Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛУДНИЦА 1 страница



ВИЙ

Вий — самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущий под землей. Раскорячистый, косолапый, руки и ноги, что корни дерева, весь в земле. Ходит тяжело, появляется лишь в тех случаях, когда другие представители нечистой силы не в состоянии справиться. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть исчезает с третьими петухами.

— Вия!голоса у путников стали, как струнки: пропадут, тут им живу не быть,того самого Вия: Подымите мне веки, ничего не вижу!

— Того самого о железном пальце. Нынче Вий на покое,зевнул одной головой конь двуголовый, а другой головой облизнулся,Вий отдыхает: он немало народу-людей погубил своим глазом, а от стран-городов только пепел лежит. Накопит Вий силы, примется снова за дело.

А. М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ВОДЯНИЦА

Водяница — жена водяного, но утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё называют — шутиха, шутовка. Водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними — рвут сети, портят жернова.

... А вот и беленький одолень нашелся, — сказала знахарка, ступая в болотце, по которому пестрели ярко-желтые купавки и полевые одолени. Чуешь, каков благоуханный цвет!.. Мать Сыра Земля со живой водой тот цветок породили — оттого ровна у него сила на водяницу и на поляницу.

 

П. И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

Водяной

Водяной (водяник, водыль- ник) — дух рек и озер, подобно всем духам из нечисти — не только «дедушко», как привычно зовут его, но и подлинный «пращур», Всегда голый, в чёрной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелеными волосами и бородой, в шапке из куги. Лапы вместо рук с перепонками, хвост рыбий, горящие раскаленными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится — плотины рвет, мельницы подмывает, животных и людей в воду тащит. Ему приносят жертву рыбаки, мельники, пчеловоды.

На Никиту (16 апреля) водяной просыпается от зимней спячки.Рыбаки угощают водяного, утопляя (чужую) лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!»

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.Составитель А. Ф. НЕКРЫЛОВА Он (водяной) уносит в свои подземные комнаты на безвозвратное житьё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водою он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д.

С. В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»-

 

Волосыни

Волосыни — в мифологии славян образ созвездия Плеяд. Более позднее название: Волосожар, Стожары, Власожелы, Бабы. Согласно древним преданиям, женщины одного из родов во время нападения врага превратились в «небесное стадо», дабы не быть плененными. Сияние этого созвездия предвещает удачу в охоте, умножение скота. В звездные ночи овчары выходили на улицу, становились на шерсть и молились, чтобы овец было больше, чем звезд на небе. Волосыни — жены бога Волоса, покровителя скотоводства.

...на великий же день Волосыни да Кола (Большая Медведица) в зорю вошли, а Лось (Полярная звезда) головою стоит на восток.

А. НИКИТИН «Хождение за три моря»

і

 

Волх

 

Волх (Вольга) — мифологический персонаж обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Позже герой русских былин, но эти свои качества не утрачивает. Волх — слияние че- ловечесих и природных начал. Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинном эпосе Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом. Можно проследить связь Волха с Велесом и со Змеем Огненным Волком.

... Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей.

... Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всехмолодцев обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.

ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ. Русская былина

 

Волхвы

Волхвы (кудесники, волшебники) — избранники Богов, посредники между небом и людьми, исполнители воли Богов. Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям, уважаемым за добродетель и мудрость, действительную или мнимую. Волхвы были блюстителями веры, предсказателями, лями, жили отшельниками, питались дарами и жертвами, которые                       предназначались

божествам.Они имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношения, входить в святилища. После введения христианства преследовались, так как поклонялись языческим божествам, отстаивали старую веру и обряды.

... Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?..

... Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен —

Грядущііе годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

А.С. ПУШКИН «Песнь о вещем Олеге»

ВЫРИИ

Вырий (вирий, ирий) — дивная, обетованная, теплая сторона, у моря или за морем, куда улетают души умерших и ещё доступная только птицам, змеям. В некоторых преданиях различается птичий и змеиный вырий. Согласно легендам, ключ от вырия хранят птицы. У древних славян был магический обряд погребения крыла птицы в начале осени. Крыло символизировало ключ от вырия.

Вирій гадючийокремо від пташиного. Пташиний десь на теплих водах, за пущами і за богатирями, а гадючийв Руській землі. От що про нього кажуть.

Пішла дівка в ліс і провалилася в цей вирій. Як провалилась, а гадюки як засичать. А сама більша як засичить на нихвони всі й помовкли...

САВУР-МОГИЛА. Легенди і перекази Нижньої Наддніпрянщини. Упорядник В. А. ЧАБАНЕНКО

 

ГАМАЮН

Гамаюн — сказочная райская птица, упоминаемая в апокри­фах и духовных стихах как «птица вещая», как сирин и ка­ган. Летает в поднебесье, живёт в море. Изображали птицу-га- маюн с женским лицом и грудь- ю; иногда просто большой пти­цей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица-га- маюн — счастье пророчит.

 

Я люблю малиновый падун,

Листопад горящий и горючий,

Оттого стихи мои как тучи

С отдалённым громом тёплых струн.

Так во сне рыдает Гамаюн —

Что забытый туром бард могучий.

Н.Клюев

ГЕРМАН

Герман (Джерман) — мифологический персонаж, божество плодородия у южных славян. Во время обряда вызывания дождя у болгар представлялся глиняной куклой с подчёркнутыми мужскими признаками. В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи, женщины хоронят его на песчаном берегу реки, после чего должен пойти плодоносный дождь.

... Познание бога не заложено в нас рукою природы... Из чего же возникает эта идея?..Человек видел поразительные явления природы, урожаи и засухи, ясные дни и бури, блага и бедствия, и ощущал хозяина. ...Таковы были первые шаги, и вот почему каждая маленькая община имела своего бога.

Ф. М. ВОЛЬТЕР

 

ГОРГОНИЯ

Горгония (девица Горго ния) — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, происходящая от античной Медузы-горгоны. Лик Горго- нии прекрасен, но смертоносен, она знает язык всех живых существ. Герои стараются добыть голову Горгонии, дабы получить чудесное средство, дающее победу над любым врагом, но удаётся это только самому сильному и отважному. Иконография головы Горгонии — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков».

Дорогою мысли его кружились нестройными роями. Образ Любови носился перед ним попеременно то в виде приманчивого, пленительного создания, то в чертах прекрасной, но мрачной Горгоны, ослепляющей и окаменяющей сердца неопытные и неосторожные.

О. М. СОМОВ «Эпиграф вместо заглавия»

 

ГОРЫНЯ

Горыня (Горыныч, Вернигора, Вертогор) — один из трех бога- тырей-великанов (Горыня, Ду- быня, Усыня), герой русских сказок. Обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает, горы сворачивает. Если предположить, что Горыня происходит от «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубы- ня — земля, Усыня — вода.

...Идёт он по дороге и видит: один человек раздвигает горы. Покати-горошек удивился,подошел к человеку и говорит: «Здорово, добрый молодец! Что ты делаешь?»«Да вот дорогу делаю».«А куда ты пойдёшь?»«В свет, счастья искать!»«Давай пошли вместе!» Вот они идут, Покати-го- рошек и спрашивает: «А как тебя зовут?»«Сверни-гора,тот отвечает...»

ПОКАТИ-ГОРОШЕК. Русская народная сказка из сборника Ю. Г. КРУГЛОВА

 

ГРОМ ГРЕМУЧИЙ ВЕЛИКИЙ

Гром Гремучий Великий — божество, которое каждую весну садится на своих коней и скачет по небу. Громкоголосый, всегда сердитый, мчится колесницей по облакам, копьём протыкает небо, поливая дождем Мать Сыру-Землю, хлещет её золотой плёткой (молнией). Гром Гремучий более позднее божество, свои качества позаимствовал у Перуна.

Почитание Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитание Ильи Громовика...

П. И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

ДАБОГ

Дабог — мифологизированный образ земного царя в южнославянской мифологии. Как и Дажьбог у восточных славян, Дабог — дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. Высокие недоступные горы, куда не мог ступить человек, внушали ему ужас и происходящие непонятные явления легче всего было объяснить действиями могучих сил, якобы обитающих на вершинах гор под облаками.

Идея божества, такая неясная в наше время, в своём первоначальном виде есть лишь мысль о физических силах вселенной... Вот почему существо, называемое богом, было то ветром, то огнем, то водой, всеми стихиями попеременно. То это было солнце, то звёзды, то планеты, то материя всего видимого мира, вселенной в целом; то отвлеченные метафизические качества, такие, как пространство, время, движение и разумное начало.

К. ВОЛЬНЕЙ

 

ДАЖЬБОГ

Дажьбог (Даждьбог) — бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини луны. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Красивый, сильный юноша, молодой князь, попечитель пахарей и сеятелей. Наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью, мастерством. В летописях его называют предком русичей. Ещё Дажьбог — хранитель ключей земных. Бог солнца закрывает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые уносят их в вы- рей — летнее царство, страну ушедших душ. Весной птицы возвращают ключи и Дажьбог открывает землю. Один из богов пантеона князя Владимира, день его — среда.

Смуты жизнь людскую сокращали,

Внук Даждьбога покидал жилье.

Приумолкли пахари в печали,

Черное взыграло воронье.

Невеселая, братья, година тогда наступила,

Силу внука Даждьбога пустынная степь поглотила.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н. РЫЛЕНКОВА

 

ДАНА

Дана — славянская богиня воды. Светлолицая девушка—река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо, упадёт благодатным дождём на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. От имени Дана походит название Днепр (Да- наприс), Днестр, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: ДА («вода») плюс НА («неня»), означает «Вода—Мать». Припев песни «Дана, шиди, риди, Дана» — «Дана, она творит, реку творит, Дана». Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

Первісно Леля (Дана), богиня багатьох народів, була жіночим началом Всесвіту. У слов'ян вона звалась також Дівою. Вода, начало речей, вічно прекрасна, вічно свіжа, вона була дівою і одночасно жінкою, дружиною Сонця. У Дівограді (пізн. Магдебург) стояв її храм.

О.П.ЗНОЙКО «Міфи Київської землі та події стародавні» ... У кожному селі побутують купальські пісні. Як би вони не починалися, про що б у них не співалось, насамкінець обов'язково зведеться до кохання й одруження. Благословенні ці пісні Даною та Лельом, водою і світлом.

В. МИЦИК «Ясне-красне Купайло»

 

ДВОЕДУШНИК

Двоедушник — существо, способное совмещать в себе две души — человеческую и демоническую. Число «два» у славян в отличие от чисел «один» и «три» обладало сверхестественной силой. Обычно двоедушник днём ведёт себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засыпает глубоким сном, так что его невозможно разбудить. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса, зайца, коня и т. п. Иногда после смерти двоедуш- ника его чистая душа идёт на тот свет, а нечистая душа становится упырём.

... Если бродящего Двоедуиіника кто-либо будет задерживать, он может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения. Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на место ног. В этом случае Двоедушник будет болеть не менее двух недель.

Н. И. ТОЛСТОЙ

 

ДВОРОВОЙ

Дворовой — покровитель двора, помощник домового. По характеру отношений с хозяином двора — злой дух. Он в дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей — знающий хозяин старается не держать такую живность. Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых, не в силах вмешаться.

Злой дворовуиіко позавидовал своему соседу, доброму дворовушке, в том, что у того и коровы сыты, и у лошадей шерсть гладка и даже лоснится. Злой провертел дыру в чане, в котором добряк-дворовой возил в полночь воду с реки. Лил потом добряк, лил воду в чан и все ждал, пока она сравняется с краями, да так и не дождался: и с горя на месте повис под нижней губой лошадки сосулькой в виде «маленького человечка в шерсти».

С. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

 

ДЕДЫ

Деды (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день после пасхи (пасха усопших, семуха), или осенью. Угощали дедов и на Рождество, под Новый год. Души умерших родственников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая её под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажжённую лучину вокруг стола, совершая окуривание душ умерших.

...На Україні господар в останній день старого року вносить до хати сніп жита — «дідуха». Він є символом врожаю, разом з ним заходять душі предків роду. Господар підносить дідуха над столом і ставить під образами. Перев'язує його залізним ланцюгом і кладе біля нього ярмо, чепіги від плуга і хомут. Господиня накриває все це новою білою скатертиною. Після Святої Вечері ложки та миски залишалися немитими, щоб душі померлої рідні могли їх лизати для поживи.

РІЗДВЯНІ СВЯТА. Упорядник В. І. ТЕРЕМКО

 

ДЕННИЦА

Денница — образ полуденной зари (звезды) в славянской мифологии. Звезда-Денница — сестра (по другим преданиям, мать или дочь) солнца, возлюбленная месяца. Солнце ревнует Денницу к месяцу и не позволяет им встречаться. Денница предвещает восход солнца, ведёт солнце на небо и тает в его ярких лучах. Ночью Денница светит ярче всех, помогает месяцу.

... А от косарей по Становищу души усопших — из звёзд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к восходу.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

Див

Див — демонический персонаж восточных славян, обитающий в лесу на верхушках деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками. Можно предположить, что название персонажа связано со словом «диво» — чудо, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами «дикий», «дивий». Близко по значению слово «дый» — бог. По смыслу во многих источниках Див — божество страха и смерти.

У сербов Дцв — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно див,, означает: светлый, блестящий и принималось арийскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими последними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово ‘див,, стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

А.Н. АФАНАСЬЕВ «Поэтические воззрения славян на природу»

 

Дидилия

Дидилия — богиня деторождения, роста, растительности, олицетворение луны. Ей приносили жертвы и просили дать детей. Изображалась по-разному: молодой женщиной, с закутанной в плащ головой, с зажжёным факелом в обнажённых руках (факел — символ начала новой жизни); женщиной, готовящейся дать новую жизнь, с цветами, в венке. Образ Дидилии часто использовали известные художники.

Представление о том, что вне человека существуют иные, разумные силы, возникло из первобытного хаоса природы тогда, когда разум был ничтожно вооружен опытом и поэтому сам ничтожен. Испуганный одними явлениями природы, обласканный другими, он (человек) обоготворил все, чего не понимал...

Максим ГОРЬКИЙ

 

ДОДОЛА

Додола — персонаж южнославянской мифологии, богиня дождя, жена громовержца. В магических обрядах вызывания дождя у южных славян ритуальные действия совершают жрицы богини (шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет) — додолицы. Их украшают венками, льют на них воду, подносят им хлеб. При этом додолицы поют, обращаясь к богине с просьбой послать дождь. Додола сродни богине Дидилии.

Для додолъских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге — росе (серб. «Додолица бога моли: Да ми, боже, ситну росу!»).

В.Н. ТОПОРОВ

 

Доля

Доля — дух-покровитель человека; даёт богатство и удачу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями золотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нету; болото, река, лес, горы — доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя поначалу дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого, злого человека уйдёт.

Мать пресвятая, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы? А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси.

И посмотри, Вон там молодая прекрасная Лада, Счастливая Доля, в свете зари словно говорящая солнцу: «Не выходи солнце, я уже вышла!» — она нам бросает свою золотую нить.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

Домовой

Домовой — покровитель дома. Еще величают его за очевидные и доказанные заслуги именем «хозяин» и за древность лет его жизни — «дедушка». Является в образе старика, лохматого человечка, кошки или другого малого зверя, но видеть его не дано. Он страж не только всего дома, но, главным образом, всех живущих в нем. Шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, рассыпает муку. Но и помогает: моет посуду, колет дрова, качает ребенка. 7 февраля на Ефрема Сирина домового кормят кашей, чтобы он не глумился. 12 апреля на Иоанна Лествичника домовой бесится до первых петухов.

Детушки матушке жаловались,

Спать ложиться закаивались:

Больно тревожит нас дед-непосед, Зла творит много и множество бед, Ступней топочет, столами ворочит, Душит, навалится, щиплет, щекочет.

A.C. ГРИБОЕДОВ «Домовой»

ДРЁМА

Дрёма — вечерний и ночной дух в образе доброй старушки с мягкими ласковыми руками или же в образе маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен.

 

Люлю, Дрёма пришла,

По-под зыбочку брела,

К Саше в люлечку легла,

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка, Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Колыбельная песня

ДУБЫНЯ

Дубыня іВернидуб, Дубынеч, Вертодуб, а еще Дугиня, который любое дерево «в дугу согнёт»). Персонаж восточнославянских сказок. «Дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт». В сказках Дубыня вместе с Горынен и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи її отрицательные черты, как слабость и даже предательство.

... Пішли вони. Ідуть, коли бачать: чоловік серед лісу яклупне рукою — так дуби й вивертає з корінням.

— Добридень!

— Доброго здоров'я!

— Ä що ти, чоловіче, робиш?

— Дерева вивертаю, щоб іти було просторіше.

—А як звешся?

— Верни дуб.

КОТИГОРОШКО. Українська народна казка із збірника Л.Ф. ДУНАЄВСЬКОІ

 

ДУНАЙ

Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, её плодотворящих вод.

Виноградье моё со калиною,

Выпускай из рукава стаю лебединую!

Уж как лебеди на Дунай-реке,

А свет-Настенька на белой доске,

Неоструганной, не отёсанной,

Наготу свою застит косами!

Н. КЛЮЕВ «Погорельщина»

ЖАР-ПТИЦА

Жар-птица — в славянских сказках чудесная птица, которая прилетает из другого (тридесятого) царства. Это царство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-птицы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Можно предположить, что Жар- птица связана с другими мифологическими персонажами: Рарогом, Огненным Змеем. Иногда в сказках Жар-птица выступает в роли похитительницы.

... Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки.

Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от её хвоста.

ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК. Русская народная сказка в обработке А.Н. ТОЛСТОГО

 

ЖЕЛЯ

Желя (Жля) — богиня скорби и жалости у древних славян, вестница мёртвых. Красивая неземной красотой и печальная. Бледное лицо оттеняют длинные чёрные волосы. Вместе со своей сестрой Карной летает над полем брани и оповещает кому погибшим быть. А после битвы сидит, склонив голову и обняв руками колени, оплакивает мёртвых. По существовав-шему обычаю погибших воинов сжигали — Желя разносила их пепел в роге.

И пускай после мая знойные дни и жгучие вихри, и пускай по болотам в полночь, заманивая путников в гибель, сверкают огни-одноглазы, и полднем Полуд- ницы летят в пыли вихрей, и пускай, чуя мёртвых, вопит Карина, и пускай тёмная Желя несёт погребальный пепел в своем пылающем роге...

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ЖИВА

Жива (Живана, Сива) — «дающая жизнь», богиня жизни, она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. В правой руке держит яблоко, в левой — виноград. Жива является в образе кукушки. В начале мая ей приносят жертвы. Девушки чествуют кукушку — весеннюю вестницу: крестят её в лесу, кумятся между собою и завивают венки на березе.

...Обряд этот (крещение кукушки), несомненно, языческого происхождения и претерпел христианизацию лишь внешне. Вознесенье не имеет своей постоянной даты и в разные годы приходится на разные числа. Суть обряда связана с обновлением жизненных сил природы: после зимнего умираниявозрождение и торжество солнечного тепла. Другая сторона действаповлиять на творческие силы природы, вызвать обильный урожай. По представлениям древних славян, в кукушку превращалась богиня жизни Жива.

А.       СТРИЖЕВ «Народный календарь»

ЖИРОВИК

Жировик — один из многочисленных домашних духов, зовут его так потому, что любит жить в тепле и холе. Ещё зовут «лизень» за некоторые привычки. Живёт за печкой или в подполе, вертится возле печки, любит лизнуть блины да оладьи с пылу-жару. Существо незримое, возится по ночам с посудой, вылизывает её. Делает это просто от скуки или по свойству своего весёлого нрава, забавляется. В большинстве случаев жировик — одно из названий домового.

— Ой, бабушка, иди, домой лизун пришел, муку слизал овсяную, оржаную, пшеничную, лапшинную... А язык-от у лизуна как тёрка...

— Большой язык-от... Большой...

— А где лизун-от живёт, бауш?

— В овине, в трубе... за квасницей... в голбце...

Е. ЧЕСТНЯКОВ «Бывальщина»

 

ЗДУХАЧ

Здухач — у южных славян человек (иногда животное), обладающий сверхестественной силой, которая проявляется только когда он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведёт за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими духами. Здухач-человек охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего поселения, рода. Здухач- животное защищает только стада животных.

Согласно народным представлениям, Здухачами были и знаменитые исторические личности. Бои между Здухачами происходят чаще всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. Здухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти Здухач становится вовкулаком.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.