Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Чудновский В. С., Чистяков Н. Ф. 17 страница



 

Расстройства личности в детском и подростковом возрасте отличаются относительной динамичностью. По мере взросления и при благоприятных условиях жизни и воспитания они имеют тенденцию к компенсации, что дает право относить их к преходящим (транзисторным) расстройствам. Про-гностически неблагоприятным признаком служит патологическая инертность отклоняющихся черт характера, проявляющихся стойким стереотипом нарушенного поведения. Они обнаруживают себя в любых условиях: в семье, при переводе в другое учебное заведение, при помещении в специнтер-нат для трудновоспитуемых детей, при смене места жительства и в новой компании сверстников. Такие дети и подростки, став взрослыми, продолжают оставаться дезадаптиро-ванными в социальном отношении более чем в 80 % случаев, и им обычно ставится диагноз психопатии (социопатии).

 

Своеобразные расстройства личности наблюдаются часто у детей и подростков, воспитывающихся в домах ребенка. В

 

Частная психиатрия

 

наибольшей степени они выражены у детей, поступающих в детские дома из специальных учреждений медицинского типа, где они воспитываются до 3-4 лет. Эти дети аутичны, у них слабо выражена потребность в общений, часто наблюдается задержка развития речи, они не умеют играть в обычные детские игры. Свойственный младенческому возрасту потенциал к саморазвитию за счет внутренней энергии к 6-8мес. угасает. Появляется большое количество так называемых <тупиковых движений>: ребенок раскачивается, сосет палец, губу, воспроизводит одно и то же движение без видимого смысла. Ребенок, растущий в интернате, не усваивает навыки продуктивных контактов со взрослыми, эти контакты поверхностны, нервозны и поспешны: они готовы прижаться, повиснуть на любом человеке, пришедшем в учреждение, однако не умеют развить эти отношения и тут же убегают, переходя на пассивное отчуждение или агрессию.

 

Особая проблема - феномен <Мы> в детском доме. В условиях нормальной семьи <Мы> - это чувство, отражающее причастность к своей семье, создающее условия защищенности ребенка. Детдомовское <Мы> - другое образование. Дети без родителей делят мир на <своих> и <чужих>. В школе, куда детдомовские дети ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как <Они>, что развивает у них негативные отношения. В детских домах бывают жестокие взаимоотношения, сексуальные отклонения. В числе их причин - деформированная компенсация недостающей любви, положительных эмоций нормального общения. Не обладая развитой способностью понимать духовный мир другого, сочувствовать и сопереживать, дети в интернатах живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть, поруку. Результатом является низкая социальная адаптация большинства детей, закончивших обучение в интернате и вступающих в самостоятельную жизнь (В. С. Мухина).

 

Дифференциальный диагноз <ядерной> психопатии и отклоняющегося поведения вследствие социально-педагогической запущенности чрезвычайно сложен. Процент диагностиче-Функциональные психогенные заболевания________________257

 

ских ошибок тем выше, чем меньше возраст пациента, и достигает при ранней диагностике психопатий 27-40 % (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин). Необходим поиск дополнительных диагностических критериев, в числе которых можно назвать уровень самосознания. Отклонение от нормального развития самосознания служит основанием для установления патологически измененного темпа созревания личности, нарушений функции самоконтроля и саморегуляции поведения, участвующих в механизмах отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. С низким уровнем самосознания связаны психическая незрелость, делающая подростка неподготовленным к социальным требованиям, заостряющая свойственную ему аффективную возбудимость, расторможенность влечений, неадекватную претензию на взрослость.

 

В. С. Чудневским и А. Ю. Кржечковским предложен способ определения уровня самосознания у подростков в условиях массовых профилактических обследований учащихся начиная с 11-летнего возраста. Уровень самосознания определяется с помощью показателя адекватности самооценок (АСО) путем сравнения оценок различных параметров личности самим испытуемым и экспертом - педагогом, воспитателем, хорошо знающим всех членов данной учебной группы. Используется опросник, включающий 22 пары альтернативных признаков (таблица 5). Бланки опросников раздаются всем учащимся, которые после соответствующего инструктажа самостоятельно оценивают в баллах степень выраженности у себя каждого признака (0, 1, 2, 3). Такие же бланки на каждого ученика, но независимо от них заполняются экспертом. Для определения АСО производится ряд элементарных математических операций. Вначале определяется величина самооценки каждого параметра личности (С); она равняется алгебраической сумме баллов по альтернативным признакам каждой пары. Второй операцией является определение величины экспертных оценок (ЭО), которое производится аналогичным образом. Третья операция заключается в вычислении алгебраической разницы d=C-30 для каждой пары признаков.

 

°. Зап. 101

 

Частная психиатрия

 

Функияонаяьные психогенные заболевания

 

Таблица 5 Текст опросника и пример вычисления АСО

 

№ п/п Параметры личности Оценка (+) Параметры личности Оценка (-) С ЭО d 1 Обаятельный 3 Непривлекательный 0 +3 +3 0 2 Слабовольный 0 Волевой 2 -2 -2 -1 3 Безответственный 0 Добросовестный 3 -3 +2 -5 4 Упрямый О Уступчивый 1 -1 +3 -4 5 Замкнутый - Откровенный 3 -3 +3 -6 6 Добрый 3 Злой 0 +3 +3 0 7 Зависимый - Независимый - - -2 6 8 Деятельный 3 Пассивный - +3 +2 +1 9 Черствый 1 Отзывчивый 3 -2 -1 -1 10 Решительный 3 Нерешител ьный 1 +2 -3 +5 11 Вялый - Энергичный 0 0 -3 3 12 Справедливый 2 Несправедливый 2 0 +2 -2 13 Смелый 3 Боязливый 0 3 -1 +4 14 Нетерпеливый 3 Терпеливый 1 +2 3 -1 15 Непримиримый - Снисходительный - - 0 +6 16 Уверенный 2 Неуверенный 2 0 0 0 17 Нелюдимый 0 Общительный 3 -3 -3 0 18 Честный 3 Нечестный 2 +1 -1 +2 19 Несамостоятельный - Самостоятельный 3 -3 0 -3 20 Вспыльчивый 1 Невозмутимый - +1 -1 +2 21 Веселый 3 Грустный 1 +2 +3 -1 22 Своевольный 0 Послушный 3 -3 +3 -6

 

132-59 АСО = - = 0,55

 

ЕИ^

 

\ 132

 

Примечание: 1. Числовые значения ЭО взяты из бланка, заполненного на данного ученика классным руководителем. 2. Знаки (+) и (-) перед числовыми значениями d опускаются.

 

При обследовании подростков, особенно младшей возрастной группы, они часто заявляют, что им непонятны значения тех или иных обозначений свойств личности, и они не могут их у себя оценить. В таких случаях не следует помогать испытуемым или давать им какие-либо разъяснения. Незнание термина означает неспособность испытуемого дать словесную (когнитивную) оценку данного качества личности, что должно быть учтено при определении окончательного результата. Поэтому в случае незнания какого-то психологического понятия и неумения использовать его для самооценки испытуемый должен поставить в графе прочерк. Если испытуемый не понимает психологического смысла обоих признаков из пары и не может их у себя оценить, то d принимается равным 6, то есть приравнивается к максимальному значению. Если не оценивается один признак из пары, то числовое значение другого принимается равным 0. Последней операцией является определение АСО. Для этого суммируются абсолютные значения d по всем 22 парам признаков. Учитывая, что значения d могут колебаться от 0 до б, теоретически сумма (^jd] = 59 ) может колебаться от 0 до 132. Отсюда: 132-^1

 

АСО-132

 

С помощью указанной методики при массовом обследовании подростков было установлено, что в норме, при отсутствии патологических изменений характера и личности, величина АСО постепенно возрастает за период с II до 15 лет с 0,43 + 0,04 до 0,75 + 0,06. В отличие от этого, при транзи-торных психопатических расстройствах (патохарактерологи-ческих реакциях) и при <ядерных> психопатиях она стабильно сохраняется на низком уровне. АСО выше 0,62 встречается в 81% случаев у подростков 14-17 лет без психических нарушений и лишь в 21 % случаев у подростков с <ядерной> психопатией. АСО ниже 0,62 наблюдается в 19 % случаев у психически здоровых подростков и в 79 % случаев - у подростков с клинически верифицированной психопатией (как <ядерной>, так и транзиторной).

 

Частная психиатрия

 

Функциональные психогенные заболевания

 

Еще большее значение для диагностики имеют крайние значения АСО, наблюдающиеся у части подростков 14-17 лет. У психически здоровых подростков, независимо от особенностей их поведения величины АСО, равные 0,55 и ниже, не наблюдаются. Напротив, при патологических аномалиях характера и личности не встречаются величины АСО, равные 0,70 и более; установление их у подростков этого возраста практически позволяет исключить диагноз психо-патии.

 

Определенное диагностическое значение имеет также установление при клиническом обследовании симптомов конституциональной аномалии центральной нервной системы, аномалий телосложения и внутренних органов, свидетельствующих при учете прочих диагностических критериев в пользу диагноза <ядерной> психопатии.

 

2. Расстройства личности в зрелом возрасте

 

Обогащение и усложнение душевной деятельности человека в зрелом возрасте, повышение его роли в обществе и его ответственности за свои поступки ведут к тому, что в этом периоде жизни расстройства личности становятся более разнообразными, появляется возможность дифференцировать и классифицировать их с большей степенью определенности. Но даже в этих условиях классификации личностных расстройств остаются условными, так как в большинстве случаев речь идет о смешанных типах, включающих в себя симптомы разных видов психопатий. Предпочтительной является классификация типов расстройств личности, представленная в МКБ-10. .

 

Параноидное личностное расстройство характеризуется чрезмерной чувствительностью к ситуациям, которые создают препятствия к достижению желаемого, ведущим даже к незначительному ущемлению чувства собственного достоинства и непомерно развитого самолюбия. Пациенты склонны необъективно истолковывать любые поступки окружающих людей в зависимости от своих симпатий и

 

антипатий, принимать нейтральные и даже дружеские действия за неприязненные и враждебные, во всем видеть ущемление своих прав. Характерно воинствующее и упорное сознание своей правоты в любых обстоятельствах и своей роли борца за правду и справедливость, которые понимаются с позиций узколичных интересов. В остальном пациентов отличает духовная бедность, мелочность в быту, завистливое и подозрительное отношение к людям, неумение прощать обиды, болезненная ревность.

 

В случае декомпенсации под влиянием возникающих конфликтов возникает реакция сутяжничества, начинается систематическое преследование <обидчиков>, которым приписываются самые отвратительные качества, пишутся бесконечные жалобы во все государственные, общественные и судебные инстанции, в которых любые мелкие просчеты противников квалифицируются как злонамеренные и преступные, рассылаются порочащие анонимные письма. Круг преследуемых лиц постоянно расширяется за счет всех принимавших участие в разборе конфликтов и не проявивших, по мнению пациента, должной принципиальности и беспристрастности. Развитие борьбы может дать начало сверх-ценному бреду, в том числе бреду ревности. Больные со сверхценным бредом представляют большую социальную опасность, так как они склонны к совершению агрессивных, террористических действий в отношении своих <врагов> или подозреваемых в супружеской измене. Этот вид расстройства личности обозначается также как паранойяльная психопатия.

 

Эмоционально нестабильное личностное расстройство (возбудимая психопатия) проявляется тенденцией к импульсивным действиям без принятия во внимание последствий. Вспышки сильного гнева могут приводить к насилию, особенно если желания и поступки пациента встречают сопротивление со стороны окружающих и критикуются ими. Конфликтные взаимоотношения с близкими людьми нередко приводят к угрозам суицида и самоповреж-дениям.

 

Частная психиатрия

 

Гиетрионическое личностное расстройство (истерическая психопатия) характеризуется крайней изменчивостью эмоциональных реакций, непоследовательностью поведения. Пациенты непостоянны в своих привязанностях, капризны, настроение их изменчиво. Они проявляют неуемное стремление постоянно быть в центре внимания окружающих, вызывать к себе сочувствие, отношение восхищения, удивления. Это достигается экстравагантным внешним видом, хвастовством, лживостью и фантазерством. Пациенты ленивы и безответственны при выполнении будничных обязанностей, но бывают живы и энергичны, когда рассчитывают, что их деятельность будет замечена. Они стремятся к вниманию и уважению в обществе, хотя не прилагают для этого больших усилий. Низкий уровень самосознания не позволяет им объективно оценивать свое поведение: себя они видят людьми, способными к самопожертвованию ради своих близких и друзей, не замечая своего действительного эгоистического отношения к ним. Будучи милыми и кокетливыми с людьми, на которых они хотят произвести хорошее впечатление, они становятся тиранами в семье, проявляя к своим близким черствость и даже жестокость. Стремясь привлечь к себе внимание своей слабостью и беспомощностью, такие люди становятся постоянными посетителями лечебных учреждений, предъявляя жалобы на невыносимые физические и душевные страдания.

 

Среди мужчин с гиетрионическим расстройством преобладают псевдологи (патологические лгуны). Они выделяются склонностью к фантазированию, рассказывают о необыкновенных происшествиях, в которых отводят себе эффектную роль, о знакомствах с выдающимися людьми, стремясь представить себя личностью более значимой, чем на самом деле. Среди них встречаются немало мелких мошенников, мнимых экстрасенсов, брачных аферистов.

 

Декомпенсация гистрионического расстройства проявляется в виде описанных выше истерического невроза или психоза.

 

Ананкастическое личностное расстройство проявляется нерешительностью, склонностью к сомнениям

 

Функциональные психогенные заболевания________________263

 

и преувеличенной осторожностью, неуверенностью в собственных способностях и возможностях. Во всяком деле пациенты проявляют преувеличенное внимание к деталям независимо от важности решения задачи, они бесконечно перепроверяют правильность совершенных ими действий. Такая чрезмерная скрупулезность и стремление к совершенству (перфекционизм) ведут к тому, что человек погружается в деятельность, избегая всех жизненных удовольствий, общения с людьми без деловой необходимости, не ищет способов выразить другим людям теплые чувства. Педантизм и формализм, упрямство и настойчивость в требованиях соблюдения порядка всеми окружающими делает таких людей трудными для общения в быту и на работе.

 

Декомпенсация аномальных свойств личности в условиях конфликта проявляется в виде обсессивно-компульсивных расстройств. Другое название этого вида расстройства - психастения или психастеническая психопатия.

 

Тревожное (избегающее) личностное расстройство характеризуется постоянным ощущением напряженности и ожиданием неприятностей, чрезмерной чувствительностью к критике с одновременным постоянным желанием нравиться другим людям. Неуверенность в себе проявляется повышенной склонностью к самоанализу и чувством своей неполноценности, приниженности. Страх перед возможным неуспехом заставляет субъекта ограничивать круг своих привязанностей и избегать любой деятельности, даже минимально связанной с риском. В случае де-компенсации на первый план выступают астенические и тревожно-депрессивные симптомы. Иное обозначение этого расстройства - психопатия тормозимого типа или астеническая психопатия.

 

Прочие аномальные свойства личности встречаются реже или они представляют собой один из вариантов уже описанных*.

 

* Шизоидная и циклоидная психопатии были описаны в главе V как патологические состояния эндогенной природы.

 

Частная психиатрия

 

Функциональные психогенные заболевания

 

Особый тип расстройств личности представляют собой психологические и поведенческие расстройства, связанные с нарушением половой дифференциации и половых функций. К ним относится транссексуализм - половое извращение, основанное на убеждении субъекта в том, что имеющиеся у него половые признаки ему не соответствуют. Субъект упорно добивается изменения его половых органов путем операции или стремится скрыть свою половую принадлежность, переодеваясь в одежду, которую носят люди противоположного пола, и перенимая их поведение. Близок к транссексуализму трансвестизм. При нем также сексуальное удовлетворение достигается путем переодевания в одежду другого пола, но без устойчивого стремления отождествлять себя с лицом этого пола.

 

Другая группа расстройств сексуального поведения включает расстройства полового предпочтения. К ней относятся фетишизм-получение сексуального удовлетворения путем манипулирования с предметами одежды или другими предметами, символически отражающими половую принадлежность; эксгибиционизм - достижение сексуального наслаждения путем обнажения половых органов перед лицами другого пола; педофилия - извращенное сексуальное влечение к детям обоего пола; садомазохизм - достижение полового наслаждения при нанесении болевых раздражений половому партнеру или самому себе; и целый ряд других.

 

Ненормальные сексуальные наклонности и поведение по-разному трактуются в разных обществах и культурах и в разные эпохи. В частности, в Международной классификации болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) в специальную рубрику среди половых извращений выделялся гомосексуализм- исключительное или преобладающее половое влечение к лицам того же пола с физической связью или без нее. В последующие годы в связи с изменением в ряде стран отношения общества, а также и законодательства, касающегося гомосексуализма, этот вид полового влечения и поведения перестал рассматриваться как отражающий во всех

 

случаях патологическое изменение полового предпочтения. Поэтому в МКБ-10 в число болезненных расстройств включены лишь психологические и поведенческие расстройства, соединенные с гомосексуальностью, но не сам гомосексуализм как таковой. Авторитетные американские сексологи У. Мастере и В. Джонсон считают, что гомосексуальность не является болезнью; терапия ее должна определяться не врачом, а клиентом, причем в лечении нуждаются только те гомосексуалы, которые не желают смириться со своей сексуальной ориентацией, страдают от нее, но не могут самостоятельно ее изменить.

 

Свойственное раннему этапу развития сексологии и сексопатологии стремление установить непосредственную связь изменений сексуального поведения с нарушениями эндокринных функций не получило достаточного подтверждения. Многочисленные исследования гормонального профиля мужчин и женщин, страдающих нарушениями половой идентификации и половой ориентации, не дали определенных результатов, а попытки гормонотерапии оказались безуспешными. Это не исключает, однако, влияния на половое поведение более тонких нейроэндокринных факторов, не поддающихся на современном этапе полноценному анализу. Существует, например, гипотеза немецкого эндокринолога Г. Дёрнера относительно того, что на развитие гомосексуальности хотя бы частично может влиять расхождение между генетическим полом плода и специфическим для данного пола уровнем андрогенов в критический период дифференцировки мозга во время внутриутробного развития. В целом же психосексуальное развитие является результатом совместных влияний природных факторов и воспитания. Но в любом случае прослеживается тесная связь половой идентификации и половой ориентации субъекта с особенностями его личности и социальной адаптации. Это делает оправданным, по крайней мере на современном этапе, включение психологических и поведенческих расстройств при них в сферу расстройств личности.

 

Частная психиатрия

 

§ 3. Лечение функциональных психогенных заболеваний

 

Хотя в существующих классификациях болезней неврозы, реакции на сильный стресс и личностные расстройства включены в разделы, относящиеся к патологии психической деятельности, распространенность их в населении столь велика, что лечение больных этой группы только лишь в психиатрических учреждениях практически невозможно. Нельзя не учитывать и имеющиеся среди населения устойчивые предрассудки, касающиеся психических заболеваний, которые препятствуют своевременному обращению больных с функциональными психогенными заболеваниями в лечебные учреждения психиатрического профиля. Кроме того, тесная связь наблюдающихся при них психических расстройств с нарушениями функции внутренних органов и неврологическими симптомами требует, как правило, тщательного соматического обследования больных с участием врачей-интернистов.

 

Многие больные с легкими, преходящими формами неврозов и психогенных стрессовых реакций успешно лечатся у терапевтов, кардиологов, невропатологов и других специалистов, получая преимущественно медикаментозную терапию. Однако при переходе к затяжному течению этих заболеваний эффективность медикаментозного лечения снижается, а чрезмерно длительное и бесконтрольное применение психотропных средств может повести к лекарственной зависимости. Одновременно возрастает значение психотерапии, проведение которой в полном объеме возможно лишь в лечебных учреждениях психиатрического или психотерапевтического профиля. К ним относятся психотерапевтические кабинеты при общих поликлиниках, психоневрологических диспансерах, а также отделения для лечения пограничных состояний при многопрофильных соматических больницах, в санаторно-курортных учреждениях, в психиатрических стационарах. Следует отметить, что организационная структура оказания медицинской помощи больным с функциональными психогенными заболеваниями не завершена и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Функциональьные психогенные заболевания________________267

 

Медикаментозное лечение больных предусматривает в настоящее время широкое применение транквилизаторов (ан-ксиолитиков), обладающих широким спектром действия на астенические, навязчивые, ипохондрические, сомато-вегета-тивные расстройства. Однако основными точками приложения транквилизаторов являются невротическая тревога и страх. По степени противотревожного действия в убывающем порядке наиболее распространенные транквилизаторы можно расположить следующим образом: феназепам, седук-сен (реланиум, сибазон), элениум (хлозепид), тазенам, ме-запам, мебикар, рудотель, мепробамат. По мере ослабления анксиолитического действия убывает и выраженность нежелательных побочных эффектов, проявляющихся релаксацией, вялостью, сонливостью, снижением работоспособности. Практически нужно начинать лечение с назначения транквилизаторов с более слабым анксиолитическим действием. Если препарат оказывается неэффективным, не следует прибегать к повышению его доз выше средних терапевтических, так как это приводит лишь к усилению релаксации. Целесообразнее перейти к назначению транквилизаторов с более выраженным противотревожным эффектом.

 

В детском возрасте применение большинства транквилизаторов относительно ограничено. В целях устранения тревоги и страха, урегулирования ночного сна назначаются мебикар, мепробамат, рудотель, не приводящие к значительной расслабленности и вялости ребенка. То же самое можно рекомендовать в отношении лечения транквилизаторами лиц пожилого и старческого возраста во избежание осложнений, таких как атаксия, ночной энурез и энкопрез, в отдельных случаях - лекарственный делирий в ночное время.

 

Для того, чтобы избежать длительного применения транквилизаторов, приводящего к лекарственной зависимости, желательно чередовать их с назначением седативных препаратов растительного происхождения: корня валерианы, травы пустырника, экстрактов боярышника, зверобоя и др. При астенических состояниях транквилизаторы и седативные средства полезно сочетать с назначением ноотропов, поливитаминных препаратов, стимулирующих средств (препараты

 

Частная психиатрия

 

Функциональные психогенные заболевания

 

корня женьшеня, плодов лимонника, настойка аралии). При наличии симптомов резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы вследствие перенесенных ранее травм, нейроинфекционных заболеваний, тяжелых интоксикаций, применяют также биогенные стимуляторы, средства, действующие на тканевой обмен (препараты стекловидного тела, плаценты, церебролизин и др.).

 

Транквилизаторы и седативные препараты являются предпочтительными при лечении больных с невротической депрессией. Лишь при реакциях на сильный стресс с тяжелыми депрессивными состояниями, сходными с эндогенной депрессией, показано лечение антидепрессантами, такими как амитриптилин, лудиомил, цефедрин и др. Малые дозы ами-триптилина, нортриптилина оказались также эффективными в общем комплексе лечения невротического энуреза у детей и подростков - при назначении их на ночь.

 

Большое значение имеет лечение невротической бессонницы. Применявшиеся ранее препараты барбитурового ряда (фенобарбитал, этаминал-натрий, барбамил) утратили прежнее свое значение в связи с высоким риском наркотического привыкания к ним. На их место пришли транквилизаторы бензодиазепинового ряда, позволяющие в большинстве случаев устранять нарушения ночного сна, связанные с невротической тревогой. Наилучшим образом зарекомендовал себя при лечении невротической бессонницы нитразенам (раде-дорм). Чтобы избежать привыкания к транквилизаторам при длительном лечении бессонницы рекомендуется чередовать их с назначением малых доз нейролептиков, обладающих выраженным снотворным эффектом (тизерцин, хлорпротик-сен, лепонекс), а также с применением димедрола, пиполь-фена. При легких нарушениях сна, особенно засыпания, хороший эффект дают назначаемые перед сном препараты валерианы, корвалол, капли Зеленина. В редких случаях тяжёлой бессонницы, не уступающей действию транквилизаторов и нейролептиков, можно рекомендовать следующую гипнотическую смесь: тизерцин 25 мг, седуксен 5 мг, димедрол 200 мг, корвалол 20 кап. Смесь назначается на ночь в течение 5-7 дней, а затем по мере восстановления сна из нее

 

последовательно исключаются один за другим отдельные ингредиенты.

 

При лечении неврозов с успехом используются физиотерапевтические процедуры, включая массаж, гидротерапию, электросон, иглорефлексотерапию, а также санаторно-курортное лечение. В ряду наиболее эффективных методов лечения функциональных психогенных заболеваний следует упомянуть психотерапию с ее разновидностями. Помимо самостоятельного значения психотерапия обязательно должна присутствовать при проведении любых других методов лечения, включая медикаментозную, физиотерапевтическую, санаторно-курортную терапию. Однако чрезмерно радикальные представления некоторых психотерапевтов относительно того, что психотерапевтический метод является ведущим и должен, по существу, исчерпывать лечение психогенных заболеваний, нельзя считать убедительными, поскольку они не учитывают важную роль биологических механизмов, участвующих в патогенезе данных расстройств.

 

§ 4. Профилактика неврозов и расстройств личности

 

Профилактика психогенных функциональных заболеваний основывается прежде всего на достижении стабильности общества, социальной защищенности большинства населения, сведения к минимуму угрозы войн и других больших социальных потрясений. Немалую роль играет также общее оздо-равливание населения, улучшение экологических условий и условий производственной деятельности людей. Вместе с тем, опыт показывает, что даже в экономически развитых странах в периоды относительной стабильности общества число пограничных психических и психосоматических заболеваний остается высоким, а в некоторых случаях даже имеется тенденция к его возрастанию. Отсюда следует важное заключение, что профилактика этих форм патологии не может основываться лишь на уменьшении стрессовых воздействий на людей, превышающих возможности их адаптации. Еще ни одно общество в истории человечества не могло огра-Частная психиатрия

 

дить своих членов от конфликтов в макро-и микросоциаль-ной среде. В качестве важной задачи выступает задача профилактического обучения тому, как правильно реагировать на стресс и сопротивляться ему. Эта задача наиболее эффективно решается на уровне семейного и школьного воспитания детей и подростков.

 

Источником гармоничного развития личности с раннего детства служит общение. Появляющиеся уже в раннем детском возрасте эмпатические реакции - способность к сопереживанию, вчувствованию в духовный мир другого человека - возникают в ответ на ласковое обращение к ребенку, улыбку матери и служат первоначальной основой познания духовного мира других людей. Эта способность сохраняется затем на протяжении всей жизни человека, наряду с развитием когнитивных процессов познания мира и своего Я. Учить ребенка понимать другого, сопереживать нужно начиная с младенческого возраста. Мать, придя с работы, должна показать 3-летней дочери, что она устала, и добиться, чтобы дочь ее пожалела. Кукла с оторванной рукой, плачущий малыш, визжащая от радости при виде хозяина собака - все это должно стать для родителей < учебным пособием> в воспитании культуры чувств ребенка, его эмпатических способностей. Вместе с тем, каждая эмоциональная реакция ребенка на все происходящее вокруг него и на собственное самочувствие должна быть замечена родителями и пережита с ним. Умение замечать и распознавать чувства другого, отражать их в себе самом есть та основа, на которой у ребенка формируется базальное Я - эмоциональный компонент самосознания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.