|
|||
Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 16 страница
Функциональные психогенные заболевания________________241
К компульсивным действиям относят также нервную ано-рексию, встречающуюся преимущественно у девочек-подростков, реже у девушек 17-20 лет. Больные упорно ограничивают себя в еде, избегают употребления продуктов, необходимых для полноценного питания, несмотря на наступающее сильное истощение и появление в связи с голоданием соматоэндокринных расстройств: аменореи, выпадения волос, сухости кожных покровов. Свое поведение они объясняют отсутствием аппетита или не дают никаких объяснений. Требование родителей прекратить голодание, уговоры и даже наказания не дают желаемого результата. Поводом к развитию нервной анорексии при неврозах часто служит коллективное <обожание> молодежью избранных <кумиров>, среди которых оказываются худощавые женщины. В подобных случаях описывались целые эпидемии нервной анорексии, губительно отражающиеся на здоровье подростков. К компульсивным расстройствам у больных неврозом относится также неудержимое поедание чрезмерных количеств пищи (булимия), приводящее к алиментарному ожирению.
Истерический невроз составляет не менее трети всех невротических заболеваний. В большинстве случаев он наблюдается у женщин. В связи с тем, что за последние десятилетия произошли коренные изменения положения женщин в обществе, истерический невроз претерпел наибольший патоморфоз. Описываемые в классической литературе такие симптомы, как истерические припадки с опистотону-сом (выгибанием дугой), гиперкинезы, блефароспазм, слепота стали встречаться относительно редко и наблюдаются преимущественно в этнических группах, где эти истерические проявления закрепились в качестве ритуалов. Европейские традиции не способствуют в настоящее время их проявлению при истерическом неврозе; на первый план выступают астенические, алгические, ипохондрические, соматоформ-ные расстройства. Не исключено, однако, что в условиях политического, экономического и нравственного кризиса в обществе могут возрождаться старые, архаические формы проявления невроза.
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
Психический конфликт, ведущий к развитию истерического невроза, тесно связан с особенностями характера больных. И. П. Павлов относил этих людей к представителям художественного типа высшей нервной деятельности с преобладанием эмоций над рассудком, первой сигнальной системы над второй, подкорки с ее центрами инстинктивных реакций над корой головного мозга. Они способны тонко подмечать внешний облик и черты поведения других людей, но мало способны проникать в их внутренний духовный мир, сочувствовать и сопереживать. Поэтому и представления о самих себе у них бывают неточными и искаженными. Низкий уровень самосознания определяет и недостаточную саморегуляцию поведения, завышенный уровень притязаний и самооценку, что входит в противоречие с их реальными возможностями и требованиями жизни. Мелочные конфликты переживаются ими чрезвычайно болезненно.
На формирование характера, способствующего развитию истерического невроза, накладывают отпечаток особенности воспитания в семье. Часто это <кумиры семьи>, не знающие предела удовлетворению своих желаний и эгоистических устремлений. Но в значительной части случаев неблагоприятные черты характера складываются в результате раннего детского конфликта, связанного с эмоциональной депривацией - отсутствием необходимых ребенку эмоциональных контактов с родителями. Обычно это происходит в семьях, где авторитарная, неласковая мать подавляет инициативу детей, лишает их материнского тепла; отец при этом обычно характеризуется как мягкий, безвольный человек, не пользующийся в семье авторитетом. Непосредственным толчком к развитию истерического невроза у женщин обычно служит семейный конфликт: подозрение в измене мужа, ссора с родственниками, обида, нанесенная детьми.
Все невротические симптомы при истерическом неврозе отличаются эмоциональной яркостью и демонстративностью.. На первый план обычно выступают ипохондрические расстройства в виде одержимости какой-либо болезнью или <сглазом>, <порчей>. Предъявляемая картина <болезни> не
отличается разнообразием симптомов, жалобы больных бывают непоследовательны, в них отсутствует понятная логика. Нередко это упорные жалобы на бессонницу, головную боль, <невыносимую тоску>, нарушение дыхания при плохой погоде, <аллергию> при употреблении тех или иных пищевых продуктов. С ними больные на протяжении многих недель или месяцев обращаются ко многим специалистам. Их не смущает тот факт, что содержание этих жалоб не соответствует ни результатам проводимых исследований, ни даже общепринятому представлению о тяжелобольном человеке, на роль которого они упорно претендуют. Всякое неосторожное слово врача, высказанное в присутствии пациента, предположение о диагнозе какой-либо болезни немедленно берется на вооружение и постоянно фигурируют потом в качестве бесспорного подтверждения наличия и тяжести данного заболевания. Больные не способны замечать даже элементарных противоречий в собственных жалобах и поведении. Так, больная полностью съедает больничную порцию и все продукты, приносимые из дома, но продолжает жаловаться на полное отсутствие аппетита. Посещая многих врачей и представителей <народной медицины>, больные истерическим неврозом более всего доверяют одному из них, рассказывают о нем как о необыкновенном специалисте, что не мешает им продолжать утверждать, что лечение не дает результатов и <стало еще хуже>.
Характерные для психогенных заболеваний диссоциативные расстройства при истерическом неврозе проявляются с особой яркостью. Низкий уровень самосознания и неспособность четкого осознания мотивов собственного поведения способствуют тому, что невротическая тревога, наблюдающаяся при истерическом неврозе, как и при любом другом невротическом расстройстве, легко превращается (конвертируется) в двигательное, чувствительное или психоэмоциональное нарушение. Могут наблюдаться припадки с судорогами, внешне несколько напоминающие эпилептические. Однако, в отличие от последних, истерические припадки бывают связаны с травматическими переживаниями и конфликтами, возникают в присутствии людей, на которых пациент бессознатель-Функциональные психогенные заболевания
Частная психиатрия
но хотел бы произвести впечатление, потеря сознания бывает неполной, и больные во время припадка продолжают реагировать на происходящие вокруг события.
Встречаются также двигательные нарушения в виде частичного или полного паралича конечностей, шаткой походки, невозможности стоять и ходить без посторонней помощи, размашистого тремора одной из конечностей или всего тела. Отмечаются выпадения тактильной, болевой чувствительности на отдельных участках тела вне связи с зонами иннервации, внезапно наступившая слепота или нарушение слуха и речи (истерический сурдомутизм). При них отсутствуют симптомы органического поражения нервной системы, органов слуха и зрения. Характерно то, что локализация и вид конверсивного нарушения во многом определяется традициями социальной группы, особенностями ее субкультуры и занятиями субъекта. Так, традиции некоторых религиозных групп требуют, чтобы во время траурной церемонии женщины, состоящие в близком родстве с покойным, дали бурное аффективное возбуждение с последующим припадком, напоминающим коматозное состояние; во время этого состояния больные не реагируют на внешние раздражения, на боль, и у них даже резко замедляются и ослабляются сухожильные рефлексы, зрачковые реакции на свет. У лиц, занимающихся попрошайничеством, конверсивные расстройства истерического типа чаще всего проявляются размашистым тре-мором конечностей, бросающимся в глаза всем прохожим. Другой особенностью конверсивных расстройств является то, что, несмотря на тяжелое нарушение функций организма, больные относятся к нему с удивительным спокойствием. Этот симптом получил в психиатрии образное название: <красивое равнодушие>.
В связи с эмоциональным стрессом у больных истерическим неврозом диссоциативные расстройства могут достигать уровня глубокого нарушения чувства Я, сужения сознания до узкого круга аффективно заряженных представлений. Больные при этом начинают вести себя подобно маленькому ребенку, говорят капризным, сюсюкающим тоном, демонстрируют глубокое слабоумие, неспособность понимать
самые простые вопросы и адекватно реагировать на привычные бытовые ситуации, разыгрывают сцены, явно противоречащие реальной действительности. Так, например, больная истерическим неврозом, бухгалтер по профессии, будучи привлечена к уголовной ответственности за служебное преступление, перестает понимать обращенные к ней вопросы, нелепо таращит глаза, делает грубые ошибки в счете в пределах десятка, при этом загибает пальцы и смотрит на окружающих: с выражением беспомощности и растерянности. Этот вид диссоциации, обозначаемый как синдром Ганзера, приводит к глубокому нарушению социальной адаптации, и потому в данном случае уместно говорить об истерическом психозе. Следует также отметить, что все дис-социтивные расстройства при истерическом неврозе склонны к рецидивированию и при очередном психическом конфликте повторно возникают в той же форме.
В условиях современного патоморфоза психических заболеваний поведение многих больных истерическим неврозом на приеме у врача часто оказывается достаточно корректным, и требуется определенный навык, чтобы подметить в нем элементы демонстративности, истерической манерности и театральности, на которых делался акцент в описаниях этого заболевания в классической литературе. Но дома больные бывают капризны, раздражительны и придирчивы, требуют к себе чрезмерного внимания. Они ограничивают круг своих домашних обязанностей, объясняя это <ужасной слабостью>, часто и подолгу пользуются больничными листами или отпрашиваются с работы по причине болезни и для посещения врача. И хотя вопрос об инвалидности обычно прямо ими не ставится, фактически он возникает в связи с упорными жалобами на невозможность выполнять свои производственные обязанности.
В большинстве случаев болезнь принимает затяжное течение с периодическими обострениями, связанными с ухудшением жизненной ситуации и новыми психическими травмами. При длительном течении заболевания постепенно все большее значение приобретают стойкие астенические и вегетативные расстройства, эмоциональные нарушения в виде
Частная психиатрия
Функциональные психогенные заболевания
раздражительности, несдержанности, недовольства другими людьми, заостряются преморбидные личностные особенности: требование постоянного внимания со стороны близких с постоянными упреками и жалобами на их <черствость> и <жестокость>, повышенная ранимость, эгоцентризм. В некоторых случаях доминирующими в картине заболевания становятся конверсивные истерические симптомы: пароксиз-мальные расстройства, нарушение двигательных функций, повторяющаяся рвота и др.
Течение неврозов бывает как кратковременным, так и длительным. В связи с патоморфозом за последние десятилетия наметилась тенденция к более продолжительному и затяжному их течению. По данным разных авторов, оно встречается в 20-55 % случаев заболеваний. Треть больных неврозами состоит на учете в психоневрологическом диспансере более трех лет, и лишь около 60% больных снимаются с учета в связи с выздоровлением.
Благоприятными прогностическими признаками являются: острое начало заболевания, волнообразное его течение с периодами улучшения и ухудшения состояния, снижение актуальности психического конфликта, полное осознание больными природы своей болезни и роли психического фактора в ее происхождении. К неблагоприятным прогностическим признакам относятся: наличие невротических симптомов в детском и подростковом возрасте, постепенное и раннее начало заболевания, стойкие изменения характера больных, отсутствие удовлетворения от работы, психологически неблагоприятное семейное окружение (Л. Н. Касимова).
В пожилом и старческом возрасте клиническая картина неврозов осложняется частым присоединением соматических заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, что способствует усилению астенических и ипохондрических симптомов. Сам факт прекращения активной трудовой деятельности является для многих пожилых людей психической травмой: падает социальная значимость человека, снижается его самооценка, заостряются ранее присущие больному черты характера, среди которых особенно гипертрофируются тревожность, неуверенность в будущем. Кризисные явления в обществе, угроза войны, экономического спада, политическая неустойчивость резко усиливают тревогу у старых людей и способствуют фиксации невротических расстройств, усилению невротической депрессии.
Совокупность соматического неблагополучия и невротизи-рующих жизненных конфликтов, часто сопутствующая пожилому и старческому возрасту, стирают естественную границу между нормой и патологией и придают неврозам позднего возраста специфическую окраску. Менее четкой становится клиническая очерченность отдельных видов неврозов и возрастают трудности их клинической дифференциации. Истерические и обсессивно-фобические проявления становятся редкими, и неврозы протекают преимущественно по типу неврастении с астенией и тревожно-депрессивными симптомами. Несмотря на проводимое лечение, редко удается добиться мобилизации личности, чтобы справиться с трудностями, направить волю к жизни, способствовать эмоциональной адаптации больного (М. Э. Телешевская).
§ 2. Расстройства личности
Под расстройством личности подразумевается широкий круг нарушений психических функций, проявляющихся главным образом отклонениями в формировании характера и поведения, включая особенности стиля жизни и способа отношения к себе и к другим.
Как аномалии характера, так и отклоняющееся (девиантное) поведение могут иметь разное происхождение и далеко не всегда представляют собой болезненное расстройство. Чаще всего они бывают обусловлены социально-педагогической запущенностью, неблагоприятными влияниями окружающей среды. Безусловно болезненными и, следовательно, относящимися к компетенции медицины следует считать такие отклонения в развитии характера и поведения, в основе которых лежит совокупность патогенных социальных и биологических факторов, включая дизонтогенез центральной
Частная психиатрия
Функциональны е психогенные заболевания
нервной системы и грубые дефекты воспитания в первые годы жизни ребенка, когда происходит становление базовых свойств личности человека. Совокупное действие этих факторов приводит к тому, что отклонения в характере и поведении оказываются стойкими и проявляются на последующих этапах жизни, даже если условия ее оказываются достаточно благоприятными. Субъект с аномальными свойствами характера ограничен в свободе выбора того или другого поведения, тех или иных действий, он слабо осознает их мотивы и не умеет рассудительно планировать свои поступки и управлять ими. В подобных случаях речь идет о так называемых <ядерных> или <конституциональных> пси-хопатиях. В МКБ-10 они относятся к <специфическим расстройствам личности>. Критерии их диагностики, позволяющие отграничивать их от непатологических форм отклоняющегося характера и поведения, сводятся к следующему:
а) аномальные черты характера и поведения проявляются с раннего детского возраста и сохраняются в течение всей жизни субъекта, усиливаясь под влиянием трудных жизненных обстоятельств и несколько сглаживаясь при благоприятных условиях;
б) дисгармония душевной жизни проявляется практически во всех ее сферах, а не только в аффективных реакциях и поведении. Так, у психопатического субъекта может быть необычный, оригинальный образ мышления, в котором романтические взгляды и бескорыстие соседствуют с откровенным цинизмом и презрительным отношением к людям; богатство знаний и развитая речь сочетаются со слабостью конструктивного мышления и неразвитыми практическими навыками, благодаря чему при экспериментально-психологическом исследовании уровень интеллекта оказывается заниженным; отмечается избирательное снижение памяти на лица, имена и фамилии людей при очень хорошей памяти на абстрактные предметы и теоретические знания; походка бывает угловатой, мимика и жесты бывают странными, манерными и т.д.;
в) под влиянием психогении неоднократно в течение жизни возникают декомпенсации, проявляющиеся невротическими или психотическими стрессовыми расстройствами с однотипными проявлениями. Так, например, у криминального субъекта всякий раз при очередном задержании возникает однотипная истерическая реакция в форме синдрома Ганзера с демонстративно нелепым поведением.
Указанные диагностические критерии все же не исключают трудностей в распознавании патологических и непатологи-ческих аномальных свойств характера и поведения. В представлении врача-диагноста всегда существует некий усредненный стандарт личности со свойственными данной культуре региональными, этническими особенностями. Резкое уклонение от этого стандарта, например стремление жить одними удовольствиями и уклонение от любого труда, отсутствие родственных чувств, особо дерзкие хулиганские поступки и жестокость, могут вызвать сомнения в их <нормальности> (нормальный человек так вести себя не станет!); но подобные субъективные оценки не всегда совпадают с клинической реальностью. Поэтому диагностика <ядерной> психопатии требует дополнительных критериев. К ним нужно отнести данные генетического исследования, а также данные акушерского анамнеза, способные выявить возможные поражения центральной нервной системы в качестве одного из проявлений перинатальной патологии. Генетический фактор играет особую роль в происхождении расстройств личности. В пользу этого свидетельствуют данные близнецовых исследований, показавшие, что конкордантность по пси-хопатии у однояйцевых близнецов в несколько раз выше, чем у двуяйцевых. Такое соотношение сохраняется и тогда, когда однояйцевые близнецы с самого рождения воспитываются в разных семьях.
Естественно, что по наследству передается не патологическое поведение, а аномальные биологические свойства головного мозга, являющегося органом психической деятельности. Подтверждением этого служит большая частота обнаруживаемых при ЭЭГ-исследовании больных с психопатиями патологических медленных волн. Аномалии развития часто наблюдаются и в других органах: характерны дипластичес-кое телосложение пациентов, непропорционально длинные
Частная психиатрия
конечности, короткая шея, неправильное строение черепа и зубочелюстной системы, уродства внутренних органов, нарушения гормональной регуляции. С большим постоянством встречаются симптомы вегетососудистой дистонии. Все эти соматические изменения, разумеется, не служат непосредственной причиной патологического формирования характера, но являются косвенным признаком (маркёрами) того, что аномалии развития могли иметь место и в центральной нервной системе. Учет их полезен при установлении диагноза <ядерной> психопатии.
Группа <ядерных> психопатий, возникновение которых связано с воздействием не только социально-средовых, но и биологических факторов, сравнительно невелика и составляет примерно 25-30 % от общего числа лиц, у которых на современном этапе развития психиатрии принято диагностировать расстройства личности (В. Я. Гиндикин). Значительное число этих расстройств падает на так называемые со-циопатии, при которых грубое несоответствие между поведением и господствующими социальными нормами обусловлено средовыми факторами, социальным опытом субъекта. В годы после окончания второй мировой войны во многих странах резко участились случаи неадаптированного в социальном отношении поведения, особенно среди детей и подростков. Общество не могло решить эту проблему традиционными воспитательными и репрессивными воздействиями, и под его давлением в психиатрии стал возрастать интерес к аномалиям характера и поведения, занимающим промежуточное положение между нормой и патологией. Был принят во внимание тот факт, что если социальная среда и воспитание ребенка не несут в себе условий, необходимых для гармоничного формирования личности, это может повести к стойким и необратимым ее изменениям, нарушающим жизненные интересы как самого субъекта, так и общества. Иными словами, социально обусловленное аномальное развитие характера способно дать начало личностным изменениям, проявляющимся в дальнейшем на всех этапах жизни человека. Отношение этих изменений к медицине обосновано недостаточно, но подкрепляется интересами профилактики заболеваний: вызванные семейно-педагогической и
Функциональные психогенные заболевания 251
в широком смысле социальной запущенностью изменения характера и поведения в дальнейшем могут приобрести свойства стереотипа и проявляют себя по каждому, даже незначительному поводу (например, неоднократные попытки самоубийства, провоцируемые мелкими конфликтами). Такие действия рано или поздно приводят к социальной дезадап-тации субъекта, служат фактором предрасположения к невротическим и психотическим заболеваниям, к развитию алкоголизма и наркомании.
Таким образом, к расстройствам личности принято относить широкую гамму состояний, на одном полюсе которых находятся отклонения в характере и поведении, обусловленные семейно-педагогической запущенностью и неблагоприятными условиями социальной среды, а на другом - аномалии характера, связанные преимущественно с нарушением биологических функций центральной нервной системы. Между ним существует цепь переходных вариантов, в происхождении которых в одних случаях перевешивает роль социальных, в других - биологических факторов.
В практическом отношении к расстройствам личности недопустимо относить такие отклонения в характере и поведении, которые целиком обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и социальной среды и при которых отсутствуют клинически выраженные стереотипы отклоняющегося поведения, приводящего к стойкой социальной дезадап-тации. Отступление от этого правила ведет к отрицательным последствиям: необоснованному помещению в психиатрические учреждения и психиатрическому лечению психически здоровых лиц, ограничению прав и обязанностей субъекта (освобождение от воинской службы, от уголовной ответственности в случае совершения преступления, ограничения в приеме на работу и др.). Неправомерное отнесение к расстройствам личности непатологических форм отклоняющегося поведения служит также поводом для пассивности органов образования, правоохранительных органов, администрации и общественных организаций, которые склонны переносить ответственность за исправление этого поведения на медицинские организации (<Он болен, его нужно лечить>).
Частная психиатрия
1. Расстройства личности в детском и подростковом возрасте
Четыре фактора в современном обществе определяют развитие характера и поведения детей и подростков: семья, референтная группа сверстников, молодежная субкультура и школа. Роль их важна не только сама по себе, но она отражает также социальные и культурные ценности всего общества. Так, влияние семьи, играющее ведущую роль в становлении характера и личности ребенка, фокусирует на себе господствующие в обществе культурные ценности: уважительное или, напротив, скептическое отношение к знаниям и образованности; убеждения в допустимости или недопустимости поведения, ущемляющего права и интересы другого человека; морально-нравственные, религиозные убеждения и многое другое. Все эти факторы, действующие в обществе, незримо присутствуют в семейных отношениях, накладывая мощный отпечаток на установки ребенка в выборе той или иной формы поведения. Даже отрицательное влияние асоциальной группы сверстников не служит первопричиной социальной дезадаптации ребенка или подростка, так как еще до вступления в эту группу благодаря сформировавшимся в семье установкам он уже присутствовала ней психологически и стремился подражать поведению ее членов. Роль семьи заключается в выработке у ребенка готовности или неготовности воспринимать положительные и отрицательные влияния окружающей социальной среды.
В становлении молодежной субкультуры, оказывающей влияние на личность ребенка и подростка, большую роль играет искусство и средства массовой информации. Но они также действуют в непосредственной связи с влиянием семьи и микросоциального окружения ребенка. Так, ребенок, усвоивший в семье и в референтной группе подростков установки на асоциальные формы поведения, неуважение к закону и нравственности, легко имитирует образцы отрицательного поведения персонажей кинофильмов и телевизионных передач, принимает для подражания сцены преступлений, насилия и грубой эротики. Важным посредником в передаче основных культурных ценностей общества является школьное воспитание и образование. Они влияют на ребенка как
Функциональные психогенные заболевания ___ ___ 253
непосредственно, так и через посредство семьи и родителей, которые также являются вчерашними учениками, усвоившими культурные ценности общества в школе.
Среди различных форм нарушения поведения у детей и подростков с расстройствами личности можно выделить несколько типов реакций:
а) Агрессивные реакции у Детей, не склонных к группированию. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют садистическую жестокость по отношению к другим детям и к животным, вызывающе ведут себя со взрослыми, проявляя злонамеренное озорство. Для них характерны реакции активного протеста в ответ на обиды, ущемление самолюбия, стремление открыто отомстить своему обидчику. Такое поведение чаще всего встречается у детей, воспитывающихся в семьях, где родители отвергали их, не проявляли по отношению к ним теплоты, понимания и поддержки.
б) Делинквентное поведение детей, склонных к группированию. Делинквентность - это склонность к совершению проступков, не достигающих уровня уголовного преступления, наказуемого в этом возрасте. Эти дети стремятся к вступлению в асоциальные группы сверстников, совместно с которыми они занимаются воровством, совершают иные групповые преступления. Они обычно отказываются посещать школу, поздно возвращаются домой, склонны к уходам из дома и бродяжничеству, к злоупотреблению психоактивными веществами, легко вступают в половые связи. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса и где в ближайшем окружении имеются антисоциальные субъекты. Ребенок, растущий в условиях безнадзорности, добивается чувства своей защищенности и поддержки путем полноправного членства в делинквентной группе, с которой он стремится себя идентифицировать. Нарушения поведения и агрессивность не всегда проистекают из логически понятной конфликтной ситуации. Часто они представляют собой скрытую попытку добиться компенсации своего неудовлетворения семейными отношениями,
Частная психиатрия
избавиться от чувства своей неполноценности и неадекватности, почувствовать себя смелым и решительным. Вызывающее отношение к учителям также может служить скрытым от самого себя средством повлиять на родителей, привлечь к себе их внимание, избавиться от чувства вины.
в) У детей, воспитывающихся в семьях, где отношение к ним строилось по типу <кумира семьи> с выражением постоянных восторгов по поводу их действительных или мнимых достоинств и вседозволенностью, нередко наблюдается истероидный вариант развития личности с постоянным стремлением привлекать к себе внимание, с демонстративным поведением и бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований. В школе они стремятся к формальному лидерству, хотя к выполнению общественных обязанностей относятся небрежно и не умеют добиваться действительного авторитета среди товарищей.
г) Помимо расстройств личности, характеризующихся повышенной аффективной возбудимостью детей, их агрессивностью, асоциальным поведением, существует тормози-мый вариант личностных расстройств. В большинстве случаев речь идет о детях, растущих в семьях, где родители сами отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью. В других случаях к детям предъявляются чрезмерные требования в отношении выполнения ими обязанностей по дому, достижения школьных успехов, превышающих возможности ребенка, с критикой и угрозами наказания. Такие дети отличаются неуверенностью, чрезмерной застенчивостью и беспокойством. Они слабо адаптируются в детских учреждениях, с трудом сходятся со сверстниками, страдают от чувства своей неполноценности и одиночества, неумения находить друзей. Некоторые из них, несмотря на удовлетворительное интеллектуальное развитие, учатся с явным напряжением. Низкие успехи в школьных занятиях углубляют их чувство неполноценности и вины. д) Сходные изменения личности могут иметь место у детей
Функциональные психогенные заболевания________________255
с физическими недостатками, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (последствия детского церебрального паралича, ожирение, кифоз, обширное родимое пятно в области лица и др.). Пониженная Я-концеп-ция и значительное расхождение между идеальным Я (каким бы ребенок хотел себя видеть) и реальным Я (каким он видит себя в действительности) ведет к появлению реакций компенсации и гиперкомпенсации, которые служат средством защиты Я-концепции. Так, физически слабый и робкий ребенок в мечтах и играх представляет себя отважным воином, моряком; ребенок, воспитанный деспотичными родителями, предпочитает играть с младшими детьми, командует ими, наказывает их. Гиперкомпенса-ция чувства своей неполноценности может принять форму патологического фантазирования. Так, ребенок, вернувшийся с прогулки по лесу, рассказывает, будто бы он убил там змею <величиной с бревно>, или он заявляет, что старший брат подарил ему настоящий пистолет. Компенсаторные реакции могут принять форму напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, не согласующихся с истинным характером ребенка и направленных на то, чтобы вызвать восхищение окружающих.
|
|||
|