|
|||
Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 18 страница
Процесс социализации протекает гармонично тогда, когда ребенок с раннего возраста включен в интересы семьи и активно следит за развитием взаимоотношений между ее членами. Современная семья, даже если она вполне благополучная, остается в той или иной степени дезинтегрирован-ной: отец и мать имеют свои интересы на работе, а ребенок - в детском учреждении. Дети часто мало знают о делах и заботах своих родителей, а родители все свое внимание сосредоточивают на здоровье ребенка, на том, чтобы он
Функциональные психогенные заболевания________________ 271
был накормлен, одет и обут, чтобы никто его не обидел, чтобы он чувствовал себя довольным и счастливым. Не всегда к переживаниям ребенка относятся с неменьшей серьезностью, чем к переживаниям взрослого человека, хотя это и необходимо для формирования высокой Я-концепции.
Для родителей бывает велик соблазн авторитарного воспитания, когда они навязывают ребенку свой менталитет и <правильное> поведение, не считаясь с его собственным мнением. Важно замечание Эрика Эриксона о том, что правильное воспитание в семье предусматривает то, что родители оставляют простор для собственного выбора ребенком своих поступков и инициативы, прибегая к запретам только тогда, когда поступки его совершенно недопустимы; в этом случае родители должны быть твердыми и последовательными. Стойкие принципы морального поведения невозможно выработать путем навязывания моральных сентенций. Человек, осознающий себя исполнителем, не чувствует себя морально ответственным за результаты своих действий. Необходимо формировать у ребенка осознание себя субъектом, отвечающим за свое поведение, мысли и эмоции. Наконец, нужно добавить, что для формирования положительной Я-концепции рядом с ребенком должен быть хотя бы один человек, который любит и принимает его таким, каков он есть.
Изложенные выше условия правильного воспитания ребенка в семье представляются главными и основополагающими для гармоничного развития его личности начиная с раннего возраста. Они могут обеспечить развитие здоровых, конструктивных черт личности при прочих разнообразных условиях семейного воспитания, зависящих от культурных, национальных его особенностей даже в тех случаях, когда семья по общему определению не может считаться вполне благополучной.
У большинства детей семейное воспитание дополняется воспитанием в дошкольных и школьных детских учреждениях, где уже полнее проявляются многие качества характера ребенка. Одним из важных показателей результатов социализации является социометрический статус ребенка в группе. Метод социометрии, предложенный Дж. Морено, позволя-Частная психиатрия
ет количественно измерять межличностные отношения в малой группе, зачастую скрытые от непосредственного наблюдения. Определение социометрического статуса ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте вполне возможно и дает устойчивую характеристику его личности, которая затем с большим постоянством повторяется в последующие годы обучения в школе. Оно вполне может сравниться, при всей своей простоте и внешней непритязательности, с другими наиболее информативными психодиагнос-тическими методами. Для получения достаточно полных данных у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста достаточно получить ответ на три пары альтернативных вопросов следующего содержания:
С кем из детей в группе ты любишь играть?
1.
2.
3.
Кому из детей в группе ты хотел бы подарить игрушку?
1.
2.
3.
Кого из детей в группе ты хотел бы пригласить на день рождения?
1.
2.
3.
С кем из детей в группе ты не любишь играть?
1-.
2.
3.
Кому из детей в группе ты не хотел бы подарить игрушку?
1.
2.
3.
Кого из детей в группе ты не хотел бы пригласить на день рождения?
1.
2.
3.
Функциональные психогенные заболевания 273
На каждого ребенка в группе подсчитывается, сколько он получил положительных и отрицательных выборов. Социо-метрический статус равняется сумме всех положительных выборов, полученных данным членом группы, деленной на число всех ее членов минус один. Соотношение суммы положительных выборов, полученных всеми детьми в группе, с суммой всех отрицательных выборов является показателем сплоченности группы, ее психологического климата; если общее число <отталкиваний> превышает число <притягива-ний>, можно говорить о том, что сплоченность группы низка. В средних и старших классах школы исследование производится аналогичным образом, но меняется в соответствии с возрастом степень сложности задаваемых вопросов, а количество их альтернативных пар увеличивается до пяти-шести.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с низким социометрическим статусом, отвергаемых многими членами группы. Обычно это дети, страдающие неврозами, с заиканием, с ночным энурезам, с повышенной возбудимостью, слабо успевающие в школе. Среди них есть также дети здоровые, но с выраженной семейной запущенностью, не умеющие себя вести в компании сверстников и со взрослыми, во все вмешивающиеся, хватающие что попало без спроса, драчливые, неискренние, лживые. Сравнительно редко в число отвергаемых попадают дети, ничем не выделяющиеся, без больших способностей, мало заметные в классе, не имеющие друзей и страдающие от этого. Дети с физическими уродствами и повреждениями большей частью оказываются изолированными: их почти не выбирают, но и они не выбирают других детей
В большинстве случаев риск дезадаптации и девиантного поведения в подростковом и юношеском возрасте имеется у детей, которые в дошкольном возрасте и в младших классах имели низкий социометрический статус. Они ничем существенным не отличались ни в ту ни в другую сторону, почти не замечались сверстниками и взрослыми и не получали с их стороны психологической поддержки. В поиске такой под-Частная психиатрия
держки в 5-6 классах эти <незамечаемые> начинают группироваться, и достаточно небольшого отрицательного влияния со стороны, чтобы эта неформальная группа стала асоциальной или делинквентной. Известно, что до 90 % дезадапти-рованных юношей, злоупотребляющих алкоголем и други ми психоактивными средствами, были изолированными от своих товарищей по школе.
Большую роль в судьбе низкостатусных детей играет учитель начальной школы. Совершенно четко прослеживается закономерность, что если в младших классах удалось добиться хорошей адаптации ребенка, она остается таковой и в последующие годы, включая трудный подростковый период. В тех же немногих случаях, когда у благополучного ребенка с достаточно высоким социометрическим статусом в подростковом возрасте он резко снижается, нужно искать какие-то экстренные обстоятельства, грубо нарушившие ранее гармоничное развитие.
Важным фактором, воздействующим на формирование личности ребенка и подростка, являются оценки, даваемые взрослыми. В школьные годы оценки преподавателей во многом определяют Я-концепцию каждого учащегося и психологический климат в классе. Группа ждет от руководителя оценок и сама оценивает его. Социальная психология показывает, что любая деятельность учащегося, если она заслуживает похвалы, должна быть оценена публично, отрицательная оценка должна быть объявлена с глазу на глаз; худший результат деятельности и худшее самочувствие бывает у тех, кого никак не оценивают, такие <незамечаемые> начинают работать хуже, влияние на них группы снижается.
Сложившееся у педагога в начале учебного года неоправданно отрицательное отношение к ученику является для последнего серьезным травмирующим фактором. Английский психолог Р. Берне справедливо замечает, что группирование учащихся по способностям и <навешивание ярлыков> приводят к заведомо отрицательным последствиям. Ожидания учителя по отношению к способностям и личным качествам учащихся нередко срабатывают как <самореализующееся
Функциональные психогенные заболевания 275
пророчество>. Так, если учитель ждет, что ученик проявит себя как ленивый, непослушный, враждебно настроенный к школе, это вызывает действительно реакцию отказа от выполнения школьных требований, что способствует патологическому формированию характера и невротическому развитию.
Детство и юность - основные этапы в жизни человека, в которые закладываются основы устойчивости нервной системы к влиянию социальных стрессов и способность противостоять ситуациям конфликта. Чем более используются возможности повышения психической адаптации в этом возрасте в семье, в учебном заведении, в спортивных, молодежных организациях, тем более эффективна профилактика расстройств личности в периоде зрелости. Показателем успешной адаптации индивида служит высокий социомет-рический статус в данной среде, а также психологическая удовлетворенность этой средой и наиболее важными ее элементами: семейными отношениями, работой, социальными связями. Показателями низкой социальной адаптации служат перемещения индивида в другую социальную среду: текучесть кадров, миграция, разводы. Чем сложнее социальная среда, чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация. Примером может служить социальная среда большого города в условиях быстрой урбанизации населения.
Профилактика расстройств личности направлена на выявление факторов, способствующих наиболее эффективным формам адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают на нее существенное влияние. Важной формой работы является выявление групп риска среди населения, которые в силу тех или иных обстоятельств обнаруживают пониженный уровень социальной адаптации, и разработка мер по ее повышению. В этой работе участвуют многие общественные институты и организации. В частности роль генетических консультаций состоит в предотвращении влияния отрицательных биологических
Частная психиатрия
факторов наследования на формирование личности; консультации <Брак и семья> призваны предотвращать отрицательное влияние на психику человека семейных и сексуальных конфликтов; профессиональное консультирование направлено на профессиональную ориентацию и отбор, которые обеспечивают гармонию производственных отношений человека; женские организации участвуют в решении специфических проблем женщины в обществе и т.д. Социальная психиатрия в лице своих представителей имеет возможность принимать участие в деятельности этих и многих других организаций, беря на себя ту сторону работы, которая непосредственно связана с профилактикой патологических изменений психической деятельности, вызываемых сильными стрессами и нарушениями приспособления личности в жизненном пространстве.
Глава VIII
Эндогенные психические заболевания
§ 1. Шизофрения
Шизофрения - процессуальное психическое заболевание эндогенной природы. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни.
Шизофрения относится к частым психическим заболеваниям. Ежегодно в мире шизофренией заболевают около 10 чел. на 100 000 населения. Среди больных, страдающих психозами, доля ее составляет 70 %. Среди всех больных, получающих лечение в психиатрических больницах, доля шизофрении составляет 40-50 %, а среди получающих амбулаторное лечение в психоневрологических диспансерах - около 40 %. Проблема шизофрении - это проблема коек в психиатрических больницах, высокого процента нетрудоспособных лиц, страдающих психическими заболеваниями, и лиц, которые совершают общественно опасные действия в связи с расстройством психической деятельности.
Повышенный риск заболевания шизофренией бывает в юношеском и молодом трудоспособном возрасте, примерно одинаковый у мужчин и женщин. Чаще всего заболевание начинается в возрасте 20-29 лет. Более половины всех больных повторно госпитализируются в психиатрические больницы, и средняя продолжительность госпитализации составляет от 2 до 3 мес.; по мере возрастания продолжительности болезни она увеличивается. Доля инвалидов среди больных
Частная психиатрия
Эндогенные психические заболевания
шизофренией составляет около 28 %, из них более 80 % составляют инвалиды 1-II групп; по мере увеличения продолжительности заболевания процент инвалидов также возрастает. Смертность больных шизофренией в полтора раза выше, чем среди всего населения. Число мужчин, никогда не состоявших в браке, больше также в полтора раза, разведенных мужчин - в 4,6 раза, доля незамужних женщин больше в 2,8 раза, а доля женщин, не родивших ни одного ребенка - в 3 раза, чем в населении. Все это определяет большое социальное, экономическое и медицинское значение ши-зофрении*.
Границы шизофрении определяются недостаточно четко, вследствие чего среди психиатров разных шкод и направлений нет единства в диагностике этого заболевания. Однако, как показали многонациональные исследования, проведенные с участием ВОЗ, при помощи статистического анализа можно выделить группу симптомов, сочетание которых позволяет отграничить формы заболевания, при которых шизофрения большинством психиатров диагностируется однозначно. Это позволяет считать, что единообразная диагностика шизофрении имеет конвенциональный (условный) характер.
К наиболее общим симптомам шизофрении, в совокупности позволяющим диагностировать это заболевание, относятся: а) нарушение инсайта - способности схватывать целостный образ предметов окружающего мира и своего собственного Я, критически оценивать свою социальную роль (понятие инсайта близко к понятию самосознания); б) аутизм - бессознательное отстранение от реального внешнего мира, предпочтение ему мира собственных, оторванных от реальности мыслей и фантазий; в) угасание эмоциональных реакций, эмоциональная холодность, неспособность к эмпати-ческому восприятию духовного мира другого человека; г) галлюцинации и псевдогаллюцинации - преимущественно слуховые, вербальные; д) бред - преимущественно бредовые
* Статистические данные приводятся по А. С. Киселеву и 3. Г. Сочневой.
идеи отношения, преследования, особого значения, физического и психического воздействия с чувством овладения.
Кроме этих наиболее общих симптомов в диагностике шизофрении учитываются такие ее проявления, как устанавливаемые с помощью феноменологического метода необычность, странность, причудливость психических переживаний больных, нарушение единства, связности психических процессов; манерность и вычурность поведения. Указанные феномены несомненно имеют большое значение для распознавания клинической картины шизофрении, так как они создают целостный образ больного, страдающего этим заболеванием. К сожалению, они с трудом поддаются объективному описанию и распознаванию.
Следует также учитывать некоторые критерии отграничения шизофрении, которые были указаны швейцарским психиатром Манфредом Блейлером (1857-1964): а) шизофрения - это обязательно психоз, хотя психотические симптомы бывают представлены не во всех стадиях заболевания; б) к шизофрении не относятся психозы со снижением памяти и интеллекта, с нарушениями сознания, и психозы, возникающие в прямой связи с соматическими расстройствами, че-репномозговыми травмами, которые исчезают вместе с устранением физических нарушений; в) характерно своеобразное сочетание в рамках одной личности глубоких нарушений с относительно сохранными психическими процессами, г) наличие у больного внутреннего ощущения, что его психические процессы и личность находятся под необычным контролем извне, д) для возникновения шизофрении обязательно своеобразное психологическое предрасположение, которое частично определяется генетическими факторами.
Этиопатогенез
Эндогенная природа шизофрении установлена с достаточной достоверностью. Однако конкретные патогенетические ее механизмы изучены далеко не полностью и оставляют место для различных гипотез.
Частная психиатрия
Эндогенные психические заболевания
Наиболее достоверной представляется наследственная теория шизофрении. В настоящее время оставлены попытки установить соответствие типа наследования шизофрении простым законам менделевского распределения признаков. Предполагается мультифакторное (полигенное) наследование этого заболевания, при котором влияние каждого гена может быть очень слабым, но их совокупное действие обусловливает значительную выраженность признака, в данном случае - психического расстройства. Это обеспечивает существование клинических форм, образующих непрерывный ряд - от скрытых субклинических до резко выраженных клинических проявлений. Подверженность болезни определяется совместным действием генетических и средовых факторов.
Многочисленными исследованиями показано, что семейные случаи заболевания шизофренией встречаются в небольшом проценте, но в семьях больных происходит накопление лиц с легкими (субклиническими) проявлениями заболевания, чаще всего аномалий характера по шизоидному типу. Повышается также риск заболевания манифестной шизофренией: если в популяциях европейских стран он составляет в среднем около 0,5 %, то для лиц, состоящих в первой степени родства с больными шизофренией (братьев и сестер, родителей и детей), он повышается до 10-15 %. Конкордантность для однояйцевых близнецов по шизофрении, по данным разных авторов, составляет примерно от 40 до 60 %. Эти данные показывают, что хотя наследственный фактор играет большую роль в происхождении шизофрении, он не исчерпывает ее этиологии. Необходимо учитывать вклад факторов внешней среды, среди которых выделяются неблагоприятные условия эмбрионального развития, родовые и постнатальные травмы, инфекционные заболевания, психогении. Установлено, что выявление (манифестация) шизофрении примерно в трети случаев происходит в непосредственной связи с указанными внешними условиями.
При морфологическом исследовании головного мозга больных шизофренией с помощью патологоанатомических и рент-геноанатомических методов нередко выявляется более или менее выраженное расширение мозговых желудочков и под-оболочечных пространств. При гистологическом исследовании обнаруживают дистрофические изменения нейронов, преимущественно в III и V слоях коры, их сморщивание, атрофию, перегруженность липофусцином; реактивность глии бывает снижена. Найдены изменения в боковых придатках отростков нервных клеток (шипиках), обеспечивающих межнейрональные связи. Однако все установленные морфологические изменения в головном мозге при шизофрении отличаются пестротой и непостоянством, в связи с чем посмертный патоморфологический диагноз этого заболевания практически невозможен. Остается неясным, возникают ли указанные изменения в связи с шизофреническим процессом или они существуют изначально в качестве наследственно обусловленного признака предрасположения к заболеванию шизофренией.
Существует множество теорий, пытающихся объяснить изменения в нервной системе больных воздействием гипотетического токсического фактора, содержащегося в сыворотке крови и в ликворе; патологических аутоиммунных процессов, дисфункцией нейроэндокринных систем. Во многих случаях удавалось показать участие этих факторов в обще-патологическом процессе в организме больных шизофренией, но их роль в качестве основной причины, приводящей к психическому заболеванию, остается неподтвержденной.
Сохраняет значение гипотеза И. П. Павлова, согласно которой шизофрения имеет в своей основе хроническое гипнотическое состояние больших полушарий головного мозга. Под влиянием каких-то повреждающих факторов нервные клетки в больших полушариях приходят в состояние защитного торможения, предохраняющего их от гибели. Торможение коры может по механизму положительной индукции приводить к патологическому возбуждению подкорковых образований мозга.
Частная психиатрия
Эндогенные психические заболевания
1. Шизофрения с началом заболевания в детском и подростковом возрасте
Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2 % случаев этого заболевания. Несколько чаще оно начинается в возрасте 10-14 лет (около 10 % всех случаев болезни). Ранние формы шизофрении у мальчиков встречаются в 3,5 раза чаще, чем у девочек.
Основные симптомы шизофрении у детей и подростков те же, что и у взрослых. Но проявляются они по-иному, в зависимости от возраста: чем меньше возраст ребенка, тем менее в клинической картине психоза представлены продуктивные симптомы (навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, аффективные) и тем более преобладают негативные расстройства типа эмоциональной холодности, аутизма, парадоксальности и нелепости поведения. Особенностью детской шизофрении является и то, что болезнь накладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, приводя к его искажению и задержке. Клинические проявления психоза бывают чрезвычайно разнообразны, но сравнительно редко дают основание для четкой их классификации.
В возрасте от 2 до 5 лет болезнь проявляется в виде детского аутизма (синдром Каннера ). Он состоит главным образом в отсутствии реакции на эмоции других людей и несоответствии поведения ситуации. Дети выглядят отрешенными, живущими <сами по себе>. Они словно бы не замечают других людей - взрослых и сверстников, почти не реагируют на ласку родителей и их строгий тон, сами ни к кому не ласкаются. Спонтанное поведение больных однообразно. Они могут часами производить стереотипные действия, внешне напоминающие игру, но лишенные понятного игрового замысла. Сами они не задают вопросов окружающим, а на задаваемые им вопросы отвечают вскользь, с безразличным видом, односложно и часто невпопад. Чаще всего они разговаривают <сами с собой>, причем речь их бывает странной, не всегда понятной, в ней используются необычные, придуманные самими больными слова (неологизмы).
При сравнительно доброкачественном течении болезни у детей сохраняются в той или иной степени познавательные интересы и любознательность, направленные на чтение книг, часто не соответствующих детскому возрасту. Усваивая сложные понятия, дети при этом могут оставаться неосведомленными в элементарных практических делах, не умеют себя обслуживать. Это становится особенно заметным, когда ребенок идет в школу. Здесь у него проявляются снижение инициативы, отсутствие заинтересованности в школьных занятиях, трудности в усвоении правил поведения школьника, патологическая замкнутость, чудаковатость и парадоксальность поведения. Другие дети его обижают, смеются над ним, отторгают его от своего коллектива. Все это приводит к отставанию от других детей в обучении и неравномерности развития интеллекта; усваивая сложные понятия из книг, пользуясь в разговоре <взрослыми> словами и научными терминами, ребенок в то же время не может овладеть элементарными знаниями математики, не умеет писать, у него отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками, Формируется своеобразная форма умственной отсталости, что часто диктует необходимость индивидуального обучения или перевода в специальную школу для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, и нередки случаи, когда подросток осваивает полную программу средней школы. Но черты психического инфантилизма, аутизма, замкнутости, странность и экстравагантность поведения при этом сохраняются.
При злокачественном течении процесса сформировавшиеся в первые годы жизни навыки фразовой речи утрачиваются, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Но лежащее в ее основе мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Так, девочка, рисуя, разговаривает сама с собой: <Я была в лесу, зарезала вояка... Дощечка, на которую ляжет волк, ее поставили на велосипед... Мы видели много красных платьев на лошадях...>. Такие дети выглядят эмоционально опустошенными, рав-284
Частная психиатрия
Эндогенные психические заболевания
нодушными, потребность в общении со сверстниками и со взрослыми у них отсутствует. Наблюдаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, дети совершают прыжки на месте, прыжки на коленях, хлопки в ладоши, ходят с закрытыми глазами. Возникают также застывания в стереотипных позах, восковидная гибкость, эхопраксия. Многие больные без видимой причины бьют других детей, щиплют их. Течение болезни имеет волнообразный характер с улучшениями состояния (большей частью под влиянием лечения) и последующими ухудшениями. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект. Психические расстройства нередко сочетаются с эндокринными нарушениями, ожирением.
При более остром начале шизофрении, которое обычно наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте, у детей возникают беспричинные страхи, которые трудно отличать от проявления рудиментарных галлюцинаторных и бредовых переживаний. Страх обычно сопровождается ощущением присутствия чужого человека. Ребенок начинает плакать, кричать, заглядывает под кровать, указывает на темный угол: <Кто-то плохой пришел!.. Опять волосатая пришла, уйди!..>. Вне этих приступов страха ребенок продолжает проявлять опасливость, боится ложиться спать, выходить из дома, задает вопросы, не может ли он отравиться, умереть. Страхи могут приобретать характер навязчивых переживаний, когда ребенок постоянно испытывает потребность совершать ритуальные действия с целью защиты: делает по несколько шагов вперед и назад, старается не дотрагиваться до предметов - <чтобы не умереть>. Характерны патологические фантазии, которые, усложняясь, начинают напоминать бредовые идеи: ребенок боится выходить во двор, так как <мальчишки ему уши отрежут>, опасается, что кто-то за ним следит, хочет его убить. Детей в состоянии страха не удается ни отвлечь, ни успокоить, их внимание нельзя переключить на что-то другое. Дети утрачивают интерес к окружающему, к игрушкам, становятся раздражительными, их умственное развитие начинает отставать от возраста, но распада речи, подобного тому, который
наблюдается в более раннем возрасте, у них не происходит. Более отчетливыми становятся аффективные расстройства, в частности депрессия.
Клиническая картина шизофрении, развивающейся в подростковом возрасте, начинает приближаться к проявлениям этого заболевания у взрослых. Вырисовываются различные типы ее течения: непрерывный и приступообразный. Все же у подростков имеется ряд характерных для этого возраста особенностей заболевания. К ним, в частности, относится высокая частота дисморфофобических расстройств. Д и с- морфофобия при шизофрении проявляется ложным убеждением в наличии у себя самого каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. При этом, в отличие от ипохондрии, больные не столько обеспокоены неблагоприятным исходом предполагаемого <заболевания>, сколько тем, что <дефект> замечается всеми окружающими. Без всяких на то оснований они начинают уверять, что у них растет горб, нос отклоняется вбок, от них исходит запах кишечных газов, люди в общественных местах от них отворачиваются, <поводят носами>. Все попытки разубедить больного не могут поколебать его бредового убеждения. С большим постоянством возникают суицидальные намерения: <Если мне не исправят недостаток, все равно я жить не буду>. У девочек-подростков дисморфофобия нередко сочетается с нервной анорексией. Возникают ложные телесные ощущения (сенестопатии); руки <наливаются жиром>, тело раздувается после еды. Манипуляции с едой часто носят нелепый характер: больные составляют нелепые диеты, после еды вызывают у себя рвоту, а затем измеряют вес рвотных масс. В отдельных случаях вызывание рвоты сочетается с поеданием чрезмерного количества пищи (булимией). На этом фоне могут возникать кратковременные галлюцинаторно-бредовые и кататонические эпизоды.
В подростковом возрасте часто наблюдаются острые приступы шизофрении продолжительностью 2-3 мес., заканчивающиеся практически полным выздоровлением. Начало их обычно провоцируется внешними патогенными факторами:
Частная психиатрия
Эндогенные психические заболевания
инфекцией, интоксикацией, черепномозговой травмой. В течение нескольких дней наблюдается тяжелая бессонница, нарастают тревога и суетливость, колебания настроения. Затем стремительно развивается кататоническое возбуждение. Больные совершают бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопают в ладоши, подпрыгивают, обнажаются, пытаются пить свою мочу, мажутся калом. Речь их бывает бессвязной, представляет собой сочетание бессмысленных обрывков фраз, сопровождается хохотом. За фасадом этого возбуждения обычно развертываются фантастические сно-видные переживания (онейроид). После завершения возбуждения некоторое время сохраняются колебания настроения, преимущественно в сторону его понижения. Такой приступ может быть единственным в жизни и не оставляет серьезных последствий для психической деятельности перенесших его больных.
|
|||
|