|
|||
Гладышев С. 8 страницаНапример, в какой-нибудь Вятской губернии двухсотлетней давности на Францию или Германию реально могли ориентироваться лишь люди дворянского и купеческого сословия, составляющие от силы 2-3% населения. Обусловлено это было тем, что только эта верхушка общества могла съездить в российскую столицу или Европу или, на худой конец, пообщаться с живым европейцем, которого бедность загнала в российскую глушь. А остальным потенциальным подражателям, доля которых в обществе могла составлять 50—80% населения, оставалось ориентироваться на своих местных знаменитостей, определявших самобытность регионального социума. Теперь же благодаря рекламе всевозможного вида и экспансии американского кино в самом дальнем хуторе российской глубинки все стараются носить джинсы, жевать жвачку и задирать ноги на стол. Каждый человек в мире начал ориентироваться на самые выдающиеся примеры яркой и богатой жизни. Если раньше подросток ориентировался на уровень успеха, примеры которого были непосредственно у него перед глазами в пределах его деревни, то теперь у него перед глазами роскошь и слава самых богатых и знаменитых людей мира. Как выжить в толпе и остаться самим собой Выводы и рекомендации Ваши потребности — это часть вашей души. Нельзя допускать, чтобы кто-то извне воздействовал на них. Изменение ваших потребностей является сугубо внутренним делом вашей души, поэтому, прежде чем решить что-то сделать, почаще задавайте ей все тот же вопрос: «Ты действительно хочешь того, что я собираюсь сделать?» Все же побуждения, приходящие извне от конкретных людей, с вами взаимодействующих, или же из культурной и информационной среды надо подвергать критическому анализу, о чем мы уже говорили выше. МОДА Суть вопроса Мода за последние пару столетий стала значимым элементом жизни западного мира потому, что для одних делает существование не таким скучным, другим же позволяет ощутимо богатеть. Но по своей сути мода является элементарным согласованием людей в толпе в таких вопросах, что в ближайшее время носить или покупать. То есть мода устраняет индивидуальные различия между людьми! Если твоя внешность гармонична, оригинальна, подобрана с утонченным вкусом и полностью соответствует твоему душевному состоянию, но не отвечает современной моде, то ты заслуживаешь отрицательной оценки окружающих людей! Разве это не абсурд? Часть 1. Маргинал в обществе Но эта логика непонятна толпе, и ее представители регулярно меняют вслед за указаниями манипуляторов-модельеров свои пристрастия, избавляются от еще хороших вещей и бегут покупать новые. Аргументы Мода выполняет две социальные функции. Во-первых, она придает хоть какой-то смысл праздной жизни суетных людей. В этом плане мода оказывается одним из средств структурирования времени примитивных обывателей. Во-вторых, она помогает производителям товаров и услуг подстегивать потребительскую гонку Что происходит с женщиной, у которой весь гардероб состоит из еще вполне носи-бельных вещей, но уже вышедших из моды? Она покупает новые вещи, избавляясь от добротной одежды за бесценок. Да что там носибельность — в светских тусовках действует неписаное правило: дважды в одном наряде в люди выходить нельзя! Почему мужчина меняет автомобили через полгода-год, каждый раз покупая новый? Ведь у современных автопроизводителей мира гарантийный срок эксплуатации основных узлов может доходить до 5 — 1 0 лет, но от их продукции отказываются уже через полгода! А все потому, что большинство потребителей считают ниже своего достоинства ездить на машине не самой последней модели. Ну, хорошо, не все так тщательно следят за модой. Допустим, женщина пришла в общественное место в наряде, уже вышедшем из моды, но который очень ей к лицу, — как она будет встречена окружающими? Кто-то не обратит внимания, Как выжить в толпе и остаться самим собой но многие модницы обязательно в глаза или за глаза будут активно выражать свое удивление несоответствием ее внешнего вида духу времени! Всякий ли способен выдержать такой прессинг?! Сомерсет Моэм в моде выделяет еще и конформизм, усиливающий непосредственное удовольствие от модной вещи: «Удовольствия, в сущности — это вопрос вкуса. Они изменчивы, как женская мода; модное удовольствие становится желанным вдвойне. Поступки сами по себе малоприятные могут под воздействием моды стать источником острого наслаждения». Например, модным становится прием нового вида наркотика, но всегда есть какой-то процент людей, которым от него становится плохо. Вы думаете, они в этом признаются своим приятелям? Они скорее будут терпеть и старательно изображать кайф. То же самое происходит и с модными танцами, музыкой, прическами, неудобной одеждой и обувью — всем, что в потреблении способно у разных людей вызывать тщательно скрываемый перед окружающими физический и психический дискомфорт. Выводы и рекомендации Еще в подростковом возрасте я заметил за собой одну странную особенность. Когда вокруг меня поднимался шум по поводу какой-то новой книги, фильма, музыки или чего-то подобного, вдруг ставшего модным, я, в отличие от окружающих, испытывал к этому предмету всеобщего внимания какую-то непонятную неприязнь. И только по прошествии нескольких лет, когда спадала волна ажиотажа, я спокойно знакомился с предметом культуры, бывшим когда-то модным, составляя о нем свое мнение в одиночестве, так как его обсуждение уже никому вокруг меня не было интересным. Только много позже я понял психологию своего поведения. Часть 1. Маргинал в обществе 137 Такой сценарий поведения в отношении к модным вещам совсем не обязательно должен быть образцом для подражания. Например, одна моя знакомая является фанаткой Гарри Поттера, но последнюю вышедшую недавно книгу не покупала до тех пор, пока та не подешевела до разумных пределов. Моде как средству манипуляции толпой и механизму психологического давления толпы на отдельных людей надо сопротивляться или же вообще быть к ней равнодушным. А как это будет делать каждый конкретный человек — это вопрос личного предпочтения. ВЫСМЕИВАНИЕ Суть вопроса Природа смеха разнообразна, но одним из наиболее распространенных факторов смешного является отклонение какого-либо явления — поведения, внешности, суждений — от общепринятого эталона. Например, все мы имеем представление о среднем для нашего общества уровне ума. И если какой-либо человек явно не дотягивает до этого стандарта, то многих его глупость смешит. Или другой человек демонстрирует недостаточную для обычного человека ловкость в движениях, спотыкаясь на ровном месте и задевая своим телом предметы, мимо которых все проходят, не замечая их. Это также обычно сопровождается смехом окружающих. Столь же смешными оказываются отклонения во внешнем виде: оттопыренные уши; большой нос; короткие штаны; необычные цвета в одежде и т. д. 138 Как выжить в толпе и остаться самим собой Аргументы БОЛЬШИНСТВО людей толпы, боящихся выделиться из ее рядов, оказываются чрезвычайно чувствительными к смеху окружающих. Благодаря этому толпа получает в свое распоряжение отличный механизм удержания своих членов в единых рамках: высмеивание любых отклонений человека от общепринятых эталонов. Выводы и рекомендации Для того чтобы не поддаваться этому виду психологического давления, надо снизить свою чувствительность к смеху окружающих людей. Достигается это двумя способами. Во-первых, необходимо разобраться со своей референтной группой, т. е. людьми, чье мнение для вас значимо, на кого вы ориентируетесь в своей жизни. Глупо иметь референтную группу, включающую в себя всю окружающую вас толпу, так как всем не угодишь и всегда найдется кто-то, кому захочется посмеяться над чем-нибудь в вас. Из своей референтной группы необходимо вычеркнуть всех посторонних людей, далеких от вас по сфере интересов, психологическому складу, интеллектуальному и культурному развитию, стилю и образу жизни, мировоззрению. Круг значимых для вас людей должен быть узок, при этом их мнение о вас надо воспринимать избирательно. Например, к другу Пете надо прислушиваться в вопросах смысла жизни, а подругу Таню держать за эксперта в области эстетики. Представьте себе зрелую даму с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, оказавшуюся по воле случая в трущобах. Мимо проходящие девчонки подросткового возраста стали громко смеяться по поводу ее внешнего вида. Стоит ли ей принимать во внимание реакцию особ, у которых в речи на одно литературное слово Часть 1. Маргинал в обществе приходится по нескольку слов низкопробного мата, выглядящих как скоморохи на ярмарке? Очевидно, нет. Подобное игнорирование смеха окружающих людей, которые не входят в состав вашей референтной группы, должно стать для вас устойчивой привычкой. Вторым способом восприятия чужого смеха над вами является умелое отделение юмора (если он есть в наличии) от вашей личности. Если кто-то смеется над вами, попробуйте отделить смешное в ситуацию, которая не связана непосредственно с вами. Представьте этот смешной случай как анекдот, в котором героем является абстрактный персонаж. Расскажите его мысленно своим друзьям, не упоминая о своей роли в реальной действительности. Если это получится, то смех можно смело отделять от своей личности: смеялись не над вами, а над комичной ситуацией, в которой по воле случая вы оказались. Но так как это может произойти с каждым, то и переживать вам по этому поводу особо не стоит. Редко так бывает, что смешное связано именно с личностью. Но все это верно только тогда, когда действительно есть что-то смешное. Если же смех вызван не смешным, а желанием оскорбить вас, задеть за живое, то и реагировать на это надо соответствующим образом. ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ Суть вопроса Любая религия при своем зарождении маргинальна, но если, например, коньяк с возрастом становится лучше, то религии от возраста только теряют свое качество. Происходит это по той причине, что практически любую религию можно использовать как инструмент для массовых Как выжить в толпе и остаться самим собой манипуляций. Поэтому вокруг религиозных идей, показавших в первые десятилетия существования свою эффективность, быстро появляются всевозможные дельцы. Да и внутри самой религии формируется церковная бюрократия, которая начинает паразитировать на вере. Это потребительское отношение к религии неизбежно разрушает ее. Но самая серьезная потеря качества религии происходит, когда ее на вооружение берет власть. С этого времени настоящая духовность обычно если и остается в религии, то только вокруг незаурядных энтузиастов. Подобные группы довольно быстро оформляются в различные секты, дистанцируясь от процессов разложения и извращения исходных идей, протекающих в официальной религии. А та, будучи в услужении у власти и магнатов, начинает исполнять функции пропаганды нужных идей в массы, смирения недовольных, ритуализации жизни толпы, зарабатывания денег на вере и прочем, от чего обычно предостерегают создатели религии своих последователей. Часть 1. Маргинал в обществе Аргументы История показывает, что подавляющее большинство религий имело высокое качество в плане чистоты помыслов и веры их поклонников лишь в период своего зарождения, когда они предлагали альтернативу устоявшейся идеологии толпы, и потому являлись маргинальными по своей сути. Когда же идеи религии распространяются на толпу, с нею (религией) происходит метаморфоза. Во-первых, примитивные умы толпы обычно сильно извращают идеи религии. Во-вторых, сильные мира сего хорошо знают, каким эффективным инструментом манипулирования толпой является религия, и поэтому они быстро прибирают ее к своим рукам. Религия объявляется официальной. В ней, как раковая опухоль, разрастается церковная бюрократия, которая начинает использовать религию для решения задач власти, частью которой она (церковная бюрократия) становится. И чем крупнее религия (в плане распространенности), тем сильнее смещается ее интерес от души конкретного человека к глобальным проблемам человечества (характерный пример — Римский Папа Иоанн Павел 2-й, давно превратившийся из жреца в политического деятеля). Таким образом, религия склонна при распространении становиться бесчеловечной. Поэтому можно утверждать, что старые официальные религии, распространенные в наше время по миру, ничего хорошего маргиналу дать не могут. Они являются лишь механизмом ри-туализации жизни человека, заставляющим его через совместное с толпой исполнение различных обрядов чувствовать свою общность с ними. А содержание Как выжить в толпе и остаться самим собой религии давно уже для большинства людей, считающих себя верующими, потеряло всякий смысл. Так, например, ожидание мессии в христианстве — безнадежная мечта. Если он все-таки появится, то по своей сути будет маргиналом, а значит, толпа за ним не пойдет. Скорее, наоборот, он будет подвергнут осмеянию и гадливому презрению. А когда маргинальные идеи мессии в извращенном виде превратятся в идеологию толпы, прах мессии уже сгниет. Так было с Иисусом и другими создателями мировых религий, которые были типичными маргиналами, а их последователи через пару сотен лет превратились в обычную толпу. Вэс Нискер в своей книге «Безумная мудрость» выразил эту мысль следующим образом: «Если бы Будда был сегодня жив и продолжал учить, нет сомнений, что многие родители потребовали бы, чтобы их детей, окажись они в общине Будды, вернули домой и чтобы им после этого хорошенько промыли мозги. Иисуса в дни его земной жизни принимали за помешанного. Он стал среди бедных людей героем потому, что всячески им помогал, осмелившись бросить вызов церковной и государственной власти. Почтенные же люди, скорее всего, смотрели на него как на распущенного уличного бродягу». Наибольшее давление на людей оказывают тоталитарные религии (иудаизм, ислам, индуизм), построенные на чрезмерной ритуализации повседневной жизни. Чего только стоит любимая фраза мусульман: «У человечества нет прав, есть только обязанности!» Чтобы уйти от такого влияния, но остаться в рядах верующих, лучше всего выйти на достаточно высокий уровень понимания своего бога и своей веры в него. Ритуалы в религии предназначены для наиболее примитивных членов общества, кото- Часть 1. Маргинал в обществе рые только через действие и могут приобщиться к богу. Люди же, развитые и духовно, и интеллектуально, оказываются способны к непосредственному взаимодействию с богом в своей душе без всякой ритуализации повседневной жизни. Особое место в отношениях человека с религиями занимает поиск подходящего для его души бога. Многие люди, нуждающиеся в вере, оказываются либо в плену традиционной для своего общества религии, в атмосфере которой они выросли и впитали ее как естественную составляющую культурной жизни своего окружения, либо в условиях ограниченного выбора между двумя-тремя различными религиями (сектами), чьи проповедники смогли добраться до дверей его дома. В такой ситуации суженного выбора очень высок риск оказаться под влиянием тоталитарной секты, стремящейся к порабощению как души верующего, так и его тела вместе с его имуществом. Выводы и рекомендации Официальной религии желательно сторониться, а религиозную информацию, распространяемую через СМИ, необходимо воспринимать очень критично. Настоящего бога, веру в него, если вы нуждаетесь в ней, ищите в себе самом. Если же испытываете в этом какие-то затруднения, то ищите человека, которому готовы были бы довериться, но не церковь, как уже оформившуюся организацию. Конкретный человек сможет ответить на ваши вопросы, а церковь будет стремиться организовывать вашу жизнь, но второе идет только вслед за первым. Вначале нужно понять, куда идти, и только потом переставлять ноги. Обычно же устоявшиеся религии предлагают выверенный образ жизни, а душой человека занимаются скорее по привычке. Особенно в этом плане опасны тоталитарные религии и секты, которые стремятся к тому, чтобы начать определять каждый ваш шаг в жизни вплоть до мельчайших деталей. Это путь к психологическому рабству. Часть 2 ТРИ ФРОНТА БОРЬБЫ МАРГИНАЛА С ТОЛПОЙ Глава 5. БОРЬБА С Б Л И Ж А Й Ш И М ОКРУЖЕНИЕМ ВОСПИТАНИЕ РАБА Суть вопроса Почему общество давит на свободолюбивого человека? Потому что его большинство составляют несвободные люди. Почему они в большинстве? Потому что в семье несвободных людей обычно больше детей, чем в семье свободных. Происходит это из-за повышенной (по сравнению с толпой) ответственности свободных людей в вопросе продолжения рода: они считают себя обязанными не только произвести ребенка на свет и выкормить его, но и воспитать в нем независимую и высокоразвитую личность. Такой подход требует огромных ресурсов (материальных и человеческих), поэтому Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой возможности культурных и свободных семей в воспроизводстве себе подобных сильно ограничены. Толпа же склонна безответственно плодиться как примитивная биомасса. Вообще, воспитание свободной личности требует большого труда и благоприятного сочетания целого ряда факторов. Это как культивируемое растение, которое без должной заботы всегда проиграет борьбу за место под солнцем всевозможным сорнякам. В воспроизводстве свободного человека «сорняк» получается сам собой, если где-то в чем-то процесс воспитания оказался с изъяном. Получается, что основу современного общества составляет брак воспитательного процесса: родители-сорняки автоматически воспроизводят сорняки в большом количестве, а культурные родители при всем своем старании имеют значительный брак процесса воспитания, не говоря уже об их пониженной плодовитости. То есть свободные люди мало того, что меньше рожают, но далеко не всех рожденных оказываются в состоянии воспитать свободными, невольно поставляя в общество дополнительные сорняки. Итак, человек толпы, обладающий несвободной личностью по определению, склонен воспроизводить эту 146 Как выжить в толпе и остаться самим собой психологическую характеристику в своих детях. Хотя, спроси его о воспитании, он будет доказывать свою преданность самым высоким целям формирования у своего ребенка гармонично развитой и независимой личности. Но так ли это? Способен ли добровольный раб общества вырастить человека с душой независимого героя? Я глубоко убежден, что толпа может активно воспроизводить только толпу. Независимая и самодостаточная личность в толпе может вырасти только в том случае, если ее родители самоустранились от воспитания. Только у предоставленного самому себе ребенка в толпе есть шанс вырваться из этого душного культурно-психологического болота. Аргументы Если попытаться проанализировать пороки воспитания толпой своих детей, то наберется материала еще на одну книгу, поэтому в данном разделе я ограничусь несколькими иллюстрациями по материалам книг Эриха Фромма и Эрика Берна. 1. Люди толпы изначально закладывают в своих детей основы конформизма через понятие «хороший человек». Качество «хороший» всегда должно иметь референтный индекс, определяемый вопросом: «Хороший человек для кого?» Возможны два альтернативных варианта: для самого себя; для окружающих людей, начиная с родителей и заканчивая обществом вообще. Осознание того, что можно быть хорошим для себя, ребенку толпы в принципе никто в ней из взрослых не сможет сформировать, так как оно не ведомо им самим. Поэто- Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 147 му толпа учит ребенка единственно для них возможному варианту — быть «хорошим» для окружающих людей. Вот что об этом говорит Фромм в книге «Человек для себя»: «Вещь называется хорошей, если она хороша для человека, ею пользующегося. Подобный критерий ценности может быть применен и к человеку. Наниматель считает работника хорошим, если тот ему полезен. Учитель может назвать ученика хорошим, если ученик послушен, не причиняет хлопот и является гордостью учителя. Так и ребенка могут назвать хорошим, если он понятлив и послушен. «Хороший» ребенок может быть запуганным, неуверенным, желающим лишь угодить своим родителям, покоряясь их воле, в то время как «плохой» ребенок может обладать собственной волей и иметь достойные интересы, но неугодные, однако, его родителям». 2. Человек толпы имеет непреодолимую потребность опутывать себя по своей собственной инициативе большим количеством социальных связей ради ощущения своей причастности к обществу. И его дети не являются в этом плане исключением, скорее наоборот, он стремится связать себя с ними еще сильнее, чем с кем бы то ни было. Для того чтобы родитель смог вырастить ребенка свободным от такой потребности в паутине общественных отношений, он должен его с раннего детства постепенно приучать жить самостоятельно и самодостаточно, сознательно помещая его в ситуацию временной и частичной изоляции от окружающих людей, в том числе и от себя. Но подобное поведение в корне противоречит его собственным потребностям, причем этот конфликт происходит на подсознательном уровне. И решить его в пользу ребенка оказываются способными очень немногие родители толпы. Фромм Э. «Здоровое общество»: «В материнской любви отношения между матерью и ребенком носят характер неравенства: ребенок беспомощен и зависим от матери. Чтобы развиваться, он должен становиться все более независимым, Как выжить в толпе и остаться самим собой пока, наконец, совсем не перестанет нуждаться в матери. Поэтому отношения матери и ребенка парадоксальны и, в определенном смысле, трагичны. Они требуют от матери самой сильной любви, но именно эта любовь должна помочь ребенку вырасти и отделиться от матери, стать полностью независимым. Любой матери легко любить ребенка, пока не начался этот процесс отделения, но любить ребенка, и при этом позволить ему уйти, и ХОТЕТЬ отпустить его — с этой задачей большинство не в силах справиться». 3. Родительская ревность своего ребенка к его друзьям. Фромм Э. «Здоровое общество»: «Лишь в возрасте 8-9 лет ребенок начинает воспринимать другого человека так, что может полюбить, т. е. почувствовать, что потребности другого человека так же важны, как его собственные. Обычно ребенок испытывает такую любовь сначала к своим сверстникам, а не к родителям. Приятную мысль о том, что дети «любят» своих родителей прежде, чем они полюбят кого-нибудь еще, следует расценивать как одну из многочисленных иллюзий, порождаемых принятием желаемого за действительное. Для ребенка в этом возрасте отец и мать являются объектами скорее зависимости и страха, чем любви, которая по самой своей природе основана на равенстве и независимости. Любовь к родителям (если мы разграничиваем любовь, с одной стороны, и сильную, но пассивную привязанность, благовоспитанную или почтительную покорность — с другой) развивается — если это вообще происходит — скорее не в детстве, а позднее, хотя при благоприятных условиях ее первые ростки могут обнаружиться и в более раннем возрасте. Однако многие родители не хотят мириться с этим обстоятельством; первые подлинно любовные привязанности ребенка вызывают у них обиду, проявляющуюся либо открыто, либо — что еще более действенно—в виде насмешек. Их осознанная или неосознанная ревность создает одно из самых мощных препятствий на пути развития у ребенка способности любить». Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 149 4. Реализация родителями своих целей посредством своих детей. Фромм Э. «Кризис психоанализа»: «В зависимости от экономических условий, сын либо является наследником владений своего отца, либо будущим кормильцем своего отца, когда тот состарится и ослабеет. Он представляет собой нечто вроде помещения капитала. С экономической точки зрения суммы, вложенные в образование и профессиональное обучение сына, сродни расходам на страхование от несчастных случаев и платежи в пенсионный фонд. Далее сын играет важную роль в поддержании социального престижа своего отца. Его вклад в дела общества и сопутствующее общественное признание может повысить престиж отца; его неудачи в обществе могут уменьшить или даже разрушить престиж отца. (Экономически или социально удачный брак сына играет аналогичную роль.) Из-за такой социально-экономической функции сына целью его образования, как правило, является не его личное счастье, т. е. максимальное развитие его собственной личности, а, скорее, принесение им максимальной пользы для удовлетворения экономических или социальных потребностей отца. Поэтому зачастую мы обнаруживаем объективный конфликт между счастьем сына и приносимой им пользой; этот конфликт, как правило, не воспринимается сознанием отца, поскольку с точки зрения господствующей в обществе идеологии эти цели идентичны. Еще более осложняет ситуацию то, что отец зачастую отождествляет себя с сыном: он желает, чтобы сын не только был полезным членом общества, но и исполнял его собственные нереализованные мечты и фантазии. Эти социальные функции отца играют решающую роль в формировании характера отцовской любви: он любит сына при том условии, что сын выполнит возлагаемые на него ожидания. Если это не так, отцовская любовь может угаснуть или даже превратиться в презрение или ненависть». Как выжить в толпе и остаться самим собой Фромм Э. «Человек для себя»: «Широко распространено представление, что дети являются на свет для того, чтобы доставлять удовольствие родителям и компенсировать им разочарование в собственной жизни. ...Даже в нашей неавторитарной культуре случается, что родители хотят, чтоб дети были «послушными», чтобы возместить родителям то, что они упустили в жизни. Если родители не преуспевают, ребенок должен добиться успеха, чтобы доставить им замещающее удовлетворение. Если они нелюбимы (в частности, когда родители не любят друг друга), детям предстоит возместить эту нехватку любви; если они оказались бессильны в своей социальной жизни, они хотят обрести удовлетворение, контролируя своих детей и властвуя над ними. Даже если дети удовлетворяют этим ожиданиям, они все же чувствуют вину, что не делают все возможное и, значит, разочаровывают своих родителей». 5. Люди толпы воспитывают своих детей преимущественно методами психологического программирования. Такая жизненная программа, вложенная в ребенка, сильно сковывает саморазвитие его личности впоследствии. Берн Э. «Люди, которые играют в игры»: «...программирование [детей родителями] в основном происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями. ...Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам (они неадекватны), тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не приводят ребенка к беде, если не сопровождаются принуждением.... Быть красивой — это вопрос не анатомии, а родительского разрешения. Анатомия, конечно, влияет на миловидность лица, однако, лишь в ответ на улыбку отца или матери может расцвести настоящей красотой лицо дочери». Там же: «Говорят, что в следующем столетии будут выращивать детей в пробирках, вырабатывая в них качества, нужные государству и родителям, которые будто бы будут закладываться путем сценарного программирования. Сце- Часть 2. Три фронта борьбы маргинала с толпой 151 нарное программирование легче изменить, чем генетическое, однако мало кто пользуется этой возможностью. Тот, кто ею воспользовался, заслужил более впечатляющее надгробье. Почти все благочестивые эпитафии переводятся одинаково: «Взращен в пробирке, там же и жил». Так они и стоят, ряды за рядами памятников, крестов и прочих символов, все с одним и тем же девизом. Лишь иногда мелькнет иная надпись, которую можно было бы расшифровать: «Взращен в пробирке — но сумел из нее выскочить». Большинству это так и не удается, хотя «пробка у пробирки» почти всегда отсутствует». 6. Воспитание посредством формирования у ребенка чувства вины. Фромм Э. «Человек для себя»: «Самый эффективный способ ослабить волю ребенка — это вызвать в нем чувство вины. ...Если ребенок не умеет справить нужду так, как от него требуют, если он ест не так, как положено, — он плохой. В возрасте пяти или шести лет ребенок обретает всепроникающее чувство вины, поскольку конфликт между его естественными влечениями и их моральной оценкой со стороны родителей превращается в постоянно действующий источник вины. Либеральные и «прогрессивные» системы воспитания не сумели изменить эту ситуацию в такой мере, как принято думать. Явный авторитет был заменен анонимным, явное приказание — «научно» обоснованными формулами; вместо «не делай этого» теперь говорят «тебе не понравится делать это». Фактически, анонимный авторитет во многих отношениях может быть даже более подавляющим, чем авторитет явный. Ребенок больше не осознает, что им распоряжаются (а родители не осознают, что они отдают приказания), ребенок не может сопротивляться и тем самым развивать в себе чувство независимости. Его уговаривают и убеждают от Как выжить в толпе и остаться самим собой имени науки, здравого смысла и сотрудничества — а кто же может выступить против таких объективных принципов?» 7. Формирование у ребенка конформизма, подавление критического мышления. Фромм Э. «Бегство от свободы»: «Пятилетняя девочка может заметить неискренность матери: та всегда говорит о любви, а на самом деле холодна и эгоистична; или — более резкий случай — постоянно подчеркивает свои высокие моральные устои, но связана с посторонним мужчиной. Девочка ощущает этот разрыв, оскорбляющий ее чувство правды и справедливости, но она зависит от матери, которая не допустит никакой критики, и, предположим, не может опереться на слабохарактерного отца, и поэтому ей приходится подавить свою критическую проницательность. Очень скоро она перестанет замечать неискренность или неверность матери: она утратит способность мыслить критически, поскольку выяснилось, что это и безнадежно, и опасно. Вместе с тем девочка усвоит шаблон мышления, позволяющий ей поверить, что ее мать искренний и достойный человек, что брак ее родителей — счастливый брак; она примет эту мысль как свою собственную».
|
|||
|