Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛУДНИЦА 2 страница



В.И. ТОЛСТОЙ

www.e-puzzle.ru

ЗИБОГ

Зибог — Бог земли, наделён огромной силой. Он — Зиждитель-творец, созидатель. Он поднял землю в одном месте и встали горные хребты, кряжи, холмы; опустил в другом — полилась вода, образовались моря и океаны; провел борозды могучими пальцами — потекли реки. А где мизинчиком коснулся — озёра малые заплескались. Хранит землю Зибог, а рассердят его люди — земля трясется, вулканы извергает, волны огромные поднимает. Могуч Зибог, брови косматые, борода развевается — лучше его не злить.

... Древние, наблюдая небесные явления, как то: гром, молнии, перуны, сближение звёзд, затмение солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что виновники этого — боги.

ДЕМОКРИТ

 

ЗИМЦЕРЛА

Зимцерла — богиня рассвета, утренней зари, начала дня, жена бога Погоды. Ясноликая молодая женщина, своим спокойствием вселяющая людям уверенность в завтрашнем дне. Зимцерла умеет ладить со своим супругом, настроение которого очень изменчиво. Большинство дней в году утренняя богиня так умело ласкает своего мужа, что на Погоду грех жаловаться. Умывается Зимцерла утренней росой, и если девушки не ленятся, встают рано, росой умываются — будут такими красивыми, как она. В г. Киеве до введения христианства был храм богини Зимцерлы.

В третий день моего путешествия, когда просипалася Зимцерла, спускался я с превысокой горы и увидел недалеко не весьма узкое владение...

Зимцерла — словенская богиня; она была то же, что и Аврора.

М.Д. ЧУЯ КОВ «Пересмешник, или славенские сказки»

 

Злыдни

Злыдни — злые существа, маленькие, со сморщенными мордочками, в сером или в чёрном одеянии, их всегда несколько, и пакости они всегда творят сообща. Обычно сидят на старой мельнице рядом с Лихо Одноглазым и прислуживают великанше. Но время от времени поселяются в каком-нибудь доме или дворе и беда хозяину. Скотина хиреет, добро пропадает, урожай гибнет, да и в семье неладно. Разоряется хозяйство, а злыдни возвращаются на мельницу и подыскивают новую жертву. Часто они бродят вместе с недолей, выбирают ленивых да нерадивых, пьяниц да бездельников.

Смилуйся, мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба и палкой бросил дом и идёт по катучим камням — куда глаза глядят, а злыдни — спутники горя, обвиваясь вокруг шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не отстанем!»

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Змей Горыныч — известный персонаж русских былин и сказок, представитель злого начала, дракон о 3, 6, 9, или 12 головах. Связан с огнём и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство. Появляется Змей Горыныч в сопровождении грозного шума «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. Змей Горыныч не всегда чётко отличим от других сходных персонажей — Змея Тугарина, Змиула- на, Огненного Змея.

... Не успел Добрыня сказать — вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит...

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трёх головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят.

ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА.

Русская былина

 

/ ЗМЕИ ОГНЕННЫЙ ВОЛК

Змей Огненный Волк (Огненный Змий, Летун) — общеславянский мифический герой. Чаще всего это волк, но иногда он приобретает облик другого животного или птицы. Появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Перекидываясь волком или птицей, совершает подвиги, помогает людям, считается непобедимым и неуловимым.

... «Осенью было дело, — говорила она, — только что кочета полночь опели, засидевшись у Глафириных, шла я до своей обители и в небе летуна заприметила... Красен, что калёный уголь, не меньше доброго гуся величиной; тихо колыхаясь, плыл он по воздусям и над самой трубой Егорихиной кельи рассыпался кровяными мелкими искрами...»

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

ЗМИУЛАН

Змиулан — змеевидный демон, который живет в дупле древнего дуба, воплощение стихии огня. В древнеславянских преданиях Змиулан вступает в брак с женщиной, внушив ей любовь, и приносит в дом богатства из кладов, спрятанных в земле. От брака рождается существо змеиной породы (Змей Огненный Волк). Сын и отец сражаются, от чего бывает огненный вихрь. В заговорах Змиулана призывают как волшебное существо, способное внушить страсть к женщине.

... Королевна видит беду неминучую, высылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла, как трубой, переведаться в бой.

СКАЗКА О БОГАТЫРЕ ГОЛЕ ВОЯНСКОМ. Русская народная сказка в пересказе Б. БРОННИЦИНА

 

ИВАН ДУРАК

Иван Дурак (Иван Дурачок, Иванушка) — мифологизированный персонаж русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, построен ную не на правильных логических действиях, а на поиске собственных решений, зачастую противоречащих здравому смыслу, но в конечном итоге приносящих успех. С помощью волшебства, а также нестандартных действий Иван Дурак преодолевает все препятствия и достигает цели. Он умеет практически все: плясун, поэт, музыкант, воин и пахарь. В некоторых сказках ему присуща юродивость, которая получила особое развитие в русской духовной традиции.

... Жил-был старик, и было у него три сьша. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

... Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком...

... Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

СИВКА-БУРКА. Русская народная сказка в пересказе М.А. БУЛАТОВА

 

ИВАН ЦАРЕВИЧ

Иван Царевич — мифологизированный образ главного героя русских сказок. Его деяния — образец достижения наивысшего успеха. Универсальность образа в том, что он — «Иван», т.е. любой человек, не имеющий ка- ких-либо сверхпреимуществ. В начале сказки Иван Царевич оказывается даже в худшем положении, чем другие герои. Но в конце концов именно он преодолевает все перепоны и выходит победителем. В целом Иван Царевич соотносим с вечным сюжетом умирания и возрождения, зачастую он проходит через смерть и вновь обретает жизнь.

... Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую.

Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Русская народная сказка в пересказе М.А. БУЛАТОВА

ИНДРИК- ЗВЕРЬ

Индрик-зверь — всем зверям царь, прародитель всех зверей. Мифическое существо, которое по преданиям жило под землёй и своим единственным рогом прочищало путь подземным водам, чтобы питать всё живое, поддерживать жизнь на земле. Огромный, подобный змею. Если Индрик-зверь рассердится — учиняет землетрясения. В засуху его призывали подать воду в колодцы и водоёмы, напоить траву и деревья, сберечь урожай.

И куда-то скрылся Индрик-зверь. Индрик-зверьмать зверямземлю забыл. А когда-то любил свою землю: когда в засуху мёрли от жажды, копал Индрик рогом коляную землю и выкопал ключи, достал воды, пустил воду по рекам, по озёрам.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» Персонажи славянской мифологии

 

ИПАБОГ

Ипабог — покровитель охоты. На его одежде изображены сцены охоты. Он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом: бьёт зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же человек в его владениях ведёт себя негоже — не будет удачи: зверь убежит, оружие придёт в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог незлой, он покровительствует также животным. Убережёт самку с дитём, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет.

У первобытных людей религиозные представления вызывают прежде всего страх, страх перед голодом, дикими зверями, болезнями, смертью. Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создаёт для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действия которого зависят страшные для него явления. После этого начинает думать о том, чтобы умилостивить это существо.

А.       ЭЙНШТЕЙН

 

ИЧЕТИК

Ичетик — злой дух из рода водяных. Не обладает могучими свойствами своего сородича, да и сам помельче, хотя такой же зелёный, весь в пиявках и водорослях, выплывает в сопровождении лягушек и водяных гадов. Любит играть в карты, пить бражку и пакостить по-мелкому — заливать посевы, срывать кладки, подмывать мосточки и крутые берега. Как и водяной, не упускает случая затянуть под воду ребёнка или подвыпившего взрослого. Спит с Никиты осеннего (18 сентября) до Никиты вешнего (16 апреля).

Водяному помогают «ичетики» и «шишиги» вместе с русалками.

С.МАКСИМОВ

«Нечистая, неведомая и крестная сила»

 

КАГАН

Каган — вещая птица, приносящая счастье. Живёт в поднебесье, поймать её невозможно, да и увидеть редко кому удаётся. А ловить-искать её и не надо — зря всё — сама она осчастливит того, кто этого заслуживает. Какая она — никто не знает. Известно лишь, что тем кто трудится в поте лица, пестует ниву свою, птица каган обязательно принесёт счастье. Кто же видел её — молчать должен, иначе счастья ему не видать.

...надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противника, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букашку, и медленно и внятно произнёс:

—Каган!

То есть, что он птица каган.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «Записки из мёртвого дома»

 

Каравай

Каравай (коровай) — в восточнославянской мифологии обрядовый круглый хлеб с украшениями и мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление каравая было связано с ритуальными действиями, длившимися несколько дней, с участием жрецов. Пекущие используют архаические орудия, просят Бога спуститься с неба, помочь им месить и печь. В свадебных обрядах каравай с фаллическими символами воплощал жениха, два каравая — жениха и невесту.

 

В белорусской обрядовой свадебной поэзии каравай отождествлялся с солнцем и месяцем; каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц с зарёй и т.п. Связь каравая с Богом может быть отражена в украинских его названиях: дивень, дивныи коровай, «божий Коровай».

В.Н. ТОПОРОВ

КАРАКОН- ДЖАЛЫ

Караконджалы (караконджу- лы, караконджо) — ночные водяные демоны у южных славян. Выходят из воды или из пещер на время Рождества, иногда до Крещения. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыльями, голых людей, покрытых колючками, лохматых красных или чёрных бесов с хвостами и рогами, маленьких человечков, приманивающих людей ко льду, в облике собаки, овцы, телёнка или косматого, рогатого и хвостатого человека.

Считалось, что Караконджалы после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Караконджалы боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п.

Н.И. ТОЛСТОЙ

 

Карачун

Карачун (корочун, крачу- нец) — в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье кра- чун — рождественский пирог). А также злой дух, сокращающий жизнь (судороги, смерть). Можно предположить, что название образовано от латинского слова «шатать». Т.е., шагающий день, переходный день, день солнцеворота — начало «умирания» зимы.

 

... Мы находим больше богов на небе, чем людей на земле, так как каждый сочиняет столько богов, сколько подсказывает ему его фантазия.

Ж. МЕЛЬЕ

 

Карна

Карна (КарігнаІ — богиня печали, богиня-плакалыцица у древних славян, сестра Жели. Если воин погиб вдали от дома, первой оплакивает его Карна. По преданиям, над мёртвым полем битвы по ночам слышен плач, всхлипыванье. Это богиня Карна в чёрных длинных одеждах выполняет трудную женскую повинность за всех жён и матерей. Др. — рус «карити » — оплакивать.

 

А враги приходили, где не было их и помину...

О, далече, князь Игорь,

Завёл ты на гибель дружину.

Не воскреснет она, соколиным разбужена взглядом. Бродят Карна и Жля по Руси с поминальным обрядом.

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Перевод Н. РЫЛЕНКОВА

 

КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

 

Кащей Бессмертный (Кощей) — в восточнославянской мифологии злой колдун, противостоящий сказочным и былинным героям, умыкающий красну девицу в своё царство и создающий препятствия на пути её вызволения. Смерть Кащея спрятана в яйце, которое находится в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Древность этого мотива подтверждается его наличием в русских заговорах.

... Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил. Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

... И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.

МАРЬЯ МОРЕВНА. Русская народная сказка из сборника А.Н. АФАНАСЬЕВА

 

КИКИМОРА

Кикимора — злой и вредный домашний и дворовой дух. Делает пакости домовому, его антипод. В доме стучит, старается выжить людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество Христово треплет и сжигает куделю, оставленную у прялок без крестного благословления. Во дворе вредит домашней птице. Насылает на кур «вертун», когда они кружатся до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть. Кикимора — малая гадкая бабёнка в плохонькой одежёнке, сморщенная, с киками.

...и кикимора тоже в голбце да подполье... и на подволоке... под подволокой...

— А какая она(

— Седая. Кикимора... тоже ходит везде, на на- седале кур ощипывает... Когда керкают курицы ночьюа это кикимора... А ежели пряхи оставят не благословяськудель прядёт, только иіерготок стоит: иіур-шур...

Е. ЧЕСТНЯКОВ «Бывальщина»

КИТЕЖ

Китеж (Китеж-град) — в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. В утопических легендах Китеж считался населённым праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная справедливость.

Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма, о колокольном звоне, который можно слышать на берегу озера. Китежу придавался характер убежища последователей старой веры.

A.B. ЧЕРНЕЦОВ

 

КИТ-РЫБА

Кит-рыба — прародитель всех рыб, всем рыбам мать. Он держит на себе Землю. Когда же повернётся, тогда Мать-Земля всколыхнётся. Считали, что если Кит-рыба уплывёт, то конец белому свету настанет. Многие древние народы верили, что Земля лежит на спинах китов (кита) или слонов. Существовало такое поверье и у древних славян.

И куда-то нырнул Кит-рыба. Кит-рыба — мать рыбам — покинул землю. А когда-то любил свою землю: когда строили землю, лёг Кит в её основу и с тех пор держит всё на своих плечах.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

КИТОВРАС

Китоврас — персонаж древнерусских книжных легенд. Упоминается в XIV веке в рукописных текстах как чудовище — кентавр, иногда с крыльями. В большинстве случаев Китоврас по желанию помогает царю Соломону строить храм, состязается с ним в мудрости. В некоторых вариантах легенд Китоврас наделен чертами оборотня — днём он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царём зверей.

Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую он носил в ухе.

... Популярные черты кентавра-Китовраса распространялись в древнерусской традиции и на тугие персонажи. Они могли придаваться «девице Горгонии», части людей дивия, смерти, чудовищной саранче.

A.B. ЧЕРНЕЦОВ

 

КЛЕТНИК

Клетник — дух, живущий в клети, кладовке, помощник домового. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место, шумит. Если осерчает на хозяина — мешки с мукой порвёт, зерно разбросает, зимой в морозную ночь дверь отворит, летом в дождь крышу прохудит. Может дурить и проказить безо всяких поводов, причиняя постоянное беспокойство хозяевам, принося убытки. Росту,как и все подобные ему домашние духи, очень маленького, с длинными волосами и бородой, одежда в муке. Днём клетник обычно отсыпается, выходит ночью.

Бесчисленные духи и мелкие божества народного пантеона не исчезли и даже не переменили своих свойств,только некоторые стали казаться враждебными человеку, потому что последний перестал кормить их.

Н.М. НИКОЛЬСКИЙ «История русской церкви»

 

КЛИКУША

Кликуши — люди, одержимые особого рода падучей болезнью, в припадках которой теряется сознание. Кликуша корчится, в судорогах икает, кричит звериными голосами, ругается, богохульствует. Народ приписывает эту болезнь напуску от злых колдунов. Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества.

Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и тому подобным.

Кроме ладана и богоявленской воды, признаётся ещё целебною и даже имеющею решающее действие на перелом болезни и изгнание беса крещенская вода, освящаемая в прорубях рек и озёр, а за неимением таковых — в колодцах и чащах.

С.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

КОЛДУН

Колдун (чародей, ведун, чернокнижник, ведьмак, знахарь) — в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхестественны- ми способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхестествен- ными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью.

На поле, за горкой, где горка нижает,

Где красные луковки солнце сажает,

Где жёлтая рожь спорыньёй поросла,

Пригнулась, дымится избёнка седая Зелёные брёвна, а крыша рудая,

В червонную землю давненько вросла.

Хихикает, морщится тёмный комочек,

В окошке убогом колдун-колдуночек,

Бородка по ветру лети, полетай!

С.М. ГОРОДЕЦКИЙ «Журавль»

 

КОЛЯДА

Коляда — бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали 24 декабря. Накануне Рождества Христова дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Свя- тошные игрища и гадания — остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся всё более популярными. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда — весёлое, желанное божество.

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодёжи.

А. СТРИЖЕВ «Народный календарь»

 

КОРГОРУШИ

Коргоруши (коловерши) — помощники дворового в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворово- го, Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

Нередко домохозяева терпят от ссор, какие заводят между собой соседние дворовые, — несчастье, которое нельзя ни отвратить, ни предусмотреть. Помогают им в ссорах чёрные кошки.

С.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

 

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ

Коровья Смерть (Чёрная Немочь) — у славян дух смерти рогатого скота. Считали, что Коровья Смерть появляется в виде коровы, собаки или чёрной кошки, Позже символом Коровьей Смерти стал коровий скелет. Избавлялись от мора скота, принося жертву: добывая огонь трением, сжигали живьём на поленнице домашнее животное или петуха. Известны и другие способы, как прогон скота сквозь дым, опахивание селения. При этом пели, произносили заклинания, призывая Коровью Смерть уйти.

На Агафью-Коровницу (18 февраля) коровья смерть ходит.

По случаю падежа скота или для предотвращения его существовал во многих местах России обряд опа- хивания деревни: собирались ночью скрьипно все бабы в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубину, кто косу, на вдову надевали хомут без иілеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. Во время опахивания выкрикивали: «Смерть, смерть коровьяне губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!»

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

 

КОСТРОМА

Кострома — в восточнославянской мифологии — воплощение весны и плодородия. В обрядах проводов весны — это молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. Делали также чучело Костромы из соломы и устраивали ритуальные похороны (сжигали, разрывали на части) с обрядовым оплакиванием. Ритуал символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов день — первый понедельник после Троицы.

У молодёжи накануне Петрова дня свои хлопоты: последняя «хмелевая ночка» подходит, завтра надо Кострому хоронить... Ещё пройдёт день, лета макушка придёт, начнётся страда, летним гулянкам конец... Вечером, только закатится солнце и сумрак начнёт по земле расстилаться, девушки с молодицами, звонко песни играя, выходят гурьбой за околицу, каждая охапку соломы тащит. Выбрав укромное место, раскладывают костры и при свете их вяжут Кострому из соломы. Одевши её в нарядный сарафан недавно вышедшей замуж молодицы и убравши цветами, молча, без шуток, без смеха кладут на доску возле воды...

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

КОСТРУБ

Коструб (Кострубонька) — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Если Кострома персонаж русских обрядов, то в украинских весенних ритуалах переход к лету знаменовали похороны Кострубоньки. Это было чучело мужчины с подчёркнутыми атрибутами пола (реже женщины). Кострубатий — неряшливый, непригла- женный, неаккуратный. Чучело сжигали или топили в реке, сопровождая действие песнями и хороводами, обращались к Земле и Солнцу с вечными просьбами о хлебе насущном.

Ще за дня, було, гуртуються парубки і дівчата: перші вяжуть патлатого Коструба, несуть найліпшу губку до кресала; ті добирають найтон- ших, наилегших свічок, плетуть вінки. Іще за дня у всіх них од солодкої тривоги злітають угору серця, буйно хмеліють голови. Там, на кручі, в одну мить спалахне потішне кострище, довгим рядочком попливуть за водою кружальця вогників — дівочі вінки, забринять над погідним краєм гарячі закличні пісні.

О. ПАЛІЙЧУК «Колиска Дажбога»

 

КУКЕР

Кукер (кукувцы, джамалар) — дух плодородия у южных славян. Во время весенних игрищ Куке- ра изображал мужчина одетый в шкуру козла с большим деревянным фаллосом В хороводе происходит брак Кукера с одной из девушек, которая затем показывалась беременной и симулировала роды. Совершаются ритуальные пахота и сев. Иногда Кукер изображал физиологические действия с Землёй, подразумевая её оплодотворение.

Человек радуется или печалится, и поэтому говорят, что небо также может радоваться и печалиться. Пытаясь познать небо, исходят из человека; источник подобного истолкования неба — человек.

ВАН ЧУН

 

КУПАЛА

Купала — бог земных плодов. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св.Агрип- пины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое- где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища. Этот красивый языческий праздник возрождается на Украине и в Белору- сии.

Івана Купалаце день літнього сонцевороту, що тепер сходиться з християнським святом Різдва Святого Пророка Предтечі і Хрестителя Господнього Івана, 24го червня за старим календарем, або7—го липня—за новим.

У старих писаних джерелах Купало характеризується як поганськии бог земних плодів, якому приносили хлібголовний плід землі. Так, у Густин- ському літописі записано таке: «Купало, яко-же мню, бяиіе богь обилія, якоже у еллинь Цесерь, ему-же безумный за обиліе блегодареніе приноиіаху вь то время, егда имяше настати жатва.»

Олекса ВОРОПАЙ «Звичаї нашого народу»

 

КУРДУШИ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.