|
|||
Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 13 страница
Помимо диагностического значения констатация того или иного психопатологического синдрома и его отношения к одйЬй из групп синдромов <родственной> этиологии помогает разработать систему первоначальных лечебно-профилактических мероприятий, не ожидая полного завершения клинического обследования больного. Например, констатация паранойяльного синдрома диктует необходимость применения нейролептиков с избирательным антипсихотическим действием (стелазин, этаперазин и др.), тогда как установление девиантного поведения у подростка как фактора нарушенного формирования характера требует использования психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий при ограниченном применении медикаментозной терапии.
Вопросы диагностики и лечения различных психических заболеваний будут приведены в разделе частной психиатрии. В нем не будут повторяться общие описания психопатологических синдромов, но будет сделан акцент на их динамике, нозологической специфике, вопросах диагноза, а также на лечении и реабилитации больных с различными формами психических болезней.
Глава VI
Терапия психических заболеваний
Психиатрия по сравнению с другими медицинскими специальностями позже встала на путь активного лечения относящихся к ней болезней. На протяжении многих десятилетий врачебная помощь больным с психическими расстройствами ограничивалась назначением снотворных, успокаивающих и общеукрепляющих средств, оказывающих симптоматическое действие на те или иные проявления душевного заболевания. Большое значение придавалось психотерапии, мероприятиям гигиенического характера, соблюдению больными правильного режима дня, развлечениям и рациональным занятиям трудом, религиозным обрядам. Но и данный набор оздоровительных мероприятий поддерживал в больных, их родственниках и врачах-психиатрах дух оптимизма. По этому поводу С. С. Корсаков в руководстве по психиатрии писал: <Последнее столетие с убедительностью показало, что душевные болезни, так же как и болезни других категорий, должны быть лечимы и что они излечиваются. В этом отношении между ними и другими болезнями нет разницы>. Важное значение имело то обстоятельство, что психиатр представал перед больным как материальное воплощение той социальной поддержки, которую общество предоставляло страдающему человеку.
Первые попытки активного терапевтического воздействия на расстройства психической деятельности носили эмпирический характер. Еще задолго до начала развития психиатрии как науки многие врачи наблюдали, казалось бы, парадоксальный факт, который позже французский психиатр Анри Барюк обозначил как соматопсихическое балансирование. Он заключается в том, что нередко тяжелые потрясения и телесные заболевания, представляющие опасность для жизни субъекта, благотворно влияют на течение пси-Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
хической болезни. Это давало наиболее активным и смелым психиатрам надежду обрести способ оказания эффективной помощи психически больным с помощью так называемых <шоковых> методов лечения. Среди них наиболее удачным оказался метод лечения тяжелого психического заболевания сифилитической этиологии - прогрессивного паралича прививками малярии, предложенный австрийским психиатром Юлиусом Вагнер фон Яуреггом (1857- 1940). Он позволил не только резко сократить смертность от этого заболевания, ранее считавшегося неизлечимым, но и приостановить процесс быстрого распада психической деятельности больного и нарастания слабоумия. Успешным оказался метод лечения шизофрении инсулином в дозах, вызывающих у больного гипогликемическую кому, который также был предложен в Австрии врачом М. Закелем (1900-1957). Вслед за ним появились методы коматозной терапии психических заболеваний с помощью фармакологических препаратов, способных при быстром внутривенном введении вызвать у больного эпилептический припадок. Особенно большое распространение получила электросудорожная терапия, при которой припадок вызывается пропусканием электрического тока через электроды, располагающиеся на коже черепа одной или двух височных областей. Эти методы оказались эффективными при лечении параноидных, депрессивных состояний, кататонического возбуждения и некоторых других форм психических нарушений, при которых ранее применялись лишь симптоматические виды лечения.
Применение <шоковых> методов лечения потребовало от психиатров повышенного внимания к соматическому обследованию больных и создания в отделениях психиатрических больниц особой обстановки, которая приблизила их к обстановке соматической больницы. Этому способствовало также ослабление психомоторного возбуждения у больных с психозами в процессе биологической терапии. Но этот вид лечения имел и ряд существенных недостатков. К ним нужно отнести его сложность, возможность угрожающих жизни тяжелых осложнений. Все это диктовало необходимость
помещения больных в стационар на длительный период времени для проведения лечения.
Новый этап в развитии лечения психических заболеваний наступил с введением в 50-х годах в терапевтическую практику психотропных препаратов. Вещества, получаемые в основном из лекарственных растений и оказывающие седа-тивное или стимулирующее действие на нервную систему, были известны с глубокой древности. Но только с началом психофармакотерапии начался направленный поиск и создание психотропных препаратов, позволяющих оказывать разностороннее и дифференцированное воздействие на те или иные нарушенные психические функции. Психофармакоте-рапия стала повседневным способом лечения больных психическими заболеваниями не только в условиях психиатрической больницы, но и в амбулаторной практике. Она далеко вышла за пределы психиатрии и стала широко применяться при психических расстройствах у больных, страдающих соматическими болезнями. Использование фармакологических медикаментозных средств лечения вызвало к жизни широкие нейрофизиологические и нейрохимические исследования психической патологии и обусловило тесную связь психиатрии со многими биологическими дисциплинами. Особую роль в этом отношении играет изучение нейромедиаторных систем, являющихся точкой приложения психотропных препаратов.
В настоящее время для лечения психических заболеваний продолжает использоваться весь арсенал средств, включая <шоковые> методы, разнообразные применяемые в медицине лекарственные препараты, физиотерапию, психотерапию со всеми ее разновидностями, трудотерапию и др. Но основными методами, получившими наибольшее распространение, остаются психофармакотерапия и психотерапия. На них следует специально остановиться.
§ 1. Психофармакотtерапия
Существует несколько групп психотропных препаратов: а) нейролептики (они же антипсихотические средства);
Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
б) транквилизаторы (или анксиолитические, купирующие тревогу) средства; в) антидепрессанты; г) психостимулято-ры; д) ноотропные препараты. Существует еще группа галлюциногенов (психотомиметических средств), но они не получили распространения в терапевтической практике. Психотропные препараты, относящиеся к каждой из указанных групп, обладают общими свойствами, характеризующими их направленность на определенные психические функции и их расстройства. Так, нейролептики устраняют психотическое возбуждение и страх, влияют на галлюцинаторные, бредовые, кататонические и другие расстройства, встречающиеся при психозах. Транквилизаторы в основном блокируют невротическую тревогу и связанные с ней симптомы пограничных психических нарушений; некоторые из них обладают также противоэпилептическим действием. Антидепрессанты смягчают или устраняют тоскливый аффект при депрессиях, оказывая одновременно седативное или стимулирующее действие. Психостимуляторы повышают уровень бодрствования, устраняют сонливость, астенические симптомы. Ноотропы повышают уровень психической активности, положительно влияют на расстройства памяти и умственной деятельности, особенно при органических психических заболеваниях. Но лекарственные вещества в каждой из групп обладают и собственными, отдельными свойствами, определяющими силу и быстроту действия на те или иные нарушения психических функций, характер побочных эффектов и осложнений, что и обусловливает выбор лекарственного средства в каждом индивидуальном случае заболевания.
С начала <психофармакологической эры> в психиатрии делались многочисленные попытки найти в сложной психопатологической картине заболевания четко обозначенную точку приложения каждого психотропного препарата, избирательный его троцизм к определенным <мишеням>. Так, например, предполагалось, что галоперидол обладает избирательным антигаллюцинаторным действием, а трифтазин (стелазин) - антибредовым, неулептил является <корректором поведения>, и т. п. Однако клиническая практика не подтвердила теорию <мишеней>, основанную на принципах функциональной психологии. Последняя пытается рассматривать
целостную психическую деятельность как некую сумму отдельных функциональных образований (восприятие, мышление, память, интеллект и др.), каждое из которых имеет свое приспособительное значение и может быть измерено экспериментальными методами. Более продуктивным оказалось понятие спектра психотропной активности, развивавшееся в нашей стране Григорием Яковлевичем Авруцким (1925-1993). Под ним подразумевается сумма индивидуальных психофармакологических качеств препарата, которые проявляются в их взаимодействии с данным психопатологическим синдромом. Так, например, в спектр психотропной активности транквилизатора нитразепама, наряду с седатив-ным действием, входит выраженная способность регулировать ночной сон, а также вегетотропная, противоэпилепти-ческая активность; антидепрессант мелипрамин обладает, наряду с тимолептическим (устраняющим депрессивный аффект), стимулирующим действием.
Выбор психотропного средства в конкретном случае заболевания мало зависит от его нозологической природы и определяется главным образом психопатологическим синдромом. Содержание патологических переживаний большой роли не играет. Так, эффект нейролептического препарата при параноидном синдроме не зависит от содержания бреда, будь то бред преследования, отношения или гипнотического воздействия. Психотропное вещество вообще не способно изменить направленность и содержание личности больного человека, его мысли и убеждения, определяющиеся всем ходом социализации субъекта, начиная с детского возраста. Вмешиваясь в химизм нервных клеток головного мозга, психотропные препараты изменяют биологический компонент личности, витальную основу патологических психических переживаний. Результатом прямого влияния на базисные биологические механизмы высшей нервной деятельности является изменение эмоционального состояния больного. Устраняя тревогу и страх, депрессивный, маниакальный аффект, психотропные лекарственные вещества оказывают вторичное терапевтическое действие на бредовые, галлюцинаторные, навязчивые и другие продуктивные симптомы психического заболевания. При этом они не влияют непосредственно на
Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
образ мыслей больного, на его отношение к другим людям, к своему Я. Неправильно было бы рассчитывать на то, что с помощью химических веществ возможно изменить убеждение субъекта в преследовании его <злоумышленниками> и создать у него противоположное мнение. Правильнее будет считать, что при устранении или ослаблении аффективных расстройств под влиянием фармакотерапии происходит дез-актуализация бредовых, навязчивых, галлюцинаторных переживаний. Иными словами, ранее актуальные мысли и переживания утрачивают свой чувственный характер, перестают быть источником жизненно важной информации о внешнем и внутреннем мире субъекта.
Если речь идет о кратковременном и преходящем (транзи-торном) психическом расстройстве, дезактуализация патологических переживаний больного совпадает с фактическим устранением этих расстройств, то есть с выздоровлением. Но там, где лечению подвергается длительно текущее, хроническое заболевание, дезактуализация психических расстройств означает не их исчезновение, а частичное или полное устранение из сферы самосознания: теряя свое прежнее жизненно важное значение для больного, эти переживания отчуждаются от своего Я и перестают фигурировать в самоотчете. В случае нового обострения или рецидива болезни вместе с усилением аффективных симптомов прежние болезненные переживания вновь актуализируются, находят отражение в самосознании больного и в его поведении.
Лечение психотропными препаратами эффективно не при всех формах психических заболеваний. Наиболее резистент-ными к лечению являются психопатологические синдромы с относительно изолированной картиной и малым количеством входящих в нее симптомов, без грубых нарушений в сфере витальных эмоций и поведения. К ним относятся синдромы, основу которых составляют паранойяльный бред, обсессивные, сенестопатически-ипохондрические, деперсона-лизационные расстройства, дисгармония характера и поведения. В связи с происшедшим за последние десятилетия патоморфозом психических заболеваний эти синдромы начинают занимать одно из главных мест при многих формах
патологии душевной деятельности. Резистентными к фармакотерапии являются также негативные симптомы, такие как апатия, эмоциональное оскудение, снижение энергии поведения, не связанные непосредственно с депрессивным аффектом, и ряд других. Все это дает основание некоторым психиатрам утверждать, что успехи психофармакотерапии малоутешительны и предпочтение следует отдавать социально-психологическим методам реадаптации больных в обществе. Такое мнение является односторонним. Как показывает опыт, лечение психотропными препаратами оказывает благоприятное влияние на динамику многих психических заболеваний. Положительное его влияние в основном проявляется в следующем:
1. Психофармакотерапия, особенно лечение нейролептика-ми, в абсолютном большинстве случаев позволяет купировать у больных психозами психомоторное возбуждение, аффективные вспышки и агрессивное поведение. Это позволяет в отделениях психиатрической больницы отказаться от практиковавшихся ранее мер стеснения, включая связывание больных, создать в отделениях обстановку обычного терапевтического учреждения. Применение психотропных препаратов в амбулаторных условиях во многих случаях позволяет добиться упорядочения поведения больных и избежать помещения их в психиатрический стационар.
2. Применение психофармакотерапии психических заболеваний способствует сокращению времени пребывания больных в психиатрическом стационаре, что позволяет уменьшить отрицательные последствия длительной госпитализации (госпитализма), обеспечить максимальное сохранение социальных, семейных связей больного, его трудоспособности, а также имеет положительное экономическое значение.
3. В случаях, когда с помощью психофармакотерапии не удается достичь полного восстановления .нормальной психической деятельности больного, оно все же способствует эффективному применению методов реабилитации. В частности, ослабление под влиянием лечения двигательного беспокойства, тревоги и страха, суицидальных тенденций, снижение актуальности бредовых и галлюцинаторных пе-202
Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
реживаний открывает пути к социопсихотерапевтическому воздействию, позволяет использовать собственную активность больного в восстановлении нарушенных психических функций.
§ 2. Психотерапия
Психотерапия - это система психологических воздействий на психику и через нее на весь организм больного с лечебными целями. Психотерапия - это специальная наука. В отличие от так называемой <народной медицины>, также пользующейся разными способами психологического влияния на больного человека, она опирается на научное знание клинических и психологических особенностей болезненных явлений, их происхождения и закономерностей развития. Она разрабатывает различные научно обоснованные методы и систему лечения путём внушения, убеждения больного, разъяснения симптомов его болезни с тем, чтобы он мог лучше понять себя, свое состояние, лучше отвечать на требования окружающей среды и преодолевать личностные конфликты, приводящие к психической неуравновешенности. В психиатрии областью применения психотерапии являются в основном пограничные состояния, хотя не прекращаются по пытки психотерапевтического лечения больных с некоторыми формами психозов.
К психотерапии как медицинской науке примыкают различные способы воздействия на больного с помощью организации правильного отношения к нему семьи, друзей, товарищей по работе, медицинских работников в лечебном учреждении. Спокойное, участливое отношение к пациенту в быту и на работе содействуют улучшению его настроения, укреплению оптимистической направленности на результаты проводимого лечения, концентрации усилий для преодоления болезни. Часто они не имеют научных оснований и складываются стихийно. Но отличие их от психотерапевтических влияний не является абсолютным, поскольку специально организованные влияния среды (так называемая <терапия средой>) также представляют собой одну из разновидностей психотерапии.
Психотерапию разделяют на индивидуальную и групповую. Индивидуальная психотерапия адресуется к одному больному. При ней в максимальной степени учитываются особенности его личности, установленные в процессе психологического и психопатологического обследования, и индивидуальные особенности заболевания. В условиях контакта <один на один> особое значение приобретает совместимость врача и больного. Вопросы совместимости тесно связаны с понятием образа <идеального врача>, каким его видят больной и его родственники. Многие считают, что психотерапевту для успешной работы нужно иметь особые качества личности, такие как развитая интуиция и способность с первых же минут общения понять больного, найти с ним общий язык; уверенность в себе и в своих возможностях облегчить состояние пациента при любом, даже самом тяжелом заболевании; умение слушать больного с искренней заинтересованностью, чему способствуют тактичность и артистические способности; широкий кругозор, знание жизни; и др. Но даже весь этот набор качеств, необходимых психотерапевту, не гарантирует успешность его терапевтических контактов со всеми пациентами без исключения; некоторые из них ждут от психотерапевта иных особенностей, которые, по их мнению, должны быть присущи <идеальному врачу>.
Близко к индивидуальной находится психотерапия <в группе>, при которой подбирается группа из 8-15 больных со сходными заболеваниями, требующими психотерапевтического воздействия (например, больные, перенесшие инфаркт миокарда, в периоде реабилитации). Врач при этом обращается ко всей группе, имея в виду, что его слова затрагивают интересы каждого ее члена. Такой принцип подбора сходных больных, нуждающихся в одинаковом психотерапевтическом воздействии, нарушается в условиях психотерапии в больших и практически неконтролируемых группах, как это бывает, например, при проведении телевизионных терапевтических сеансов. Игнорирование принципа индивидуальности с учетом личностных особенностей и характера заболева-Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
ния при этом нередко приводит к отрицательным последствиям.
В отличие от психотерапии <в группе>, при групповой психотерапии влияние терапевта в значительной степени подменяется взаимным влиянием друг на друга членов самой группы. С точки зрения социальной психологии, группа - это совокупность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся во взаимодействии между собой. Среди малых групп, в которых все члены знают друг друга н находятся в тех или иных эмоциональных взаимоотношениях, выделяют формальные - специально созданные для выполнения той или иной социально значимой деятельности, и неформальные (спонтанные), которые возникают стихийно на основе потребности людей в общении. Известный американский психолог и психотерапевт Дж. Морено разработал метод социометрии, позволяющий измерять межличностные отношения в малой группе, зачастую скрытые от непосредственного наблюдения. В результате действующих в группе сил происходит групповая динамика - развитие и изменение человеческих отношений между ее членами. Групповые решения и нормы надежнее изменяют поведение ее членов, чем их индивидуальные решения. Насколько агрессивен или способен к сотрудничеству данный человек, какова степень его самоуважения и уверенность в себе, к чему он стремится, во что верит, какие у него убеждения и предрассудки - все эти характеристики в высшей степени детерминированы его принадлежностью к данной группе. Групповая динамика во многом зависит от лидера группы - наиболее авторитетного ее члена, который оказывает влияние на других ее членов, используя межличностные отношения для укрепления своей позиции.
В терапевтической группе психотерапевт в качестве формального лидера создает атмосферу взаимной поддержки, являющейся условием направленного терапевтического воздействия. На первой его стадии он сам активно участвует в деятельности группы, задает наводящие вопросы при коллективном обсуждении какой-либо проблемы, стимулирует активность членов, способствует выработке общегруп-повых норм. В следующей стадии активность психотерапевта снижается, и он постепенно передает управление группой самим ее членам, продолжая наблюдать за их взаимодействием.
Методы психотерапии разделяют также на директивные и недирективные. Директивная психотерапия основана на внушении и переубеждении больного, на формировании у него правильного отношения к болезни и ее лечению. Она опирается на авторитет, престиж и знания врача. Психотерапевт принимает на себя всю ответственность за ход лечения пациента, которому приписывается роль субъекта воздействия, смысл которого он не понимает и не должен понимать. Конечная цель директивной психотерапии заключается в устранении симптомов болезни. В отличие от этого недиректив-ная (личностно-ориентированная) психотерапия исходит из признания самоценности личности, индивидуальных свойств пациента и из уважения к его потребностям. Она направлена на развитие личности, ее внутренних резервов, оптимизацию ее отношений с обществом. Пациенту предписывается самостоятельно взять на себя ответственность за выбор конечных целей психотерапевтического воздействия, приняв за основу свои индивидуальные жизненные ценности, а не безликие социальные <нормы>. Симптомы болезни перестают быть непосредственным объектом воздействия; им становятся такие личностные переживания, как страх перед миром, неуверенность в себе, неудовлетворенность своими отношениями с другими людьми. Таким образом, недирек-тивная психотерапия стремится к гармонизации личности больного. При ней возрастает роль неформального общения психотерапевта и больного, которые выступают в этом общении в качестве партнеров.
К числу директивных методов относят рациональную психотерапию, или терапию убеждением. В процессе лечения психотерапевт старается изменить отношение больного к обстановке, породившей его заболевание, повлиять когнитивным путем, через разум на укоренившиеся неправильные взгляды и предрассудки, делающие пациента особенно ранимым по отношению к проявлениям болезни, разъяснение и убежде-Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
ние при этом сочетается с внушением. А. В. Свядощ в монографии о неврозах приводит пример рационального воздействия на больного: <У вас различные неприятные ощущения в теле - в области то сердца, то груди, то желудка, и вы полагаете, что это признак какого-то тяжелого, неизлечимого заболевания. В действительности это не так. Наше сердце непрерывно работает, непрерывно движется кровь по кровеносным сосудам, сокращаются стенки кишечника, перемещая пищу. Всего этого мы обычно не замечаем. К счастью, поток импульсов, поступающих в мозг от внутренних органов, нами не осознаётся. Вы перенесли травму головы, и теперь <фильтры> немного ослабли, импульсы стали проникать в сознание, и вы стали их ощущать. Дело не в том, что у вас сердце или желудок работают ненормально, а в том, что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то, чего в норме не ощущают. У вас нет болезни внутренних органов, а лишь повышенная чувствительность к нормальным раздражениям. Она усиливается оттого, что вы фиксируете внимание на этих ощущениях. Чем больше вы на них будете обращать внимание, тем сильнее вы их будете воспринимать. Мы дадим вам лекарство, которое повысит порог восприятия и таким образом ослабит эти ощущения, но главное в вас самих. Займите себя работой, не давайте себе сосредоточиться на них, не придавайте им значения, и вы поправитесь>.
Рациональная психотерапия корригирует масштаб переживаний больного, но все же не устраняет психический конфликт, повлекший за собой болезнь и невротическую тревогу. Можно считать удачей, если больной в результате данных ему разъяснений заявит врачу: <Я понял вашу мысль и готов согласиться с вами. Но как мне избавиться от моих страхов и опасений, которые, несмотря ни на что, продолжают лезть мне в голову?>. В подобных случаях, когда одержимость страхом перед болезнью сменяется навязчивыми опасениями, с которыми сам больной старается бороться, целесообразно перейти к энергичному внушению (суггестии) в бодрствующем состоянии или в состоянии гипнотического погружения.
Гипносуггестивная терапия проводится как в сочетаний с рациональной, так и самостоятельно. Наиболее эффективна она при коиверсивных истерических расстройствах, хотя быстрые и демонстративные результаты гипнотического внушения при этих формах заболевания не отличаются стойкостью, поскольку аномальные свойства личности и тенденция реагировать на любую конфликтную ситуацию симптомами невроза при этом сохраняются.
Гипнотическое погружение часто обозначают как <гипнотический сон>, хотя внешние проявления того и другого, а также их электроэнцефалографическая картина не совпадают. Все же подмеченная И. П. Павловым общность механизмов сна, гипноза и других проявлений тормозного состояния больших полушарий головного мозга несомненно существует. Так, погружению в гипнотическое состояние способствует все, что приводит к наступлению естественного сна; пациент, оставленный в покое после гипнотического внушения, продолжает затем спать обычным сном. Всё же более обоснованным является понимание гипноза как состояния измененного сознания, вызванного действиями гипнотизера и характеризующегося повышенной внушаемостью. В состоянии гипнотического погружения целостная мозговая деятельность невозможна, и потому формула внушения, даваемого психотерапевтом, воспринимается пациентом без критического переосмысления. Практика, однако, показывает, что как в бодрствующем состоянии, так и в гипнотическом внушить можно только те идеи, которые не противоречат собственным убеждениям человека. Не имеют никаких научных оснований бытующие среди населения предрассудки, согласно которым у человека помимо его воли с помощью гипнотического внушения могут быть созданы новые убеждения и мотивы поведения, противоречащие установкам его личности.
Методика погружения в гипнотическое состояние достаточно проста. Больной или группа больных укладываются на кушетки или усаживаются в удобные кресла с подголовниками. Дается разъяснение по поводу предстоящего лечения с указанием полной его безопасности. Погружение в гипно-Основы психиатрии
Терапия психических заболеваний
тическое состояние осуществляется <гипнотической песней>. Врач неторопливо, негромким и монотонным голосом произносит фразы, в которых находят отражение ощущения человека, погружающегося в естественный сон: <Вы лежите спокойно, удобно. Вся обстановка тишины и покоя располагает ко сну. Ваши глаза устали, глаза закрыты. Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется ровно, спокойно. Всё тело расслабилось. Расслабляются мышцы рук, ног, в руках и в ногах появляется ощущение легкой приятной тяжести. Все посторонние мысли ушли, оставили вас. Приятное чувство тепла и дремоты охватывает все тело. Сонливость все глубже и глубже. Дремота, покой, тепло. Спать... Спать...>. Такого рода <гипнотическая песня> продолжается до достижения нужной глубины погружения. При последующих сеансах <сон> обычно наступает быстрее и бывает глубже.
Чаще всего лечебное внушение производится в сомнолент-ной стадии гипноза. Больные слышат каждое слово врача, но, наблюдая за собой, чувствуют, что все посторонние мысли уходят, ощущается тяжесть во всем теле, расслабленность, тепло, не хочется двигаться, не хочется открыть глаза. Содержание внушения определяется клиническими проявлениями заболевания. Наиболее простым и универсальным является внушение способности вызывать у себя релаксацию и тем самым <сбрасывать> тревогу: <После сегодняшнего сеанса вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее. Тревога исчезает, уходит. В трудные минуты жизни вам легче справиться с собой. Ваша воля крепнет. Вы можете собственным усилием воли заставить себя расслабиться, успокоиться. Крепнет уверенность в возможности выздоровления...>. Продолжительность внушения - около 20 мин. Затем следует постепенное пробуждение. Врач энергичным тоном повторяет: <Сеанс лечебного сна подходит и концу. Вы постепенно пробуждаетесь. Расслабленность проходит, вы чувствуете прилив сил и энергии, хорошего бодрого настроения. Вы просыпаетесь. Откройте глаза!>.
|
|||
|