Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гладышев С. 13 страница



Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               223

именно можно было б поскорее встретить этих красивых и умных людей. Мысленно я сразу отправился в ЖЭК, побро­дить по коридорам с какой-нибудь пустячной бытовой не­урядицей. В обитых холодным железом дверях были проде­ланы окошки на манер тюремной кормушки. За каждым окошком пряталась злая, побитая жизнью умственно отста­лая женщина. Казалось, если подойти к окошку поближе, женщина укусит меня за руку и станет истошно кричать. В моей мысленной руке появился мысленный топор, чтобы воткнуть его немыслимой женщине в голову.

Аргументы

«Возможно, исключительно прекрасны и умны в России другие представители власти», — стал рассуждать я тогда. Следователи по особо важным делам, налоговые полицей­ские, бойцы ОМОНа, работники КГБ? Они сейчас — кос­тяк демократии. В них кроется наша сила и уважение к кон­ституционным порядкам. Их честные и разумные лица хо­тел бы я увидеть тогда. Но как же это сделать, если красота прикрыта масками, а речь прерывиста и неказиста, в том смысле, что «я сказал, сука, руки на стол, а то щас башку те снесу, пидор недоношенный».

Выводы и рекомендации

От всех государственных бумажек, конечно, не отка­жешься без риска подставиться под такое количество про­блем, что жизнь превратится в кошмар, но количество их можно свести к минимуму. Да и варианты оформления все­гда можно найти такие, что ограничений свободы будет минимум. Если же все-таки контактов с проверяющими из­бежать не удается (ну, не повезло вам родиться брюнетом!),

Как выжить в толпе и остаться самим собой

то помните, что страдают в основном не те, кто попадается, а те, кто, попавшись, не имеет хорошей легенды для отмазки.

ЗОНА СМЕРТИ

Суть вопроса

Но все описанные выше стычки маргинала с государ­ством еще только цветочки. Худо-бедно, но большую часть времени маргиналу удается дер­жаться от государственных чи­новников на более-менее при­личном расстоянии. Однако су­ществуют такие моменты жизни, когда маргиналу не удается уйти от плотного контакта с государ­ственной машиной, в результате чего первый может оказаться покалеченным или мертвым. Наиболее страшными для маргинала такими местами госу­дарственного пространства оказываются армия и тюрьма, от которых в России не застрахован никто (не считая, конечно, однополости призыва в армию), а маргиналу туда попасть легче простого (вспомните о восприятии правосудием мар-гинальности как отягчающем обстоятельстве).

Аргументы

В чем заключается суть психологической подготовки сол­дата? Прежде всего в стереотипной роботизации, так как в бою офицеру некогда искать индивидуальный подход к каждому бойцу. Это достаточно логично с точки зрения специалиста по управлению воинскими подразделениями, но каково при этом

Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой               225

приходится маргиналу? Мне по этому поводу вспоминается а н е к д о т , к о г д а один человек изобрел автомат для бритья и у ч а -ствовал с ним на выставке. Посетитель выставки, увидев ящик с отверстием для головы и кнопкой включения рядом с ним, обращается к инженеру недоуменно: «Но ведь головы у людей такие разные!» Изобретатель его успокаивает: «Это только до первого бритья...» Вот и в армии первые месяцы службы мо­лодых солдат психологически «бреют» подобным же образом. А чтобы всякие там оригиналы побыстрее приходили в соот­ветствие общепринятому в воинской части стандарту, офице­ры сознательно отдают их на «воспитание» толпе, природа ко­торой в армии приобретает особо уродливые формы. И это при том, что офицеры как представители государства номи­нально несут полную ответственность (оборачивающуюся в реальной жизни полнейшей безответственностью) за жизнь и здоровье этих молодых парней. Отсутствие такой защиты мар­гинала от толпы со стороны госслужащих, отвечающих за ре­жим в армии и тюрьме, приводит к тому, что попадание в них представляет для маргинала смертельную опасность (физиче­ски и/или психически). Если не убьют, так доведут до само­убийства. В крайнем случае, покалечат физически или психи­чески. Из-за этого, например, наказание маргинала правосу­дием на небольшой срок лишения свободы может оказаться эквивалентным смертному приговору или страшным годам бесконечных пыток и издевательств со стороны сокамерни­ков. В любом случае, мало кому из маргиналов удается прой­ти через все эти круги государственного ада без ущерба для своего здоровья.

Выводы и рекомендации

Старайтесь туда не попадать, а если все-таки не судьба вам избежать такого места, то будьте готовы психологически к это­му, о чем пойдет речь в следующей части данной книги.

8. Зак. 282

Часть 3

ПО ДОРОГЕ МАРГИНАЛА

Данная часть книги по своему предназначению явля­ется практической. Ранее мы рассматривали различные стороны нашей жизни с целью формирования альтерна­тивной точки зрения на отношения между людьми в об­ществе. Это требовало определенного теоретизирования для обоснования тех или иных неочевидных утвержде­ний. Теперь же, я надеюсь, читателя уже не нужно ни в чем убеждать. Вы либо согласились с задаваемой мною точкой зрения, либо укрепились в убеждении о моей не­правоте. В первом случае вы, наверное, уже готовы более обстоятельно поговорить о том, как реализовать на прак­тике рассматриваемую жизненную позицию или же взять от нее хотя бы частично те элементы, которые вы посчи­таете для себя уместными и возможными. Во втором же случае продолжать попытки убедить читателя в своей правоте мне представляются уже излишними. Поэтому далее в тексте данной части книги будет минимум теории и максимум практики.

Часть 3. По дороге маргинала                                                 227

Глава 8. НЕЗАВИСИМОСТЬ ЛИЧНОСТИ

РЕФЛЕКСИЯ

Анализ собственного пси­хического состояния (а именно так переводится на русский язык психологический термин «реф­лексия»), или самокопание, е с л и выражаться житейским языком, является обязательным занятием для маргинала. Ранее я уже нео­днократно указывал, что марги­нал от человека толпы отличает­ся прежде всего тем, что он со­вершенно не боится остаться наедине с собой без какой-либо отвлекающей от рефлексии де­ятельности. Мало того, марги­налу даже нравится копаться в своей душе, как в мешке Деда Мороза, набитом всякими ин­тересными вещами. Без регу­лярного самоанализа, ревизии состояния своей души человек никогда не сможет уйти от сво­их различных невротических проблем, которыми его в избытке награждает жизнь в со­временном обществе. Нерешенность же своих невротиче­ских проблем будет сильно мешать любому человеку, жела­ю щ е м у быть полноценным и довольным своей жизнью мар­гиналом.

8*

228                      Как выжить в толпе и остаться самим собой

Поэтому, если представить себе человека, которому оп­ротивела его жизнь «нормального» человека толпы и он хочет найти себя, свою настоя­щую жизнь и свое место в этом мире, то начинать ему надо с ме­сячника рефлексии. Я обычно использую для этого фразу «вы­пасть в осадок», когда человек полностью устраняет из своей жизни какую бы то ни было су­ету, пустопорожнюю болтовню с окружающими — все, что его может отвлечь от самого себя. Для этого полезно бывает уда­литься в одиночестве куда-ни­будь подальше от цивилизации, например на рыбалку на необи­таемый остров, в глухомань, что­бы пореже встречаться с други­ми людьми. Желательно из до­стижений человеческой культуры с собой не брать ничего, что не служило бы обеспечению только самых необходимых фун­кций выживания в дикой природе. Книги, радиоприемник или какая-либо еще электронная техника, логические игры (например шахматы) или что-нибудь еще, что обычно че­ловеком используется для того, чтобы занять свое время, — все это надо оставить дома. Единственное исключение надо сделать для толстой тетради и карандаша для фиксации сво­их мыслей, если к этому потянет. Деятельность в это время должна быть только такой, в которой практически не уча­ствует мышление (например глазеть на поплавок). И вот в та­ком «осадочном» состоянии надо пребывать до тех пор, пока не появится ощущение ясности в понимании смысла своей жизни. В крайнем случае, можно выйти из такого состояния,

Часть 3. По дороге маргинала

если встали вопросы, на которые долго не удается найти отве­тов, и появилось в связи с этим желание проконсультировать­ся с психологом или кем-то еще, вызывающим доверие своей житейской мудростью. Но, получив от такого мудреца ответы на свои вопросы, надо срочно возвращаться «в осадок», так как итоговый смысл своей жизни человек может постичь только самостоятельно. Готовых ответов на самый главный вопрос ему не даст никто, кроме него самого.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ, СПОНТАННОСТЬ И ВКЛЮЧЕННОСТЬ В НАСТОЯЩЕЕ

После того как кандидат в маргиналы разобрался с тем, что он хочет от жизни, пора переходить к достижению лич­ностных качеств, выведенных в этой главы. Так как рефлексия дает нам лишь осознание своих невротических проблем, но не устраняет их, то необходимо со­ставить и выполнить (самостоя­тельно или с помощью специа­листов-психологов) программу их устранения как препятствий к достижению настоящей нормы психического здоровья, а не той, какая принята в толпе. Первой составляющей ядра независимой личности является включенность в настоящее, сутью которого яв­ляется ориентация в этом мире, дающая человеку понимание того, что он хочет от жизни в

230                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

данный момент. Причем желание это всегда сохраняет его в гармоничном единстве с окружающим его миром по принци­пу « з д е с ь и т е п е р ь » , не давая у й т и в область призрачных цен­ностей и ложных страстей мира толпы, сосредоточенных чаще всего либо в искаженно понимаемом прошлом, либо в несбыточном будущем. Вот как описывает эту способность Эрик Б е р н в книге «Игры, в которые и г р а ю т люди»: « В к л ю -ченность в настоящее» означает умение видеть что-то опре­деленное и л и слышать, например, как п о ю т птицы, причем делать это так, как умеешь именно ты, а не так, как тебя учили. У нас есть все основания полагать, что маленькие дети видят и слышат совсем не так, как взрослые, что в первые годы жизни их отношение к миру бо­лее эстетично и менее интеллек­туально.

...Маленький мальчик с во­сторгом смотрит на птиц, слу­шая их пение. Вдруг приходит «хороший» отец. Он чувствует необходимость принять учас­тие в развлечениях сына и на­чинает его «развивать». Отец говорит: «Это поет сойка, а сейчас чирикает воробей». Однако, как только мальчик пытается различать птиц, он перестает их видеть и слы­шать их пение. Теперь он должен видеть и слышать толь­ко то, чего хочет его отец. Лишь немногие люди могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать. Наверное, поэтому большинство представителей челове­ческого рода навсегда утрачивают возможность стать жи­вописцами, поэтами или музыкантами, так как они очень рано теряют способность непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того, что они получают все из вторых рук.

Часть 3. По дороге маргинала

«Включенность» предполагает жизнь в настоящий мо­мент, а не где-то в прошлом или будущем. Рассмотрим в ка­честве иллюстрации человека за рулем машины, который спешит на работу. Этот пример позволит нам проанализи­ровать некоторые возможности, характерные для американ­ского образа жизни. Три следующие распространенные си­туации представляют собой ответы на главный вопрос: «Где находится сознание человека за рулем, в то время когда его тело в машине?»

1. Главная забота человека за рулем: приехать на работу вовремя. Он — дальше всех от жизни «здесь и сейчас». Пока его тело находится в машине, а сознание уже у дверей уч­реждения, этот человек совершенно не замечает своего не­посредственного окружения, « е с л и только оно не служит препятствием на его пути к дели. Это — «ничтожество». Главная его забота — как он будет выглядеть в глазах началь­ства. Если же он все-таки опоздает, то может постараться предстать перед начальством запыхавшимся и выбившим­ся из сил.

2. Человек-Брюзга озабочен не столько тем, чтобы при­быть вовремя, сколько поиском уважительных причин для опоздания. Неприятные случайности: часто и не вовремя загорающийся красный свет светофора, неумелая езда или глупость окружающих прекрасно вписываются в его схему, и в глубине души он рад им. Он тоже не замечает ничего вокруг себя, за исключением того, что вписывается в его игру, так что он как бы «жив наполовину». Тело этого чело­века — в машине, а его сознание рыщет в поисках недостат­ков и несправедливости.

3. К третьей категории относятся люди, «включенные» в окружающее, которые никуда не торопятся, потому что живут в настоящем, как бы в гармонии со всем окружаю­щим их миром: небом, деревьями и ощущением движения. Торопиться — значит пренебрегать этим миром и думать только о том, чего еще не видно за поворотом дороги, или

Как выжить в толпе и остаться самим собой

о самых обыкновенных препятствиях, или исключительно о себе. Как-то один китаец спешил на электричку. А сопро­вождающий его европеец заме­тил, что они могут сэкономить двадцать минут, если сядут на экспресс. Они так и сделали. К о г д а они сошли у Центрально­го парка, человек, спешивший на электричку, к большому удив­лению своего друга, уселся на скамью. «Если мы сэкономили двадцать минут, — объяснил он, — то можем позволить себе посидеть эти двадцать минут здесь, наслаждаясь пейзажем». Человек, «включенный» в окружающее, знает, что он чув­ствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что после его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже не увидит, поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой, на к о т о р у ю способен». Гармонично слова Берна мо­жет дополнить цитата из книги Фромма «Здоровое общество»: «При изучении особенностей мышления отчужденного чело­века поражает, насколько у него развился рассудок и деградиро­вал разум. Он принимает окру­жающую действительность как нечто данное: он хочет погло­тить ее, потребить, пощупать и манипулировать ею. У него даже не возникает вопроса о том, что стоит за этой действительнос­тью, почему вещи таковы, как они есть, и куда они движутся.

Часть 3. По дороге маргинала

...Создается даже впечатление, что с 19 в. по наши дни про­изошло заметное нарастание глупости, если под глупостью мы подразумеваем нечто, проти­воположное, скорее, разуму, чем рассудку. И, невзирая на то, что все ревностно читают ежеднев­ные газеты, имеет место непо­нимание смысла политического события, что, по правде говоря, пугает, поскольку наш рассудок помогает нам производить ору­жие, которое наш разум не в си­лах контролировать. В самом деле, нам известно, как и что делается, но мы не знаем, зачем и почему. У нас много лю­дей с хорошими и высокими интеллектуальными способно­стями, но наши тесты на интеллект определяют способ­ность запоминать и быстро соображать, а отнюдь не способ­ность мыслить. Все это действительно так, несмотря на то, что среди нас есть люди выдающегося разума, чье мышле­ние не уступает по силе и глубине тем, кого когда-либо зна­ла история. Но мышление таких людей отличается от обыч­ной способности рассуждать, свойственной толпе, и на них смотрят с подозрением».

Второй составляющей является спонтанность, заключа­ющаяся в способности человека реализовывать свое желание тогда, когда оно актуально. Для человека толпы свойствен­но разнесение появления желания и его удовлетворения. То есть человек толпы обычно удовлетворяет желание, которо­го либо уже давно нет, либо его никогда и не было, а была лишь навязанная окружением потребность, удовлетворение которой не способно дать истинного наслаждения. Челове­ку должно быть более важно вести счет (если их вообще надо считать!) своим прожитым дням, которые были напол­нены удовольствием и свободны от дискомфорта, чем оста­ющимся дням его жизни, когда он потенциально МОЖЕТ

234                       Как выжить в толпе и остаться самим собой

получать удовольствия (но чего обычно не случается). У большинства людей обычно все происходит наоборот, из-за чего их жизнь проходит в бессмысленной суете. Проходя­щие дни они тратят на погоню за возможностью получать удовольствия, а также на зарабатывание необходимых (по их мнению) для этого ресурсов. Вожделенное время на­слаждений, как правило, в жизни таких людей так и не на­ступает.

Третья составляющая свободной личности — непо­средственность поведения — дает человеку возможность реализовывать свое желание именно в такой форме, в ка­кой ему этого хочется, а не той, которая социально одоб­ряема. Когда человек, вместо того чтобы сделать что-то, не задумываясь о возможной реакции, начинает режисси­ровать свои действия, он становится актером, желающим получить своей игрой одобрение публики. А когда игра­ешь роль, то невольно и сам оказываешься собственным зрителем, начинающим верить своей игровой лжи. И эти ненастоящие эмоции, изображаемые перед толпой, вы­тесняют истинные, которые должны были возникнуть в результате удовлетворения своего желания. Исполнение роли меняет личность в сторону замещения личности ролью. Если человек конформистски ведет себя в толпе, то постепенно становится человеком толпы в большей степени, чем это было раньше. Поэтому можно утверж­дать, что социальные ожидания формируют личность того, кто хоть сколько-нибудь начинает на них ориенти­роваться.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

После того как человек прошел успешно предыдущие два этапа, его личность становится настолько прелестной, что мало кому удается удержаться от того, чтобы не полю-

Часть 3. По дороге маргинала                                                 235

бить себя самым сильным образом. И это становится нача­лом в постижении человеком искусства любви. Трудами многих корифеев мировой психологии тщательно изучено и описано такое явление, как неспособность невротической личности к полноценной любви как к себе, так и к другим. Когда у человека есть серьезные невротические проблемы, его личность просто не в состоянии выработать психоэмоци­ональной энергии в количестве, необходимом и достаточном для любви к кому бы то ни было. А так как наш герой оздо­ровил свою душу, то она оказывается в состоянии готовности к этому чувству. И естественно, что первым же объектом для него оказывается столь привлекательная личность собствен­ного хозяина.

Давно уже известно, что когда человека хоть кто-то, пусть и один-единственный субъект, по-настоящему любит, то он может быть счастлив даже в обстановке полной враждебно­сти своего окружения. А раз так, то любовь к себе и является тем «спасательным кругом» марги­нала, позволяющим ему выдер­живать травлю толпы. Я вовсе не берусь утверждать, что любой человек захочет ограничиваться в своей жизни только любовью к себе, отказываясь от возможно­сти любить окружающих. Дело в том, что в реальной жизни ди­лемма перед людьми стоит со­всем иного рода. Человек толпы из-за душевного нездоровья себя и окружающих вообще никакой (я говорю о настоящей любви, а не о том, что обычно называют в толпе этим словом) любви не

Как выжить в толпе и остаться самим собой

имеет, в то время как маргинал хоть сам себя-то любит. Поэто­му и бесится толпа обычно при виде маргинала, называя его «психом ненормальным», так как чувствует у него более высо­кую степень счастливости, чем у себя. Что касается любви от окружающих, то здесь маргинал на горьком опыте понимает, что надежд у него никаких, так как они просто не способны на это чувство. Как будто он не пробо­вал в толпе найти любовь! Но бы­стро убедился, что шанс у него появится только в том случае, если он встретит в своей жиз­ни другого подходящего маргинала, способного ответить на его чувство взаимностью. Ну а до тех пор он готов удовлет­воряться и собственными психоэмоциональными ресурса­ми. Отсюда и проистекает самодостаточность маргинала, так как он не тешит себя иллюзиями в отношении качества тех чувств, которые может получить у человека толпы. Это делает маргинала нечувствительным к оценке его личности окружающими представителями толпы, так как свои надеж­ды на счастье в союзе с другим человеком он связывает с Алыми парусами (или каким-нибудь другим подобным сим­волом). Очень показателен рассказ писательницы Луизы Уайз об одной ситуации, в которой ей довелось оказаться. Она «однажды вышла из кабины лифта на нижнем этаже го­стиницы и была встречена морем фотовспышек — это пред­ставители прессы ожидали выхода Элизабет Тейлор. «Вот она!» — закричал один из репортеров. Луиза подняла голо­ву, и другой сказал: «Да это просто никто». — «Ну что ж, и да, и нет, — подумала она. — Кто мы и то, что мы делаем, имеет значение только для маленькой группы людей. Но

Часть 3. По дороге маргинала

для них это имеет глубокое значение». Для тех, кто нас лю­бит, если нам повезло иметь круг таких людей, мы всегда кто-то» (цит. по: Майерс Д. Социальная психология).

Человек толпы из-за возможного отвержения окружаю­щими испытывает социальную тревогу. Такая тревога столь рас­пространена в современном за­падном обществе потому, что люди очень далеки от самодо­статочности независимой лич­ности. У человека нет страховки в виде самопризнания на случай социального отвержения. Когда личность действительно незави­сима, она оказывается не столь ранима социальным отвержени­ем, так как для нее на первом ме­сте стоит самоуважение и само­признание. А у человека толпы безвыходное положение: если он не добьется признания у толпы, значит, он НИКТО!

Вот и получается, что для полноты счастья маргиналу требуется не обожание всей толпы, а любовь и уважение только тех людей, чье мнение для него значимо. Такие люди у каждого человека составляют так называемую референт­ную группу. У маргиналов референтная группа если и есть, то очень маленькая, так как им трудно найти друг друга. И, чтобы беспричинно не огорчаться по пустякам, маргиналам важно не допускать попадания в их референтные группы людей толпы. Принцип «на безрыбье и рак — рыба» в этом случае применять нельзя. Очень показательно в этом пла­не отношение художника к своей картине в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Он показал ее своему дру­гу, но на его восхищенные слова о том, что это шедевр и где

238                      Как выжить в толпе и остаться самим собой

ее лучше выставить, чтобы она имела максимальный успех, он ответил: «А я вообще не собираюсь выставлять этот пор­трет». На недоуменные вопросы друга он лишь сказал: «Я вложил в него слишком много самого себя». После настой­чивых просьб друга уточнить сказанное, он объяснил: «Вся­кий потрет, написанный с любо­вью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне ху­дожник. И я боюсь, что портрет выдаст тайну моей души. ...Я не хочу обнажать душу перед любо­пытными и близорукими глаза­ми других людей. Никогда я не позволю им рассматривать мое сердце под микроскопом. В это полотно я вложил слишком мно­го души, слишком много самого себя». Получается, что ху­дожнику достаточно самому осознавать, что он написал та­лантливую работу, и услышать оценку близкого друга, для того чтобы испытать полное удовлетворение своей работой. А успех у широкой публики, слава, почет — все это для него незначимо, скорее, наоборот, он будет чувствовать диском­форт из-за причастности толпы зевак к тайнам его души. Вот это и есть самодостаточность, основанная на любви к себе и своим близким, достойным этого чувства.

КУЛЬТУРНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Самодостаточность маргинала дает ему одно очень важ­ное качество: отсутствие почитания авторитетов. Вообще, авторитет как социальный феномен возможен только в

Часть 3. По дороге маргинала

группе психически незрелых субъектов, так как представля­ет собой некритичное восприятие мнения человека, кото­рый ранее своими действиями или словами сформировал у этих примитивов убежденность в своей компетентности. Ум­ный же и личностно независи­мый человек прекрасно пони­мает, что даже великий мудрец иногда может ошибаться. А раз так, то любое мнение, любой мыслительный продукт, из кото­рых состоит человеческая куль­тура, независимо от авторства следует воспринимать критич­но. А это уже закладывает осно­ву свободы маргинала от всего комплекса культурных ценностей, на котором построена вся жизнь общества. Подобная свобода вовсе не означа­ет, что маргинал на каждом шагу попирает все святое для современного человека толпы, шокируя всех своим ци­низмом. Никто из сколько-нибудь разумных людей не станет утверждать, что вся культура современного чело­вечества абсолютно никуда не годится и ее надо выбро­сить, живя только своим умом. Такая свобода дает лишь способность маргиналу выявить при случае какую-либо культурную ценность толпы, с которой он не согласен, от­вергнуть ее и заняться поиском ее альтернативы.

Такой отвергаемой маргиналами культурной ценностью западной цивилизации прежде всего оказывается соци­альный статус как высшая цель жизни людей толпы, а так­же то, из чего он складывается: богатство, слава, власть. Вэл Нискер в своей книге «Безумная мудрость» рассказал одну историю, приключившуюся с китайским мудрецом Чжуан-цзы: «Как-то раз, когда Чжуан-цзы ловил рыбу в реке Пу, от

Как выжить в толпе и остаться самим собой

принца Чу прибыли два посланца и предложили ему стать первым министром государства. Продолжая удить рыбу, Чжуан-цзы сказал, не поворачивая головы: «Я слышал, что в Чу есть священная черепаха, которая умерла три тысячи лет назад. Она завернута в покрывало и помещена в ларец, который император хранит в родовом храме. Скажите мне, что предпочла бы эта черепаха: быть мертвой и почитаемой или быть живой и шлепать своим хвостом по грязи?» — «Она предпочла бы быть живой и шлепать своим хвостом по грязи», — ответили два придворных. Тогда Чжуан-цзы ска­зал: «Убирайтесь! Я буду шлепать своим хвостом по грязи!» Эта притча лучше всего передает жизненную позицию мар­гинала к названным выше ценностям толпы.

Власть для маргинала просто губительна. Слава ничего хорошего ему не даст, но от нее можно защититься. Славу можно обернуть в деньги, а также от нее можно получить удовольствие. Но верно это только для человека толпы. Для маргинала же это неприемлемо. Защититься от славы мож­но избежанием публичности и псевдонимом. Что касается богатства, то если оно неожиданно (а все рассматриваемое в этом абзаце подразумевается именно как неожиданное, к чему маргинал не стремился), то негативы не такие уж и страшные, а польза очевидная. Негативом может быть со­блазн изменением образа жизни и своего круга знакомых в пользу людей толпы. Когда круг общения определяется бо­гачами с невротичной психикой, то и маргинал со временем рискует превратиться в подобного («бытие определяет со­знание»). Польза же состоит в том, что неожиданное богат­ство может избавить маргинала от необходимости отвле­каться на зарабатывание средств на жизнь. Таким образом, данные факторы социального успеха должны присутство­вать в жизни маргинала лишь постольку, поскольку это по­зволяет заработать на жизнь по принципу разумной доста­точности. Сверх этого наличие стремления к власти, славе и богатству в мотивации маргинала свидетельствует о его

Часть 3. По дороге маргинала

личностной несвободе. Если же это все незапланированно сваливается на голову, то от первого — власти — надо бе­жать, от второго защищаться, а третье принимать избира­тельно (пользу без негатива).

РЕЛИГИОЗНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ

В любой религии, распространенной в обществе, всегда присутствует сразу несколько аспектов. Одним из них являет­ся ритуализация текущей жизни человека, помогающей незрелой личности структурировать свое время жизни. Другим аспектом является использование религии человеком для приобщения себя к толпе, ее исповедующей: «Хо­чешь стать «нашим» — крестись на икону!» Третьим аспектом может служить некоторая пси­хотерапевтическая функция ре­лигии, помогающая человеку справиться с какими-то своими внутренними проблемами. Чет­вертым аспектом можно назвать систематизацию человеком сво­их представлений о мире и сво­ем месте в нем. Не берусь сейчас рассуждать о пользе или вреде религии для человека как в це­лом, так и в частностях. Не ста­ну ратовать и за атеизм как ра­дикальный вариант религиозной независимости. Последнее подходит далеко не для всех, так как последние два аспекта

242                     Как выжить в толпе и остаться самим собой

религии скорее полезны, чем вредны, а полный отказ от веры может подорвать душевное равновесие человека. Но в первых двух аспектах религия маргиналу не нужна, а вред от разделяемой с толпой веры может быть огром­ным, так как официальная религия всегда является соци­ально-культурным механизмом манипуляции толпой. П о э т о м у в данном разделе п о д религиозной независимо­стью подразумевается не свобода от Бога вообще, а не­подвластность человека действию религиозных механиз­мов удержания его поведения в социально приемлемых рамках.

В качестве гибкого варианта религиозной независимо­сти я предлагаю процесс персонализации религии. Суть ее заключается в том, что маргинал создает под свою неповто­римую личность индивидуальную религию. В этом данный процесс сильно отличается от подхода тех людей, которые при создании религии исходят из мессианской установки, напрягая свой интеллект для всего человечества. Персона-лизация религии, даже когда человек в этом процессе опи­рается на распространенную и устоявшуюся систему веро­ваний, может обусловить защиту не только от влияния тол­пы, но и от устаревания и догматизации религии, так как каждый верующий будет эту религию не слепо принимать, а модифицировать под свою личность, пропуская ее через себя и делая ее СВОЕЙ религией. Естественно, что такая персонализация религии не должна блокировать критич­ность человека, когда он полностью использует и аналити­ческую, и синтетическую составляющую своего мышления. Мало того, использование персональной религии дает воз­можность модифицировать ее в течение всей своей жизни вслед за естественным развитием личности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.