Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гладышев С. 9 страница



Это лишь несколько мыслей и наблюдений двух талан­тливых психологов, но складывающаяся картина уже удру­чает. От себя добавлю в данный список еще один механизм воспроизводства толпы, посягнув на «священную корову» современной педагогики и возрастной психологии — сюжетно-ролевую игру.

С критикой этого механизма психического развития ребенка приходится быть очень осторожным, так как он является естественным развитием игр детенышей практи­чески всех млекопитающих. Естественность сюжетно-ролевой игры проявляется в том, что она у детей часто возника­ет спонтанно, без подсказки взрослых. И сюжетно-ролевые игры дошкольников, и игры детенышей высших животных есть усложнение имитационного поведения — главного ме-

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               153

ханизма усвоения детьми видового и культурного поведе­ния. Именно сюжетно-ролевая игра является главным адап­тационным механизмом психического развития детей сред­него и старшего дошкольного возраста. С ее помощью ре­бенок учится адекватному поведению в обществе, осваивает науку жизни взрослого человека среди себе подобных. Но сюжетно-ролевая игра несет в себе для психического разви­тия ребенка и негативные аспекты в виде накладывания на его поведение ролевых ограничений.

Например, девочка, играя в «дочки-матери», будет в своем поведении воспроизводить свое представление роли матери на основе своих житейских наблюдений собствен­ной мамы. Она будет старательно копировать ее жесты, ми­мику, стиль и интонацию речи. При этом, возможно, ее дей­ствия будут корректировать окружающие люди, наблюда­ющие со стороны эту игру или непосредственно в ней участвующие. В результате такого воспитания девочка, став взрослой женщиной и мамой, удивительным образом в сво­ем реальном поведении будет напоминать свою собственную мать, подсознательно воспроизводя не только весь ее ценный опыт, но и устаревшие стереотипы, ошибки, недостатки и пороки. При спонтанной попытке выйти за рамки усвоен­ной в детстве роли она будет испытывать психологический дискомфорт, неуверенность, сомнения в правильности сво­их действий. Вместо самостоятельного поиска наиболее адекватного настоящей ситуации варианта решения сто­ящей перед ней задачи она будет искать в прошлом опыте хотя бы отдаленный аналог и пытаться его «притянуть за уши» для своей потребности.

Поэтому можно утверждать, что воспитание ребенка с помощью сюжетно-ролевой игры опасно не столько исполь­зованием этого механизма, сколько тем, что психическое раз­витие человека им и ограничивается. Наложив на ребенка ролевые ограничения, воспитатель, как правило, на этом и останавливается, забыв научить подопечного освобождаться

154                      Как выжить в толпе и остаться самим собой

от плена ролевых стереотипов. Но ситуация оказывается еще более тяжелой, когда реального воспитателя у ребенка в толпе просто не оказывается. Предоставленные в своем психическом развитии сами себе, дети толпы спонтанно играют в сюжетно-ролевую игру без какой-либо коррекции со стороны взрослых и, пройдя этот этап в своем взросле­нии, на нем, как правило, и останавливаются со всеми вы­текающими из этого негативными последствиями.

Теперь попробуем разобраться с тем, как следует отно­ситься маргиналу в воспитании своего ребенка к такому механизму психического развития, как сюжетно-ролевая игра. Острота этого вопроса может быть далеко не надуман­ной и обусловленной элементарной невозможностью про­вести ребенка через некоторые распространенные сюжетно-ролевые игры. Например, семья маргиналов ведет бро­дячий образ жизни, не задерживаясь нигде подолгу. При таком образе жизни у ребенка далеко не всегда будут под­ходящие для игр партнеры, а папа с мамой не будут в состо­янии их заменить.

В принципе, напрашиваются два подхода. Первый по­нятен уже на основании вышеизложенного. Суть его за­ключается в том, что от сюжетно-ролевой игры отказы­ваться не надо, чтобы не нарушить процесс социально-психологической адаптации ребенка, но воспитателю обязательно необходимо отработать два аспекта. Во-пер­вых, воспитатель-маргинал должен контролировать про­цесс имитации ребенком поведения взрослых. Учитывая, что ребенок, имея перед глазами ограниченный набор об­разцов поведения в виде окружающих его людей, может унаследовать обедненный набор усвоенных ролей, воспи­татель должен постараться искусственно расширить роле­вой багаж ребенка. Для этого он должен быть в состоянии одну и ту же роль продемонстрировать в различных вари­антах исполнения, а также познакомить ребенка с теми ролями, прообразы которых ему не суждено увидеть в

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               155

детские годы. Например, при игре в «казаки-разбойники» роль «разбойника» ребенку можно продемонстрировать в вариантах доброго Робин-Гуда, злого Бармалея, разбойни­ка-казака (здесь ребенок знакомится с парадоксальностью противопоставления ролей разбойника и казака, так как последний исторически вырос из первого), а также этни­ческого разбоя, когда грабеж является обычным видом деятельности целого народа, его естественным образом жизни (здесь можно приводить различные примеры из истории народов). Точно так же можно разнообразить роли «матери»: добрая мать; злая мачеха (и наоборот, злая мать и добрая мачеха); мудрая, но отстраненная; простая, но заботливая; равнодушная пьянчужка и др.

Второй аспект состоит в том, что воспитатель обязатель­но должен на выходе из соответствующего этапа психиче­ского развития ребенка (обычно это происходит в 6 — 7 - л е т -нем возрасте) сформировать у него потребность в свободе от ролевых ограничений и научить механизмам их преодоле­ния. Частично это уже должно реализовываться в предыду­щем аспекте, когда ребенок знакомится с различными ва­риантами одной и той же роли. Но это необходимо обяза­тельно дополнять ознакомлением ребенка на мета-уровне, когда ему объясняется само понятие роли, ее достоинства и недостатки. Плюс к этому ребенка необходимо научить бо­лее совершенному поведению по сравнению с ролевым — спонтанно-ответственному. Здесь необходимы дополни­тельные пояснения.

Ролевое поведение является шагом вперед в психиче­ском развитии по сравнению со спонтанным поведением, характерным для ребенка-олигофрена, не прошедшего со­циально-психологической адаптации из-за органических дефектов или по причине педагогической запущенности. Спонтанно-ответственное же поведение человека являет­ся своеобразным возвратом к спонтанности, но уже на более высоком уровне психического развития (развитие по

156                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

спирали?). Спонтанность олигофрена безответственна, так как он не способен учитывать в своем поведении послед­ствий своих поступков. Спонтанно-ответственный человек, освобождаясь от ролевых ограничений, возвращается к спонтанности, но одновременно с этим формирует у себя способность моделировать развитие своей ситуации и учи­тывать в своем поведении последствия своих поступков. Это называется социально-психологическим интеллектом. Таким образом, воспитатель-маргинал, проведя ребенка че­рез этап сюжетно-ролевых игр, должен вернуть воспитан­нику спонтанность поведения, освободив его от ролевых ог­раничений, и сформировать у него социально-психологи­ческий интеллект.

Вторым подходом в воспитании детей-маргиналов мо­жет быть педагогическая система, полностью исключаю­щая использование сюжетно-ролевой игры. Такой посыл понятен, если задаться вопросом: а зачем учить ребенка ролевому поведению, если потом еще приходится тратить силы и время на отучивание от него же? Здесь воспитате­лю при реализации такого подхода важно не «наломать дров», «выплеснув с водой и ребенка». Прежде чем отка­зываться от сюжетно-ролевой игры, необходимо понять, чем в психическом развитии ребенка она полезна. Только после этого следует попытаться найти ей альтернативу, вы­полняющую те же воспитательские функции, но свобод­ную от недостатков игры. Такая альтернативная форма воспитания будет способна «снять» сюжетно-ролевую игру. Но здесь я считаю себя обязанным предостеречь чи­тателей от необдуманных экспериментов над своими деть­ми, так как цена педагогических ошибок часто оказывает­ся чрезвычайно высокой. Помните, что воспитательский брак маргиналов увеличивает ряды толпы. Придумывание новых систем воспитания является слишком сложным и ответственным процессом, чтобы им могли заниматься все, кому не лень.

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               157

Выводы и рекомендации

Итак, большинство детей с самого раннего детства изо всех сил борются со взрослыми, пыта­ясь отстоять естественный ход своего саморазвития, когда лич­ность стремится стать независи­мой и самодостаточной. Мало кому удается выиграть это сраже­ние — слишком неравные силы. Многие выходят из детства с по­калеченной психикой, уже сфор­мировавшимися невротиками. Кто-то после всего этого еще пы­тается выправить свою душу, но большинство так или иначе по­полняет плотные ряды толпы. Насколько прочным оказывается этот воспитательный вред, на­носимый людьми толпы своему подрастающему поколе­нию? Если человек вырос и вышел в самостоятельную жизнь, как быстро ему удается освободиться от последствий такого воспитания? При условии, конечно, что это возмож­но в принципе и у молодого человека есть к этому желание, что наблюдается далеко не всегда.

Следует признать, что эта непростая задача обычно тре­бует многих лет упорной работы над собой самостоятельно. Помощь профессионального целителя душ человеческих может, конечно, значительно ускорить этот процесс, но никак не на порядки — от силы в разы. Трудность эта объяс­няется тем, что жизненный сценарий, если пользоваться термином Эрика Берна, закладывается глубоко в подсозна­ние ребенка. Но главной проблемой такого стремящегося к свободе человека является трудность стартового посыла,

158                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

заключающаяся в том, что человек, желающий «выдавить из себя раба по капле», должен начать этот процесс сразу с ге­роического поступка: психологически порвать с толпой и встать на тропу маргинализации. Но если это ему все-таки удалось, то перед ним открываются широчайшие просторы, так как в ходе своего развития человек толпы слепо усваи­вает лишь культуру своего микросоциума, а маргинал, вый­дя за пределы ближайшего окружения, в состоянии усваи­вать культуру всего человечества, выбирая из нее лучшие ее компоненты.

Что касается искусства воспитания детей свободными и гармонично развитыми, то овладение им хоть в какой-то степени облегчается тем, что можно действовать от про­тивного. Имея перед глазами богатую педагогическую практику толпы, мы получаем образец того, как не надо воспитывать детей. И выбор альтернативных методов вос­питания не так уж и беден, ибо история педагогики знает немало маргиналов-сподвижников в этой области челове­ческой деятельности. Главное в этом поиске — сохранение высокого уровня критичности при рассмотрении любого подхода в воспитании детей. Проверять при этом каждый метод или прием необходимо сразу по двум главным кри­териям: свобода от типичных для толпы недостатков вос­питания; отсутствие серьезных рисков навредить развитию ребенка.

ЖИЗНЕННЫЕ ВЫБОРЫ

Суть вопроса

Острота борьбы маргинала с ближайшим окружением обладает некоторой этапностью, определяющейся основ­ными жизненными выборами человека. Дело в том, что

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               159

жизнь обычного человека делится на длинные периоды со­бытий, между которыми помещаются короткие, но бурные отрезки времени, когда как раз и определяется то, какой будет жизнь в ближайшие годы. В эти определяющие мо­менты человек принимает значимые для себя и своего бли­жайшего окружения решения: выбирает профессию; выби­рает супруга(у), выбирает время создания семьи, выбирает время рождения детей; решает, разводиться ему или сохра­нять прежнюю семью; решает, создавать ли ему новую се­мью, и, если да, то когда. Так как жизнь ближайшего окру­жения человека тоже в какой-то степени зависит от резуль­тата этих решений, то они проявляют заинтересованность в их результатах, оказывая нередко изрядное психологиче­ское давление на решателя. А он в свою очередь, если явля­ется свободолюбивым маргиналом, пытается отстоять свое право делать это самостоятельно.

Аргументы

Первым серьезным распутьем в жизни обычно является профориентация. В толпе считается хорошим, когда человек определяется с выбором профессии за пару лет, окружающих момент окончания им школы (последний год обучения в школе плюс первый год после ее окончания). Для юношей допускается оттяжка момента истины до демобилизации из армии. Если в этот период молодежь поступает в учебное заведение, то обратной дороги для нее уже, как правило, нет. Недоучившийся студент, осознавший свою ошибку профо­риентации и бросивший из-за этого вуз, рассматривается как неудачник. Я это знаю по себе — мне пришлось последова­тельно уходить из лучших вузов СССР: МВТУ и МФТИ. И как для моего окружения мое — мальчишки из глухой про­винции — поступление в эти вузы оказывалось триумфом (прежде всего триумфом этого самого окружения, так как

Как выжить в толпе и остаться самим собой

оно склонно было мои успехи считать и своими), так и из­вестие о том, что я бросил учебу, вызывало у них такие же по накалу, но противоположные по знаку эмоции. Подоб­ное отношение окружающих вынуждает многих студентов, разочаровавшихся в осваиваемой профессии, продолжать учебу и становиться специалистами против своего желания.

Вторым этапом общественного принуждения является создание семьи.

Третьим — рождение детей. На этих двух этапах окруже­ние толкает человека к скорейшему их прохождению. Лю­бая задержка рассматривается толпой как основание для присвоения статуса «неудачник». И, если парень или де­вушка не проявляет активности в скорейшем поиске своей пары, то окружение начинает напрягаться, нервничать и, теряя терпение, проявлять в этом вопросе посредническую инициативу: «У нас в бригаде парень хороший работает. Хо­чешь, давай познакомлю?» И сватовство это оказывается иногда настолько назойливым, что начинает молодым лю­дям просто портить жизнь. Когда такой несчастный двадца­тилетний «бобыль» (или «старая дева») пытается объяснить своим близким, что он не чувствует себя готовым к столь важному шагу в своей жизни, то сталкивается с откровен­ным непониманием: «Ты это о чем? На солнце перегрелся? Ты ерундой не занимайся. Смотри, вон, все твои однокласс­ники уже переженились, а кто-то уже и детей нянчит, а ты нас перед людьми позоришь. Соседи уже замучили вопро­сами: «А ваш что, больной, что ли? У него что, «женилка» еще не выросла или, может, не работает совсем, а?» Так что ты давай, не засиживайся в женихах, а то мы тебе из деревни какую-нибудь корявую дурочку привезем и женим на­сильно, чтобы ты знал, как наше терпение испытывать, понял, да?»

С детьми у молодоженов та же история: после свадьбы представители ближайшего окружения все как один отсчи­тывают девять месяцев и с пересохшим от предвкушения

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               161

праздничной чарки горлом... замирают в недоумении: «Где?! Как же так? Такой кайф обломали! Колян, ты чо? Тебе, может, помощь нужна? Не знаешь, как это делает­ся — так мы покажем... С этим у нас не заржавеет. Все сде­лаем в лучшем виде, будь спокоен». Смущенное бормота­ние провинившихся молодых, что, мол, они решили с этим делом не торопиться и все такое прочее, прерывает хор возмущенных голосов: «Да вы что, издеваетесь?! Если у вас денег нет, так мы одолжим вам так называемые «бе­ременно-подъемные»... Да мы вашего мальца вообще мо­жем сыном полка, то бишь цеха, оформить. Мы все сдела­ем, ты нам только повод дай обмывочную купель сороко­градусной наполнить!»

Четвертым этапом обострения борьбы оказывается возможная попытка разрушения неудавшейся семьи. Ре­шиться на такой шаг очень трудно даже для человека, не находящегося под давлением толпы, так как после третьего этапа — появления детей в семье — подавляющее большин­ство людей зачастую незаметно для себя уже оказываются в общественном рабстве. Человек осознает после появления по­томства, что в сложившейся жиз­ненной ситуации у него практи­чески отсутствует возможность пенять свою жизнь сообразно приходящему с возрастом пони­манию ее смысла. Он буквально опутан общественными связями и социальными ожиданиями, а резервов — моральных и матери­альных, как правило, оказывает­ся очень мало для кардинальной перестройки своей жизни. Такой бедолага оказывается настолько затянутым в карусель добывания

6. Зак. 282

Как выжить в толпе и остаться самим собой

средств к существованию семьи и решения постоянно возни­кающих новых житейских проблем, что обычно теряет спо­собность управлять ситуацией. Поэтому понимание, что в жизни что-то не так и она нуждается в переменах, приходит далеко не ко всем. Еще реже это случается так, чтобы обе по­ловины супружеской пары потянуло на перестройку. Ну а уж так, чтобы в одно и то же время,— это из разряда бесконечно малых чисел. Но даже если чисто теоретически представить, что оба супруга вдруг ни с того ни с сего одновременно возже­лали кардинально перестроить свою жизнь, то где гарантия, что вектора направлений желаемых изменений у них совпа­дут? К примеру, одному захочется перебраться из провинци­ального городка в деревню, а другого, наоборот, потянет в сто­лицу. Вот и получается, что неудовлетворенный своей жизнью человек оказывается перед необходимостью начинать поиск смысла жизни с разрушения семьи. И здесь против него еди­ным фронтом выступает все окружение, для которого всегда желательна неизменность сложившейся системы связей.

Мужчина при этом сталкивается с пониманием неиз­бежности при разводе очень больших потерь: разрыв с детьми, смена места жительства, непонимание даже род­ственников со своей стороны. У женщины ситуация еще тяжелее, так как она за своей инициативой к разрыву ви­дит тяжелейшие последствия в виде связанности взращи­ванием и воспитанием детей в одиночку. Понятно, что у одинокой женщины, воспитывающей детей, минимум воз­можностей для поиска именно той жизни, к которой рас­положена ее душа.

Но труднее всего человеку дается бунт против своего окружения на последнем этапе выбора в своей жизни, ког­да в преклонном возрасте он из-за смерти своего(й) супру-га(и) остается один и хочет создать на старости лет новую семью. Давление родственников (в основном его детей) принимает просто чудовищные формы вплоть до ограниче­ния физической свободы. Мотивы такого давления могут

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               163

быть как материальные (опасение потерять наследство), так и моральные («предает память нашего отца/матери»). В тол­пе нашего общества четко устоялось мнение, что старики должны доживать свой век молча и безропотно, будучи до­вольными той жизнью, которую им определят их любящие детки: «Кровать есть? Кусок хлеба с тарелкой супа ежеднев­но получаешь? Вот сиди и не рыпайся! А то, знаешь, есть ведь и дома для престарелых...»

Ну, а в промежутках между этими ключевыми узлами жизни у «нормальных» людей все должно быть спокойно, прилично, культурно. Как сострил Андрей Кнышев в сво­их «Уколах пера»: «Родственники — это группа ничем не связанных между собою лиц, собирающихся время от времени вместе для того, чтобы вкусно покушать по по­воду изменения их количества». Все должно быть при этом предсказуемо, никаких неожиданностей: если за­пои, то регулярные; если супружеские измены, то не вы­ходящие за рамки приличия; если скандалы, то не разру­шающие семью, и т. д. Вообще в толпе существует стерео­тип о том, что человек в своем поведении должен быть последовательным. То есть поведение человека в схожих ситуациях должно быть однотипным. Например, если застал жену с любовником в первый раз и поколотил их обоих, то уже нельзя при рецидиве супружеской измены великодушно прощать жену и винить себя в том, что, мол, мало я ее люблю. Как поет Розенбаум: «Любить — так любить. А бить — так уж бить!» — или что-то в этом роде, точно не помню. Но если отбросить ёрничество, то следование этому стереотипу социальных ожиданий — быть последовательным в своем поведении — невольно заводит в плен своих прошлых поступков, возможно, ошибочных. В итоге человек теряет спонтанность своего поведения, лишается личностной свободы делать то, что в данный момент захотела душа.

6*

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Выводы и рекомендации

В описанных ситуациях следует четко различать два понятия: самостоятельность в принятии решения и от­ветственность перед людьми, чью жизнь это решение ощутимо затрагивает. Обычно окружение пытается на нас повлиять в процессе нашего самоопределения именно из-за этой зависимости. На самом же деле вопрос учета ин­тересов других людей при самоопределении является на­шим моральным правом, а не обязанностью. Если, к при­меру, мужчина чувствует ответственность перед детьми при решении о разводе, то для него будет естественным учесть последствия своего решения в отношении них. Но это чувство ответственности должно исходить исключи­тельно из его собственной души, а не быть внушенным моральным кодексом общества. Потому как если в душе на самом деле нет чувства ответственности, но оно навя­зано моралью окружающих, то может быть принято ре­шение, от которого счастье не придет ни к субъекту реше­ния, ни, скажем, к тем детям, ради которых он сохранил семью. Поэтому как раз отсутствие истинной ответствен­ности в отношении своих детей свидетельствует о том, что хорошим отцом по отношению к ним он уже никог­да не будет.

Поэтому в подобных ситуациях надо прислушиваться к мнению заинтересованных лиц, но относиться к нему очень критично, проверяя себя, свое отношение к услышанному обращением к своей собственной душе. И после всего этого логика поведения должна выражаться словами: «Я внима­тельно выслушал всех, подумал над этим и решил следую­щее...» И после этого надо закрываться наглухо перед гомо­ном возмущенных или обиженных голосов, слез, стенаний, мольбы и прочего, а лишь непреклонно реализовывать свое решение.

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               165

ЧЕЛОВЕК КАК ДВИЖИМАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Суть вопроса

Выше мы уже несколько раз затрагивали такую особенность людей толпы, как потребитель­ские отношения друг к другу, когда человек рассматривается как источник ресурсов. В наибо­лее ярко выраженном виде это проявляется, когда подобный «рог изобилия» пытаются прива­тизировать, т. е. присвоить себе надолго, если не навсегда. И де­лать это не обязательно с помо­щью каких-то юридических тех­нологий, оформляя свое право рабовладения. Намного более простыми и эффективными в умелых руках оказываются различные психологические приемы.

Право собственности на своего соплеменника придума­но не человеком — такое сплошь и рядом можно наблюдать и среди животных. Не так давно в одной телепередаче о ди­кой природе показывали океанских дельфинов, у которых распространен обычай приватизации группой самцов на пе­риод размножения самок. Причем речь идет не о половом на­силии — самка вполне охотно спаривалась со своими захват­чиками, но они не допускали ее половых контактов с самца­ми не из их группы. То есть здесь налицо не принуждение к половому контакту, а ограничение свободы выбора.

Поэтому неудивительно, что у человечества на ранних стадиях развития общественных отношений открытое

166                    Как выжить в толпе и остаться самим собой

рабовладение встречается на каждом шагу. Потом постепен­но такие отношения собственности переходят в менее вы­раженные по форме виды, но по сути взаимодействия ме­няются мало. И когда в современном западном обществе вроде бы уже и говорить о каком-либо варианте собствен­ности на другого человека некорректно, в психологии вза­имоотношений это встречается в завуалированной форме повсеместно. При этом всевозможные способы, которыми можно приватизировать и эксплуатировать другого чело­века длительное время, столь разнообразны, что я смог привести ниже лишь некоторые из них. В принципе, толь­ко об этом можно при желании написать отдельную кни­гу. Здесь же перед нами стоит задача показать сам тип пси­хологического ограничения свободы человека, чтобы каж­дый приблизительно знал, против чего ему в своей жизни следует бороться, если обнаружит у себя потребность в личной свободе.

Аргументы

БОЛЬШИНСТВО людей оказываются неспособными на са­мое простое на первый взгляд и, одновременно, самое есте­ственное — относиться друг к другу как к людям. Для них более привлекательной является позиция, позволяющая от­носиться к окружающим как к домашним животным или ве­щам, являющимся их собственностью. Отношения людей друг к другу как реальной или потенциальной собственности столь же стары, как и само человеческое общество. Причем не следует это понимать только как юридически закреплен­ное рабовладение — отношения собственности между людь­ми существуют во всех странах западной цивилизации в са­мых разнообразных формах и по сей день. И это, несмотря на то, что представители этих наций любят называть себя самыми свободолюбивыми и демократичными людьми на

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               167

свете. Что уж говорить о России, где люди от рабских отно­шений только-только начинают освобождаться.

Отношения собственности между людьми, как прави­ло, реализуются в непосредственном взаимодействии только двух человек, один из которых выступает в роли собственника, а другой — собственности. Естественно, что первый каким-либо образом использует второго в своих интересах. Но этого еще недостаточно, чтобы возникли полноценные отношения собственности, так как, к приме­ру, в базарном мошенничестве также можно случайного прохожего использовать в своих целях, но ничьей соб­ственностью он при этом не будет являться. Определяю­щим признаком собственничества в описываемых отноше­ниях является субъективная убежденность «хозяина» в своем долговременном и исключительном праве на использование своего раба». Это значит, что: а) «хозяину», после того как он попользовался своим «рабом», в следующий раз не надо будет прикладывать какие-либо усилия для продол­жения этих отношений. То есть «раб» психологически смирился с тем, что у него есть «хозяин» на ближайшее будущее; б) «хозяин» склонен защищать свою собствен­ность от других желающих ею попользоваться; в) в таких отношениях присутствуют элементы купли-продажи, когда «хозяин» может отдать своего «раба» на время в пользование другому человеку взамен на какую-либо компенсацию от «арендатора».

Меня всегда шокировали сообщения в западной литера­туре о том, как один местный доктор, переезжая в другой регион, продает свою клиентуру другому частному врачу. Понятно, что здесь имеется в виду не отношения рабовла­дения, а лишь привычка пациентов и хорошая расположен­ность к своему семейному доктору, но как можно продавать хорошее расположение к себе?! Люди же не бараны, при­выкшие к бурке своего пастуха, которую можно передать другому человеку!

Как выжить в толпе и остаться самим собой

Понятно, что подобные отношения между двумя людь­ми могут сложиться только в том случае, если один из них стремится к порабощению другого, а тот в свою очередь психологически готов стать чьей-то собственностью при определенных условиях. И если первый докажет второму свое право собственника силой, хитростью или как-нибудь еще, то тот смиренно становится его «рабом». Само собой разумеется, что в современном обществе большинство «хо­зяев» и «рабов» не осознают этого своего психологическо­го статуса друг по отношению к другу.

Отношения собственности не являются групповым про­цессом, поэтому их нельзя считать социально-психологи­ческой характеристикой толпы, но подавляющее большин­ство ее членов склонны к подобному взаимодействию друг с другом. Поэтому в толпе всегда оказывается довольно много ее членов, которые все время нацелены на порабоще­ние других людей. А раз так, то маргиналу, не желающему оказаться чьим-то «рабом», приходится постоянно отби­ваться от потенциальных «хозяев», защищая свою свободу.

В своем рассмотрении мы пропустим как неактуальную для настоящего времени такую форму организации общества, в которой права рабовладения за­креплены юридически. Тогда следующим по степени выражен­ности отношений собственности между людьми является ав­торитарное общество, в котором эти связи образуют четко иерархизированную многоуровневую систему. Россия от по­добной формы организации общества только начала осво­бождаться. Начнем с анализа нашего недавнего прошлого. Каждый член такого общества в середине системы — «хозя­ин» — являлся чьей-то собственностью, но, одновременно с этим, и властвовал над кем-то в более низком уровне си­стемы. Такой человек с готовностью отдавался под хозяина, если тот доказал ему свою власть, но тут же искал тех, на

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               169

кого он мог распространить свою власть, ибо в толпе чело­век без «рабов» рассматривался как последнее звено систе­мы, что было равносильно тому, что он «раб» любого «хозя­ина». Поэтому толпа делилась на «хозяев» и «рабов». «Хо­зяин» — человек толпы, имеющий хотя бы одного «раба». «Раб» — тот, кто не имеет ни одного своего «раба». Таких в толпе всегда презирали, так как недостаток силы («А как еще объяснить отсутствие у человека «рабов»?») служит для авторитарного человека безошибочным признаком вины и неполноценности. Причиной ненависти и презрения, ис­пытываемых авторитарным человеком, может быть его ра­зочарование в человеке на фоне острой невыносимой по­требности в могучем «хозяине», к чьей изрядной силе он мог бы присоединиться: «Я все никак не могу найти себе настоящего «хозяина», а тут еще ты путаешься под ногами, отвлекая на себя мое внимание, вводя меня в заблуждение. Как я, дурак, еще только мог предположить в такой размаз­не крутого мужика! Никогда не прощу тебе своей ошибки в тебе же!»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.