Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СТИВЕН ЛАБЕРЖ 4 страница



Форма <эго>

? Я мужчина (это видит во сне женщина).

? Я состою из кучи фарфоровых тарелок.

? Я Моцарт.

 

Форма других персонажей

? Пока смотрю на нее, ее лицо меняется.

? Мимо проходит гигант с головой, как у Существа из Черной

лагуны.

? В отличие от действительности, волосы Г. коротко подстрижены.

 

Форма места

? Край берега напоминает дамбу со ступеньками вниз.

? Чертежная была неправильной формы.

? Я заблудился, потому что улицы оказались не такими, как я их

помнил.

 

Форма объектов

? Я вижу крошечного красного котенка.

? Один из мешков принял не свойственную ему форму.

? Буквы на моей машине составляют слово <Тойама> вместо

<Тойота>.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

 

Странными являются место или ситуация во сне. Вы оказа-

лись в странных обстоятельствах или где-то в таком месте,

где, скорее всего, никогда не были в реальной жизни. Кроме

того, вы или кто-либо другой выступает в несвойственной для

себя роли. Ощущение неуместности окружающего; события

сна могут происходить в прошлом или ведущем-

 

ПРИМЕРЫ:

 

Роль <эго>

? Мы скрываемся от правосудия.

? Сюжет сна напоминал похождения Джеймса Бонда, и я играл

главную роль.

? Я диверсант в тылу противника до время Второй мировой

войны.

 

Роли других персонажей

? Моего друга считают моим отцом.

? Мой отец ведет себя, как Р., мой любовник.

? Рейган, Буш и Никсон представляют собой летящие самолеты.

 

Местонахождение персонажей

? Мои коллеги иной старые школьные друзья вместе.

? В моей комнате на стуле сидела Мадонна.

? Мой покойный брат находился со мной на кухне.

 

Местонахождение объектов

? Моя кровать стояла на улице.

? В моей комнате был телефон.

? В стене были сливочный сыр и овощи.

 

Место действия

? Я нахожусь в колонии на Марсе.

? Я нахожусь в парке с аттракционами.

? Я один ночью в открытом океане.

 

Время действия

? Я в школе.

? Я на встрече моего институтского выпуска.

? Со мной моя лошадь в расцвете сил.

 

Ситуация

? Я на странной церемонии.

? У меня дома снимают телепередачу.

? Устроена встреча двух семей с целью знакомства.

 

УПРАЖНЕНИЕ:

СОЗДАНИЕ КАТАЛОГА ПРИЗНАКОВ СНА

 

1. Заведите журнал сновидений.

Записывайте в журнал все свои сны. Накопив не менее десятка,

переходите к следующему этапу.

 

2. Составьте каталог.

Продолжая записывать сновидения, отмечайте признаки сна. Под-

 

черкивайте их, а в конце каждого описания составляйте их спи-

сок.

 

3. Распределите признаки сна по категориям своего катало-

га.

Напротив каждого признака сна из вашего списка напишите, к

какой категории в каталоге он относится. Например, если вам

приснился человек с головой кота, это будет признак категории

формы.

 

4. Выберите базовую категорию признаков сна.

Определите, как часто встречаются признаки каждой из катего-

рий (внутренняя осведомленность, действие, форма или обстоя-

тельства) в проранжируйте их с точки зрения частоты. Катего-

рия, которая будет стоять во главе списка, будет вашей основ-

ной категорией признаков сна на следующем этапе. Если не-

сколько категорий встречаются одинаково часто, выберите ту,

которая вам больше нравится.

 

5. Упражняйтесь в поиске признаков сна в состоянии бодр-

ствования.

Возьмите за привычку и днем отмечать события, соответствую-

щие признакам вашей основной категории. Например, если эта

категория - действие, следите за тем, что делаете вы, другие

люли, животные, предметы и машины. Внимательно присматри-

вайтесь к обычным в реальном мире вещам - это поможет вам

узнавать необычные вещи в мире сна.

 

 

УСТАНОВКА НА УСПЕХ

 

Осознанное сновидение - это своего рода психический трюк,

поэтому вы можете воспользоваться уже отработанными ней-

родингвистическими техниками для более эффективного его

исполнения. Спортивными психологами были проведены круп-

ные исследования с целью повысить эффективность выступ-

лений спортсменов. Одни из наиболее мощных средств из их

арсенала - теория и практика целевой установки7.

Целевая установка работает. Ученые, обобщившие более

ста исследований, пришли к выводу, что <полезный эффект

установки на выполнение поставленной задачи явился одним

из наиболее серьезных и наиболее воспроизводимых в литера-

 

туре по психологии>8. Более того, эта работа выявила множе-

ство деталей правильного использования целевых установок.

Ниже приводятся рекомендации одного из исследователей

по эффективному использованию целевых установок для при-

обретения навыков осознанного сновидения.

 

УПРАЖНЕНИЕ:

УСТАНОВКА НА УСПЕХ

 

1. Выбирайте ясные, конкретные цели и сроки.

Выбранные вами цели зависят как от ваших потенциальных, так

и от реальных возможностей. Реальность выполнения намечена

ной цели (запоминать один или два сна каждую ночь либо иметь

по крайней мере одно осознанное сновидение в неделю или в

месяц) зависит от вашего опыта. В начале, работы над диссерта-

цией я поставил перед собой задачу видеть с каждым месяцем

все больше осознанных сновидений. Это дало мне возможность

наблюдать за ростом моего мастерства.

 

2. Ставьте себе цели трудные, но достижимые.

Для многих такой целью является прежде всего способность осоз-

нать себя во сне. Для более опытных онейронавтов цель может

быть сложнее: например, научиться летать во сне или преодо-

леть страх перед неприятной встречей. Ваше мастерство будет

расти пропорционально сложности задач, с которыми вы будете

справляться.

 

3. Ставьте как близкие, так и перспективные цеди.

Выберите для себя реально достижимую на данное время цель,

например, запомнить определенное количество сновидений или

провести определенное количество проверок за день (см. третью

главу). Перспективной целью может быть, например, хотя бы

одно осознанное сновидение в месяц. Для достижения опреде-

ленных навыков вы должны установить определенные сроки,

например: <К первому июня я хочу пережить четыре осознанных

сновидения>.

 

4. Записывайте и оценивайте свои достижения.

Осуществив свою цель, например, достигнув двенадцати осознан-

ных сновидений в месяц, запишите это, после чего поставьте

новую цель, если же вас постигла неудача н вы далеки от дости-

жения своих налей, поставьте себе задачу менее трудоемкую и

 

более реалистичную. Продолжайте вести записи и статистику в

журнале сновидений. Свои достижения можете наглядно изо-

бразить в виде диаграммы.

 

 

КАК СПЛАНИРОВАТЬ УСИЛИЯ ДЛЯ

ПОЛУЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ

ОТДАЧИ

 

Многие осознанно сновидящие отмечали, что чаще всего осо-

знанные сновидения бывают -в утренние часы, после восхода

солнца. В какой-то мере это объясняется тем, что во второй

половине ночи БДГ-сон длится дольше, чем в первой. Кроме

того, лабораторные опыты показали, что относительная веро-

ятность осознанных сновидений возрастает с каждым БДГ-

пернодом10.

Чтобы пояснить это, допустим, что обычно вы спите во-

семь часов. В течение ночи у вас будет, вероятно, шесть БДГ-

периодов, вторая половина из которых придется на послед-

нюю четверть ночи. Согласно нашим исследованиям, вероят-

несть того, что у вас будет осознанное сновидение в эти пос-

ледние два часа сна, более чем вдвое превышает его вероят-

ность за шесть предыдущих часов. То есть если вы сократите

себе время сна на два часа, то наполовину снизите свои шан-

сы увидеть осознанное сновидение. Если же вы обычно трати-

те на сон всего .шесть часов, то увеличив это время еще на

два часа, вы сможете их увеличить.

Вывод очевиден: если вы хотите переживать осознанные

сновидения чаще, спите дольше. Имея желание и время для

занятий, вы должны посвящать им по крайней мере одно утро

в неделю, в которое вы можете находиться в постели на не-

сколько часов дольше, чем обычно.

Однако не у всех есть возможность подольше поспать. Если

вы относитесь к этой категории людей воспользуйтесь неболь-

шим секретом повышения частоты осознанных сновидений,

который не требует продолжительного сна.

Заключается он в перераспределении времени, затрачивае-

мого на сон. Если вы обычно спите с полуночи до шести утра,

 

то встаньте в четыре часа и два часа позанимайтесь чем-ни-

будь. В шесть часов ложитесь снова и спите до восьми утра. В

течение этих двух часов у вас будет гораздо более длинный

БДГ-период, чем если бы вы спали как обычно (с четырех до

шести), н вы увидите, что вероятность осознанного сновиде-

ния увеличится без потерь времени на сон.

Некоторые энтузиасты делают перераспределенный сон по-

стоянным элементом своего ритуала. Например, по словам

Алана Уорсли, при желании добиться осознанности во сне он

ложится спать в 1.30 ночи и спит чуть меньше шести часов,

примерно с 2.00 до 7.45, когда его будит будильник. Он вста-

ет и в течение двух-трех часов завтракает, пьет чай, читает

газету, просматривает почту и т.д. С 9.00 до 9.30 он подробно

расписывает программу своих действии, которые должны иметь

место в предстоящих осознанных сновидениях, и после этого

снова ложится спать, обычно около 10.00-10-30. В течение

последующих нескольких часов он очень часто видит осознан-

ные сны, иногда целые сериалы, продолжительностью до часа11.

Перераспределение сна может оказаться удивительно мощ-

ным средством для достижения осознанности во сне. Убеди-

тесь в этом сами. Даже небольшие усилия в этом направле-

нии будут щедро вознаграждены. Для начала проделайте сле-

дующее упражнение.

 

УПРАЖНЕНИЕ: ПЛАНИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

ДЛЯ ОСОЗНАННОГО СНОВИДЕНИЯ

 

1. Заведите будильник.

Перед сном поставьте будильник на два-три часа раньше обычно-

го.

 

2. Проснувшись, сразу вылезайте из постели.

Услышав звон будильника, вылезайте из постели немедленно.

Два или три часа не спите и занимайтесь своими делами. Завер-

шите их примерно за полчаса до того, как снова лечь спать.

 

3. Сконцентрируйтесь на том, что хотите сделать в осо-

знанном сновидении.

В течение получаса, перед тем, как снова лечь спать, думайте о

том, что вы хотите совершить в осознанном сне: куда вы хотите

 

направиться, кого увидеть или что сделать. Можно также за это

время сочинить сон на определенную тему (см. шестую главу).

Если вы хотите применить рекомендации, предлагаемые в после-

дующих главах книги, то это время хорошо использовать для

подготовительных упражнений.

 

4. Ложитесь снова, применяя технику вхождения.

Убедитесь, что там, где вы будете спать, вас ничто не потрево-

жит еще несколько часов. Используйте наиболее подходящую

для вас технику вхождения в осознанный сон. Эти техники опи-

саны в двух последующих главах.

 

5. Спите еще не менее двух часов.

Снова заведите будильник или попросите разбудить вас через

два часа, в течение которых вас ничто не должно тревожить.

Скорее всего, за это время у вас будет один длинный период

БДГ, а может быть, и два.

 

 

Утренние часы - лучшее время для осознанного сновиде-

ния еще по одной причине. В начале ночи для достижения

БДГ-фазы сна нам требуется от одного до полутора часов, в

то время как в конце ее мы можем достигнуть ее всего через

несколько минут после того, как легли спать. Иногда нам уда-

ется проснуться и потом через некоторое время снова вер-

нуться в тот же сон. Это делает возможным еще один тип

осознанных сновидений - инициированных из состояния бодр-

ствования, рассматриваемым в четвертой главе.

 

ПОСЛЕДНИЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ;

НАВЫКИ ГЛУБОКОЙ РЕЛАКСАЦИИ

 

Перед началом упражнений по отработке вхождения в осо-

знанное сновидение вы должны уметь приводить себя в такое

состояние, когда тело полностью расслаблено, а ум остается

активным. Как добиться этого, вы поймете из двух описанных

ниже упражнений. Их выполнение поможет вам освободиться

от повседневных забот и сконцентрироваться на вхождении

в осознанное сновидение. С рассеянным умом и напряженным

телом вы не достигнете необходимой концентрации. Поста-

 

райтесь освоить эти важные техники перед тем, как перехо-

дить к следующей главе.

 

УПРАЖНЕНИЕ:

НАРАСТАЮЩАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

 

1. Лягте на, жесткую поверхность.

Если не можете лечь, сядьте в удобное кресло. Закройте глаза.

 

3. Прислушайтесь к своему дыханию.

Сосредоточьтесь на своем дыхании, дайте ему углубиться. Сде-

лайте несколько глубоких вдохов-выдохов, плавно перемещая диа-

фрагму на вдохе вниз так, чтобы живот подался вперед и напол-

няя легкие воздухом снизу вверх. Выдохните и расслабьтесь так,

чтобы вместе с выдохом ушло напряжение.

 

3. Последовательно напрягите и расслабьте каждую мышеч-

ную группу.

Поочередно напрягите и затем расслабьте все мышечные группы

своего тела. Начните с ведущей руки. Согните, руку в запястье,

как будто вы хотите положить тыльную сторону кисти на пред-

плечье. Подержите ее в таком положении 5-10 секунд. Обрати-

те внимание на возникшее напряжение. Опустите кисть и рас-

слабьтесь. Отметьте разницу. Снова напрягите н расслабьте руку.

Сделайте паузу в 20-30 секунд, во время которой сделайте мед-

ленный вдох животом и выдох. Повторите эту процедуру с дру-

гой рукой. Потом повторите в последовательности: напряжение-

расслабление-напряжение-расслабление для мышц предпле-

чий, верхней части рук, лба, челюстей, шеи, груди, живота, спи-

ны, ягодиц, ног и ступней. Между каждой парой мышечных групп

делайте глубокий вдох и выдох, с каждым разом все больше рас-

слабляясь.

 

4. Избавьтесь от всякого напряжения.

Поработав со всеми мышечными группами, дайте им окончатель-

но расслабиться. Если какие-то мышцы не окончательно избави-

лись от напряжения, проведите с ними еще один цикл <напряже-

ние-расслабление>. Представьте себе, как напряжение вытека-

ет из вашего тела, подобно невидимой жидкости. Каждый раз

при напряжении и расслаблении напоминайте себе, что расслаб-

ление сильнее, чем предшествующее напряжение.

 

(Заимствовано из Джекобсона12)

 

УПРАЖНЕНИЕ:

61-ТОЧЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

 

1.. Изучите рисунок.

На рисунке 2.1 показана шестьдесят одна точка на поверхности

тела. Чтобы выполнить предлагаемое упражнение, необходимо

запомнить последовательность этих точек. (Это не сложно, по-

скольку последовательность их расположения легко запоминает-

ся.) Она начинается на лбу, идет вниз и вверх по правой руке,

потом переходит на левую, идет вниз по туловищу, вниз и вверх

по правой и левой ноге, а затем поднимается по туловищу обрат-

но ко лбу.

 

2. Некоторое время фокусируйте внимание на одной точке.

Начните со лба. Сфокусируйте внимание на межбровье и поду-

майте о номере первом. Удерживайте внимание на точке 1 не-

сколько секунд, пока вы ощущаете ее расположение ясно и от-

четливо. Представьте себе, будто вы находитесь в этой точке.

Прежде чем перейти к следующей точке, добейтесь в ней ощуще-

ния тепла и тяжести.

 

3. Последовательно переходите от точки к точке.

Подобным же образом последовательно фокусируйте свое вни-

мание на каждой из 31 точке верхней половины тела. Даигайтесь

не спеша и каждый раз воображайте, что находитесь в рассмат-

риваемой точке. Перед тем как двигаться дальше, почувствуйте

в этом месте тепло и тяжесть. Не позволяйте мыслям завладеть

вами. Поначалу это может оказаться трудным; временами вы

будете внезапно забывать, что делаете упражнение, и провали-

ваться в сон или начинать думать о чем-то постороннем. Если вы

забыли, на какой точке остановились, вернитесь к началу или к

последней точке, которую помните, и продолжайте дальше. Вы-

полняйте упражнение с каждой из 31 точкой, пока не сможете

проходить всю последовательность, не впадая в сон и не сбива-

ясь.

 

4. Выполняйте упражнение с 61 точкой.

Освоив упражнение с 31 точкой, повторите первый и второй

этапы с 61 точкой. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока

не сможете проходить все эти точки, сохраняя внимание. Теперь

вы готовы использовать предлагаемую технику для вхождения в

осознанное сновидение.

 

(Заимствовано из Рамы'')

 

 

 

Рис. 2-1 Шестьдесят одна точка для релаксации14

 

 

 

ПРОБУЖДЕНИЕ

В МИРЕ СНА

 

 

 

ОСОЗНАННОЕ СНОВИДЕНИЕ - ЭТО

ПРОЩЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ

 

Перед началом упражнений, предложенных в этой главе, вы

должны уметь запоминать хотя бы одно сновидение за ночь.

Кроме того, в вашем журнале должно быть не менее дюжины

снов, содержащих несколько характерных для вас признаков

сна. Только после этого можно приступать к отработке специ-

альных техник, призванных помочь пережить первое осознан-

ное сновидение. Затратив некоторые усилия, вы с помощью

этих техник научитесь вызывать у себя осознанные сновиде-

ния по собственной воле.

Прежде чем идти дальше, мне хотелось бы дать небольшой

совет, который может уберечь вас от возможных неудач. Иногда

люди создают у себя так называемые <психические блоки>,

препятствующие возникновению осознанных сновидений. Чаще

всего они считают, что это крайне сложно, и тем самым дела-

ют свою цель труднодостижимой. Однако мой личный опыт

говорит о том, что вызвать осознанное сновидение очень про-

сто, нужно только знать как. Я обучил осознанному сновиде-

нию сотни людей, н уверен, что почта каждого, кто настойчи-

во практикует предлагаемые мной техники, ждет успех. Ни-

кто не может заранее сказать, сколько времени ему для этого

потребуется. Все зависит от умения запоминать сны, от целе-

устремленности, от объема выполняемых упражнений и от

фактора, который можно назвать <талантом сновидца>. Я лич-

но потратил два с половиной года, прежде чем научился вы-

 

зывать у себя осознанные сновидения по желанию, и это при

том, что я прилагал к этому массу усилий. Я был вынужден

изобретать свои методы, тогда как у вас есть огромное пре-

имущество в виде техник, уже опробованных и отработанных

другими сновидцам.

Не отчаивайтесь, если не сразу все будет получаться, а

главное, не бросайте своих занятий! Практически каждый, кто

проявляет настойчивость, добивается положительных резуль-

татов. Осознанное сновидение - это проще, чем вы думаете.

 

ВЫБЕРИТЕ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩУЮ

ДЛЯ ВАС ТЕХНИКУ

 

Следующие две главы содержат разнообразные техники, об-

легчающие вхождение в осознанное сновидение. Упор делает-

ся на наиболее эффективные из них, что не исключает, одна-

ко, возможности индивидуального выбора, с учетом физиоло-

гии, особенностей характера и образа жизни человека. На-

пример, техники, описываемые в четвертой главе, лучше все-

го подходят людям, которые быстро засыпают. Мы описали

все известные нам техники вхождения в осознанное сновиде-

ние, и читатель может попробовать любую из них. Можно

также разработать свой собственный метод, комбинируя фраг-

менты изложенных техник.

Если умственная концентрация дается вам нелегко и по

этой причине вы не уверены в своем успехе, то следует обра-

титься к упражнению, озаглавленному <Укрепление воли> (см.

Приложение). Выполнение его облегчит работу со всеми тех-

никами, приведенными в этой книге.

 

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ

НАВЕДЕНИЕ МОСТА МЕЖДУ МИРАМИ

 

Теперь давайте сделаем паузу и зададим себе вопрос: <Сплю я

или бодрствую в данный момент?> Будьте серьезны. Попытай-

тесь как можно более непредвзято и аргументировано отве-

тить на этот вопрос.

Затем поставьте следующий вопрос: <Как часто в течение

 

дня я спрашиваю себя, сплю я или бодрствую?> Если вы не

специализируетесь в области философии и пока что не прак-

тикуете техники вхождения в осознанное сновидение, то, ско-

рее всего, ответите, что ни разу. В таком случае, часто ли вы

будете задавать себе этот вопрос во сне, как вы думаете?

Конечно же нет, потому что во сне вы обычно думаете и де-

лаете то же самое, что привыкли делать, когда бодрствуете.

Вывод из этого очевиден: для достижения осознанности во

сне нужно использовать взаимосвязь между привычными дей-

ствиями во сне и наяву, и один из способов достижения осо-

знанности заключается в задавании себе во сне .вопроса: <Сплю

я или бодрствую?>. Однако, чтобы научиться этому, следует

привыкнуть задавать этот вопрос себе наяву.

 

КРИТИЧЕСКИЙ ДАР

 

Одним из аспектов умственной деятельности является <тес-

тирование реальности> для определения того, откуда мы по-

лучаем информацию: из внутреннего или из внешнего мира.

Оливер Фокс, назвавший эту систему оценки <критическим

даром>, считает, что во время обычного сна она <спит>. По

его мнению, этот дар - главное условие для достижения осо-

знанности во сне.

 

Необходимо разбудить, - пишет Факс, - критический

дар, в основном бездействующий во сне, и тогда станут про-

являться различные степени активности. Предположим, что

во сне я оказался в кафе. За соседним столиком сидит леди

очень приятной наружности, за исключением того, что у нее

четыре глаза. Примеры степеней активности критического дара

в данном случае следующие:

1. В обычном сновидении я вообще не обратил бы внима-

ния на этот казус. Но пробуждающийся критический дар дает

мне почувствовать, что с этой леди что-то не так. Внезапно я

понимаю, что именно: <Конечно же, ведь у нее четыре глаза!>

2. Во сне я испытываю легкое удивление: <Как странно, у

этой девушки четыре глаза! Это ей не идет>. Но тут же я могу

заметить: <Бедняжка, она сломала нос! Как это произошло?>

3. Критический дар пробуждается еще более, и четыре глаза

теперь воспринимаются как аномалия. Однако должных выво-

 

дов еще не делается. Я восклицаю: <Ничего себе!>, а затем

разубеждаю себя: <Должно быть, в городе какое-то необычное

шоу .или цирк>. Таким образом, я нахожусь на грани понима-

ния причин происходящего, но не могу сделать решающий

шаг.

4. Мой критический дар полностью проснулся. н это объ-

яснение меня уже не удовлетворяет. Я продолжаю цепочку

своих умозаключений: <Но таких номеров никогда не было!

Женщина-с четырьмя глазами - это невозможно! Это сон!>

 

Задача состоит в том, чтобы активизировать критический

дар непосредственно перед сном, с тем чтобы во сне он помог

объяснить ту или иную странную ситуацию.

Недавно Поль Толи, основываясь на результатах десяти-

летних исследований с участием свыше двухсот испытуемых,

разработал несколько техник вхождения в осознанное снови-

дение. Он считает, что одним из эффективных методов дости-

жения осознанности (особенно у начинающих) является вы-

работка критического отношения к состоянию своего созна-

ния. Этого можно достичь задавая себе в состоянии бодрство-

вания вопрос <Сплю я или нет?>; причем делать это нужно не

менее пяти-десяти раз в день, а также в каждой ситуации,

похожей на сон. Последнее важно потому, что в осознанных

сновидениях критический вопрос обычно задается в ситуаци-

ях, аналогичных тем, в которых он задается днем. Кроме того,

его полезно задавать, ложась спать и засыпая. Все эти советы

мы объединили в следующий вариант методики Толи.

 

ТЕХНИКА ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ

 

1. Определите время для проверки.

Выберите пить-десять, моментов в течение дня, когда вы будете

проверять свое состояние. Этим моментам должны соответство-

вать обстоятельства, в какой-то мере похожие на сон. Всякий

раз, сталкиваясь с чем-либо, напоминающим признак сна, прове-

ряйте свое состояние- Проверяйте его при встрече со всем, что

поразило или стало для вас неожиданным, в моменты необычно

сильныхэмоций или при виде чего-либо, похожего на сон. Если

у вас повторяется какой-либо сон, идеальными будут любые си-

 

туации, напоминающие его. Например, если вас беспокоят сны,

в которых проявляется ваша боязнь высоты, то проверку состо-

яния следует производить, когда вы идете по мосту или находи-

тесь на последнем этаже высокого здания.

Джо Дример, к примеру, проверяет свое состояние в следующих

случаях:

 

? Когда он ступает на эскалатор (сюжет многих его беспокой-

ных снов).

? Когда он разговаривает с боссом.

? Когда он видит привлекательную женщину.

? Когда он встречает типографскую опечатку.

? Когда он идет в ванную (ванная, как он заметил, в его снах

часто выглядит довольно странно).

 

2. Проверьте свое состояние.

Почаще задавайте себе вопрос <Сплю я или бодрствую?> (не

менее пяти-десяти раз .на день) в ситуациях, отобранных вами на

первом этапе. Не надо задавать его автоматически и так же без-

думно отвечать, иначе подобным образом вы поступите и в на-

стоящем сне. Понаблюдайте, нет ли вокруг чего-нибудь странно-

го, что могло бы свидетельствовать о тон, что вы спите. Вспом-

ните в обратном порядке события последних минут. Вызывает

ли это у вас затруднение? Если да, то вполне возможно, что вы

спите. В следующем разделе вы найдете рекомендации относи-

тельно того, как правильно ответить на критический вопрос.

 

(Заимствовано из критической техники Толи2)

 

 

СОВЕТЫ ПО ПРОВЕРКЕ СОСТОЯНИЯ

 

Многие люди по собственному опыту знают, что мышление во

сне не всегда бывает ясным. Поэтому на вопрос <Сплю я или

бодрствую?> иногда можно ошибочно ответить <бодрствую>.

К такому ответу вас может подтолкнуть, например, ощущение

реальности происходящего или попытка ущипнуть себя. Вряд

ли вы проснетесь при этом (со мной этого ни разу было), но

ощущение щипка получится убедительным.

При попытке сообщить о своей догадке, что происходящее

есть сон, другим его действующим лицам, вы можете встре-

тить протест и возражения с их стороны, как в следующем

примере:

В одном из осознанных сновидений я оказался там, где жил

во время учебы в средней школе. Отличительным признаком

дома был прекрасный сад во дворе. Там находился мой очень

близкий друг. Когда я присел и посмотрел на дом, то вспомнил,

что он был снесен около семи лет назад, хотя сейчас его реаль-

ность не вызывала сомнений! В этот момент я понял, что сплю,

и обратился к своему другу с просьбой проснуться, сказав, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.