оказалось несравненно более ценным. Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жес- том н торжественно объявил: <Это... сон!> Потом он еще не- много посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня, на других людей и на предметы, несколько раз повторил: <Это сон!>, заливаясь при этом смехом. Ринлоче удалось внушить нам (как именно, не знаю; не исключаю возможности телепа- тии), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир, как на сон, и поддерживать поток сознания непрерыв- ным при переходе от бодрствования ко сну и обратно. Не думаю, что я справился с этим заданием очень хорошо, иона. обратном пути в Сан-Франциско я - вдруг почувствовал, что мир мой расширился. Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.
Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную вершину КЗ. Двигаясь вверх сквозь вертикально падающий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом - не самую подходящую одежду для штур- ма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все это объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я про- снулся.
Я истолковал эта сновидение как указание на то, что я еще не готов к освоению тибетской йоги сна. Но оно явилось для меня и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.
Так прошло восемь лет, пока я не занялся этим вопросом всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для начинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуа- ции, я бы полетел не от горы, а на ее вершину.
ТЕХНИКИ НАМЕРЕНИЯ ДЛЯ ЗАПАДА
На Западе мало кто знаком с восточным понятием <гуру>, но понятие <намерение> должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях со- общает множество людей, они редко случаются без намере- ния увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осо- знанные сны чаще, то должны формировать у себя умение распознавать момент, когда мы спим, а когда бодрствуем. Если первые попытки не увенчаются успехом, надо набрать- ся терпения: в тибетских учениях сказано, что потребуется как минимум двадцать одна попытка каждое утро для того, чтобы <постичь природу состояния сна>. С различными видами древней тибетской техники осо- знанного сновидения с помощью <силы намерения> много экспериментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники7.
ТЕХНИКА НАМЕРЕНИЯ
1. Примите решение осознать, что вы спите. В ранние утренние часы или во время пробуждения четко и уве- ренно выразите свое намерение помнить о том, что вы должны осознать состояние сна.
2. Представьте себя осознающим сон. Представьте себе как можно отчетливее, что вы воске в ситуа- ции, в которой обычно возникает у вас чувство, будто вы спите. Используйте для визуализации семь наиболее характерных или приятных вам признаков сна.
3. Вообразите себя совершающим во сне запланированное действие. Помимо мысленного повторения процесса осознания сновидения, примите решение выполнить в сновидении какое-нибудь конкрет-
ное действие. Лучше всего выбрать действие, которое уже само по себе я валете я признаком сна. Вообразите, например, как вы во сне взлетели и после этого поняли, что спите. Важно здесь именно твердо решить, что следующим шагом будет осознание того, что вы спите.
Комментарий Запланировать какое-нибудь конкретное действие стоит потому, что иногда люди, забывая о необходимости осознания себя во сне, помнят, какое действие они должны в нем совершить. В этом случае выполнение задуманного действия дает человеку дополнительный толчок: <Это именно то, что я хотел сделать во сне? Значит, я сплю!> Планируемое действие должно быть при- знаком сна, так как в этом случае вы с большей вероятностью осознаете, что спите.
КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНИКА ТОЛИ
Толи пришел к выводу, что техника проверки состояния со- знания является самой эффективной техникой вхождения в осознанное сновидение из всех тех, которые он рассматри- вал8. Он создал комбинированную технику, в основу которой положил критическую проверку состояния, включающую эле- менты его техник намерения и самовнушения. Он так и не выяснил, превосходит ли она по эффективности технику про- верки состояния сознания, но мы считаем, что, скорее всего, превосходит. Вот замечания Толи относительно комбиниро- ванной техники.
Те, кто действует согласно приведенным советам, смогут научиться осознанному сновидению. Люди, ни разу не пере- живавшие осознанных снов, увидят первый такой сон прибли- антельно через 4-5 недель, хотя возможны значительные индивидуальные отклонения. При благоприятных обстоятель- ствах можно увидеть осознанное сновидение в первую же ночь, при неблагоприятных - только через несколько месяцев. Упражнения, направленные на достижение критического со- стояния-ума, необходимы лишь в начальный период, который может длиться несколько, месяцев. Позже, осознанные снови- дения будут удаваться даже без вопроса <Сплю я или бодрст
вую?>, задаваемого днем. Частота их будет зависеть от воли субъекта. Большинство тех, кто действует согласно вышепри- веденным советам, видят по крайней мере по одному осознан- ному сновидению каждую ночь>.
Комбинированную технику Толи я модифицировал в соот- ветствии со своим личным опытом.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ТЕХНИКА НАМЕРЕНИЯ
1. Запланируйте, при каких обстоятельствах вы будете про- верять свое состояние. Выберите заранее несколько ситуаций, в которых вы хотели бы проверить свое состояние. Например, когда возвращаетесь с ра- боты домой. Спрашивайте себя: <А не сон ли это?> Выберите удобную для себя частоту проверки состояния. Используйте пред- ставления, напоминающие вам, что нужно задать вопрос. Напри- мер, открывая дверь своей квартиры, вы непременно вспоминае- те о своем намерении. Проделывайте это упражнение не менее десяти раз за день в запланированное время, а также в те моменты, когда чувствуе- те, что ситуация напоминает сон (например, когда происходит нечто странное или когда вы испытываете очень сильные эмоции или чувствуете, что ваш ум, ваша память ведут себя необычным образом).
2. Проверьте свое состояние. Спросите себя: <Сплю я или бодрствую?> Поищите вокруг ка- кие-нибудь несообразности или противоречия, которые указыва- ли бы на то, что вы спите. Проследите в уме события нескольких последних минут. Вызывает ли у вас это затруднения? Если да, то вы, возможно, спите. Прочитайте какой-нибудь текст дважды. Не решайте, что бодрствуете, пока не получите веских тому под- тверждений (например, что текст остается неизменным при много- кратном прочтении).
3. Вообразите себя спящим. Убедившись, что вы бодрствуете, скажите себе: <Хорошо, сей- час я не сплю. Но если бы это был сон, на что бы это было похоже?> Представьте себе как можно ярче, что вы спите, что ваши ощущения (слух, осязание, обоняние или зрение) - это сон; люди, деревья, небо, солнце, земля, вы сами - все это сон.
Внимательно осмотритесь в поисках характерных для вас при- знаком сна из второй главы. Вообразите, что было бы, если бы вы их нашли. Как только вы сможете отчетливо ощутить себя присутствующим в сновидении скажите себе: <В следующий раз, когда я буду спать, я не забуду осознать, что сплю>.
4. Вообразите себя делающим то, что вы решили сделать в осознанном сне. Заранее решите, что будете делать в предстоящем осознанном сновидении. Возможно, у вас возникнет желание полетать или поговорить с другими персонажами сна, или попробовать одно на приложений, предлагаемых в этой книге далее. Теперь продолжите начатое вами на втором этапе и вообразите, что, осознав состояние сна, вы в той же обстановке осущест- вляете задуманное. Ощутите себя делающим то, что задумали. Твердо решите, что и в следующем сне вы вспомните и осознае- те, что спите, и сделаете то, что намеревались.
(Заимствовано из Толи10)
Комментарий Поначалу может показаться странным подвергать сомнению са- мые основы воспринимаемой вами реальности, но вы наверняка почувствуете, что критическая ее оценка (несколько раз в день) -это привычка, которую вырабатывать весьма интересно. На наших семинарах мы раздаем визитные карточки со словами: <А не сплю ли я?> Вы тоже можете написать этот вопрос на обрат- ной стороне своей визитки и держать ее в кармане. Достаньте визитку, прочитайте и проведите тестирование реальности, то есть отвлекитесь и прочитайте текст снова. Если слова измени- лись, значит, вы спите. Выработав у себя последовательно критический настрой в реаль- ной жизни, вы рано или поздно решите проверить свое состоя- ние, когда будете по-настоящему спать, и тогда сможете про- снуться в своем сновидении.
МНЕМОНИЧЕСКОЕ ВХОЖДЕНИЕ В ОСОЗНАННОЕ СНОВИДЕНИЕ
Десять лет назад в своей диссертации я разработал эффектив- ный метод вхождения в осознанное сновидение11. До начала своих упражнений я переживал в среднем менее
одного осознанного сновидения в месяц. С помощью самовну- шения, которое я использовал в течение первых шестнадцати месяцев (эта техника приводится ниже), я добился результа- та от пяти до тринадцати осознанных сновидений в месяц. (Тринадцать осознанных сновидений у меня было в тот месяц, когда я проводил свое первое лабораторное исследование это- го явления, что еще раз иллюстрирует важность мотивации.) В то время я понятия не имел, как именно следует проводить самовнушение. Я зиял лишь, что перед сном надо гово- рить себе: <Сегодня ночью у меня будет осознанное сновиде- ние>, но совершенно не представлял, как это осуществить. Это означало, что и мало что мог сделать для реализации своего намерения. Без понимания природы самого процесса у меня было мало шансов научиться вызывать его по своей воле. Тем не менее постепенно я стал замечать один психологи- ческий фактор, предваряющий осознанные сновидения, а имен- но возникающее перед сном намерение не забыть осознать, что я сплю. Когда же я понял, как мне надо поступать, кон- центрировать свои усилия стало намного легче. Проясне- ние моей цели немедленно привело к увеличению частоты осознанных сновидений. Дальнейшая практика привела к со- зданию метода, посредством которого я мог безотказно вызы- вать у себя осознанные сновидения. С его помощью мне уда- валось вызывать до четырех осознанных сновидений за ночь и до двадцати шести в месяц. Сейчас я могу вызывать у себя осознанное сновидение в любую ночь. Этим я добился своей цели показать, что данное явление подвластно волевому кон- тролю. Те, кто захотел и смог научиться моей технике, сейчас тоже могут по желанию посещать мир осознанных сновиде- ний. Как же научиться не забывать, что надо сделать во сне? Зададимся сначала более простым вопросом: как научиться этому в обычной жизни? Обычно мы вспоминаем о том, что нам надо сделать, с помо- щью каких-то внешних факторов (будь это счет от бакалейщи- ка, телефонная книжка, нитка вокруг пальца, записка рядом с дверью и т.д.). Но как научиться помнить о своих намерениях (это называется проспективной памятью, или <памятью о бу-
душем>) без внешних напоминаний? Оказывается, важную роль. здесь играет мотивация. То, что вы действительно хотите сде- лать, вы вряд ли забудете. Поставив перед собой цель не забыть сделать что-либо, вы доставили эту цель в ряд со своими текущими делами и тем самым активизировали в мозге систему поиска цели, которая в той или иной степени будет оставаться активной, пока вы этой цели не достигнете. Если достижение поставленной цели очень важно для вас, система будет оставаться высоко актив- ной, и вы будете постоянно проверять, не наступило ли время осуществить задуманное, пока оно действительно не насту- пит. Это никогда не происходит само по себе. Но более типичен случай, когда вы, скажем, планируете купить гвозди во время следующего своего похода в универ- маг. Не будучи первостепенным, это событие едва ли заслу- живает серьезного внимания, поэтому, отправляясь в мага- зин, вы легко забываете о своем намерении. Вы не вспоминае- те о нем до тех пор, пока в универмаге случайно не заметите коробку с гвоздями или хотя бы молоток, ассоциирующийся с ними. Этот случай обнаруживает еще один немаловажный фак- тор, позволяющий вспомнить то, что надо сделать, - ассо- циацию. Вероятность успеха в ситуациях, когда надо что- то вспомнить, можно повысить с помощью высокой наце- ленности на то, чтобы вспомнить, и улавливания ассоциа- тивных связей между тем, что мы хотим вспомнить, и об- стоятельствами, в которых нам предстоит это сделать. Эти ассоциации многократно усиливаются, если, опираясь на память (мнемонически), представить себя делающим то, что задумано. Таким образом, связав осознанные сновидения с пробле- мой проспективной памяти, я разработал технику, помогаю- щую вспомнить свое намерение осознать состояние сна: мне- моническое вхождение в осознанное сновидение (МЕСС)13. Я откорректировал ее специально для этой книги в свете имею- щегося у меня опыта, как личного, так и полученного в ходе обучения сотен других людей. Но сначала обратите внимание на предварительные требования, приведенные ниже.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МВОС
Чтобы успешно вызывать у себя осознанные сновидения с помощью МВОС, надо уметь делать некоторые специфичес- кие вещи. Во-первых, едва ли вам удастся вспомнить что-ни- будь во сне, если вы, даже бодрствуя, не всегда можете вспом- нить, что намеревались сделать. Поэтому перед тем, как при- менять МВОС, убедитесь, что вы действительно способны вспомнить, что вам нужно, когда не находитесь в состоянии сна. Если вы, как и большинство людей, нуждаетесь во внеш- них напоминаниях, вам необходимо поупражняться во вспо- минании своих намерений, используя только собственный ум. Ниже приводится упражнение, рассчитанное на начинающих.
ТРЕНИРОВКА ПРОСПЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ
1. Ознакомьтесь со своими ежедневными мишенями. Это упражнение следует выполнять в течение недели. Ниже при- водятся по четыре события-мишени на каждый день недели. Ког- да вы просыпаетесь утром, читайте только мишени текущего дня. (Не читайте их заблаговременно.) Запомните их.
2. В течение дня отмечайте появление событий-мишеней. Ваша цель - отметить появление каждой из мишеней и провес- ти в это время проверку состояния: <Я сплю?> Таким образом, если вашей мишенью является <Я слышу лай собаки>, то вслед за тем, как вы услышите лай собаки, отметьте это и проведите проверку состояния. Отмечайте событие один раз - сразу пос- ле того, как оно произошло.
3. Записывайте, сколько мишеней вы <поразили>. В конце дня сделайте запись, сколько мишеней вам удалось <по- разить> (можете оставить место в журнале сновидений и отме- чать там свои успехи). Если в течение дня вы пропустили пер- вы и момент появления одной из мишеней, это означает, что вам не удалось ее <поразить>, даже если вы заметили ее позже. Если вы уверены, что какие-то события-мишени вообще не происходи- ли в течение дня, отметьте это в своем журнале сновидений.
4. Упражняйтесь, по крайней мере, неделю. Делайте это упражнение, пока не перепробуете все приведенные ниже мишени. Если к концу недели вы все еще пропускаете боль-
шую часть из них, продолжайте упражняться до тех пор, пока не сможете <поражать> почти все. Создайте свой собственный спи- сок мишеней, записывайте <процент попаданий> и наблюдайте, как развивается ваша память.
События-мишени
ВОСКРЕСЕНЬЕ ? Я вижу животное. ? Я смотрю на свое лицо в зеркале. ? Я включаю свет. ? Я вижу цветок. ПОНЕДЕЛЬНИК ? Я что-нибудь пишу. ? Я чувствую боль. ? Я слышу, как кто-то произносит мое имя. ? Я что-нибудь пью. ВТОРНИК ? Я вижу свет светофора. ? Я слышу музыку. ? Я бросаю что-нибудь в мусорный ящик. ? Я слышу смех. СРЕДА ? Я включаю телевизор или радио. ? Я вижу овощи. ? Я вижу красную машину. ? Я считаю деньги. ЧЕТВЕРГ ? Я читаю что-нибудь помимо этого списка. ? Я проверяю время. ? Я замечаю, что мечтаю. ? Я слышу, как звонит телефон. ПЯТНИЦА ? Я открываю дверь. ? Я вижу птицу. ? Я пользуюсь туалетом днем. ? Я вижу звезды. СУББОТА ? Я вставляю ключ в замок. ? Я вижу рекламу. ? Я ем что-нибудь после завтрака. ? Я вижу велосипед.
ТЕХНИКА МВОС
1. Настройтесь на запоминание сна. Непосредственно перед сном постарайтесь создать у себя уста- новку просыпаться и вспоминать сновидения после каждого пе- риода сна ночью (или же после рассвета, после шести утра или тогда, когда вам удобно).
2. Вспомните свой, сон. Просыпаясь, неважно в какое время, постарайтесь вспомнить как можно более детально, что вы видели. Если вас клонит в сон, взбодрите себя чем-нибудь.
3. Сосредоточьтесь на своих намерениях. Засыпая снова, сконцентрируйтесь целенаправленно на сво- ем намерении не забыть во сне осознать, что вы спите. Ска- жите себе: <Я хочу помнить, что сплю, после того, как зас- ну>. Постарайтесь реально почувствовать это намерение. Сосредоточьтесь только на нем. Отпустите все, кроме своего намерения помнить.
4. Представьте себя осознающим, состояние сна. Одновременно вообразите, будто вы опять в том сне, от которого только что пробудились, но теперь понимаете, что спите. Отыс- кав там признак сна, скажите себе: <Я сплю!>, продолжая фанта- зировать. Можете, например, вообразить: осознав, что спите, вы захотели полетать. В таком случае представьте, как вы отрывае- тесь от земли и летите.
5. Повторите. Вы можете уснуть, только создав твердую установку, а для этого повторяйте третий и четвертый этапы. Если перед сном у вас появятся посторонние мысли, повторите процедуру еще раз, с тем чтобы освободиться ото всего, кроме намерения помнить о необходимости осознать состояние сна -
Комментарий Если все пройдет успешно, вы уснете и ощутите себя во сне, и тогда, согласно своей установке, сделаете вывод, что спите. Не волнуйтесь, если засыпание по этой технике займет у вас много времени: чем дольше вы пробудете в бодрствующем состоянии, тем больше вероятность того, что, уснув, вы достигнете осознан- ности. Это связано с большим количеством повторений процеду- ры МВОС, когда вы долго не засыпаете. Кроме того, бодрствова-
ние активизирует ваш мозг, что облегчает достижение осознан- ности. Если вы спите очень крепко, то припомнив сновидение, вы долж- ны встать и десять-пятнадцать минут посвятить какой-либо дея- тельности, требующей ясного мышления. Включите свет и почи- тайте книгу. Встаньте с постели н .пройдите в другую комнату. Самое лучшее - это записать свой сон и прочитать его снова, отмечая все его признаки. Это подготовит вас к МВОС-визуали- зации. Многие достигают успеха после одной-двух ночей, посвященных МВОС, у других это занимает больше времени. С помощью про-. должительной практики МВОС можно усовершенствовать свое мастерство осознанного сновидения. Значительное число наших опытных онейронавтов добились таким образом способности пере- живать по нескольку осознанных сновидений за ночь.
ТЕХНИКИ САМОВНУШЕНИЯ И ГИПНОЗА
САМОВНУШЕНИЕ
Патриция Гарфилд пишет, что, <используя метод самовнуше- ния, она получила <кривую классического обучения>, увели- чив частоту продолжительных осознанных сновидений прак- тически с нуля до трех за неделю>14. Она использовала само- внушение на протяжение пяти-шести лет, имея в среднем че- тыре-пять осознанных сновидений в месяц15. Я, как упомина-
|
|||
|