Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кононенко А.А. - Персонажи славянской мифологии



Кононенко А.А. - Персонажи славянской мифологии

 

 

OCR: e-puzzle.ru

ББК 82.3(0)я2 П27

П27 Персонажи славянской мифологии /Рис. словарь./ Сост.: А.А.Кононенко, С.А.Кононенко; Художник В.А.Кононенко. — К.: Фирма «Корсар»: 1993 г. — 224с.: ил.

ISBN 5-7707-2230-4

В книге даются оригинальные характеристики и рисунки персонажей мифологии древних славян. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

4 604000000—001 л

П без ооъявл.

04-93

ISBN 5-7707-2230-4 © Текст К.Ф. «Корсар», 1993

© Худож. оформление В.Ічононенко, 1993

 

Содержание


Предисловие 3 СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ

1. Авсень б

2. Алатырь 7

3. Алконост 8

4. Амазоны 9

5. Анчутка 10

6. Асилки 11

7. Аука 12

8. Бабай 13

9. Баба-яга 14

10. Бадняк 15

11. Баечник 16 1 2. Банник 17

13. Барабашка 18

14. Белбог 19

15. Белун 20

16. Берегини 21

17. Бесицы-трясавицы 22

18. Бесы 23

19. Богинки 24

20. Божич 25

21. Боли-бошка 26

22. Болотница 27

23. Болотняник 28

24. Босоркун 29

25. Боян 30

26. Бродницы 31

27. Буян 32

28. Ведогонь 33

29. Ведьма 34

30. Велес 35

31. Вечорка, Зорька и Полуночка 36

32. Вилы 37

33. Вий 38

34. Водяница 39

35. Водяной 40

36. Волосыни 41

37. Волх 42

38. Волхвы 43

39. Вырий 44

40. Г амаюн 45

41. Герман 46

42. Горгония 47

43. Горыня 48

44. Гром Гремучий Великий 49

45. Дабог 50

46. Дажьбог 51

47. Дана 52

48. Двоедушник 53

49. Дворовой 54

50. Деды 55

51. Денница 56

52. Див 57

53. Дидилия 58

54. Додола 59

55. Доля 60

56. Домовой 61

57. Дрёма 62

58. Дубыня 63

59. Дунай 64

60. Жар-птица 65

61. Желя 66

62. Жива 67

63. Жировик 68

64. Здухач 69

65. Зибог 70

66. Зимцерла 71

67. Злыдни 72

68. Змей Горыныч 73

69. Змей Огненный Волк 74

70. Змиулан 75

71. Иван Дурак 76

72. Иван Царевич 77

73. Индрик-зверь 78

74. Ипабог 79

75. Ичетик 80

76. Каган 81

77. Каравай 82

78. Караконджалы 83

79. Карачун 84

80. Карна 85

81. Кащей Бессмертный 86

82. Кикимора 87

83. Китеж 88

84. Кит-рыба 89

85. Китоврас 90

86. Клетник 91

87. Кликуша 92

88. Колдун 93

89. Коляда 94

90. Коргоруши 95

91. Коровья Смерть 96

92. Кострома 97

93. Коструб 98

94. Кукер 99

95. Купала 100

96. Курдуши 101

97. Лада 102

98. Ладо 103

99. Ламя 104

100. Ледащий 105

101. Лель 106

102. Лесавки 107

103. Летавица 108

104. Леший 109

105. Листин 110

106. Лихо 111

107. Лихорадка 112

108. Лобаста 113

109. Луговой 114

110. Люди дивия 115

111. Мавки 116

112. Макоша 117

113. Мара 118

114. Масленица 119

115. Межевик 120

116. Меч-кладенец 121

117. Молонья-царица 122

118. Морена 123

119. Морозка 124

120. Моряна 125

121. Моховой 126

122. Навь 127

123. Недоля 128

124. Нежить 129

125. Немиза 130

126. Нечистая сила 131

127. Никола 132

128. Ний 133

129. Ног 134

130. Ночницы 135

131. Оборотень 136

132. Овинник 137

133. Огонь-царь 138

134. Огуменник 139

135. Параскева-Пятница 140

136. Пекло 141

138. Переплут 142

137. Перун 143

139. Песиголовцы 144

140. Плакун-трава 145

141. Планетники 146

142. Подаг 147

143. Погода 148

144. Полазник 149

145. Полевой 150

146. Полель 151

147. Полудница 152

148. Поревит 153

149. Похвист 154

150. Привидение 155

151. Припекала 156

152. Прия 157

153. Пров 158

154. Прове 159

155. Пущевик 160

156. Радигаст 161

157. Разрыв-трава 162

158. Рарог 163

159. Ржаница 164

160. Род 165

161. Рожаницы 166

162. Руевит 167

163. Русалка 168

164. Сава 169

165. Сарайник 170

166. Сатанаил 171

167. Сварог 172

168. Святовид 173

169. Семаргл 174

170. Сирин 175

171. Смерть 176

172. Снегурочка 177

173. Соловей-разбойник 17 8

174. Спорыш 179

175. Спрыйя 180

176. Страфиль-птица 181

177. Страх 182

178. Стрибог 183

179. Суд 184

180. Суденицы 185

181. Суседко 186

182. Сыра—Земля Мать 187

183. Триглав 188

184. Троян 189

185. Тугарин 190

186. Упырь 191

187. Услад 192

188. Усыня 193

189. Фараонки 194

190. Финист Ясный Сокол 195

 

191. Хала 196

192. Хапун 197

193. Хлевник 198

194. Ховала 199

195. Хоре 200

196. Чернобог 201

197. Черти 202

198. Числобог 203

199. Чудинко 204

200. Чудь 205

201. Чур 206

202. Шерстнатый 207

203. Шиш 208

204. Шишига 209

205. Шуликуны 210

206. Ярило 211

207. Яровит 212


 

 Мифология — это фантастические представления о мире, которые присущи всем народам земли, сказания о богах, духах, героях. Мифологические представления первобытного человека были основным способом понимания мира, выражали его мироощущение.

Мировоззрение славян язычников — средоточие интереснейших взглядов на мир и человека в нем. Наши предки не выделяли себя из окружающей среды и наивно очеловечивали всю природу, приписывая природным явлениям ум, силу, хитрость, коварство, злобу — черты, присущие людям и животным. Облик божеств и духов трансформировался в зависимости от приписываемых им свойств и способностей, они становились многоликими, многорукими, одноглавыми, козлоногими; иногда мифические персонажи составляли семейно-родовые ряды. Вечное существование богам и духам обеспечивали обряды и ритуалы, которые систематически повторялись и были привязаны к определённым природным явлениям или событиям в жизни человека.

По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле — духи природы, под землёй обитали злые демоны. Видимо, такая структура возникла не сразу. Можно предположить, что вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем, при непосредственном участии представления о духах, сформировались образы богов. Мифологические существа находились в постоянном взаимодействии с человеком и пантеон этих персонажей постепенно пополнялся. Новые занимали свое место, не вытесняя старых. Человек совершенствовался, становился сильнее, умнее, а духи и боги всё более очеловечивались.

После введения христианства в Киевской Руси язычество постеп- ненно перестаёт существовать как самостоятельная мифологическая система. Часть древних славянских богов переходит в качестве святых в новую религию (так Велес стал святым Власием), другие же сохраняют своё имя лишь в песнях, играх, сказаниях.

Мифы — это первичный пласт культурной жизни человечества; в них черпают свое начало религия, философия, наука, искусство. И смею Вас уверить, дорогой читатель, что мифология древних славян не менее интересна, чем мифы римлян и греков.

Алексей Кононенко

Да, человек есть башня птиц,

Зверей властилище лохматых.

В его лице мильоны лиц,

Четвероногих и крылатых.

И много в нем живёт зверей,

И много рыб со дна морей.

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

 

АВСЕНЬ

Авсень (аусень, баусень, таусень, овсень, усень) — в восточнославянской мифологии ритуальный персонаж рождественских праздников. Авсень идёт первым и готовит тропу, наводит мосточек для Рождества и Крещенья, которые идут следом. В других поверьях Авсень едет на коне вместе с Новым годом. Можно предположить, что Авсень (юсинь — просинец) — это первый месяц года, стык декабря и января, символизирующий начало временного цикла.

Авсень, авсень,

Шёлковая борода,

Золотая голова,

Подай пирога

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком;

Подай денежку с орлом И копеечку с копьём!

Святочная колядка, исполняемая на Тамбовщине

 

АЛАТЫРЬ

Алатырь (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», наделённый целебными и волшебными свойствами. В заговорах и сказках «бел-горюч камень».

Расположен в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое древо или трон мирового царствования. Из-под него по всему миру растекаются целебные реки.

На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидела пресвятая богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шёлковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе, кровь, не бежать, аминь.

Старинный заговор против крови

 

 

АЛКОНОСТ

Алконост (алконос) — сказочная райская птица, в апокрифах и сказаниях птица грусти и печали. Изображалась на лубочных картинках с крыльями и человеческими руками, телом и лицом женщины. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, бросившейся в море и превращённой богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Услышавший пение этой птицы, забывает обо всём на свете.

Резник Олеха — лесное чудо, Глаза — два гуся, надгубье рудо, Повысек птицу с лицом девичьим, Уста закляты потайным кличем. Заполовели у древа щёки И голос хлябкии, как плеск осоки, Резчик учуял: «Я — Алконост,

Из глаз гусиных напьюся слез!»

Н.А. КЛЮЕВ «Погорельщина»

 

АМАЗОНЫ

Амазоны — фантастические персонажи, которые изображались на русских лубочных картинках, обычно с тёмными как у арапов лицами. Особого распространения в мифах и преданиях эти персонажи не получили. Скорее всего, так представлялись нашим предкам жители дальних неведомых земель. Лик их был свиреп и воинственен, атрибутом было копьё или лук со стрелами.

... Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастырь, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы. На столиках шкатулки — бисерные, и кожей обделанные, и разрисованные, и хрустальные.

 

А.М. РЕМИЗОВ «Чертик»

 

АНЧУТКА

Анчутка — в восточнославянской мифологии злой дух, бесёнок, обитающий в болоте, имеет крылья. Помощник водяных и болотных. Ещё его называют «беспятым», «беспалым»; хромота — одна из основных примет нечистой силы. Анчутка — происходит, по-видимому от балтийского утка (маленькая утка). В более позднее время — одно из русских названий чертенят. В сказках он беспятып, потому, что волк ему пятку откусил.

...Я сівутой човен та й давай гребтись до другого берега. Гребуся собі та й гребуся, коли це вибрався на середину, аж тут човен як розколихався, як розколихався, і хто його знає від чого. Дивлюсь я, аж на дні човника лежить якесь собачатко, так, як ото шарча, лежить, і п'ятка в нього на одній нозі обсмалена, звернулося в клубочок та мугиче.

І.М. ШАПОВАЛ «У пошуках скарбів»

 

АСИЛКИ

Асилки (осилки, велеты) — богатырп-велпканы. В мифах восточных славян упоминаются жившие в древние времена великаны, которые создавали реки, воздвигали горы. Когда же они сердились, вырывали с корнями деревья, сбрасывали камни с гору устраивали бури и штормы. Играючи, бросали в небо булавы, чем вызывали гром. Возгордившись своей силой, великаны стали угрожать небесным богам, рассердили их и были ими уничтожены.

Кам'яні баби — то люди колись були. їх одні звали великдонами, а інші веленями. Це, кажуть, був превеликий народ, і жив він до створення сонця.

Як послав господь сонце, стали великдони виходити на могили, стали плювати на нього. Господь розгнівався і прокляв їх. З того часу вони зменшились і покам'яніли.

/

САВУР-МОГИЛА. Легенди і перекази Нижньої Наддніпрянщини. Упорядник В.А. ЧАБАНЕНКО

 

АУКА

Аука — дух леса, который в отличие от леших и прочих из нежити, не спит ни зимой ни летом. Зимой ему раздолье. Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Как крикнешь в морозном воздухе — со всех сторон «аукнет», заведёт в глушь. Вселит надежду, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснёт сладким морозным сном, обо всём забыв.

Ауку, чай, знаете? Аука в избушке живёт, а изба у него с золотым мхом, а вода у него круглый год от весеннего льда, помело у него — медведевая лапа, бойко выходит дым из трубы, и в морозы тепло у Ауки.

...Аука затейный: знает много мудрёных докук, балагурья, обезьянку состроит, колесом перевернётся и охоч попугать, инда страшно. Да на то он Аука, чтобы пугать.

А.М. РЕМИЗОВ. «К Морю-Океану»

 

БАБАЯ

Бабай — злой ночной дух, старик с котомкой или с большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Когда приходит время ночного сна, бабай из огорода или из береговых зарослей приходит под окна и сторожит. Услышит капризы и детский плач — шумит, шуршит, скребётся, стучит в окно. Но нигде не встречается, чтобы бабай забрал и унёс ребёнка, он только пугает, скорее всего, им путают детей.

 

Ай, бай, бай, бай,

Не ходи, старик Бабай, Коням сена не давай. Кони сено не едят,

Всё на Мишеньку глядят. Миша спит по ночам И растёт по часам.

Au, бар., бай, бай,

Не ходи ты к нам, Бабай.

 

БАБА-ЯГА

Баба-яга — лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян. Живёт в лесу, в «избушке на курьих ножках». Одна нога у нее костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. Можно проследить параллели с другими персонажами: ведьма — способ перемещения, умение перевоплощаться; богиня зверей и леса — жизнь в лесу, полное подчинение ей животных; повелительница мира мёртвых — забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов — человеческая нога, запор — рука, замок — зубы. В большинстве сказок — противница героя, но иногда его помощница и дарительница.

..Дошёл Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.

— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!

Избушка повернулась, Андрей вошёл и видит — на лавке сидит седая старуха, прядёт кудель.

— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Русская народная сказка в обработке А.Н. ТОЛСТОГО

 

БАДНЯК

Бадняк — рождественский персонаж южнославянской мифологии. Его символ — «рождественское полено», пень с бородой или ветка, сжигаемые в сочельник. Бадняк противопоставляется Божичу, как старый год новому. Он связан с образом змея у корней дерева.Сожжение Бадняка в конце старого года символизирует поражение змея (змей — воплощение нижнего мира) огнём, знаменует начало нового временного цикла.

Истрийские славяне кормят возжженный на Иванов день чурбан, осыпая его хлебными зёрнами. При зимнем повороте солнца сербы зажигают в домашней печи дубовый обрубок (бадняк), а в разведённое пламя бросают деньги, сыплют хлебные зёрна, муку и соль, льют вино и масло и молят о плодородии в стадах и жатвах и изобилии в доме. Ударяя кочергою по горящему полену, они поговаривают: «Сколько искр, столько бы коров, коней, коз, овец, свиней, уліев, счастья и удачи!» Возжжение бадняка известно и в Черногории, и у болгар, и везде оно сопровождается семейным пиршеством.

А.Н. АФАНАСЬЕВ.

«Поэтические воззрения славян на природу»

БАЕЧНИК

 

Баечник (перебаечник) — злой домашний дух. Появляется только ночью и не любит, чтобы за ним наблюдали. После страшных разговоров, историй можно слышать его тихий плач и глухие сдержанные стоны, прерывисто-краткий голос. Желательно не заговаривать с этими духами — добра не будет: можно опасно заболеть. Представляется баечник старичком, маленьким, неповоротливым.

...Ходит босым, чтоб не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наспится и человек не проснётся в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В доме их четыре-пять. Самый страшныйусатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно заклятьем, но оно забыто.

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

 

БАННИК

Банник (баенник, лазник бай- ник) — дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его- ненадолго. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Особенно не любит выпивох. Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время — запарят. Если уж случилось — убегать надо задом наперёд.

Заискивают расположение баинника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанною крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу...

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Последняя неделя великого поста — Страстная неделя. Четверг на страстной неделе — «чистыи четверг». Обязательным! было и купание в бане... Всходя на полок, приговаривают: «Хрещеный на полок, нехрещеный с полка». Выходя из бани оставляют на полке ведро воды и веник для «хозяина» (баиника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье».

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

БАРАБАШКА

Барабашка — персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать добрым доможилом городских квартир. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

Один из способов общения с Барабашкой, которому научили меня мои киевские друзья, заключается в следующем: два человека берут шесть простых карандашей, четыре целых и два обрезанных наполовину (все неподточенные), и соединяют их, держа в руках перед собой, чтобы образовался прямоугольник. Затем негромко начинают расспрашивать Барабашку где он живёт, сколько ему лет и т.п., задавая вопросы, чтобы он мог отвечать «да» или «нет». Если Барабашка живёт в доме, он отвечает, опуская или поднимая карандаши в месте их соединения. Попробуйте. Довольно занятная игра.

А. КОНОНЕНКО

 

БЕЛБОГ

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Представляется в облике старца с длинной седой бородой, в белых одеждах и с поссіхом в руке. Есть олицетворением светлого дня. Все время в Противоречии с тёмными силами ночи, олицетворением которых есть Черно- бог. Белбог своим посохом собирает белые облака, если их разогнали ветры, протыкает их, чтобы пролить дождь.

По правую руку от Перуна стоял Даждьбог, он был гораздо ниже, толстый, с большим животом, со сложенными впереди руками; слева — Стрибог, сделанный из четырехугольного камня, в большой шапке, из-под которой смотрели на все стороны света четыре лица, за ними стояли добрый Белобог, злой Чернооог, Волос.

і

С.Д. СКЛЯРЕНКО «Владимир»

 

БЕЛУН

Белун — по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчёлы летают, на плечи птички садятся, у ног зайчата скачут.

За могильною горою стоит белая избушка Белуна. Белунстарик добрый.

С рассветом рано отправлялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он всё утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шёл Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Только вечером поздно приходил Белун в свою избушку.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

БЕРЕГИНИ

Берегини — воздушные девы, оберегающие людей от упырей. Славяне считали, что берегини живут возле дрма и оберегают дом и его обитателей от злых духов. Весёлые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом при луне они кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

... Ми вже прожили більше ніж піввіку, настає час, коли маємо оглядатися на прожите, думати про скороминувшину, а тоб велено долею додивлятися, щоб нашої Берегин не потривожили домовики...

Берегиня, обереги — наші давні символи.

\

В. СКУРАТІВСЬКИЙ «Берегиня»

БЕСИЦЫ- ТРЯСАВЙЦЫ

Бесицы-трясавицы — духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы- трясавицы — серьёзные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Огнен, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Гры- нуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея, Желтея (насылаетжелтуху), Корку- ша (насылает корчи), Глядея (стать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека — не жить ему).

В Сильвестров день (15 января) заговаривают лихоманку. Селиверстов день гонит лихоманок-сестёр за 77 вёрст. Для изгнания лихоманок, лихорадок прибегали к помощи затворов, главной особенностью которых и силой в глазах крестьян был перечень всех имён демонов-лихорадок «Трясея,огнея, глядея, авкаркуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша», — из заговора XVIII века; «Хрипуша, ломея, пухлея, дряхлея, дремлея, ветрея, смутнща, зябуха», — из заговора XIX века. Названные поименно,«окаянные дьяволицы» — трясовицы —«дщери царя Ирода», предназначенною для того, чтобы «мучить род человеческий», — должны были отступиться от больного.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А. Ф. НЕКРЫЛОВА

 

БЕСЫ

Бес — одно из названий Чернобога. Позже — обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь;, пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы.

«... В поле бес нас водит, видно, Аа кружит по сторонам. Посмотри: вон, вон играет, Аует, плюет на меня; бон — теперь в овраг толкает Одичалого коня;

Там верстою небывалой Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме ночной.»

A.C. ПУШКИН «Бесы»

 

БОГИНКИ

Богинки – мифологические персонажи западных славян. Страшные обликом: старые безобразные хромые женщины с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными клыкастыми зубами; по поверьям, похищают и подменяют детей. Могут появляться в виде лягушек, собак, кошек, показываться как тень, но чаще всего для люден они невидимы. Богинками становятся умершие роженицы, женщп- ны-самоубипцы, девушки, избавившиеся от плода, убийцы детей. Обитают в пещерах, болотах, прудах, оврагах. Появляются ночью в ненастье,

Богинки подменяют детей, подбрасывая на их место своих уродцев; похищенных детей превращают в нечистых духов; мучают людей по ночам, давят, душат их, сосут грудь у детей, мужчин, насылают порчу на детей. Богинки опасны также для скота; они пугают и губят скот на пастбищах, гоняют лошадей, заплетают гривы.

О.В. САННИКОВА

 

БОЖИЧ

Божнч — рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его — златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла; также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) її Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце. Бо- жич — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложе- нне.

Известно, что все христианские праздники в точности «подогнаны» под языческие. Подтверждение этому — фольклор, обрядность, где каждая деталь пульсирует соками первоначальной истинной веры этноса.

Колядки, щедривки, веснянки, свадебные, поминальные, жневальные и многие другие обряды — это то, без чего славянские народы никогда себя не мыслили.

Виктория СТАХ

 

БОЛИ-БОШКА

Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одёжа рваная, в заплатах. Прикинется старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную сумку или ещё что-нибудь. Нельзя поддаваться на его уговоры, хоть он долго умоляет. Уступишь, начнёшь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать — вскочит боли- бошка на шею, голову петлёй стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься вовсе и пропадёшь.

Тише! Вот и сам Боли-бошка! — Почуял, подходит: набедит, рожон!

Весь измоздёлый, карла, квёлый, как палый лист, птичья губа — Боли-бошка, — востренький носик, сам рукастый, а глаза будто печальные, хитрые- хитрые.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

БОЛОТНИЦА

Болотница (омутница, лопат- ница) — дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить их в трясине. Болотни- цы могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.

Золотисты лица купальниц.

Их стебель влажен.

Это вышли молчальницы Поступью важной В лесные душистые скважины.

 

A.A. БЛОК «Твари весенние»

 

БОЛОТНЯНИК

Болотняник (болотяник, баг- ник) — дух болота, живёт в большом каменном доме с женой и детьми. Жена — болотница, дева-утопленница. В родственных связях с водяным и лешим. Болотняник — седой старик с широким желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника, завлекает его в трясину. Любит гулять по берегу. Пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами; выдувая воздух пузырями, громко причмокивает. Подстраивает ловушки для несведущих — зелёную траву или корягу, бревно, а под ними — трясина, глубокая топь.

И тогда говорят в деревнях Неизвестно откуда пришедшие Колдуны и косматые ведьмы:

«Это шутит над вами болото. Это манит вас тёмная сила».

A.A. БЛОК «Болото — глубокая впадина ...»

 

БОСОРКУН

Босоркун (витряник) — горный дух, который поднимает сильный ветер и летает с этим ветром невидимым. Кто его задерживает, того он убивает силой ветра. Босоркун вызывает засуху, насылает на людей и животных болезни, недомогания. У венгров есть похожий мифологический персонаж — босор- кань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных, которая также вредит посевам, людям и скоту.

Босоркуны вредят людям преимущественно ночью, время их особой активности — Иванов день (24 июня), день Луцы (13 декабря) и день святого Георгия (24 апреля), покровителя скота.

Н.И. ТОЛСТОЙ

 

БОЯН

Боян — мистический поэт-певец древних славян. Упоминается в летописях. От Бояна идёт традиция сложения былин, раннего устного поэтического творчества. Он везде успевает, где случаются значительные события, воспевает мудрость князей и подвиги воинов; но в назидание потомкам смело «бает» о распрях, изменах, неразумной гордыне правителей, что приводит к страшным бедам. Песни Бояна — устная летопись жизни народа.

У Бояна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк в степи, бежала, Поднималась к облакам орлом.

... но не десять соколов взлетали,

А Боян персты на струны клал,

И живые струны рокотали Славу тем, кто не искал похвал.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н.РЫЛЕНКОВА

 

БРОННИЦЫ

Бродницы — у древних славян духи охранительницы бродов, миловидные девушки с длинными волосами. По преданиям, Бродницы живут вместе с бобрами в тихих заводях. Они охраняют броды, сделанные из хвороста, подправляют их, стерегут. Когда же враг тайком подбирается — Бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или в омут.

...И водные Бродницы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навов из тёмных могил.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

БУЯН

Буян — мифический остров, который упоминается в русских сказках и заговорах. Находится далеко в море. Остров Буян наделён чудесной силой, на нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом. Там же на острове есть священный камень алатырь, кто сумеет найти этот камень — все желания его исполнятся.

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана, И желанная страна Вот уж издали видна.

A.C. ПУШКИН «Сказка о царе Салтане...»

 

ВЕДОГОНЬ

Ведогонь — дух спящего человека или зверя. После смерти ведогонь превращается в навь (навь, навьё — дух мёртвого человека). Появляется чаще всего ведогонь осенью, когда летают паутинки (а может он и есть паутинка). Управляет ведогоня- ми Посвист — бог ветра. Ведого- ни во время сна помогают людям творить, сочинять. Но они драчливы, если заденут друг друга, устроят потасовку — погибнет ведогонь и человек во сне умрёт. Ведогони дружны с дрёмой, насылающей на человека сон.

Вот, ты счастливый, заснул, а твой Ведогонь вышел мышью, бродит по свету. И куда-куда не заходит, на какие горы, на какие звёзды! Погуляет, всего наглядится, вернётся к тебе. И ты встанешь утром счастливый после такого сна: сказочник сказку сложит, песенник песню споёт. Это всё Ведогонь тебе насказал и напели сказку и песню.

\

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ВЕДЬМА

Ведьма — по старинным преданиям, женщина, продавшая душу чёрту. На юге — это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере — старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом. От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отравляется на свои тёмные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и в жёлтую кошку. Вместе ç месяцем стареет и молодеет. На Силу 12 августа ведьмы обмирают, опившись молока. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь — в Киеве на Лысой горе.

Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, отставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу.

...вылезла из печки, скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она минуту назад ездила на метле.

Н.В. ГОГОЛЬ «Ночь перед Рождеством»

ВЕЛЕС

Велес (Волос) — бог скотоводства п богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Велес — опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухом. Он — отец великанов; вол — могучий, большой. Волос — один из богов пантеона князя Владимира, его день — понедельник.

У древних ^славян существовал жатвенный обычай — «завивать бороду». Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Волосу. Трава и лес — власы земли.

В договоре Олега с греками упоминается ещё о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне в верности, имев к нему особенное уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства.

\

Н.М. КАРАМЗИН «История государства Российского»

 

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА и ПОЛУНОЧКА

Вечорка, Зорька и Полуночка — три богатыря, герои русских устных преданий и сказок, символизирующие основные моменты суточного солнечного цикла: Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Свето- зар; Полночь-богатырь, Полуночник. Во всех событиях, происходящих с ними, ведущим есть Зорька. Он побеждает драконов и змеев, как заря побеждает тьму ночи. Вечорка, Зорька и Полуночка — характерные образы мифов о солнце (солярных мифов), аналогичные персонажи есть в мифологиях других народов мира.

...Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньший на утренней заре. У короля исчезли три дочери, братья отправляются на их поиски. Зорька в пути одолевает старичка — злого колдуна, трёх-, шести- и двенадцатиглавого змеев, и вместе с братьями освобождает дочерей короля.

Пересказ русской народной сказки

 

вилы

Вилы (самовилы) — женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами в легких одеждах, проживающие в горах. Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озерами, способны «запирать» их. Если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Кто отнимет одежды у Вил, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывать будущее.

«Расскажи, какое ты творенье:

Женщина ль тебя породила

Иль богом проклятая Вила?»

 

А. С. ПУШКИН «Песни западных славян»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.