Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛУДНИЦА 4 страница



Никола (Микола) — в славянской мифологии название злого духа, позднее восшедшее к святому Николаю, который в народе считается покровителем моряков и рыбаков, да и всех тружеников. Празднуют Николу Тёплого (Вешнего) — 9.V. ст.ст. и Николу зимнего — 6.XII ст.ст. У южных славян Никола — лесной дух, загадывающий загадки заблудившимся. Отгадавших выводит на дорогу, не отгадавшие продают душу чёрту. Живёт в дупле, покровительствует охотникам. От языческого злого духа у Николы осталась хромота (признак нечистой силы).

Вы, покличте-ка, домочадцы,

На Сиговец к студёному долу Парусов и рыбарей братца, Святителя тёплого-Миколу!

Он, кормилец, в ризе сермяжной, Ради песн младеня в зыбке, Откушает некуражно Янтарной ухи да рыбки!

Н. КЛЮЕВ «Погорельщина»

 

НИИ

Ний — в славянской мифологии страшный бог царства мёртвых. Огромный горбатый старик с длинными волосатыми руками-лапами. Вечно злой, потому что работать приходится без отдыха днём и ночью — принимать души умерших. Кто попал в лапы к безобразному Нию — назад возврата нет. По- видимому, в более поздние времена — это предводитель нечистой силы Вий.

... Мгновенно дверь хижины растворяется, — и, при беспрерывном блеске молнии, я зрю юного витязя, в броне серебряной, опоясанного мечом грозным. Ни сам свирепый Ний не потряс бы толико робкого сердца моего своим появлением.

В.Т. НАРЕЖНЫЙ «Славянские вечера»

 

Ног

Ног (ногуй, нагай, игон) — древне-русское название грифона. Птица огромных размеров и сверхестественной силы, вьёт гнездо на двенадцати дубах (родня Соловью-разбойнику), на корм птенцам даёт быка. В средневековой книжной традиции с образом Нога связан полёт героев по воздуху. Можно предположить, что это символ всеразрушающего перемещения воздуха, сильного ветра, шквала, урагана.

...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан На- гай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.

СКАЗКА О МОЛОДИЛЬНЫХ ЯБЛОКАХ И ЖИВОЙ ВОДЕ. Русская народная сказка в обработке

А.       Н.ТОЛСТОГО

 

Ночницы

Ночницы (криксы) — ночные демоны. Нападают в основном на новорожденных детей, до крещения, и не дают им спать. Это неопределенного вида существа, невидимые или похожие на птиц, летучих мышей, червей; привидения, блуждающие огни; реже — женщины с длинными волосами в чёрной одежде. Чуют дом, где есть колыбель, проникают через окно или дверь и истязают ребёнка. Лазят также ночью по птичьим гнездам, выпивают яйца, душат птенцов. Ночницами становятся после смерти женщины — ведьмы не имевшие детей.

Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пелёнки, выходить из дома и выносить ребёнка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пелёнок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде.

С.М. ТОЛСТАЯ

 

ОБОРОТЕНЬ

Оборотень (волкодлак, волко- лак) — мнимое существо, человек, превращённый колдуном в животное, чаще всего в волка или медведя, который затем может оборачиваться в собаку, кошку, в куст, пень и прочее. Ведьмы также обращаются в волкодлаков и обращают других. Узнать оборотня можно по тому, что у него задние ноги имеют колени вперёд, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно если те выпили лишку. Перешёл оборотень дорогу — быть беде.

... После этого заговора старый колдун стал лицом к месяцу и, воткнув в самую сердцевину 'пня небольшой ножик с медным черенком, перекинулся через него трижды таким образом, чтобы в третий раз упасть головою в ту сторону, откуда светил месяц. Едва кувырнулся он в третий раз, вдруг видит: старика не стало, а наместо его очутился страшный серый волчище.

Умный человек на месте нашего Артема бежал бы без оглядки из лесу; а наш Артем сделал если не умнее, то смелее. Он подошел к пню, почесал свою буйную голову — и после давай обходить около пня и твердить то, что слышал перед сим от старого колдуна.

О.М. СОМОВ «Оборотень»

 

ОВИННИК

Овинник — дух, живущий в овине. Весь лохматый, но одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает. Особенно нерадивых хозяев — бросает им жар в неубранные снопы. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник тоже накажет пожаром. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку, в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойдёт: мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого — радуется девушка.

7 октября на Феклу-заревницу в натопленных овинах молотят хлеб. А в том, что овины горели, обвиняли овинника, духа — хозяина овина.

Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины в самом углу подлаза днём и ночью. ...Глаза горят калёными угольями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь чёрный и лохматый. Топить овины в Воздвиженьев день и на Покров не позволяет: и на добрый случай попехнет у костра в бок так, что едва не соберешь дыхание; на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

ОГОНЬ-ЦАРЬ

По древним преданиям, бог Велес похитил Молонью-царицу и коварно овладел ею. (Велес умеет превращаться в красивого юношу и внушать страсть любой женщине). Родился Огненный Змей (Огонь-царь). И стал он мстить своему 'отцу за мать. Вместе с “ Молоньей-царицей преследует Велеса, превращающегося в человека, корову, коня, прячущегося под камнем или под деревом — крошит камень, расщепляет дерево, сжигает животное или человека. Огонь- царь всегда побеждает в единоборстве, а ■ во время битвы творится буря. Огонь-царь живет на небе, Велес — на земле; храмы Огня, Перуна — на холмах, а Ведёса — в низинах.

... Спросить про Ярилу у окольных людей, спросить про царь-огонь, спросить про купальские костры — никто не слыхивал.

... И сказал Матери Сырой Земле:, «Вот я разлил огонь по камням и деревьям. Я сам в том огне. Своим умом-разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь- — дар моему любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу».

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

ОГУМЕННИК

Огуменник (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также сарай для сжатого хлеба), открытых со всех сторон, и в ригах, прикрытых бревенчатыми срубами с непроте- каемыми крышами, самый злой помощник дворового. Наказывает тех, кто по ночам ходит на гумно за соломой. 4 сентября на Агафона-огумен- ника в ночь этот дух бегает по селам и деревням, дурит и раскидывает снопы по гумнам. Люди стерегли гумна в тулупах, вывернутых наизнанку, с кочергой.

В ночь на Святки (святые вечера, страшные вечера, рождественский сочельник) с 24 на 25 декабря собравшиеся на посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание... Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условной каре. Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказаний, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника»...

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

ПАРАСКЕВА- ПЯТНИЦА

Параскева-Пятница (Дева-Пя- тенка) — женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева- Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Де- вы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и молиться ей о дождях для всходов тёмной ночью.

27 октября — Параскева-грязниха, льняница, порошиха, Параскева Пятница. На Парасковью- льнянйцу начинают мять и трепать лен. Параскева Пятница — бабья святая... Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин ещё и сейчас называют «долговязая пятница». За нарушение запретов, связанных с пятницей и с пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь.

Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА

 

ПЕКЛО

Пекло — в славянской мифологии ад, преисподняя, в переводе с латинского — «смола», «дёготь». Представление о пекле, по всей вероятности, сложились под влиянием христианского учения об аде. Ранние славяне верили в потусторонний мир, куда уходили умершие. Сначала почивших предавали огню, и они возносились на небо к Пе- руну-громовержцу, а в более позднее время погребали, отдавали Матери — Сырой Земле. Можно предположить связь пекла с восточнославянским обозначением змея (мотив огня). В пекле живут черти.

Тут он почесал плеча, утерся полою, положил обе руки на стол и начал:

— Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного чёрта из пекла.

— Как же, кум? — прервал Черевик, — как же могло это статься, чтобы чёрта выгнали из пекла?

... Вот чёрту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли.

Н.В. ГОГОЛЬ «Сорочинская ярмарка»

 

ПЕРЕПЛУТ

Переплут — бог изобилия, семян и всходов. Добрый толстяк, вечно уплетающий что- нибудь за обе щёки. Трудяга. В поле заморозки отводит; шепчет в небо — дождь кличет; клубни землей прикрывает; птиц отгоняет. Все лето вокруг сада-огорода мается, ходит-вздыхает, ждёт урожая. А уж дождётся — завалится за изобильный стол и пирует. Ест без устали, любо-дорого посмотреть. Да все на пользу. И выпить не против.

... Переплут упоминается вместе с берегинями в «словах» против язычества. По гипотезе В. Пизани Переплут — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Не исключена связь с именами богов балтийских славян (Поревит).

В.В. ИВАНОВ

 

ПЕРУН

Перун — верховный бог Киевской Руси; грозный бог, повелевающий небесными явлениями; бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мед по бороде течёт). В правой руке — лук, в левой — колчан со стрелами. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. 2 августа — Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна. Птица Перуна — петух, его день — четверг. Статуя Перуна- громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.

В самой середине высился вырубленный из старого, покрытого узлами и прожилками дуба Перун. Мастера-древоделы, которые вытесали его, сделали из дерева длинные, опущенные вниз руки, широкие плечи и высокую, похожую на женскую, грудь, вырезали на его туловище подобие брони, широкий пояс, меч, тул со стрёлами, а кузнецы выковали богу большую серебрянную голову в шлеме, приделали золотые усы.

. С.Д. СКЛЯРЕНКО «Владимир»

 

ПЕСИГОЛОВЦЫ

Песиголовцы (песьи головы) — циклопы с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах. Можно предположить, что воины некоторых кочевых племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шкуры с головами поверх шлемов, для устрашения. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси называли песиголовцами.

На лугу, на лужайке сходились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись ногами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ПЛАКУН-ТРАВА

Плакун-трава, иначе луговой зверобой — в русских сказаниях. духовных стихах волшебная трава, «всем травам мати». Она выросла из слез Богородицы, пролитых во время мук Иисуса Христа. Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, излечивать болезни. Корень этой травы служил для амулетов, в том числе — для крестов-тельников. В разных местностях плакун-траву отождествили с различными растениями.

... А вот плакун-трава. Эта трава всем травам мати. От плакун-травы бесы и колдуны плачут, смиряет она силу вражию, рушит злое чародейство, сгоняет с человека уроки и притку...

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

ПЛАНЕТНИКИ

Планетники (погибалцы, хмурники, облакогонителії) — демоны облаков у южных и западных славян. Существа, пребывающие в дождевых облаках, управляющие их движением, ветром, погодой. Считалось, что планетники — это люди, умершие внезапной неестественной смертью. Они могут представать в виде орла, змея, дракона. Планетники тянут тучи по небу, пасут их, сбивают туман в тучу, наполняют тучу водой с помощь- ю радуги, толкут лёд, превращая его в град. Посылают на землю дожди или сдерживают их, наказывают градом за грехи (рождение и умерщвление внебрачного ребёнка, сожительство дочери с отцом и т.п.).

Планетник мог опуститься только на границу сёл, шёл к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от чёрной коровы и яйца от чёрной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вместе с туманом возносился на свою тучу. Планетники бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считается, что планетники питаются в облаках мукой, которую люди бросают на ветер или в огонь, защищаясь от града.

С.М. ТОЛСТАЯ

 

ПОДАГ

Подаг — Бог звероловства. Изображался со зверем в руках. Хитрый, но справедливый. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, с ним в дружбе. И зверя подведёт поближе, и берлогу покажет, и птпцу поднимет — всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к охоте привадить. А как не угодишь ему — с капканами, с ружьем, с товарищами, сам ли пойдешь — удачи не будет, с пустыми руками возвращаться.

Люди установили почитание богов. Сначала они отвели им рощи и предоставили горы, каждому богу посвятили птиц и приписали растения; затем стали поклоняться богам, разделив их по племенам и объявив их гражданами...

ЛУКИАН

 

ПОГОДА

Погода — бог ясных дней, провозвестник весны, муж богини Зимцерлы. Светлолицый, ясноокий, безбородый, весёлый нравом. А бывает поссорится с женой и ходит хмурый. Оттого и дни бывают пасмурные, а то и дождливые: Знмцерла слезы льет. А когда ненастье — ссора серьезная. Проходит гнев и злость, мирится Погода с супругой, снова дни ясные да пригожие. Мы спрашиваем: «Какая будет погода?», а надо бы: «Каким будет Погода?»

Тогда Миловзора, при радостном звуке цевниц и бубнов, подобно легкокрылому Погоде, носилась плавно по помосту терема, и каждым движением, каждым взором увлекала за собою всех взоры и движения.

В.Т. НАРЕЖНЫІ/І «Славенские вечера»

 

Полазник

Полазник (полажаиник, па лезник) — персонаж новогоднего празднества, приносящий плодородие и счастье. Существовал своеобразный ритуал посещения полазнпком дома или ввода его в дом (если это животное). У западных славян подлаз- ник — название рождественской ёлки. В честь полазника устраивается пиршество, он совершает магические акты с рождественским поленом (бад- няком), произнося заклинания о размножении скота, здоровье людей.

Перший посівальник на Новий Рік, звичайно, бува і першим «полазником» — приносить до хати щастя. За народним віруванням дівчата щастя не приносять — тільки хлопці, а тому й посівати дівчатам не годиться.

РІЗДВЯНІ СВЯТА. Упорядник В.І. Теремко

 

ПОЛЕВОЙ

Полевой (полевик) — дух, охраняющий хлебные поля; имеющий тело чёрное, как земля; глаза разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной травой; шапки и одежды нет никакой. Иногда он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Сбивает людей с дороги, кружит их, заводит к оврагам и болотам, а в особенности потешается над пьяными пахарями. Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники —любят, чтобы их ублажали.

Другой старичок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьём вместе не видно: там закопал себя старичок в землю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник называется старик Полевик, а веку ему пятьсот годов.

Н.С. ЛЕСКОВ «Час воли божьей»

 

ПОЛЕЛЬ

Полель — бог брачных уз, брат Леля. В отличие от своего братца, Полель не кружит девушкам головы, его свирель играет для двоих любящих сердец, и песни он поёт на весёлых свадьбах. Внешне братья схожи, только Полель старше, мужественнее, выше ростом, шире в плечах. Любит Полель весну, когда вместе с природой в сердцах людей пробуждается великое чувство, а ещё больше любит осеннюю пору свадеб, когда сердца соединяются.

Інокентій Гізель у своэму «Синопсись, или краткое собраніе отъ разных летопсцевъ» (XVII ст.) пииіе таке: «...Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще: Ладо, Ладо...»

Олекса ВОРОПАЙ «Звичаї нашого народу»

«Що ти ходиш лельом-полельом, наче тобі ступінь по червінцю».

ГРІНЧЕНКО Б.Д.

«Словарь української мови» (Т.2)

 

ПОЛУДНИЦА

Полудннца — женщина в белом, которая является работающим на поле. Любимое время её — полдень. В эту пору она загадывает встречным загадки и, если кто не отгадает, — может защекотать. Тех, кто работает в полдень, когда обычай да и сама природа требует делать перерыв, полудница наказывает. Видеть её удается редко кому, а кого она наказала, предпочитает не хвастать, а молчать об этом. Полудница — воплощение солнечного удара.

В ярославском Пошехонье знают «полудницу»: красивую высокую девушку, одетую во все белое. Летом, во время жатвы, она ходит по полосам ржи и, кто в самый полдень работает, тех берёт за голову и начинает вертеть, пока не натрудит шею до жгучей боли. Она же заманивает в рожь малых ребят и заставляет их долго блуждать там. Здесь, очевидно, народное поверье сливается с наивной деревенской моралью, придуманной для острастки ребят.

С.В. МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сипа»

ПОРЕВИТ

Поревит — бог воины, изображался с пятью лицами. Много- ликость обозначала силу н непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдёт; одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё ВІІДИТ. Умиротворен этот бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго; проходит время, и снова Поревит требует жертву, и снова племя идёт на племя, восхваляя своего бога.

Поскольку каждое племя было заинтересовано в том, чтобы его вождь был самым лучшим, то оно было заинтересовано и в том, чтобы верить (а, следовательно, оно и верило), что его бог — самый могущественный.

ВОЛЬТЕР

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.