Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛУДНИЦА



Полудннца — женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень. В эту пору она загадывает встречным загадки и, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да и сама природа требует делать перерыв, полудница наказывает. Видеть её удается редко кому, а кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом. Полудница — воплощение солнечного удара.

В ярославском Пошехонье знают «полудницу»: красивую высокую девушку, одетую во все белое. Летом, во время жатвы, она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, тех берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там. Здесь, очевидно, народное поверье сливается с наивной деревенской моралью, придуманной для острастки ребят.

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сипа»

ПОРЕВИТ

Поревит — бог воины, изображался с пятью лицами. Много- ликость обозначала силу н непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдёт; одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё ВІІДИТ. Умиротворен этот бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго; проходит время, и снова Поревит требует жертву, и снова племя идёт на племя, восхваляя своего бога.

Поскольку каждое племя было заинтересовано в том, чтобы его вождь был самым лучшим, то оно было заинтересовано и в том, чтобы верить (а, следовательно, оно и верило), что его бог — самый могущественный.

ВОЛЬТЕР

 

Похвист

Похвист (Посвист) — бог ветра. Разгоняет облака, открывает звёзды на небе, чтобы было видно дорогу. Представляется молодым светловолосым юношей с плетью, в широких шароварах, что служат ему парусами. Плетью пользуется как хвостом, килем, чтобы быстро менять направление и нестись над землёй. Круто поворачивая, виляя, завихряясь, Посвист свистит.

Когда же на берег Посвист Седые волны мчит,

В лесу кружится жёлтый лист Ярясь, Перун гремит...

А.К. ТОЛСТОЙ «Князь Ростислав»

 

ПРИВИДЕНИЕ

Привидение (призрак) — душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычн® привидение показывается на кладбище или в лесу, .рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь.

Полагают, что в ночь на мученика Евпла (24 августа) на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой и песни, и бегает белый конь.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

 

ПРИПЕКАЛА

Припекала — бог любострастия. Красив, но тщеславен. Больше покровительствует мужчинам, хотя женщины так не считают. Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепнет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнёт перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки. И если Припекала берется за дело — ни матушка, ни тетушка, ни сам Всевышний не в силах помешать ему.

Целуются на улице, тешатся на виду у всех; невеста оборками плод прикрывает — свадьба скороспелая; в ранние сумерки мужняя жена к заезжему красавцу крадётся; мужик вместо собсвенной двери, за которой мал мала меньше, в ставенку молодой вдовы стучится; дед-сто-лет за длинными ножками клюкой постукивает — все забавы Припекалы, одним словом, припекло!

А.КОНОНЕНКО

 

ПРИЯ

Прия — богиня любви, брачного союза и плодородия. Молодая, спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Почитается хозяйками как покровительница огорода. Женщины знали: если угождать Прие — траву полоть, поливать, прореживать, садить в нужных пропорциях, т.е. содержать огород в порядке — она обеспечит к столу осенью богатый урожай. А будет что подать к столу — и хозяин будет доволен, и в семье совет да любовь. Любимое время Прии — осень, когда столы ломятся от овощей, когда играют весёлые свадьбы.

С именем Фреи соединяются понятия любви, брачного союза и плодородия. Фрее соответствует славянская богиня ГТрия... Это была богиня весны, в образе которой слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы. В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с громовиком, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу.

А.Н. АФАНАСЬЕВ «Поэтические воззрения славян на природу»

Прія — богиня плодоношення, кохання, шлюбу й родинного вогнища. Корінь імені богині зберігся в словах: «приязнь», «сприяти», «приятель».

О.П.Зноико

«Міфи Київської землі та події стародавні»

 

ПРОВ

Пров — бог правосудия, изображался в облике старца в длинных одеждах с большим числом складок іг цепями на груди. В складках — тайны мудрых решений, которые принимает Пров и предугадать их никому не дано. Цепь, которую Прову суждено носить вечно — символ последовательности и завершённости каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Он никогда не останавливается на полпутп, не оставляет ни одного дела незаконченным. И если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет его.

Если бы в этом мире не было зла, человек никогда не помышлял бы о божестве.

П. ГОЛЬБАХ

 

ПРОВЕ

Прове — божество балтийских славян; связан со священнодействиями в дубовых рощах. Своего идола не имел, почитался в лесах и рощах возле священных дубов во время празднеств, проводимых жрецами во второй день недели. Скорее всего, Прове — бог плодородия. Сопоставим с Поревитом и верховным божеством восточных славян Перуном.

Природа и человек, жизнь и смерть были предметами высочайшего удивления и были всегда преисполнены неисследимой тайны. Необходимая потребность познать Вселенную с её чудесами, вопрос о жизни и смерти и отношениях человека к природе породили обожание Вселенной или природы и духа умерших людей. Так младенствующий человек был приведён к почитанию солнца, луны, звёзд, и всего того бесконечного, вечного и разнообразного, что мы называем природой или Вселенной.

Ч.Ч. ВЕЛИХАНОВ

 

ПУЩЕВИК

Пущевнк — лесной дух, живущий в непроходимой пуще. У него руки, как сучья, которыми он цепляет зашедшего путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в своп владения. Сверкающие очи, зелёные волосы — то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой. В чаще своей пущевик глушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди жаркого лета. Всякое движение замирает, всякий крик пугает до дрожи. Чувство непобедимого ужаса постигает всякого — выйти редко удаётся.

Неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь; река у него живое существо, лес — все равно, что толпа народа.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

 

РАДИГАСТ

Радпгаст — бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой сидит гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями. Символизировал справедливую борьбу, победу над врагом, над тёмными силами. Петух — утренняя птица, лев — сила, вол — упрямство в достижении цели.

В силу того, что первоначальным прообразом представлений о божестве были физические явления природы, божество было сначала настолько же многообразным и многоликим, как и те формы, в которых проявлялись его кажущиеся действия; каждая стихия природы была для человека духовной силой или гением; вселенная казалась людям наполненной бесчисленными богами.

К. ВОЛЬНЕЙ

 

РАЗРЫВ- ТРАВА

Разрыв-трава (спрыг-тра- ва) — в русских и украинских поверьях чудесное средство, разрушающее всевозможные запоры и узы, помогающее преодолевать лютые препятствия, позволяющее овладевать кладами. Предания о Разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Купалу. Именно эту траву ищут ведьмы. Растет она в тех местах, где живут черепахи. Если огородить их яйца колышками, так черепаха принесёт листок разрыв-травы, чтобы освободить дорогу к гнезду.

Розрив-трава — ідеальна рослина нашого народу. Народ вірить, що ця рослина існує, хоча її дуже важко знайти, але все ж таки можна. Кому пощастить володіти цим талісманом, той вже нікого і нічого не боїться. У його руках відчиняються найхитріші замки, як павутина, розриваються тяжкі окови, валяться запори і, як ягниці, смиренно лежать най- неприборкуваніші тварини.

САВУР -МОГИЛА. Легенди і перекази Нижньої

Наддніпрянщини Упорядник В.А. ЧАБАНЕНКО

 

РАРОГ

Рарог (рариг, рарашек) — огненный дух, связанный с культом очага. Согласно поверьям южных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарог представляли в образе хищной птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Можно предположить, что в раннем периоде рарог был общеславянским огневым божеством.

В небе жилища богов и обители их помещали, Видя, что ночь и луна по небесному катятся своду, День и ночь, и луна, и ночи суровые знаки,

Факелы темных небес и огней пролетающих пламя, Солнце и тучи, и снег, и град, и молнии, и ветры, Бурь стремительный вихрь и грозные грома раскаты.

ЛУКРЕЦИЙ КАР

 

РЖАНИЦА

Ржаница — дух, жнвѵщіш на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, а тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожи- ны — дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.

Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.

A.A. БЛОК «Русь»

 

РОД

Род — бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему живому, всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Глиняные, деревянные и каменные изображения, охранные талисманы этого бога находят во время раскопок. Род — воплощение древней богини плодородия, мужское начало. Культ этого бога, как и большинства языческих богов, после введения христианства был утрачен.

Уже розпалили вогнище, і подолянки схилили голови під іскрами, вклоняються богові Сварожичу, кидають в полум'я коровай і зарізаних курей. Моляться і Сварогові, і Перунові, і Родові, і Рожаницям, аби помогли Аннівистояти життєві бурі й грози, аби дали багатство й силу, череди худоби й багато дітей...

Р. ІВАНЧЕНКО «Ярославни»

 

РОЖАНИЦЫ

Рожаницы — девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей и определяют их судьбу. Обычно бабки-повитухи, которые принимают роды, знают, как задобрить рожаниц, чтобы те помогли легко родить. Рожаниц было две или три, позднее — семь, видимо соответственно дням недели.

Наконец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем деревянные фигуры Перуна и Волоса и небольшое бронзовое, покрытое прозеленью изваяние Роженицы — голой женщины со сложенными на животе руками.

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Святослав»

 

РУЕВИТ

Руевит (Ругевнт) — бог войны у балтийских славян (о.Рюген). Изображался семиликим с семью мечами на бедре и с восьмым в руке. Деревянные куколки этого бога воины брали с собой, когда отправлялись в поход на лодиях. А большой деревянный идол стоял на возвышенности, угрожая врагам и защищая от всякой напасти. Руевиту жертвовали перед походом и после, особенно если поход был удачным. Многоликость бога у древних обозначала его всемогущество и неуязвимость. Но несмотря на это, христианство свергло идолов Руевита.

Над древними подъемляся дубами,

Он остров наш от недругов стерёг;

В войну и мир равно честимый нами,

Он зорко вкруг глядел семью главами,

Наш Ругевит, непобедимый бог.

И мнили мы: «Жрецы твердят недаром,

Что если враг попрёт его порог,

Он оживёт, и вспыхнет взор пожаром,

И семь мечей подымет в гневе яром Наш Ругевит, наш оскорблённый бог».

А.К. ТОЛСТОЙ «Ругевит»

 

РУСАЛКА

Русалка — дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Рыбьего хвоста русалка не имеет. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви или утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за человека, но брак этот всегда неудачен.

Он видел, как из-за осоки выплывала русалка, мелькала спина и нога, выпуклая, упругая, вся созданная из блеска и трепета. Она оборотилась к нему — и вот её лицо, с глазами светлыми, сверкающими, острыми, с пеньем вторгавшимся в душу, уже приближалось к нему, уже было на поверхности и, задрожав сверкающим смехом, удалялось, — и вот она опрокинулась на спину, и облачные перси её, матовые, как фарфор, не покрытый глазурью, просвечивали пред солнцем по краям своей белой, эластически-нежной окружности. Она вся дрожит и смеётся в воде...

Н.В. ГОГОЛЬ «Вий»

 

САВА

Сава (Савва) — персонаж южнославянской мифологии, связанный с возвышенными местами. По преданиям он оживляет мёртвых, исцеляет слепых, превращает людей в животных, иссекает воду из камня. Сава создаёт кошку для борьбы с мышами, отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град. Образ Саввы восходит к реальному историческому лицу, жившему в 12 — 13 в.в. и канонизированному православной церковью.

... Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в частности, представление о тучах как о скоте Савы. В пост на день святого Савы, называвшийся савицей, не едят мяса четвероногих животных, чтобы уберечь их от волков. Роль Савы как покровителя животных позволяет связать его с общеславянским богом скота Велесом.

В.В. ИВАНОВ. В.Н. ТОПОРОВ

 

САРАЙНИК

Сарайнпк — дух, местом жительства которого яв.ѵяется сараи. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник, Клет- ннк, Огуменник, Хлевник и такой же, как они, проказник н колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

Тот факт, что большинство людей верит в божество и в будущую жизнь, основан не на религиозном инстинкте, а объясняется влиянием воспитания и внушения... Страх перед бабой-ягой, лешими, домовыми, перед приветствием через порог или перед подаванием соли и прочее развивается вследствии рассказов о причиняемых ими ужасах, помимо всякого инстинкта.

И.И. МЕЧНИКОВ

 

САТАНАИЛ

Сатанаил (Сатана) — в славянских сказаниях злой дух. Противник бога-демиурга (творца, создателя). По преданиям южных славян бог спускается на первичный безбрежный океан и видит сатанаила, который плавает в облике гоголя. Сатанаил называет себя богом, но признает над собой истинного бога. Бог и сатанаил соперничают в сотворении мира, о чем есть много легенд. К примеру: бог создал человека, а сатана, пытаясь подражать ему, волка; бог — корову, сатана — козу; бог — овес, сатана — сорняки и т.п. Смысл этих легенд в том, что в соперничестве света (бог) и тьмы (сатана) был создан мир. Позже сатана — одно из названий чёрта.

...волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся «ветошкой», которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с богом, кому из неё сотворить человека (сам он сотворил тело, бог вложил душу). С тех пор тело остаётся в земле, душа после смерти отправляется к богу.

Один из первых мифов о боге и сатане, изложенный в «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

 

СВАРОГ

Сварог — бог небесного огня, отец Дажьбога. Бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Сварог разбивал лучами- стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружие ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров. Сварог — капризный бог, он редко кому открывал свои тайны. Представляется в облике молодого плечистого кузнеца, молчалив и строг; покровительствует кузнецам, коих называют его внуками — сварожичами.

...сего ради прозваиіа и богъ Сварог... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же нари- чють Аажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ.

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, 1114 г.

 

Святовид

Святовпд (С'вантовіїті — бог воины, солнца, победы у западных славян. Он изображался четырехголовым. Рог, сед\о, меч — символы этого бога. По ночам Святовид ездит на белом коне п борется с нечистой силон. Боится его нечисть, потому как победить не может. Если уж она и насядет, собравшись в большом количестве для казалось бы решающей битвы, достанет Святовид рог її трубит зарю, кличет дневных богов. А сам Святовид становится днём невидимым, почивает, готовится к новым сражениям.

Расписными парусами Море синее покрыто Развилось по ветру знамя Из божницы Святовита.

А.К. ТОЛСТОЙ «Боривой»

 

СЕМАРГЛ

Семаргл (Симаргл) — бог семян, ростков, корней растений, охранитель растений и зелени. Представляется крылатым псом, который сторожит посевы, под его опекой происходит прорастание. Еще он обладает благой и демонической натурой, посланец небес, посредник между богами неба и духами земли. Имеет способность исцелять, ибо он принес с неба на землю побег древа жизни. Бог пантеона князя Владимира, его день — суббо-

И поставил он (князь Владимир) кумиров на холме, позади терема: Перуна... и Хорса, и Дажбо- га, и Стриоога, и Симаргла, и Макошь.

Повесть временных лет

 

Сімаргл — Симаирьгла, Симаергла, Семиергла, Семиярило... Вогняне Сонце літнього сонцестояння купальської ночі — Семиярило (змінене літописне Сімаргла]...

О.П. ЗНОИКО «Міфи Київської землі та події стародавні»

 

СИРИН

Сирин — баснословная райская птица, имеющая человеческий облик; птица радости, удачи, славы. Пленяет людей своим пением. Райское пение Сирина служит образцом божественного слова, пленяющего человека. Прекрасное пение этой птицы вызывает у человека хорошее настроение, радость; в то же время, только счастливый, радостный человек может слышать прекрасное пение этой птицы. Не всякому человеку удается видеть Сирина, ибо улетает эта птица так же быстро, как слава и удача.

Птица глаголемая сиринес человекообразна, суща близ святаго рая... ея же нарицають райскую птицу сладости ради песен ея.

ДРЕВНЕРУССКИЕ АЗБУКОВНИКИ (XVII в.)

 

СМЕРТЬ

Смерть — персонаж, который присущ не только славянам, но мифологии практически всех народов. Страшная старуха, бестелесная, одни кости, с косой, приходит из пекла на землю, чтобы выбрать очередную жертву и лишить её жизни. Во многих преданиях и сказках герой вступает в единоборство со смертью, зачастую обводит её вокруг пальца и оказывается победителем.

... Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и закричал:

— Что тебе надо от меня, старая? Хочешь, тебе голову раскрою?

Смерть (это была она) и говорит:

— Я послана господом взять у тебя душу!

СОЛДАТ И СМЕРТЬ. Русская народная сказка из сборника Е.В. БАРСОВА

 

СНЕГУРОЧКА

Снегурочка — дочь Мороза, по иным преданиям — внучка. Добрая, не такого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живёт у людей и помогает им. Когда по лесу ходит — белки, зайцы и другие лесные малыши у нее защиты ищут. Сердце у Снегурочки холодное и если кому-то удается разжечь в нем огонь любви, Снегурочка тает. Тает она и от лучей любвеобильного Ярилы-Солнца. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки.

Весна — Красна

... стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого...

Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка — Снегурочка.

В глухих лесных трущобах,

В нетающих лединах возращает

Старик свое дитя.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»

 

СОЛОВЕЙ- РАЗБОЙНИК

Соловей-разбойник — в восточнославянской мифологии и былинном эпосе чудовищный персонаж сверхестественных способностей, противник положительного персонажа, поражающий все живое страшным свистом. Сродни персонажам Змеям. Сидит в гнезде на двенадцати дубах, преграждает дорогу. Поединок героя (Ильи Муромца) с Соловьем напоминает миф о поединке громовержца Перуна со змеевидным противником — богом Волосом.

... Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь, зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось!

Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стекла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, на четвереньках по двору расползлись.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК.

Русская былина

 

СПОРЫШ

Спорыш — божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы у восточных славян, живущий в двойном колосе, воплощение плодородия. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Царь-колос. Из таких двойных колосьев наши предки плели венок. Считалось, что этот венок сплел сам Спорыш и подстраивали, чтобы венок нашла самая красивая девушка. Колосья в венке с зерном. Сопровождаемая песнями, девушка относила венок в амбар.

Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двой- чатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте.

— А ты не пугайся: он венок вьёт. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

СПРЫЙЯ

Спрыйя (Прытка) — дух прыткости, сноровки, который рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним, или же переходит к другому. Каков дух у того или иного человека — так он и в жизни успевает. Этот дух помогает, выручает. Если же спрыйя переходит к другому человеку — это видно, говорят «к нему пришла вторая молодость».

«... Маленькая была — все мать мне говорила про спрыйю. Да я не понимала, ан и не видела его никогда. Да и девкой иной раз думала, думала — придумать не могла. Когда мать умерла, поняла, да, поняла. У матери этот дух, спрыйя, был шустрый... И у меня... Видать, от матери...»

Записано в Московской области С.А. КОНОНЕНКО

 

СТРАФИЛЬ- ПТИЦА

Страфиль-птица — всем птицам мать, прародительница птиц. Живет Страфиль-птица посреди моря, и когда она встрепенётся — на море буря бывает. По другим преданиям Страфиль-птица укрощает бури, а на ночь прячет под свое крыло солнце, чтобы утром опять подарить свет. Или же прячет под крылом землю, спасая её от бед вселенских. Происходит от греческого названия птицы страус. Поутру, после того как Страфиль-птица «вострепещется», по всей земле начинают петь петухи.

И куда-то улетела Страфиль-птица. Страфиль- птица — мать птицам — свет забыла. А когда-то любила свой свет: когда нашла грозная сила, и мир содрогнулся, Страфиль-птица победила силу, схоронила свет свой под правое крыла.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

СТРАХ

Страх (Pax) — мифологический персонаж восточных славян, упоминаемый в русских заговорах, демон страха. Появляется он вместе с ветром-сухо- веем в самом центре огненного вихря, поэтому видеть его никто не видел, но присуствие его чувствует каждый. Если он рядом, вызывает такое чувство страха, устоять против которого никто не может. Страх есть воплощение огненного ветра-суховея.

... Вдруг поднялся сильный вихорь, какого не видано, не слыхано, людьми старыми не запомнено; закрутило, завертело, глядь — подхватил вихорь царевну, понеслась она по воздуху! Мамки вскрикнули, ахнули, бегут, оступаются, во все стороны мечутся, но только и увидели, как помчал её вихорь!

СКАЗКА О ВАСИЛИСЕ, ЗОЛОТОЙ КОСЕ, НЕПОКРЫТОЙ КРАСЕ, И ОБ ИВАНЕ ГОРОХЕ. Русская народная сказка из книги Б.БРОННИЦИНА

 

СТРИБОГ

Стрибог — бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и Вселенной. Дышит ровно и шумно , гуляет по морским просторам. А если прогневается — загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопит. Представляется в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе — сагайдак со стрелами. Стрибог — преодолевающий преграды, ветры — его внуки, день его — воскресенье. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира.

О, іусская земля, когда бы только за холмами — ты!..

Не ветры ль, Стрибожьи внуки, шумят с моря стрелами на храбрые полки Игоревы?!

Земля стонет!

Реки мутно текут!

Не бором ли тёмным степь накрылась?!

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ».Перевод А. ЮГОВА

 

СУД

Суд (Усуд) .— в славянской мифологии божество судьбы. Суд управляет судьбой человека от его рождения. В дни, когда Судрассыпает в своем дворце золото, рождаются те, кому суждено быть богатым; когда же он рассыпает вхижнне черепки — рождаются бедняки. После Суда важнейшие вехи в жизни человека определяли сестры-суденицы,

... Нет, вовсе не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек создал образ бога по своему подобию. Человек вложил в него свой разум, приписал ему свои склонности, наделил его своими суждениями... Когда же человек с изумлением обнаружил в этой самим им созданной смеси противоречия собственным принципам, он лицемерно притворился покорным и смиренным, признал свой разум немощным и бессильным, а свои собственные абсурдные выдумки назвал тайнами бога.

К.Ф. ВОЛЬНЕЙ

 

СУДЕНИЦЫ

Суденицы — духи судьбы у славян, существа женского пола, которые определяют судьбу человека при его рождении. Три сестры, всегда вместе, бессмертны, приходят в полночь на третий день после рождения ребенка и нарекают ему судьбу. Как нарекут — так и будет, никто предсказание изменить не может. Одна из сестёр предлагает смерть, другая — физические недостатки, а третья говорит сколько жить, когда к венцу идти, с чем в жизни столкнуться доведется. Её предсказание обычно исполняется.

Посмотри, вон растерзанный лежень лежит, — это наша бездольная, наша убогая Русь, е повзыскала Судина, добралась до голов: там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

СУСЕДКО

Суседко — дух, который живет в доме у огня на шестке (шесток — место перед устьем печи) її зовется так за своё охотливое жительство с людьми. Он очень маленький н его обычно не видно. Одет в свитку и всегда носит большую лохматую шапку; волосы на голове и на бороде у него длинные, свалявшиеся, В праздники его подкармливают. Зла он не делает, а напротив, старается предостеречь от грядущих несчастий и временной опасности. В большинстве мест суседко то же, что и домовой, но есть местности, где их различают.

— А соседушко?

— ...кикиморин муж — такой старой... Оброс весь... маленькой, ровно кужель отрепей... и в избе они живут, на дворе у скотины... везде ходят... К лошадям... Ежели которых лошадей любит — сена подкладывает ... да расчесывает, гладит... И соседушко видела ночью... никого не было в избе... Тихо так. И слышу, на голбце коло печки ровно шарготит что-то. Благослови, Христос... думаю... А сама на полатях лежала... Как повернула голову-ту... а с брусу ровно кошак серый на пол-от легко скок...

Е. ЧЕСТНЯКОВ «Бывальщина»

 

СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ

Сыра-Земля Мать — богиня земли. Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Имёни- ны её отмечаются на Симона Зилота (23 мая). Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.

Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы: «Ох ты гой ecu, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, зеленой муравой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...»

Первый оратай любимый сын Матери Сырой Земли Микула Селянович.

П.И.МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

ТРИГЛАВ

Триглав — треглавый мифический персонаж балтийских славян. Символизировал власть над тремя царствами — небом, землёй и преисподней. В Щецине треглавый идол Триглава стоял на главном из трех холмов (священных), имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и предсказанием будущего.

При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и, возможно, восточнославянской традициях треглавый персонаж — Троян.

В.Я. ПЕТРУХИН

 

ТРОЯН

Троян — божество луны, ночи и строительства, одно из наиболее почитаемых у восточных славян; владыка трех стихий: неба, земли и подземелья, он управляет пространством и временем.

У южных славян Троян — ночной демон, изображался с козлиными ушами и ногами, иногда треглавым. В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая — животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тремя царствами.

Миновали времена Трояна,

Годы Ярослава далеки,

Где Олег, который неустанно Снаряжал в поход свои полки?

... Встала Дева-обида у древнего края Трояна, Лебединые крылья над морем подняв из тумана. Плеском крыльев она времена золотые прогнала, уж князья на врагов сообща не идут, как бывало.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н. РЫЛЕНКОВА

 

ТУГАРИН

Тугарин (Змей Тугарин, Тугарин Змеевич) — демон зла в русских былинах и сказках в образе существа змеиной породы. Вокруг Тугарина сплетаются змеи огненные, сам он свистит по-змеиному, конь его ржёт по- звериному. Тугарин, как и родственные ему персонажи (Змей Горынич, Огненный Змей), связан со стихией огня: дым, пламя, искры, вылетающие из его пасти — его главное оружие. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками Тугарин стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности.

... Увидал нищий странник молодцов, загородил им путь:

— Ой вы, молодцы удалые, вы не ездите за Са- фат-реку. Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Не езжайте туаа, молодцы!

АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ.

Русская былина

 

УПЫРЬ

Упыри (вампиры, вурдалаки) — проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь. Они появляются либо в своем обличье (в обычном виде), либо с синими лицами, закутанные в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Чтобы прекратить деятельность упыря — следует вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взятая из его могилы.

Упырь, — дело другое; он всегда зол; он родится от черта и ведьмы, — или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком.

Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и из спящих высасывая кровь засасывают их до смерти.

H.A. МАРКЕВИЧ «Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян»

 

УСЛАД

Услад (Ослад) — славянское божество роскошей и пиршества, веселий и праздников, отправляемых по ночам, покровитель и завсегдатай винных погребов. Представлялся молодым человеком, но зачастую в женских одеждах. От бессонья и чрезмерного питья лицо у этого бога покрасневшее, весь он обрюзгший. Кто усердно жертвовал Усладу, тот сам становился похожим на пьяного болвана. Да и сегодня дружба с этим божеством к добру не приводит.

...сколько ни было в то время университетов, то ни одного из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Услад.

...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко составляет счастие молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в вечную бедность.

М.Д. ЧУЛКОВ «Пересмешник, или славенские сказки»

 

УСЫНЯ

Усыня (Усыныч, Усынка, Кру- тиус| — персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут», «сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

... Мужик одним усом мельницу держит, которая на двенадцати камнях лежит, другим тучи подпирает...

ХВЕДОР НАБЫЛКИН БАБОГАТЫРЬ. Белорусская народная сказка

 

ФАРАОНКИ

Фараонки — фантастические полурыбы-полудевы, персонажи русского фольклора. Название фараонки связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием библейских мифов. Согласно русской легенде, известной с XVI века, егип<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.