Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛУДНИЦА 3 страница



Курдуши — злые духи, помогающие колдунам в их работе. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к посвящённым на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята — курдуши. Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого намеченного «испортить относом». И заклятый порошок бросают «по ветру» на намеченную жертву. И щепотку земли со следа колдуну принесут, волос с головы обречённого. И «порчу» на указанного нашлют «напуском». Все прихоти колдуна выполняют курдуши.

...он (человек) беспрестанно встречает непреодолимые препятствия к исполнению своих личных стремлений, и, сознавая своё бессилие, но ещё не сознавая ясно своей связи с общими законами природы, ставит себя во враждебное отношение к ней. Ему кажется, что в природе есть какие-то силы, неприязненные к человеку и вечно ему противоборствующие. Отсюда развивается мало-помалу понятие о тёмных силах, постоянно вредящих человеку.

H.A. ДОБРОЛЮБОВ

 

ЛАДА

Лада — богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах — она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт — разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.

Настаёт лето. На «зелёной неделе» справляли когда-то Семик — девичий праздник. Называли Семик — честной, подобно Масленице, это один из наиболее почитаемых народных праздников. На Семик особая честь воздавалась берёзе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу.

С утра в семицкий четверг по сёлам и городам молодёжь с песнями носила изукрашенные лентами зелёные берёзовые ветки. Затем девушки шли в лес плести венки из цветов. В венках девицы шли к реке завивать берёзку. У корня берёзку обвязывали шёлковым поясом, на её ветки, перевитые лентами, вешали венки.

А. СТРИЖЕВ «Народный календарь»

 

ЛАДО

Ладо — божество света, красоты, мира, радости, любви, веселия, согласия и всякого благополучия. Ему жертвовали вступающие в брак, с усердием воспевая его имя, которое и ныне можно услышать в старинных припевах. С 25 мая по 25 июня отцы и мужья в гостиницах, а жёны и дочери на лугах и на улицах, взявшись за руки, плясали и пели: Ладо, Ладо, Ди- ди-Ладо, т.е. великий Ладо.

Все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах Солнца запевают.

Одна сторона:

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой Дид-Ладо, сеяли, сеяли.

Другая сторона:

А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»

ЛАМЯ

Ламя (ламия) — у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она тёмной тучей опускается на поля и сады, пожирает плоды земледельческого труда. Алчна и кровожадна, живёт в пещерах у источников. Связана со стихией воды — может упасть на землю туманом, остановить воду крыльями, требуя человеческую жертву. Также охраняет клады.

... Муж её, бай Балабан, был мастером на сыроварне; пять лет назад он скоропостижно скончался от разрыва сердца. Соседки, женщины завистливые, утверждали, что в его преждевременной смерти повинна сама Балабаница, потому что она, мол, в любви ненасытна, как ламия.

А. ГУЛЯШКИ «Случай в Мамчилове»

 

ЛЕДАЩИЙ

Ледащий (лядащий) — дух соломы, весь запухший ото сна, с соломой в голове. Его никто не видел, только слышали, как он зевает. Многие из славянских духов зимою спят. Ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки-весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждёт конца лета, чтобы опять уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто слышит вздохи да зевоту, а живого существа рядом нет — это ледащий.

Из прошлогодней соломы закурлыкал лядащий- бес соломин, притрушенный тёплой соломой. И откликнулся луг, загудел, и весь берег защёлкал и заахал и зааукал, застрекотал лес стрекозою.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ЛЕЛЬ

Лель — юный бог любви, сын Лады. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это с добрых побуждений — для него это весёлая игра. Красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Когда же ему проходу нет от очередной избранницы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Появляется Лель весной, живёт вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

Мороз

Почём ты знаешь Что это Лель?

Снегурочка

К нему девицы ходят Красавицы, и по головке гладят,

В глаза глядят, ласкают и целуют.

И Лелюшком и Лелем называют,

Пригоженьким и миленьким.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «Снегурочка»

ЛЕСАВКИ

Лесавки — лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки лесовика). Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, ше- буршат, копошатся маленькие лохматые клубочки. За короткое время натрудятся, умаются — долго спят.

Старички и старушки — Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» Персонажи славянской мифологии .

 

ЛЕТАВИЦА

Летавица — дух рассвета. Ночью летает или сидит где-нибудь на ветвях, приближает день. Чарует полуночников своей девичьей красой. Обута в красные сапоги, с помощью которых летает; они для неё, что крылья лёгкие, в них вся сила летавицы. Только тот, кто сможет заставить себя не смотреть на её сапоги или снимет их, не поддастся чарам летавицы. Если этот дух рассвета останется без сапог — управляй им как хочешь. Исчезает летавица с восходом солнца.

Слышали Вы о Летавице? Красота её еще краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смотрит всю ночь и, лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали Вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил всё и пошёл. И, как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету — только б её из сердца прочь.

... Шли мы горохом — порх! — и наткнулись: лежит такая кра-са-вая! Золотые волосы всю с головой опутали, глаза, словно колодцы, а сапоги на ней красные...

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

ЛЕШИЙ

Леший (лесовик, лесовой, лешак) — дух леса. Показывается и исчезает внезапно. Поёт без слов, хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается стариком, путником, волком, филином; без шапки, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет. Людей старается запутать, завести в глубь леса, напугать. Звери в его ведении, особенно зайцы. Может проиграть их в карты другому лешему. Питается мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева. Избежать козней лешего можно переодев одежду наизнанку.

Лешие вместе с оборотнями и прочей нечистью считают день Воздвижения (27 августа) каким-то срочным для себя днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. В лес по этой причине не ходят.

На Ерофея (17 октября) — буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и пропадают. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь

Листин

Листин — старый слепой духг предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют — кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится — это листин с листиной советуются и назначают лесав- кам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются.

Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин — в лесу живет, весь из листьев. Есть и Листина баба — игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат.

А.М. РЕМИЗОВ «Зайка»

 

Лихо

Лихо — злая баба-великан- ша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живёт Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идёт Лихо — деревья валит, горы рушит, ре- ки-озёра засыпает. Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест.

Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье».

... Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едала.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого.

«Лихо одноглазое» Сказка в пересказе

К.Д. УШИНСКОГО

 

ЛИХОРАДКА

Лихорадка — демон болезни. Представляется простоволо сой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в славянских апокрифах и в заговорах. Зачастую наши предки, дабы задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательноприветливыми словами: добру- ха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в обрядах и ритуалах.

... В основе этой веры (в колдовство и самоколдов- ство) лежит старая антимистическая концепция болезни, сохранившаяся в неприкосновенности: болезнь есть «бес», которого надо уметь изгнать из больного надлежащим заговором. Лихорадка изображается в одном распространенном заговоре в таких красках: «бесица, имеюща разжени очи, а руци железные, а власы верблюжия», послал её из преисподней её отец сатана, «в человеки злые пакости творити, и кости женские изсушити, млека изсякнути, а младенца уморити, и очи человекам омрачити, составы расслабити».

Н.М. НИКОЛЬСКИЙ «История русской церкви»

ЛОБАСТА

Лобаста (лопаста) — русалка, живущая в камышах. По пове- риям, это дети, умершие некре- щенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, в играх и шалостях проводят они свое время. На десятой неделе после святой Пасхи, сохранившей древнее народное название «русальной», ни одна девушка не решается пойти в лес без подружек из боязни, что лобасты и другие русалки затащат её в свой веселый бесконечный хоровод, закружат и уведут с собой.

— A-а, испугались! Вот она какая Лобаста! Попадете к ней в болото, не спустит. Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищи, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смерти.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

ЛУГОВОЙ

Луговой — дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём полевика (полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так заплетает её, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос — косы рвет.

На низшей ступени своего развития человек не имел почти никакого ясного представления о природе и её явлениях... Он не обладал никаким понятием о положении своем как человека и всё непонятное, что совершалось вокруг него, приписывал разным сверхестественным существам...

А.       БАБЕЛЬ

 

ЛЮДИ ДИВИЯ

Люди дивия — в древнерусских книжных легендах монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего, Индии. Среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными или птичьими головами и ногами, с крыльями, люди, живущие в воде и т.п. Люди дивия являлись образом неверных, «нечистых» народов. Большинство сказаний о людях дивия это переводные источники, но есть и оригинальные, особенно у сибирских народов.

... Рассказы о Людях дивия связаны или с повестями о походах Александра -Македонского, или со сказаниями о государстве индийского царя и попа Иоанна. Наиболее опасные народы были «заклепаны» Александром Македонским в скалах, им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу.

Из «СКАЗАНИЯ ОБ ИНДИЙСКОМ ЦАРСТВЕ»

 

МАВКИ

Мавки (навки, мевки) — в восточнославянской мифологии злые духи, часто смертоносные. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавка образовано от «навь» (навка), что означает воплощение смерти. Мавки бестелесны и не отражаются в воде, не имеют тени, спины у них нет, поэтому видны все внутренности. Мавки и русалки не одно и то же, они имеют много различий.

... Но такое представление о Русалках как о взрослых девушках и женщинах, встречается только в искусственной поэзии, в литературе и живописи, народу же, по крайней мере в центральной Малороссии, оно совершенно чуждо. Здесь нет никаких сказок, песен, поверий или обрядов о таких русалках. Народ знает только русалок-детей. Называют их здесь мавки. Они, мертворожденные, приспанные матерями, вообще некрещённые дети. По поверьям Подольской губернии, потерча или поторча превращается только по прошествии семи лет в мавку или малку.

В.П. МИЛОРАДОВИЧ «Заметки о Малорусской демонологии»

MAKOШA

Макоша (Мокошь, Макета) — славянское божество, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок мак — пьянящий, как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках — имя богини. Макоша — божество женской жизненной силы. Единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князыя Владимира.

У некоторых северных племен Мокошь — холодная недобрая богиня.

На прибойном сыром берегу вещая Мокуша, охраняя молнийный огонь, щелкала всю ночь веретеном, пряла горящую нить из священных огней.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану» Персонажи славянской мифологии

МАРА

Мара (маруха, мора) — в славянской мифологии божество зла, вражды, смерти. Позднее связь со смертью утрачивается, но вредоносность божества очевидна (мор, мрак). У северных славян Мара грубый дух, мрачное привидение, которое днём невидимо, а ночью творит злые дела. Охотнее всего Мара обитает в тёмных и сырых местах, в пещерах под вымытыми водой берегами. В некоторых местах Мара — название нечисти.

...«Невже понесе знову в Дніпро?» — подумав. І в цю мить чиясь дужа рука схопила його за чуприну. То підпливла лодія старого дарія, що ловив у цьому місщі рибу...

Йому знайшли коня, і він знов помчав у ніч, у ліс, не боявся ні Дива, ні Мари, ні Желі, ні іншого страховидла, про яке чув з дитинства і яким кишіли, кажуть, дарницькі ліси.

С. ПЛАЧ И Н ДА «Хлопець з оборотькою»

 

МАСЛЕНИЦА

Масленица — персонаж, воплощавший у древних славян плодородие, но, вместе с тем, зиму и смерть. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряженьем, хороводами, призывом весны. От названия персонажа пошло название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны.

В Дмитровском районе под Москвой «в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блины» — главные символы Масленицы.

Без блинов не масленица, без пирогов не именины.

КРУГЛЫЙ ГОД. Русский земледельческий календарь

 

МЕЖЕВИК

Межевик — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зелёный, а чёрный. Бегает по меже, охраняет её, так же, как и брат ищет пищу своему родителю полевику. Наказывает тех, кто нарушает межу, переходит её незаконно; устанавливает и поправляет вешки, помогает работящим хозяевам в поле. Но если находит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит.

Ум первобытных людей был ещё слишком слаб, чтобы возвыситься до отвлечённых представлений о законах, управляющих его собственным развитием, как и явлениями внешнего мира. Он их олицетворил, превратил в реальные существа, построенные по его подобию, т.е. создал духов и богов.

М.БЕРТЛО

 

МЕЧ- КЛАДЕНЕЦ

Меч-кладенец (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагом. Распространён мотив поиска меча, скрытого в земле, связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении. Иногда меч-са- мосек наделён чертами оборотня, превращается в змея. Обладающий мечом, получает сверхестественную демоническую силу, он становится непобедимым.

... Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошёл сильный неприятель; казак увидал рат-силу несметную, махнул на нее мечом:

— Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее.

Полетели головы... И часу не прошло, как вражьей силы не стало.

ЦАРЕВНА-ЗМЕЯ. Русская народная сказка из сборника А.Н. АФАНАСЬЕВА

МОЛОНЬЯ- ЦАРИЦА

Молонья-царица (Меланья) — грозная богиня молний, жена Великого Грома Гремучего, живёт на небе. Её сын — Огонь-царь. Есть миф о похищении Модоньи богом Велесом. Если следовать этому мифу — Огонь-царь внебрачный сын. Когда всё небесное семейство в сборе, но в семье не ладится, каждый сердится по-своему: Гром — гремит; Мо- лонья — золотые стрелы пускает; Огонь-царь несётся на этих стрелах, поджигая все, что попадается на пути. Воробьиная ночь — крупная ссора в небесном семействе.

Любы были те речи Матери Сырой Земле, жадно пила она живоносные лучи и породила человека... И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой —ярой молнией. И от той молоньи ум в человеке зародился...

П.И. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

Морена

Морена (марена, маржана) — в славянской мифологии богиня, связанная с воплощением смерти, с темнотой, болезнями, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, иногда с ритуалами вызывания дождя. У южных славян это легкий летучий призрак зимы. А когда зима заканчивается, из прошлогодней соломы вяжут чучело Морены и топят (сжигают, разрывают на части) в честь будущего урожая.

...в Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением «веснянок» чучело, называемое «мареной», а великорусский «морок» — та же мрачность или темнота — вызвал особенную молитву на те случаи, когда эта «морока» желательна или вредна для урожая.

С.В.МАКСИМОВ «Нечистая, неведомая и крестная сила»

 

МОРОЗКО

Морозка (Мороз) — бог зимы, холодов. Одет в тёплую иіубу, ходит по лесам и укрывает деревья снегом. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Вечно воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает. Не всех путников встречает радушно в своих владениях. В зависимости от поведения человека, а порой, и от собственного настроения может наградить человека или наказать. Если уж рассердится — снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся. Может уши или руки отморозить, а то и совсем заморозит.

 

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.

Идёт — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет В косматой его бороде.

H.A. НЕКРАСОВ «Мороз, Красный нос»

 

МОРЯНА

Моряна — дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Морев- ны.

...Скоро-скоро забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь.

Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет.

И, ровно колокол бьёт, Море — непокорное, необъятное Море-Океан.

А.М.РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

Моховой

Моховой — крошечный дух зелёного или бурого цвета, живёт во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Самый обычный прием заключается в том, что моховой обходит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заведёт в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведёт людей на погибель, а лишь вымучит, да и отпустит.

И кого только не было там: домовые, домихи, гуменные, банные, лесунки, лесовые, лешие, листот- рясы, кореневые, дупляные, моховые, полевые, водяные, хлевники, чужаки, наброжие и облом, костолом, кожедер, тяжкун, шатун, хитник, лядащик, голохвост, ярун, долгоносик, шпыня, куреха и шептун со своею шептухой.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

НАВЬ

Навь (навьё, навы) — духи мёртвых, враждебные человеку; воплощение смерти, существа без плоти, которые движутся при движении мысли об умерших. Древние славяне считали, что причиной смерти является навья косточка, которая сохраняется в разлагающемся трупе. Навь появляется после полуночи: облако — видоизмененная в худшую сторону фигура человека, его лицо. Избежать встречи с навью можно, если чтить память умерших родственников.

В «Навий день», на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников. (Радуница — день поминовения умерших, приуроченный к последнему четвергу великого поста).

ПИ. МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ «В лесах»

 

НЕДОЛЯ

Недоля — злой дух, враг Доли. Стремится нанести вред человеку. Не разбирается, кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах — Недоля тут как тут. Старичок, с виду немощный, невзрачный, но цепкий, хваткий; или старуха коварная. Как пристанет Недоля — уж надо потрудиться, чтобы от нее отбиться. Если человек с долей не поладил, значит, сам себе навредил — жди Недолю в гости. Бывает, что Недоля наказывает человека за грехи его предков.

И сама Обида-Недоля, не смыкая глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит.

И неужели Русской земле ты судила Недолю, — и, всегда растрёпанная, несуразная, с диким хохотом, самодовольная, униженная и нищая, будет она пресмыкаться, не скажет путного слова?

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

НЕЖИТЬ

Нежить — существа без плоти и души, все что не живёт человеком, но имеет человеческий облик. Это не мертвецы и не привидения, а существа особого рода, духи природы: домовые, кикиморы, водяные, лешие и т.п. Лишь водяной может еще образовать переход к нечистой силе. Нежить не живёт и не умирает, она есть, существует, обитает. По преданиям, нежить — это свержённое архангелом Михаилом воинство сатанинское. Летело оно с неба на землю сорок дней, кто где упал — тот там и обосновался: леший в лесу, водяной в воде, полевой в поле и т.д. У нежити своего обличья нет, она ходит в личинах и бессловесна. Над человеком нежить потешается, пакостит ему, но бывает и доброй.

Вот обогнул Нежит старую ель и бредет — колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчёт грязи по мху и болоту, хлебнул болотной водиш, поле идёт, другое идёт, неприкаянный Нежит, без души, без обличья.

То он переступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнём прожигает, то как старик сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он — пугало пугалом.

А.М. РЕМИЗОВ «К Морю-Океану»

 

НЕМИЗА

Немиза — бог воздуха, повелитель ветров. Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица. Лёгкий, как пёрышко, да и сам иногда превращается в перо и качается в вышине, отдыхая от забот. Когда в самую жару лёгкая прохлада вдруг коснется чела — это Немиза благоволит, лениво взмахнув крылом. Немиза не сварлив и позволяет ветрам резвиться, не вмешиваясь в их дела. Но если они уж сильно поссорятся и закрутят бешенную карусель — вмешается и наведёт порядок.

... Если высших из обоих богов язычники поселяли на небе, то они же по своему произволу низводили их обратно на землю, заточая в какую-нибудь маленькую часовню или в стоящего в ней жалкого идола... где желания их просителей выслушивались с большей благосклонностью, чем в других местах.

Д. ТОЛАНД

 

НЕЧИСТАЯ СИЛА

Нечистая сила (нечисть) — злые духи у восточных славян, общее название низших демонологических персонажей, чертей, бесови т.д. По преданиям, нечистая сила создана самим Богом или Сатанаилом. Общим для всех персонажей нечисти есть то, что они принадлежат потустороннему «нечистому», «нездешнему» миру, которому человек противопоставляет здешний, «чистый», положительный. Появляетсянечисть также из покойников, умерших неестественной смертью. Нечисть многолика, к людям может быть и доброй.

... Страх перед кознями нечистой силы заставляет людей прежде всего избегать нечистых мест и нечистого времени, например не купаться в реке до и после определенного времени, не ходить в лес и в поле в русальную неделю, не выходить из дома в полночь, остерегаться святок и т.п. Нечистая сила боится крестного знамени, чётных чисел, пения петуха и др. Промежуточное положение между миром нечистой силы и миром людей занимают лица, знающиеся с нечистой силой, «продавшие душу черту» — ведьмы, колдуны, знахари и т.п.

С.М. ТОЛСТАЯ

 

НИКОЛА



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.